Научная статья на тему 'Система обращения с твердыми бытовыми отходами на российском Севере'

Система обращения с твердыми бытовыми отходами на российском Севере Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1030
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / УТИЛИЗАЦИЯ / СБОР / ВЫВОЗ / ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА / ПРОБЛЕМА / ТАРИФ / СЕЛЕКТИВНЫЙ СБОР

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Уланова З. А.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с созданием эффективной системы управления твердыми бытовыми отходами. При анализе учитывается специфика cеверных регионов как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и совершенствования социально-экономической политики. Дана оценка возможности введения селективного сбора мусора для снижения экономических затрат, связанных с образованием тарифов на отходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обращения с твердыми бытовыми отходами на российском Севере»

УДК 628.4.032 (470.1/2)

система обращения с твердыми бытовыми отходами на российском севере

з. а. уланова,

аспирант отдела

экономики морской деятельности в Арктике E-mail: ulanova_z@mail. ru

Институт экономических проблем им. Г. П. лузина Кольского научного центра РАН

В статье рассмотрены проблемы, связанные с созданием эффективной системы управления твердыми бытовыми отходами. При анализе учитывается специфика cеверных регионов как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и совершенствования социально-экономической политики. Дана оценка возможности введения селективного сбора мусора для снижения экономических затрат, связанных с образованием тарифов на отходы.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация, сбор, вывоз, экономика, система, проблема, тариф, селективный сбор.

Как известно, отходы представляют собой серьезные экологическую, экономическую и социальную проблемы общества. Твердые бытовые отходы (ТБО) представляют собой отходы потребления, образовавшиеся в системе городского хозяйства. Объeмы ТБО непрерывно возрастают, ухудшая санитарное состояние городских и пригородных территорий. Состав ТБО заметно усложняется, включая в себя всe большее количество экологически опасных компонентов, увеличиваются затраты на обращение с отходами.

Твердые бытовые отходы имеют различное происхождение и кроме отходов, производимых населением, включают также отходы, производимые торговыми предприятиями, различными учреждениями, муниципальными службами и пр. Часть отходов может относиться к опасным (ртутные лампы, никель-кадмиевые батареи и др.). Существуют проблемы с утилизацией электро-

бытовых приборов, электронной и компьютерной техники, электрических батареек, аккумуляторов, автомобилей и их деталей [7]. Ответственность за утилизацию отходов ложится на местные органы власти.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на местный уровень переданы вопросы организации «сбора и вывоза бытовых отходов и мусора», а также «утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» [8]. У каждого города свои вид и состав ТБО, а значит, имеются специфические особенности методов сбора, вывоза ТБО и организации работы полигона, мусороперерабатывающего комплекса. Сфера производства и обращения ТБО представляет собой совокупность процессов их формирования, сбора, вывоза и размещения. Размещение ТБО включает в себя процессы приемки, сортировки, переработки утильных компонентов отходов, а также складирования отходов, не подлежащих переработке. В основном инфраструктура обращения с ТБО состоит из контейнерных площадок, контейнеров для мусора, полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, пунктов приемки вторичного сырья [6].

Первоочередной задачей в решении проблемы ТБО является разработка оптимальных систем их сбора, транспортировки и утилизации. Действующая система обращения с отходами устарела, до сих пор широко применяется унитарный сбор ТБО без разделения по фракциям, практически весь объем

отходов вывозится на полигоны, многие из которых не отвечают санитарным требованиям. При этом имеются многочисленные нелегальные свалки, существенно ухудшающие санитарное состояние территорий [1]. В некоторых крупных городах часть отходов перерабатывается или сжигается на специальных предприятиях, но применяемые методы переработки отходов устарели, не организовано использование вторичных ресурсов. Санитарное состояние придомовых территорий и мест временного складирования ТБО также санитарно неблагополучное. У населения практически отсутствует экологическая культура поведения [9].

Наличие объективных региональных факторов, к которым относятся тип климатических условий, географическая расположенность, значительная удаленность от центра, специфика расселения, обособленность и крайняя неоднородность социально-экономического развития территорий и участков, особенности хозяйствования в экстремальных условиях, уязвимость окружающей среды, приводит к необходимости концентрировать свое внимание на северных регионах [4].

Существуют специфические особенности переработки и утилизации ТБО на Крайнем Севере, оказывающие негативное воздействие на уровень качества процесса организации и управления обращением с отходами, обусловленные факторами природно-климатического, экономического и социального характера. Наибольшее значение из них имеют:

• низкая среднегодовая температура;

• присутствие в большинстве районов многолетних мерзлых грунтов;

• малые мощности источников ТБО (преимущественно небольшие города и поселки);

• разрозненность источников ТБО, вызванная малой плотностью населения;

• удаленность от мест промышленного использования основных продуктов переработки ТБО;

• трудности сбора и сортировки ТБО, обусловленные краткосрочными периодами работы вахтовым методом;

• неразвитость транспортных коммуникаций;

• отсутствие на данных территориях в необходимых объемах плодородных грунтов, которые рекомендуется применять для послойной изоляции отходов.

Актуальной проблемой Севера, районов с неблагоприятными климатическими условиями

является не только накопление на полигонах большого количества бытовых отходов, подверженных длительным процессам деструкции из-за низких среднегодовых температур, но и отсутствие на данных территориях в необходимых объемах плодородных грунтов, которые рекомендуется применять для послойной изоляции отходов. Кроме того, большая часть этих районов содержит повышенное количество заболоченных участков или территорий с недостаточно глубоким уровнем залегания грунтовых вод, поэтому при разработке требуется покрыть основание полигона специальными водонепроницаемыми материалами, что повышает стоимость оборудования полигонов на Севере.

Низкие температуры определяют сложность эксплуатации спецтранспорта и специальной техники. Из-за повышенной хрупкости металла и резины происходит преждевременный износ и поломка оборудования, срок службы которого резко сокращается. Низкие температуры вызывают также примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам. В зонах обильных снегопадов и снегопереносов усложняются подъезды к местам стоянки контейнеров и условия проведения погру-зочно-разгрузочных работ. В сумме все эти факторы приводят к резкому удорожанию организации и использования полигонов ТБО или к их длительной биологической рекультивации.

Для решения поставленных проблем необходимо рассмотреть схему взаимодействия различных субъектов и отходов жизнедеятельности населения:

население образует отходы ^ управляющая организация, ТСЖ организуют сбор, вывоз и размещение отходов путем привлечения подрядчиков ^ специализированная организация вывозит отходы и передает их для захоронения на полигон ^ организация, эксплуатирующая полигон, занимается захоронением отходов.

С точки зрения распределения экономических затрат необходимо обратить внимание на систему образования тарифов в системе обращения с ТБО. Размер тарифов за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в состав платы входит сбор и вывоз отходов) определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ (определение ВАС РФ от 21.02.2008 № КАС07-764, постановление ФАС ЦО от 27.08.2008 № Ф10-3600/08). Это означает, что установить обязательные тарифы на услуги по вывозу и сбору ТБО муниципалитет вправе только для муниципальных предприятий и учреждений

(ст. 17 п. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), для организаций других форм собственности тарифы могут быть только рекомендованными.

Что касается тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, то они являются регулируемыми для организаций любой организационно-правовой формы (ст. 1 п. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»). Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих объекты утилизации (захоронения) ТБО, устанавливают органы регулирования субъектов РФ либо органы регулирования муниципальных образований.

Проанализировав практику, можно сделать выводы, что единой системы формирования тарифов нет. В некоторых случаях экологическая составляющая (плата за размещение отходов) включается в тариф на услугу по захоронению отходов, в некоторых нет. То же самое можно сказать и в отношении нерегулируемых тарифов на вывоз отходов [5].

Плата за захоронение отходов на полигоне является оплатой услуг за прием отходов, оказываемых предприятиями, которые являются владельцами полигонов отходов. В стоимость таких услуг включены затраты, связанные с эксплуатацией полигонов (сортировка и размещение отходов на рабочих картах, уплотнение и изоляция инертными материалами, производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и т. п.). Таким образом, плата полигону предназначена для возмещения эксплуатационных расходов, отношения по размещению отходов на полигоне регулируются гражданским законодательством, получатель платы -владелец полигона. Тариф на захоронение отходов на полигоне не может быть приравнен к «экологической» плате за размещение отходов производства и потребления, но может включать ее. Аналогично, этот экологический сбор может быть уже включен в тариф на вывоз и размещение отходов, по которому управляющая организация рассчитывается с перевозчиком мусора. Чтобы исключить двойное обложение платой за размещение одних и тех же отходов, необходимо четко определить, кто является управляющей организацией, кто несет ответственность за внесение соответствующих сумм в бюджет, перевозчик мусора или полигон.

Максимально возможное использование селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращение объема отходов, подлежащих захоронению, ведут к снижению платы за предоставленные услуги по их сбору, вывозу и утилизации. Составление и внедрение программы по сбору и переработке вторсырья являются экономически наиболее обоснованными из всех известных стратегий по уменьшению объемов образования ТБО на полигонах, которые требуют наименьших затрат бюджетных средств по сравнению с сортировкой, компостированием и сжиганием смешанных отходов [2].

Затраты на организацию раздельного сбора сравниваются с затратами на захоронение отходов. Селективный покомпонентный сбор у населения отходов потребления практикуется во многих странах, что предотвращает попадание в ТБО ряда ценных компонентов, перерабатываемых или используемых повторно. Кроме того, осуществляется селективный сбор опасных отходов - отработанных аккумуляторов и батареек, люминесцентных ламп, попадающих в составе ТБО на свалки и мусоросжигательные заводы, представляющих угрозу здоровью населения [10].

В России селективный сбор ТБО у населения в настоящее время практически отсутствует, его масштабная организация проблематична из-за неподготовленности населения, сложных бытовых условий, отсутствия технического обеспечения для раздельного сбора и переработки и пр. В то же время сортировка и переработка вторсырья являются актуальной задачей. Раздельный сбор отходов с различным содержанием ценных компонентов, определяющим выход готовой продукции, существенно оптимизирует технологию на уровне сортировки. Организовать сбор вторсырья в учреждениях и организациях легче, чем вводить дифференцированную плату, проще применять законодательные инструменты, поощряющие раздельный сбор вторсырья [3].

На примере одного из северных городов России (Апатиты) проведен анализ материалов по опросу, связанному с отношением к селективному сбору мусора и вероятностью его введения. Основным методом исследования был выбран метод фокус-групп, который позволяет в сжатые сроки наиболее полно представить дифференцированную картину общественного мнения разных слоев населения. Исследование показало, что, несмотря на положительные

реакции, при реализации данного проекта возникнут трудности технического и социального характера. К техническим трудностям относятся: малый размер кухни, размещение бачков, модернизация контейнерных площадок и организация пунктов сбора особо опасных отходов. К социальным трудностям респонденты отнесли менталитет русских людей, особенности поведения низших слоев населения, а также экологическую неграмотность граждан. Проведенный опрос показал, что население готово к внедрению системы селективного сбора мусора только после создания активной муниципальной политики, направленной на повышение сознательности населения, позиционирование раздельного сбора мусора, модернизацию технического оборудования и контейнерных площадок с учетом климатических условий, разделение контрольных функций между участниками процесса обращения с отходами.

На основе анализа современного состояния обращения с ТБО на Севере выявлены причины неэффективного хозяйственного использования в исследуемом регионе, которые обусловлены главным образом административно-экономическими факторами, фактически полным отсутствием государственного регулирования в области не только качества, но и самой организации сбора и переработки отходов. Причем не определено, за счет каких источников или механизмов должна обеспечиваться рентабельность сбора и переработки отходов. Отсутствуют единая система по обращению с отходами, финансовая поддержка, техническое оснащение, система информированности и ответственности.

Основными направлениями совершенствования являются разработка нормативно-правового обеспечения и комплексной системы учета ТБО, создание условий для формирования информационной базы об инфраструктуре по сбору ТБО; усиление контроля за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов в области обращения с ТБО; совершенствование системы предоставления услуг по сбору ТБО за счет внедрения эффективной организационной схемы селективного сбора ТБО; создание полигонов, соответствующих экологичес-

ким требованиям; проведение просветительской работы с производителями отходов, формирование экологического воспитания.

Список литературы

1. Булычев Э.Ю., Миронов Л. В., Сухорукова С. М. Химико-технологические решения проблемы твердых бытовых отходов и их социо-эколого-эконо-мические аспекты // Вестник МИТХТ. 2008. № 2. С.24-28.

2. Бабанин И. В. Оценка эффективности раздельного сбора отходов // Твердые бытовые отходы. 2006. № 10. С. 40-43.

3. Бельдеева Л. Н. Организация раздельного сбора отходов в муниципальных образованиях // Ползуновский вестник. 2011. № 4. С. 141-143.

4. Жиделева В. В. К вопросу об экологической безопасности в северных регионах России // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 2. С. 76-77.

5. Иванов А. В. Экономический механизм управления сферой обращения ТБО // Вестник ОГУ. 2009. № 5. С. 62-66.

6. Кузнецов В. А., Крапильская Н.М., Юдина Л. Ф. Экологические проблемы твердых бытовых отходов. Сбор. Ликвидация. Утилизация: учеб. пособие. М.: ИПЦ МИКХиС, 2005. С. 53.

7. Лобачева Г. К., Желтобрюхов В. Ф., Прокопов И. И., Фоменко А. П. Состояние вопроса об отходах и современных способах их переработки: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 176.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

9. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья: утверждено Минздравом СССР от 22.01.1982 № 2524-22.

10. Шубов Л. Я., Голубин А. К., Девяткин В. В., Погадаев С. В. Концепция управления твердыми бытовыми отходами. М.: ГУ НИЦПУРО, 2000. С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.