Научная статья на тему 'УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок литературы / образовательные технологии / современное образование / информационные технологии / интерактивные методики / онлайн-ресурсы / обучение литературе / развитие литературного вкуса / преимущества и недостатки.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дино Гульнара

Данная работа исследует влияние современных образовательных технологий на процесс обучения литературе, рассматриваются различные методы и подходы, используемые в современном образовании для улучшения усвоения литературных знаний и развития литературного вкуса у учащихся. В работе подробно анализируются примеры успешного применения информационных технологий, интерактивных методик и онлайн-ресурсов на уроках литературы. Обсуждаются преимущества и недостатки использования современных образовательных технологий в контексте обучения литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiqdavlat^edagGgika^niversiteti^^^^^^^Za

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Дино Гульнара

Студентка 1 курса Кафедры методики обучения русскому языку и литературе Чирчикского государственного педагогического университета.

Электронная почта: gulnaradino0202@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Данная работа исследует влияние современных образовательных технологий на процесс обучения литературе, рассматриваются различные методы и подходы, используемые в современном образовании для улучшения усвоения литературных знаний и развития литературного вкуса у учащихся. В работе подробно анализируются примеры успешного применения информационных технологий, интерактивных методик и онлайн-ресурсов на уроках литературы. Обсуждаются преимущества и недостатки использования современных образовательных технологий в контексте обучения литературе.

Ключевые слова: урок литературы, образовательные технологии, современное образование, информационные технологии, интерактивные методики, онлайн-ресурсы, обучение литературе, развитие литературного вкуса, преимущества и недостатки.

ABSTRACT

This work explores the influence of modern educational technologies on the process of teaching literature, examines various methods and approaches used in modern education to improve the assimilation of literary knowledge and the development of literary taste in students. The paper analyzes in detail examples of successful application of information technologies, interactive techniques and online resources in literature lessons. The advantages and disadvantages of using modern educational technologies in the context of teaching literature are discussed.

Keywords: literature lesson, educational technologies, modern education, information technology, interactive techniques, online resources, teaching literature, development of literary taste, advantages and disadvantages.

Урок литературы - это одно из ключевых звеньев в образовательном процессе, которое способствует развитию культуры речи, литературного вкуса и обогащению внутреннего мира учащихся. В наше время современные

April 23-24, 2024

862

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiqdavlat^edagGgika^niversiteti^^^^^^^Za

образовательные технологии играют все более значимую роль в процессе обучения, в том числе и на уроках литературы. Давайте рассмотрим, как современные образовательные технологии могут быть эффективно применены на уроках литературы. Одним из основных преимуществ использования современных образовательных технологий на уроке литературы является возможность создания интерактивной и увлекательной образовательной среды. С помощью интерактивных досок, мультимедийных презентаций, онлайн-ресурсов учителя могут сделать урок более интересным и доступным для учащихся. Например, показывая аудио- и видеофрагменты произведений, учитель может поддержать визуальное восприятие текста и помочь учащимся лучше понять его смысл. Другим важным аспектом применения современных образовательных технологий на уроке литературы является индивидуализация обучения. С помощью онлайн-тестов, заданий для самостоятельной работы, учитель может адаптировать материал под уровень знаний каждого конкретного ученика. Это позволяет создать комфортные условия для обучения каждого учащегося и повысить эффективность урока. Кроме того, современные образовательные технологии позволяют расширить горизонты учащихся и познакомить их с различными литературными произведениями и авторами. Благодаря онлайн-библиотекам, аудиокнигам, видеолекциям, ученики могут познакомиться с широким спектром литературных произведений и развить свой литературный вкус. Таким образом, современные образовательные технологии открывают новые возможности для проведения уроков литературы, делая их более интересными, эффективными и доступными для учащихся. Важно помнить, что технологии - это всего лишь инструмент, а ключевую роль играет профессионализм учителя и его способность правильно применять их в образовательном процессе. Использование современных технологий на уроке актуально, так как позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Урок литературы, сочетающий традиционные методы преподавания и современные технологии, может стать не только эффективным, но и захватывающим для учащихся. Одной из важных составляющих современного образования является использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На уроках литературы учащиеся могут использовать ИКТ для проведения исследований, чтения электронных версий произведений, обсуждения литературных

April 23-24, 2024

863

произведений на форумах и в сетях социальных медиа, создания видеороликов и презентаций, написания блогов и многое другое. Использование ИКТ позволяет учащимся расширить свои возможности в изучении литературы и способствует их активной вовлеченности в образовательный процесс. Одним из преимуществ использования современных образовательных технологий на уроке литературы является возможность создания интерактивных уроков. Вместо традиционного чтения произведений вслух, учащимся предлагается просмотреть анимированные версии произведений, интерактивные графики, слайд-шоу и видео, что позволяет им лучше понять и усвоить прочитанное. Также интерактивные уроки могут включать в себя игры, викторины и другие формы активного участия учащихся в процессе обучения. [1, С. 15-18] Это позволяет сделать урок интересным и увлекательным для учащихся, а также способствует выработке навыков самостоятельного и креативного мышления. Сочетание традиционных и современных методов преподавания помогает учащимся развивать свои навыки чтения, анализа, интерпретации и критического мышления. Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. [3, С. 3-10]

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно - урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. [2, С. 18-19] Мастерская - это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель - мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Основные этапы мастерской:

April 23-24, 2024

864

Индукция (поведение) - это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма - всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Таким образом, современные образовательные технологии имеют огромный потенциал для усиления эффективности уроков литературы. Использование ИКТ и интерактивных методов обучения способствует лучшему усвоению материала, активному вовлечению учащихся в образовательный процесс и развитию их навыков самостоятельного мышления. Однако, необходимо всегда помнить о значимости традиционных методов преподавания, чтобы сохранить глубокое понимание и анализ литературных произведений.

REFERENCES

1. Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001

2. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 - 2002.

3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.

4. Петрусинский В.В. Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

865

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.