Научная статья на тему 'Уроки внедрения биотоплива в США в начале XXI века'

Уроки внедрения биотоплива в США в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
184
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки внедрения биотоплива в США в начале XXI века»

Уроки внедрения биотоплива в США в начале XXI века*

А.М. Булатов

Надо отметить также, что увлечение развитых экономик внедрением «биотоплива» получило горячую поддержку в ряде развивающихся стран, где их производство обходится дешевле. В случае с этанолом в США готовность к наращиванию поставок спирта в больших количествах и по конкурентоспособным ценам продемонстрировала Бразилия20. В этой стране задолго до этого основная часть автотранспорта была переведена на этиловый спирт, себестоимость перегонки которого из местного быстро растущего тростника оказалась меньше, чем цена импортного бензина. Это вполне объяснимо в связи с тем, что выращивание сахарного тростника в Бразилии обходится заметно дешевле, чем кукурузы в США, пшеницы или сахарной свеклы в Европе, объемы урожаев примерно вдвое выше, а выход спирта с одного гектара посевной площади у тростника более чем в 2 раза больше.

При уровне производства этилового спирта порядка 20 млрд л в год, Бразилия поставляет на экспорт порядка 3,5 млрд л. В отличие от «европейского» или «американского» этанола их бразильский конкурент, по крайней мере, не оказывает повышающего воздействия на стоимость конечной смеси с бензином, поскольку издержки его производства оказываются ниже, чем для автобензина. Эта закономерность, согласно заключению Национального Совета по торговле Швеции, вступает в силу при уровне цен на сырую нефть от 30 долл. за баррель, в то время как американский этанол,

выработанный из кукурузы, становится конкурентоспособным при подмешивании в бензин только при цене первичной нефти не ниже 47 долл. за баррель (собственно шведский этанол, вырабатываемый из пшеницы, может найти свое место на рынке моторного топлива и вовсе при очень высоких ценах на нефть не ниже 104 долл. за баррель)21.

Таким образом, реально возникли препятствия на пути к тем целям, которые ставили разработчики главы «Закона об энергетической политике США» о стандарте возобновляемого топлива. Это непредусмотренное развитие событий вынудило американскую администрацию, традиционно продвигающую либеральные ценности в международной торговле, наряду с европейскими правительствами принять беспрецедентные меры протекционизма в отношении собственных производителей этилового спирта. В отношении импортного этанола, предназначенного для топливных целей, в США, помимо обычной адвалорной пошлины в 2,5%, введена специфическая ставка на уровне 0,143 долл./литр, что ставит непреодолимый барьер на пути дешевого бразильского спирта на американский рынок. Уровень тарифной защиты внутреннего рынка топливного этанола на уровне 25%, или примерно 14 центов/л, по некоторым оценкам, является общераспространенным явлением среди ведущих стран ОЭСР22, развивающих топливное направление внутреннего производства этилового спирта23.

*Окончание статьи. Начало см. в .№10 за 2010 год.

Рисунок 3

Эластичность инфляционного отклика в американской экономике на рост производства

биотоплив

Пшеница

Молок

Кукуруза

Куриные яйца

Цыплята бройлеры

Свинина

Бескостная

говядина

Сорго

Рис

Хлопок

Соевая мука сред. 1997-2006

Соя

Соевое масло ••Л" 2006/07 -<=>- 2007/08

Ячмень

Овес

Примечание:

зерновые,соя, молоко и соевая мука - долл./т; говядина, сви нина,соевое масло, цыплята, хлопок - долл./ц; яйца - це нтов за дюжину

Источник: Brent D. Yacobucci, Randy Schnepf Selected Issues Related to an Expansion of the Renewable Fuel Standard (RFS ) CRS Report for Congress RL 34265 December 3, 2007 p. 15

Примечательно, что меры поддержки национального производства биодизельного топлива, используемые в тех же США в соответствии с законами об энергетической политике 2005 года и об энергетической независимости и безопасности 2007 года в расчете на повышение конкурентоспособности национального производства по сравнению с зарубежными поставщиками, привели к обратным последствиям для самих США. Поскольку в США дизельное топливо распространено в меньшей степени24, чем, например, в Европе, улучшившиеся благодаря защитному госрегулированию экономические показатели производства био-

дизеля создали основу для появления в США значительного экспортного потенциала. Избыточный поток дешевого американского биодизеля был направлен в Европу, подавляя местное производство, уровень поддержки которого был несколько ниже25. В результате доля американских экспортеров на европейском рынке биодизельного топлива с 2005 по 2008 год выросла с 0,4% до 17%, что вынудило Еврокомиссию принять ответные защитные и антидемпинговые меры против американцев в виде компенсирующих субсидии пошлин в размере 211-237 евро/т и антидемпинговых пошлин на уровне 23,6-208,2 евро/т.26

Таблица 1

Характеристики основных видов сырья для изготовления биотоплива

Виды сырья Стоимость добавки вф Издержки производствалэ кв. экобензина Годовой урожай первичной Выход продукта, л/га посевной

(США)/л (экодизеля) культуры, млн т площади

Этанол

Пшеница 22-34 (в Европе) 53-93 (в Европе) 593 2500 (в Европе)

Пшеница 57 (Россия) - 64 850 (Россия)

Сахарный тростник 13 34 1169 6500 (Бразилия)

Сахарная свекла 20-32 (в Европе) 63-90 (в Европе) 213 5500 (в Европе)

Сахарная свекла 46 (Россия) - 29 11900(Россия)

Кукуруза 23 (США) 43 (США) 693 3100

Целлюлозный этанол 9--10 43-53 - -

Автобензин 40-50

Биодизельное топливо

Соевое масло 38-55 (США) 48-73 (США) 229 500 (США), 700 (Европа)

Рапсовое масло 30-60 (в Европе) 35-80 (в Европе) 46,9 1200 (в Европе)

Пальмовое масло 39

Отходы растительного масла 33-44

Ятрофа 39 (Индия) 55 529

Дизельное топливо 48

Источник: Oil & Gas Journal October 08, 2007; Россия - урожайность и сбор по данным Росстата, стоимость производства этанола - рассчитана по презентации Ю.И. Иванова, В.М. Емельянова, С.Г Мухачева, Б.В. Кузнецова, М.Ф. Шавалиева «Организация производства органических кислот и энергоносителей из возобновляемого растительного сырья в Республике Чувашия»

http://www.ogj.com/index/article-display/308292/articles/oil-gas-journal/volume-105/issue-38/general-

interest/biofuels-producers-confront-evolving-market-unknowns.html

Тем не менее, политически выигрышная инициатива республиканцев в части подмеса спирта к бензину была активно подхвачена их политическими оппонентами. В одном из первых законов, принятых в конце 2007 года новым составом Конгресса, где большинство уже перешло к демократам - «Об энергетической независимости и безопасности» - директивные пороги введения в коммерческий оборот «возобновляемого топлива» были резко увеличены: с прежних 28,3 млрд л к 2012 г. до 56,6 млрд л в 2015 г. и 136 млрд л в 2022 г. Предусмотренные законом новые контрольные уровни сформировали так называемый второй стандарт возоб-

новляемого топлива (СВТ-2, ЯБ8-2), который в окончательном виде регламента был принят Агентством по охране окружающей среды в мае 2009 года, когда уже были очевидны кризисная стагнация спроса на автобензины в США при снижении цены на моторное топливо.

В силу резкого увеличения цен на традиционное моторное топливо в предкризисные годы из-за заоблачных цен на нефть достигнутые уровни введения экотоплива в США заметно превзошли плановые показатели. Плановый порог 2012 г. в 28,9 млрд л был пройден уже в

2007 году. Фактически достигнутый в 2009 году уровень составил 41,9 млрд л, что стало осно-

вой для контрольного показателя на текущий год в размере 48,9 млрд л. Причем большая часть поставленного на рынок этанола - 24,5 млрд л, - по расчетам правительственных экспертов из Агентства по охране окружающей среды, должна иметь «целлюлозное происхождение»27 и лишь 16,4 млрд л - будут произведены из кукурузы.

Эти расчеты правительства, однако, практически не принимали во внимание реальную ситуацию на рынке моторного топлива, где даже при значительном субсидировании этанол оказался неконкурентоспособным по отношению подешевевшему бензину, потребление которого упало, а увеличенные директивные пороги подмеса этанола оказались невыполнимыми при существующих технологиях автомобилестроения в США.

Для достижения этих директивных уровней, по расчетам, нынешнего потолка подмеса спирта к бензину в 10 массовых процентов будет явно недостаточно. Поэтому в настоящее время в практическом плане ставится вопрос об увеличении потолка подмеса с 10 до 15%. Пока в политических и даже экспертных кругах ведутся подсчеты, насколько такое увеличение массовой доли спирта в моторном топливе транспортных средств позволит США ограничить потребности в традиционном бензине, технологи ведущих автопроизводителей и ведущих нефтеперерабатывающих предприятий бьют тревогу: до настоящего времени более или менее достоверные данные о возможности присадки этилового спирта к бензину вместо МТБЭ без заметного ущерба для функциональной устойчивости и безопасности работы двигательных установок были получены в ходе ряда полевых испытаний только для смеси 90:10. Возможность увеличения доли этанола до 15% допускалась лишь теоретически в модельных расчетах. Более того, в полевых испытаниях участвовали только модели автомобилей 2004 года выпуска и позднее, в то время как возрастная медиана автомобильного парка в США - 9 лет с момента выпуска, т.е. влияние нового типа топлива на большую часть транспортных средств, управляемых американцами, остается невыясненным. К тому же стало известно, что вступивший в силу в Австралии новый топливный регламент, поднявший планку использования этанола в моторном топливе этой страны до 15% без доста-

точных испытаний, стал причиной проблем с эксплуатацией транспорта и потребовал дополнительных исследований вопроса со стороны местного Министерства экологии. Начавшиеся испытания в США также свидетельствовали о недостаточной адаптации к новому составу топливной смеси систем управления большинства из испытанных моделей.28

При добавлении в моторное топливо в заметном количестве этилового спирта требуются значительные конструктивные переделки как в двигательной части автомобилей, так и во всей системе топливораспределения. Из системы подачи топлива в двигательных установках необходимо полностью удалить примеси магния и алюминия, а также резиновые уплотнители, которые применимы для обычных бензиновых систем и способствуют облегчению наиболее тяжелого двигательного отсека. Принципиально иных инженерных решений и стандартов потребуют и насосы для подачи топлива на АЗС, поскольку в отличие от бензина, обладающего свойствами диэлектрика, этиловый спирт электропроводен. Меньшее, чем у обычного бензина, значение удельной теплоты сгорания этанола, означает, что смесь при сохранении параметров четырехтактного цикла двигателя внутреннего сгорания будет выделять меньшую энергию, недостаточную для поддержания прежней динамики движения транспортного средства. Чтобы избежать этого, потребуется изменить систему впрыска топлива, обеспечив примерно на 30% больший расход на один такт. Детали такой системы придется покрывать иными износоустойчивыми составами, чем для обычного бензина. В целом более высокая химическая активность этилового спирта по сравнению с бензином и прежней присадкой МТБЭ предполагает необходимость изготовления топливных баков автомобилей из нержавеющей стали и отказа от монтажа топливных насосов прямо на топливных баках (применяется в некоторых моделях автомобилей) во избежание появления электрической пары.

Демократическая администрация Б. Обамы, подхватившая у уходившей администрации республиканцев политически привлекательную идею этаноловой присадки к моторному топливу как панацеи от нефтяной зависимости и экологического прорыва, по существу оказалась в экономической западне. Это тем более

удивительно, что идеи этанолового подмеса в середине 2000-х годов задолго до выборов президента подвергались демократами критическому анализу. В их политическом арсенале были более значимые инициативы по директивному увеличению порога топливной экономичности двигательных установок, резкому сокращению вредных примесей в моторном топливе и т.д. Спонсируемые бюджетными вливаниями в виде налоговых льгот и преференций инвестиции в перегонные заводы во второй половине 2000-х годов привели к появлению значительного количества избыточных мощностей по перегонке спирта в США. Для полного замещения высокооктановой присадки МТБЭ, для чего первоначально предлагалось ввести этанол, по расчетам,29 достаточно 23 млрд л годового производства, в то время как в настоящее время реальные объемы поставок спирта вдвое больше. Этот избыток стал особо ощутим с наступлением кризисного снижения спроса на обычное моторное топливо и, соответственно, на подмешиваемый к нему этанол. Падение цен на все компоненты смеси, таким образом, вывело производство этилового спирта в США за грань рентабельности, поскольку низкие цены топливного рынка

не в полной мере компенсировали производителям спирта их возросшие затраты на сырье.

Но принимаемые меры государственного регулирования в виде неуклонно растущего стандарта возобновляемого топлива могут реально повлиять на топливный баланс США, который пока во многом формируется рыночными силами. В частности, при переходе этанола из категории присадки к моторному топливу (что соответствует нынешнему уровню топливной смеси в общенациональном масштабе с 3-5% этанола) в категорию топливоза-менителя (по некоторым оценкам, эта «стена подмеса» находится даже ниже уровня в 10% этанола) происходят драматические изменения с биржевыми котировками на основные компоненты смеси.30 Цены на товарные контракты и автобензина, и этилового спирта быстро падают. В первом случае это обусловлено ожиданием сокращения спроса на традиционный компонент из-за растущего подмеса альтернативы. Во втором - сказывается эффект перехода к массовому производству спирта уже не как присадки к топливу, а как широкодоступному и политически субсидируемому энергоносителю.

Рисунок4

Структура стандарта возобновляемого топлива (СВТ) США

Источники: H.R. 6, ‘Energy Independence and Security Act of 2007’ Title II, Subtitle A, Section 202;

Brent D. Yacobucci, Randy Schnepf Selected Issues Related to an Expansion of the Renewable Fuel Standard (RFS ) CRS Report for Congress RL 34265 December 3, 2007 p. 5

Тем не менее, падение биржевых котировок на составные части «экологического топливного коктейля» в действительности оборачивается ростом розничных цен на топливо. Причиной этого является именно государственное регулирование, предписывающее всем участникам топливной производственной цепочки ввести в розничный оборот пороговые значения этанола. Это предписание автоматически означает снижение загрузки производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов. В случае этанола как присадки эти изменения вполне вписывались в эластичность спроса и предложения топлива на рынке, к которым большинство американских НПЗ адаптированы (дополнительным резервом могло бы быть и прекращение незначительного по объему импорта нефтепродуктов). Более значимые сокращения загрузки означают весомые потери нефтепереработки, которые переносятся на цену конечного продукта.

Переход к широкому внедрению этанола как топливозаместителя (смесей Е15-Е85) помимо цены самого топлива на перегонных заводах потребует значительных вложений в инфраструктуру топливораспределения, хранения спирта и его транспортировки. Неспособность производителя топлива продать в течение года необходимое количество «экологического коктейля» вынудит его выкупать соответствующую квоту на такую продажу у более удачливых конкурентов, которые смогли продать его больше установленного порога. Естественно, что стоимость квот определяется соотношением спроса и предложения на них. С учетом потребительских характеристик более обогащенных этанолом топливных смесей реализация их через розничную сеть возможна будет лишь в том случае, если соотношение цен на разные виды топлива будет:

Це85=0,7Це10=0,6-0,65Цб , где:

ЦЕ85 - цена высокообогащенного коктейля с примесью этанола до 85%;

ЦЕ10 - цена обычного коктейля с примесью этанола до 10%

ЦБ - цена традиционного автобензина, в котором этанол может играть роль высокооктановой присадки (до 2 масс. %).

Принимая во внимание объективные факторы мирового производства нефтепродуктов, такое соотношение можно будет поддерживать путем искусственного повышения цен на тра-

диционный автобензин (например, путем введения дополнительных экологических налогов на нефтепродукты и субсидирования ими эта-ноловой цепочки).

К неприятным сюрпризам заступившей в 2009 г. демократической администрации США, видимо, следует отнести и то обстоятельство, что 56,6 млрд л этанола - порог, установленный законом для 2015 года, и к которому США стремительно приближаются уже сейчас - это технологический предел производства этилового спирта из кукурузы в США. Во многом поэтому в последнем регламенте второго стандарта возобновляемого топлива предусмотрены значительные уровни производства целлюлозного этанола, однако до настоящего времени устоявшейся технологии такого производства спирта в США в массовом масштабе не существует.31 Отражением плачевного состояния дел в этой сфере стал вынужденный пересмотр Агентством по охране окружающей среды США в начале февраля 2010 г. директивного порога коммерциализации «целлюлозного этанола» на 2010 г. с 378 до 24,5 млн л и обнародованные в июле 2010 г.32 новые рекомендованные значения такого порога на 2011 г. в диапазоне 24,5 - 96 млн л вместо установленных им же самим чуть более года назад значения 943 млн л.

Отчаянные усилия администрации спасти положение путем директивных предписаний Министерству сельского хозяйства «активнее содействовать инвестициям и производству биотоплива» используя финансовые возможности правительства и межведомственные меры поддержки, рискуют закончиться новыми финансовыми вливаниями в и без того избыточные мощности по производству спирта в США и поддержанием наплаву политически выгодной, но экономически убыточной отрасли. В этой связи явный политический подтекст просматривается в половинчатом решении Агентства по охране окружающей среды США продолжить испытания двигательных установок моторных транспортных средств на технологическую совместимость с топливной смесью с содержанием этанола до 15% при «временном допущении» к поставкам в торговую сеть для заправки автомобилей с гибкой топливной схемой смеси с содержанием этанола до 12%.

Американский бизнес не торопится вкладывать деньги в рискованный правительственный проект, предполагающий избыточное производство этанола сейчас и неочевидные воз-

можности удовлетворения возможного спроса в будущем.33 А между тем от него требуются нешуточные инвестиции для достижения директивных показателей поставок на рынок новых видов биотоплива. По оценкам некоторых экспертов34, требуемый объем таких вложений в создание более 100 новых спиртоперегонных предприятий традиционного типа на основе кукурузного сырья, 290 заводов, использующих новые технологии на целлюлозном сырье и 90 заводов по производству других видов биотоплива в период до 2022 года составляет около 180 млрд долл. Результатом таких титанических усилий может стать в лучшем случае достижение планового порога присутствия биотоплива на рынке моторных топлив США, что в 2022 г. составит 136 млрд л или около 3,5% прогнозного спроса на моторные топлива в транспортном сегменте американской экономики. При этом срок действия субсидий производителям этанола, введенных Законом об энергетической политике 2005 года, истекает в нынешнем году и их продление, активно лоббируемое сельскохозяйственным лобби, уже не является очевидной необходимостью для изрядно истощенного в условиях финансово-экономического кризиса американского бюджета.

Надо сказать, что политическое увлечение экологическими добавками к традиционному моторному топливу как в США, так и в других развитых странах, исходит из постулата более щадящего эффекта от использования результирующей смеси на окружающую среду в силу «природного» происхождения добавки. Однако такой постулат нельзя признать универсальным.

Обычно во внимание принимается только эффект первого уровня, связанный со снижением потребления в транспортном секторе традиционного углеводородного сырья и сокращением эмиссии продуктов его полного и неполного сгорания. Однако если принять во внимание воздействие изменений в топливном балансе второго и более высоких уровней, то результат уже не столь очевиден. Сторонники внедрения биоэтанола в топливный баланс предпочитают не вникать в технологические особенности производства этого продукта. А между тем, вне зависимости от типа применяемого сырья в процессе брожения полупродукта для получения спирта выделяется практически столько же углекислого газа, сколько составляет выход собственно этанола. При этом

часть процессов брожения и ректификации требуют дополнительной энергии (создания повышенных температур), которая образуется в результате сжигания традиционных видов горючего - природного газа или каменного угля -что увеличивает общий объем эмиссии углекислого газа в процессе производства этанола. Если учесть, что углекислый газ рассматривается в качестве основного антропогенного вещества, вызывающего парниковый эффект, то идеологическая основа замещения спиртом бензина становится шаткой.

Не в пользу такого замещения говорят и расчеты экспертов, свидетельствующие о том, что в отличие от нефтепродуктов при производстве этилового спирта расходуется почти столько же энергии, сколько высвобождается при его сгорании в качестве топлива.35 Рост спроса на биодобавку к моторному топливу вызовет стимулирование роста его производства внутри страны и, соответственно, увеличение производства первичного растительного сырья (например, кукурузы или рапса). Увеличение производства обычно достигается двумя путями - увеличением посевных площадей и более интенсивным использованием удобрений. Первое ведет к сокращению биоразнообразия растительного мира отдельно взятой страны36, а губительный для окружающей среды эффект от второго направления интенсификации агробизнеса в США очень хорошо известен на примере дегенерации биосистемы реки Миссисипи37. Кроме того, в случае кукурузы -пока основной культуры в США, используемой для производства биоэтанола - рост производства тесно связан с ростом потребления азотных удобрений, основным сырьем для которых является природный газ. Если к этому добавить возрастающее энергопотребление новых спиртоперегонных мощностей, которое в США во многом также удовлетворяется за счет природного газа, то постулат о значительном ослаблении зависимости США от импорта энергоносителей в результате внедрения биотоплив становится сомнительным.

К числу известных специалистам неприятных особенностей этилового спирта относится и его хорошая смешиваемость с летучими ароматическими углеводородами, остатки которых всегда сохраняются в автомобильном бензине - бензолом, толуолами, ксилолами и их производными алкилбензолами. Большая часть этих соединений канцерогенна и их предельная

концентрация в бензине регламентируется соответствующими стандартами. Однако в смеси со спиртом значительно увеличивается «летучесть» этих в общем-то «тяжелых» соединений. Соответственно, даже не очень значительные концентрации, допускаемые нормативами, способны загрязнить значительно большую территорию и причинить вред особо чувствительным объектам, расстояние которых, к примеру, от автомагистралей, установлено из расчета на «обычную» летучесть ароматических соединений, содержащихся в выхлопных газах автомобилей.

Кроме того, не лишним будет принять во внимание тот факт, что в США не менее 14% посевов кукурузы, прежде всего на прилегающих с востока к Скалистым горам Великих равнинах, находятся на орошаемых землях и требуют ежегодного полива в объеме 22,2 куб. км. Увеличение объема посевов потребует дополнительного расхода пресной воды, в то время как водосброс реки Колорадо (17,3 куб. км/год) и так используется для ирригационных целей на пределе возможностей38. Однако рассматриваемые территории в определенном отношении можно отнести к «зоне рискованного земледелия». Почвы этого плоскогорья по многим причинам подвержены сильной эрозии. Одним из способов затормозить эти процессы является смешанный севооборот, предполагающий попеременное чередование посевов пропашных и злаковых культур. Постоянные же посевы кукурузы на этих землях, по некоторым исследованиям, приводят к ускорению процессов эрозии почв в 9 раз по сравнению с рекомендованным севооборотом.

По существу едва ли не единственным значительным резервом в США нарастить посевы и урожаи кукурузы являются территории, ныне используемые для сои. Однако такое решение чревато дальнейшими последствиями, связанными с нарушением севооборота (сою нередко чередуют с другими пропашными и злаковыми культурами для естественного связывания азота в почве) и применением собственно сои как в пищевой промышленности (соевые бобы), так и в качестве питательной фуражной добавки для животноводства (жмых и шрот). Выведение сои из посевных площадей США проблематично и потому, что ее производство предусматривается наращивать по тем же причинам, что и кукурузы, поскольку именно эта культура в США является основным сырьем для получения моноалкилэфиров

растительного происхождения, которые получили название «биодизельного топлива»39. Хотя дизельное топливо в США пока не очень распространено, темпы роста производства биологических эквивалентов ему даже несколько выше, чем этанола, поскольку для дизельного топлива пороговые ограничения для подмеса значительно мягче.

Надо признать, что эти отдаленные последствия интенсивного введения биологических аналогов моторного топлива в коммерческий оборот в конце концов обратили на себя внимание некоторых правительственных экспертов. Выпущенный в октябре 2009 года отчет Счетной палаты США о политике правительства по данному вопросу рекомендует Агентству по охране окружающей среды провести более глубокий анализ последствий принятия стандарта возобновляемого топлива на протяжении всего жизненного цикла новых видов топлива, а не ограничиваться вопросами эмиссии парниковых газов в процессе его исполь-зования.40

В специальном докладе ОЭСР41 «Биотопливо: не является ли лекарство хуже болезни?» справедливо отмечается, что коммерциализация биотоплив всецело зависит от мер поддержки со стороны государств, проводящих соответствующую экологическую политику. Без специальных мер государственного регулирования биотоплива не смогут конкурировать на рынке с традиционными видами моторных топлив (см. таблицу 1). К таким мерам поддержки, искажающим обычные рыночные пропорции, помимо упомянутых выше заградительных импортных тарифов, относятся освобождения от обычных топливных акцизных сборов, налоговые вычеты на этапе производства, продажи или подмеса к моторному топливу. Нередко добавляемые к этому директивные пороги использования или реализации «биотоплив» искусственно стимулируют производство биодобавок, которое в противном случае оказалось бы невыгодным. Безусловно, все такие меры оборачиваются потерями для бюджетов, от которых стараются избавиться, как только наступают трудности в экономическом развитии, даже более мелкого масштаба, чем нынешний финансово-экономический кризис.

Если принять во внимание упомянутое ранее инфляционное воздействие принятых мер господдержки на рынок первичных пищевых и фуражных культур, то цена экологических при-

садок к моторному топливу может оказаться несопоставимо более высокой, по сравнению с объемами традиционного топлива, которое, в конечном счете, таким способом замещается. Все эти доводы приводят некоторых экспертов к заключению о том, что установленный Законом об энергетической независимости и безопасности 2007 года повышенный стандарт возобновляемого топлива в США не может быть реализован в полном объеме. Во избежание негативного воздействия на экономику необходимо пересмотреть директивные уровни в соответствии с реальными условиями и вернуться к изучению вопроса о том, насколько замещение этанолом традиционного бензина укрепляет энергетическую безопасность страны и улучшает экологическую ситуацию.42

Уроки описанного выше виража американской энергетической политики, думается, необходимо учитывать и в нашей стране. В России топливный этанол не производится и не используется, так как, в соответствии с нашим законодательством, топливо, содержащее более 1,5% этанола, является спиртосодержащей продукцией. При этом топливный этанол, как и этиловый спирт, должен облагаться акцизом, независимо от его происхождения, назначения и степени денатурации по ставке 27,7 руб./литр. Топливо, содержащее свыше 9% этанола, подлежит акцизу по более высокой ставке - 191 руб./литр. Выстроенная таким образом система государственного регулирования оборота этилового спирта не способствует переводу этанола в топливную категорию. Однако в мае

2008 года на рассмотрение Государственной Думы рядом российских законодателей был внесен законопроект43, предполагающий внесение изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в частности введение понятия «топливный биоэтанол», предназначенный для использования в качестве компонента бензинов и/или этанольных моторных топлив. Законопроект предлагает вывести из категории спиртосодержащей продукции моторные топлива с содержанием топливного этанола не более 10%. Очевидно, некоторые сельскохозяйственные организации, испытывающие трудности с реализацией избытков зерна, подобно американским фермерам рассчитывают реализовать масштабный топливный проект за

счет поддержки федерального бюджета. С этой точки зрения учет уроков внедрения биотоплива в США может оказаться совсем не лишним даже в нашей стране, где вопросы энергетической безопасности никоим образом не связаны с чрезмерной зависимостью от импорта нефти.

Примечания:

20 Надо сказать, что и в этой заинтересованности есть немалая заслуга самих американцев, наиболее дальновидная часть из которых, включая миллиардера Дж. Сороса, пришла к выводу о перспективности вложений в бразильскую переработку сахарного тростника и сделала соответствующие масштабные инвестиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Of chopsticks and ethanol Oil & Gas Journal Jun 11, 2007 http://www.ogj.com/index/article-display/ 294922/articles/oil-gas-journal/volume-105/issue-22/ general-interest/watching-the-world-of-chopsticks-and-ethanol.html

22 OECD report questions benefits of subsidies for biofuels Oil & Gas Journal Оctober 08, 2007 http:// www.ogj.com/index/article-display/308293/articles/oil-gas-journal/volume-105/issue-38/general-interest/ oecd-report-questions-benefits-of-subsidies-for-biofuels.html

23 Уровень тарифной защиты производителей этанола в странах Евросоюза составляет 0,19 евро/л, в Австралии - 0,27 долл. США/л

24Введение биодизельного топлива в США во многом отвечает директиве Агентства по охране окружающей среды предписывающей всем НПЗ выпускать в торговый оборот для моторных транспортных средств только дизтопливо со сверхнизким содержанием серы (ULSD), не превышающим 0,0015%, что в 33 раза меньше прежнего стандарта.

Объем производства биодизельного топлива в США составляет 1-2 млн.т/г, больше половины из которых экспортируются. С января 2010 г. Конгресс отказался продлять субсидии для производителей биодизельного топлива в размере 1 долл./галлон, что вызвало закрытие большинства предприятий этой отрасли.

25 Ставки ввозного тарифа на химические соединения моноалкилэфиров, предназначенных для топливных целей и в ином качестве в странах ЕС составляют 0,19 и 0,10 евроцента за литр соответственно.

26 Eric Watkins EU slaps antidumping, antisubsidy

duties on US biodiesel Oil & Gas Journal 27.07.2009 http://www.ogj.com/index/article-display/3264520067/ articles/oil-gas-journal/volume-107/Issue_28/

General_Interest/EU_slaps_antidumping_____________

antisubsidy_duties_on_US_ biodiesel.html

27 Для производителей “целлюлозного этанола» ставка субсидирования увеличена до 1,01 долл./галлон.

28 Nick Snow Rushing the ethanol ruling Oil & Gas Journal May 17, 2010 http://www.ogj.com/index/article-display/4551546368/articles/oil-gas-journal/volume-108/issue-18/general -intrests/rushing-the_ethano l. html

29Baker Institute Policy Report № 43, January 2010 “Fundamentals of a Sustainable US Biofuels Policy”, http://www.rice.edu/energy/publications/docs/ BioFuelsWhitePaper-010510.pdf p. 10

30Более подробно этот механизм описан в отчете Фонда исследований энергетической политики США (EPRINC) Will the Ethanol Mandate Drive Up the Cost of Transportation Fuels? за февраль 2009 г.

31 Такая технология получения этанола из отходов деревопереработки в коммерческом масштабе отработана в течение нескольких лет на одном из заводов Японии

32EPA Proposes Cellulosic Ethanol Short of U.S. Goals http://www.businessweek.com/news/2010-07-12/ epa-proposes-cellulosic-ethanol-short-of-u-s-goals.html

33 Lessons from biofuels Oil & Gas Journal 18.05.2009 http://www.ogj.com/index/article-display/ 362496/articles/oil-gas-journal/volume-107/issue-19/ general-interest/editorial-lessons-from-biofuels.html

34 Tim Sklar Obstacles bedevil EISA’s RFS biofuels mandate в Oil & Gas Journal 17.03.2008 http:// www.ogj.com/index/article-display/323162/articles/oil-gas-journal/volume-106/issue-11/general-interest/ comment-obstacles-bedevil-eisarsquos-rfs-biofuels-mandate.html

35Alexander E. Farrell, Richard J. Plevin, Brian T. Turner, Andrew D. Jones, Michael O’Hare, and Daniel M. Kammen, “Ethanol Can Contribute to Energy and Environmental Goals,” Science, Jan. 27, 2006, pp. 506508

36 Ажиотажный спрос на этанол в США привел к скачкообразному увеличению посевных площадей кукурузы в 2006 году почти на 13%.

37 В настоящее время отмечается вторичный эффект от массового смыва удобрений с посевных площадей территории водосбора Миссисипи: некогда внесенные в почву удобрения стимулировали активный рост водорослей в дельте реки и на обширной прилегающей площади Мексиканского залива, что привело к обескислороживанию акватории и гибели основной части морских обитателей

38Donald F. Anthrop Analysis highlights limits on energy promise of biofuels Oil & Gas Journal 05.02.2007 http://www.ogj.com/index/article-display/283783/ articles/oil-gas-journal/volume-105/issue-5/general-interest/comment-analysis-highlights-limits-on-energy-promise-of-biofuels.html

39NINA RACH Alternative fuels gaining transport market share Oil & Gas Journal 04.12.06

http://www.ogj.com/index/article-display/278672/

articles/oil-gas-journal/volume-104/issue-45/general-

interest/special-report-alternative-fuels-gaining-

transport-market-share.html

40GAO assesses impacts, challenges of mandated biofuels increases Oil & Gas Journal 12.10.2009 http:// www.ogj.com/index/article-display/7254322681/articles/ oil-gas-j ournal/volume -107/Issue_3 8/General_Intere st/ GAO_assesses_impacts__challenges_of_mandated_biofuels_ increases.html

41 OECD report questions benefits of subsidies for biofuels Oil & Gas Journal 08.10.2007 http:// www.ogj.com/index/article-display/308293/articles/oil-gas-journal/volume-105/issue-38/general-interest/ oecd-report-questions-benefits-of-subsidies-for-biofuels.html

42 Baker Institute Policy Report № 43, January 2010 “Fundamentals of a Sustainable US Biofuels Policy”, http://www.rice.edu/energy/publications/docs/ BioFuelsWhitePaper-010510.pdf p. 12

43 Законопроект № 63872-5 26 мая 2008 года внесен на рассмотрение членами Совета Федерации В.К.Гусевым, О. А.Оганяном, А.Г Лысковым, В.А. Новиковым, Н.И.Рыжковым, Ю.В.Смирновым и депутатом Государственной Думы М.А.Сутягинским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.