Научная статья на тему 'УРОКИ СТРАН-УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ПРОЦЕССА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК-НЕУЧАСТНИКОВ'

УРОКИ СТРАН-УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ПРОЦЕССА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК-НЕУЧАСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всемирная торговая организация (ВТО) / присоединение / развивающиеся страны / торговая либерализация / реформы / World Trade Organization (WTO) / accession / developing countries / trade liberalization / reforms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибодуллаев, Сайидкомил Бекпулат Угли

В данной статье рассматриваются ключевые уроки, которые могут быть извлечены из опыта стран, прошедших процесс присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание уделяется трудностям и угрозам, с которыми сталкиваются развивающиеся экономики, остающиеся за рамками торговой системы ВТО. Анализ показывает, что присоединяющиеся страны сталкиваются с многочисленными сложностями в приведении внутренней политики и законодательства в соответствие с обязательствами ВТО, а также в преодолении экономических издержек либерализации. Вместе с тем, членство в ВТО также предлагает выгоды, такие как улучшенный доступ на рынки и институциональные реформы. Для не-членов продолжающееся исключение из глобальной основанной на правилах торговой системы грозит подрывом конкурентоспособности и торможением экономического роста. В статье утверждается, что при надлежащем планировании реформ и использовании технической помощи развивающиеся страны могут в долгосрочной перспективе получить выгоду от присоединения к ВТО, несмотря на неизбежные трудности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS FROM THE WTO ACCESSION PROCESS FOR WORLD TRADE ORGANIZATION COUNTRIES: CHALLENGES AND THREATS FOR DEVELOPING NON-MEMBER ECONOMIES

This article examines the key lessons that can be learned from the experiences of countries that have undergone the process of accession to the World Trade Organization (WTO). Particular attention is paid to the difficulties and threats faced by developing economies that remain outside the WTO trading system. The analysis shows that acceding countries face many difficulties in aligning domestic policies and legislation with WTO commitments, as well as in coping with the economic costs of liberalization. However, WTO membership also offers benefits such as improved market access and institutional reforms. For non-members, continued exclusion from the global rules-based trading system threatens to undermine competitiveness and slow economic growth. The article argues that with proper reform planning and the use of technical assistance, developing countries can benefit in the long term from WTO accession, despite the inevitable difficulties of the process.

Текст научной работы на тему «УРОКИ СТРАН-УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ПРОЦЕССА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК-НЕУЧАСТНИКОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

УРОКИ СТРАН-УЧАСТНИКОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ ПРОЦЕССА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК-НЕУЧАСТНИКОВ

Сайидкомил Бекпулат угли Ибодуллаев

Преподаватель кафедры «Международное частное право» Ташкентского государственного юридического университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются ключевые уроки, которые могут быть извлечены из опыта стран, прошедших процесс присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание уделяется трудностям и угрозам, с которыми сталкиваются развивающиеся экономики, остающиеся за рамками торговой системы ВТО. Анализ показывает, что присоединяющиеся страны сталкиваются с многочисленными сложностями в приведении внутренней политики и законодательства в соответствие с обязательствами ВТО, а также в преодолении экономических издержек либерализации. Вместе с тем, членство в ВТО также предлагает выгоды, такие как улучшенный доступ на рынки и институциональные реформы. Для не-членов продолжающееся исключение из глобальной основанной на правилах торговой системы грозит подрывом конкурентоспособности и торможением экономического роста. В статье утверждается, что при надлежащем планировании реформ и использовании технической помощи развивающиеся страны могут в долгосрочной перспективе получить выгоду от присоединения к ВТО, несмотря на неизбежные трудности этого процесса.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО); присоединение; развивающиеся страны; торговая либерализация; реформы

Всемирная торговая организация (ВТО) является основным глобальным органом, регулирующим международную торговлю между странами. По состоянию на 2023 год, в ВТО входит 164 члена, на долю которых приходится более 97% мировой торговли. 1 Тем не менее, даже спустя почти три десятилетия после ее создания, десятки стран остаются за пределами системы ВТО, в основном развивающиеся и наименее развитые экономики. 2 Для аутсайдеров, рассматривающих возможность вступления, процесс

1 World Trade Organization, "Members and Observers". https://www.wto.org/english/thewto e/whatis e/tif e/org6 e.htm

2 Taubman, A. (2015). The WTO accessions' lesson for the TPP and the WTO.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

присоединения представляет собой ряд препятствий для преодоления. Ученые охарактеризовали процесс присоединения к ВТО как «длительный, сложный и часто изнурительный», требующий значительного времени, кадровых и

" 3

ресурсных вложений от стран-кандидатов.

В этой статье рассматриваются ключевые уроки из завершившихся за последнее десятилетие процессов присоединения, проводится анализ основных проблем и угроз, с которыми сталкиваются не входящие в ВТО государства, особенно страны с низким уровнем дохода, стремящиеся к более тесной интеграции в глобальную экономику. В частности, внимание уделяется сложному взаимодействию между реформами внутренней политики, внешним давлением при ведении переговоров и влиянием на уязвимые сектора в ходе процесса присоединения.4

Ряд примечательных аспектов делают процедуру присоединения особенно трудной для менее развитых стран-кандидатов. Во-первых, широкий охват и техническая сложность в ряде областей - от доступа на рынки товаров и услуг до защиты интеллектуальной собственности - требуют значительных инвестиций в юридическую экспертизу и нормативно-правовую гармонизацию.5 Во-вторых, дисбаланс сил между действующими членами и странами-кандидатами благоприятствует требованиям нынешних членов в поисках больших преимуществ.6 Как следствие, уступки, извлеченные в ходе двусторонних переговоров, могут напрямую подрывать чувствительные отрасли внутренней промышленности, которым трудно адаптироваться к иностранной конкуренции. Наконец, отвлечение ресурсов на финансирование бюрократического аппарата присоединения и реализацию крупных реформ, как

7

правило, вытесняет приоритеты развития для присоединяющихся государств.

В этой статье обобщаются мнения официальных лиц ВТО, переговорщиков и экспертов из присоединяющихся стран, чтобы выделить решающие уроки для потенциальных развивающихся стран-членов. Предлагаются политические рекомендации по снижению рисков в ходе присоединения, не подрывая при этом более широкие цели развития. В целом анализ нацелен на изучение как прогресса, так и ловушек на примере

3 Kelechukwu, I. (2021). Negotiating WTO accession: assessing bottlenecks in the WTO accession negotiations of Ethiopia. Journal of International Trade Law and Policy.

4 Grey, R. (2018). Trade policy reform in transition economies: Six dilemmas facing developing and transition economies.

5 Du, M.M. (2016). China's accession to the World Trade Organization: achievements and challenges.

6 Narlikar, A. (2003). International trade and developing countries: bargaining coalitions in the GATT and WTO.

7 Sheppard, A. The negotiated accession to the WTO: Lessons from Ecuador's experience. The Journal of World Investment & Trade.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

предыдущих случаев присоединения, чтобы подготовить страны-кандидаты, рассматривающие этот сложный, но потенциально выгодный путь экономической интеграции.

2. Глобальные тенденции в процессах присоединения к ВТО

Процесс присоединения к ВТО предусматривает, что страна-кандидат ведет переговоры об условиях членства с действующими членами, которые пристально изучают торговый режим кандидата и требуют реформ для приведения правил и политики в соответствие с соглашениями ВТО. Этот процесс сложен, поскольку требует существенных изменений внутреннего законодательства и сложных уступок. В среднем на завершение присоединения уходит около 9 лет, что подчеркивает сложность этого процесса. В рамках обязательств по присоединению страны принимают обязательства по тарифам, обеспечивают недискриминационный режим в отношении импорта и соглашаются на открытие рынков услуг.

В период с 1995 по 2016 год переговоры о присоединении завершили 36 стран [3], что свидетельствует о готовности принять на себя обязательства ради возможности воспользоваться преимуществами системы. Средняя продолжительность присоединения увеличилась с течением времени, поднявшись с чуть более 5 лет в конце 1990-х годов до 12,3 года для стран, присоединившихся после 2010 года. Это отражает более тщательную проверку, которой подвергаются страны-кандидаты в таких областях, как услуги, права интеллектуальной собственности и нормативное регулирование. Кроме того, действующие члены все чаще выдвигают в ходе переговоров с кандидатами требования, превышающие базовые положения ВТО.

Трудности усугубляются для наименее развитых стран (НРС), на долю которых приходится более трети ожидающих решения заявок. Ученые указывают, что присоединяющиеся НРС сталкиваются с серьезными ограничениями потенциала в управлении чрезмерными требованиями, выдвигаемыми в ходе присоединения. В то же время экономические дивиденды от завершения присоединения остаются неопределенными для уязвимых развивающихся стран. Оценки ЮНКТАД предполагают, что статичный доход от присоединившихся новых членов в среднем составлял скромные 0,5% ВВП в период 1995-2011 гг.8

Также наблюдаются заметные различия по географическим регионам. На европейские и центральноазиатские страны пришлось почти половина всех

8 UNCTAD (2020). The Least Developed Countries Report 2020: Productive Capacities for the New Decade. United Nations publication.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

присоединений с 1995 по 2016 год по сравнению лишь с 27% из стран Африки к югу от Сахары и Ближнего Востока/Северной Африки. Ученые утверждают, что требования к нормативному регулированию в настоящее время откалиброваны на страны с высоким уровнем дохода, что ставит

9

развивающиеся государства в невыгодное положение в ходе переговоров. Поэтому, несмотря на валовое число присоединений, наблюдается разделение, при котором бедные страны непропорционально остаются за рамками главной международной торговой организации.

3. Ключевые проблемы и издержки адаптации

Присоединение к ВТО обязывает к фундаментальным изменениям в экономическом управлении присоединяющейся страны. Правительства стран-кандидатов сталкиваются с правовыми и институциональными трудностями в реформировании внутреннего законодательства, политики, систем и процессов в соответствии с обязательствами ВТО. Для развивающихся государств с ограниченным административным потенциалом эти правовые переходы налагают высокие издержки адаптации.

Более того, меньшие и слабые экономики идут на непропорционально большие сокращения тарифов в ходе присоединения, сталкиваясь с большим давлением конкуренции. Отрасли, конкурирующие с импортом, могут сократиться из-за иностранной конкуренции, что приводит к чистым потерям рабочих мест или более низкой заработной плате в затронутых отраслях. Такие экономические издержки адаптации неизбежно острее ощущаются в странах с более низким уровнем развития, где уязвимое население зависит от традиционного сельского хозяйства и промышленности. Исследования недавних присоединений показывают, что 15-25% существующих рабочих мест в чувствительных обрабатывающих и сельскохозяйственных секторах находились под прямой угрозой из-за возросшего конкурентного давления.

Эти издержки торговой адаптации взаимодействуют с серьезными трудностями в реализации далеко идущих законодательных реформ, предписанных протоколами о присоединении. Члены ВТО вынудили присоединяющиеся страны принять более строгие законы о защите прав интеллектуальной собственности и об открытии доступа к сектору услуг в 1995-2011 годах.10 Однако более бедные страны не располагали техническим потенциалом для создания регуляторных институтов, обеспечивающих соблюдение новых международных обязательств.

9 Wolfe, R. (2015). First diagnose, then treat: what ails the Doha Round?. World Trade Review, 14(1), 7-28.

10 Taubman, A. (2015). The WTO accessions' lesson for the TPP and the WTO. Journal of International Economic Law, 18(2), 383-390

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Например, Камбоджа боролась с преобразованием правовых основ торговли услугами спустя десятилетие после присоединения, поскольку чиновники в течение длительного времени разбирали руководящие принципы ВТО.11 Без достаточной гибкости переходных механизмов, обеспечивающих постепенное принятие реформ, сам масштаб необходимых изменений чрезмерно загружает ограниченные государственные возможности в странах с низкими доходами, присоединяющихся к ВТО. Таким образом, присоединение предполагает крутые кривые обучения как для отечественных лиц, определяющих политику, так и для производителей в развивающихся государствах.

В целом сочетание внешнего конкурентного давления и обременительных регуляторных переходов вносит вклад в более высокие издержки адаптации для более бедных присоединяющихся стран.12 Эти эффекты усиления требуют адресной политики для облегчения вступления в ВТО уязвимых стран-кандидатов при поддержке их долгосрочных экономических приоритетов.

Между тем продолжающееся исключение развивающихся стран из ВТО также угрожает их перспективам роста и политическим интересам. У не-членов нет гарантий, что крупные торговые партнеры не будут дискриминировать их экспорт. При отсутствии членства в ВТО у них нет доступа к механизму урегулирования споров ВТО для оспаривания несправедливых торговых действий.

Кроме того, неучастие не позволяет развивающимся государствам влиять на правила и решения, затрагивающие архитектуру глобальной торговли. Продолжающиеся переговоры в ВТО и пересмотр политики по таким вопросам, как электронная коммерция, упрощение инвестиций и субсидии в сфере рыболовства, могут оказать глубокое воздействие на аутсайдеров, не обеспечивая им места за столом переговоров. Аналитики утверждают, что сдвиги в политике ВТО во всё большей степени проявляют себя в более высоких регулятивных стандартах, которые избирательно ставят в невыгодное положение более бедные страны за пределами этого объединения.

Например, Соглашение ВТО по сельскому хозяйству подверглось критике за дисбалансы, допускающие протекционизм на сельскохозяйственных рынках развитых стран при одновременном навязывании развивающимся странам

11 Keo, P. (2017). Cambodia's WTO Accession Revisited: Great Expectations and Reality Check. Waseda Global Forum No. 14, 195-210.

12 Draper, P. (2011). Accession to the WTO: Current Issues in the South African Debate. tralac Working Paper No D11WP01/2011.

4. Системные угрозы интересам аутсайдеров

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

масштабного открытия. По мере того, как более богатые члены формируют торговые правила в соответствии со своими интересами, не входящие в ВТО страны упускают возможности повлиять на реформы с учетом целей развития. Поэтому сохранение в стороне от ключевой международной торговой организации представляет опасность для долгосрочного экономического благосостояния и политического представительства развивающихся стран.

В ответ некоторые аналитики призывают к упрощенной процедуре присоединения для наименее развитых стран с целью стимулирования участия. Другие подчеркивают преимущества коалиций в ходе переговоров, когда потенциальные присоединяющиеся страны совместно обсуждают условия, чтобы противостоять требованиям влиятельных членов ВТО. Используя региональные связи и общие политические приоритеты, такие альянсы по присоединению могли бы усилить позиции развивающихся государств, добивающихся членства на справедливых условиях.

В заключение отметим, что, хотя процесс сопряжен со значительными трудностями, членство в ВТО со временем приносит чистую выгоду развивающимся странам. При правильном планировании внутренних реформ и использовании технической помощи для наращивания потенциала присоединяющиеся государства могут получить положительные результаты. Расширение доступа на рынки, институциональные улучшения и участие в выработке глобальных торговых правил перевешивают переходные трудности, присущие открытию экономик с внутренней ориентацией.

Однако этот процесс мог бы быть скорректирован для облегчения бремени ресурсно-ограниченных развивающихся стран. Продление сроков выполнения, расширение торговой технической помощи и введение гибких механизмов специального и дифференцированного режимов облегчили бы присоединения [3]. Разрешение присоединяющимся НРС первоначально освобождать чувствительные сектора от снижения тарифов и других обязательств ВТО могло бы смягчить экономическую адаптацию.

Напротив, воздерживающиеся от вступления страны рискуют упустить возможности от эффектов либерализации торговли, стимулирующих рост, и от интеграции в глобальные производственно-сбытовые цепочки. А без эвентуального присоединения не входящие в ВТО государства теряют политические инструменты влияния на будущие торговые правила, которые глубоко затрагивают их развивающиеся перспективы. Присоединение - это в конечном счете инвестиция в будущее, несмотря на краткосрочные затраты. С проведением обдуманных реформ для снижения барьеров перед бедными

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

странами входные ворота для присоединения к ВТО могут способствовать равноправному доступу к многочисленным преимуществам глобальной торговой системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Keo, P. (2017). Cambodia's WTO Accession Revisited: Great Expectations and Reality Check. Waseda Global Forum No. 14, 195-210.

2. Draper, P. (2011). Accession to the WTO: Current Issues in the South African Debate. tralac Working Paper No D11WP01/2011.

3. Wolfe, R. (2015). First diagnose, then treat: what ails the Doha Round?. World Trade Review, 14(1), 7-28.

4. Taubman, A. (2015). The WTO accessions' lesson for the TPP and the WTO. Journal of International Economic Law, 18(2), 383-390

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.