Экономическая наука современной России
№ 4, 2004 г.
Уроки академика Д.С. Львова
© Е.С. Савченко, 2004
Юбилей выдающегося ученого-экономиста современности, академика Д.С. Львова убедительно подтверждает правоту философов древности, считавших почтенный возраст периодом «ученой зрелости». Плодотворное научное долголетие, широта интересов, глубина проникновения в сущность исследуемых проблем, а также гражданская позиция академика Львова в отстаивании интересов России и ее народа в полной мере соответствуют этой высокой характеристике.
Научные изыскания Дмитрия Семеновича отличает комплексный подход, умелое сочетание экономических, исторических, демографических и социальных факторов. Глубокое уважение вызывает жизненная позиция академика- патриота Отечества, его искреннее желание видеть страну великой и влиятельной в мире, а ее народ - счастливым и процветающим. Достижению этой цели он служил и служит всей мощью своего интеллекта, талантом организатора, колоссальной силой убеждения, своим высоким авторитетом в научных кругах, среди широкой общественности, оказывая огромное влияние на жизнь современной России.
Фигуры такого масштаба особенно необходимы в переломные эпохи, когда на десятилетия вперед определяется стратегия страны, ее будущий облик; когда нужно удержаться на позициях реализма, избежать разрушения, голого отрицания прошлого, бездумного заимствования чужого опыта, не способного пустить корни в отечественной почве; когда во что бы то ни стало необходимо найти эффективные пути преобразования общества с учетом новейших
научных достижений, а также исторического опыта народа, его менталитета; когда нужны постоянный творческий поиск в науке, непоколебимая уверенность в правоте своего дела, гражданская смелость и принципиальность в отстаивании своих позиций во имя настоящего и будущего России, ради обеспечения достойного качества жизни ее населения.
Хорошо известны труды Д.С. Львова в области теории эффективности капитальных вложений и новой техники, хозяйственного управления инвестиционными процессами, экономических проблем научно-технического прогресса, прогнозирования социально-экономического развития переходной экономики. Под его руководством сформирована и получила широкое признание научная школа по методам оценки эффективности инвестиционных проектов и экономических механизмов их реализации. На основе его исследований подготовлены государственные нормативно-правовые документы по обоснованию экономической эффективности новой техники и капитальных вложений. Другое важное направление деятельности академика - разработка системы методов и институциональных форм управления переходной экономикой с учетом особенностей воспроизводственной структуры народного хозяйства России. Его фундаментальные и прикладные исследования по вопросам теории и практики экономических реформ в России находят применение не только на макроэкономическом, но и на региональном и корпоративном уровнях отечественной экономики, широко используются на местах.
К сожалению, весомое мнение академика не всегда востребовано теми, кто оказался у руля реформ, возглавлял экономический блок правительства в последние полтора десятка лет. Можно без преувеличения сказать, что во многом печальные социально-экономические результаты их деятельности - обрушение производства, резкое падение жизненного уровня населения, нездоровый морально-нравственный климат в обществе - последствия упорного игнорирования мнения, советов, рекомендаций Д.С. Львова и других лидеров российской экономической науки.
Обращение к его идеям, конкретным предложениям по корректировке курса реформ, использование их в общественной практике поможет стране, народу избежать новых тягот, быстрее выйти на твердую дорогу поступательного движения вперед. Убежден: в трансформации экономической доктрины будущей России обязательно должны найти отражение глубокие выводы академика Львова, использованы его уроки. Назову некоторые из них.
Урок первый - научной прозорливости. Красной нитью через многочисленные труды Д.С. Львова, публицистическую деятельность проходит мысль о колоссальном природном богатстве России, которая, в силу объективных и особенно субъективных причин, не принесла до сих пор благополучия ее народу. Нас всего 2,5% от общего населения Земли, а обладаем мы 40% мировых природных ресурсов. Ежегодный размер чистых доходов от природно-ресурсного потенциала Д.С. Львов оценивает в 60-80 млрд долл., что равняется примерно годовому бюджету страны. К сожалению, сейчас основная их часть «обслуживает» узкий круг лиц, получивших доступ к этим богатствам в результате приватизации, стимулирует теневой оборот, вывозится за границу и работает на развитие экономик Запада.
Кроме того, Россия - одна из основных экологических кладовых планеты. Ее вклад в сохранение устойчивости мировой экосисте-
мы вдвое больше, чем США и Канады, вместе взятых, Бразилии и Австралии. Фактически Россия и ныне остается главным компенсатором экологической устойчивости планеты, сохраняет экологическое благополучие других стран мира.
Для того чтобы реализовать стратегическое преимущество страны в этих областях, считает Д.С. Львов, нам необходимы более эффективные экономические механизмы, в том числе - по грамотному распределению природной ренты в интересах большинства населения. По оценке ученого, в стоимости производимого в России валового продукта 75% -это природные ресурсы. Но в казну поступает лишь около половины реального дохода. Остальное выводится из системы налогообложения недобросовестным бизнесом, различного рода посредниками, криминалом.
По глубокому убеждению ученого, доходы от природных ресурсов, которые даны человеку Богом, должны принадлежать всем. Природная рента - это та часть дохода, которая формируется предприятием вне зависимости от условий его работы, это сверхприбыли, которые образуются за счет уникальных свойств месторождений полезных ископаемых. Поэто- о му необходимо «дооценить» имущество, полу- § ченное российскими олигархами бесплатно, И го получить с них доплату. Причем не единовре- | менно, а регулярно в виде природной ренты, х которая должна, по мнению академика, изы- | маться государством и распределяться между д гражданами. Это даст возможность решить вопросы бедности, обездоленных пенсионе- | ров, других незащищенных категорий населе- о ния, многие бытовые неурядицы молодых се-мей, жилищную, медицинскую, образователь- Я ную и другие социальные проблемы. ^
При этом академик Д.С. Львов ссылается 2 на опыт многих стран мира, богатство которых ^ создалось на эксплуатации недр. Есть несколь- " ко подходов к использованию природной рен- § ты. Один из них содержится в концепции уп-
равления национальным имуществом, разработанной учеными под руководством Д.С. Львова. Ее суть в том, чтобы уплаченная добывающими предприятиями рента направлялась в общенациональные фонды на финансирование образования, здравоохранения, других социальных нужд и потребностей, что позволит успешно развивать эту сферу, повысить качество жизни населения.
Механизм изъятия и распределения природной ренты, детально обоснованный Д.С. Львовым, получил достаточное освещение в отечественной и зарубежной литературе. С экономической тоски зрения нет причин, которые бы затруднили его применение в условиях современной России. Главная проблема -политическая: очень сложно заставить олигархов, лоббирующих свои интересы во всех ветвях власти, поделиться частью сверхдоходов.
Можно только согласиться с ученым, что от рационального использования природной ренты зависят настоящее и будущее России. Она должна стать ее стратегическим «оружием», главным наполнителем бюджета. Тогда резко сократится обложение труда, снизятся отчисления от прибыли, станет ненужным НДС и т.д. Появится возможность ввести налоговые льготы в отраслях обрабатывающей промышленности, поддержать науку, образование, повысить заработную плату, поднять пенсии до прожиточного минимума. Кроме того, наша продукция станет дешевле, конкурентоспособней, появятся стимулы к созданию новых рабочих мест, наращиванию объемов производства, расширению внутреннего рынка. Только тогда и возможен переход к экономике знаний, построению общества социальной справедливости.
В этом состоит второй урок академика Львова. Стремление к обеспечению большей социальной справедливости становится доминантой в политике развитых стран, во многом сформулированной еще в советский период. Либеральная экономическая политика, прово-
димая до последнего времени властями России, которая работает исключительно на богатых, привела к небывалой в цивилизованных странах дифференциации населения. По мнению ученого, произошел социальный разлом общества, фактически возникли «две России» - богатых и бедных, плохо понимающие друг друга, полярно отличающиеся по своему поведению, предпочтениям, ориентациям. Образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и набором благ. Это опасно для политической стабильности страны. Если названная тенденция будет продолжаться, Россия неминуемо столкнется с серьезными негативными последствиями, исход которых трудно предсказать. И одного удвоения ВВП недостаточно, нужно более справедливое распределение национального богатства.
Об одном направлении - механизме изъятия природной ренты и перераспределения ее между гражданами страны - речь уже шла. Учитывая сырьевую структуру нашей экономики, академик считает, что нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% - основного капитала и на 75% - природной ренты, соответственно будет строиться и налоговая система. Однако на практике не рента, а труд, точнее фонд оплаты труда, выступает у нас в качестве главного источника налоговых изъятий. Поэтому заработная плата в России - одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор экономики создает основную часть дохода России. Как следствие - неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население.
Среди других факторов, которые позволят не только снизить социальную напряженность в обществе, но и повысить эффективность производства, академик называет в первую очередь совершенствование оплаты труда. Он отвергает тезис о том, что низкая зарплата в стране - результат низкой производительности
труда. Д.С. Львов выводит прямо противоположную зависимость. Действительно, с одной стороны, производительность труда у нас за годы реформ заметно упала. Сейчас Россия отстает от США уже в 5-6 раз. Но с другой -уровень заработной платы у нас ниже в 10 раз и более! Реальность такова, что в России значительно выше норма эксплуатации: за 1 долл. заработной платы американец производит на 1,74 долл. валового внутреннего продукта, а россиянин за ту же сумму производит продукции 4,75 долл. При этом цены на товары и услуги в России практически достигли мирового уровня.
Здесь мы идем вразрез со сложившейся мировой тенденцией: доля заработной платы в ВВП нашей страны значительно меньше, чем в других европейских государствах и США. По оценкам академика, в частности, на Западе доля заработной платы в ВВП составляет в среднем около 70%, а в России - примерно 30%. Отсюда его настойчивая рекомендация повысить уровень заработной платы в несколько раз. Но дело не только в низкой зарплате, что, безусловно, плохо. Сами системы оплаты не обладают достаточной гибкостью, мотиваци-онным эффектом, слабо стимулируют повышение производительности труда, что служит одним из серьезных препятствий на пути к экономике знаний, восприимчивости человека к научно-техническому прогрессу.
В Белгородской области уделяется самое пристальное внимание проблеме повышения заработной платы. Так, за последние пять лет ее доля в валовом региональном продукте увеличилась на 10% - с 23,1 до 33,1 %. Медленнее, но растет удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. На многих предприятиях улучшается соотношение темпов роста производства (реализации) продукции и заработной платы. Хотя до общепринятых мировых стандартов по этим показателям нам еще далеко, но движение в этом направлении наметилось, темпы его необходимо наращивать.
Между областным правительством, объединением профсоюзов, объединениями работодателей уже более 10 лет подписываются трехсторонние соглашения. Они включают взаимные обязательства по основным направлениям экономической политики: оплаты труда, гарантий занятости, социальной защищенности, охраны труда и другим. На качественно новую ступень эта работа поднята принятием закона Белгородской области «О социальном партнерстве». Ежегодно увеличивается оплата труда работников бюджетной сферы, хотя она явно недостаточна. Ведь именно они играют решающую роль в повышении конкурентоспособности человеческого капитала через предоставление государственных услуг.
Но на местах можно сделать далеко не все, так как мы живем и работаем в одном экономическом, социальном и правовом поле страны. Не выдерживаются разумные пропорции в оплате труда руководителей и работников предприятий. Угрожающих размеров достигла дифференциация доходов по отраслям и даже между предприятиями внутри одной отрасли. Еще один феномен: получившая широкое распространение система скрытого вознагражде-ния за труд. Меры правительства по выводу о доходов из «тени» неэффективны. Значитель- 1 ным остается неформальный сектор экономи- <§ ки. В таких условиях трудно с помощью эле- § ментарной логики объяснить, почему долгое х время не принимается Государственной думой * закон «О государственном регулировании оп- д латы труда», который помог бы навести поря-док в этой сфере. |
Отсюда и низкие темпы преодоления бед- о ности в стране - задача, которую Президент РФ -о В.В. Путин сформулировал в качестве приори- Я тетной. И это не только вопрос самочувствия к большого числа наших соотечественников, оказавшихся за бортом жизни, что исключи- ^ тельно важно само по себе. Скажу больше: это ~ вопрос национальной безопасности страны. § Потому что, во-первых, ее экономический _,
прогресс напрямую связан с уровнем покупательной способности населения. Именно он ограничивает емкость внутреннего рынка, рост объемов производства. Отсюда повышение доходов - не доброе пожелание, не гуманный жест, а железная необходимость. Во-вторых, защищенность граждан - это прежде всего полноценное вознаграждение за труд, с которым мы связываем право человека на достойную жизнь. В-третьих, идея социальной справедливости, а значит политической стабильности, в бедной стране обречена. В-четвертых, ясно, что нищий человек не может быть демократом, полноценным гражданином. Более того, бедность служит основной питательной средой преступности, криминализации общества. И, в-пятых, опасность национальной безопасности таится в продолжающемся нарастании ряда негативных тенденций.
У нас легко манипулируют цифрами сокращения числа людей, находящихся за чертой бедности. Но они и вымирают, как известно, первыми. Среди бедных оказались не только пенсионеры, инвалиды и другие представители незащищенных слоев населения. Появилось понятие «новые бедные» - работающие люди, которые не по своей вине не в состоянии прокормить себя и семью, которым, оказалось, можно платить меньше прожиточного минимума, или вообще не платить заработанное. К ним, кстати, относятся многие бюджетники, работающие в социально важных отраслях фактически лишь благодаря чувству профессиональной этики и энтузиазму. Но сколько можно эксплуатировать эти благородные чувства? Появилось, наконец, понятие «застойная бедность», когда дети из нищих семей практически обречены на повторение жизни родителей. К тому же бедность не только унижает человека, но лишает его жизненных сил, убивает творческий потенциал. Она опасна тем, что сама себя воспроизводит, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, в итоге - к деградации.
Где же выход из положения? Изложу свое видение проблемы в привязке к теме преодоления бедности. Главное условие уже названо -увеличение внутреннего потребительского спроса на продукцию, товары и услуги. Для этого, во-первых, необходимо как минимум в 3 раза увеличить зарплату в бюджетной сфере, которая превратилась в инкубатор бедного населения. О каком преодолении бедности можно вести речь, если четверть работающих россиян, занятых в бюджетной сфере, за выполнение государственных функций получают от своего работодателя 2,5-3 тыс. р. в месяц? Повышение их зарплаты до 7-8 тыс. р. не только уменьшит численность бедного населения в стране на 15-20%, но и станет сигналом для бизнеса. Не секрет, что многие предприниматели ориентируются на размер оплаты труда в бюджетной сфере, устанавливая ее на своих предприятиях на 1-2 тыс. р. выше, хотя реально имеют возможность платить значительно больше.
Кратное повышение оплаты труда в бюджетной и внебюджетной сферах несомненно, изменит, структуру ВВП страны, доля оплаты труда в нем повысится до 40-45%, что самым благоприятным образом скажется на инвестиционном ресурсе нашей экономики, который увеличится на сумму не менее 1 трлн р. Все разговоры о неконтролируемой инфляции и повышении цен в этом случае и с научной, и с практической точек зрения несерьезны. Известны инструменты нейтрализации этой опасности.
Далее, правительство должно проводить продуманную и последовательную систему мер по переориентации потребительского спроса населения с импортных на отечественные товары и услуги. Это даст как минимум 1 трлн р. для стимулирования производства внутри страны. С этими мерами мы уже запоздали на 5-8 лет. Так, в ближайшие 2-3 года представляется возможным сократить импорт продовольственных товаров на 250-300 млрд р. за счет стимулирования отечественного производства,
прежде всего животноводческой продукции. Достаточно сказать, что замещение только импорта мяса в объеме 2 млн т позволит на одну треть увеличить ВВП в сельском хозяйстве, дополнительно обеспечить занятость полумиллиона человек в АПК. Нынешние темпы развития животноводства, особенно производства мяса птицы и свинины, в Белгородской области дают возможность за несколько лет удвоить производство этой продукции. Вместе с соседями по Черноземью мы практически можем освободить страну от импорта мяса, тем самым обеспечить ее продовольственную безопасность.
И еще одно направление роста благосостояния населения: необходимо создать режим наибольшего благоприятствования для малого бизнеса, людей, проявляющих экономическую активность, дающих в основном новые рабочие места. В стране много говорится, но мало делается по их поддержке. Развитие отрасли сильно деформировано криминалом и чиновниками. Одна из основных проблем предпринимателей - недоступность финансовых ресурсов из-за отсутствия залоговой базы.
И все же выход есть. Назову некоторые формы содействия, которые осуществляются в нашей области. Среди них финансовая поддержка субъектов малого бизнеса за счет средств областного бюджета через созданный специально для этого фонд поддержки малого предпринимательства, предоставление «дешевых» кредитов путем субсидирования части процентной ставки по ним. Это взаимодействие малого бизнеса с крупным. Руководители ряда промышленных предприятий оказывают ему поддержку в виде залогового обеспечения для получения кредита в банке в форме предоставления поручительства (гарантии) по кредитным ресурсам. Реализуется пилотный проект по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства в рамках Соглашения между правительством области и Сбербанком РФ. Оказывается также содействие в предоставле-
нии помещений, оказании различных организационных, юридических и прочих услуг.
Урок третий — гуманизма. Центральной в системе взглядов Д.С. Львова является забота о человеке, создании условий для его всестороннего развития, реализации его способностей, иными словами, идея повышения качества жизни народа. И прямым указанием к действию для нас служит плодотворная идея Дмитрия Семеновича о том, что нам давно уже пора перестать руководствоваться чисто рыночными критериями: прибылью, доходом, выгодой, поставив во главу угла благо человека. О ряде его обоснованных предложений в этом направлении речь уже шла выше. Их осуществление во многом зависит от федерального центра. Но его идеи находят своих последователей на местах, где, не ожидая распоряжений сверху, в меру своих возможностей принимают решения по росту благосостояния населения.
Так, в Белгородской области два года назад принята и настойчиво реализуется комплексная Программа улучшения качества жизни ее жителей. Она предполагает переход на социальное управление, ставит конечной целью полное раскрытие человеком своего творчес-кого потенциала, достижение им удовлетво- о ренности жизнью. Программа включает ос- § новные блоки взаимодействия органов власти, <§ субъектов социального управления и граждан, и все факторы развития человека, общества в це- х лом: обеспечение права на жизнь; формирова- | ние высоких материальных условий жизнедея- о тельности человека; создание благоприятной ■§ социальной среды; достижение духовно- | нравственного благополучия, оптимизма, уве- о ренности в завтрашнем дне. Тем самым мы ре- ^ шаем как тактические, так и стратегические Я задачи развития области. 3
Среди приоритетных направлений - обес- 2 печение жителей области жильем, в первую ^ очередь, индивидуальным, для чего принята " стратегия опережающего строительства домов 8 усадебного типа. К 2010 г. предполагается уд- п
воить темпы возведения таких домов. Для этого предлагается всем желающим практически бесплатно земельный участок под застройку, обеспечивается кредитно-финансовая поддержка и инженерное обустройство на льготных условиях.
Программа также включает последовательное осуществление комплексного благоустройства населенных пунктов, широкое дорожное строительство, меры по экологической безопасности, повсеместному наведению чистоты и порядка, улучшению среды обитания в целом. И, конечно, красной нитью проходит укрепление материальной базы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, совершенствование деятельности этих отраслей, отвечающих самым современным требованиям, подготовка квалифицированных кадров для них и многое другое.
Конечно, мы - реалисты и понимаем: в одной отдельно взятой области построить «рай» невозможно - и не ставим перед собой невыполнимые задачи. Но в то же время и максималисты: мы обязаны сделать все возможное, чтобы создать людям условия, когда они могут сами обеспечить себе и своим семьям благополучную жизнь. А тем, кто еще или уже не может о себе позаботиться, должны помочь власти, общество. Экономика должна быть рыночной, а общество - социальным, основанным на наших традициях, «корнях» и духовности, которые, по справедливому наблюдению академика, и цементируют его, делая здоровым, единым, прочным, вечным.
Урок четвертый - дальновидности. Общеизвестно, что природно-климатические условия России хуже, чем у ее конкурентов. Поэтому на единицу валового внутреннего продукта мы объективно должны расходовать энергоресурсов в 1,5 раза больше. А значит, при прочих равных условиях себестоимость изделий российских производителей будет выше. Поэтому у нас нет иного пути, настойчиво повторяет ученый, чем развитие инновационных технологий.
Как известно, основой роста мировой экономики, по крайней мере, в последние полвека, стал научно-технический прогресс, на который приходится до 90% роста валового продукта. Доля интеллектуальной ренты, т.е. сверхприбыли, которая образуется за счет внедрения новой техники, на рынке современной наукоемкой продукции достигает половины цены. Поэтому те, кто умеет создавать новые технологии, получают сверхприбыль. Те, кто не умеет, вынуждены оплачивать сверхприбыль другим за счет продажи сырьевых ресурсов и дешевого труда. Что мы и делаем, финансируя экономический рост других стран.
В ведущих странах мира интеллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источник социально-экономического развития. На Западе резко растет спрос на наукоемкую продукцию, увеличивается ее доля в ВВП. Бесспорный лидер здесь США. Эта страна производит более трети мировой наукоемкой продукции. В России же вклад научно-техничес-кого прогресса в формирование национального дохода упал до 5%. За последнее десятилетие Россия снизила и без того невысокую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз. Отставание от США увеличилось в 40 раз! Разрыв колоссальный, преодолеть его крайне сложно.
Это означает, что мы сошли с магистральной траектории экономического развития, бездарно проедаем научно-промышленный и ресурсный потенциал. Долго это продолжаться не может, так как большая страна в нынешних условиях не в состоянии обеспечить свое устойчивое развитие только на базе сырьевой специализации. Важная характеристика состояния наукоемкого сектора - доля расходов в ВВП на научные исследования и разработки. В США, Японии и Германии они приближаются к 3%, во Франции и Великобритании держатся на уровне 2-2,5%, в России это доли процента. Отсюда на мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции.
Вот почему Д.С. Львов последовательно противостоит курсу либеральных реформаторов на сохранение и закрепление сырьевой направленности российской экономики, куда идет свыше 60% всех инвестиций, требует решительной ее структурной перестройки в пользу наукоемких отраслей, для чего необходимо перераспределение финансовых ресурсов из топливно-энергетического комплекса в обрабатывающий. Абсолютно необоснованным и ошибочным представляются ему сокращение бюджетных средств на науку и образование, предложения расширить рыночную деятельность научных учреждений, ускорить их коммерциализацию. Это означает только одно - деградацию самой науки, катастрофическое свертывание ее фундаментального сектора, неизбежное отставание России от ведущих стран мира, но теперь уже навсегда.
Задача государства в новой экономической доктрине, постоянно подчеркивает Д.С. Львов, -поддержка фундаментальной науки. Ей необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих вознаграждений, а также акты по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность.
Урок пятый - нравственности. Экономические неурядицы в России, бьет в колокола ученый-гуманист, привели к страшному последствию, фактическому вымиранию населению. На протяжении последнего десятилетия смертность в России превышает рождаемость, при этом в основном вымирает славянское населения. По расчетам Д.С. Львова, если сегодняшние темпы сокращения населения сохранятся, то к середине нынешнего столетия этнических славян в России будет всего лишь 38%. Обращая внимание общественности на неумолимое вымирание населения России, и в первую очередь «продуктивного», работоспособного возраста, на ослабление репродуктивной функции как мужчин, так и женщин, он не счи-
тает пьянство и наркоманию основными причинами этих негативных процессов, а выделяет два основных фактора, имеющих наибольшее значение: феномены социальной агрессии и моральной депрессии, апатии.
Разбираясь в структуре этих понятий, он выделяет прежде всего социально-психологи-ческие проблемы, возникшие в результате реформаторских действий, - радикализма перемен, покушения на исторические традиции и менталитет народа. Именно они вызвали переориентацию ценностей в обществе и создали в нем напряженность, привели к снижению гражданской активности, проявления инициативы, в том числе и в защите собственных интересов. Чтобы преодолеть негативные демографические последствия, считает ученый, необходимы продуманные меры не только по повышению уровня реальных доходов населения, но и в реализации крупных долгосрочных программ по поддержке материнства и детства, стимулированию рождаемости, а также созданию здорового нравственного климата в стране.
Урок шестой - ответственности. Необходима, уверен академик, ответственность за действия чиновников, приносящих по злому умыслу или некомпетентности ущерб национальной экономике. В частности, несмотря на бедность подавляющей части населения, Россия является одним из крупнейших кредиторов мирового рынка. Это и вывоз капитала за границу, и растущая просроченная задолженность других стран перед Россией, и ее немотивированный отказ от причитающихся нам долгов со стороны зарубежных государств. До сих пор нет точных данных о внешнем долге России, ясности с отечественной собственностью за рубежом, ее эффективным использованием в интересах народа. Неизвестно, как и насколько рационально используется огромный золотовалютный запас страны, накопления Стабилизационного фонда, профицит бюджета. А ведь использование этих средств могло бы способе-
твовать выравниванию уровня развития регионов. Пока чиновники в этом не заинтересованы экономически, они фактически не несут ответственности за допущенные ошибки и просчеты. Инвестирование хотя бы части этих средств на структурную перестройку экономики, повышение благосостояния населения позволило бы решить наиболее острые проблемы.
Урок седьмой - верности славянскому единству. Широта взглядов и большой кругозор Дмитрия Семеновича не умещаются в рамках одного государства. Он стоял у истоков создания Международного Белгородского экономического форума, Собора славянских народов Беларуси, России, Украины, который уже трижды проводится в нашем крае. Объективное стремление наших народов к сотрудничеству выражается в различных интеграционных формах взаимодействия и обмена. И академик всемерно способствует научному обеспечению этого процесса. Неоднократно участвуя в работе форума, он постоянно подчеркивает, что за суетой нельзя упускать стратегические ориентиры развития не только России, но и других славянских государств, в противном случае мы перечеркиваем свое будущее.
Большое внимание в последние годы Дмитрий Семенович уделяет комплексным исследованиям экономико-социальных факторов, влияющих на развитие славянских государств, укрепление их позиций на постсоветском пространстве, в Европе, мире, им изложены ценные предложения по углублению интеграции наших стран и народов. Решение этой проблемы мы, жители приграничной территории, как и Д.С Львов, видим во всесторонней мобилизации и объединении нашего производственного и интеллектуального потенциала, выходе на новые рубежи, которые обеспечат нам достойное место в постиндустриальном мире в XXI веке.
И последнее. Белгородчину связывают с Дмитрием Семеновичем прочные научные, деловые, человеческие узы. Его встречи с науч-
но-педагогической общественностью, ветеранами, молодежью края всегда отличаются повышенным вниманием и интересом, содержательностью и актуальностью. Белгородцы высоко ценят его принципиальную гражданскую позицию рачительного хозяина земли русской, ее богатств, уважения к личности россиян, которую академик всегда бескомпромиссно отстаивал и продолжает отстаивать.
Зная Дмитрия Семеновича на протяжении многих лет, мне отрадно свидетельствовать, что своим научным и профессионально-педа-гогическим трудом он вносит огромный вклад в развитие экономической науки современной России. К его ясному, твердому голосу и авторитетному мнению крупного ученого прислушиваются и в нашей стране, и за рубежом. Он активно работает над улучшением законодательной базы страны, совершенствованием системы государственного устройства, экономики в целом и природно-ресурсного комплекса в частности. Из-под его пера выходят актуальные, новаторские, смелые предложения в защиту российского природного богатства, отечественного товаропроизводителя, инновационного характера развития нашей экономики.
Таким образом, фундаментальные положения, разработанные академиком Д.С. Львовым, дают возможность сформировать новую экономическую доктрину будущего России, которая позволит устранить существующие противоречия и диспропорции, выйти российскому обществу на качественно новые позиции в мире.
Хочу пожелать уважаемому Дмитрию Семеновичу от себя лично, от всех белгородцев успешной реализации задуманных планов, воплощения научных и практических идей, проектов, воплощения в жизнь бесценного народного достояния - его открытий. И, конечно же, плодотворного долголетия, такого же творческого накала, крепкого здоровья, благополучия и личного счастья.