Туркина Диана Андреевна Тхай Виктория Рудольфовна Уральский государственный юридический университет Институт государственного и международного права
Россия, Екатеринбург turkma.dianochka@mail .ru [email protected] Turkina Diana Andreevna Thai Victoria Rudolfovna Ural State Law University Institute of State and International Law Russia, Yekaterinburg
УРОВЕНЬ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Аннотация: в статье авторы анализируют серьёзность проблемы домашнего насилия, акцентируют внимание на усугублении ситуации в период пандемии COVID - 19. Также отмечается, что важную роль в борьбе с данной проблемой играют неправительственные организации, которые организовывают помощь жертвам домашнего насилия. Авторы подчёркивают, что необходимо выработать единый подход для решения проблемы семейного насилия. Ключевые слова: пандемия, домашнее насилие, семья, жертва, COVID - 19, социальная помощь.
THE STANDARD OF DOMESTIC VIOLENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC
УДК 343.9
Annotation: in the article, the authors analyze the seriousness of the problem of domestic violence, focus on the aggravation of the situation during the COVID - 19 pandemic. It is also noted that an important role in combating this problem is played by non-governmental organizations that organize assistance to victims of domestic violence. The authors emphasize that it is necessary to develop a unified approach to solving the problem of family violence.
Key words: pandemic, domestic violence, family, victim, COVID-19, social assistance.
Домашнее насилие является одной из самых сложных и противоречивых проблем в большинстве современных обществ. Актуальность темы насилие в семье как проблема социальной работы обусловлена такими обстоятельствами, как возрастающим интересом к семье как к социальному институту и ячейке общества; повышенной потребностью «семей риска» в социальной поддержке и помощи, поскольку в семьях такого типа возникает насилие, направленное в первую очередь на более слабых (женщин, детей, пожилых людей) её членов, которые являются уязвимыми, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода; потребностью выявления существующих проблем внутри семьи.
Проблема домашнего насилия отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально - нравственной обстановке. В особенности это отразилось в условиях карантина и режима самоизоляции, введенных для борьбы с распространением вируса COVID-19, из-за чего в разы увеличилось количество случаев домашнего насилия. Так, во многих странах мира -Австралии, Бразилии, Китае, США, Европейском союзе - наблюдается всплеск жестокости и агрессии по отношению к интимным партнёрам, женщинам и детям [7, с. 284]. Данная проблема не обошла и Россию.
Следует отметить, что сам карантин и пандемия коронавируса не могут непосредственно вызывать домашнее насилие, также как его не вызывают другие социальные проблемы вроде безработицы или алкоголизма. Однако в тех близких отношениях, где домашнее насилие уже было, оно может усугубляться. Стресс, связанный с риском заболеть, социальной изоляцией, приостановкой работы и падением доходов, может усиливать готовность вымещать злость и фрустрацию на партнера. Если человек не склонен к совершению насилия, он не будет к нему прибегать и в условиях карантина. Однако если у человека есть элементы мировоззрения, допускающие для него совершение насилия над близкими, в семье, вероятность его эскалации в разных формах действительно сейчас возрастает. Именно поэтому целью нашей статьи является доказать серьёзность затронутой социальной проблемы и недостаточности мер, принимаемых обществом для её решения, а также выяснить, как ограничительные меры, введённые в РФ в связи с распространением СОУГО-19, повлияли на уровень насильственных действий в семьях.
Домашнее насилие - это физическое, экономическое, психическое, а иногда и сексуальное действие одного члена семьи в отношении другого, применяемое для подавления воли и приобретения или сохранения власти над ним [1, с. 130]. Видами домашнего насилия можно назвать:
1) физическое насилие;
2) экономическое насилие
3) психологическое насилие;
4) сексуальное насилие.
Физическое насилие включает в себя нанесение ударов, истязания, удушение, утопление, побои, пощёчины и другое.
Экономическое насилие выражается в форме ограничения одним членом семьи другого в возможности свободно распоряжаться семейным бюджетом,
иметь свой собственный доход путем разных манипуляций, связанных с лишением денежных средств.
Психологическое насилие представляет собой оскорбления, шантаж, ограничение общения человека, запугивания, разрушение личных вещей и т. п. Это форма насилия может привести к таким отрицательным последствиям, как психологической травме, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству, появлению мыслей о суициде. Жертва намного тяжелее переживает насилие со стороны близких людей, чем со стороны чужих лиц.
Сексуальное насилие — это принуждение к половому акту или иным сексуальным действиям посредством применения угроз, силы и подавления воли жертвы [1, с. 130]. Оно может включать в себя инцест, сексуальные сексуальный контакт между ребенком и взрослым, порнографию, сексуальные извращения и склонение человека к сексуальным контактам. Согласно исследованиям ВОЗ, каждая третья женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица. Однако в полицию обращаются не более 40% потерпевших. Многие умалчивают о совершенном акте насилия в свою сторону [2].
Изучая вопросы по рассматриваемой теме, необходимо обращаться не только к статистическим данным МВД, но и к сведениям НКО. Это связано с тем, что на данный момент отсутствует нормативное определение домашнего насилия, из-за чего затруднена его идентификация правоохранительными органами РФ. 27 января 2017 г. Государственная Дума РФ приняла проект федерального закона «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Данные поправки исключили из этой статьи кодекса слова «в отношении близких лиц». Можно сказать, что произошла декриминализация семейных побоев, которые были переведены из состава уголовных преступлений в разряд административных правонарушений, а
именно ст. 6.1.1 КоАП РФ. Поэтому появляются вопросы с разграничением статистики правоохранительных органов, не позволяющей оценить настоящие масштабы проблемы. Российские власти считают принятие специального законодательства не является необходимой мерой. По их мнению, действующие общие уголовно-правовые положения достаточно в полной мере могут обеспечить защиту жертв от домашнего насилия [3, с. 17].
Итак, при анализе статистики МВД за 2016-2020 годы выявляется спад по общему числу женщин, погибших в семейно-бытовых конфликтах. Так же в эти годы число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи, стабильно падает. В 2020 году, когда ввели ограничения в связи с распространением СОУГО-19, данные показатели не отразили никакого роста пострадавших от домашнего насилия ни среди женщин, ни среди детей [4]. В целом, сведения МВД говорят нам о том, что вводимые ограничения и сложившаяся обстановка в обществе из-за распространения короновирусной инфекции не оказали влияния на уровень насилия в российских семьях.
Однако совсем иная картина складывается по информации НКО, которая была предоставлена в Докладе семи организаций по защите прав женщин. Например, центр «Сестры» отметили, что в апреле и мае 2020 года количество обращений, поступивших по электронной почте, увеличилось почти вдвое по сравнению с тем же периодом 2019 года. Центр «АННА» заявил о росте количества звонков на его Всероссийскую «горячую линию», предназначенную для женщин, страдающих от домашнего насилия. Общее количество звонков в период с марта по май 2020 года составило 8 682 звонка. После введения режима самоизоляции в марте Центром было зарегистрировано 2 437 звонков. С последующим месяцем число увеличивалось. Больше половины позвонивших на «горячую линию», отметили, что во время самоизоляции ситуация дома ухудшилась. К тому же 3,8% женщин сказали, что у них в первый раз
инциденты домашнего насилия произошли именно в период строгой изоляции. Проект «Ты не одна» сообщил о 1 352 обращениях за помощью в апреле 2020 года и 2 038 обращениях в мае при среднем количестве в 500-700 обращений ежемесячно в предыдущие годы [5].
Псковский независимый социальный женский центр отмечает, проблема домашнего насилия стала более ярко выражена в период пандемии. Во время действия изоляции семьи находятся в стесненных пространствах своих домов, что еще больше усугубляет положение жертв, ведь становится гораздо сложнее обращаться за помощью, потому что лица, применяющие к ним насилие, постоянно их контролируют.
После роста количества случаев домашнего насилия, о которых сообщали НКО, депутаты Государственной Думы, являющиеся соавторами проекта закона о предупреждении домашнего насилия, попросили Заместителя Премьер-министра Татьяну Голикову оказать содействие в принятии мер, направленных на защиту жертв домашнего насилия. В письме от 21 апреля 2020 года они предложили ряд мер для защиты жертв насилия в семье в период строгой изоляции. Эти меры включили в себя создание достаточного количества убежищ, оказание юридической и психологической помощи, разработку плана действий для обеспечения жертвам доступа к медицинскому обслуживанию, организацию пунктов связи для пострадавших, и создание условий, при которых жертвы домашнего насилия могли обращаться за помощью без их привлечения к ответственности за нарушение режима самоизоляции. Также нужно отметить, что в середине апреля Совет Федерации прекратил работу над проектом закона о предупреждении домашнего насилия. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сказала, что они вернутся к работе над этим законопроектом сразу же после окончания пандемии коронавируса. Также она выразила сомнение в появившемся росте насилия в
семье, поскольку она думает, что семьи сплотились для того, чтобы преодолеть кризис [6].
Следует отметить, что в связи с увеличением случаев домашнего насилия, судебные органы власти также не остались в стороне - Верховный Суд РФ вынужден был вмешаться в семейную жизнь россиян. В апреле 2021 года Пленум Верховного суда России одобрил проект поправок в УПК, призванный защитить жертв домашнего насилия. Планируется, что автоматическое примирение по таким делам - только потому, что жертва забрала заявление, -запретят, суд должен будет все сам перепроверить. «Побои (ст. 116.1 УК) и умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК) являются типичными и наиболее распространенными проявлениями семейно-бытового насилия, предупреждение которого требует активного участия государства, что невозможно обеспечить в рамках частного порядка уголовного преследования», -отметили в Верховном суде [8].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в России не в полной мере урегулирован вопрос о домашнем насилии, и пандемия подтвердила это ещё раз. Важную роль в данной проблеме играют неправительственные организации. Благодаря данным организациям и службам организована помощь жертвам насилия, а именно доставка продуктов и лекарств, предоставление убежища, психологическая поддержка и многое другое. Мы считаем, что тема домашнего насилия заслуживает особого внимания, особенно в такой экстраординарной ситуации. Принятие федерального закона о противодействии домашнему насилию, а в дальнейшем его реализация, способствует уменьшению числа жертв.
Список литературы:
1. Саламова С.Я. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2018. - №9 (142). - С. 129-138.
2. ВОЗ. Насилие в отношение женщин. — 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/violence-against-women (дата обращения: 19.11.2021).
3. Соляник В. В. Домашнее насилие в России: общая характеристика // The Scientific Heritage. - 2021. - № 65-4 (65). - С. 16-18.
4. Сводные отчеты по России (полугодие) «О профилактической работе органов внутренних дел» // М.: ГИАЦ МВД России.
5. Домашнее насилие в условиях COVID-19 в России. Доклад семи организаций по защите прав женщин. [Электронный ресурс] // URL: https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2020/07/Doklad-o-domashnem-nasilii-vusloviyah-COVID-19-v-Rossii-2020-god.pdf
6. Матвиенко не согласна с правозащитниками, что в России есть всплеск случаев домашнего насилия / Сообщение на официальном интернет-сайте информационного агентства «ТАСС» от 16.04.2020. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/obschestvo/8259403 (дата обращения: 19.11.21).
7. Бессчетнова О. В. Проблема домашнего насилия в пандемию COVID-19: кто виноват и что делать? / Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2021. №3. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-domashnego-nasiliya-v-pandemiyu-covid-19-kto-vinovat-i-chto-delat (дата обращения: 19.11.2021).
8. Куликов В. Бьёт - значит любит? / Российская газета. Федеральный выпуск № 73. [Электронный ресурс] // URL: https: //rg.ru/2021/04/06/verhovnyj -sud-predlozhil-novyj-sposob-zashchity-zhertv-domashnego-nasiliia.html