ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ Мельникова М.Н. Email: [email protected]
Мельникова Мария Николаевна — педагог-психолог, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25 им. И.А. Копылова, п. Фряново, городской округ Щелково, Московская область
Аннотация: в статье анализируются понятие урока, его признаки и виды: традиционный и современный, для чего предназначен урок, его задачи и цели: обучение, развитие и воспитание, какова эффективность урока, подготовка к уроку педагога, а также подготовка к уроку обучающегося: самостоятельная подготовка обучающегося и изучение дополнительной литературы, а также самоконтроль и коррекция своих действий при изучении предмета, требования к современному уроку, а также рассматривается формирование личности в коллективе, взаимодействие педагога и обучающегося, а также атмосфера в коллективе, психологический комфорт.
Ключевые слова: урок, современный урок, личность, педагогика, проблемы урока, здоровье, психология.
LESSON IS THE MAIN FORM OF ORGANIZING EDUCATION IN A MODERN SCHOOL. REQUIREMENTS FOR A MODERN LESSON
Melnikova M.N.
Melnikova Maria Nikolaevna - Teacher-Psychologist, Teacher of history and social studies, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25 NAMED AFTER I.A. KOPYLOV, FRYANOVO VILLAGE, SHCHELKOVO URBAN DISTRICT, MOSCOW REGION
Abstract: the article analyzes the concept of a lesson, its signs and types: traditional and modern, for which the lesson is intended, its tasks and goals: training, development and education, what is the effectiveness of the lesson, preparation for the lesson of the teacher, as well as preparation for the lesson of the student: self-preparation of the student and the study of additional literature, as well as self-control and correction of their actions in the study of the subject, the requirements for a modern lesson, as well as the formation of a personality in a team, the interaction of a teacher and a student, as well as the atmosphere in the team, psychological comfort.
Keywords: lesson, modern lesson, personality, pedagogy, lesson problems, health, psychology.
УДК 372. 1.
Исторически, учёные теоретики и практики искали различные возможности эффективного, обучения и усвоение материала подрастающим поколением. Для того чтобы обучить детей, были придуманы школы, начавшие своё развитие ещё при Петре I, который и организовал уроки с педагогами.
Уроком принято называть время для занятий и обучения. Слово «урок» - означает «давать задание, выполнять работу».
М.Н. Скаткин в своём труде «Дидактика средней школы» даёт следующее определение: урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Согласно концепции, М.И. Махмутова: урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения1.
1 Шегаева А.В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Научный журнал «Молодой учёный». (Элект. ресурс): http://www.rn u ^ш^г h ve/66/11096/
Можно выделить основные признаки урока: имеет строго обозначенные рамки учебного времени в России, как правило, длительность урока 40-45 минут, между которыми имеется свободное время - перемена по 5-15 минут, иногда больше, например, на обед); на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; один урок отводится на изучение только одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса и направлен на обучение, развитие и воспитание; организатором и руководителем урока является учитель (педагог).
Урок включает три цели: обучение, развитие и воспитание. Однако главная функция урока должна состоять в развитии индивидуальности и формировании личности, отдельных их качеств в единстве.
Принято выделять традиционный урок и современный урок. Традиционный урок - это урок, основная цель которого состоит только в прочном усвоении знаний, формировании умений и навыков, где активную роль играет учитель. На традиционном уроке не происходит познавательной активности и самостоятельной работы учащихся. Современный урок появился на базе традиционного урока, в результате его совершенствования.
Современный урок способствует более широкому развитию познавательных способностей учащихся, приобретает творческий характер, к самостоятельной работе предъявляются всё более новые требования. Особенностью современного урока помимо знаний и умений, полученных на уроке от учителя, является то, что учащийся должен изучить дополнительную литературу, а изучение нового материала сопровождается коллективным обсуждением, переходящим к индивидуальному самостоятельному выполнению задания. Современный урок -это организованное педагогом духовное общение группы, где содержание - это научное знание, а конечный итог - это интеллект ученика.
Урок будет эффективным, в том случае, когда коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы. Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся.
Вопрос о типологии уроков является одним из трудных. В педагогической литературе множество классификаций уроков, но единой до сих пор нет. В одной из классификаций выделили нестандартные типы уроков: уроки-лекции; уроки-семинары; уроки-зачёты; уроки-конференции; уроки-игры, и также стандартные: урок получения новых знаний, комбинированные (смешанные) уроки, уроки обобщения, систематизации и контроля и т.д.
Согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, операции самоконтроля и коррекции -необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.
Урок играет ведущую роль в развитии и формировании личности. Поэтому его разработка и проведение представляет значительную сложность. Урок должен вызывать интерес, это позволит лучше его понять и поспособствовать более легкому и быстрому усвоению знаний. Успех правильного планирования урока зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, уметь, знать и т.д.
В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями. Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования1.
Подготовка учащихся к предстоящим урокам в идеале предполагает: ознакомление их с планом работы на предстоящих уроках; выполнение подготовительных домашних заданий; предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника; чтение дополнительной литературы; проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут
1 Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. 1983 г. (Элек. ресурс): http://www.detskiysad .ru/ped/ped 175 .html.
способствовать изучению нового материала. Однако на деле подготовка обучающихся заметно отличается.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются1:
- Использование новейших достижений науки, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
- Реализация на уроке всех дидактических принципов и правил.
- Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
- Связь с ранее изученными знаниями и умениями.
- Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
- Эффективное использование педагогических средств.
- Формирование необходимых знаний, умений, навыков, умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.
С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных, психологических и развивающих требованиях.
Поэтому, главная задача учителя - организация и проведение урока. Но кроме этого, в классе должна быть атмосфера, располагающая к восприятию новых знаний. А этому способствует дружественная обстановка в классе. Эффективность проведенного урока в современных условиях напрямую зависит от единства коллектива, умения ладить между собой и коллективно выполнять поставленные во время урока задачи. В современных условиях необходимо учитывать и применять на практике новые технологии, мотивировать учеников, следить за тем, чтобы в процессе обучения ученики не повредили своё здоровье не достаточным освещением и др.
В настоящее время перед педагогом стоит большая проблема поиска наиболее адекватных и эффективных форм педагогического проектирования уроков. Сегодня это как никогда актуально в силу развития теории педагогического проектирования и педагогических технологий.
Список литературы / References
1. Шегаева А.В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе.
Научный журнал «Молодой учёный». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rn u h.ru/ar h ve/66/11096/ (дата обращения: 21.09.2020).
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.det k y ad.ru/ped/ped175.htm / (дата обращения: 21.09.2020).
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие. М.: ВАДОС-
пресс. 2004. С. 229.
1 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие. М.: ВАДОС-пресс. 2004 г. С. 229.