Автор:
Реваева Елизавета,
9 класс МБОУ СОШ№141 г. Новосибирска
Научные руководители:
Реутова
Ольга Николаевна,
учитель биологии и химии, МБОУ СОШ№141 г. Новосибирска
Рубинштейн Татьяна Геннадьевна,
учитель внеурочной работы, к.и.н. МБОУ СОШ№141 г. Новосибирска
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
The Level of Environmental Responsibility of the Residents of the Pervomaisky district, Novosibirsk (on the Example of Their Attitude towards Household Waste)
Аннотация: Работа - лауреат XVIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского в 2021 году на секции «Человек в современном мире». Работа посвящена важности экологической грамотности и проблемам раздельного сбора мусора. В работе приведены результаты анкетного опроса школьников и учителей, в отношении экологической грамотности. Автором проведен и описан социальный эксперимент, посвященный сортировке отходов школьниками и учителями.
Ключевые слова: экологическая грамотность, раздельный сбор, сортировка мусора
Abstract: The work was a laureate of the XVIII Vernadsky All-Russian Contest of Youth Research Works in 2021 at the 'Man in the Modern World' section. The work is dedicated to the importance of environmental awareness and the problems of separate waste collection. The paper presents the results of a questionnaire survey of schoolchildren and teachers in relation to environmental literacy. The author conducted and described a social experiment dedicated to the waste sorting by schoolchildren and teachers. Keywords: environmental awareness, separate collection, waste sorting
Введение
Объект исследования — экологическая культура, субъект ■ жители Первомайского района г. Новосибирска.
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
Реваева Елизавета
Цель работы: выявление уровня экологической культуры на основе отношения к мусору жителей Первомайского района г. Новосибирска.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
• Провести анкетные опросы учащихся и учителей СОШ № 141 с целью выявления субъективной оценки поведения людей.
• Провести социальные эксперименты для понимания реального поведения.
• Разработать мероприятия для учащихся, направленные на повышение уровня экологической культуры в отношении проблемы утилизации мусора.
• Создать интерактивную карту с пунктами приема вторсырья в городе Новосибирске, размещенную на сайте ВКонтакте.
Для начала нам необходимо определиться с рядом понятий. Прежде всего в отношении того, что означает экологическая культура.
Основные понятия. Литературный обзор
Непосредственно тема экологической культуры как жителей г. Новосибирска, так и его отдельных категорий населения не являлась предметом специального рассмотрения исследователей. При этом существует достаточно много определений экологической культуры человека и экологического сознания.
В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» — это целостное свойство личности, включающее в себя совокупность экологических знаний, умений и практических навыков разумного природопользования, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Основные компоненты экологической культуры личности: экологические знания, экологическое сознание, экологическое поведение [Рожкова, Евстифеева 2014].
С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин определяют экологическое сознание, как совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия [Де-рябо, Ясвин 1996]
Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы.
Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще и обратную
Author:
Revaeva Elizaveta,
Grade 9 student, Secondary School 141, Novosibirsk
Scientific advisers:
Reutova Olga,
Biology and Chemistry teacher, Secondary School 141, Novosibirsk
Rubinstein Tatyana,
Teacher of Extracurricular Activities, Secondary School 141, Novosibirsk
связь, а только отношение его самого к миру, к живои природе. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что большинство людей, как в малых населенных пунктах, так и в более крупных, имеют крайне низкий уровень экологической культуры. В результате этого мы можем видеть сильное антропогенное воздействие на окружающую среду.
На основании этого мы можем утверждать, что многие природные объекты из-за низкого уровня экологической культуры людей могут деградировать и даже вымирать. Поэтому на сегодняшний день низкий уровень экологической культуры является одной из важных проблем нашего общества.
В работах Г. В. Любимовой и Т. Г. Рубинштейн выделены основные типы экологического сознания и, соответственно, характерные для них модели экологического поведения сельского населения Сибири с учетом влияния таких факторов, как социально-экономические потрясения (войны, революции, изменения форм собственности и пр.) и экологические катастрофы XX столетия. Выявилось, что в исторической ретроспективе одним из основных выступает традиционный тип экологического сознания. Он характеризуется уравновешенными отношениями с природным окружением. Вместе с тем, было показано, что в условиях недостатка биоресурсов или сезонного, частого их присвоения, устоявшаяся модель экологического поведения могла становиться агрессивной. В отношении настоящего времени, следует признать, что доминирующую позицию приобретает хищническая модель экологического поведения, которая отличается стремлением как можно быстрее и дешевле взять наиболее доступную часть природных ресурсов [Рубинштейн 2015].
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Как уже было сказано выше, экологическое сознание - это совокупность представлений о взаимосвязях, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.
Антропоцентрический тип экологического сознания — это система представлений о мире, для которой характерны противопоставление человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой. Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколениями людей закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная реальность сегодняшнего дня [Александрова, Смольянов 1999].
Достаточно много исследований посвящены проблеме утилизации мусора, его сортировке и переработке [Почвы 2012, Гаспарян, Седов 2010].
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
Реваева Елизавета
Методика работы
Наша работа стоит на стыке естественнонаучных, гуманитарных и общественных наук. Поэтому мы будем использовать методы, характерные для различных наук.
Для выявления информированности людей о знаниях и понимании экологической культуры мы используем анкетный опрос.
Для выявления соотношения субъективного понимания людей и их реальных действий проводятся социальные эксперименты.
С учетом результатов анкетного опроса и социальных экспериментов мы постараемся выработать пути повышения уровня экологического сознания.
Основным методом для нас будет метод социально-экологического аудита. Под социально-экологическим аудитом мы понимаем анализ объекта на предмет сегодняшнего положения дел, соответствия законодательно-правовым нормам, с предложениями по сохранению или улучшению экологической обстановки не в ущерб социально-экономическому развитию, с учетом пожелания людей, традиций прошлого и реалий сегодняшнего дня. Таким образом, социально-экологический аудит предусматривает рассмотрение объекта исследования в развитии: прошлое, настоящее и будущее, что созвучно принципу историзма.
Чтобы понять настоящее и спрогнозировать будущее, необходимо знать, как все было раньше, каково было состояние окружающей среды. Источниками в социально-экологических исследованиях могут стать различные постановления, поземельные акты, картографический материал, различные записки и воспоминания. Важным источником являются беседы со старожилами и местными краеведами. При работе с историческими источниками, особенно с воспоминаниями и беседами, важно иметь в виду, что к источникам, особенно личного происхождения, надо относиться критически [Рубинштейн 2016]
Материалы и результаты
Анкетный опрос
Анкетный опрос среди учащихся и учителей МБОУ СОШ№ 141 с углубленным изучением математики. Для выявления уровня осознания людьми экологических проблем, прежде всего связанных с проблемой бытового мусора, мной был проведен анкетный опрос.
Решено было провести анкетный опрос дважды. Первый раз он был проведен в ноябре, до социального эксперимента и специальных мероприятий в классах. В опросе приняли участие 114 человек, в них вошли учащиеся 3, 6, 8, 10-го классов и учителя МБОУ СОШ № 141. Всего было задано 7 вопросов. По итогу проведенного опроса напрашивается вывод, что
учащиеся и учителя не сортируют мусор, но при этом понимают важность экологических проблем (детальные результаты опроса представлены в работе, но здесь не публикуются).
Результаты опроса:
Первично: большинство респондентов считают, что экологические проблемы являются одними из наиболее важных в обществе, что свидетельствует о понимании респондентами высокой антропогенной нагрузки на природу.
Вторично: большая часть анкетируемых по-прежнему считают экологические проблемы важными.
Первично: большинство анкетируемых всех возрастных категорий информированы по вопросу раздельного сбора отходов.
Первично: опрос показал, что доля учащихся, которые постоянно используют сортировку ТБО, не велика. Наиболее низкий показатель у учащихся 10 класса.
Вторично: из данной диаграммы мы можем наблюдать, что некоторое количество учащихся 3 и 8 классов начали сортировать мусор, но огорчает тот факт, что среди учащихся 6 класса увеличилось количество не сортирующих мусор на 4% (соответственно 37% и 41%). Можно предположить, что во время второго опроса, отсутствовали те учащиеся, которые сортируют мусор.
Первично: большинство опрошенных не сдают упаковки товаров в пункты приема вторсырья. Это связано, на наш взгляд, с недостаточной информированностью людей о нахождении данных пунктов и с их недостаточным количеством.
Вторично: как мы видим, сравнив результаты первого и второго опросов, в целом ситуация со сдачей упаковок вторсырья улучшилась, процент учащихся восьмых и третьих классов, которые отвечали «да» повысился.
По результатам повторного опроса самыми неоднозначными оказались результаты сравнения опросов по 6-м классам, где 4% учащихся, которые не сдавали упаковку в пункты приема вторсырья, стали сдавать ее иногда, также 3% учащихся, которые сдавали упаковку, стали сдавать ее реже. Хочется думать, что учащиеся 6 класса стали сортировать мусор дома.
Первично: вызывает опасение тот факт, что опрошенные недостаточно понимают свою роль в создании данных свалок.
Вторично: учащиеся до сих пор считают, что власти должны отвечать за создание свалок и т.п.
Первично: большинство респондентов из группы учащихся, оценивают количество урн на улице и возле их дома как достаточное, в отличие от учителей.
Первично: большую часть опрошенных беспокоит проблема утилизации мусора, кроме опрошенных 10 класса.
Вторично: большинство учащихся стали более точны в своих высказываниях. В первоначальном опросе
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
Реваева Елизавета
4% третьеклассников, 4% десятиклассников не знали, беспокоит ли их проблема утилизации отходов. Из повторного опроса мы можем утверждать, что учащиеся уже не сомневаются.
Процент учеников 3 и 6 класса, которых беспокоит проблема утилизации мусора, возрос. Возможно, из-за разницы в количестве принимающих участие в повторном и первичном опросе, процент обеспокоенных восьмиклассников уменьшился.
После проведенных эксперимента и беседы у большинства изменилось отношение к проблеме утилизации мусора. Можно предположить, что изменилось оно в сторону более ответственного отношения.
Большинство учащихся всех классов сочли беседу информативной и нужной.
На основе результатов данного анкетного опроса мы можем сделать вывод, что в школе № 141 практически никто не сортирует мусор. Данный факт связан с недостаточной информированностью людей о нахождении пунктов приема и их недостаточном количестве. Также респонденты понимают важность экологических проблем. Анкетируемые учащиеся и учителя всех возрастных категорий информированы по вопросу раздельного сбора отходов.
Затем анкетный опрос был проведен повторно. Следует заметить, что в повторном анкетном опросе принимало участие меньшее количество учащихся 3 и 8 классов, что могло повлиять на результаты. Было задано пять вопросов, повторяющих первый опрос, чтобы сравнить ответы до беседы и эксперимента, и два добавочных вопроса. Следует заметить, что второй раз анкетный опрос проводился в то время, когда осуществлялся социальный эксперимент. Также на результаты могло повлиять меньшее количество задействованных учащихся в повторном опросе.
Опрос в социальной сети ВКонтакте
Прежде чем приступить непосредственно к опросу, мы решили провести анализ групп в социальной сети ВКонтакте, направленных на пропаганду раздельного сбора мусора. В социальных сетях существует немало групп, касающихся раздельного сбора мусора, мне стало интересно познакомиться с ними, правда, материала было найдено не так много.
Мной был проведен анализ групп в социальной сети ВКонтакте, деятельность которых направлена на пропаганду раздельной сортировки отходов. В данной социальной сети я выявила 4 таких группы: «За раздельный сбор мусора», «Экологическое движение "Раздельный Сбор"», «Экология», «Раздельный сбор "Спасибо!"».
Работа данных групп направлена на информирование жителей крупных городов по вопросу раздельного сбора мусора.
И только два сообщества («Экологическое движение "Раздельный Сбор"» и «Раздельный сбор "Спасибо!"») занимаются практической деятельностью по данному вопросу.
Мы также сочли нужным провести опрос и в социальной сети ВКонтакте. В опросе приняло участие 1146 человека. Данный опрос проводился анонимно, без деления по возрасту, по полу, по социальному положению.
В сообществе «КСМ и Березовое (Первомайский р-н г. Новосибирск)» мной был задан вопрос «На улицах Первомайского района есть сортировочные бачки?» 33% жителей Первомайского района уверены, что в данном районе есть сортировочные бачки. 53% опрошенных считают, что их нет, а 14% не знают о наличии таких бачков.
В сообществе «Подслушано Первомайка» я спросила о готовности сортировать мусор. Большинство опрошенных (43%) готовы сортировать отходы, если будет больше пунктов приема мусора. На основе данного опроса мы можем утверждать, что на улицах Первомайского района недостаточное количество сортировочных бачков, пунктов приема отходов. 35% респондентов готовы сортировать мусор, но 22% считают сортировку отходов бесполезной.
В сообществе «КСМ и Березовое (Первомайский р-н г. Новосибирска)» 7 января был проведен опрос, в котором я интересовалась, сдают ли батарейки, фильтры от воды и тому подобное в пункты, где их принимают. Большинство опрошенных (68%) не сдают отходы в такие пункты, потому что поблизости нет пунктов приема отходов или же они просто не знают о наличии таковых пунктов. 21% жителей Первомайского района сдают отходы, а 11% считают это занятие бесполезным. Не можем не отметить, что под этим постом люди обращались ко мне с разными вопросами. Например, куда можно сдавать фильтры для воды? Также они делились местами, где они сдают батарейки и тому подобное. Этот факт не может не радовать.
Исходя из результатов, проведенного опроса, я могу сделать вывод, что большинство жителей Первомайского района города Новосибирска не сдают отходы в пункты их приемов, потому что или не знают, где они находятся или поблизости таковых пунктов нет.
Социальный эксперимент
Чтобы выявить реальное отношение к раздельному сбору мусора у учащихся и учителей в своей школе мною был проведен эксперимент. Дата начала моего эксперимента — 26 ноября 2019 года, окончания — 28 февраля 2020 года.
Суть данного эксперимента в том, чтобы проверить, совпадают ли слова с реальными действиями учащихся и учителей
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
Реваева Елизавета
моей школы в отношении сортировки мусора. Недалеко от столовой мною была установлена сортировочная урна, состоящая из 4 отсеков: пищевые отходы, бумага, дерево, пластик. Учет производился ежедневно. Я следила за темпом наполнения ячеек, правильностью сортировки. Я вела рабочий дневник, в который записывала, когда мусор выброшен не в правильную ячейку. Скорость заполнения отсеков я решила показать на графике 1. По горизонтальной оси указываются даты, по вертикальной оси указывается шкала заполняемости. Эту шкалу я решила сделать 5-балльной. Заполнение каждого отсека выделено своим цветом.
График 1. Заполнение сортировочных бачков в школе № 141
Исходя из результатов заполнения сортировочных бачков мы можем сделать вывод, что наиболее заполняемыми отсеками были отсеки с бумагой и пластиком. Менее заполняема была ячейки с пищевыми и древесными отходами. Поначалу школьники кидали отходы не разбирая, где какие ячейки.
Скорость заполнения сортировочных бачков значительно возросла к концу моего эксперимента. Хочу отметить, что учащиеся, учителя, а также гости школы, в общем и целом, достаточно правильно сортировали мусор, но результаты улучшились к концу моего эксперимента после проведения бесед и повторного анкетного опроса. Также не могу не заметить большую заинтересованность учащихся в сортировке мусора. Так, например, учащиеся 6-ого класса еще долго после эксперимента интересовались, как продвигается моя работа. Общаясь со своими ровесниками, я долго еще слышала, что им хочется еще беседовать о сортировке мусора и послушать какие-нибудь новые интересные факты. Заинтересованность учащихся к сортировке утилизации отходов дает понять, что моя работа была проделана не зря.
Практические разработки
Материалы по повышению уровня экологической культуры
Выяснив теоретическое понимание людьми экологических проблем, прежде всего, связанных с проблемой утилизации бытового мусора, а также проведя социальный эксперимент и мероприятия, направленные на практическое повышение уровня экологической культуры, мы пришли к выводу о необходимости создания методических материалов, направленных на повышение уровня экологической культуры.
Все методические рекомендации мы разделили на 3 группы, согласно целевой аудитории. Сразу оговорим, что данные рекомендации разработаны исключительно для школьников. Они были апробированы на учащихся МБОУ СОШ №141.
Для лучшего понимания детей в 3 и 6 классе я решила провести беседу в интерактивной форме. Весь материал придуман мной лично.
Для 8 класса мы выбрали беседу в формате викторины. Так учащиеся будут более заинтересованы в ходе игры, по результатам которой, я смогу узнать уровень экологических знаний у учащихся 8 класса.
Учащимся 10 класса мы решили рассказать, как люди справляются с мусором в других странах. Для этого мной был выбран формат виртуального путешествия по другим странам, в котором я являлась гидом.
Интерактивная карта с пунктами приема вторсырья в городе Новосибирске
В связи с недостаточной информированностью людей о нахождении пунктов приема вторсырья и их недостаточным количеством, нами было решено создать интерактивную карту с пунктами приема вторсырья в городе Новосибирске и поместить ее на сайте ВКонтакте.
В городе много пунктов приема отходов, но я решила представить только основные. Адрес, контактные данные и сферу деятельности данных пунктов я решила представить в виде информационных карточек, которые будут показаны на карте города. Подробно об этих организациях можно узнать по номеру телефона или на сайте.
Заключение
Работать над данной темой мне было интересно. Чем больше я углублялась в тему своей исследовательской работы, тем больше меня она интересовала. Мне стало очень непривычно смотреть на людей, которые бросают фантики,
Уровень экологической культуры жителей Первомайского района г. Новосибирска (на примере отношения к бытовому мусору)
Реваева Елизавета
упаковки от продуктов, использованные жвачки в обычное, общее мусорное ведро.
Иногда, идя домой, я могу подобрать какой-то пакет, упаковку, фантик и донести до ближайшей урны и выбросить. Изучая все больше разной информации о проблеме мусора, я начинаю задумываться об этом все глубже. Могу сказать, что мой уровень экологической культуры повысился в связи с изучением данного вопроса и погружением в проблему утилизации мусора.
В ходе работы я столкнулась с определенными трудностями. Сложность заключалась в организации эксперимента, точнее в уборке отходов после заполнения каждой из ячеек. Трудность была в том, что поблизости нет никаких пунктов приема отходов, и поэтому я не могла сдать пластик, дерево на вторичную переработку. Иногда мне только удавалось, отсортировав мусор, отнести бумажные отходы на школьный сбор макулатуры.
Другая трудность состояла в обработке материалов анкетного опроса. В повторном анкетном опросе принимало участие меньше людей, чем в первичном опросе и поэтому разница в количестве могла повлиять на результаты. Несмотря на трудности, все поставленные задачи решены, и тем самым цель работы достигнута. В результате работы:
• Был проведен анкетный опрос в МБОУ СОШ № 141, в результате которого выяснилось, что учащиеся и учителя обладают достаточной информированностью по вопросу экологической культуры, но на реальных действиях это никак не отражается.
• Был проведен социальный эксперимент, в ходе которого я узнала, что люди в нашей школе обладают достаточно высоким уровнем экологической культуры в отношении сортировки отходов.
• Созданы материалы по повышению уровня экологической культуры.
• Создана интерактивная карта с пунктами приема вторсырья в городе Новосибирске, размещенная на сайте ВКонтакте.
В перспективе я планирую расширить рамки работы.
Литература
Александрова, Смольянов 1999 - Александрова Р. И., Смольяиов А. В. Экология и мораль. М.: Знание, 1999. С.8.
Гаспарян, Седов 2010 - Гаспаряи К. А., Седов А. И. Социальный аспект раздельного сбора мусора в мегаполисе // Сила сомнения - радость познания: науч. тр. МНЭПУ. Вып.6. 2010. С.95-102.
Дерябо, Ясвин 1996 - Дерябо С. Д., Ясвии В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-На-Дону: Феникс, 1996.
Любимова 2009 - Любимова Г. В. Динамика отношения к природной среде русского населения юга Западной Сибири (на примере лесопользования): конец XIX - начало XXI вв. Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. Барнаул: Изд-во АГУ, 2009, № 4/3 (64/3). С.108-111.
Почвы 2012 - Почвы в биосфере и жизни человека. М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ. 2012.
Рожкова, Евстифеева 2014 - Рожкова О. Ю, Евстифеева О. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014.
Рубинштейн 2015 - Рубинштейн Т. Г. Экологическое сознание и этнокультурные традиции сельского населения Сибири ХХ в. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции с международным участием «Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве». Новосибирск. 2015.
Рубинштейн 2016 - Рубинштейн Т. Г. Социальная экология: взгляд исследователя, эксперта, руководителя работ старшеклассников // Инновации. Движение. Достижения. Лучшие практики реализации Программы развития ДТДУМ «Юниор». Новосибирск. 2016. С. 79-85.
Страница ВКонтакте - Страница ВКонтакте, Реваева Елизавета [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/empress_revaeva.
Сузунский районный краеведческий музей - Сузунский районный краеведческий музей Новосибирской области. Фонд П. Ф. Пирожкова.
Ферроком - Ферроком [Электронный ресурс] URL: https://f-vm.ru.
Экологическая культура - Экологическая культура [Электронный ресурс] URL: https:// vuzlit.ru/319988/vvedenie.
Комментарий специалиста
Константин Борисович Зуев,
начальник отдела по связям с общественностью Института психологии РАН
Работа посвящена безусловно актуальной тематике — развитию экологического сознания в современном обществе. Представленные материалы интересны как с теоретической, так и с практической точки зрения. Несомненно, сильной стороной работы является использование различных методов: очного анкетирования, анкетирования в социальных сетях, социального эксперимента. Так же впечатляют выборки исследования. В опросе в социальных сетях приняло участие более 1000 человек. В очном анкетировании - более 100. В работе сформулированы цель, задачи, объект и предмет (а не субъект) исследования. Выполнен внушительный литературный обзор. Однако же использование прямого заимствования (плагиата) существенно снижает его ценность. Подобные действия недопустимы в исследовательской работе, легко выявляются и подрывают доверие к автору.
В качестве сильных сторон стоит отметить междисциплинарность исследования. Привлекаются знания из юриспруденции, социальной психологии и других дисциплин.
В работе отсутствует гипотеза. Отчасти это объясняется практическим вектором работы. Но все же вызывает определенное недоумение. Столь блестяще проведенное исследование могло бы иметь под собой некоторые предположения. Например, о возрастных различиях в отношении к экологическим проблемам.
В качестве перспектив исследования хотелось бы предложить автору сосредоточиться на факторах, формирующих экологическое сознание в разных возрастных группах. Представляется, что информирование (которое безусловно является мощным средством воздействия) — не единственный механизм. Возможно, анализ стоит простроить вокруг понятия «мода», особенно среды молодежи: насколько модно сортировать мусор? Или же выявить другие социально-психологические механизмы. Так же интересным представляются другие аспекты экологического сознания и поведения, кроме сортировки мусора: как современные жители России относятся, например, к разумному природопользованию? Представляется, что этот вопрос весьма актуален особенно в Сибири.
В заключении хотелось бы поблагодарить автора за интересную работу, включившую в себя не только изучение представлений, но и реального поведения и пожелать успехов в дальнейших исследованиях!