Научная статья на тему 'Уроки патриотики'

Уроки патриотики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки патриотики»

Гордеюк Валентина Геннадьевна Игринская районная библиотека Скопкарева Светлана Леонидовна кандидат филологических наук, доцент АОУ ДПО УР «Институт развития образования»

УРОКИ ПАТРИОТИКИ

Уроки истории этой учительницы врезались в память. В те 80-ые годы ХХ века история преподносилась на идеологическом блюде. Но вместе с тем была в них атмосфера человечности, которой недостает в наши дни. Образовательный процесс, который сегодня упакован в научную терминологию, тогда не был оторван от жизни. Создавали его замечательные учителя, которым не были знакомы пресловутые «образовательные услуги», но которые виртуозно применяли «воспитательные техники», основанные на исторической памяти своего народа.

Наша учительница Эмилия Ильинична Щепина была нестандартным педагогом, педагогом от Бога. Она отличалась высокой организованностью, педантизмом. Для нее была характерна высокая идейность, в духе строителя коммунистического будущего. Казалось, что это «моральный стержень» делал ее такой прямой и стройной, а чувства справедливости и безграничного уважения к любому человеку растворяли любое поползновение «нахамить, напакостить». Рядом с ней царил порядок. Притягивала к себе не только детвору, старшеклассников, но и людей старшего поколения. Школяры, увидев ее в коридоре, шептали «Щепина идет», а родители с радостью приветствовали учительницу, о которой их чада всегда положительно отзывались.

Аккумулятор ее сердца излучал энергию, которая все вокруг трансформировала в человечный мир. Шальные успокаивались, трусливые начинали отвечать, ленивые выучивали урок, прилежные не зубрили, а

анализировали. Атмосфера уроков была пронизана историческим колоритом изучаемой эпохи: карты, схемы, ключевые слова и даты заставляли «включать» мозг так, что на следующий урок и двоечники могли ответить на удовлетворительную оценку. Так вдохновленные авторитетом учителя, великолепно владевшего материалом своего предмета, все мы, ее ученики не могли не любить ее предмет. И знания эти до сих пор помогают нам идти по жизни.

Щепина Э.И.

Но особые отношения складывались у неё с теми, кто отстреливался «на память». Зрительная и слуховая память подключалась, учитель__^ С __А

ница понимала это и с легкой иронией слушала ответ. А мы, затаив дыхание наблюдали за этой игрой, и редко, кто мог дать подсказку. Этого учительница не допускала. Считала, что жизнь, это урок, который нужно пройти каждому самостоятельно, жизнь не всем простит приспособленческую позицию.

Эмилия Ильинична, молодая, невысокого роста, с пепельными волосами и с черными бусинками глаз. Строгая, но глаза улыбались и излучали озорной огонек. Острая на слово, она к месту умело применяла словцо, афоризм, метафору. Нарушители дисциплины, одолеваемые страстью выделиться, притихали на уроках, дабы не быть разоблаченными в их узком и ограниченном круге исторических знаний. Так и осталась в памяти многих поколений игринцев Э.И. Щепина женщиной-легендой.

В 90-х годах ХХ века Эмилия Ильинична вернулась в свой родительский дом, в город Пермь. И только этим летом, когда мне (Гордеюк В.Г.) удалось побывать в этом городе, я узнала историю ее жизни. Путь преодоления всех жизненных трудностей, не сломивших, но закаливших характер женщины. Весь ценностный смысл ее поступков черпался, неведомо как, из Библейских откровений. Как? Каким образом? Она в годы атеизма Святого Писания в руках не держала. Но есть люди, которым Бог дает испытания, а они стоически их переносят, да еще и другим людям помогают, заботу о слабых проявляя. Так к определенной черте, испытанные на прочность, бремя трудностей преодолевшие, видят плоды свои, понимают, как Отцом небесным любимы были, и как он стал их опекать.

Но прежде рассказ о ее жизни... Отец воевал под Кенигсбергом. После окончания войны в результате ранения вернулся домой без ноги. В 1945 году познакомился с мамой Эмилии Ильиничны. Через год у молодых родилась дочь Эля. На работу отца-инвалида не брали, пенсия была маленькой, всего двадцать один рубль. Потом еще две сестренки появились. Семье очень много приходилось работать в личном хозяйстве, чтобы выжить. Прожили в деревне Ягвайдур Шарканского района до 1956 года, а потом переехали в поселок Нижний Лух Добрянского района Пермской области, где жили родственники. Они-то и помогли отцу устроиться на работу, и семье стало полегче. Там Эля проучилась до 7 класса,

а поскольку средней школы в поселке не было, пришлось доучиваться в городе Чермозе. Вместе с подругой сняли квартиру у доброй женщины. Рано привыкаешь вдали от родителей к самостоятельности. Привозили домашние продукты, хозяйка готовила на всех. Надо сказать, у хозяйки дочка была душевнобольная. Взрослая уже, красавица, но печальная история сложилась....

С дочкой своей хозяйка часто справиться не могла и, чтобы утихомирить, звала Элю. Её больная очень любила, подчинялась увещеваниям, смирялась и успокаивалась. Но однажды комната ее осталась незапертой, больная и убежала. И хозяйка, и обе девочки-квартирантки ловили сбежавшую. С тех пор так и жила красавица взаперти, Эля не только жалела горемычную, но и помогала ухаживать за ней. Все работы по дому сообща делали, как дочки родные. И хозяйке, одно что, легче жилось.

Обычно, по выходным, гурьба ребят, квартировавших в Чермозе, собиралась идти пешком домой в Нижний Лух, а это более 10 километров от Чермоза. Зимой напрямик через покрытую льдом речку проходили, а в другие времена в обход. Шли и пели песни, как обычно. А однажды случай такой произошел. Весна была, ледокол мощный. Кто-то предложил на льдину запрыгнуть и переправиться на тот берег, путь скоротать. Так и сделали. Сговорились, тайну родителям не выдавать, да только одна подружка разболтала маме. А та - всем родителям. Паника началась, родители к начальству пошли, вытребовали, чтобы детей машина леспромхо-зовская встречала. И поэтому им легче стало добираться до родной деревни. А ведь даже вдали от родителей ребятня добросовестной была. Уроки учили, как на экзамены в школу шли. Эля отличницей была и активисткой. В 9-10 классах была комсоргом класса, затем работала в комитете комсомола.

В 1963 году поступила в пермский Государственный Университет. Поток их попал в переделку хрущевских реформ, потому вместо пяти лет освоили программу за 4 года. Каждый день по 8 часов занимались. Да еще и работать приходилось. С 1967 по 1971 годы работала учителем истории в пос. Затон (это поселок речников).

В 1972 году вышла замуж за игринца Алексея Щепина. Он распределился после окончания речного училища и работал речником. Два года любимого из армии ждала. Привез молодую жену в Игру, где у них

родился старший Игорь. Тогда декретный отпуск длился всего 4 месяц, а чтобы ухаживать за малышом, она устроилась воспитателем в детский сад, потом работала вожатой в школе № 2. И только с 1973 года стала работать учителем истории в Игринской школе № 1. Как классный руководитель сделала 3 выпуска, последний выпуск на последнем году пришлось оставить. О каждом выпуске с любовью отзывается.

Особенно запомнился первый выпуск, где учились такие ребята, как Феоктистов Сергей, Павлов Витя, Богданов Саша, Салова Люда, Лялина Люба и многие другие. Всех наизусть помнит.

Эмилия Ильинична рассказывает, как она вошла в доверие к ребятам. Дали ей этот класс после Акмаровой Алевтины Николаевны, которая ушла в декретный отпуск. Ребята в свою прежнюю учительницу влюблены были и особо не воспринимали нового классного руководителя. Один раз в 9 классе собрались в поход пойти самостоятельно. Попросили у директора школы Распопина Федора Васильевича туристическое снаряжение, он им выдал, а учителя «на ковер вызвал». Написал приказ вместе с учениками идти. Эмилия Ильинична заплакала. Куда ж двоих малых детей оставить? Спасибо, добрые соседи Богдановы помогли. Богданова Клавдия Федоровна в редакции работала, она обещала за детьми присмотреть вместе со своей мамой и дочкой. Эмилия Ильинична спокойно в поход отправилась. Дети самостоятельно расставили палатки. Костер развели. Всему этому на школьных турслетах они научились еще в 5 классе. А ночью спать легли, да только Сережка Тронин, гитарист школьный, музыкант-любитель виртуозный, стал на гитаре играть. Сама собой началась игра - кольцовка песен. Девичья команда быстро выдохлась, а команда парней выступила против классной руководительницы, представлявшей женскую половину. Аж четыре часа соперничала. В то время много было лиричных, патриотических песен, самых разных. Много люди пели и наизусть знали. Но столько, сколько Эмилия Ильинична - никто. Так она и осталась победителем. И авторитет непререкаемый этим талантом завоевала. Все мальчики ходили на тренировки к Феоктистову Николаю Петровичу, все победы спортивные были за этим классом.

Второй выпуск был тоже любим, ведь взяла она их сразу после начальной школы. Ребята рвались в лес на лыжные прогулки. Осенью и весной - к речке. Класс очень спортивный был и хорошо учился. А тре-

тий выпуск имел другую особенность характера. Эти ребята очень любили вечера, интеллектуальные игры и конкурсы.

Ей удавалось совмещать общественную работу, была председателем профкома учителей, 5 лет завучем по составлению расписания, секретарем парторганизации. Идеальный почерк - идеальная документация, которую приводили в качестве образца.

Но личная жизнь начала разлаживаться. Муж стал искать счастья на стороне. Эмилия Ильинична глубоко переживала, но детям этого не показывала. С 1983 года стали жить с мужем отдельно, отношения поддерживали хорошие. Папа помогал, приходил повидаться. Никаких комментариев сыновьям не делала, хотя они уже начали понимать о существовании второй семьи у папы. В 1987 году официально развелись. Родители в Перми сильно переживали за свою дочь. Как ей удавалось нести такую ношу? Пятнадцать лет она ухаживала за бабушкой мужа. Свекровь часто звала свою сноху помыть парализованную; Эмилия Ильинична ни разу не отказала, как говорит, душа не позволяла отказать. Сама старушка часто просила, чтобы ее именно Эмилия помыла.

Игринцы не могли понять, почему и после развода она не могла в этом отказать? Ведь была же у парализованной старушки дочь, жившая вместе с ней, вторая дочь жила не далеко. Но видно нужно было нести свой крест сполна. Досталось учительнице, не хотелось, чтобы сыновья Сережа и Игорь почувствовали отчуждение.

Дети весь учебный год ждали лета, чтобы уехать к любимой бабушке в Пермь. Пермские бабушка и дедушка часто навещали внуков. А однажды дед спросил, куда поступать планируют после школы? И оба ответили: «В Пермь». Так отец стал звать дочь вернуться на родину. Да все не получалось. А в 1987 году, когда отца не стало, мама настойчиво позвала в Пермь, и семья переехала.

Там - снова школа. Эмилия Ильинична - талант от Бога. В Игрин-ской школе ей, действительно, удалось проявить свой талант педагога. Но и переехав в г. Пермь, она продолжила учительствовать. И в условиях городской школы она сумела занять свою нишу в педагогическом пространстве и снискать успех у своих учеников. Уроки истории стали незабываемыми для тысячи пермских ребят. Не зря и сейчас звонят ей со всех концов света, хотят услышать голос любимой учительницы. Только недавно перестала преподавать Эмилия Ильинична. Работая, ухаживала за

своей мамой, которая скончалась в конце 90-х годов. А теперь Эмилия Ильинична счастлива тем, что есть замечательные сыновья, получившие хорошее образование, построившие хорошие и добрые семьи.

Сейчас она воспитывает внуков, много с ними занимается. Целый день расписан для внуков; живет в своей родительской квартире одна, только на ночь возвращается домой (водится с внуками). А еще есть отдушина - занятия в хоровом кружке, где она является солисткой и читает стихи. Много выступают, много концертов. Часто ей звонят коллеги и зовут в школу. В этом году госуниверситет отметил свое 100-летие, Эмилия Ильинична с любовью вспоминала свой выпуск.

Эмилия Ильинична удивительно цельная натура. Это и становится притягательным для окружающих. Магнетизм ее личности и обаяния невероятно силён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.