В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, постепенного перехода колоний для несовершеннолетних правонарушителей в воспитательные центры, теоретическое наследие и практический опыт А.С. Макаренко приобретают особое значение. О системе обучения и воспитания в современном учреждении для подростков-правонарушителей, основанной на уроках выдающегося отечественного педагога, читайте в предлагаемой статье.
Уроки Макаренко
-О-
• несовершеннолетний осуждённый • производственный труд • формирование поведенческих стереотипов • эстетическое и художественное воздействие • образцы нравственного поведения
Большинство несовершеннолетних Кан-ской воспитательной колонии — дети из неполных семей, у 18% из них утрачена связь с родителями (так называемое социальное сиротство). Ещё на воле многие подростки пережили стрессовые ситуации — развод родителей, побои, у некоторых ближайшие родственники находятся в местах лишения свободы. Но есть и такие воспитанники, которые, к сожалению, в колонии чувствуют себя лучше, чем на свободе. В своих сочинениях они пишут о том, что им «в зоне» хорошо: «...учусь, хожу в библиотеку, занимаюсь спортом, вкусно кормят, чистота.».
Контингент колонии составляют несовершеннолетние, осуждённые за преступления средней тяжести — 16%, за тяжкие — 53% и за особо тяжкие преступления — 40%. Более половины воспитанников ранее состояли на учёте в полиции. Около трети имеют различные отклонения в психическом развитии. Почему подростки оказались в колонии? Сами они так отвечают на этот вопрос: «по глупости», «из-за денег», «из-за друзей», «от горя», «от нехватки любви, внимания, ласки». При анализе причин своих противоправных действий многие проявляют незрелость, делают акцент не на преступле-
Валентина Анатольевна Карапчук,
директор федерального казённого общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», почётный работник общего образования РФ, заслуженный педагог Красноярского края
В.А. Карапчук. Уроки Макаренко
нии (которое часто не осознают), а на тяжести наказания. Всё это свидетельствует о том, что такие дети обладают определёнными особенностями, которые отличают их от благополучных сверстников.
Поиск эффективных подходов к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями побудил нас обратиться к осмыслению сущности педагогической системы А.С. Макаренко. Первая попытка была предпринята нами в марте 2006 года на Макаренковских педагогических чтениях. Мы начали поиск людей, которые знают эту систему и готовы включиться в работу. Нам удалось собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Мы заново открыли книги Макаренко, начали постигать его опыт. При этом понимали, как трудно будет применить опыт педагогического гения в нашем специфическом учреждении. Привлекли учёных из Сибирского федерального университета, Педагогического университета, Краевого института повышения квалификации работников образования, Канского педагогического колледжа и других учреждений. А в марте 2012 года мы уже пригласили наших единомышленников на IV Макаренковские чтения. За это время многое изменилось. Реализация идей, рекомендаций и предложений участников чтений, известных и авторитетных в крае учёных, способствовала преобразованию практики как отдельных педагогов и воспитателей, так и всего коллектива колонии [1].
Урок 1-й
Наследие Антона Семёновича Макаренко мы изучаем для того, чтобы определить и использовать те компоненты его системы, которые приемлемы для процесса воспитания современных несовершеннолетних правонарушителей.
Известно, что цель исправления несовершеннолетних преступников — возвращение их в общество, не только в правовое, но и социокультурное пространство. Мы убеждены, что достичь цели исправления только методами так называемого «негативного стимулирования» (нравоучительная беседа, взыскание, наказание, проработка в присутствии других воспитанников) невозможно. Это не приносит позитивных результатов, а наоборот, озлобляет и восстанавливает подростков против взрослых и лишь подчёркивает их педагогическое бессилие.
Специфика воспитательной системы пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних заключается в следующем:
— частая сменяемость контингента воспитанников;
— неадекватное, часто негативное восприятие воспитательного воздействия на них;
— изоляция от общества, особый режим работы с рядом ограничений;
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
— жёсткая регламентация режима отбывания наказания;
— формирование классных коллективов из воспитанников разного возраста с различным уровнем социальной дезадаптации;
— уголовная субкультура, на основе которой строятся межличностные отношения воспитанников.
Как видим, в таких условиях организовать эффективный процесс воспитания и исправления достаточно сложно. Но Антону Семёновичу Макаренко в 20-30-х годах прошлого столетия удалось выстроить педагогически целесообразную систему в исправительном учреждении. И характерной чертой такой системы была прочная связь вопросов воспитания с жизнью.
Аналогичные вопросы и сегодня остро стоят перед исправительным учреждением, поэтому мы вновь обращаемся к макаренковскому опыту социокультурной ресоциализации правонарушителей. Прежде всего, это повышение уровня образования несовершеннолетних.
Образование в колонии является антикриминогенным фактором, создающим естественную преграду к распространению «ценностей» субкультуры.
Основу учебного процесса в школе уже восемь лет со- КаждыЛучащийсяиме-ставляют индивидуально-ориентированные занятия. ет свой план и может
Ж реализуя индивидуально-ориентированную систему выбрать уровен^вы-
обучения, педагоги организуют учебный процесс так,
_ „ _ „ полоеоия заданий,
чтобы каждый учащийся осваивал учебный материал
в соответствии со своими потребностями, которые оп- темп усвоения уче но ределяются его индивидуальными особенностями го материала по пред-и уровнем знаний [3]. Для этого в практику обучения мету в соответствии прочно вошли парные и групповые формы учебной со своими способоос-работы. тями и уровнем
знаний.
Организация групповой работы позволяет создавать ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе, предоставляет воспитанникам возможность проживания разнообразных ролей, что помогает им овладеть нормами общения со сверстниками и взрослыми. Подросткам также систематически предлагаются задания на выбор, что позволяет формировать умение делать осознанный выбор. Обязательное проведение различных видов рефлексии на уроке стимулирует развитие самосознания воспитанников.
Основа индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) — индивидуально-ориентированный учебный план (ИОП) по предмету [4]. Каждый учащийся имеет свой план и может выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету в соответствии со своими способностями и уровнем знаний. Использование ИОПов даёт нам возможность увидеть
В.А. Карапчук. Уроки Макаренко
изменения в отношении учащихся к учебной деятельности: имея большие пробелы в знаниях, но обучаясь своим темпом и в соответствии с доступным уровнем, они постепенно обретают уверенность в своих силах, приобретают навыки самостоятельной, парной и групповой работы.
ИОСО позволяет в первую очередь сформировать мотивацию — один из важнейших факторов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в любой школе, в том числе и в школе воспитательной колонии.
В результате учащиеся становятся более самостоятельными, ответственными, способными реально оценить свои возможности. Улучшаются взаимоотношения в коллективе как на уровне «учитель-ученик», так и во взаимодействии «ученик —ученик». Кроме того, повышается уровень коммуникативной культуры воспитанников, что, в частности, положительно сказывается на устных ответах учащихся.
Таким образом, организованный образовательный процесс способствует сплочению коллектива воспитанников и становится основой процесса их ресоциализации.
Мы считаем, что именно такой способ организации образования позволяет в той или иной мере противостоять формированию жёстких поведенческих стереотипов в условиях несвободы.
Урок 2-й
Обратим внимание ещё на один важный аспект в педагогической системе А.С. Макаренко.
Причины, которые толкают подростков на нарушение закона, разные. И одна из них — невозможность реализовать себя по-другому. Возраст переломный, каждому хочется почувствовать себя личностью, доказать, что ты чего-то стоишь, чем-то отличаешься от других. Многие ребята имеют какие-либо интересы, склонности, они умеют трудиться, мастерить, рисовать, лепить.
Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, воспитанники подсознательно ищут источник положительных эмоций и находят его, принимая участие в деятельности кружков, клубов, творческих мастерских, студий.
Особенной популярностью среди наших воспитанников пользуется театральная студия «Небо». Вместе с ребятами, пожелавшими заниматься в студии, было выбрано направление «пластического» и «кукольного» театра. За маской, за куклой проще существовать и легче раскрыть свои творческие способности. Ребята с разными интересами и характерами, находясь в творческой атмосфере в рам-
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
ках мини-спектаклей, которые они ставят вместе со своим руководителем, приобретают навыки позитивного общения, взаимодействия друг с другом.
Яркие, эмоционально окрашенные театральные постановки, кукольные миниатюры выступают как средство преодоления эмоциональной депривации. Ребята распределяют роли, готовят реквизиты, рисуют декорации, учатся выражать свою точку зрения в отношении того или иного сценического образа.
Фрагменты анкетирования участников студии свидетельствуют о личностном росте воспитанников, о преодолении асоциальных привычек.
Вот что написали воспитанники после театрализован- Яркие эмоционально ного представления по мотивам сказки братьев Гримм
окрашенные театраль-
«Бременские музыканты». Сергей (подросток, ранее
ные постановки, ку-
употреблявший токсические вещества): «Я никогда не ' у
знал, что буду выступать на сцене. Никогда не думал, кольные миниатюры что в мире бывают замечательные и добрые люди и пе- выступают как сред-дагоги». ство преодоления эмо-
циональной деприва-Николай (юноша, ранее употреблявший наркотики, ^ э '
склонный к бродяжничеству): «Я избавился от некото- ции. Ребята
рых комплексов. Я понял для себя, что в моей жизни распределяют роли, го-
х-к появились люди, которым я могу доверить свои про- товят реквизиты, ри-
"^Р" блемы или попросить их о помощи». суют декорации, учат-
Александр (сирота): «У меня появилось желание вы- ся выражать свою ступать, играть, петь и жить». точку зрения в °тн°-
шении того или иного
Участникам II конференции «Юбилейные Макарен-
сценического образа.
ковские чтения» была представлена театральная постановка из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко. Для нас важно было сравнить колонистов 30-х годов прошлого столетия с современными воспитанниками колонии. Соединив в мини-пьесу «Педагогическую поэму» и рассказы А.С. Макаренко, мы постарались показать судьбы детей, попавших в колонию, и позитивные изменения, которые произошли с ними.
Местом действия выбрали театр в колонии Макаренко. Это была первая драматическая постановка в студии, «театр в театре». Для нас очень важно, чтобы нравственные ценности, которые мы стараемся заложить в души наших ребят, переросли во внутреннюю потребность, стали жизненной необходимостью, чтобы нравственное поведение сценических персонажей стало для них образцом.
Именно поэтому привлечение воспитанников к участию в творческих делах создаёт барьер асоциальной культуре, криминогенному окружению, помогает подростку переосмыслить прежние ценностные ориентации.
В.А. Карапчук. Уроки Макаренко
Очень значимой является для нас музейная педагогика. В школьном музее «Сибирская изба» начинается возвращение к истокам национальной культуры. Вместе с воспитанниками работаем по таким направлениям: изучение условий быта, народных традиций, преданий, возрождение промыслов и ремёсел, знакомство с жизнью и творчеством известных людей, именитых земляков, проведение экскурсий, праздников.
Наряду с обзорными и тематическими экскурсиями, проведением познавательных бесед подростки имеют возможность свободно исследовать пространство музея, самостоятельно рассматривать, изучать его экспонаты обмениваться впечатлениями, творчески осмысливать увиденное. При анкетировании воспитанники выражают своё отношение: «Раньше я боялся выступать перед аудиторией, мог растеряться и забыть даже выученный текст, но сейчас я могу свободно это делать...», «многого не знал, не любил историю, вообще ничем не интересовался, считал это глупостью, но находясь в колонии, взглянул на это по-другому».
Для расширения границ поиска, учитывая, что воспитанники ограничены в свободе передвижения, мы создали «виртуальный музей». Воспитанники под руководством педагога подготовили видеопрезентации: «Красноярский краеведческий музей», «Декабристы в Канском округе Енисейской губернии», «История города Канска». С помощью руководителя видеостудии сняли видеофильм о ветеранах войны, живущих в г. Канске. Один из воспитанников после презентации фильма сказал: «Я никогда не думал, что я, родившийся более полувека после войны, с таким желанием буду заниматься поиском материалов. Я считаю, что патриот не только тот, кто проявил доблесть и мужество на войне, но и тот, кто помнит об этом».
Таким образом, театр и музей в колонии стали центрами культурного, эстетического и художественного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Именно за счёт создания этих двух центров удаётся обеспечить принятие воспитанниками образцов нравственного поведения.
Урок 3-й
Убедительно доказано, что самая эффективная воспитательная система — производственный труд, формирующий у ребят волевые и интеллектуальные качества: организованность, способность работать «в команде» — руководить, подчиняться, выстраивать гармоничные межличностные отношения. В теории и на практике Антон Семёнович Макаренко настойчиво показывал основную стержневую роль труда в формировании личности человека. Следуя традициям, мы в воспитательной колонии реализуем целостную систему производственного воспитания.
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
В период, когда воспитанники только начинают освоение профессии, формируется фундамент организации трудовой деятельности.
В основе профессий, получаемых воспитанниками, заложена идея коллективного труда: каменщик, пекарь, станочник деревообрабатывающих станков. Для выполнения полного цикла производственного процесса учащийся должен научиться выполнять каждый элемент технологической цепочки, выполнять функции работника каждого производственного участка. Всякий раз ученик ставится наставником в новую для него позицию: бригадир строительного участка, технолог в пекарне, подающий или принимающий на деревообрабатывающих станках. Такая смена деятельности позволяет подростку выполнять функции руководителя, координатора, исполнителя. И на каждом этапе труда от действий каждого воспитанника зависит успешность выполнения учебно-производственного задания. Ведь обучение происходит на современном производственном оборудовании.
Понимая, что перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей только убеждением, нравоучениями, без формирования предметной трудовой моти
Производственный труд в пенитенциарном учреждении вы-вации невозможно, мы начинаем эту работу с усиле- ] 1 э
ния заинтересованности воспитанников в выборе ступает как средство трудовой деятельности. Показываем социальную зна-
воспитания.
ла чимость, привлекательные стороны различных про- лл
фессий посредством встреч с интересными, состоявшимися людьми, выезжаем на производства, посещаем «ярмарки профессий», проводим «конкурсы профессионального мастерства». Включая подростков в производственный труд, мы тем самым удовлетворяем потребность в самостоятельности, взрослости, самоутверждении. Производственный труд в пенитенциарном учреждении выступает как средство воспитания. Именно на производстве складываются и формируются отношения, которые, в свою очередь, влияют на формирование необходимых личностных качеств молодого человека. Многолетний опыт нашей работы показывает, что благодаря включению подростков в трудовую деятельность в их психике, а также в социальном поведении происходят позитивные перемены: появляется деловитость, умение подчиняться, ответственность.
Как писал А.С. Макаренко [2], «... трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека — это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния». Занять подростков настоящим делом, приносящим продукт, — значит воспитать в них социально значимые ценности.
В нашем учреждении развивается гончарное производство. Подростки под руководством мастеров выпускают глиняную посуду, вазы, цветочные горшки, сувениры. Работает тарный цех, цех полимер-
В.А. Карапчук. Уроки Макаренко
-Q-
ных изделий (одноразовые пакеты), на земельном участке и в теплице выращиваем овощи, цветы, рассаду. Хорошую прибыль приносит сельскохозяйственный участок по выращиванию свиней. За 2011год заработали 1 млн 727 тыс. 269 рублей. Это настоящее дет-ско-взрослое производство, где воспитанники приобретают квалификацию, которая обязательно будет им полезна в будущем. И главное, это воспитание жизненных позиций, моральных и деятельно-волевых качеств. Немалое значение имеет и то, что трудоустроенные на производстве ребята могут погасить претензии по искам потерпевших, если таковые имеются по решению суда.
Используем и такую форму труда, как самообслуживание. Самообслуживание предполагает довольно простой труд по уборке жилых помещений, классных комнат, мастерских, обслуживание себя в столовой, уборку территории. Обычно эта деятельность не требует от подростков особенных усилий, но при рациональной организации она способствует овладению умениями и навыками, необходимыми каждому человеку, закреплению полезных привычек.
Чтобы такой труд не казался воспитанникам малопривлекательным, мы используем определённые методические и организационные средства (требование, убеждение, поощрение, наказание, соревнование, личный пример и т.д.). Работа организуется так, что режим, труд, обучение, выступают не как наказание и неприятная неизбежность, а как стимулы к изменению, развитию личности.
Такая организация участия несовершеннолетних в производстве (смена производственных ролей, прямая ответственность, необходимость продуктивного общения в группе) позволяет сделать труд одним из эффективных элементов воспитательной системы в колонии.
Шесть лет прошло с момента проведения I Макаренковских педагогических чтений. За это время для нас открылись широкие возможности творческого использования педагогической системы А.С. Макаренко.
Литература
1. Карапчук В.А. Организационно-педагогические условия и средства воспитания и ресоциализации несовершеннолетних осуждённых: Сб. статей под редакцией М.В. Миновой, Н.Ф. Яковлевой, А.Д. Назарова, В.А. Карапчук. Красноярск: СФУ, 2010.
2. Макаренко А.С. О воспитании/ сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. 2-е изд., перераб.
и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 223-224.
3. Минова М.В. О системе обучения и воспитания
в воспитательной колонии. Сборник статей первых макаренковских чтений. Красноярск, 2007. С 21-23.
4. Ярулов А.А. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. С. 22-25.
-е-