Научная статья на тему 'Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий'

Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / ИСТОРИЧЕСКИЙ СИНХРОНИЗМ / СИНХРОНИЗАЦИЯ СОБЫТИЙ / МАСС-МЕДИА / ПРОВИДЕНИЕ / INFORMATION AND HISTORICAL EVENTS / POLITICAL PLANNING / FORECAST / HISTORICAL SYNCHRONISM / SYNCHRONIZATION OF EVENTS / MASS MEDIA / PROVIDENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Расторгуев Валерий Николаевич

В статье представлен анализ феномена синхронизации особо значимых информационных событий. Среди них 400-летие окончания Смуты и основания Династии Романовых, 200-летие Отечественной войны и 100-летие Первой мировой войны, юбилейные даты Второй мировой войны и другие событийные ряды. В рамках темы выделено три вопроса. Первый: в чем заключена идея исторического синхронизма и как она связана со спецификой СМИ? Второй: как можно интерпретировать роковые события, изменившие ход истории? И третий вопрос: какие требования диктует исследователям так называемый «парад роковых событий», когда сама история приоткрывает их смысл? На основании проведенного анализа даются отдельные рекомендации для структур, включенных в процесс политического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Расторгуев Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS FROM HISTORY: WARS OF THE PAST AND SYNCHRONISM OF INFORMATION EVENTS

One can observe the phenomenon of "Great Jubilees" coincidences in the second decade of the new millennium. These Jubilees are not only cause increased public interest and are widely reported in the media, but also exert a significant influence on the political planning and forecasting. In my article, I have analyzed the phenomenon of synchronization of particularly important information events, such as 400th anniversary of the end of Troubles Time and the beginning of the Romanov Dynasty, 200th anniversary of the Patriotic War of 1812, 100th anniversary of the First World War, anniversaries of the Second World War and other event-series. Within the framework of research theme I have identified three questions, the answer to which I consider the most important in the study of historical synchronism: (i) What is the idea of historical synchronicity and how it related to the mass media specificity? (ii) How it is possible to interpret fateful events that changed the course of history? (iii) What are requirements dictated by 'parade of fateful events' to researchers when the story itself reveals the meaning of these events? In particular, I conclude about the events of the 20th century as about conscious destruction of the foundations of civilization "old world", the transformation of Europe and Russia in the cleared "building site" suitable for geopolitical projects realization. It was at this time the great empires (Austro-Hungarian, German, Russian and Ottoman) which were guarantors of stability over the previous centuries, sank into oblivion, and on their ruins, experiments on human beings and peoples since been replicated the most cynically in human history. Based on this analysis, I also have formulated some recommendations for the structures involved in policy planning process.

Текст научной работы на тему «Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 6. Вып. 1 • 2014 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВО ГРАЖДАН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue 1

Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Band 6, Ausgabe 1

Zivilgesellschaft und die G esellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis

Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Опыт гражданственности: 1812 й год Erfahrung des staatsburgerlichen Bewusstseins: das Jahr 1812

УДК 1:94(470):070.11:070.15

Расторгуев В.Н.

Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

Доклад, прочитанный в Лондонском университете в рамках программы «Русско-Английские Исследования» (Международная конференция «Язык. Культура. Общество»).

Расторгуев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени. М.В. Ломоносова

E-mail: rv1812@yandex.ru

В статье представлен анализ феномена синхронизации особо значимых информационных событий. Среди них - 400-летие окончания Смуты и основания Династии Романовых, 200-летие Отечественной войны и 100-летие Первой миро-

v/ v/ ^ V/ |— v/ v v V/ м

вой войны, юбилейные даты Второй мировой войны и другие событийные ряды. В рамках темы выделено три вопроса. Первый: в чем заключена идея исторического синхронизма и как она связана со спецификой СМИ? Второй: как можно интерпретировать роковые события, изменившие ход истории? И третий вопрос: какие требования диктует исследователям так называемый «парад роковых событий», когда сама история приоткрывает их смысл? На основании проведенного анализа даются отдельные рекомендации для структур, включенных в процесс политического планирования.

Ключевые слова: информационные и исторические события, политическое планирование, прогноз, исторический синхронизм, синхронизация событий, масс-медиа, провидение.

Война привлекает тех, кто ее не знает (War is sweet to them that know it not).

Английская пословица

На войне как на войне (A la guerre comme a la guerre).

Французская пословица

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

Русская пословица

Роковые события, среди которых наиболее значимыми были великие природные и социальные потрясения, а чаще всего войны между народами, — традиционный предмет повышенного интереса со стороны историков, философов и политологов, да и всех, кто пытается самостоятельно осмыслить прошлое и заглянуть за горизонт своего времени. Роковые события — это не просто события в череде других, а поворотные пункты истории. Они явным, хотя и непостижимым образом изменяют судьбы государств, цивилизационных миров и гражданских наций, этническое самосознание и коллективную

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

память поколений. При этом именно внешние войны, как правило, становятся теми историческими вехами, которыми гражданские нации отмечают этапы своего становления или крушения, взлета или падения. Причина очевидна: о внутренних, братоубийственных конфликтах, не ставших летальными, грядущие поколения стараются, если возможно, забыть. А если время не стирает память о прежних потрясениях такого рода, то и в этом случае люди не хотят до бесконечности «посыпать солью» долго не заживающие раны.

Потомки враждовавших отцов давно живут в собственном мире — неразделенном Отечестве, а политические интриги или идеологии, породившие когда-то внутринациональную вражду, будучи по своей природе не вечными, чрезвычайно изменчивыми и конъюнктурными, не способны до бесконечности питать рознь потомков. Новые поколения принимают «внутрисемейные» войны как данность, как социальную болезнь, требующую излечения. Внешние войны, в отличие от прошедших гражданских войн и самых разрушительных природных катастроф (ответом на них может быть лишь смирение перед судьбой, «волей рока» или гневом Божиим) формируют в сознании миллионов не смирение, а чувство солидарности перед символом общей угрозы — устрашающим образом вполне реального врага. И только такой образ, как показывает жизнь, способен в течение многих десятилетий и даже столетий консолидировать самые разные этнические пласты и возрастные группы, классы и сословия, оживляя и восстанавливая межпоколенческую связь, коллективную память народов.

Этот вывод столь же применим для анализа современности, как и для понимания древней истории. К примеру, отправная точка в рассуждениях С. Хантингтона о причинах неизбежного столкновения цивилизаций наших дней — признание консолидирующей функции образа врага, цементирующего социум. Хантингтон открывает свою книгу «Столкновение цивилизаций» ссылкой на роман М. Дибдина «Мертвая лагуна», повторяя и полностью разделяя старую формулу, вложенную в уста одного из героев романа:

«Не может быть настоящих друзей без настоящих врагов. Если мы не ненавидим того, кем мы не являемся, мы не можем любить того, кем мы являемся. Это старые истины, которые мы с болью заново открываем после более чем столетия сентиментального лицемерия. Те, кто отрицает эти истины, отрицает свою семью, свое наследие, свое право по рождению, самое себя! И таких людей нельзя с легкостью простить» [Хантингтон 2003, с. 14-15].

По мнению Хантингтона,

«прискорбную правдивость этих старых истин не может отрицать ни ученый, ни политик. Для людей, которые ищут свои корни, важны враги, и наиболее потенциально опасная вражда всегда возникает вдоль "линий разлома" между основными мировыми цивилизациями» [Хантингтон 2003, с. 14-15].

Коллективная память, вошедшая в сознание и подсознание людей после кровопролитных войн, обладает особой прочностью. Она — сплав, с одной стороны, самых низменных чувств и фобий, в том числе жажды кровной мести и концентрированной ненависти к обезличенным людям — живым и мертвым, вся вина которых в том, что они по крови принадлежат к стану врага, а с другой стороны, самых высоких проявлений человеческой природы. Война — школа бесчеловечности и ожесточения, но и жертвенности, героизма, взаимной поддержки, где наряду с ненавистью рождается способность прощать поверженного противника. Истории народов, написанные не только чернилами, но и кровью до роковых событий и после них — разные истории. Если войны и кончаются миром, то в любом случае это будет уже другой мир, с новым прошлым, ибо войны, а не летописцы и не ученые-историки, каждый раз заново переписывают историю своих народов и государств. Летописцы и историки, политики и политиканы, журналисты и медиа-технологи, подлинные пророки и мелкие фальсификаторы лишь тогда «творят историю», когда их слово «узнается» коллективным сознанием, уже измененным войной. При этом неизбежно корректируется представление об исторической истине. Иногда после «тектонических событийных сдвигов» кардинально изменяется временной горизонт и вся историческая перспектива, а, следовательно, и представление о масштабах явлений и событий. То, что казалось несущественным и почти незаметным, на фоне грандиозных поражений или побед выдвигается на первый план, а воистину великие свершения теряются, воспринимаются как «фоновые картинки» или даже как позорные страницы национальной истории.

Такие «абберации исторического зрения» могут закрепляться в новых поколениях в течение сравнительно короткого времени. Причем временной горизонт подобной коррекции коллективного сознания (то, что Ж. Делез и Ф. Гваттари называют «длинной памятью» расы или цивилизации, социума или семьи [Делез, Гваттари 1998]) постоянно сокращается в «обществе тотального замещения». Именно так можно определить общество, в котором нормой становится постоянное замещение межличностных коммуникаций манипуляционными технологиями, которые, с одной стороны, опосредуются масс-медиа, что облегчает процесс унификации постоянно обновляемого набора «потребительских» стереотипов массового сознания, а с другой стороны, разрушают единое культурное пространство, поскольку под постоянным прессингом событий размываются прямые межпоколенческие преемственные связи. В результате национальная идентичность, к примеру, вытесняется либо психологией, характерной для «плавильного этнического котла», либо, по точному определению Н.С. Трубецкого, ложным национализмом [Трубецкой 1921]. А это превращение, в свою очередь, провоцирует дальнейшие и все

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

более масштабные эксперименты по «конструированию» и «переконструированию» геополитического и цивилизационного пространства. Об эффективности подобных экспериментов свидетельствуют бесчисленные примеры нашего времени — и трагические уроки распада Югославии в центре Европы на фоне общеевропейской интеграции, и противоестественное разделение русского народа и ряда других этнических образований в процессе демонтажа СССР.

При этом правильнее было бы говорить не только об «измененном сознании» или фальсификации истории, но и о явлениях иного порядка — о фальсификации самого общества. К такому парадоксальному на первый взгляд выводу приходит, в частности, Г. Дебор в известной книге «Общество спектакля», где он объясняет возникновение этого феномена выходом социума «за пределы простого естественного цикла для того, чтобы стать ориентированной событийностью, последовательностью властных образований». При этом Дебор сравнивает общество спектакля с перманентной опиумной войной, акцентируя внимание на роли войн или «ложных примирений» в разрушении старых и возникновении новых коллективных иллюзий: «Теперь, когда Великий Раскол классовой власти завершился полным примирением, нужно сказать, что упорядоченная практика интегрированной театрализации сегодня "изменила мир экономически", в то время как он сам "по-полицейски изменил восприятие". ... Только потому, что подобное слияние произошло в экономико-политической реальности всего мира, мир, наконец, смог формально провозгласить себя единым. Но также и потому, что общая ситуация, в которой повсеместно возникало такое разделение власти, оказалась столь серьезной, миру необходимо было объединиться как можно скорее, чтобы единым блоком участвовать в одной и той же, основанной на консенсусе, организации мирового рынка, зрелищно фальсифицированной и обеспеченной. Но поэтому он, в конечном счете, так и не сможет объединиться». В результате, по мнению Дебора, мы можем лишь наблюдать, «как разрастается фальсификация, доходя до тривиальнейших вещей, словно липкий туман, сгустившийся над повседневностью» [Дебор 1999, с. 2, 6].

Кроме того, как подметил Блондель, не следует забывать о сосуществовании в процессе познания разных «аналитических плоскостей», связанных как с признанием либо непризнанием объективных закономерностей развития, так и с альтернативными подходами к пониманию роли личности в истории. В этом случае «обвинение в "фальсификации" истории» (не случайно само слово «фальсификация» Блондель берет в кавычки) следует понимать как строительство «непреодолимой преграды на пути любого вывода о значимости лидеров» [Блондель 1992, с. 24-25].

Уже по этой причине события, относимые к роковым, приковывают внимание и требуют объяснения, которое, как подметил И. Кант, только тогда приближает нас к истине, когда мы допускаем в сознание идею провидения, высшей силы, когда за преходящим и случайным удается увидеть неслучайное, непреходящее, инвариантное. В современной философии для обозначения этой «над-исторической» плоскости используется понятие «метаистория». А.С. Панарин в одной из своих последних лекций, прочитанных в Государственной академии славянской культуры, дал очень глубокое определение сути метаисторического измерения истории. По его словам, «если в логике пространства закономерно побеждают физически сильнейшие, то в логике метаисторического времени, открытой мировыми религиями, торжествуют униженные. Реальная политическая история прокладывается между этими полюсами» [Панарин 2003, с. 15].

Разумеется, ссылки на провидение чаще всего свидетельствуют всего лишь о нашей неспособности проникнуть в суть происходящего или о желании найти козла отпущения на случай неудач, как подметил Марк Твен в свойственной ему манере (его формула «У нас много козлов отпущения на случай неудач, но самый популярный — провидение» [Famous Thoughts by Mark Twain n.d.] стала широко известным афоризмом). Подобные трактовки, «снижающие» статус проблемы роковых событий, возможно, вполне допустимы для сугубо профанной (и чаще всего профанированной) публичной деятельности, в том числе и политической. Примером может служить предвыборная агитация, в рамках которой двоемыслие с характерной этого способа мировосприятия подменой понятий — вполне эффективный, а потому и допустимый способ аргументации. Однако сознательное «занижение» темы непригодно для научного исследования, поскольку не только «опускает» тему, обесценивая ее, но и закрывает наиболее перспективные пути анализа. К роковым событиям следует относиться с учетом их «веса» в коллективной памяти и, соответственно, с должным уважением, даже если они и воспринимаются обезличенно — не как судьба предков, современников и потомков, а всего лишь как предметная область.

Именно кантовская позиция может быть положена в основу анализа синхронизма роковых событий по трем причинам. Во-первых, в ней достаточно четко определяется единственно возможный, как представляется, путь к корректной постановке проблемы, которая может стать предметом общего философского, гуманитарного, естественнонаучного и богословского осмысления только через допущение феномена предопределения (без этого «фермента» теория роковых событий «рассыпается» уже на зачаточных стадиях). Во-вторых, как будет показано ниже, она вполне согласуется с наиболее ценными в эвристическом плане и конкурентоспособными концепциями синхронизма, предложенными рядом выдающихся мыслителей и, что особенно важно, включенными в научный оборот. И в-третьих, она совпадает с той трактовкой, которая предлагается в рамках данного исследования.

По мнению Канта, в самом «механизме природы, к которой принадлежит человек (как чувственное существо), обнаруживается лежащая уже в основе ее существования форма, которую мы можем понять не иначе, как приписывая ей цель

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

Творца мира, предопределяющего ее». Предопределение Творца, по Канту, и следует понимать как Божественное провидение, а поскольку оно положено в начало мира, то и называть его должно основывающим. «Поскольку же оно в развитии природы поддерживает ее механизм по общим законам целесообразности, мы называем его распоряжающим провидением (providentia диЬегпаЫх). Развивая эту мысль применительно к «отдельным событиям как божественным целям», Кант подчеркивает, что в этом случае правильнее было бы говорить не о провидении, а о Персте Божьем: «Желание познать его, как таковой (так как он, действительно, указывает на чудо, хотя события так не называются), есть безрассудная дерзость человека, потому что заключать от отдельных событий к особому принципу действующей причины (заключать, что это событие есть цель, а не только естественно-механическое побочное следствие из другой, нам совершенно неизвестной цели) нелепо и основано на самомнении, как бы благочестиво и смиренно ни звучали речи об этом» [Кант 1966, с. 279-280].

В рамках заявленной темы выделяются три вопроса. Первый: в чем заключена идея исторического синхронизма и как она связана с нашими представлениями о логике исторического развития и возможностях политического планирования? Второй: как можно интерпретировать сам феномен, который называют роковыми событиями, с которыми приходится считаться тем, кто планирует политическую жизнь? И третий: о чем говорит «парад роковых событий» второго десятилетия второго тысячелетия, когда сама история наших народов дает своеобразный открытый урок каждому из нас?

Синхронизация роковых событий или исторический синхронизм — явление, достойное назваться «планированием свыше», поскольку здесь мы приближаемся к феномену, который по мнению многих выдающихся мыслителей, пытавшихся его объяснить, свидетельствует о предопределенности в человеческой истории и тщетности попыток преувеличит роль политического планирования и программирования. Прошло 160 лет со дня первого издания книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», где было предложено одно из наиболее продуктивных объяснений исторического синхронизма в развитии различных локальных цивилизаций (культурно-исторических типов). Эта идея позднее нашла своеобразное отражение во многих теориях, в том числе и в концепции осевого времени К. Ясперса.

По мнению Данилевского, наиболее ярким проявлением синхронизма были «открытие книгопечатания, взятие Константинополя турками и открытие Америки, почти одновременно случившиеся». Эта синхронизация, по мнению Данилевского, в несчетное число раз усилила влияние каждого из указанных событий «на развитие просвещения, на расширение деятельности европейских народов», положив начало новому повороту в жизни Европы. Но Данилевский задает вопрос, не имеющий ответа: если следствию синхронизма событий можно найти удовлетворительное объяснение, то «чем объяснить их современность, которая, собственно, и составляет главное условие их образовательной силы?». Причины синхронистической связи столь разнородных событий, заключает Данилевский, «нельзя, конечно, надеяться отыскать ближе, чем в самом том плане миродержавного Промысла, по которому развивается историческая жизнь человечества» [Данилевский 1995, с. 262-263].

В Божием Промысле видел суть синхронизации событий и русский мыслитель В.С. Соловьев, хотя его система доказательств была совершенно иной [Соловьев 1989]. Такое отношение, впрочем, было свойственно не только русской религиозной мысли. Даже К.Г. Юнг склонялся к тому, чтобы признать за феноменом синхронизма событий знамение — особую связь, не имеющую причинно-следственного характера [Юнг 1998]. По его мнению, эффект синхронистичности изменяет общую картину мира, делая ее объемной благодаря совмещению психического и физического измерений, пространства и времени.

Исторический синхронизм и сегодня остается столь же загадочным, как и столетия назад, и столь же притягательным для любителей мистического истолкования удивительных совпадений, как, к примеру, «парад планет» или грандиозное информационное шоу под кодовым названием «2012-й год — конец света».

Синхронизация событий — область, где труднее всего отличить образ и реальность, слово и дело, культуру и политику, открытие и технологию, точки бифуркации и предопределенность. К тому же эта область непрозрачна, «загрязнена», например, грязными технологиями, принудительной политической индоктринацией, информационными войнами. Поэтому механизмы синхронизации событий и эффект «повторной» синхронизации могут представлять интерес не только в рамках теоретического исследования, например, с позиций методологии исторической науки или политической лингвистики, но и с позиций политической прогностики и стратегического планирования.

Не останавливаясь на сопоставлении различных толкований синхронизации роковых событий, т.к. это потребовало бы обширного экскурса, обратим особое внимание на той «второй жизни», которую они обретают через годы и даже столетия, будучи встроены волею случая в новые «событийные ряды», связывающие эпохи и приоткрывающие скрытые прежде тенденции. Эта задача становится не слишком трудной именно в наши дни. Дело в том, что во втором десятилетии второго тысячелетия мы вступили в период, когда нас ожидает не менее величественное и поучительное зрелище, чем «парад планет». Речь идет о «параде роковых событий мировой истории». Его трудно не заметить, но еще труднее объяснить. Речь в данном случае идет о «наложении во времени» информационных «двойников» событий разных эпох. Под «двойниками» понимаются юбилейные даты, ставшие вехами в отечественной и мировой истории.

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

Их совпадение, скорее всего, носит случайный характер, как и совпадения самих роковых событий, но и здесь за случайностью иногда обнаруживается внутренняя логика исторического процесса, которая описывается либо как цикличность или фатальность, либо как линейное поступательное развитие или линейная деградация социума. Поэтому к синхронизму великих дат не следует относиться только как к следам или отголоскам поворотных моментов истории (точек бифуркации). Значимые даты сами являются информационными событиями первой величины, а их «парад» оказывает ощутимое воздействие на жизнь миллионов людей.

* * *

Вопрос о природе роковых событий наиболее труден с методологической точки зрения, хотя и сформулирован предельно просто. Трудность заключается в том, что национальная история становится умопостигаемой, как убедительно доказал А.Тойнби, только в том случае, когда наиболее важные события рассматриваются в более широкой перспективе — в контексте мировой истории [Тойнби 1991]. А столь широкий горизонт обнажает массу противоречий, которые трудно заметить на «национальном поле», что, в свою очередь, стимулирует новый виток дискуссии. Выделим только семь оснований, порождающих споры (действительных оснований намного больше).

Во-первых, роковыми или судьбоносными событиями называют изменения в жизни общества, которые порождают цепь дальнейших исторических событий. По мнению того же А. Тойнби, исторические и цивилизационные пути Британии и России (это сопоставление особо ценно с учетом исторических противоречий между нашими странами) сближает тот факт, что они начинаются с важнейшего из всех событий прошлого и будущего — с крещения наших народов. Впрочем, в большинстве случаев каузальные связи такого рода могут оставаться неявными или непознанными, а иногда вполне доступными для изучения, но табуированными. Иногда их не видят, ибо не хотят видеть. Примером может служить хотя бы уже упомянутое крещение народов Британии и России, значимость которого исследователям зачастую приходится принижать в эпоху мультикультурализма в угоду принципу политкорректности, как и значимость исторической миссии христианских народов. Не всякую правду, если верить английской пословице, следует произносить вслух, а экстранаучные факторы, как видим, способны существенно повлиять на поиск научной истины.

Во-вторых, под роковыми событиями чаще всего понимают не сами события, а концептуальные схемы и теории, призванные их объяснить даже в том случае, когда те в принципе не поддаются объяснению (этому мешает тонкая грань между случайностью и закономерностью, фатальностью и промыслом Божиим). Однако итогом наукообразного образования и подготовленного этим образованием восприятия мира стала доминирующая установка на поиск объяснения и обоснования как способов «снять» проблему, т.е. избавиться от нее. Но даже в случае, когда причинно-следственные связи между событиями открываются сознанию отдельных людей, достоверные знания о «событийных рядах» редко становятся общим достоянием. Это происходит из-за высокой конкуренции в сфере интеллектуального производства и потребления или из-за того, что даже продуктивные идеи и теории быстро стираются из коллективной памяти.

Немногие теории становятся учениями или доктринами, а те, которым это удается, растрачивают свой эвристический потенциал по мере распространения и популяризации, когда они овладевают умами миллионов. Профанация — цена адаптации знаний, рассчитанных на профанов (о профанах говорится в самом уважительном понимании этого определения, поскольку его с полным правом можно приложить к любому человеку и, прежде всего, к узкому специалисту, не способному выйти за границы своей «делянки»). Это касается теорий, ставших обязательными для штудирования и запоминания: образовательные схемы и тесты учат, оглупляя, но оглупляя, научают. Но в еще большей степени это характеризует политические идеи, «поднимающиеся» до уровня политических идеологий. На этой «высокой ступеньке» убогая прагматическая дихотомия: «эффективно или неэффективно» полностью вытесняет из сознания человека (политического человека) дилеммы истинности или ложности, добра или зла, над которыми ломали головы мыслители всех времен и народов. Поэтому даже «умная политика», т.е. политика, научно обоснованная на уровне подготовки решений, воспринимается интеллектуалами как «недалекая». Такой вывод усугубляется и узостью ее временных горизонтов (временной горизонт локальных цивилизаций — вечность, а так называемых «демократических циклов» с подгонкой программ от выборов до выборов — не более 5-7 лет), а также характерным для политической деятельности неизбежным дефицитом информации и компетентности при принятии стратегических решений. Фактором риска является и сама технологией принятия политических доктрин, принципиально отличающаяся от признания и распространения научных учений. Собственно, по этим причинам политические решения так часто оборачиваются роковыми событиями.

В-третьих, реальные роковые события, иногда поддающиеся концептуальной исторической реконструкции, чаще всего до неузнаваемости видоизменяются в результате использования этого метода. Сам метод исторической реконструкции не только составляет основу исторической науки, но и способен повлиять на ход национальной и мировой истории. Благодаря реконструкции «привнесенная» человеком логика не столько дополняет «логику исторического развития», сколько вытесняет ее. Таким образом, исторический рассказ, а не история воспринимается как данность, как вызов времени, требующий ответа. Именно так происходит подмена вызова и ответа, информационного события и бытия.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue 1 Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 6, Ausgb. 1 Zivilgesellschaft und die Gesellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

В-четвертых, трудность состоит не только в том, что произвольную концептуальную реконструкцию роковых событий трудно, а иногда невозможно отличить, «отслоить» от достоверного знания — от исторического факта. Ссылки на факты мало что меняют, поскольку под историческим фактом, как известно, понимают как сам «фрагмент реальности», который в данном случае почти не отличим от артефакта (ибо субъекты истории — люди и народы), так и знание об этой реальности, если оно признается достаточно достоверным.

В-пятых, анализ роковых событий сводится по преимуществу к изучению текстов. И действительно, если роковыми событиями именуют не только и не столько реальные судьбоносные изменения, сколько знания о них, то возникает иску-

«и и V U

шение упростить проблему. А самый короткий, хотя и не самый простой путь — перевести ее в плоскость изучения тех текстов, письменных (по преимуществу) и устных, которые составляют своеобразную «книгу идентичности», стоящую на

V/ V/ V/ V/ м V/

обязательной виртуальной «книжной полке» в доме у каждой нации или государства. В этой книге результаты реконструкции соединены с фактами общим «сюжетом» и логикой, привнесенными в историю как творцами исторических событий — вождями и героями, так и творцами исторических опусов, текстов (историками).

В-шестых, роковые события — не только коллективная память поколений, но и своеобразная «интеллектуальная коллективная собственность наций». На ее страже стоит общественное мнение, национальное самосознание, т.е. людской суд, который далек от унифицированного представления об истинности и справедливости. По этой причине существует столько же самостоятельных «изданий» и вариантов «книги идентичности», сколько существует в мире языков и культур. Чтобы пояснить эту мысль, достаточно сослаться на одно из самых известных высказываний Бернарда Шоу: «Англия и Америка — две страны, разделённые одним языком» [The Macmillan Dictionary of Quotations 1989, p. 586]. Такое разделение «удваивает», а точнее, «умножает» одну и ту же общую историю, если под ней понимать реальный ход столь же реальных событий. Кроме того, язык воссозданной истории, как и речь человека, куда чаще служит проводником идей, идеологий и групповых интересов, чем носителем истины. «Мысль изреченная есть ложь», как говорил русский поэт и дипломат Тютчев. Ему же принадлежат известные в России строки о двух роковых силах. В этих словах заключена мысль, которая дополняет наше представление о роковых событиях:

«Две силы есть — две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, —

Одна есть Смерть, другая — Суд людской».

В-седьмых, следует выделить класс искусственно созданных роковых событий, которые с полным основанием можно назвать не только артефактами, но и продуктами информационных технологий, а также, если учесть их регулятивные и манипулятивные функции, виртуальными событиями-технологиями. Среди роковых событий такого типа особого внимания заслуживают «информационные взрывы» и «волны», способные откорректировать, переписать, «смыть» или полностью подменить «книгу самоидентификации», то есть качественно изменить идентичность людей и народов, подогнав ее под требования той или иной идеологии. Как гласит английская пословица, ложь порождает ложь.

Предложенная классификация толкований роковых событий не исчерпывает всех вариантов, в том числе и наиболее важных аспектов проблемы влияния роковых событий на выбор будущего. К примеру, к искусственно созданным, то есть рукотворным роковым событиям можно с полным правом отнести и значительную часть так называемых глобальных проблем, временами больше похожих на информационные волны и события-технологии, чем на реальные угрозы. Вместе с тем глобальные проблемы, а точнее, их «информационные клоны» на наших глазах изменяют общечеловеческую историю, требуя не только координации усилий со стороны всех стран — участников мирового процесса, но и организации единого центра управления, без которого координация неосуществима.

При этом глобальные проблемы все чаще определяют не иначе, как объективные вызовы времени. Тем самым ответственность за антропо- и техногенные катастрофы переносится с политики и политиков на обезличенное время, хотя именно человеческая деятельность — главная фабрика по производству проблем, в том числе глобальных, требующих единого центра по координации усилий для их решения. Так одним выстрелом убивают двух зайцев. С одной стороны, виновником назначают ни в чем не повинное время, а, с другой стороны, легитимируется тенденция сверхконцентрации власти.

По этой причине искусственное подогревание страхов перед глобальными вызовами провоцирует, по удачному определению Ж. Бодрийяра, реальное возникновение новой цепи роковых событий. Лучше всего об этом свидетельствует, по его мнению, великий сценарий ядерной угрозы и театральные переговоры по этому поводу, поскольку фантазии о смерти «притягивают роковые события» [Бодрийяр 2000, с. 112].

После проведенной методологической пропедевтики можно перейти к заключительному вопросу — о параде великих дат и о том уроке, который человек может почерпнуть, пытаясь осмыслить это удивительное явление. Сегодня достаточно легко

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue і Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 6, Ausgb. і Zivilgesellschaft und die Gesellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

предсказать, о чем будут говорить все СМИ и соответственно, о чем будут думать люди — от лидеров стран до рядовых обывателей — в следующем году, через год и через десятилетие. Причем предсказать характер и направленность дискурсов можно с точностью до месяца, до дня, ибо время циклично и само постоянно напоминает нам о роковых событиях прошлого. А СМИ привязаны к этим событиям, особенно к юбилейным датам, как привязаны животные к зонам кормления. Им всегда не хватает естественного корма, а юбилейные информационные события — надежный и качественный фураж.

Поэтому иногда юбилейные даты великих событий кажутся столь же весомыми, как и сами оригиналы. Но это не только кажимость. Даты не только овладевают вниманием масс, но и подчиняют себе волю лидеров ведущих стран мира, а это, в свою очередь, заставляет все крупные политические тела и весь «орбитальный мусор» (от публичных политиков среднего масштаба до дипломатов и рядовых политтехнологов) изменять «орбиты» своего движения в политическом пространстве. Таким образом, отражения событий правильнее было бы оценивать как их исторические продолжение, способное влиять не только на характер политического дискурса, но в ряде случаев и на выбор политического курса.

Все это чрезвычайно важно учитывать в ходе политического планирования и стратегического прогнозирования. Совпадение великих дат влечет за собой последствия, иногда не менее важные, чем совпадение реальных исторических событий. Парад событий как бы «нанизывает» эпохи, срывает с событий покров привычности (хабитуализации) и тем самым приоткрывает логику истории.

Многие роковые события со страшной очевидностью повторяются из века в век, и каждый раз люди не воспринимают уроков, которые преподносит история. А уроки эти оплачиваются такой кровью и такими потерями, что, кажется, надо быть полностью лишенными души и памяти, чтобы не заметить этой исторической связи. Этнокультурная память народа и его национальная самоиндентификация во многом сопряжены, как уже говорилось, с памятью о войнах: великих победах и страшных поражениях. О каких событиях, а точнее, событийных рядах идет речь?

Остановимся только на нескольких событийных рядах, непосредственно связанных с отношениями между Россией и Европой. Увы, по значимости, как уже говорилось в самом начале доклада, выделяются по преимуществу истории войн, побед и поражений... Самое прискорбное заключается в том, что воевали между собой христианские, а иногда и православные, славянские страны.

В ближайшие годы мы отмечаем и будем отмечать множество дат, связанных с этими событиями. И первый по значимости событийный ряд — 2010-2015 годы. 2010 год — 65-летие победы над фашистской Германией, а 2011 — 70-летие со дня начала Великой Отечественной войны. Эта война по праву называется в России Отечественной, т.к. она стала едва ли не главным основанием гражданской самоидентификации народов России, переживших до этого эпоху тотальной политической индоктринации, одной из целей которой был стирание многовековой коллективной памяти. И теперь каждый день до 9 мая 2015 года включительно мы будем вспоминать хронику той войны, которая почти у каждой семьи в России отняла либо кормильца, либо других близких родственников, а также хронику освободительной европейской миссии России, где каждый день — воистину на вес золота. Россия ценою невиданных жертв позволила восстановить суверенитеты тех европейских народов и государств, которые сегодня сообща создают единую Европу. Если сторонники теории нарративации утверждают, что и в этом случае перед нами не столько реальная история, сколько рассказ, то это не изменяет общей оценки. Пусть это рассказ среди рассказов, но, безусловно, самый правдивый и самый поучительный в моральном плане из всех рассказов о мировых войнах. Самый поучительный, прежде всего, для России и для Европы, ибо он не столько повествование о прошлом, сколько предупреждение.

На каких идеологических основах, на каких духовных принципах стоится Европейский дом? Это очень важно понять, поскольку никому не известны конечные цели строительства этого огромного квази-государства, а если называть вещи своими именами — сверхдержавы нового типа и даже новой империи — пока не достаточно устойчивой, но интенсивно срастающейся. Неизвестны цели строительства и самим европейцам, если, конечно, не сводить смысл объединения к созданию более комфортных условий для бизнеса и получения преимуществ в конкурентной борьбе на мировых рынках.

К сказанному можно добавить то, что для граждан России 2010 год — это еще и 90-летие со дня завершения горячей фазы Гражданской войны/ разделившей народ, как тогда казалось, навсегда. Гражданская война расколола даже саму Русскую Православную Церковь. На этом фоне особым историческим смыслом наполняется события последнего времени и, прежде всего, воссоединение Русской Православной Церкви. Духовное воссоединение Православной России — дополнительное свидетельство правоты вывода о том, что отгремевшие гражданские войны отцов воспринимаются их потомками как застарелая болезнь, требующая лечения.

Всем нам скоро придется детально вспоминать о событиях этой давней войны, ибо второй событийный ряд — 2012-2014 годы — двухсотлетие со дня «Нашествия двунадесяти языков»/ как раньше называли Великую освободительную миссию России в начале XIX века, Отечественную войну 1812 года. Тогда точно также русские войска платили своей кровью за освобождение европейских государств. Думается, это урок с повторением

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue і Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 6, Ausgb. і Zivilgesellschaft und die Gesellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

(две Отечественные войны со столетним разрывом). Суть урока проста, но принимается с трудом: общими врагами и России, и Европы были силы, стремившиеся столкнуть Европу и Россию, как бы эти силы себя не позиционировали тогда и ныне. Напомню слова Наполеона, который он произнес в беседе с одним из наших дипломатов уже после начала боевых действий: «... теперь, когда вся Европа идет вслед за мной, как вы сможете мне сопротивляться?» (цит. по [Тарле 2009]).

Мы очень часто забываем, что почти вся Европа тогда легла под идею или, как мы сказали бы теперь, под идеологию некоего европейского политического объединения, первая попытка создания которого и была предпринята Наполеоном. В силу многих обстоятельств и, прежде всего, политических интриг, нежелания учиться на собственных ошибках этот союз стал антироссийским и до сих пор сохраняет в себе эту гибельную для самой Европы направленность. Уже при Наполеоне (во многом, кстати, против его воли) и после его падения Европа превратилась в анти-Россию, а Россия в глазах европейцев — в анти-Европу.

Были ли тогда у европейцев, в том числе французов и русских, другие пути и возможности выстроить мирные или хотя бы взаимополезные отношения между нашими цивилизациями? Возможно, что и были, хотя, как известно, у истории нет сослагательного наклонения. Впрочем, именно это наклонение и свойственно истории: многие упущенные когда-то исторические возможности как бы консервируются, сохраняются во времени. Главное — не наступать на те же грабли и вовремя, когда наступит схожая ситуация, выбрать разумную стратегию, выгодную России. Именно об этом писал Н.Я. Данилевский в книге с говорящим названием «Горе победителям». Он утверждал, что наша славная в военном, но не в политическом смысле борьба против Наполеона не принесла нам особой пользы, т.к. мы не приобрели ни одного истинного друга и союзника. По его мнению, мы заплатили своей кровью за европейские, но не за российские интересы [Данилевский 1998]. Чем не урок?

Третий событийный ряд — 2012-2013 годы — столетие балканских войн, их хроника. История вновь и вновь дает нам уроки, свидетельствующие о пагубности межцивизационных войн и об особых рисках, связанных с противостоянием между православными государствами. Как известно, Первая Балканская война — война коалиции (Балканского союза) Сербии, Болгарии, Черногории и Греции против Турции. Эта война стала прелюдией ко Второй Балканской войне — столкновению коалиции и примкнувшим к ней Турции и Румынии уже против Болгарии. Отсюда вытекают тяжелейшие последствия и для Европы и для России, обернувшиеся в итоге глобальной катастрофой — началом Первой мировой войны, которая, как не без основания считают многие мыслители нашего времени, не закончилась и по сей день, усугубив разделение Европы и России. Многие исследователи приходят к выводу, что и Вторая мировая война — продолжение Первой в новом историческом контексте, с новыми геополитическими акторами, но на том же театре боевых действий и с еще более чудовищными, уже не поддающимися осмыслению невосполнимыми жертвами для европейцев и россиян.

На это наслаивается еще один событийный ряд — это 2010-2012 годы — период, когда мы отмечает 400-летие спасения России, ключ к которому — национальное единство, обретенное на краю гибели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И конечно, событийный ряд, мимо которого нельзя пройти, — 2013-2017 годы. Речь идет о столетии со дня взлета династии Романовых (в 1913 г. с невиданным размахом отмечался 300-летний юбилей Дома Романовых) и о трагическом пути династии к гибели, которая произошла на фоне мировой катастрофы и крушения основных европейских империй.

Мы не задумываемся, к чему привела Первая мировая война, тем самым не замечаем ее неявных причин и механизмов.

А среди целей бойни — сознательное уничтожение самих цивилизационных основ «старого мира», превращение Европы и России в расчищенную «стройплощадку», пригодную для реализации геополитических проектов. Именно в это время ушли в небытие прежние гаранты стабильности — великие империи (Австро-Венгерская, Германская, Российская и Османская), а уже на их руинах стали осуществляться самые циничные за всю историю человечества эксперименты над людьми и народами. Говоря о событийных рядах, мы перечислили совсем немногое из того, о чем стоило бы помнить. Но сам факт наслоения этих культурных пластов в 2010-2015 гг. заставляет заново выстроить систему ценностей и приоритетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управ-

ления, 1992.

2. Бодрийар Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.

3. Данилевский Н.Я. Горе победителям: Политические статьи. М.: АЛИР, 1998.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Глаголъ, 1995.

5. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос. 1999.

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

6. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М. — СПб.: Институт экспериментальной социологии,

Алетейя, 1998.

7. Кант И. К вечному миру / / Сочинения: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966.

8. Панарин А.С. Политическое положение России: взгляд в будущее. М.: Государственная академия славян-

ской культуры, 2003.

9. Соловьев В.С. Из философии истории // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 323-343.

10. Тарле Е. Нашествие Наполеона на Россию. М.: АСТ, АСТ-Москва, 2009.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

12. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме / / Исход к Востоку. София, 1921. С. 71-85.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

14. Юнг К.Г. О «синхронистичности» / / Избранное. Мн.: ООО «Попурри», 1998. С. 427-443.

15. Dayan D., Katz E. Media Events: The Live Broadcasting of History. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.

16. Ebbrecht T. "Docudramatizing History on TV German and British Docudrama and Historical Event Television in

the Memorial Year 2005." European Journal of Cultural Studies 10.1 (2007): 35-53.

17. "Famous Thoughts by Mark Twain." Cadip. Canadian Alliance for Development Initiatives and Projects, n.d.

Web. <http://www.cadip.org/MarkTwain.htm>.

18. Glassberg D. "Public History and the Study of Memory." Public Historian 18.2 (1996): 7-23.

19. Kubler G. "Style and the Representation of Historical Time." Annals of the New York Academy of Sciences 138.2

(1967): 849-855.

20. The Macmillan Dictionary of Quotations. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc., 1989.

21. Wertsch J.V. "A Clash of Deep Memories." Profession 1 (2008): 46-53. D0I:10.1632/prof.2008.2008.1.46.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Расторгуев, В. Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий [Электронный ресурс] / В.Н. Расторгуев // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 6. — Вып. 1: Гражданское общество и общество граждан: вопросы теории и практики. Тематический выпуск кафедры философии политики и права Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.42.

LESSONS FROM HISTORY: WARS OF THE PAST AND SYNCHRONISM OF INFORMATION EVENTS

Valery N. Rastorguev, D.Phil., Professor, Lomonosov Moscow State University, Philosophical Department, Chair of Philosophy of Politics and Law

E-mail: rv1812@yandex.ru

One can observe the phenomenon of "Great Jubilees” coincidences in the second decade of the new millennium. These Jubilees are not only cause increased public interest and are widely reported in the media, but also exert a significant influence on the political planning and forecasting. In my article, I have analyzed the phenomenon of synchronization of particularly important information events, such as 400th anniversary of the end of Troubles Time and the beginning of the Romanov Dynasty, 200th anniversary of the Patriotic War of 1812, 100th anniversary of the First World War, anniversaries of the Second World War and other event-series.

Within the framework of research theme I have identified three questions, the answer to which I consider the most important in the study of historical synchronism: (i) What is the idea of historical synchronicity and how it related to the mass media specificity? (ii) How it is possible to interpret fateful events that changed the course of history? (iii) What are requirements dictated by 'parade of fateful events' to researchers when the story itself reveals the meaning of these events?

In particular, I conclude about the events of the 20th century as about conscious destruction of the foundations of civiliza-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 6, issue 1 Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice

Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 6, Ausgb. 1 Zivilgesellschaft und die Gesellschaft der Burger: Fragen der Theorie und der Praxis Die thematische Ausgabe des Lehrstuhls fur Philosophie der Politik und des Rechts der Philosophischen Fakultat der Moskauer M.W. Lomonossow Staatsuniversitat

Расторгуев В.Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий

tion "old world", the transformation of Europe and Russia in the cleared "building site" suitable for geopolitical projects realization. It was at this time the great empires (Austro-Hungarian, German, Russian and Ottoman) which were guarantors of stability over the previous centuries, sank into oblivion, and on their ruins, experiments on human beings and peoples since been replicated the most cynically in human history.

Based on this analysis, I also have formulated some recommendations for the structures involved in policy planning process.

Keywords: information and historical events, political planning, forecast, historical synchronism, synchronization of events, mass media, Providence.

References:

1. Baudrillard J. America. St. Petersburg: Vladimir Dal Publisher, 2000. (In Russian).

2. Blondel J. Political Leadership: Political Leadership: Towards a General Analysis. Moscow: Russian Academy of Man-

agement Publisher, 1992. (In Russian).

3. Danilevsky N. Russia and Europe. St. Petersburg: Glagol Publisher, 1995. (In Russian).

4. Danilevsky N.Ya. Woe to the Winners. Moscow: ALIR Publisher, 1998. (In Russian).

5. Dayan D., Katz E. Media Events: The Live Broadcasting of History. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.

6. Debord G. Society of the Spectacle. Moscow: Logos Publisher, 2000. (In Russian).

7. Deleuze G., Guattari F. What is Philosophy? Moscow — St. Petersburg: Institute of Experimental Sociology Pub-

lisher, Aletheia Publisher, 1998. (In Russian).

8. Ebbrecht T. "Docudramatizing History on TV German and British Docudrama and Historical Event Television in

the Memorial Year 2005." European Journal of Cultural Studies 10.1 (2007): 35-53.

9. "Famous Thoughts by Mark Twain." Cadip. Canadian Alliance for Development Initiatives and Projects, n.d.

Web. <http://www.cadip.org/MarkTwain.htm>.

10. Glassberg D. "Public History and the Study of Memory." Public Historian 18.2 (1996): 7-23.

11. Huntington S. Clash of Civilizations. Moscow: AST Publisher, 2003. (In Russian).

12. Jung C.G. "Synchronicity." Selected Works. Minsk: LLC "Popurri" Publisher, 1998, pp. 427-443. (In Russian).

13. Kant I. "Perpetual Peace." Writings. Moscow: Mysl Publisher, 1966, vol. 6. (In Russian).

14. Kubler G. "Style and the Representation of Historical Time." Annals of the New York Academy of Sciences 138.2

(1967): 849-855.

15. Panarin АБ. Political Situation in Russia: Prospection. Moscow: State Academy of Slavic Culture Publisher, 2003.

(In Russian).

16. Solovyov V.S. "From the Philosophy of History." Writings. Moscow: Pravda Publisher, 1989, vol. 2, pp. 323-343.

(In Russian).

17. Tarle E. Napoleon's Invasion of Russia. Moscow AST Publisher, AST-Moscow Publisher, 2009. (In Russian).

18. The Macmillan Dictionary of Quotations. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc, 1989.

19. Toynbee A.J. A Study of History. Moscow: Progress Publisher, 1991. (In Russian).

20. Trubetzkoy N.S. "On the True and False Nationalism." Exodus to the East. Sofia, 1921, pp. 71-85. (In Russian).

21. Wertsch J.V. "A Clash of Deep Memories." Profession 1 (2008): 46-53. D0I:10.1632/prof.2008.2008.1.46.

Cite MLA 7:

Rastorguev, V. N. "Lessons from History: Wars of the Past and Synchronism of Information Events." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time. Civil Society and Society of Citizens: Issues of Theory and Practice. Thematic Issue of the Chair of Philosophy of Politics and Law, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University] 6.1 (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast6-1.2014.42>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.