Научная статья на тему 'Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников'

Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПТАНТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / HIGH SCHOOL STUDENTS / DIGITAL TECHNOLOGIES / OPTANT / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Извекова Елена Михайловна

Именно в старших классах наступает время окончательного выбора своего дальнейшего профессионального пути. И, как правило, только немногие знают, что действительно они хотят. Статья посвящена применению современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников. В результате научного исследования методом случайного отбора были проанализированы следующие интернет-ресурсы: РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости, Проектория, Атлас новых профессий, методический кабинет профориентации Резапкиной Галины Владимировны, Справочник профессий Министерства труда и социальной защиты РФ, Навигатум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES FOR FORMING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

It is in high school that the time comes for the final choice of one's further professional path. As a rule, only a few know what they really want. The article is devoted to the use of modern digital technologies for the formation of professional self-determination of high school students. As a result of scientific research, the following Internet resources were analyzed by random selection: ROSTRUD of the Federal Service for Labor and Employment, Projection, Atlas of New Professions, Guidance Room for Guidance Rezapkina Galina Vladimirovna, Directory of Professions of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Navigatum.

Текст научной работы на тему «Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников»

УДК 004:37.048.45-057.874"465.15/.17"

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Извекова Елена Михайловна,

магистрант

Научный руководитель — И. Б. Ахпашева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и информационных технологий Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Именно в старших классах наступает время окончательного выбора своего дальнейшего профессионального пути. И, как правило, только немногие знают, что действительно они хотят. Статья посвящена применению современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников. В результате научного исследования методом случайного отбора были проанализированы следующие интернет-ресурсы: РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости, Проектория, Атлас новых профессий, методический кабинет профориентации Резапкиной Галины Владимировны, Справочник профессий Министерства труда и социальной защиты РФ, Навигатум.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, цифровые технологии, оптант, интернет-ресуры.

APPLICATION OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES FOR FORMING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Izvekova Elena Mikhailovna,

graduate student,

Scientific adviser — I. B. Akhpasheva, Ph.D in Pedagogy, Associate Professor, the Department of Physics and Information Technology

Katanov Khakass State University (Abakan)

It is in high school that the time comes for the final choice of one's further professional path. As a rule, only a few know what they really want. The article is devoted to the use of modern digital technologies for the formation ofprofessional self-determination of high school students. As a result of scientific research, the following Internet resources were analyzed by random selection: ROSTRUD of the Federal Service for Labor and Employment, Projection, Atlas of New Professions, Guidance Room for Guidance Rezapkina Galina Vladimirovna, Directory of Professions of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Navigatum.

Key words: professional self-determination, high school students, digital technologies, optant, Internet resources.

Профессиональное самоопределение занимает значительное место в жизни каждого человека, осознанно или неосознанно. К проблемам, связанным с профессиональным самоопределением на протяжении многих лет предъявляли и предъявляют научный интерес такие выдающиеся люди, как Е. И. Климов, А. Е. Голомшток, Н. С. Пряж-ников, Э. Ф. Зеер, С. Н. Чистякова, Г. Ю. Ай-зенк и другие. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников остаётся важным в социальном и личностном плане процессом.

Современные цифровые технологии открывают новые перспективы развития решений в

вопросах профессионального самоопределения старшеклассников. Получая разнообразные знания, молодые люди становятся более подготовленные к взрослой жизни и выбору своего профессионального пути.

На занятиях по профессиональному самоопределению старшеклассников можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами: дифференцированный опросник Е. В. Климова, личностный опросник Айзенка, карта интересов А. Е. Голомштока и другие. Результаты тестов при компьютерном методе получаются сразу, что очень благоприятно для дальнейшего использования.

В случае применения компьютера при прохождении тестов обучающийся не будет испытывать неудобство, дискомфорт, волноваться и опасаться, что его высмеют или не поймут.

На внеклассных занятиях по профессиональному самоопределению учителем, педагогом могут быть использованы различные современные сайты, занимающиеся вопросами профессионального самоопределения, такие как РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости [1], Проектория [2], Атлас новых профессий [3], методический кабинет профориентации Резапкиной Галины Владимировны [4], Справочник профессий Министерства труда и социальной защиты РФ [5], Навигатум [6] и другие.

На официальном сайте РОСТ-РУД Федеральной службы по труду и занятости размещено 12 тестов по профориентации: Методика диагностики ценностных ориента-ций в карьере «Якоря карьеры», Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, Профори-ентационный тест по типологии профессий Е. А. Климова «Ориентация», Индивидуальный типологический опросник (версия для взрослых), Индивидуальный типологический опросник (версия для молодежи), Дифференциально-диагностический опросник, Предпринимательский потенциал, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Предпринимательский интерес, Опросник профессиональных склонностей (Опросник профессиональных склонностей Л. Йо-вайши в модификации Г. В. Резапкиной), Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Тесты находятся в открытом доступе. Ав-торизированным пользователям доступно сохранение результатов в личном кабинете портала, которые можно в дальнейшем привязать к своему резюме, к каждому тесту есть краткое

описание. Количество вопросов в тестах варьируется от 20 до 91. После выбора ответов появляется результат теста и перечень подходящих профессий.

«Атлас новых профессий» - это альманах перспективных отраслей и профессий в ближайшем будущем (15-20 лет). По мнению разработчиков, до 2030 года появятся 186 новых профессий, а 57 профессий уйдут в прошлое. Содержимое Атласа направлено на осмысление и понимание того, какие отрасли будут активно развиваться, какие новые технологии, практики управления и продукты будут в них зарождаться, какие новые специалисты будут востребованы на рынке труда.

На сайте Проектория есть раздел «Примерочная профессий», в котором пользователям предлагается пройти тестирование.

Для того чтобы пройти тестирование, нужно ввести в строку поиска или выбрать, нажав на нужную картинку, то, что подходит оптанту (рис. 1). Для выбора представлены четыре категории: школьные предметы, личные качества, условия работы, цели и ценности. Далее, нажав кнопку «Кто Я», видим подходящие профессии (рис. 2).

По каждой профессии есть подробное описание, например профессия «Учёный, научный работник» (рис. 3).

Сайт Методический кабинет профориентации Галины Владимировны Резапкиной представлен следующими разделами: «Самостоятельный выбор профессии», «Предпрофильная подготовка», «Обучение методам профориен-тационной работы», «Видео, книги, статьи», «Самодиагностика».

На данном сайте тестирование бесплатно, но доступно после регистрации, которая нужна, как пишет организатор, для просмотра своей статистики. Представлены следующие тесты: «Профиль», «Тип мышления», «Эрудит», «Тест эмоций», «Определение темперамента», «Социальный интеллект», «Определение типа будущей профессии», «Определение профес-

сиональных склонностей», «Определение профессионального типа личности», «Матрица профессионального выбора для поступающих в ВУЗ», «Психологический портрет учителя», «Психологический портрет родителя», онлайн-тестирование к занятиям по программе «Диагностика и развитие мотивационно-потреб-ностной и ценностно-смысловой сферы подростков». Бланки и тексты опросников доступны для скачивания.

Для работы учителя на занятиях по профессиональному самоопределению также будет полезен справочник профессий, созданный в целях содействия гражданам и организациям в

получении информации о востребованных на рынке труда и перспективных профессиях. Справочник размещён на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (рис. 4).

Данный справочник профессий - это государственный информационно-справочный ресурс с бесплатным доступом, охватывающий на сегодня список из более, чем 1600 профессий. В нём есть профессии, представленные в формате краткого описания, и профессии, имеющие расширенное описание, состоящее из трёх блоков: блок нормативной информации, блок характеристики профессии, блок аналитико-статистической информации.

Рис. 1. Главная страница раздела «Примерочная профессий» сайта Проектория

Рис. 2. Подходящие профессии по итогам тестирования на сайте Проектория

Рис. 3. Описание профессии «Ученый, научный работник» по итогам тестирования на сайте Проектория

Рис. 4. Справочник профессий, размещённый на

На сайте образовательного и научно-исследовательского проекта «Навигатум» представлены игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. При условии финансирования (бюджетное финансирование, спонсоры и пр.) их можно закупить и использовать на занятиях по профессиональному самоопределению.

Для старшеклассников разработчики предлагают следующую продукцию: специальные занятия по выпускам мультсериала «НАВИ-ГАТУМ: Калейдоскоп Профессий», видеофильмы в формате «лайфхак», игра-тренинг «МОЯ КОМПАНИЯ. Монетизация», компьютерная игра «Работа на каникулах», иллюстри-

сайте Министерства труда и социальной защиты РФ

рованные современные тесты и опросники, профориентационные и мотивационные ПРИТЧИ.

Данная продукция предназначена в первую очередь для получения практического опыта и знакомства с разными профессиями и видами деятельности.

Рассмотренные инструменты профессионального самоопределения созданы с использованием современных цифровых технологий, в различных компьютерных программах.

Возможности применения современных цифровых технологий в современных условиях громадны, важно направить их в нужное и верное русло.

Библиографический список

1. РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

2. Проектория. URL: https: //proektoria. online/ (дата обращения: 17.03.2020).

3. Атлас новых профессий. URL: https:// http://atlas100.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

4. Методический кабинет профориентации Резапкиной Галины Владимировны. URL: https://http:// metodkabi. net.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

5. Справочник профессий Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/about (дата обращения: 17.03.2020).

6. Навигатум. URL: https://navigatum.ru/ (дата обращения: 17.03.2020).

© Извекова Е. М., 2020

УДК 37.03:91

УРОКИ ГЕОГРАФИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКА

Платонова Наталья Алексеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, учитель географии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Абазинская СОШ № 49» (г. Абаза)

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о месте и значении школьного урока географии в экологическом воспитании учащихся. Указывается, что география - не только наука и учебная дисциплина, но и базовая основа экологического воспитания в общеобразовательной школе. Особо отмечается важность такого направления в экологическом воспитании школьников, как экологический и географический туризм в пределах малой родины - Республики Хакасия.

Ключевые слова: география, наука, учебная дисциплина, экотуризм, промышленный туризм, Хакасия.

GEOGRAPHY LESSONS IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Platonova Natalia Alekseevna,

Sc. D. in Agricultural Sciences, geography teacher Municipal budgetary educational institution "Abazinskaya Secondary School N° 49" (Abaza)

This article is devoted to the position and significance of the school geography lesson in the environmental education of students. It is indicated that geography is not only a science and academic discipline, but also the basic basis of environmental education in secondary schools. The author is particularly notes the importance of such a direction in the environmental education of schoolchildren as ecological and geographical tourism within the small homeland - the Republic of Khakassia.

Key words: geography, science, academic discipline, ecotourism, industrial tourism, Khakassia.

Многие исследователи считают М. В. Ломоносова основателем отечественной географической науки [1]. Если рассматривать географию как науку, следует отметить, что это многоотраслевая наука. Так, физическая география, например, рассматривает в качестве главного объекта исследования географическую оболочку Земли, которая включает в себя верхние слои твёрдой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество [2].

Оболочка земли рассматривается на уроках физической географии как объект по-

знания. Однако цель школьного географического образования значительно шире и состоит она прежде всего в приобщении учащихся к географической культуре, отражающей социальный опыт познания, освоения и преобразования геопространства. Очень важно то, что содержание данного учебного предмета, впрочем, как и любого другого, должно отражать уровень современного развития географической науки, её отраслевую структуру, предполагать различные виды деятельности учащихся, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.