Научная статья на тему 'Уроки географии в экологическом воспитании школьника'

Уроки географии в экологическом воспитании школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / НАУКА / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ЭКОТУРИЗМ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ХАКАСИЯ / GEOGRAPHY / SCIENCE / ACADEMIC DISCIPLINE / ECOTOURISM / INDUSTRIAL TOURISM / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Наталья Алексеевна

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о месте и значении школьного урока географии в экологическом воспитании учащихся. Указывается, что география не только наука и учебная дисциплина, но и базовая основа экологического воспитания в общеобразовательной школе. Особо отмечается важность такого направления в экологическом воспитании школьников, как экологический и географический туризм в пределах малой родины Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHY LESSONS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

This article is devoted to the position and significance of the school geography lesson in the environmental education of students. It is indicated that geography is not only a science and academic discipline, but also the basic basis of environmental education in secondary schools. The author is particularly notes the importance of such a direction in the environmental education of schoolchildren as ecological and geographical tourism within the small homeland the Republic of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Уроки географии в экологическом воспитании школьника»

Библиографический список

1. РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

2. Проектория. URL: https: //proektoria. online/ (дата обращения: 17.03.2020).

3. Атлас новых профессий. URL: https:// http://atlas100.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

4. Методический кабинет профориентации Резапкиной Галины Владимировны. URL: https://http:// metodkabi. net.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

5. Справочник профессий Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/about (дата обращения: 17.03.2020).

6. Навигатум. URL: https://navigatum.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

© Извекова Е. М., 2020

УДК 37.03:91

УРОКИ ГЕОГРАФИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКА

Платонова Наталья Алексеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, учитель географии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абазинская СОШ № 49» (г. Абаза)

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о месте и значении школьного урока географии в экологическом воспитании учащихся. Указывается, что география - не только наука и учебная дисциплина, но и базовая основа экологического воспитания в общеобразовательной школе. Особо отмечается важность такого направления в экологическом воспитании школьников, как экологический и географический туризм в пределах малой родины - Республики Хакасия.

Ключевые слова: география, наука, учебная дисциплина, экотуризм, промышленный туризм, Хакасия.

GEOGRAPHY LESSONS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Platonova Natalia Alekseevna,

Sc. D. in Agricultural Sciences, geography teacher Municipal budgetary educational institution "Abazinskaya Secondary School N° 49" (Abaza)

This article is devoted to the position and significance of the school geography lesson in the environmental education of students. It is indicated that geography is not only a science and academic discipline, but also the basic basis of environmental education in secondary schools. The author is particularly notes the importance of such a direction in the environmental education of schoolchildren as ecological and geographical tourism within the small homeland - the Republic of Khakassia.

Key words: geography, science, academic discipline, ecotourism, industrial tourism, Khakassia.

Многие исследователи считают М. В. Ломоносова основателем отечественной географической науки [1]. Если рассматривать географию как науку, следует отметить, что это многоотраслевая наука. Так, физическая география, например, рассматривает в качестве главного объекта исследования географическую оболочку Земли, которая включает в себя верхние слои твёрдой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество [2].

Оболочка земли рассматривается на уроках физической географии как объект по-

знания. Однако цель школьного географического образования значительно шире и состоит она прежде всего в приобщении учащихся к географической культуре, отражающей социальный опыт познания, освоения и преобразования геопространства. Очень важно то, что содержание данного учебного предмета, впрочем, как и любого другого, должно отражать уровень современного развития географической науки, её отраслевую структуру, предполагать различные виды деятельности учащихся, по-

зволяющие приобщаться к ней и развивать её в дальнейшем [3].

География в школьном образовании должна учитывать и межпредметные связи. В современной интерпретации выявленная им закономерность может быть сформулирована следующим образом: отбор и организация (структурирование) учебного географического материала функционально обусловлены и специфичны для конкретных видов учебной деятельности, потенциально обладающих развивающим эффектом [4].

Роль географических знаний в современное время существенно возросла в связи с экологическим просвещением. Теперь разносторонние знания состояний природной среды необходимы как фермеру и инженеру, так и любому руководителю и бизнесмену, а также любому гражданину России, в том числе и школьнику. Это в свою очередь предъявляет новые требования к совершенствованию географического образования. Это ещё и требования по созданию новых описаний природы и новых публикаций с отражением состояний ландшафтов страны, отдельных регионов и районов [5].

Особое место следует отвести географическим, этнографическим диктантам и олимпиадам по географии. Так, например, в муниципальном образовании г. Абаза в географическом диктанте в 2018 году приняли участие 30 человек, а в 2019 - уже 40; в этнографическом диктанте в 2018 году приняли участие 71 человек, в 2019 - 101. Это указывает на рост популярности географических знаний. Каждый год большой процент учащихся школы участвует в школьном и муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников по географии. В среднем в школьном этапе принимает участие около 70 человек.

Большую роль в изучении географии следует отвести туристической географии, связанной с фундаментальным расширением всего поля географической науки, что вписывается в

парадигму постмодерна и может выступить стимулом нового постдисциплинарного интеграционного географического знания. Туристическая география будет ориентировать современную географию не к развитию технологий преобразования природы, её охраны и нормирования воздействия человека на природу, а к формированию нового географического мировоззрения.

В каждой отрасли географии, связанной с осмыслением туризма как пространственного явления, выделяется суть: в природопользовании - воздействие человека на географическую среду, в гуманитарной географии - воздействие географической среды на человека, в туристической географии - восприятие человеком географического пространства, его интеллектуальное и духовное освоение. С внедрением последней в нашей науке возникают новые аксиологические (ценностные), эстетические, образовательные и оздоровительные ресурсы, которые должны быть осмыслены и систематизированы [6].

Туризм сегодня мы неразрывно связываем с экотуризмом. Как указывает А. А. Беськаев [7], экотуризм не относится к числу массовых видов, он не ориентирован на поддержку больших потоков туристов, а направлен на воспитание у последних бережного отношения к природе и стремления к сохранению её богатств. К настоящему времени на территории Республики функционируют четыре визит-центра, обустроены экологические тропы и места отдыха посетителей, значительно увеличена ёмкость стационарных и сезонных средств размещения. Визит-центры созданы с целью просвещения и экологического воспитания населения, а следовательно, развития экологического туризма.

Учитывая большую значимость роли детского экскурсионного туризма в воспитании и развитии подрастающей личности, необходимо активизировать его развитие в РФ. Но серьёзным препятствием для такой активизации,

особенно для путешествий в столицу страны и другие крупные города, являются высокие тарифы на авиа- и железнодорожные билеты, вызванные большими расстояниями между регионами [8].

Кроме того, в период сложной экономической обстановки и ограниченных финансовых ресурсов одним из важнейших стратегических направлений развития моногородов, которым является и Абаза, служит ориентация на некапиталоёмкие отрасли экономики, к которым относится туризм. Туристская отрасль имеет большое значение как для государства в целом, так и для субъектов Федерации, муниципальных образований. К примеру, в Вологде открылась межрегиональная конференция «Моногорода ждут туристов», которую Федеральное Агентство по туризму проводит в рамках XIII межрегиональной выставки туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера». Начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму А. Сирченко, подчеркнул актуальность темы совещания, необходимость продолжения работы по развитию туризма в моногородах. Особо он остановился на проблеме нахождения наиболее эффективных механизмов и форм развития туристической инфраструктуры моногородов.

Туризм рассматривается не только как катализатор региональной экономики, но и как стимулятор развития других отраслей: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и другие. Вектор развития российской туриндустрии определён в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». Суть концепции заключается в использовании кластерного подхода в развитии туризма, то есть сосредоточения в рамках ограниченной территории организационных и финансовых усилий, на-

правленных на создание наилучших условий для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг. Создание на территории этих зон современных рекреационных комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению туристического потока. В концепциях и программах перспективного развития большинства регионов страны туризм является приоритетной отраслью. Говоря о нашем регионе, Республика Хакасия имеет достаточное количество городов с туристским потенциалом [9]. Одним из них является небольшой таёжный город Абаза, где расположен целый комплекс под открытым небом: эколого-экскурсионная тропа «Таёжная грамота», «Музей сибирских промыслов» в стилизованной избе охотника с навесом и лабазом, визит-центр заповедника «Хакасский».

На маршруте экологической тропы можно узнать о деятельности заповедника «Хакасский» и заказника федерального значения «Позарым», познакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных, лекарственными и медоносными травами, узнать, как растёт кедр и чем он ценен. Расскажут гостям и о злободневных проблемах лесов: пожарах, браконьерстве и др. Также на территории экологической тропы представлено двенадцать видов деревьев, девять видов кустарников, девятнадцать видов травянистых лекарственных растений и пятнадцать видов медоносных растений.

Экспозиция «Музея сибирских промыслов» посвящена традиционным промыслам и природопользованию во времена, когда человек воспринимал себя как неотъемлемую часть природы. Интересно, что манекен охотника в экспозиции «озвучен», он даже частично выполняет функции экскурсовода [10].

В туристический маршрут школьников, проживающих в г. Абаза следует включать визит-центр «Позарым» и визит-центр в городе Абаза. Проводить организованные туристи-

ческие походы на озёра Маранкуль, Улуг-Мангушколь и др.

В группе учителей, сопровождающих школьников, необходимо присутствие педагогов по географии, истории и биологии, что позволит установить междисциплинарные связи и достичь развивающего эффекта, а также дать комплексные знания учащимся. Для достижения этой цели популярность набирает образовательный туризм и, в частности, проект «Живые уроки». В данный проект входит 40 субъектов Российской Федерации. Для образовательных учреждений города Абазы в рамках указанного проекта учителями нашей школы было разработано четыре урока по направлениям «Биология», «География» и «История» для проведения их с учащимися 5-11 классов. Необходимость развития этого направления туризма в качестве инновации может быть обоснована двумя важнейшими аспектами.

Во-первых, это наглядность обучения. Одной из аксиом педагогики вообще и дидактики как теории обучения в частности является принцип наглядности. Психологи и педагоги подчёркивают, что от 70 % до 90 % информации, получаемой нашим мозгом, предоставляет зрение. Наглядность является основанием и завершением формирования в сознании человека модели реальной действительности. Между тем российское образование во многом остаётся схоластическим, умозрительным, что в современном сложном мире попросту недопустимо. Учащиеся должны, по крайней мере, видеть объекты реальной действительности,

особенно своей будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, это возможность для учащихся получить базовые практические навыки применения полученной теоретической информации, приобрести основы компетенций как умений. В общеобразовательной школе либо в учебном заведении начального, среднего или высшего профессионального образования часто нет возможности организации практической деятельности. Примером может быть любой урок химии, физики, биологии, и даже математики, на котором обучающиеся пользуются соответствующими учебниками. Однако применение изучаемых понятий, формул и уравнений на практике в школьных учебниках не описывается, часто вообще не упоминается. В рамках образовательного тура можно показать, как именно и где работает перегонный куб, по каким формулам рассчитывается инфраструктура строения, как происходит обжиг керамики и. т. п. Связь теории и практики - это то, что крайне необходимо, особенно при получении профессионального образования [11].

В результате осуществления данного проекта планируется создать широкий спектр экс-курсионно-образовательных маршрутов «Живые уроки».

География - это комплексная наука, связанная с большим числом других естественнонаучных дисциплин, и её изучение должно основываться на особенностях родного края, его истории, что позволит перейти от простого созерцания к творческому осмыслению увиденного.

Библиографический список

1. Дубровин О. И. М. В. Ломоносов - основоположник русской географической школы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 2. С. 506-508.

2. Гумурзаков Д. У., Заманова Н. А. Физическая география как наука // Современные исследования. 2018. № 4 (08). С. 65-66.

3. Поздняк С. Н. К проблеме определения объектно-предметной области современной методики обучения географии как науки // Современные исследования природных и социльно-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования: мат-лы Международной научно-практической конференции, по-свящённой 80-летию Географобиологического факультета УрГП. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2016. С. 354-367.

4. Поздняк С. Н. Научно-методическое наследие Д. Д. Семёнова и его роль в развитии методики обучения географии как науки // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 67-77.

5. Маймусов Д. Ф. Благотворные составляющие физической географии как науки // Фундаментальные исследования. 2007. № 1. С. 67-68.

6. Туристическая география как исследовательское направление в системе географических наук / Ю. А. Веденин, Ю. Н. Голубчиков, А. А. Тишков // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2017. № 4. С. 128-140.

7. Беськаев А. А. О возможностях развития экологического туризма в Республике Хакасия // Эколого-географические проблемы регионов России: мат-лы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения заведующего кафедрой географии СГПУ, к.г.-м.н., доцента В. В. Шнырёва. Самара: Изд-во ПГСГА, 2015. С. 28-31.

8. Кузнецова Н. Ф. Культурно-историческое наследие как ресурс для развития детского туризма в республике Хакасия // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2016. С. 104-106.

9. Использование промышленного потенциала города для развития туризма / Т. Р. Нерсиян, М. В. Хортова // Социально-экономические проблемы развития старопромышленных регионов: сборник материалов Международного экономического форума, 20-21 мая 2015 г., посвящённого 65-летию КузГТУ. Кемерово: Изд-во КузГТУ им. Т. Ф. Горбачёва, 2014. С. 114.

10. Визит-центр заповедника «Хакасский» в Абазе. URL: https://rassia.travel/objects/309353/ (дата обращения: 17.09.2019).

11. Осокина И. В. Образовательный туризм как образовательная технология // Гуманитарные технологии в современном мире: мат-лы VI Международной научно-практической конференции. Калининград: Изд-во «Западный филиал РАН-ХиГС,», 2018. С. 243-245.

© Платонова Н. А., 2020

УДК 001.82:[741/744+050]

АЛГОРИТМ И ОПЫТ АНАЛИЗА ВИЗУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ»

Соломатова Юлия Дмитриевна,

студент

Научный руководитель — Т. А. Острикова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается дидактическая инфографика, размещённая в журнале «Русский язык в школе». Для осмысления сущности и своеобразия визуально-графических ресурсов издания автором разработан алгоритм их анализа. Он осуществляется на основе разграничения элементов оформления журнала и постатейной графической наглядности, входящей в текст публикаций. Схематическая, табличная и изобразительная инфографика (наглядность) издания подразделена на профессионально-методическую для учителя и учебно-языковую для обучающихся и обучающих.

Ключевые слова: журнал «Русский язык в школе», дидактическая инфографика, визуально-графические материалы для обучающих и обучающихся, алгоритм анализа визуально-графических ресурсов, наглядность схематическая, табличная, изобразительная.

ALGORITHM AND EXPERIENCE IN ANALYZING VISUAL AND GRAPHIC RESOURCES OF THE PROFESSIONAL JOURNAL "RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL"

Solomatova Yuliya Dmitrievna,

student,

Scientific adviser - T. A. Ostrikova, D. E., Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Russian Language and Literature

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article analyzes didactic infographics posted in the journal "Russian Language at School". To comprehend the essence and originality of the visual-graphic resources of the edition, the author developed an algorithm for their analysis. It is carried out on the basis of differentiation of the magazine's design elements and item-by-article graphic visualization included in the text of publications. Schematic, tabular and graphic infographics (visualization) of the edition are subdivided into professional and methodical for the teacher and educational and linguistic for students and trainees.

Key word: magazine "Russian language in school», didactic graphics, visual and graphic materials for teachers and students, algorithm for analyzing visual and graphical resources, schematic, tabular and pictorial visibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.