Научная статья на тему 'Уровень экономической безопасности Восточной Сибири и Забакалья'

Уровень экономической безопасности Восточной Сибири и Забакалья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / VALUATION OF ECONOMIC SAFETY RATE / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / WORLD FINANCIAL-ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гордиенко Д. В.

Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Восточной Сибири и Забайкалья. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности восточных регионов России в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety rate of east's Sibirian's and Zabaikal's

This article is assessment of economic safety rate of East Siberian's and Zabaical's impact has. The approach to provision of economic safety of east's regions of the Russia in the conditions of world financialeconomic crisis analyzed.

Текст научной работы на тему «Уровень экономической безопасности Восточной Сибири и Забакалья»

УДК 338.23 (075.8)

УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ЗАБАКАЛЬЯ

Д.В. Гордиенко, д-р воен. наук,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Москва E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена оценке уровня экономической безопасности Восточной Сибири и Забайкалья. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности восточных регионов России в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова: мировой финансово-экономический кризис, оценка уровня экономической безопасности, Российская Федерация.

Abstract. This article is assessment of economic safety rate of East Siberian's and Zabaical's impact has. The approach to provision of economic safety of east's regions of the Russia in the conditions of world financial-economic crisis analyzed.

Key words; world financial-economic crisis, valuation of economic safety rate, Russian Federation.

Россия - страна почти 80 регионов, расположенных на значительной территории нашего государства. В дополнение к общефедеральной ориентации, в ряде регионов нашей страны одно из главных мест занимает локальная ориентация на отношения с приграничными государствами и их приграничными регионами. В этих условиях трансграничные регионы России, естественно, испытывают определенное влияние (а, иногда, и/ или давление) соседних иностранных экономических систем в зависимости от уровня их социально-экономического развития и специализации.

При этом особое место занимают Восточная Сибирь1 и Забайкалье2, которым «выпал шанс» реализовать «евразийскую миссию Рос-

1 К Восточной Сибири здесь и далее относятся: Республика Тыва; Республика Хакасия; Красноярский край; Иркутская область.

2 К Забайкалью здесь и далее относятся: Республика Бурятия; Забайкальский край.

сии». В этой связи становится актуальной задача сравнительной оценки уровня экономической безопасности этих восточных регионов нашей страны в целях выявления направлений повышения эффективности их социально-экономического развития и повышения уровня региональной экономической безопасности.

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Российским правительством значительное внимание уделяется социально-экономическому развитию восточных регионов нашей страны - Восточной Сибири и Забайкалья. С этой целью на федеральном и региональном уровнях принят и/или разработан ряд концептуальных и программных документов, предусматривающих экономическое и социальное развитие как отдельных субъектов Федерации, так и перечисленных выше регионов в целом.

В частности, стратегической целью развития Сибири объявлено «обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе». При этом «основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта, начиная с 2012 года, должен превышать среднероссийский показатель. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса».

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона объявлена «реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития». Для достижения этой цели признано необходимым «обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-

экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач».

ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ

В период мирового финансово-экономического кризиса, благодаря реализации антикризисных мер, российскому правительству и правительствам субъектов Федерации восточных регионов нашей страны удалось не допустить банковского кризиса, повальной безработицы и массового банкротства предприятий. Тем не менее финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития Восточной Сибири и Забайкалья, а также в изменение уровня экономической безопасности России в ближайшее десятилетие. Анализ же статистических данных по девяти показателям экономической безопасности позволил предположить, что уровень региональной безопасности хозяйств восточных регионов нашей страны в период кризиса понизился (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

Несмотря на принятые меры, кризис существенно понизил общий уровень экономической безопасности Российской Федерации и ее восточных регионов и оказал негативное влияние на динамику его повышения в ближайшие годы. В этой связи представляет интерес сравнительная оценка уровня экономической безопасности России и уровней региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока в период кризиса и посткризисный период.

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ

Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности России базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства, расчетная формула которого может иметь вид:

У ЭБ = П в,а', П а< = 1,

1=1 1=1

где: УЭБ - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства государства; а. - вес /-го нормированно-

го частного показателя, характеризующего экономическую безопасность государства; р. - значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность государства.

Аналогично, оценка общих интегральных уровней экономической безопасности восточных регионов России может базироваться на определении значений общих нормированных показателей безопасности хозяйства каждого региона, расчетная формула которого может, в первом приближении, иметь вид:

уэБ, = п в 1. Па = 1. П а,; = 1.

1=1 1=1 1=1

где: УЭБ . - общий нормированный показатель уровня безопасности экономики .-го региона; а. - вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего региональную экономическую безопасность .-го региона; в. - значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего региональную экономическую безопасность .-го региона (региональную составляющую общего нормированного показателя уровня безопасности хозяйства .-го региона).

Каждое произведениев"1 хпредставляет собой нормированный частный показатель экономической безопасности соответствующего региона.

При этом его общегосударственная составляющая в"1 характеризует безопасность национального хозяйства в целом (в среднем), а региональная составляющая в^ - учитывает отклонение значения нормированного частного показателя экономической безопасности региона от общего (среднего) его значения по стране.

Диапазон значений общего нормированного показателя уровня безопасности экономики /'-го региона У . при а. = а.. = 1 и I = 9 находится

1 !г/

в пределах от 10 до 10.

Наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности /'-го региона - УЭ^тЫ = 10-36 -соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства и государства и соответствующего региона. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя - У__. = 1036 -

ЭЬ/тах

соответствует наибольшему уровню экономической безопасности и государства и региона.

Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности /-го региона - У = 1 - соответ-

безопасности Российской Федерации

Рис. 2. Значения нормированных показателей региональной экономической безопасности Восточной Сибири

<з!Ь

Рис. 3. Значения нормированных показателей региональной экономической безопасности Забайкалья

Рис. 4. Динамика изменений значений интегрированных показателей экономической безопасности Российской Федерации и региональной экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока

ч

Значения нормированных показателей экономической безопасности России, Восточной Сибири и Забайкалья

Таблица 1

е 5

Значения нормированных Оценка Прогноз

показателей, характеризующих 1997 2001 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Объем валового внутреннего продукта 0,62 1,07 1,74 2,01 2,27 2,04 2,12 2,12 2,21 2,31

Валовой сбор зерновых 1,48 1,42 1,30 1,36 1,97 1,63 1,04 1,33 1,42 1,50

Инвестиции в основной капитал 1,25 1,31 1,25 1,48 0,99 0,45 0,78 1,03 1,03 1,09

Уровень безработицы 0,68 0,89 1,11 1,31 1,25 0,96 1,00 1,04 1,05 1,08

Расходы на «гражданскую науку» 0,80 0,98 0,85 0,89 1,01 1,18 1,23 1,42 1,63 1,96

Российская Долю инновационной продукции в объеме промышленного 0,12 0,22 0,26 0,24 0,28 0,28 0,31 0,34 0,53 0,60

Федерация производства

Численность населения с

денежными доходами ниже 0,29 0,25 0,40 0,52 0,63 0,53 0,58 0,64 0,70 0,78

прожиточного уровня

Децильный коэффициент дифференциации доходов 0,59 0,58 0,53 0,48 0,48 0,48 0,48 0,53 0,57 0,66

населения

Долю машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного про- 0,63 0,80 0,54 0,53 0,51 0,49 0,49 0,51 0,54 0,51

изводства

е

о о т; о го о

е

1С >

1С О

о го

0

1

5

13

-С ГП

0 <

1 го

ГП "О

о

Значения нормированных показателей, характеризующих 1997 2001 2005 2007 2008 2009 Оценка Прогноз

2010 2011 2012 2013

Значение интегрального показателя экономической безопасности Российской Федерации 0,008 0,044 0,079 0,150 0,241 0,059 0,089 0,252 0,632 1,259

Восточная Сибирь Объем валового регионального продукта 1,08 1,69 2,13 2,58 2,52 2,06 2,12 2,12 2,21 2,31

Валовой сбор зерновых 1,72 1,49 1,17 1,36 1,40 1,40 1,41 1,41 1,42 1,41

Инвестиции в основной капитал 0,98 0,81 0,74 1,04 0,80 0,41 0,69 0,75 0,80 0,84

Уровень безработицы 0,41 0,39 0,43 0,55 0,61 0,60 0,60 0,61 0,62 0,70

Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки 0,74 0,75 0,65 0,79 0,88 0,99 1,15 1,33 1,47 1,62

Долю инновационной продукции в объеме промышленного производства 0,09 0,01 0,05 0,04 0,04 0,05 0,05 0,06 0,06 0,07

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня 0,19 0,19 0,23 0,27 0,31 0,36 0,40 0,47 0,55 0,78

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,72 0,80 0,73 0,66 0,66 0,66 0,75 0,73 0,89 1,04

Долю машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,93 0,89 1,08 1,08 1,12 1,10 1,13 1,15 1,14 1,13

о о т; о го о

е

1С >

1С О

о го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

5

13

-С ГП

О <

го

ГП "О

о

©

Значения нормированных показателей, характеризующих 1997 2001 2005 2007 2008 2009 Оценка Прогноз

2010 2011 2012 2013

Значение интегрального показателя экономической безопасности Восточной Сибири 0,006 0,001 0,005 0,012 0,014 0,009 0,024 0,043 0,077 0,199

Забайкалье Объем валового регионального продукта 0,43 0,58 0,83 0,94 1,06 0,97 1,05 1,16 1,31 1,47

Валовой сбор зерновых 0,83 0,38 0,51 0,34 0,35 0,52 0,50 0,51 0,53 0,53

Инвестиции в основной капитал 0,83 0,86 0,65 0,55 0,06 0,05 0,05 0,06 0,06 0,11

Уровень безработицы 0,30 0,35 0,52 0,58 0,63 0,56 0,56 0,67 0,70 0,73

Внутренние текущие расходы на научные исследования и разработки 0,86 1,05 0,74 0,71 0,68 0,71 0,74 0,85 0,98 1,05

Долю инновационной продукции в объеме промышленного производства 0,08 0,25 0,05 0,06 0,09 0,11 0,12 0,13 0,19 0,22

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня 0,17 0,15 0,27 0,33 0,33 0,38 0,40 0,46 0,54 0,65

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения 0,65 0,64 0,59 0,60 0,60 0,53 0,60 0,66 0,82 0,94

Долю машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства 0,57 0,94 1,07 1,12 1,08 0,99 0,81 0,75 0,69 0,67

Значение интегрального показателя экономической безопасности Забайкалья 0,0004 0,0016 0,0009 0,0010 0,0002 0,0002 0,0003 0,0006 0,0017 0,0059

|

о о т; о го о

е

1С >

1С О

о го

0

1

5

13

-С ГП

о <

го

ГП "О

о

ствует критическому уровню безопасности национального хозяйства региона, понижение которого определяет состояние опасности для региональной экономики. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства данного региона от внешних и внутренних угроз.

Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности России, Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока в период 1997 - 2010 гг. и в перспективе до 2013 года представлены в табл. 1 и на рис. 4.

Таким образом становятся очевидными как влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национального хозяйства Российской Федерации и ее восточных регионов, так и возможность повышения уровня экономической безопасности Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока в перспективе до 2013 года в случае реализации антикризисных планов экономического роста и социально-экономического развития нашей страны.

Рыночные преобразования в России укрепили ее связь с другими государствами, с национальными хозяйствами экономически развитых и развивающихся стран, превратив отечественную экономику в органичную часть мирового хозяйства. При этом хозяйства восточных регионов имеют потенциал более глубокой интеграции с северными регионами Китая, а также регионами Японии и Республики Кореи.

Экономические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики страны и хозяйств отдельных регионов, обеспечение экономической безопасности государства в целом и региональной экономической безопасности.

Мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности и уровней безопасности хозяйств наших восточных регионов, что обусловливает необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России, Восточной Сибири и Забайкалья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. - М., 2009.

2. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства. Монография. - М., 2009.

3. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. - М., 2007.

4. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. - М., 2008.

5. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М., 2005.

6. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.