Научная статья на тему 'УРОКИ ПАНДЕМИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ'

УРОКИ ПАНДЕМИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
повседневность / пандемия Covid-19 / уроки пандемии / переоценка ценностей / экологичность / осознанность / критическое мышление / рефлексия / профессиональный и личностный рост / everyday life / Covid-19 pandemic / lessons of the pandemic / reassessment of values / environmental friendliness / awareness / critical thinking / reflection / professional and personal growth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарубина Елена Васильевна, Журавлева Людмила Анатольевна, Некрасов Станислав Николаевич, Ручкин Алексей Владимирович, Чупина Ирина Павловна

В статье рассмотрены изменения в повседневной жизни людей, которые вызваны пандемией Covid-19. Повседневная жизнь людей в условиях пандемии стала хаосом, в котором зарождаются новые возможности, новые качества и способности тех, кто нашел в себе мужество и силы осознанно переоценить свою жизнь и сумел приспособиться к новым обстоятельствам. Дается краткий анализ этих возможностей уроков пандемии. Среди таких уроков пандемии рассматриваются: отказ от излишнего потребления и экологизация повседневной жизни людей; пересмотр своих отношений с другими людьми, отказ от ненужного общения и укрепление отношений с близкими людьми, возрастание ценности семьи; увеличение ценности здоровья и здорового образа жизни, изменение отношения к своему питанию как основе здорового образа жизни; стремительная цифровизация, которая для нашей повседневной жизни означают необходимость наращивания цифровых компетенций в своей профессиональной деятельности, в деловом и межличностном общении; оттачивание навыков критического мышления и рефлексии; необходимость профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зарубина Елена Васильевна, Журавлева Людмила Анатольевна, Некрасов Станислав Николаевич, Ручкин Алексей Владимирович, Чупина Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS FROM THE PANDEMIC: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF EVERYDAY LIFE

The article examines the changes in people’s daily lives that are caused by the Covid-19 pandemic. The daily life of people in the context of the pandemic has become a chaos in which new opportunities, new qualities and abilities are born for those who have found the courage and strength to consciously re-evaluate their lives and have managed to adapt to new circumstances. A brief analysis of these opportunities the lessons of the pandemic-is given. Among such lessons of the pandemic are considered: the rejection of excessive consumption and the greening of people’s daily lives; reviewing your relationships with other people, giving up unnecessary communication and strengthening relationships with loved ones, increasing the value of the family; increasing the value of health and a healthy lifestyle, changing the attitude to your diet as the basis of a healthy lifestyle; rapid digitalization, which for our daily life means the need to increase digital competencies in our professional activities, in business and interpersonal communication; honing critical thinking and reflection skills; the need for professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ПАНДЕМИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11102 ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: [email protected];

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected];

НЕКРАСОВ Станислав Николаевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: [email protected];

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected];

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета,

e-mail: [email protected]

УРОКИ ПАНДЕМИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены изменения в повседневной жизни людей, которые вызваны пандемией Covid-19. Повседневная жизнь людей в условиях пандемии стала хаосом, в котором зарождаются новые возможности, новые качества и способности тех, кто нашел в себе мужество и силы осознанно переоценить свою жизнь и сумел приспособиться к новым обстоятельствам. Дается краткий анализ этих возможностей - уроков пандемии. Среди таких уроков пандемии рассматриваются: отказ от излишнего потребления и экологизация повседневной жизни людей; пересмотр своих отношений с другими людьми, отказ от ненужного общения и укрепление отношений с близкими людьми, возрастание ценности семьи; увеличение ценности здоровья и здорового образа жизни, изменение отношения к своему питанию как основе здорового образа жизни; стремительная цифровиза-ция, которая для нашей повседневной жизни означают необходимость наращивания цифровых компетенций в своей профессиональной деятельности, в деловом и межличностном общении; оттачивание навыков критического мышления и рефлексии; необходимость профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: повседневность, пандемия Covid-19, уроки пандемии, переоценка ценностей, экологичность, осознанность, критическое мышление, рефлексия, профессиональный и личностный рост.

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

candidate of philosophy, associate Professor Department of philosophy of the

Ural state agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state agrarian University

NEKRASOV Stanislav Nikolaevich,

doctor of philosophy, Professor, Department of philosophy of the Ural state agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

candidate of social Sciences, associate Professor Department of management and economic theory of Ural state agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna

doctor of Economics, Professor of the Department of management and economic theory of the Ural state agrarian University

LESSONS FROM THE PANDEMIC: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF EVERYDAY LIFE

Annotation. The article examines the changes in people's daily lives that are caused by the Covid-19 pandemic. The daily life of people in the context of the pandemic has become a chaos in which new opportunities, new qualities and abilities are born for those who have found the courage and strength to consciously re-evaluate their lives and have managed to adapt to new circumstances. A brief analysis of these opportunities - the lessons of the pandemic-is given. Among such lessons of the pandemic are considered: the rejection of excessive consumption and the greening of people's daily lives; reviewing your relationships with other people, giving up unnecessary communication and strengthening relationships with loved ones, increasing the value of the family; increasing the value of health and a healthy lifestyle, changing the attitude to your diet as the basis of a healthy lifestyle; rapid digitalization, which for our daily life means the need to increase digital competencies in our professional activities, in business and interpersonal communication; honing critical thinking and reflection skills; the need for professional and personal growth.

Key words: everyday life, Covid-19 pandemic, lessons of the pandemic, reassessment of values, environmental friendliness, awareness, critical thinking, reflection, professional and personal growth.

Скоро исполнится год, как мир живет в условиях пандемии Covid-19, которую Всемирная организация здравоохранения объявила 11 марта 2020 года. Пандемия стала огромным «черным лебедем». Н. Талеб определяет «черных лебедей» как непредсказуемые и нерегулярные события огромного масштаба, которые влекут за собой тяжелые последствия. «Я утверждаю, что в основном историю делают Черные лебеди, мы же стремимся как можно точнее описать обычные события - и развиваем модели, теории и воззрения, которые, по всей видимости, не в состоянии ни отследить Черных лебедей, ни измерить вероятность подобных потрясений» [13, с. 24].

На наших глазах происходят тектонические сдвиги в геополитической ситуации в мире, когда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

однополярный мир, возглавляемый США, постепенно клонится к своему закату, а транснациональные интересы неуклонно заменяются приоритетом национальных интересов. Один миропорядок постепенно сменяется другим, а наша повседневная жизнь никогда уже не будет прежней.

Какие же тяжелые последствия уже принесла пандемия? Перечислим только некоторые из них, те с которыми мы сталкиваемся в свой повседневной жизни: обнажились проблемы системы здравоохранения и медицины в каждой стране; малый, средний и крупный бизнес частично или полностью переведен в режим удаленной работы, ряд предприятий закрылся, что привело к сокращению рабочих мест, особенно в сферах туризма, общественного питания, услуг,

да и розничной торговли непродовольственными товарами. Растет безработица, сокращаются доходы и, соответственно, падает уровень и качество жизни миллионов людей в разных странах мира. Среднее, среднее специальное и высшее образование теперь осуществляется он-лайн с применением дистанционных технологий. Отметим также, что пандемия Covid-19 вызвала целый ряд психологических и психосоматических проблем у многих людей во всем мире: страх и повышенная тревожность, сильные стрессы, депрессия, бессонница или панические атаки после перенесенного заболевания, повышенная агрессивность и конфликты с членами семьи в условиях постоянного совместного пребывания дома в условиях самоизоляции или дистанционной работы [12, с. 89].

Но, как и любой «черный лебедь», пандемия ^^-19 несет не только тяжелые последствия для всех сфер жизни современного общества. Повседневная жизнь людей в условиях пандемии стала хаосом, в котором зарождаются новые возможности, новые качества и способности тех, кто нашел в себе мужество и силы осознанно переоценить свою жизнь и сумел приспособиться к изменившимся навсегда обстоятельствам. Рассмотрим кратко эти новые возможности, которые назовем уроками пандемии.

1. Переход на удаленные формы работы, режим самоизоляции, который в нашей стране продолжался с конца марта по конец июля 2020 г., закрытие непродовольственных магазинов, индустрии развлечений, предприятий сферы услуг, изменили привычный уклад жизни миллионов россиян. И такое изменение при осознанном к нему подходе привело к «переоценке ценностей» (Ф. Ницше) и приоритетов в повседневной жизни. Оказалось, что в той прежней, «доковидной» жизни, было много лишнего потребления: еды, смартфонов и прочих гаджетов, одежды, обуви, развлечений, украшений и т. д., которых, в общем-то, столько и не нужно, приобретение которых отбирает время, силы и средства, и без которых вполне можно обойтись. Отказ от излишнего потребления, экологизацию собственной жизни [7, с. 167] мы считаем первым важнейшим уроком пандемии.

2. В жизни до пандемии много времени тратилось на ненужное общение, как деловое, так и межличностное. Малопродуктивные или вовсе бесполезные совещания, заседания, летучки, конференции, чаепития и кофе-брейки, дежурные корпоративы в иные дни отнимали большую часть рабочего времени в ущерб выполнению прямых профессиональных обязанностей. В межличностном общении также много времени тратилось на формальные и ненужные контакты с, по сути,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

посторонними людьми. Режим самоизоляции, дистанционная работа, необходимость соблюдения социальной дистанции и запрет на проведение массовых мероприятий при осознанном отношении к кругу своего общения естественным образом ведут к избирательности в общении, к отказу от неформального общения с чуждыми нам по духу или неинтересными людьми.

Отношения с членами семьи в условиях длительной самоизоляции, дистанционного формата работы, а то и потери работы, проходят испытание на прочность. Пока социологические исследования в этом направлении не проводились, но эмпирически можно наблюдать увеличение количества разводов, распадов гражданских браков, а также родственных и дружеских связей. Вместе с тем, во многих семьях отношения проходят испытание на прочность и становятся более доверительными, искренними и любящими. В период испытаний мы также начали больше ценить своих настоящих и верных друзей.

Пересмотр своих отношений с другими людьми, отказ от ненужного общения и укрепление отношений с близкими людьми, возрастание ценности семьи мы рассматриваем как второй важный урок пандемии.

3. Пандемия дала толчок для осознания ценности здоровья и здорового образа жизни. В условиях возможного заражения болезнью, последствия которой никем не изучены и противоречивых, часто взаимоисключающих методов лечения ее проявлений, все больше людей начинают ценить свое здоровье и стремиться вести здоровый образ жизни.

Наиболее полно содержание хорошо известного понятия «здоровье» определено в преамбуле Устава (Конституции) ВОЗ, который был принят Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке в июле, 1946 года, сказано, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения» [1].

Подчеркнем, что в соответствии с определением ВОЗ, здоровье человека складывается из трех составляющих: физическое здоровье, душевное (ментальное) здоровье и социальное здоровье.

С этой точки зрения физическое здоровье представляет собой нормальное состояние и функционирование всех органов и систем организма человека, отсутствие болезней. Понятно, что физиологические нормы, в соответствии с

представлениями современной медицины, не имеют четких границ, они варьируются в зависимости от пола, возраста человека, его физиологической конституции и других факторов. Еще К. Г. Юнг подчеркивал расплывчатость границ между здоровьем и болезнью у современного человека [14, с. 95].

Душевное или ментальное здоровье представляет собой состояние интеллектуального и эмоционального благополучия человека, адекватность его реакций на происходящие события, отсутствие психических заболеваний или расстройств. Поддерживать ментальное здоровье помогают техники «позитивного мышления», с помощью которых человек может постепенно изжить негативные мысли и настроения, быть сосредоточенным на настоящем, сконцентрировано решать стоящие перед ним задачи и получать удовольствие от маленьких и больших радостей жизни. По выражению Махатмы Ганди: «Человек - это продукт его мышления, что он думает, тем он и становится» [4, с. 157].

И, наконец, социальное здоровье представляет собой способность человека устанавливать и поддерживать сеть социальных контактов, как со своей семьей, родственниками и друзьями, так и с коллегами, соседями, работниками сферы обслуживания и др.

Здоровый образ жизни нацелен на сохранение и укрепление всех этих граней здоровья человека. Поэтому мы рассматриваем здоровый образ жизни как такое мышление и поведение человека, которое ведет к сохранению и укреплению его физического, душевного и социального здоровья, обеспечивает профилактику серьезных заболеваний и полноценнее выполнение человеком своих обязанностей перед другими людьми, обществом и государством [8, с. 117].

Отметим также, что по современным оценкам специалистов, здоровье современного человека на 50—55 % определяется образом его жизни, на 18 - 20 % — его генетическими особенностями, примерно на 20% здоровье человека зависит от состояния окружающей среды и на 8—10% — от системы здравоохранения.

В условиях продолжающейся пандемии все большее количество людей разных возрастов начинают осознавать то, что здоровый образ жизни не ограничивается одномоментной поддержкой своего иммунитета приемом витаминов, иммуномодулирующих препаратов, поеданием цитрусовых, орехов, черноплодной рябины, клюквы, имбиря и прочих «чудо-средств». Здоровый образ жизни начинается с утренней зарядки, энергичной прогулки на свежем воздухе, отказе от бесконечных перекусов и огромных порций еды. В выработке привычки к здоровому образу жизни

самым важным являются постоянные усилия человека по ограничениям в питании, тренировкам и увеличению физической активности. Н.М. Амосову принадлежит парадоксальное высказывание: «Медицина может излечить большинство болезней, но она не в силах подарить человеку здоровье. Она не дает ответа на вопрос - как стать здоровым» [3, с. 67].

Подчеркнем, что в условиях пандемии все большее количество людей начинают видеть связь между здоровым образом жизни и питанием. Тренд отношения к питанию как основе здорового образа жизни мы увидели в результате анализа проведенного социологического исследования в сентябре 2020 года по анализу пищевых практик населения [6, с. 11]. Одним из важных направлений исследования был поиск ответа на вопрос: как изменилось питание респондентов в условиях пандемии коронавируса.

Объектом исследования стало население, стратифицированное нами по возрастному и экономическому признакам:

- молодежь от 18 до 32 лет, экономически зависимая от поддержки взрослых, стремящаяся к экономической автономии;

- взрослое население от 33 до 60 лет, экономически активная часть населения;

- представители «поздней зрелости» (Э. Эриксон) от 60 лет, которые постепенно снижают свою экономическую активность.

Предмет проведенного исследования - рефлексия индивидуальных пищевых практик указанных групп населения

Исследование проводилось с помощью комплексной стратегии, сочетающей в себе количественные и качественные методы [6, с. 12] .

Среди респондентов 73 % опрошенных составили женщины - традиционно отвечающие за питание и покупки продуктов в большинстве семейных групп, рассматриваемая нами как экспертная аудитория внутри целевых групп, а 27 % - мужчины. Преобладающее большинство респондентов (95,9%) - жители Российской Федерации, а 4,1% ответивших на вопросы анкеты имеют гражданство ФРГ и Украины. Распределение по возрасту представлено примерно равными в процентном отношении группами - молодежи и взрослого населения

Большинство опрошенных (62,7 %) особых различий в питании не заметило. При этом данные ритейла показывают массовый переход потребителей на онлайн-покупки и услуги доставки продуктов. Больше внимания покупатели стали уделять качеству продуктов питания [5, с. 58]. По данным ВЦИОМ в период пандемии каждый третий россиянин (34%) был готов переплачивать за

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта, а сам продукт будет произведен без использования пестицидов, ГМО и стимуляторов роста растений. Кроме того, в период самоизоляции появилась возможность регулярного и дробного питания в

домашних условиях, что отмечали респонденты при ответе на вопросы о режиме приема пищи.

Более трети опрошенных (37,3%) увидели изменения в своем питании за период пандемии: и большинство (73,3%) оценило их как положительные (см. табл. 1).

Таблица 1

Позитивные изменения в питании респондентов (процент от числа ответивших) *

Принципы Ранг по массиву %

Меньше стали питаться вне дома 1 61,5

Чаще стали готовить любимые блюда дома 2 53,8

Стали питаться более регулярно 3 38,5

Стали обращать внимание на состав и качество продуктов 4-5 34,6

Стали питаться более разнообразно 4-5 34,6

Стали обращать внимание на калорийность продуктов 6 26,9

Стали обращать больше внимание на культуру питания 7 15,4

Переориентировались на экологически чистые продукты 8 11,5

* сумма процентов превышает 100, поскольку респонденты отмечали несколько

Среди негативных последствий респонденты отмечали: рост расходов на питание в бюджете семьи (40,7%), повышение веса (33,3%), неравномерный режим питания, частые перекусы (29,6%), более частые покупки полуфабрикатов, заказы фаст-фуда (22,2%), более однообразное питание (22,2%). Несмотря на присутствие некоторых негативных изменений в питании респондентов, налицо формирование модели здорового питания у большинства опрошенных.

По итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что одним из уроков пандемии Со^-19 стало понимание ценности здоровья как основы жизни человека. Большинство респондентов осознали важность собственных усилий по поддержанию хорошего самочувствия и роль питания в поддержании иммунитета и здоровья людей.

Таким образом, увеличение ценности здоровья и здорового образа жизни, изменение отношения к своему питанию как основе здорового образа жизни, мы считаем третьим и очень важным уроком пандемии.

4. Стремительная цифровизация. В период самоизоляции реализация Национальной про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

граммы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объективно ускорилась [2; 10]. Пандемия Со^-19 серьезно усилила социальную функцию цифровых технологий и сервисов в нашей стране и во всем мире. Только благодаря цифровым технологиям стал возможен массовый переход на удаленный формат работы в наиболее тяжёлый период пандемии. Сегодня в России быстрыми темпами происходит развитие автоматического производства за счет применения 1Т-технологий, роботизация производственных процессов во многих отраслях экономики, внедрение инструментов многомерного моделирования и управления производственными объектами, развитие онлайн-торговли, онлайн-досуга и даже онлайн-медицины. Образовательные организации стали повсеместно осуществлять учебный процесс с применением дистанционных технологий, многие организации перешли или переходят на электронный документооборот. Невоору-

женным глазом видно, как стремительная цифровизация меняет рынок труда.

Эти объективные процессы для нашей повседневной жизни означают необходимость наращивания цифровых компетенций в своей профессиональной деятельности, в деловом и межличностном общении.

5. Вокруг Со^-19 поднялась информационная шумиха, в которой полно ложных вбросов, эмоциональных оценок, иной недостоверной информации. Интернет пестрит прогнозами о развитии пандемии, о появлении новых штаммов коронавируса, негативными отзывами о вакцинах, особенно о «Спутник^», алгоритмами самостоятельного лечения заболевания, причем производят эти материалы отнюдь не эпидемиологи, вирусологи, инфекционисты, пульмонологи и социологи, но падкие до сенсаций журналисты, полуграмотные блогеры и некомпетентные чиновники.

В этих условиях развитие критического мышления становится необходимым навыком для упорядочивания своей повседневной жизни, надежным средством не поддаться панике и страху, иным негативным эмоциям. Навык критического мышления неотделим от рефлексии - самоанализа, умения слышать себя, свои эмоциональные и физические состояния, потребности и настоящие интересы. Критическое мышление и рефлексия в полной мере присущи философии, поэтому каждый человек, развивший в условиях пандемии и формирования новой повседневности у себя эти бесценные навыки, конечно же, является философом. По известному высказыванию Б. Рассела, «как жить в неопределенности и не быть парализованным нерешительностью - именно этот навык развивает философия» [11, с. 13].

Итак, оттачивание навыков критического мышления и рефлексии мы считаем четвертым важным уроком пандемии.

6. В условиях снижения доходов значительной части населения нашей страны, сокращения рабочих мест, потери работы, а также неуклонного роста безработицы и цен на основные группы товаров, особую ценность приобретает само наличие работы. Работа важна для нас и как источник средств для существования, и как способ самореализации и самоутверждения, и как среда устойчивых социальных коммуникаций. Совершенно очевидно, что жизнь в условиях пандемии привела к серьезным изменениям на рынке труда: появляются новые профессии, исчезают старые [9]. Сегодня нужно работать быстро, на ходу переучиваться, осваивать новые 1Т технологии, например, технологии дистанционного образования. Сегодня важно не только сохранить свое рабочее место, но и приобрести новые професси-

ональные компетенции, в том числе навыки работы в смежных профессиях, в команде, нарастить коммуникативную компетентность, чтобы успеть за стремительными изменениями в профессиональной сфере и остаться востребованным специалистом. Необходимость наращивания профессиональных компетенций и овладения компьютерными технологиями мы считаем пятым важным уроком пандемии.

Таким образом, осознанное и критическое отношение к необратимым изменениям в повседневной жизни, осмысление уроков пандемии, как и любые другие чрезвычайные обстоятельства, открывают дорогу к профессиональному и личностному росту.

Список литературы:

[1] Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901977493 (дата обращения 10.11.2020).

[2] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принята Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://d-russia.ru/ wp-content/uploads/2017/07/programma-tsifrov-econ.pdf (дата обращения 10.11.2020).

[3] Амосов Н.М. Краткая энциклопедия Амосова. - М.: Аст, Сталкер. 2005. - 365 с.

[4] Ганди М.К. Моя жизнь. - М.: Наука. 1969. - 278 с.

[5] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В. Экологическое сознание как регулятор потребительского поведения молодежи // Экономика и управление: современные проблемы. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». Уральский государственный аграрный университет, 25-26 октября 2018 года. Т. 2. -Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». 2018. -С. 54 - 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В. Питание как социально-экономическая институция // Аграрный вестник Урала. Спецвыпуск. Экономика 2020. - С. 10-18.

[7] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П. Экологическое поведение современного человека // Образова-ниеи право. 2020. № 1. - С. 165-171.

[8] Зарубина Е. В., Журавлева Л. А., Чупина И. П., Симачкова Н. Н. Здоровый образ жизни как тренд современности // Социально-гуманитарное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

образование и наука: вызовы современности. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции. 2020. - С. 115— 120.

[9] Новицкая Л.Ю. COVID и трудовые отношения: публичное и частное // Образование и право. 2020. № 10. — С. 11—15.

[10] Пандемия COVID-19 изменила роль нацпрограммы «Цифровая экономика». — Электронный ресурс. — Режим доступа:

https://digital.ac.gov.ru/news/5041 (дата обращения: 10.11.2020).

[11] Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2001. — 992 с.

[12] Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2020. № 2. — С. 87—94.

[13] Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус. 2018. — 768 с.

[14] Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М.: Мартис. 1995. — 320 с.

Spisok literatury:

[1] Ustav (Konstituciya) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901977493 (data obrashcheniya 10.11.2020).

[2] Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii», prinyata Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7.05.2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zad-achah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/07/pro-gramma-tsifrov-econ.pdf (data obrashcheniya 10.11.2020).

[3] Amosov N.M. Kratkaya enciklopediya Amosova. — M.: Ast, Stalker. 2005. — 365 s.

[4] Gandi M.K. Moya zhizn'. — M.: Nauka. 1969. — 278 s.

[5] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V. Ekologich-eskoe soznanie kak regulyator potrebitel'skogo pove-deniya molodezhi // Ekonomika i upravlenie: sovre-mennye problemy. Materialy Vserossijskoj nacion-al'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tendencii razvitiya gumanitarnogo i social'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v vysshej shkole». Ural'skij gosudarst-vennyj agrarnyj universitet, 25-26 oktyabrya 2018 goda. T. 2. - Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Azhur». 2018. - S. 54 - 59.

[6] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Ruchkin A.V. Pitanie kak social'no-ekonomicheskaya instituciya // Agrarnyj vestnik Urala. Specvypusk. Ekonomika 2020. - S. 10-18.

[7] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Ruchkin A.V., Simachkova N.N., CHupina I.P. Ekologicheskoe povedenie sovremennogo cheloveka // Obrazovanie i pravo. 2020. № 1. - S. 165-171.

[8] Zarubina E. V., Zhuravleva L. A., Chupina I. P., Simachkova N. N. Zdorovyj obraz zhizni kak trend sovremennosti // Social'no-gumanitarnoe obra-zovanie i nauka: vyzovy sovremennosti. Materialy Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2020. - S. 115-120.

[9] Novickaya L.YU. COVID i trudovye otnosh-eniya: publichnoe i chastnoe // Obrazovanie i pravo. 2020. № 10. - S. 11-15.

[10] Pandemiya COVID-19 izmenila rol' nacpro-grammy «Cifrovaya ekonomika». - Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa:

https://digital.ac.gov.ru/news/5041 (data

obrashcheniya: 10.11.2020).

[11] Rassel B. Istoriya zapadnoj filosofii i ee svyazi s politicheskimi i social'nymi usloviyami ot antichnosti do nashih dnej. - Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo. 2001. - 992 s.

[12] Sorokin M.Yu., Kas'yanov E.D., Rukavish-nikov G.V., Makarevich O.V., Neznanov N.G., Lutova N.B., Mazo G.E. Psihologicheskie reakcii naseleniya kak faktor adaptacii k pandemii COVID-19 // Oboz-renie psihiatrii i medicinskoj psihologii imeni V.M. Bekhtereva. 2020. № 2. - S. 87-94.

[13] Taleb N.N. Antihrupkost'. Kak izvlech' vygodu iz haosa. - M.: KoLibri, Azbuka-Attikus. 2018. - 768 s.

[14] Yung K.G. Analiticheskaya psihologiya. Proshloe i nastoyashchee. - M.: Martis. 1995. -320 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.