Научная статья на тему 'Урок лабораторная работа: «Моделирование чучела птицы»'

Урок лабораторная работа: «Моделирование чучела птицы» Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
427
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок лабораторная работа: «Моделирование чучела птицы»»

Рис 3. Соматотопическая организация корковой зоны 81 человека. Изображения над поперечным срезом мозга (на уровне постцентральной извилины) и их обозначения демонстрируют пространственное представительство поверхности тела в коре, установленное путем локальной электрической стимуляции мозга бодрствующих больных, (изР. Шмидта, Г.Тевса, с.217.)

Рис 4. Чувствительная иннервация лица (ветви тройничного нерва). (Атлас по нормальной физиологии, с.294.)

КурбаковаТ.И.,

учитель биологии МОУ Ста рома й некая СОШ №1, р.п. Старая Майна Ульяновской области

Урок - лабораторная работа: «Моделирование чучела птицы»

Предлагаем читателю урок по программе элективного курса биологии в 6-7 классах «Умелые ручки - почемучки». Урок проводится в форме лабораторной работы.

Каковы его особенности? Урок организует практическую деятельность учащихся на уроке по изготовлению чучела птицы. Изготовление наглядных пособий натуральных объектов - один из активных методов обучения, позволяющий учащихся наиболее эффективно накапливать знания, формировать практические умения и навыки.

Таксидермический материал - чучело птицы - есть натуральный объект, позволяющий наиболее эффективно использовать до сих пор остающийся главным в преподавании биологии объективно-иллюстративный метод, обладающий различными дидактическими функциями, облегчающими процесс обучения.

Цель: углубить, конкретизировать знания об особенностях внешнего строения птиц, выявить черты приспособленности птиц к жизни в воздушной среде обитания, познать этапы развития птиц в процессе эволюции.

Задачи: моделирование чучела птицы, нахождение в объекте его составляющих, видоизменение объектов, развитие умения: обобщать, устанавливать сходство и различие, находить причинно-следственные связи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, творческая работа, лабораторная работа.

Уровень усвоения: творческий (применение знаний в нестандартной обстановке).

Оборудование: таблицы: «Тип хордовые», «Класс птицы», усыпленная птица, мягкая подстилка, стружка, пять отрезков отожженной железной проволоки, пакля, гепроскопическая вода, 10% раствор мышьяковистого натра.

Пояснение.

Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом происходит сбор материала и его первичная обработка; на втором - обсуждение результатов и подведение итогов.

Ход урока Деятельность учителя

1. Вводная беседа учителя о цели и ходе выполнения лабораторной работы. Обязательное формирование вывода на основе проведенной работы.

2. Объяснения учителя: особенности внешнего строения (отделы тела, перьевой покров) связанные с полетом и передвижением по земле. Особенности строения передних конечностей, связанных с полетом.

3. Объяснение и инструкция учителя по выполнению лабораторной работы.

Моделирование чучела птицы. Птиц обычно не консервируют в жидкости, а набивают их шкурки или делают чучела. Перед снятием шкурки птицу взвешивают и измеряют. Указываем наиболее важные промеры.

1) Длина тела - от конца клюва до конца самого длинного пера хвоста. При измерении птицу кладут спиной на линейку или сантиметровую ленту и отгибают ей голову назад.

2) Размах крыльев. Птица лежит спиной на мерной ленте; измеряют расстояние между вершинами растянутых крыльев.

Желательно определить и записать на этикетку цвет глаз, клюва и ног. После промеров сменяют старую вату в клюве и клоаке птицы и приступают к съемке шкурки. При этом широко используют картофельную муку. Она хорошо впитывает жидкость и легко удаляется с оперения. Мукой присыпают кровоточащие ранки, нечаянно разрезанный или пробитый дробью кишечник. Кожа и мышцы, посыпанные ею, перестают быть скользкими. Мука предохраняет руки препаратора от прилипания к ним перьев. В общем, применение картофельного крахмала крайне облегчает работу и повышает качество набитой шкурки или изготовленного чучела. Нужно иметь в виду, что кожа у многих птиц очень тонкая и непрочная, кроме того, она легко вытягивается.

Положив птицу на стол спинной стороной вниз, раздвигают по средней линии брюшка перья в стороны и ножницами или острым скальпелем разрезают кожу от середины грудины до клоаки. Эту операцию надо делать осторожно, чтобы не повредить тонкую стенку брюшной полости; при ее повреждении могут вывалиться внутренности, которые запачкают перья, и будут мешать дальнейшей работе.

Затем пальцами или тупым концом скальпеля отделяют кожу на брюшке и боках, высвобождают коленный сустав, перерезаем его, снимаем чулком кожу с голени. Удаляем мышцы с костей голени и вновь натягиваем на них кожу. То же проделываем с другой ногой.

Далее, отделив кожу с поясницы и перегнув хвост вниз, перерезаем задний отдел туловища, оставив несколько хвостовых позвонков при шкурке. Следует стараться не повредить кожу на спине и основание рулевых перьев во избежание их падения. После этого снимаем кожу чулком с туловища до основания крыльев. Вытянув обе плечевые кости и перерезав пле-

чевые суставы, продолжаем стягивать кожу с шеи до ушей. Пинцетом или пальцами выдергиваем мешочки кожи, которые вдаются в ушные отверстия черепа, снимаем кожу с черепа до глаз. Осторожно перерезаем вокруг них соединительнотканное кольцо и снимаем шкурку до основания клюва.

У птиц с тонкой шеей и относительно большой головой (например, дятлы, утки) снять шкурку можно, лишь сделав небольшой разрез на шее.

Перерезав шею у самого затылка, откладываем тушку в сторону, из глазничных впадин удаляем пинцетом (у крупных птиц тупым концом скальпеля) главные яблоки, делаем разрезы ножницами вдоль ветвей нижней челюсти, удаляем язык и основание черепа. Ножницами расширяем большое затылочное отверстие и с помощью пинцета (с защемленным кусочком ваты), проволоки, спички или другого какого-либо предмета извлекаем головной мозг. Если на углах челюстей есть крупные мышцы, их отрезаем. Очищаем от мышц основание хвоста. Удаляем копчиковую железу и хвостовые позвонки. Пигостиль во избежание выпадения рулевых перьев трогать нельзя.

После этой операции снимаем чулком кожу с крыльев до основания предплечья и удаляем мышцы. У крупных птиц, кроме того, делаем разрез кожи по внутренней стороне крыла между костями предплечья, через который удаляем мышцы.

Теперь аккуратно очищаем кожу от прирезей мяса и от жира. Поврежденные трубчатые кости заменяем палочками или проволокой, иначе при изготовлении тушки конечностям трудно придать нормальное положение.

Перед набивкой шкурки осторожно зашиваем (с внутренней стороны) при помощи тонкой иголки все дыры и тщательно смазываем, пользуясь кисточкой, кости, кожу и разрезы с внутренней стороны крыла 10-процентным раствором мышьяковистого натра, при этом стараемся не намочить перья по краям разреза и вокруг глазных отверстий. Смазывание желательно повторить.

Мышьяковистый натр предохраняет шкурку от гниения, от повреждений молью и кожеедом. Помня, что этот препарат ядовит, следует принимать соответствующие меры предосторожности. Существуют заменители этого препарата, которые готовят так:

1) В 150 смЗ воды разводят 30 г поташа, 10 г калийных квасцов и в 80 смЗ воды - 4 г мелко нарезанного мыла (мыльного порошка или стружки). Оба раствора сливают вместе, и прибавляют к ним 10 смЗ камфарного спирта.

2) Смешивают 80 смЗ зеленого мыла, 10 смЗ 10-процентного раствора карболовой кислоты, 10 г медного купороса и 10 смЗ камфарного спирта.

3) 50 листов бумаги «Мухомор» разрезают на мелкие куски и заливают 0,5 л спирта, или воды. Через

10 дней бумагу отжимают, в жидкость добавляют 50гДЦТ.

4) 10 г арсенита натрия разводят в 50 г воды.

5) Смешивают 90 частей поваренной соли, 5 частей алюминиевых квасцов и 5 частей хлористого аммония. Смесью натирают мездру.

6) В литре воды растворяют около 75 г буры (в порошке) и добавляют 12 капель формалина.

После обработки кожи в глазные впадины вкладываем комочки ваты. Очень тонким слоем ее покрываем череп (не закрывая большого затылочного отверстия), натягиваем кожу на голову. Обматываем ватой или хорошо обработанной (без кострики) паклей кости ног и крыльев гак, чтобы конечности не были толще, чем в норме. Затем втягиваем ноги и крылья, связываем ниткой плечевые кости, придав им параллельное положение (кости должны отстоять друг от друга на расстоянии половины их длины). Далее выворачиваем шкурку перьями наружу, кладем ее на стол брюшной стороной вверх. Придаем правильное положение голове, конечностям и хвосту. Теперь берем тонкую палочку (или кусок проволоки) длиной с тушку и навертываем на нее вату или паклю так, чтобы получилась яйцеобразная кукла с заостренным передним концом. Последний вставляем в затылочное отверстие. В целях более прочного скрепления пинцетом стягиваем с острого конца куклы небольшими порциями вату и заполняем ею черепную коробку.

Расположив плечевые кости параллельно друг другу, вставляем ватную куклу в шкурку. Задний конец палочки (проволоки) должен упираться в корень хвоста. Ноги втягиваем внутрь, при этом тыльную сторону ступни обращаем вверх. Приподнимая пальцами кожу с каждой стороны разреза, вводим при помощи пинцета небольшие порции ваты в область шеи, груди и боков в таком количестве, чтобы набитая шкурка была несколько полнее (особенно в области груди), но не длиннее живой птицы с втянутой шеей. Затем осторожно натягиваем кожу к середине, чтобы перья плотно сомкнулись над разрезом и закрыли его. У крупных птиц (у мелких не обязательно) разрез зашивают поперечными редкими стежками, не захватывая перышек.

После этого птицу прихорашиваем: поправляем конечности и хвост, пинцетом расправляем складки кожи, если они образовались, укладываем на место перья, сжимаем тушку в спиннобрюшном направлении или с боков. Иногда приходится вводить кусочек ваты в горло, чтобы его приподнять. Клюв должен оставаться закрытым. Для этого втыкаем булавку через подбородок в небо или продеваем через ноздри нитку и завязываем ее, подтянув подклювье к надклювью. Затем из полоски бумаги шириной около 1/4 длины тела птицы делаем поясок нужной длины, скрепляя

его концы ниткой или булавкой, и через голову надеваем на туловище. Этот бандаж фиксирует крылья в нормальном положении. Рекомендуется голову и шею обернуть тонким слоем ваты, чтобы прижать оперение. Таким образом, придаем тушке окончательную форму, памятуя, что, засохнув, она сохранит ее.

Монтаж манекена чучела птицы. Манекен птицы состоит из нескольких отдельных частей: шеи, туловища, каркаса конечностей, которые в процессе моделирования собираются в шкурке шесте.

Работу монтажа проводим на мягкой подстилке, которая предохраняет оперение от сминания. Шею наматываем отдельно от туловища. Из стружки вначале скручиваем валик, несколько толще и короче натуральной шеи. Диаметр скрутки в области, прикрепления к черепу должен быть несколько меньше отверстия затылочной части черепа, куда он легко входит. Противоположный конец скрутки по диаметру сходен с передним концом искусственного туловища. Туловище приготавливается из стружек: вначале скручиваем плотный комок, а затем обматываем крепкими нитками, добиваемся по форме сходства с мясной тушкой птицы. Готовое туловище должно быть плотным и несколько меньшего размера, чем мясная тушка.

Заготовка проволок. Для монтажа чучела требуется 5 отрезков отожженной железной проволоки различной длины и диаметра, остро заточенных на конус с обоих концов. Основанием для всей фигуры служит главная осевая проволока. Она имеет длину, равную длине птицы, с небольшим допуском в 5-10 см для укрепления черепа и закрепления конца проволоки в туловище. Проволока для крыльев состоит из двух отрезков: длина каждого равняется развернутому крылу птицы (если птица ставится с раскрытыми крыльями), с допуском в 10 см на закрепление в туловище. Если чучело птицы будет изготовлено со сложенными крыльями, длина проволоки должна быть уменьшена на 1/3. Проволока для ног (два отрезка) по длине равняется конечности, с допуском в 7-12 см на укрепление в туловище и закрепление чучела на подставке.

Важно правильно подобрать нужный диаметр проволоки, особенно для монтажа ног и раскрытых крыльев. Слишком толстая проволока неудобна в работе и при прокалывании рвет на цевке кожу. Тонкая проволока может быть слабой, и чучело будет непрочно стоять на ногах. Наиболее основательной и прочной должна быть проволока для ног - она несет на себе тяжесть всего чучела. При сложенном крыле чучела птицы проволоку для каркаса применяют вдвое тоньше, чем для ног или для развернутых крыльев.

Осевая проволока для туловища может быть относительно тонкой, так как плотно намотанные туловище и шея - сами по себе достаточно крепкая основа; проволока в данном случае связывает лишь туловище, шею и череп между собой. Только подготовив все

основные части манекена, приступаем к сборке фигуры.

Сборка фигуры. Вывернутая наружу шкурка укладывается на матрас, головой к левой руке мастера. В глазницу вставляем плотные комки пакли, имитирующие глазные яблоки. Между ветвями нижней челюсти прокладываем продолговатый валик из пакли. Затем череп обертываем тонким слоем пакли или кудели и натягиваем на него шкурку. При монтировке мелких птичек в глазницы поверх пакли накладываем слой мягкой глины, утапливая в ней тыльной стороной стеклянный глаз, правильно расположив его в орбите. Затем череп оборачиваем тонким слоем белой гигроскопической ваты. Слой ваты, покрывающий стеклянный глаз, слегка смачиваем мокрой кисточкой и пинцетом раздвигаем волокна, обнажая поверхность стеклянного глаза. У средних и крупных птиц глаза лучше вставлять после того, как чучело будет полностью закончено и установлено на подставку. Вначале размещаем на голове ушную часть, подтягивая ее пинцетом к затылку, а затем глазную, одновременно расправляем веко над орбитой. Оправляем и приводим в порядок оперение на голове. Для этого левой рукой удерживаем голову птицы за клюв, правой осторожно зажимаем перо пинцетом и укладываем его на нужное место, следя за рисунком оперения. При монтировке птиц с разрезом на голове или под головой шов зашиваем только после установки и прикрепления шеи к черепу.

Череп на осевой проволоке может быть укреплен таким способом. На конец осевой проволоки, загнутой крючком, накалываем небольшой скрученный комок пакли и плотно увязываем его нитками. По размерам комок должен проходить в расширенное ножом затылочное отверстие черепа, где его укрепляем комками плотной пакли, которыми заполняем полость черепа до отказа.

У некоторых птиц при моделировании головы удобнее закреплять проволоку непосредственно в полости клюва до надевания шкуры на череп. Наиболее удобно так моделировать цапель, журавлей, пеликанов и др. Конец проволоки вводят в полость черепа, прокалывают кости основания клюва, затем пропускают проволоку в полость клюва. Когда проволока будет установлена, на ней в области затылочного отверстия круглогубцами скручивают петлю, к которой привязывают или пришивают череп, прокалывая иглой костную перегородку, расположенную между глазницами.

После закрепления черепа приступают к сборке манекена чучела. Прежде всего, на острый конец осевой проволоки с торцевой стороны насаживаем валик шеи, проколов его насквозь, подтягиваем к черепу и передним концом вставляем в затылочное отверстие. Вслед за шеей на проволоку насаживаем намотанное

из стружки туловище, подтягиваем его ближе к шее и закрепляем в нем конец осевой проволоки. В процессе сборки шкурку птицы постепенно натягиваем на собранные части фигуры, вначале на шейную, а затем на туловищную. При этом подбиваем ее паклей для придания плавности перехода от шеи к туловищу. Чучело создаём поэтапно, с учетом заранее задуманной позы, постепенно придавая ему то положение или позу, в которой хотят показать животное. Позу законченного чучела изменить сложно, так как все исправления будут заметны и трудноустранимы на шкуре.

Монтаж крыльев. Следующим этапом работы над чучелом птицы будет правильная установка и укрепление крыльев. Для этого крыловую проволоку пропускают 1 под шкурой (со стороны грудного разреза) над костями крыла. Для удобства крыло развертываем и выворачиваем плечевую кость из-под шкуры. Остро отточенный конец проволоки проходит между локтевой и лучевой костями до пальца крыла, где ее выпускаем наружу на 2-3 см и загибаем под крылом.

При монтаже крыла в сложенном положении плечевую кость крепко фиксируем на проволоке нитками и плотно обматываем слоем пакли или кудели для имитации мышц плеча. Конец крыловой проволоки, отходящий под прямым углом от плечевой кости и превосходящий ее по длине на 7-10 см, используем для укрепления в туловище. В таком виде плечо вправляем в шкуру. Если крыло у птицы должно быть сложено, его складываем в суставах. На правильно уложенном крыле рисунок пера не смещается, перья не топорщатся и лежат ровно.

К туловищу крыло крепится следующим образом: в определенном месте на туловище толстым шилом провертываем отверстие для проволоки. Перед закреплением проволоку крыла у конца плечевой кости дважды изгибаем. Первый изгиб направляем назад по направлению крыла под углом в 45°, отступив 1-2 см от конца плечевой кости (расстояние зависит от величины птицы - чем она крупнее, тем больше расстояние), другой изгиб направляем в противоположную сторону под тем же углом. Двойной изгиб имитирует плечелопаточный отдел скелета. Затем проволоку острым концом протыкаем сквозь туловище или пропускаем ее через заранее проделанное шилом отверстие. Установив крыло на место (а это будет видно по правильному расположению кроющих перьев на спине и груди), проверяем рисунок пера. При изготовлении чучел со сложенными крыльями разрез кожи под крылом не зашиваем, а только стягиваем, так как под крылом, прижатым к боку туловища, разрез не будет виден.

При моделировании птиц с раскрытыми крыльями монтаж производится несколько иначе; конец проволоки не выпускаем наружу из крыла, а закрепляем его у пальца крыла под шкуркой, так как в противном

случае он будет виден. Плечелопаточный отдел имитируем на каркасе крыла, более четко выгибая угол. Проволоку при монтаже раскрытого крыла необходимо прочно прикрепить к лучевой и плечевой костям крепкими нитками. На раскрытом крыле должна быть хорошо растянута летательная перепонка. Ее необходимо со стороны разреза на крыле подбить мягкой глиной и выровнять, чтобы добиться плавного перехода. Крыло подбиваем паклей (через разрез) и зашиваем кожу. Шов прикрываем перьями.

Моделирование грудной части чучела.

Оформляя грудную часть туловища, под шкурку в области перехода плеча к туловищу пинцетом подкла-дываем небольшие комки пакли. При подбивке следует меньше мять шкурку и внимательно следить за расположением перьев. Чем лучше уложено перо, тем чище и красивее будет чучело. После подбивки грудной части моделируем боковые отделы, а если нужно, то и спину чучела - для чего между туловищем и кожей прокладываем ровный пласт пакли.

Для устранения дефектов и определения симметричности фигуры чучело осматриваем со всех сторон. Для этого левой рукой его приподнимаем, поддерживая за туловище (под шкуркой), а правой рукой проверяем расположение частей тела, выявляя пустые или слишком туго набитые участки: одновременно при этом укладываем перо.

Монтаж ног.

Установить ноги птицы правильно на свои места довольно трудно, так как центр тяжести чучела птицы найти удается не сразу. Трудность заключается также в правильном нахождении места укрепления арматуры ноги и в соблюдении при этом верных пропорций частей тела. Особенно эта операция трудна для таксидермистов, не знакомых с экстерьером и анатомией набиваемого чучела птицы.

Ноги монтируем так: остро отточенную проволоку вводим в подошву ноги и под кожей цевки пропускаем до голени, которую лучше вывернуть из шкурки. Со стороны подошвы оставляем проволоку длиной 5-10 см, используя ее для закрепления на подставке. Голень обматываем паклей или куделью и накрепко прикручиваем к проволоке суровыми нитками (для птиц среднего размера - тетерев, утка и т.д.), или шпагатом (для более крупных птиц).

Наматывая кудель и волокна пакли, моделируем мускулатуру конечности. По своему объему намотанный отдел ноги не должен превышать натурального размера конечности. Макет ноги втягиваем в кожный чехол, не делая излишнего натяжения кожи. При этом надо следить за тем, чтобы шкура не перекрутилась на конечности, в противном случае перьевой покров ляжет неправильно и рисунок его будет нарушен, а конечность укорочена. Чтобы правильно установить ногу на туловище птицы; на проволоке, отходящей

от головки голени, делаем изгиб, который имитирует бедро и тазовый отдел птицы. Вначале изгибаем проволоку под углом 45° в сторону хвоста и, отступив на 1-2 см от головки голени (в зависимости от величины птицы), вновь загибаем проволоку в противоположную сторону под тем же углом.

Затем под прямым углом изгибаем отрезок проволоки для закрепления в туловище. Только после того как будет найдено правильное положение конечности, арматуру прочно закрепляем, дважды прошивая манекен. Если при сборке конечности чучела рисунок оперения на брюхе, особенно в области монтируемой ноги, окажется сбитым и перо не ляжет на свое место, значит, нога установлена неправильно. Если нога установлена правильно, находим нужный угол изгиба конечности, при этом перья на боку ноги должны совпасть по своему рисунку с перьями брюха.

Установка хвоста. К установке и укреплению хвоста птицы приступаем только после того, как будут правильно поставлены крылья и ноги, когда будет найдена нужная поза для всех частей тела птицы. Хвост прикрепляют к тушке тремя проволочными шпильками с односторонней заточкой. Для этого копчик выворачиваем из шкурки наружу, плотно обматываем слоями кудели или пакли и укладываем на место в шкурку. Первую закрепляющую шпильку вводим с наружной стороны хвоста, между рулевыми перьями, стремясь попасть по средней линии копчика и проткнуть его насквозь. Затем, продвигая проволоку через туловище, выводим ее конец наружу у брюха, где и закрепляем обычным путем. Для более прочного закрепления хвоста промежуток между туловищем и копчиком подбиваем комками пакли. Две другие шпильки дополнительно вводим между рулевыми перьями по краям хвостового веера и закрепляем в намотанном туловище. Особенно это необходимо при монтаже птиц с большим хвостовым веером (глухарь).

Оформление чучела. Особенно тщательно подбивают паклей зоб, бока, бедра и околохвостовую часть. Главная задача при этом - создать правильную и красивую фигуру, дать плавные переходы к бокам и по спине чучела, избежать пустот под кожей. Иногда подбивкой некоторых мест специально увеличивают их размеры: выделяют зобную часть, утолщают шею (токующий тетерев, глухарь). Умелая подбивка улучшает внешний вид чучела. Одновременно с этим начинают зашивать шкуру от зоба по брюху. При стягивании разреза кожи укладывают пинцетом перья, прикрывая шов, следя за рисунком перьевого покрова. Завершая подбивку, следует обратить особое внимание на спинную часть; если будут замечены дефекты (впадины, бугры, нарушения линий спины и боков), их устраняют. При наличии бугров и неровностей, за-

метных через кожу, комок пакли передвигают в более подходящее место или подбивают пустоту под шкуркой тампонами, используя для этого длинный пинцет или иглу.

Тщательно и правильно набитое чучело с хорошо поставленными частями тела, с красивыми четкими линиями и хорошо зашитым разрезом можно устанавливать на подставку. Уже на подставке заканчиваем монтаж, выявляя и устраняя мелкие дефекты. Чучело здесь лучше просматривается, и с ним удобнее работать. Особенно тщательно укладываем кроющие перья крыла и ног. Завершаем монтаж укладкой пера по всей поверхности чучела. Это сводится к правильному расположению перьевого рисунка. Работу заканчиваем наложением бандажей на раскрытые крылья и на распущенный веер хвоста, а также оформлением оперения на шее, если изготовляется птица в токующей позе, и вставкой глаз.

Деятельность учеников

Учащиеся выступают в роли исследователей, а педагог выполняет функцию научного консультанта.

Учащиеся, работая в группах, слушают объяснение и инструкцию учителя; моделируют чучела птицы; отвечают на вопросы учителя; делают выводы и записывают их в тетрадь.

Слушают и рассматривают изображение птицы на плакате и анализируют: скелет птицы, его основные отделы, особенности черепа, позвоночника, связанные с полетом; строение скелета задних конечностей и пояса задних конечностей, связанных с хождением птиц; строение мускулатуры, связанной с передвижением птиц - полетом и хождением.

Учащиеся самостоятельно выполняют действия моделирования чучела птицы, такие как: монтаж манекена чучела птицы, заготовку проволок, сборку фигуры, монтаж крыльев, монтаж ног, установку хвоста, оформление чучела, делают обобщение и заключение.

После завершения групповой работы проводится конкурс работ.

Из учащихся формируется экспертная комиссия, которая определяет лучшую работу.

Обсуждение роли птиц позволяет придти к выводу о том, что птицы, особенно насекомоядные, очень полезны, поэтому нужно больше заботиться об их охране.

Домашнее задание

- оформить результаты лабораторной работы;

- подготовить рефераты на тему: «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.