делять, к выполнению какого задания они более подготовлены, и оно не вызовет у них затруднений и ошибок.
Выбранные мной методы соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей. Они направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний. Задания на выбор предлагаю не только для работы в классе, но и дома, например:
- кроме обязательных, предлагаю дополнительное задание для тех, кто захочет;
- даю на выбор задачи разной сложности;
- можно решить примеры, задачу, уравнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и решить их.
Задания на выбор предлагаю систематически для того, чтобы развивать способности, не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности.
Работая с учебниками, дети участвуют в равноправном диалоге и с автором учебников, и с персонажами, которые присутствуют на их страницах, и друг с другом, и с учителем, осознают ценность своего участия самых разных учебных задач, Содержание учебника развивает математические навыки и общеучебные умения:
• организовать собственную учебную деятельность;
• воспринимать и понимать информацию (заключенную в тексте, схеме, таблице, диаграмме, модели и т.д.);
• логически перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, обосновывать свои суждения);
• оценивать свою собственную деятельность.
Курс математики написан на основе проблемно-диалогической технологии введения новых знаний, дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности открывают для себя новое знание. Таким образом, содержание учебников реализует принцип обучения деятельности.
Всегда даю правильную дозировку заданий, т.к. обучение и развитие находятся в сложной взаимосвязи.
«Один шаг в обучении может дать десять шагов в развитии ребенка и десять шагов в обучении может привести к одному шагу в развитии» (Л.С.Выготский).
Обучение при дифференцированном разноуровневом подходе проводится в зоне ближайшего развития.
Анализ результатов показывает, что уровень обученности - стабильный.
Овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении.
Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе. я соблюдаю определенные психологические условия:
1. Создаю на уроке эмоциональную атмосферу. Позволяющую ученику осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Создания эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.
2. Развиваю их познавательные способности. На уроках учу думать, рассуждать, спорить и доказывать,
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - это социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовать) свои возможности. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать свое «Я».
Работая по Образовательной программе «Школа 2100, анализируя результаты работы, пришла к выводу, что для успешной реализации данной программы необходима ещё и предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста, разработала программу для детей 5-6 лет «Развитие математических способностей». Предлагаемый курс дает возможность развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речевой деятельности, прививать навыки культуры речевого общения детям подготовительной к школе группы.
Есть звание - первый учитель и выше его не сыскать - вот, что мне помогает сохранить желание учиться, укрепить веру в себя, позволяет строить педагогический процесс на принципах гуманно-личност-ного подхода к детям.
Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах разного уровня, заседаниях кафедры учителей начальных классов, городского методического объединения через систему открытых уроков, мероприятий и их анализ.
В данной статье автор поднимает вопрос нарушения эмоциональной сферы у детей, проявляющееся как агрессия. В работе представлен сценарий проведения урока в форме деловой игры.
Шамсутдинова Сария Масхутовна
преподаватель педагогики и психологии высшей квалификационной категории ГАОУСПО «Арский педагогический колледж имени Г.Тукая»
__________ _____Я
УРОК ПСИХОЛОГИИ В ФОРМЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ -«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Как можно провести урок по технологии диалогового взаимодействия?
О
Ключевые слова: деловая игра, агрессия: добрая и злая, эмоциональные нарушения.
Добрый день, уважаемые, студенты!
Сегодня у нас урок психологии пройдет несколько необычно. Мы постараемся вам показать нетрадиционный урок, в форме деловой игры «Участок».
По телевизору показывают передачу «Участок», где в каждой передаче обсуждается одна тема. Например, недавно, была тема, посвященная сектам, их отрицательному влиянию на отдельную личность. До этого была передача о нападениях на улице перед домом, в подъезде, на лифте (и т.д.).
Дети очень любят смотреть телевизионные передачи и мне «открыла» эту передачу моя дочь и, если в школе какую - то часть тем вы преподнесете в такой нетрадиционной форме, детям будет интересно и полезно. К концу занятия вы должны найти ответ на вопрос, почему «Участок»?, почему агрессия может быть доброй и злой?
Тема «Агрессия: добрая и злая»
Эта передача для тех:
1. кто пострадал от агрессии;
2. о том, как распознать и помочь пресечь агрессивные нападки со стороны детей.
I. У нас есть:
1. родители, т.е. пострадавшие от агрессии;
2. есть эксперты, специалисты, которые могут оказать помощь - советом;
3. есть зрители, очевидцы, гости, которые могут выступить в роли экспертов и пострадавших.
Большинство людей уверены: быть агрессивным -плохо. Да и само слово «агрессия» какое - то колючее, недоброжелательное, противное (произошло от лат. слова «нападение»). Однако психологи считают, что это качество для человека естественное и даже во многом-полезное. Вспомните, например, какие характеристики даются главному персонажу в литературе. «Он двигался к цели несмотря ни на что, мог постоять за себя и защитить слабых». Сразу видно, перед нами настоящий человек, смелый, настойчивый, решительный. Прямо герой. Но любой психолог скажет, что он имеет очень высокую степень агрессивности. Только направлена она в мирное русло, поэтому окружающим и самому «агрессору» от нее только одна польза.
То же самое можно сказать и про детскую ярость. Скажем, разламывание игрушек-действие, безуслов-
но, агрессивное. Однако само по себе оно еще ни о чем не говорит. Вполне возможно, что перед нами\ -юный инженер, конструктор, решивший посвятить пару часов изучению механики. Просто для исследования необходимо что-то разобрать, как известно, искусство требует жертв.
Другое дело, если агрессия разрушительна (у ребенка злое лицо, он кричит, дерется). Тогда это уже проблема.
Видеофильм («Другие новости», об игрушках, которые способствуют появлению агрессии).
Обратимся к нашим родителям, (потерпевшим), которые самостоятельно не могут разрешить проблему.
(Письма № 1.21
«Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто меня и нет вовсе рядом. А мне уже надоело повторять: «Сколько раз тебе говорить?!!» - все равно нет никакого ответа. «Отстань!» - и то не всегда соизволит сказать..»
«Сыну 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты - он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Я только и слышу: «Ага, сейчас!», «Ты мне не указывай!», «Что ты вообще понимаешь?»».
Ведущий:
Причины агрессии:
1. биологические (множественные черты характера передаются по наследству);
2. копирование поведения;
3. фрустрация (тщетное ожидание, неудовлетворенность желаний);
4. внутренний дискомфорт (физиологический, психологический).
Слово экспертам:
Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду
вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».
Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения - установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.
Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.
Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).
Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.
Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например, с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.
Видеозапись ««Дружный класс» о способах, помогающих снять агрессию).
Ведущий:
II. Наши дети растут, растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще недавно главным было объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки, а сегодня приходится помочь в установлении дружеских взаимоотношений с друзьями.
(Письмо №3)
«Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть
только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, - потому что ЕЙ не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей«
Психологическая причина: стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто - отсутствием коммуникативных навыков, если слушаются, значит, друзья меня уважают», - рассуждает подросток. Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.
(Письмо №4)
«Мой сын все время мне врет - по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?»
Причина: К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более, если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин обмануть. В общении со сверстниками - чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение «Само пройдет» здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего ребенка врать.
Ведущий:
Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители при общении с детьми со всевозможными формами агрессии, Нам хотелось бы, чтобы взрослые, занимающиеся воспитанием детей, помнили:
1. что ребенок - это тоже человек;
2. что наиболее успешными становятся те дети, которых любила мать в разные периоды детства и не боялась это показать.
В ходе нашей встречи вы должны были найти ответ на вопрос: почему «Участок»? Может ли быть агрессия и доброй и злой? Мы надеемся, что ответ вы нашли.
Наша Участь зависит от нас самих. Кто предупрежден, тот вооружен.
Это была программа для тех, кто ищет ответа на волнующие вопросы.
Помните, от нас зависит судьба наших близких.
Литература
1. Воровщиков С. Г. Управление и деловые игры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.
2. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
3. Пеньевская Н.Н. Повышение психол о го-педагоги ческой, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №4.
4. Рязанцева Т.В. Психологический КВН //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
Инновации в образовательных учреждениях
В статье рассматривается опыт проведения в Московском архитектурном институте курсов Открытого Образования по архитектуре, способствующих повышению профессионального художественного уровня преподавателей школ, привлечению школьников и школьных учителей к совместной работе, пропаганде деятельного и сознательного отношения к вопросу формирования визуальной среды своего города.
Топчий Ирина Владимировна
кандидат архитектуры Московский архитектурный институт
Развитие современных информационных технологий и безграничные коммуникационные возможности сети Интернет создали новые условия для общения между людьми, сделав их более открытыми, не связанными с пространством и не ограниченные временем. Многие области человеческой деятельности получили новые дополнительные возможности развития, более всего это, безусловно, образование, коммерческая сфера, коммуникации и социальные отношения. Использование сети Интернет привело к возможности формирования профессиональных содружеств и способствовало появлению новых форм социально-профессионального общения [1; 2]. Виртуальные социумы образовываются на основе общности интересов, являются результатом процесса обмена информацией и новыми знаниями. В архитектурном образовании организация виртуальных сообществ, объединяющих профессиональных архитекторов, педагогов, а также других участников архитектурной деятельности позволит привлечь к решению социальных проблем архитектуры большее количество заинтересованных людей, что соответствует современному пониманию профессионального образования, как инструмента социального развития.
Впервые необходимость использовать коммуникативные возможности сети Интернет возникла в МАРХИ в 2009 году, в процессе организации информационной поддержки мероприятий, направленных на развитие сферы дополнительных образовательных услуг. Перед сотрудниками института, работающими над этим Проектом, стояла задача в короткие сроки распространить информационные образовательные материалы, разработанные преподавателями МАРХИ. Для реализации
поставленной задачи были использованы традиционные корпоративные коммуникации, существующие между архитектурным образованием, проектными организациями, представителями смежных специальностей, а также опыт зарубежных университетов по созданию Открытых Образовательных курсов (ООК), которые уже более десяти лет используют Интернет-публикации для развития междисциплинарного общения.
Первые публикации курсов Открытого Образования по архитектуре в МАРХИ предназначались для использования их профессиональной корпоративной средой - студентами, преподавателями, архитекторами, абитуриентами русскоязычных архитектурных школ. Содержание «пилотной версии» ООК определялось с помощью метода экспертных оценок преподавателями МАРХИ, с учетом существующей степени интереса к темам публикаций [3].
Первоначально были опубликованы десять курсов довузовского образования для подростков и их родителей, тех, кто хочет познакомиться с учебными программами с целью подготовки к вступительным экзаменам в архитектурный вуз. Форма Открытых курсов МАРХИ была выбрана в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к публикациям Консорциум Открытых курсов. Материалы курсов были опубликованы максимально полно и, включали полный теоретический лекционный курс, методические рекомендации по выполнению практических заданий и примеры выполненных работ, то есть позволяли, при желании, самостоятельно освоить программу довузовской подготовки [4].
Темы для шести первых Открытых образовательных курсов профессионального послевузовского образования были выбраны также на основании экспертной оцен-