Научная статья на тему 'Уроки и возможные стратегии аграрной сферы Украины в условиях глобализации'

Уроки и возможные стратегии аграрной сферы Украины в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки и возможные стратегии аграрной сферы Украины в условиях глобализации»

изводства разных видов мяса и мяса в целом. Так, объемы производства говядины увеличились в Азербайджане - на 54%, Армении - на 51,2%, Киргизста-не - на 4,3% и Туркменистане - на 121,7%. Но в других странах СНД оно упало и в физическом выражении больше всего в России - на 1863 тыс. т и Украине - на 1176 тыс. т, что в основном обусловило уменьшение объемов производства говядины по СНГ почти на 3,2 млн т, или на 45,2%. Производство свинины в целом по СНГ снизилось больше чем на 1,4 млн т при „лидерстве" России (-740 тыс. т) и Украины (-580 тыс. т).

Значительно уменьшились также объемы производства баранины, хотя три страны - Азербайджан, Таджикистан и Туркменистан увеличили соответственно на 19,4; 15,5 и 60,0 тыс. т за счет роста наращивания поголовья. Особенно снизили производство баранины Казахстан - на 124,6 тыс. тонн и Россия - на 143,8 тыс. т. Хотя Украина уменьшила объемы производства баранины всего на 24,1 тыс. т, но в относительном выражении падения составило почти 75%.

Что касается мяса бройлеров, то за счет заметного роста производства в России - на 572,7 тыс. т и Украине - на 295,8 тыс. т в целом по СНГ оно увеличилось на 852,7 тыс. т, или на 36,4%.

Вместе с тем следует отметить, что по всем видам мяса четко видно уменьшение удельного веса объединения в мировых объемах производства говядины - с 13,4 до 6,2%, свинины - с 6,5 до 3,2%, баранины - с 11,5 до 7,2%, мяса бройлеров -

с 6 до 4%. Такая динамика спада обусловила и уменьшение общих объемов производства мяса с 15,2 до 11,3 млн т, или на 25,8% при снижении удельного веса СНГ в мире с 8,1 до 4,1%.

В целом, следует сказать, что аграрный сектор всех стран СНГ вследствие его перевода на рельсы рыночной экономики получил сильный удар и даже через 19 лет еще не вернулся на позиции 1992 г.

Анализ торговли продукциею АПК показал, что при лидирующих позициях в экспорте Казахстана, России и Украины их удельный вес в общем экспорте СНГ составлял по трем главным зерновым культурам до 99% При этом в целом удельный вес СНГ на мировом рынке пшеницы находился в пределах 15-17%, ячменя - 21 и кукурузы - 1-3%. Особенностью экспорта зерна является то, что Казахстан, Россия и Украина, обеспечивая потребности стран Средней Азии и Закавказья, основной экспорт осуществляют в страны дальнего зарубежья.

Экспорт продукции животноводства незначителен и осуществляется он почти полностью в пределах СНГ, что обусловлено неконкурентоспособностью этих видов продукции на рынках стран далекого зарубежья вследствие несоответствия по качественным характеристикам.

Таким образом, при наметившихся положительных сдвигах в наращивании производства продукции АПК в странах СНГ это объединение стало одним из мировых лидеров по экспорту зерна только вследствие значительного сокращения внутренних потребностей для животноводства.

УРОКИ И ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Е.Е. Гудзь, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. ННЦ «Институт аграрной экономики»

Рыночная экономика расширила горизонты для развития аграрной сферы Украины создав качественно новые экономические реалии. Учитывая задекларированный открытый характер украинской экономики, в условиях углубления международной финансовой интеграции и интернационализации экспортно-импортные операции аграрной сферы выступают важным инструментом регулирования международных финансовых отношений и одновременно является основным комплексным индикатором расширения международных связей украинской аграрной сферы и повышения ее конкурентоспособности и стабильности.

Осуществление экспортно-импортных операций - это процесс вторжения внешнего фактора во внутренние структуры экономической системы общества, которые формировались на протяжении тысячелетий. Здесь четко проявляется конфликт между старым и новым. Не каждая национальная экономика способна без потерь адаптироваться к внешним факторам такого вмешательства.

Направления влияния ВТО на украинскую аграрную сферу сегодня: либерализация доступа на внутренний рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров; ограничение государственной поддержки сельского хозяйства; обязательства по санитарным и фитосанитарным мерам; обязательства по экспортной конкуренции в сельскохозяйственной и продовольственной торговли.

Экспорт продукции аграрной сферы начал играть существенную роль в формировании валютно-финансовых ресурсов страны. Однако объем и товарная структура аграрного экспорта не отвечает возможностям аграрной сферы Украины. Так, имея 0,91% ми-

рового объема земельных ресурсов, пригодных для ведения сельского хозяйства, мировой экспорт продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности занимает менее 0,05%, восходящий тренд оживления процессов производства имеет дискретный характер.

Рассчитано, что на 1% прироста прямых иностранных инвестиций должно приходиться не менее 0,37% прироста экспорта товаров; 0,42% - импорта товаров и 0,35% прироста внутреннего валового продукта. Также, необходимо, чтобы на 1% прироста экспорта и импорта товаров приходилось по 2,6% прироста прямых иностранных инвестиций, а на 1% прироста внутреннего валового продукта - 2,8% прироста прямых иностранных инвестиций. Однако, определенный рост экспорта не привел к повышению доходности сельскохозяйственных предприятий, а наоборот - к потерям.

Возможности регулирования экспортных цен в Украине существенно ограничены. Став членом ВТО, Украина не может применять экспортные субсидии, которые определены ст. 9 п. 1 Соглашения о сельском хозяйстве ВТО. Соответственно, регулирование экспортных цен не может использоваться для стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Зато, страна использует регулирование объемов экспорта с целью стабилизации внутренних цен и удовлетворения внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Хотя Украина ограничена в возможностях стимулирования экспорта, в последние годы происходит стремительная тенденция роста цен на внешнем продовольственном рынке, что позволяет расширить возможности по продвижению украинской продукции на мировом рынке. Украина наряду с Россией и Казах-

станом рассматриваются как ведущие экспортеры сельскохозяйственной продукции в условиях расширенного спроса на мировых рынках. Учитывая это важно иметь государственную стратегию и тактику относительно возможного наращивания экспортного потенциала сельскохозяйственными товаропроизводителями, создать благоприятные условия регулирования производства и сбыта продукции, создать партнерские отношения для всех участников продовольственного рынка: бизнеса, государства, инвесторов.

В Украине внутреннее потребление зерна ежегодно составляет 50-80% от общих объемов производства. При таких условиях экспорт стал основным элементом, который регулирует баланс рынка зерновых культур, вследствие чего Украина встала на путь экспортно-ориентированной страны.

В целом, за последние 10 лет Украина стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерновых. В 2008/2009 МГ Украина экспортировала 24,7 млн т зерна и вошла в тройку лидеров среди стран-экспортеров. В 2009/10 МГ объемы экспорта зерновых сократились по сравнению с предыдущим сезоном на 15,5% до 20,9 млн т. В 2010/11 МГ экспорт зерна сократится до 13-15 млн т за сокращения валового сбора зерновых и введение квотирования его экспорта в октябре 2010 г.

Основными факторами, влияющими на развитие мировой торговли сельскохозяйственной продукции и которые будут иметь влияние в обозримом будущем являются:

- постепенное восстановление мировой экономики от последствий экономического кризиса;

- восстановление высоких темпов роста экономик развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, а также восстановление экономического роста в странах СНГ;

- перманентное увеличение населения Земли, а также возвращения к устойчивому увеличению доходов поддержит долгосрочную тенденцию роста спроса на продукты питания и увеличение мировой торговли сельскохозяйственными товарами.

Поскольку Украина является экспортно-ориентированной страной, тенденции мирового рынка зерна имеют существенное влияние на украинский рынок. За счет введения экспортных квот на зерно цены на внутреннем рынке, начиная с конца октября 2010 г. снизились, что сказалось на снижении доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более того, проблемы неэффективности рынка зерна и продуктов его переработки решены не были, они были лишь отложены на будущее. Зато, системным решением проблемы является замена административных рычагов на рынке - интервенциями государственных агентов на рынке и денежная (продуктовая) помощь малообеспеченным слоям населения. В течение последних лет украинская промышленность производит вчетверо больше подсолнечного масла, чем потребляет Украина. Таким образом, около 70% производимого продукта идет на экспорт уже несколько сезонов подряд. Украина реализует масло в более чем 80 стран мира.

Итогами трехлетнего пребывания Украины в ВТО для аграрной сферы можно считать:

- прямое влияние на развитие аграрной сферы осуществлялось через механизмы ценовой конкуренции;

- снижение импортных тарифов после вступления страны в ВТО повлияло непосредственно на объемы импорта и косвенно - на состояние отраслей сельского хозяйства;

- значительная часть товарной номенклатуры продуктов животного происхождения после снижения таможенных тарифов со времени приобретения Украиной членства в ВТО оказалась неконкурентоспособной по цене, в сравнении с импортными товарами.

- ограничение объемов экспорта зерна повлияло негативно на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и доходы экспортеров, а, соответственно, проиграла в целом государство (ухудшение инвестиционного климата, уменьшение поступлений в бюджет).

Основными экзогенными угрозами аграрной сферы Украины в условиях глобализации есть: негативные проявления глобализации и транснационализации производства и капитала; высокий уровень внешнего долга и необходимости его обслуживания; сохранения преимущества низко-технологичных товаров в украинском экспорте, его недивер-сификованисть и структурная примитивность, зависимость страны от импорта значительного количества видов продукции; негативные аспекты деятельности в Украине иностранных инвесторов; дискриминационные меры международных экономических организаций, государств и их группировок и союзов во внешнеэкономических отношениях с Украиной и т.д.

Основными эндогенными угрозами аграрной сферы Украины в условиях глобализации, следует считать неэффективную государственную политику по поддержке ведущих отраслей аграрной экономики и повышения их международной конкурентоспособности; неразвитость соответствующих хозяйственных и финансовых институтов рыночной инфраструктуры; примитивность структуры внешней торговли (экспорт недиверсифицированный и сконцентрирован на ограниченном количестве товарных групп).

Учитывая это необходимо проведение системных реформ в аграрной сфере, которые позволят повысить эффективность сельскохозяйственного производства, а также осуществление мероприятий по созданию прозрачных правил для продвижения отечественной продукции на внешние рынки, в частности за счет:

- отказа от административного вмешательства в процессы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, использование антимонопольного законодательства в случае резкого колебания цен на сельхозпродукцию;

- отказ от любых ограничений экспорта сельскохозяйственной продукции.

Выводы. Зависимость экономики от конъюнктуры рынков традиционного украинского экспорта и цен на импортные энергоносители, неразвитость финансовой системы, значительная внешняя задолженность, отсутствие надлежащего законодательного регулирования аграрной сферы негативно повлияло на становление конкурентоспособных отечественных субъектов аграрной сферы, которые будут производить качественную продукцию, пользующуюся спросом на мировых рынках. Под влиянием инфляции и девальвации национальной валюты происходит перераспределение средств отечественных сельхозтоваропроизводителей в пользу иностранных партнеров. Финансово-кредитные инструменты стимулирования развития аграрной сферы и привлечения прямых иностранных инвестиций используется неэффективно и не в полном объеме.

Перспективы развития аграрной сферы Украины в условиях глобализации, в значительной

мере зависят от имеющейся системы экономико-правового регулирования, а также способности самих агроформирований приспосабливаться к внеш-несу экономическому пространству.

С целью устранения препятствий и недостатков, имеющих критический и хронический характер в государственном регулировании аграрной сферы необходимо: активизировать усилия по внедрению экономических средств регулирования, систематизировать нормативно-правовое поле, стимулировать снижение уровня долларизации и тенизации экономики.

Источники

1. Гудзь Е.Е. Особенности становления и тенденции развития интеграционных процессов в АПК Украины:

финансовый аспект // Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном комплексе экономики: традиционный и инновационный подходы. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. - С. 438-445.

2. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты присоединения к ВТО стран СНГ //Аграрная Россия. -2003. - № 1.

3. Стецюк П.А. Влияние макроэкономической среды на формирование и использование финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий Украины // Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном сектора экономики: традиционный и инновационный подходы. -М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2009. -С. 445-451.

4. ОфЩмний сайт Державного компоту статистики Укра'ши: www.ukrstat.gov.ua .

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЕ УКРАИНЫ

Е.В. Ковалёва, к.э.н., ведущий науч. сотр. ННЦ «Институт аграрной экономики»

Развитие агропродовольственного сектора экономики сегодня приобретает все большее социальное значение, что отражается на экономических показателях мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Усиление влияния глобальных факторов на процесс развития национальных аграрных секторов экономики в совокупности с усложнением внутригосударственных технико-технологических, природно-климатических, экономических условий в значительной мере дифференцирует и расширяет круг задач, необходимых для решения в направлении достижения заданных параметров развития отрасли. В свою очередь, это ставит требования к системам управления отраслью, поскольку именно она должна обеспечивать адекватное применение необходимого спектра альтернативных инструментов и механизмов принятия управленческих решений и их реализации, что неразрывно связано с диверсификацией правосубъектности осуществления управленческих функций в отрасли.

Действительно, системы управления на национальном уровне условно принято разделять на сектора: «первый сектор» - органы государственного управления и местные власти; «второй сектор» -органы управления коммерческих структур, т.е. так называемое «хозяйственное управление»; «третий сектор» - органы общественного управления, т.е. совокупность общественных организаций, представляющих гражданское общество в определенной сфере человеческой деятельности; «четвертый сектор» -домохозяйства.

Соотношение сил и балансирование интересов организаций различных секторов управления индивидуально для каждой отрасли и национальной экономики в целом, являясь результатом государственной политики в сфере экономического регулирования, уровня демократичности, а также инициативности носителей интересов второго и третьего секторов управления.

Формирование системы взаимодействия организаций разных секторов в отраслях экономики в каждом отдельном случае претерпевает изменения и приобретает свои характерные особенности. Специфичность агропродовольственного сектора как объекта управления в целом определяется, главным образом, социальной значимостью продуктов питания как незаменимой первостепенной физиологической жизненно необходимой потребности человечества, что обуславливает приоритетность его разви-

тия в национальной экономике с целью обеспечения продовольственной безопасности и использования потенциала внешнего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

При осуществлении на различных уровнях управленческих действий в сфере агропродовольственного производства Украины необходимо учитывать ряд особенностей, отражающихся на системе взаимоотношений и развитии трех секторов управления. Прежде всего, это наличие большого количества мелких производителей сельскохозяйственной продукции. При этом в хозяйствах населения производится более половины валовой продукции сельского хозяйства, что наряду с недостаточным развитием кооперации, несовершенством инфраструктуры аграрного рынка и прочими факторами обуславливает низкую конкурентоспособность и недостаточный удельный вес мелких сельхозпроизводителей в конечной цене реализации в сравнении с понесенными затратами. Вместе с тем, усиливается тенденция развития крупнотоварных форм хозяйствования на арендованных землях, что ведет к смещению акцентов в обеспечении социально-экономического развития сельских территорий в сторону несельскохозяйственных видов деятельности. Следует отметить также фактическое отсутствие у органов местной и государственной исполнительной власти рычагов воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции и развитие отрасли в целом с помощью урегулирования права пользования земельными ресурсами как основного фактора производства.

В системе отраслевого управления неразрешенным остается вопрос использования в полной мере ресурса «третьего сектора», что обусловлено следующим:

- в «третьем секторе» действуют общественные организации, несущие и представляющие хозяйственные интересы, что ведет к диффузии функций и форм второго и третьего секторов управления;

- в нормативно-правовом поле для таких организаций не выписаны механизмы представительства интересов, а также отсутствует рамочный и прямого действия в аграрной сфере законодательные акты, легализирующие институт саморегулируемых организаций и, соответственно, делегирования полномочий органам общественного управления;

- различия в уровне организации носителей интересов в первичной отрасли сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.