Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ДОХОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СТРЕССА У РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

УРОВЕНЬ ДОХОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СТРЕССА У РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / УРОВЕНЬ СТРЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ / УРОВЕНЬ ДОХОДА / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДОХОДОМ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева Е.В., Максимова А.В.

В статье рассматривается проблема уровня дохода как фактора формирования состояния стресса у работников социальной сферы, при этом, особое внимание акцентируется на вопросе степени удовлетворенности им работниками социальной сферы, как на факторе формирования состояния стресса. Изучение факторов формирования состояния стресса у работников социальной позволит грамотно организовать профилактическую работу стрессовых состояний среди сотрудников организаций социальной сферы, повысить эффективность кадровой работы, повысить производительность труда в организациях и сохранить психологическое здоровье работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ДОХОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СТРЕССА У РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

возможность использования разных подходов к управлению затратами. Кроме того, сущность каждой функции дает возможность установить необходимые взаимосвязи и обеспечить согласованность в ходе последовательной реализации управления расходами предприятия через выполнение его функций.

Лебедева Е.В. аспирант

кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ

преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции» Максимова А.В. курсант 4 курс

специальность «Право и организация социального обеспечения»

ГБПОУ «Колледж полиции» Россия, г. Москва

УРОВЕНЬ ДОХОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СТРЕССА У РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация В статье рассматривается проблема уровня дохода как фактора формирования состояния стресса у работников социальной сферы, при этом, особое внимание акцентируется на вопросе степени удовлетворенности им работниками социальной сферы, как на факторе формирования состояния стресса.

Изучение факторов формирования состояния стресса у работников социальной позволит грамотно организовать профилактическую работу стрессовых состояний среди сотрудников организаций социальной сферы, повысить эффективность кадровой работы, повысить производительность труда в организациях и сохранить психологическое здоровье работников.

Ключевые слова. Стресс, уровень стресса, формирование стрессового состояния, уровень дохода, степень удовлетворенности доходом, повышение эффективности работы, работники социальной сферы.

Lebedeva E. V.

Postgraduate student of the general psychology and history of psychology

MosGU,

Teacher GBPOU "Police College" Maksimova A. V.

Cadet GBPOU "Police College" 4 course, specialty "The law and the social security organization"

Annotation. The problem of the level of income as a factor in the formation

of the state of stress in social workers, at the same time, special attention is paid to the question of the degree of satisfaction with their social workers as a factor in the formation of the stress state.

The study of social factors in the formation allows the state of stress in workers competently organize preventive work stressful conditions among employees of social organizations, improve the efficiency of personnel management, increase productivity in organizations and maintain the psychological health of employees.

Keywords Stress, stress levels, stress state formation, income, level of income satisfaction, increase operational efficiency, social workers.

Реорганизации экономики и формирования новых ценностных ориентаций в российском обществе на протяжении последних десятилетий влияют на увеличение количества возможных проблемных ситуаций в процессе трудовой деятельности в организациях, изменяются объективные и субъективные критерии оценки труда работника и системе ее оплаты, личной значимости труда для работника, что может выступать фактором переживания стресса и снижению эффективности трудовой деятельности.

Эти изменения касаются и работников социальной сферы, чей труд сопряжен с эмоциональным напряжением и, как правило, оплачивается не достаточно хорошо [11].

Безусловно, проблема стресса вызывает интерес у научного сообщества, что во многом определяет направленность научных психологических исследований на изучение факторов формирования стресса как в теоретическом плане, так и относительно решения практических задач, например, повышения качества труда в организации.

В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в теории гомеостаза У. Кеннон и стресса Г. Селье, теории адаптационно - трофического значения симпатической нервной системы Л.А. Орбели, теории темперамента и свойств нервной системы И.П. Павлов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др., теории надежности деятельности Б.Ф. Ломов и др., концепции профессионального самосознания Л.М. Митина. Это позволило перейти к изучению данного явления в различных видах деятельности.

Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении психических состояний обусловлены прежде всего богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, непрерывностью, сложностью измерения.

Обобщая теоретический материал, по проблеме стресса, можно сделать вывод о том, что стресс как особое психическое состояние связан с

зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Это реакция не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не являются обязательно теми же для другого [12].

Особо важно, что стресс может возникать под влиянием различных факторов: личностный, экологический, городской климат, уплотнение информационной среды, интенсивная автомобилизация и городской транспорт, социальные стрессоры и конечно профессиональный фактор формирования стресса. Множество факторов возникновения стресса можно подразделить на две основные группы - объективные и субъективные. Первые являются следствием воздействия извне, вторые - следствием своих внутренних конфликтов и переживаний. Но и те и другие факторы возникновения стресса практически в равной степени негативно сказываются на состоянии здоровья человека, однако субъективные часто усугубляют объективные причины [9].

Рассмотрев специфику социальной работы можно заключить, что от специалистов требуется не только высокий уровень профессионализма, но и постоянное совершенствование. Здесь, несомненно, велика роль личностных качеств социального работника, которые, как показал анализ научной литературы по данной проблеме, исследователи разделяют на следующие группы: психологические требования к профессии (установки и ценностные ориентации, психологические процессы, психологические состояния, эмоциональные и волевые проявления); психологические качества (самоконтроль, самооценка, самокритичность) стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями); коммуникабельность; эмпатичность; аттрактивность; красноречие [10].

Социальный работник должен обладать навыками педагогической деятельности (педагогическая техника, педагогический такт, педагогическая наблюдательность) и профессиональными качествами (доброжелательность, профессиональная компетентность, организаторско-коммуникативные способности, нервно-психическая выносливость, отношение к себе, высокий морально-этический уровень) [2, 3].

Нами была выдвинута гипотеза, о том, что существует взаимосвязь между уровнем дохода и формированием стрессового состояния. Объектом исследования стали работники социальной сферы, а предметом

исследования взаимосвязь уровня дохода и наличия состояния стресса у работников социальной сферы.

В исследовании были использованы два опросника. Во-первых, это опросник «Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона», предназначеный для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Опросник содержит 33 вопроса, из них 25 направлены на выявление уровня стресса. Испытуемым предлагалось 8 вариантов ответа на каждый вопрос: в диапазоне от «никогда» (1 балл) до «постоянно» (8 балов) [4].

Во-вторых, опросник, специально разработанный нами для данной работы, направленный на получение информации о возрасте, уровне дохода, субъективной оценки уровня дохода и степени удовлетворенности доходом испытуемых.

В исследовании приняли участие 61 человек: 38 женщин и 23 мужчин в возрасте от 25 до 45 лет. Все испытуемые являются работниками социальной сферы: работники Социальной защиты населения, работники банков, преподаватели государственных образовательных учебных заведений, актеры и администраторы московских театров.

В ходе обработки и анализа полученных эмпирических данных были выделены три уровня стресса согласно предложенной в методике «Шкала РБМ-25 Лемура-Тесье-Филлиона» градации выраженности признака: «низкий», «средний» и «высокий» уровни. Мы видим, что отмечается неравномерность распределения уровня стресса среди представителей выборки: у 48% опрошенных был выявлен высокий уровень стресса, у 36% -средний и у 16% опрошенных не было установлено состояние стресса (см. рис.1).

■ высокий ■ средний ■ низкий

Рис.1 Уровень стресса испытуемых Из всех испытуемых 65 % имеют ежемесячный доход в размере от 30000 до 60 000 рублей, 16 %-от 20 000 до 30 000 рублей, 12 %- от 60 000 до 90 000 рублей и 7 %- от 5000 до 10 000 рублей (см. рис. 2).

Рис.2 Уровень дохода испытуемых.

В результате корреляционного анализа было выявлено, что по уровень стресса повышается при снижении уровня дохода, что подтверждает нашу гипотезу о наличии взаимосвязи уровня дохода и формированием состояния стресса.

В ходе анализа выяснилось, что уровнем своего дохода не довольны 33 % опрошенных, 39% скорее не довольны, чем довольны и 24% затрудняются ответить (см. рис. 3).

Рис.3 Степень удовлетворенности доходом

Нами была выявлена обратная зависимость между степенью удовлетворенности уровнем дохода и состоянием стресса, то есть, чем меньше работник удовлетворен размером оплаты труда, тем уровень стресса выше.

Между субъективной оценкой собственного уровня дохода и уровнем стрессового состояния так же выявлена отрицательная корреляционная связь, то есть, чем ниже субъективная оценка уровня дохода, тем выше уровень стресса.

При этом следует отметить, что собственный уровень дохода лишь 25% опрошенных считают низким, 36% считают свой доход ниже среднего и 39% характеризуют его, как средний (см. рис. 4).

низкий средний 25%

39%

Рис.4 Собственная оценка уровня дохода.

Так же выявилась значимая связь между уровнем стресса и гендером, а именно, мужчины в большей мере склонны переживать стресс, связанный с неудовлетворенностью уровнем дохода, нежели женщины. Полученный результат согласуется с исследованиями ученых Кембриджского университета, которые выяснили, что, будучи еще в материнской утробе, мальчики вырабатывают большее количество кортизола - гормона стресса, чем девочки. Работы финских учёных показывают, что мужчины острее переживают стресс и у них связь между уровнем стрессовых ситуаций и здоровьем была более выраженной, чем у женщин [13].

Интересно, что по данным представительства рекрутинговой компании HeadHunter, в стрессовом режиме работают 79% мужчин. При этом 63% опрошенных признают, что предпочли бы стрессовую работу с высокой зарплатой, нежели спокойную, но за меньшие деньги [14].

Важно, что нами не было выявлено значимой связи между уровнем стресса и возрастом, что позволяет предположить, что уровень переживаемого стресса напрямую не определяется возрастными особенностями работников данной группы.

Подводя итоги, мы можем предположить, что для повышения эффективности труда работника социальной сферы необходимо обеспечить достойную оплату его труда, а также разработать систему материальных поощрений в виде премирования. Признание результатов работы и их публичное одобрение также может стать хорошей мотивацией для работника, поскольку дает понимание того, что проделанный труд не остался не замеченным, а поддержка со стороны руководства, даст работнику уверенность в собственных силах и послужит хорошим стимулом для дальнейшей работы.

Использованные источники:

1. Агапова Е. П. Учебное пособие// Центр универсальной полиграфии, 2013.-257 с.

2. Ахинов Г.А., Калашников С. В. Социальная политика: учебное пособие // М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное

пособие для вузов//М.. ПЕР СЭ, 2011. - 356с.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика// СПб., 2015. - 258 с.

5. Ганс Селье «Стресс без дистресса»//Москва 2011.-245 с.

6. Дружилов С.А. «Модные» психические состояния и акцентуации характера // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26762 (дата обращения: 24.05.2016).

7. Карл Леонгард. Акцентуированные личности //оп.: Москва: феникс, 2012.-567 с.

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса//Научное издание - М.: Академический Проект, 2012 - 943 с.

9. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография // - Красноярск, 2011. - 190 с.

10. Холстова Е.И. Теория социальной работы: Учебник//Юристь, 2014.-256 с.

11.Черняк Е.М. Социология: Курс лекций //М , 2015.-657 с.

12. Щербатых Ю. В.Учебное пособие. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

13. http://arushanov-robert.ru/2010/11/10/muzhchiny-i-stress/

14. http: //www.irk.aif.ru/dontknows/1251688

Лебедева Е.В. аспирант

кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ

преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции» Пикалова М.А. курсант 4 курса

специальность «Право и организация социального обеспечения»

ГБПОУ «Колледж полиции» Россия, г. Москва ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КИНОЛОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация Статья посвящена исследованию влияния личностных качеств кинологов на их профессиональную деятельность.

При решении задачи повышения эффективности профессиональной деятельности кинологов, специалисты сталкиваются с проблемой взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности и личностными особенностями кинологов.

На данный момент, в научной литературе не отражены критерии эффективности профессиональной деятельности кинологов, что является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.