Смелова В.Г.,
учитель биологии ГОУ СОШ № 354, г. Москва
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОБ ОСЯЗАНИИ
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии ПРИКОСНИСЬ КО МНЕ, ДУША!
Слепые живут на ощупь, трогая мир руками, не зная света и тени и ощущая камни...
Иосиф Бродский
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить тактильную чувствительность как компонент кожного анализатора.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные: познакомить учащихся с анатомией и физиологией осязания и тактильной чувствительности.
Развивающие: продолжить формирование специальных навыков проведения практических работ, информационных навыков работы с научным текстом и художественной литературой; коммуникативных навыков работы в парах, группах, выступления перед аудиторией по заданной теме.
Воспитательные: воспитывать целостное восприятие окружающего мира.
ОБОРУДОВАНИЕ: проверочные тесты каждому учащемуся,
- рисунки: «Гистология кожных рецепторов», «Двухточечный порог кожи», «Блок-схема проводящих путей тактильной чувствительности», «Сомато-тропическая организация корковой зоны 81 человека», «Чувствительная иннервация лица»;
- термины по теме;
- оборудование для проведения практикумов (указано в конспекте урока);
- литературные отрывки из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант», из книги О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»;
- картина Микеланджело «Мадонна с младенцем»;
- костюмы для театрализации.
* Примечание. Уроку предшествовал подготовительный этап:
1. Учащиеся заранее получили тексты из повести
В.Г.Короленко и книги О.И. Скороходовой для анализа. Учащиеся с хорошо развитыми навыками выразительного чтения заранее готовятся дома к участию в уроке.
2. Часть учащихся готовила выступление по темам «Кожные рецепторы», «Массаж».
ХОД УРОКА:
I. Начало. Учащиеся входят в класс парами: добровольца с завязанными глазами сопровождает второй учащийся (для обеспечения безопасности передвижения).
1.2 Рефлексия. Обсуждение с учащимися ощущений, возникших при передвижении с завязанными глазами.
1.3 Настрой. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить об осязании. Добровольцы убедились, что стоит только отключить зрительный анализатор, при помощи которого мы воспринимаем 80% информации об окружающем мире, сразу же активизируются другие органы чувств. Но прежде чем включится слух, мы начинаем инстинктивно ощупывать окружающее. Осязание - сенсорная система, которая до поры находилась в тени, гордо выступает на первый план. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. У многих низших животных осязание, наряду с химической чувствительностью, является основным видом восприятия внешней среды.
Вы хорошо знакомы с повестью В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Это литературное произведение, с подзаголовком «Этюд», впервые было опубликовано в газете «Русские ведомости» в 1886 году, переиздано в журнале «Русская мысль» в 1888 году и переиздавалось неоднократно, выдержав шесть изданий при жизни автора. Повесть пользовалась огромным успехом у читателей. Психология слепых занимала Короленко с давних пор. В основу повести автор положил личные встречи и наблюдения за слепыми юношами и девушками, с которыми ему приходилось встречаться во время путешествий по России и Украине. Давайте послушаем отрывок из самого начала повести, который настроит нас на урок. (Чтение отрывка вслух одним из учащихся).
«...Мать он скоро научился узнавать по походке, по шелесту платья, по каким-то еще, ему одному доступным, неуловимым для других признакам: сколько бы ни было в комнате людей, как бы они ни передвигались, он всегда направлялся безошибочно в ту сторону, где она сидела. Когда она неожиданно брала его на руки, он все же сразу узнавал, что сидит у матери. Когда же его брали другие, он быстро начинал ощупывать своими ручонками лицо взявшего его человека и тоже скоро узнавал няньку, дядю Максима, отца. Но если он попадал к человеку незнакомому, тогда движение маленьких рук становились медленнее: мальчик осторожно и внимательно проводил ими по незнакомому лицу, и его черты выражали напряженное внимание; он как будто «вглядывался» кончиками своих пальцев.»
1.4. Обсуждение отрывка. Выявление связи прочитанного с темой урока.
1.5. Постановка цели и задач урока.
1.6. Подготовка к осознанному восприятию нового материала. Проведение проверочной работы.
Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению осязания, мы должны убедиться, что готовы к восприятию важной научной информации.
Проверочная работа «Общий план строения анализатора. Рецепторы» Задание 1. Расположите части анализатора в правильной последовательности восприятия стимула
а) чувствительный нерв, б) сенсорная зона коры головного мозга, в) рецептор.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Воспользуйтесь словами-подсказками: сенсорные органы, контактные, нервные волокна, дистантные, рецептор, нервные окончания
Специальные органы или клетки, воспринимающие стимулы внешней среды и преобразующие их в специфическую активность нервной системы называются
.....1.... Рецепторы могут быть представлены как
свободными окончаниями....2......., так и дифференцированными ......................3., расположенными в Шуби-
не тканей, а также входить в состав сложно устроенных ........4.......Одни рецепторы получают информацию на некотором расстоянии от источника раздражения и называются....5...., другие - лишь при непосредственном соприкосновении с ним -.....6.....
Задание 3. Заполните пропуски в ячейках таблицы:
Типы рецепторов и воспринимаемые ими стимулы
Тип рецептора Электрическая природа стимула Тип стимула
Фоторецепторы Электромагнитная а
Электрорецепторы б Электричество
в Механическая Звук, прикосновение, давление, гравитация
Терморецепторы Тепловая г
д е Влажность, запах, вкус
Ответы:
Задание 1: в —> а —> б.
Задание 2\ 1- рецепторы, 2-нервных волокон, 3-нервными окончаниями, 4-сенсорных органов, 5-дистантные, 6-контактные.
Задание 3: а - свет; б - электромагнитная, в - механорецепторы, г - изменение температуры, д - хеморецепторы, е - химическая.
1.7. Проверка выполнения проверочной работы. Ликвидация пробелов в знаниях
И. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Учитель. Кожный анализатор представляет собой совокупность анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез механических, термических, химических и других раздражений, падающих из внешней среды на кожу и некоторые слизистые оболочки (полости рта и носа, половых органов и др.). Как и другие анализаторы, кожный анализатор состоит из рецепторов, проводящих путей, передающих информацию в центральную нервную систему (ЦНС), и высших нервных центров в коре головного мозга. Кожный анализатор включает разные виды кожной чувствительности: тактильную (прикосновение и давление), температурную (тепло и холод) и болевую.
Наш сегодняшний урок мы посвятим тактильной чувствительности.
Тактильная чувствительность (от лат. tactilis - осязаемый, от tango - касаюсь), ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов. Тактильная чувствительность - разновидность осязания; зависит от вида воздействия: прикосновения, давления, вибрации (ритмичного прикосновения).
Начнем изучение нового материала с рецепторов прикосновения и давления (механорецепторов), осуществляющих функцию осязания. Исследования на человеке и животных привели к хорошему пониманию физиологической функции и гистологического строения механорецепторов кожи и обнаружили между ними корреляцию. Несмотря на то, что кожа человека содержит свыше 600 тысяч механорецепторов, все их можно разделить на несколько основных типов.
П.1. КОЖНЫЕ МЕХАНОРЕЦЕПТОРЫ Выступление группы учащихся после домашней работы с информационным листом (см. Приложение 1). Выступление группы проходит в два этапа:
1. Научное выступление, которое сопровождается демонстрацией рисунка «Гистология кожных механорецепторов» и комментарием заполненной таблицы.
Таблица
Кожные механо рецепторы
Рецептор Название Соответствие Функция Расположение в коже
MA-I Медленно адаптирующийся Диск Меркеля Рецепторы интенсивности и продолжительности деформации, перпендикулярной поверхности кожи Кориум (дерма)
МА-П Медленно адаптирующийся Окончание Руффини Рецепторы интенсивности и продолжительности деформации растяжения кожи Кориум (дерма)
БА Быстро адаптирующийся Тельце Мейснера Рецепторы скорости деформации кожи Кориум (дерма)
тп Очень быстро адаптирующийся Тельце Пачини Рецепторы ускорения деформации кожи Подкожная клетчатка
2. Театрализация.
* Примечание. Театрализация может быть представлена либо в виде сценки, либо в виде вокального исполнения с сопровождением музыки. Все действующие лица имеют опознавательные знаки с надписью представляемого рецептора: головной убор или круг, прикрепленный к костюму.
Появляется рецептор МА-1. Он медленно двигается. МА-1. Я - рецептор МА-Раз Медленно адаптируюсь на вас,
Имею второе название я -Диском Меркеля кличут меня.
Также медленно входит рецептор МА-П МА-И. Я - рецептор МА-Два Думаю, все узнали меня,
Называюсь окончанием Руффини,
В дерме обитаю тоже,
То есть в собственно коже.
Оба. С увеличением амплитуды деформации Растет наша частота импульсации.
Регистрируем силу и давления активность,
То есть служим рецепторами интенсивности. Спросите, чем тогда отличаемся?
Ответим: по-разному приспосабливаемся.
МА-И Я очень чувствителен к растяжению.
МА-1 Мой стимул - перпендикулярная коже деформация движения.
Под музыку В.А.Моцарта «Севильский цирюльник» (ария Фигаро) влетает рецептор БА БА. Пропустите, разрешите,
Тельце Мейснера спешит к вам.
Я - рецептор БА -Быстро адаптирующийся.
Реагирую только на движение кожи.
При этом растет частота импульсации,
Скорость деформации -Вот моя реакция.
МА-Н и МА-1. Ступай к нам, мы тебе поможем Все мы живем в собственно коже.
БА присоединяется к МА-1 и к МА-П.
Под музыку Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» вбегает рецептор ТП. Он движется еще быстрее.
ТП. Тельце Пачини - рецептор смещения,
Меня называют рецептором ускорения.
Реагирую на изменение скорости стимуляции, Называюсь поэтому рецептором вибрации.
Все: Он живет далеко от нас - в жире,
Не пара он нам, иди с миром!
ТП. Позвольте сказать вам -Здесь друг мой и брат.
Направляется к БА, берет его за руку и отводит в сторону.
Не пара мы вам -Вы медлительны слишком,
А мы быстро действуем,
Правда, братишка?
БА. Что правда, то правда,
Отличны мы в том,
Что разную информацию Телу несем.
Обсуждение просмотра. Ответы на вопросы учителя:
1. Какие виды рецепторов находятся в коже?
2. Чем отличаются рецепторы МА и БА, ТП?
3. В чем сходство рецепторов МА-1 и МА-П? В чем отличие?
4. В чем сходство рецепторов БА и ТП? В чем отличие?
II. 2. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ СТИМУЛОВ Учитель. Для получения меры пространственного разрешения пригодны различные тесты по распознаванию пространственных деталей тактильных стимулов. При рутинном клиническом тестировании к коже слегка прикасаются (например, ваткой) и пациента спрашивают о том, что он ощущает и где находится раздражитель. В одном из часто применяемых тестов используется циркуль, двумя кончиками которого одновременно прикасаются к коже для определения двухточечного порога. Двухточечный порог - это минимальное расстояние между двумя точками, на котором они еще ощущаются раздельно. Двухточечный порог на разных частях тела неодинаков. Это обусловлено особенностями иннервации разных областей кожи и связанным с ней характером соединения афферентных волокон в ЦНС. Участки кожи, в пределах которых два одновременных прикосновения воспринимаются как одно называются осязательными кругами Вебера (названы так в честь немецкого анатома E.H.Weber, жившего в1795-1878 гг.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ СТИМУЛОВ»
Цель: определить двухточечный порог в различных участках кожи.
Оборудование: циркуль или остро заточенные грифельные карандаши, дезинфицирующий раствор.
Ход работы: Работа проводится в парах. Учащиеся делятся на Испытуемого и Лаборанта. Испытуемый закрывает глаза. Лаборант прикасается кончиками циркуля с различным разведением игл к различным участкам тела Испытуемого. Испытуемый должен, не
глядя, ответить, в одной или в двух точках до него дотронулись. Результаты исследования заносятся в протокол.
Протокол проведения испытания на определение двухточечного порога
Дата____Ф.И. испытуемого______Возраст_______Пол_____
Участок кожи Расстояние Ответ испытуемого Результат
Нос
Лоб
Кончик пальца
Ладонь
Ладонь с тыльной стороны
Язык
Губы
Предплечье
После проведения работы делается вывод о наиболее чувствительных участках кожи. Учащимся предлагается объяснить, почему кончики пальца, нос и язык обладают наибольшей чувствительностью.
* Примечание. При наличии времени проводится вторая часть работы по пространственному разрешению, которое оценивается по распознаванию цифр или букв разной величины, вычерчиваемых на коже тупым стержнем.
Подведение итогов практической работы. Работа с рисунком «Двухточечный порог кожи».
Домашнее задание 1. Определить чувствительность кожи на спине, подошве, икре, вентральной поверхности бедра, груди, животе.
И. 3. КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ СТИМУЛОВ
Учитель. Как я уже отметила в начале урока, В.Г. Короленко создал свою повесть «Слепой музыкант» на основе подлинных встреч с слепыми людьми. «По отношению к интересующему Вас произведению,- пишет он 9 ноября 1894 года переводчику Л. Голыпману,- могу прибавить, что здесь (т. е. в Ровно), еще мальчиком я познакомился впервые с слепой девушкой. Это была взрослая уже племянница нашей домовладелицы, слепорожденная. У нее было необыкновенно развитое осязание. Она очень любила щупать материи, покупаемые ее знакомыми и подругами, часто оценивала с точки зрения красоты и раздражалась, до слез, когда ей говорили, что она об этом не имеет понятия.»
В литературном произведении писатель отразил это жизненное наблюдение в следующем фрагменте:
«...Дядя Максим угадал - тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое и восприимчивостью к ощущениям осязания и слуха как бы стремилась
восстановить до известной степени полноту своих восприятий. Всех удивляла поразительная тонкость его осязания. По временам казалось даже, что он не чужд ощущения цветов; когда ему в руки попадали ярко окрашенные лоскутья, он дольше останавливал на них свои тонкие пальцы, и по лицу его проходило выражение удивительного внимания».
Давайте и мы проведем практическую работу, чтобы определить эту способность у вас.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2 «КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ СТИМУЛОВ»
Цель: убедиться в качественном восприятии предметов различной структуры.
Оборудование: разнообразные предметы (деревянные карандаши, пластмассовые ручки, металлические чайные ложки и др.), кусочки ткани разного состава (шерсть, хлопок, шелк, ацетатный шелк и т.д.).
Ход работы: Работа проводится в парах. Учащимся предлагается два набора исследуемых предметов в закрытых коробках с надписями «Набор 1» и «Набор 2». Учащиеся распределяются на Испытуемого и Ассистента. Испытуемому завязываются глаза. Ассистент предлагает Испытуемому последовательно каждый предмет из «Набора 1». Испытуемый должен на ощупь определить предмет и его структуру (дерево, металл, пластмасса). Затем испытание усложняется: предлагаются различные ткани. Ассистент фиксирует ответы Испытуемого в протоколе:
Протокол проведения испытания на определение качественного разрешения тактильных стимулов Дата______Ф.И. испытуемого____Возраст____Пол_____
№ п/п Предмет Структура Ответ Результат
1 Карандаш Дерево Карандаш, дерево + +
И т.д.
5 Кусочек ткани Шелк Кусочек ткани, хлопок + -
И т.д.
После завершения испытания Испытуемый и Ассистент меняются местами. Второму учащемуся предлагается «Набор 2».
Подведение итогов выполнения практической работы. Рефлексия.
Домашнее задание 2. Продолжить работу дома с целью определения размеров какого-либо предмета (в сантиметрах) на ощупь.
Учитель. Давайте послушаем еще один отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». (Чтение отрывка учащимся).
«...Однажды, проходя по двору, Максим услышал в гостиной, где обыкновенно происходили уроки музыки, какие-то странные музыкальные упражнения. Они состояли из двух нот. Сначала от быстрых, последовательных, почти слившихся ударов по клавише дрожала самая высокая яркая нота верхнего регистра, затем она резко сменялась низким раскатом баса. Полюбопытствовав узнать, что могли означать эти странные экзерциции, Максим заковылял по двору и через минуту вошел в гостиную, В дверях он остановился, как вкопанный, перед неожиданною картиной.
Мальчик, которому шел уже десятый год, сидел у ног матери на низеньком стуле. Рядом с ним, вытянув шею и, поводя по сторонам длинным клювом, стоял молодой прирученный аист, которого Иохим подарил паничу. Мальчик каждое утро кормил его из своих рук, и птица всюду сопровождала своего нового друга-хозяина. Теперь Петрусь придерживал аиста одною рукой, а другою тихо проводил вдоль его шеи и затем по туловищу с выражением усиленного внимания на лице. В это самое время мать, с пылающим, возбужденным лицом и печальными глазами, быстро ударяла пальцем по клавише, вызывая из инструмента непрерывно звеневшую высокую ноту. Вместе с тем, слегка перегнувшись на своем стуле, она с болезненной внимательностью вглядывалась в лицо ребенка. Когда же рука мальчика, скользя по ярко-белым перьям, доходила до того места, где эти перья резко сменяются черными на концах крыльев, Анна Михайловна сразу переносила руку на другую клавишу, и низкая басовая нота глухо раскатывалась по комнате.
Оба, и мать и сын, так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима, пока он, в свою очередь, очнувшись от удивления, не прервал сеанс вопросом:
— Аннуся! что это значит?
Молодая женщина, встретив испытующий взгляд брата, застыдилась, точно застигнутая строгим учителем на месте преступления.
— Вот видишь ли,— заговорила она смущенно,- он говорит, что различает некоторую разницу в окраске аиста, только не может ясно понять, в чём эта разница... Право, он сам первый заговорил об этом, и мне кажется, что это правда...
— Ну, так что же?
— Нич его, я только хот ел а ему... немножко... объяснить эту разницу различием звуков... Не сердись, Макс, но, право, я думаю, что это очень похоже...»
Рефлексия. Обсуждение услышанного.
Учитель. Как вы поняли из этого фрагмента, у некоторых слепых развита способность на ощупь различать не только структуру, но и цвет окружающих предметов. Правда это утверждение является не бесспорным. Так О.И.Скороходова в своей книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» пишет, что на ощупь она не различала цвета. Ольга Ивановна Скороходова - человек удивительной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а затем и слух. Примерно в десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей, где под руководством
профессора И. А. Соколянского у нее была восстановлена речь. Здесь же она получила среднее образование, а в дальнейшем защитила диссертацию в НИИ дефектологии. Ею написаны многочисленные статьи и три книги.
Давайте послушаем отрывки из ее книги-дневника.
Чтение отрывков учащимися. (Нумерация отрывков приводится в соответствии с книгой)
1. Однажды я читала в кабине с Ч. Вдруг с той стороны, где находится дверь, движение воздуха прошло по моей шее и плечу. Я вздрогнула и повернулась в ту сторону. Ч. сказал мне: «Это зашел X.».
2. Если Л. И. пожмет мне руку, здороваясь со мной, то я всегда узнаю ее физическое состояние. Так же я всегда замечаю, когда она бывает чем-нибудь расстроена или недовольна. Я это чувствую по движению ее пальцев, по напряженному состоянию ее руки, а также и по содроганию. Она часто отвечает мне, что ничем не расстроена, но я уже настолько хорошо изучила ее руку и движение, что не верю ей. Я думаю, что если бы я видела глазами и изучила лицо Л. И., то я, вероятно, не лучше бы узнавала по выражению лица ее физическое и духовное состояние, чем узнаю по самым не уловимым признакам посредством осязания.
3. По малейшему содроганию какой-нибудь жилки или по едва уловимому движению хоть одного пальца на руке у X. я всегда узнаю, что ему что-нибудь не понравилось или он чем-то недоволен. Также посредством осязания я узнаю, когда он бывает доволен.
4. Не только у хорошо мне знакомых, но даже у тех людей, которых я мало знаю, я все-таки часто узнаю их плохое физическое или духовное состояние. У меня есть одна знакомая Л., которую я редко вижу. Но при встрече с нею я в первые же секунды узнаю.
5. Когда она бывает спокойна и довольна и когда бывает расстроена чем-нибудь, я у нее сейчас же об этом спрашиваю, и она с удивлением отвечает: «Да, ты не ошиблась, я действительно расстроена» и объясняет, чем расстроена.
6. Мне мои руки частично заменяют зрение и слух. Но и ноги мои играют в этом случае не последнюю роль. Так, я легко чувствую малейшее понижение в почве, если я иду по улице или в парке. Вот почему, идя по улице, я узнаю, когда подхожу к концу тротуара, где нужно сходить на мостовую
и, когда подхожу к тому месту, где нужно взойти на тротуар. Даже в доме я чувствую, если пол немного понижается в какую-нибудь сторону. Когда-то у нас ремонтировали пол в комнате игр. Когда я первый раз прошлась по комнате после ремонта, я определила, что пол стал немного покат в одну сторону.
7. Мне сказала В. М., что она уходит на собрание, а вместо нее будет Л. И. После занятий я легла отдохнуть и уснула. Я почувствовала, что меня будят, и еще во сне, по прикосновению к моему плечу, узнала, что меня будила В. М. Я проснулась и спросила: «Разве вы не ушли на собрание?» - «Все ушли, а я осталась»,- отвечала В. М.
8. Я читала с Ч. в кабине. Туда зашел X. Он подошел ко мне и положил свою руку на мое плечо. «Это я»,- сказал X - «Я сразу почувствовала, что это вы, когда вы положили свою руку на мое плечо»,- отвечала я.
9. Я проходила мимо телефона, у которого стоял кто-то из женщин. Я остановилась и прикоснулась рукой к фигуре
того, кто стоял. Я сразу узнала, что это была Е. А. И не ошиблась. Вообще, я сразу узнаю Е. А. по первому прикосновению к ней в любом месте ее тела.
10. Я читала с Ч. Вдруг я почувствовала, как по моей правой щеке скользнул движущийся воздух. Я повернула лицо в ту сторону, откуда прошла струя воздуха по моей щеке. Ч. сказала: «Это прошел мимо стола Ц.». У меня было такое впечатление, словно, я увидела, что кто-то прошел.
Учитель. Даже из этих немногочисленных воспоминаний можно сделать вывод, что осязание играет огромную роль в жизни слепоглухих людей. Каким же образом мозг анализирует осязательную информацию?
II. 4. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ ТАКТИЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Рассказ учителя. (Рассказ сопровождается демонстрацией рисунков «Блок-схема проводящих путей тактильной чувствительности», «Конфигурация рецептивного поля отдельного спинномозгового нейрона, реагирующего на тактильные раздражители», «Соматотопическая организация корковой зоны 81 человека»).
Из предыдущего объяснения мы поняли, что тактильные стимулы воспринимаются свободными нервными окончаниями, нервными сплетениями вокруг волосяных фолликулов, тельцами Пачини, Мейснера и дисками Меркеля. Нервные волокна от кожных рецепторов в ЦНС различаются строением, толщиной и скоростью проведения импульсов: самые толстые передают главным образом тактильную чувствительность со скоростью 50- 140 м/сек. Волокна температурной чувствительности несколько тоньше, скорость проведения 15-30 м/сек, тонкие волокна лишены мие-линовой оболочки и проводят импульсы со скоростью
0,6-2 м/сек.
Несколько дисков Меркеля или телец Мейснера могут иннервироваться одним нервным волокном, составляя своеобразное тактильное образование. Наиболее тонко дифференцированные инкапсулированные рецепторы (тельца Пачини, Мейснера) связаны с толстыми (4-13 мкм) мякотными афферентными волокнами, а также тонкими безмякотными эфферентными волокнами.
Инкапсулированные рецепторы (типа телец Пачини и Мейснера) определяют порог тактильной чувствительности: они возбуждаются при прикосновении и вибрации и быстро адаптируются. Ощущение давления возникает при возбуждении медленно адаптирующихся рецепторов (таких, как свободные нервные окончания). По сравнению с другими кожными ощущениями тактильная чувствительность быстро уменьшается при длительном раздражении, так как в целом процессы адаптации в тактильных рецепторах развиваются весьма быстро. Проведение практической работы позволило нам убедиться, что наиболее
дифференцированная тактильная чувствительность возникает при раздражении кончиков пальцев рук, губ, языка, где располагается большое количество разнообразных механорецепторных структур.
Чувствительные пути кожного анализатора проходят через спинной и продолговатый мозг в зрительные бугры, связанные с задней центральной извилиной теменной области коры головного мозга, где нервное возбуждение превращается в ощущение. От всех чувствительных путей, идущих в головной мозг, отходят ветви в ретикулярную формацию ствола мозга. В нормальных условиях кожные раздражения не воспринимаются раздельно. Ощущения формируются в виде сложных целостных реакций. В интеграции восприятий принимают участие разные отделы ЦНС и вегетативной нервной системы. От их состояния и взаимодействия зависят характер (модальность) и эмоциональная окраска ощущений, возникающих вследствие деятельности кожного анализатора.
Основные места переработки осязательной информации
Модальность Уровень переключения
Первичный (уровень I) Вторичный (уровень 2) Третичный (уровень 3)
Осязание Спинной мозг или ствол мозга Таламус Соматосенсорная кора
Корковая часть тактильного анализатора представлена в постцентральной и передней эктосильвиевой извилинах.
Работа с рис. «Соматотопическая организация корковой зоны 81 человека»
Под ходу объяснений учителя учащиеся фиксируют е тетради основные положения рассказа.
II. 5. МАССАЖ
Учитель. Вспомните ласковые руки мамы, которая нежно гладила вас по голове, утешая в очередную безутешную детскую минуту. Вам становилось легче? Вспомните вашу первую реакцию после того, как вы нечаянно ушибли руку или ногу или получили подзатыльник от лучшего друга. Правильно - вы сразу же начинаете поглаживать больное место. Это природа. Приведу пример из научной прессы:
• 40 недоношенных детей были разделены на две равные группы. В одной группе детей ежедневно нежно поглаживали в течение 45 минут, а в другой - нет. Спустя 10 дней дети в первой группе весили на 47% больше, чем во второй, хотя и те, и другие получали одинаковое количество калорий.
Как вы думаете, почему? Обсуждение.
Давайте послушаем историю массажа.
Выступление группы «Массаж».
1 ученик. Дата происхождения массажа теряется в глубокой древности. Ни один народ как в далеком прошлом, так и в настоящем не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа. Было бы неправильно утверждать, что массаж изобрели китайцы, индусы, греки или римляне. Начало знакомства человечества с массажем надо искать в истоках народной медицины. В своем стремлении облегчить страдания, излечить болезни организма люди с незапамятных времен искали различные средства в окружающей их среде - в животном и растительном мире, в естественных факторах природы, используя воду, свет, движения. Первичным применением отдельных видов массажа был, вероятно, инстинктивный жест для облегчения боли ушибленного или пораженного недугами места - поглаживание, растирание, разминание.
2 ученик. Филологические изыскания происхождения самого слова «массаж» свидетельствуют о чрезвычайно древнем существовании этого понятия. Одни авторы считали, что слово «массаж» произошло от санскритского корня «makch», другие - от греческого слова «masso» (сжимать руками), третьи - от латинского «massa» (пристающее к пальцам), четвертые - от арабского «mass», или «masch» (нежно надавливать), пятые - от древнееврейского «машешь» (ощупывать). (Все слова заранее записаны на отчетном листе группы). Развитие массажа как определенной лечебной дисциплины было наряду с другими видами народной медицины у всех народов и у всех племен. Например, на основании сведений о применении массажа народами, обитавшими на островах Тихого океана, очевидно, что массаж имел место в жизни первобытных народов. 3 ученик. В своем дневнике знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай так описывает массаж туземцев в Новой Гвинее (воспоминание относится к 1871-1883 гг.): «Девочка подошла ко мне и, схватив обеими руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное ее распоряжение. Давление перешло в растирание кожи головы двумя пальцами, причем массажистка выдавливала растираемое место насколько могла. Когда правая рука ее устала, она стала делать это левой, причем я заметил, что сила пальцев левой руки ее не уступала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не подумал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны ее руки».
4 ученик. По описанию путешественников, массаж в качестве лечебного средства применялся туземными знахарями различных племен Южной Африки. Этот массаж в ряде случаев напоминал жестокую
пытку, но, по уверению массируемых, он приносил им облегчение.
Очень распространен массаж среди населения Индонезии. Древнейшие обитатели Сандвичевых островов, канаки, пользовались массажем, известным под названием «ломи-ломи». Он применялся в форме общего и местного воздействия и состояп из разминающих приемов, раздавливания, трения и поглаживания.
Относительно истории возникновения и развития массажа имеются литературные источники, созданные за многие века и даже тысячелетия до н. э., главным образом в странах Древнего Востока, а также в Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Риме.
1 ученик. Древнекитайская медицина уделяла большое внимание общегигиеническому режиму, общеукрепляющему лечению: гимнастике, диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению.В древнейшем литературном памятнике Китая, в рукописи «Ней-цзин», написанной за три тысячи лет до н. э. («Книга о внутреннем человека»), уже упоминаются заболевания, при которых необходимо не только принимать лекарства, но и использовать гимнастику и массаж. По мнению древних китайских врачей, массаж усиливал движение крови и тем способствовал излечению заболеваний. В рукописи «Ней-цзин» сказано: «Если под воздействием испуга нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его». Сведения о технике и методике древнего китайского массажа были около 1000 лет тому назад систематизированы известным китайским врачом Кан-Фу и явились в известной степени основой техники массажа в современном Китае. Великие китайские ученые (начало нашей эры) Хуа-То, Пен-Чо, Чао Юан-фан и другие придавали такое же значение массажу, как лечебной гимнастике и дыхательным упражнениям.
2 ученик. Мы предлагаем вам освоить простейшие приемы классического массажа с тем, чтобы помогать себе и близким.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 3 ШКОЛА МАССАЖА
1 вариант-, на урок приглашается профессиональный массажист, который демонстрирует приемы массажа на добровольце.
2 вариант-, учащиеся выполняют все действия самостоятельно по инструктивным карточкам под руководством учителя.
Инструктивная карточка
В классическом массаже выделяют следующие приемы:
^ Поглаживание
^ Растирание
^ Разминание
^ Выжимание
^ Вибрация.
Иногда прием выжимание не выделяют в отдельную группу, а включают в разминание или рассматривают, как поглаживание с отягощением.
Техника Массажа
Поглаживание
Это самый простой прием, его все умеют выполнять изначально, но есть ряд тонкостей, на которые стоит обратить внимание.
Поглаживанием начинается и заканчивается всякий массаж и оно используется как связующий прием между приемами.
Поглаживание необходимо выполнять по ходу лимфатических сосудов.
Поглаживание выполняется медленно, ритмично.
При поглаживании кожа не сдвигается.
Поглаживания бывают:
• плоскостное, все пальцы плотно прижаты друг к другу. Выполняется обычно на спине;
• обхватывающее, большой палец отставляется в сторону. Применяется на конечностях и боковых частях туловища;
• глажение, выполняется тыльной поверхностью кисти. Очень легкое и приятное, т.к. кожа на тыльной поверхности кисти более нежная;
• гребнеобразное, гребнями сжатых в кулак пальцев;
• граблеоразное, пальцы растопырены как грабли;
• щипцеобразное, напоминает обхватывающее, но используется не вся ладонь, а только кончики пальцев, т.к. применяется этот прием на пальцах, мелких суставах и мышцах, ахиловом сухожилии.
По направлению движений поглаживание делится на:
• прямолинейное
• круговое
• спиралевидное
• зигзагообразное.
Попробуйте сейчас выполнить эти разновидности поглаживания на своей руке.
Внимание! Обратите внимание на то, как вы возвращаете руку для начала движения. Обычно начинающие массажисты руки отрывают от тела и переносят в начальную точку. Это неправильно. Руки должны скользить в обратном направлении, слабо касаясь тела, но не отрываясь от него. Попробуйте 2 варианта и оцените их.
Домашнее задание 3: Вернувшись домой, погладьте кого-нибудь из своих близких, попробуйте применить разнообразные приемы поглаживания, их направленность и скорость.
Ш. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ: (Учащимся предлагается текст с пропущенными словами. После просмотрового чтения учащиеся вместе с учителем заполняют пропуски слов, выделенных курсивом).
1. Осязание - способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорнодвигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.).
2. В основе процесса осязания лежит раздражение различных видов рецепторов {механорецепторов, воспринимающих прикосновение, давление, растяжение; терморецепторов, воспринимающих тепло и холод; рецепторов боли) и последующее преобразование поступающей информации центральной нервной системой, включая кору больших полушарий.
3. Осязательное ощущение может быть очень разнообразным, т.к. оно возникает в результате комплексного восприятия различных свойств раздражителя, действующего на кожу и подкожные ткани.
4. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.
5. На клеточном уровне осязание распадается на несколько различных рецепторных процессов. Единого морфологического типа осязательных клеток не существует.
6. Осязание в известной мере заменяет другие органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Посмотрите на картину, которая сопровождала нас весь урок. Мадонна нежно прижала младенца. Доверчив ребенок, открыто сердце. Тепло материнской груди и ласка светлым куполом окружают дитя.
Завершая наш урок, хочется еще раз напомнить вам, что самое драгоценное, что есть у нас - это наше здоровье. Берегите его! Ольга Ивановна Скороходова за 70 лет жизни смогла сделать многое, прошла необыкновенный путь борьбы за полноценную жизнь, за преодоление невзгод, сопровождающих жизнь слепоглухого человека. Она сумела выйти победителем в этой борьбе, достигла замечательных успехов в научной и литературной работе. Одаренная научной
проницательностью, Ольга Ивановна писала еще и необыкновенно прекрасные стихи. Строфой из ее стихотворения «Письмо» я и хочу закончить наш урок. Мир духовный так прекрасен,
А борьба за светоч знанья Заменяет жизнь пустую И ненужные страданья.
Литература
1. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия, 1995.
С.539.
2. Большая советская энциклопедия - Ьйр://\у\у\у.гиЫсоп. сот.
3. Гранит Р. Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., М., 1957.
4. Грин П., Стаут У, Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ/Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990. С.271-276.
5. Есаков А. И., Дмитриева Т. М. Нейро-физиологические основы тактильного восприятия - М., 1971.
6. Ильинский О. Б. Физиология кожной чувствительности/ В кн.: Физиология сенсорных систем. Ч. 2 - Л.: 1972 .
7. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов/ Под. Ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высш. Шк., 1987. С. 294.
8. Короленко В.Г. Слепой музыкант. Этюд. - М.: Сов. Россия, 1978.
9. Милнер П. Физиологическая психология. Пер. с англ. -М., 1973. (гл. 8, 10.).
10. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб. для биол. и медиц. спец. вузов/ А.Д. Ноздра-чев, И.А.Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачева. - М.: Высш. шк., 1991.
11. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика, 1990.-416 с.
12. Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972 (Руководство по физиологии).
13. Физиология человека: В 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - 3-е изд. - М.: Мир, 2007.
14. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. 4.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.
15. http://www.2828.ru/vip/massage
16. http://bse.chemport.ru
17. http://slovari.yandex.ru
Приложение 1
Информационный лист Кожные механорецепторы
Нейрофизиологические опыты показали, что лишенная волос кожа крыс, кошек, обезьян и людей содержит три основных типа механорецепторов. Их называют рецепторами МА, БА и ТП. МА означает
медленно адаптирующийся; при долговременном воздействии механического стимула (давления; например, давления веса тела на подошву) такой рецептор посылает по своему афферентному волокну непрерывный поток импульсов. БА - это быстро адаптирующийся рецептор, реагирующий только на механические стимулы, которые изменяются во времени. ТП означает тельца Пачини гистологически выявленные структуры, функционирующие как очень быстро адаптирующиеся механорецепторы.
Гистология кожных механорецепторов
В опытах на животных гистологическое исследование, последовавшее за нейрофизиологическими измерениями, выявило морфологический субстрат зарегистрированных реакций (рис.А). Оказалось, что в безволосой (голой) коже приматов рецептор МА-1 соответствует диску Меркеля, МА-П - окончанию Руффини, БА - тельцу Мейсснера; ТП, как уже говорилось, - это тельце Пачини. В покрытой волосами коже (рис. Б) рецепторами МА-1 также служат диски Меркеля, но они сгруппированы под характерными, напоминающими бородавки кожными возвышениями диаметром около 0,5 мм - тактильными тельцами Пинкуса-Игго. Рецепторы МА-П здесь опять же тельце. Руффини. В оволосненной коже нет телец Мейсснера; вместо них развита мощная сенсорная иннервация корней волос - рецепторы волосяных фолликулов.
Кодирование сенсорной информации в механоре-цетпорах
С увеличением амплитуды деформации кожи частота импульсации рецепторов МА растет, следовательно, они регистрируют силу, или давление, т. е. служат рецепторами интенсивности. Поскольку рецепторы МА продолжают реагировать, пока сохраняется деформация, они сигнализируют также
о ее продолжительности. В более подробных исследованиях эти рецепторы были разделены на два класса - МА-1 и МА-П. Первые лучше всего реагируют на деформацию, перпендикулярную поверхности кожи, а вторые более чувствительны к ее растяжению.
Рецепторы БА и волосяных фолликулов реагируют только на движение кожи или волос. Поскольку частота их импульсации растет со скоростью движения, их можно называть рецепторами скорости. Эти рецепторы адаптируются к неизменной стимуляции (ее квадратным волнам) за 50-500 мс.
Рецептор ТП обычно реагирует только на изменение скорости механической стимуляции, т.е. на ускорение. Поэтому его называют рецептором ускорения, адекватный стимул здесь -именно ускорение смещения кожи.. Рецептор ТП можно также называть рецептором вибрации.
Такие рецепторы, как МА, которые сигнализируют главным образом об интенсивности раздражения, а не о его изменении во времени, называют по аналогии с техническими датчиками пропорциональными (П - рецепторами), а рецепторы типа БА-дифференциальными (Д - рецепторами). Рецепторы, реагирующие на статические и динамические компоненты стимула, относят к типу ПД.
Таким образом, три основных типа механорецепторов кодируют и передают в ЦНС разные свойства
стимула: интенсивность, или амплитуду, скорость и ускорение деформации кожи. Похоже, что при сложных раздражениях, например при тактильном обследовании тела активно движущимися пальцами, возбуждаются все три типа механорецепторов и осязание основано на оценке и синтезе в ЦНС сигналов, поступающих от всех них.
Задания:
1. Внимательно изучите предложенный текст и рассмотрите рисунок.
Роговой
слой
Эпидермис
Кориум
Подкожная
клетчатка
Б Оволосненная кожа
А Безволосая кожа
Тельце Диски Мейснера Меркеля
Тельце Рецептор Тактильное Окончание
Пачини волосяного тельце Руффини
фолликула Пинкуса —
Игго
Рис. Гистология кожных механорецепторов. Схематически показаны положение и строение разных их типов в лишенной волос (А) и оволосненной (Б) коже, (из Р. Шмидта и Г. Тевса, с.201.)
2. Представьте предложенную информацию в виде таблицы:
Кожные механорецепторы
Таблица
Рецептор Название Соответствие Функция Расположение в коже
МА-І Медленно адаптирующийся Диск Меркеля Рецепторы интенсивности продолжительности деформации, перпендикулярной поверхности кожи Кориум (собственно кожа)
МА-ІІ Медленно адаптирующийся Окончание Руф-фини Рецепторы интенсивности продолжительности деформации растяжения кожи Кориум (собственно кожа)
БА Быстро адаптри-рующийся Тельце Мейсне-ра Рецепторы скорости деформации кожи Кориум (собственно кожа)
ТП Очень быстро адаптирующийся Тельце Пачини Рецепторы ускорения деформации кожи Подкожная клетчатка
3. Подготовьте выступление перед классом на уроке. Внимание! Текст перегружен именными названиями терминов. Придумайте прием, облегчающий восприятие информации классной аудиторией (изложение в стихах, театрализация и т.п.)
4. Все термины должны быть записаны на доске.
Приложение 2
Рисунки к уроку
-«— Двухточечный А порог
Рис 1. Двухточечный порог кожи. А. Кончики циркуля, разведенные на разные расстояния, неоднократно прикасаются к коже. Двухточечный порог - наименьшее расстояние, при котором испытуемый может определить, что стимулируются две точки, а не одна. Б. Изменчивость двухточечного порога кожи в зависимости от участка тела человека, (из Р. Шмидта и Г. Тевса, с. 199.)
Блок-схема проводящих путей тактильной чувствительности (по И. Власовой, 1981)
Точка остроты ощущения
ТТале
Р сенсорной коре
Поле сомдлега «ейрона
Центральный сенсорный нейрон
Сяннисй мозг
Рис 2. Конфигурация рецептивного поля отдельного спинномозгового нейрона, реагирующего на тактильные раздражители, определяется конвергенцией нервных волокон от кожных рецепторов. Любые тактильные стимулы, попадающие в это поле, воспринимаются как исходящие из одного места. Стимулы, действующие в пределах более мелких участков, вообще не дифференцируются. (Блум и др., с. 58.)
Рис 3. Соматотопическая организация корковой зоны 81 человека. Изображения над поперечным срезом мозга (на уровне постцентральной извилины) и их обозначения демонстрируют пространственное представительство поверхности тела в коре, установленное путем локальной электрической стимуляции мозга бодрствующих больных, (из Р. Шмидта, Г .Тевса, с.217.)
Рис 4. Чувствительная иннервация лица (ветви тройничного нерва). (Атлас по нормальной физиологии, с.294.)
КурбаковаТ.И.,
учитель биологии МОУ Ста рома й некая СОШ №1, р.п. Старая Майна Ульяновской области
Урок - лабораторная работа: «Моделирование чучела птицы»
Предлагаем читателю урок по программе элективного курса биологии в 6-7 классах «Умелые ручки - почемучки». Урок проводится в форме лабораторной работы.
Каковы его особенности? Урок организует практическую деятельность учащихся на уроке по изготовлению чучела птицы. Изготовление наглядных пособий натуральных объектов - один из активных методов обучения, позволяющий учащихся наиболее эффективно накапливать знания, формировать практические умения и навыки.
Таксидермический материал - чучело птицы - есть натуральный объект, позволяющий наиболее эффективно использовать до сих пор остающийся главным в преподавании биологии объективно-иллюстративный метод, обладающий различными дидактическими функциями, облегчающими процесс обучения.
Цель: углубить, конкретизировать знания об особенностях внешнего строения птиц, выявить черты приспособленности птиц к жизни в воздушной среде обитания, познать этапы развития птиц в процессе эволюции.
Задачи: моделирование чучела птицы, нахождение в объекте его составляющих, видоизменение объектов, развитие умения: обобщать, устанавливать сходство и различие, находить причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристическая беседа, творческая работа, лабораторная работа.
Уровень усвоения: творческий (применение знаний в нестандартной обстановке).
Оборудование: таблицы: «Тип хордовые», «Класс птицы», усыпленная птица, мягкая подстилка, стружка, пять отрезков отожженной железной проволоки, пакля, гепроскопическая вода, 10% раствор мышьяковистого натра.
Пояснение.
Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом происходит сбор материала и его первичная обработка; на втором - обсуждение результатов и подведение итогов.
Ход урока Деятельность учителя
1. Вводная беседа учителя о цели и ходе выполнения лабораторной работы. Обязательное формирование вывода на основе проведенной работы.
2. Объяснения учителя: особенности внешнего строения (отделы тела, перьевой покров) связанные с полетом и передвижением по земле. Особенности строения передних конечностей, связанных с полетом.
3. Объяснение и инструкция учителя по выполнению лабораторной работы.
Моделирование чучела птицы. Птиц обычно не консервируют в жидкости, а набивают их шкурки или делают чучела. Перед снятием шкурки птицу взвешивают и измеряют. Указываем наиболее важные промеры.
1) Длина тела - от конца клюва до конца самого длинного пера хвоста. При измерении птицу кладут спиной на линейку или сантиметровую ленту и отгибают ей голову назад.
2) Размах крыльев. Птица лежит спиной на мерной ленте; измеряют расстояние между вершинами растянутых крыльев.
Желательно определить и записать на этикетку цвет глаз, клюва и ног. После промеров сменяют старую вату в клюве и клоаке птицы и приступают к съемке шкурки. При этом широко используют картофельную муку. Она хорошо впитывает жидкость и легко удаляется с оперения. Мукой присыпают кровоточащие ранки, нечаянно разрезанный или пробитый дробью кишечник. Кожа и мышцы, посыпанные ею, перестают быть скользкими. Мука предохраняет руки препаратора от прилипания к ним перьев. В общем, применение картофельного крахмала крайне облегчает работу и повышает качество набитой шкурки или изготовленного чучела. Нужно иметь в виду, что кожа у многих птиц очень тонкая и непрочная, кроме того, она легко вытягивается.
Положив птицу на стол спинной стороной вниз, раздвигают по средней линии брюшка перья в стороны и ножницами или острым скальпелем разрезают кожу от середины грудины до клоаки. Эту операцию надо делать осторожно, чтобы не повредить тонкую стенку брюшной полости; при ее повреждении могут вывалиться внутренности, которые запачкают перья, и будут мешать дальнейшей работе.
Затем пальцами или тупым концом скальпеля отделяют кожу на брюшке и боках, высвобождают коленный сустав, перерезаем его, снимаем чулком кожу с голени. Удаляем мышцы с костей голени и вновь натягиваем на них кожу. То же проделываем с другой ногой.
Далее, отделив кожу с поясницы и перегнув хвост вниз, перерезаем задний отдел туловища, оставив несколько хвостовых позвонков при шкурке. Следует стараться не повредить кожу на спине и основание рулевых перьев во избежание их падения. После этого снимаем кожу чулком с туловища до основания крыльев. Вытянув обе плечевые кости и перерезав пле-