Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ'

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ»

УДК 572.51.024-053.2

Л. А. Покалюева, И. П. Зорина, О. И. Снигур, Г. А. Боровик

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ

Львовский научно-исследовательский институт педиатрии, акушерства и гинекологии

В течение 2 лет в Дрогобыче изучалось физическое развитие детей дошкольного возраста в связи с социальными факторами и, и частности, в зависимости от режима дня. Опрос-но-анкетным методом были заполнены 1402 разработанные нами карты на детей в возрасте от 1 года до 7 лет, из них 573 карт на детей до 3 лет и 829 карт на детей от 3 до 7 лет.Инфор-мация, содержащаяся в картах, отражала возраст ребенка, антропометрические данные к моменту обследования, режим дня (соответствует он или не соответствует возрасту), отдельные режимные моменты (режим питания, длительность и кратность дневного сна, длительность суточного сна, время пребывания на свежем воздухе).

Уровень физического развития оценизали по таблицам, составленным нами на основе материалов исследования 1969—1971 гг. Для более полной характеристики физического развития детей учитывали также гармоничность его. Анализ полученных данных показал, что только 39,8% детей до 3 лет и 23,9% детей от 3 до 7 лет имели правильно организованный режим дня; в остальных случаях режим дня не соблюдался. Так, дети раннего возраста (68,6%) мало находились на свежем воздухе. У 41,7% обследованных нарушался режим питания — за счет их кормления в разное время, несоблюдения кратности его и интервалов между кормлениями. У 30,1% наблюдаемых нарушалось время сна. Это особенно отмечалось у детей до \Чг лет, которые зачастую укладывались в кровать только 1 раз днем; во многих случаях длительность суточного сна не соответствовала норме. У детей от 3 до 7 лет, наоборот, нарушения режимных моментов носили иной характер. У 63,2% из них

не соблюдался режим дневного сна, прогулки совершались несистематически, а 38,3% детей находились на воздухе больше положенного времени (в основном дети 6—8-го года жизни), вследствие чего у них нарушался режим питания (18,8%).

Анализируя физическое развитие детей до 3 лет в зависимости от режима дня, мы установили, что лучшие показатели имели те из них, режим дня которых соответствовал возрасту (больше было детей с показателями средними, выше средних и высокими и достоверно меньше — с показателями ниже средних и низкими).

При нарушении режима дня было достоверно меньше детей с хорошими показателями физического развития и больше — с плохими (ниже средних — 20%, низких — 17,9%). Представление об этом дает таблица.

Аналогичные данные получены и у детей в возрасте от 3 до 7 лет. У тех обследованных, режим дня которых соответствовал возрасту, отмечались хорошие показатели физического развития (средние —70%, выше среднего — 7,5%, высокие — 1,7%). При нарушении режимных моментов, несоответствии режима возрасту эти показатели были достоверно хуже.

Гармоничность развития наблюдаемых была достоверно лучше, когда режим их дня соответствовал возрасту.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что 60,2% детей до 3 лет и 76,1% детей от 3 до 7 лет не имели установленного режима дня согласно возрастным особенностям. Это отрицательно отразилось на их физическом развитии. Врачам-педиатрам и патронажным сестрам нужно уделять внимание работе с родителями детей, воспитывающихся в домашних условиях. Следует обучать также родителей организации рационального режима дня ребенка, разъяснять им важность выполнения отдельных режимных моментов, используя для этого многообразные формы

Уровень физического развития детей до 3 лет в зависимости от режима дня (в % к итогу)

Режим дня

Показатели физического развития соблюдается не соблюдается

о в а % а %

Высокие Выше средних Средние Ниже средних Низкие 3 30 155 30 10 1.3 13,2 67,9 13,2 4.4 / V п 13 190 69 62 3,2 3,8 55,1 20,0 17,9

Итого . . . 228 100,0 345 100,0

Статистический показатель — — Х2= 19,5 Р<0,05

Развиты гармонически Вес превышает рост Вес отстает от роста 177 37 14 77,6 16,4 6,0 242 50 53 70,1 14,5 15,4

Итого . . . 228 100,0 345 100,0

Статистический показатель — — — Х2=5.9 Р<0,05

(цикл обязательных индивидуальных и групповых бесед, раздача родителям памяток и брошюр, оформление фотовитрин). Необходимо улучшить врачебное наблюдение за детьми, воспитывающимися в домашних условиях, и обязательно проводить ежеквартальную оценку их физического развития.

Поступила Б/Ш 1974 г.

УДК 612.661-055.2-057:677

В. В. Максимов, Г. С. Гущина

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ-ТЕКСТИЛЬЩИЦ

Кафедра общей гигиены Ярославского медицинского института

Исследования проводились у подростков комбината технических тканей «Красный Перекоп» по общепринятым методам с последующей статистической обработкой полученного материала. В общей сложности было выполнено 1852 исследования.

Результаты антропометрических измерений представлены в таблице. Ее анализ указывает на то, что рост обследованных стоя, вес и окружность грудной клетки были близки к данным А. М. Мамедова и Л. Ф. Кокулиной, полученным ими при изучении физического развития рабочих подростков-девочек, но другой специальности.

При изучении некоторых физиометрических признаков (динамометрия правой и левой кисти, становая сила и спирометрия) выявлено, что мышечная сила обеих кистей у подростков с возрастом увеличивалась и была больше, чем у школьников того же возраста (А. Б. Сгавицкая и соавт.). Это, по-видимому, связано со спецификой мышечной работы верхними конечностями подростков, что, вероятно, и обусловило ббльшую мышечную силу кистей рук. Что касается становой силы, то она была ниже, чем отмечали у школьников А. Б. Ставицкая и соавт. Это указывает на относительную слабость разгибателей спины у подростков-текстильшиц1.

Оценивая результаты спирометрии подростков, следует отметить, что ЖЕЛ у подростков с возрастом увеличивалась и была несколько выше данных у школьников Ярославля (по А. Б. Ставицкой и соавт.).

Степень показателей полового развития подростков с возрастом изменялась. Так, по мере увеличения возраста показатели вторичных половых признаков, выраженных в процентах, имеют тенденцию к уменьшению, а показатели III—IV степени увеличиваются. Аналогичные показатели наблюдаются у учащихся других профессионально-технических училищ.

Антропометрические данные подростков

Рост стоя (в см) Вес (в кг) Окружность грудной

5 §х клетки (в см)

э* 5 = М±т ±0 М± т ±0 М±т ±0

16 136 158,5—0,47 5,51 55,3=!: 0,58 6,75 80,3—0,49 5,69

17 128 158,96=0,44 5,02 55,5=0,67 7,54 83,8—0,4 4,65

18 75 158,02=0,64 5,59 57,32—0,7 6,06 84—0,62 5,46

По А. М. Мамедову

16 122 158,21=0,44 4,86 52,11=0,42 4,38 79,24=0,19 2,15

17 115 158,98—0,42 4,51 53,93—0,38 4,15 80,27=0,21 2,34

18 110 159,65=0,43 4,53 54,76—0,46 4,89 80,50= 0,22 2,35

По Л. Ф . Кокулиной

16 100 158,3=0,46 4,6 54,4—0,5 5 78,9=0,48 4,8

17 100 160—0,5 5,0 56,2=0,58 5,8 82,9=0,5 5

18 100 162,3=0,43 6,1 58,9=0,54 5,64 85,7=0,44 4,4

1 Сравнение с данными школьников проводилось в связи с тем, что в литературе такие сведения, касающиеся подростков-текстильщиц, отсутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.