Научная статья на тему 'Урок-исследование: образ государства в рассказе Т. Толстой «Женский день»'

Урок-исследование: образ государства в рассказе Т. Толстой «Женский день» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
957
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / РАБОТА СО СЛОВАРЁМ / АНАЛИЗ ЭПИЗОДА / ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ / RESEARCH LESSON / INDIVIDUAL TASK / GROUP WORK / THE IMAGE OF STATE / WORKING WITH THE DICTIONARY / EPISODE ANALYSIS / SPECIFIC STYLE FEATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балабанов Сергей Юрьевич

В статье описан ход урока литературы в 11-м классе, посвящённый рассказу российской писательницы Т.Н. Толстой «Женский день». Формы работы на уроке: индивидуальное опережающее задание (биография писательницы), работа со словарём Ожегова (значение слова «Государство»), работа в группах ( 4 группы работают с четырьмя частями рассказа). Цель урока: увидеть, каким образом в рассказе писательницы представлено Государство, каковы их взаимоотношения с героем-рассказчиком. Выводы по уроку: на основании результатов работы прийти к заключению, что государство в рассказе представлено как безликая машина, исключающая проявления подлинной человечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Research Lesson: The Image of State in the Short Story by T. Tolstaya Women's Day

The article describes the progress of the Literature lesson devoted to the short story by the Russian writer T. Tolstaya Women's Day in the 11th form. Class activities include individual anticipatory task (the writer's biography), working with Ozhegov's dictionary (the meaning of the word state), group work (four groups work with the four parts of the short story). The aim of the lesson is to comprehend the means of representing the State in a particular way in the short story and to define the position of the narrator in it. Lesson conclusions: after doing the class activities the students are supposed to arrive at the conclusion that the state equals a featureless machine preventing the manifestation of genuine human qualities in the analyzed short story.

Текст научной работы на тему «Урок-исследование: образ государства в рассказе Т. Толстой «Женский день»»

С.Ю. Балабанов УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ:

ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА В РАССКАЗЕ Т. ТОЛСТОЙ «ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

Цели урока:

- познакомить учащихся с особенностями «малой прозы» Т.Н. Толстой на примере рассказа «Женский день»;

- развивать навыки анализа современного прозаического текста;

- развивать навыки работы с таблицами, «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова.

Информация для учителя.

Ученики получают следующие предварительные задания.

Задание для всего класса:

Из Толкового словаря С.И. Ожегова выписать словарную статью «Г осударство».

Индивидуальные задания:

Сделать сообщение о биографии и творческом пути Т.Н. Толстой.

Групповое задание: Рассказ «Женский день» делится учителем на 4 части для последующего группового анализа:

1 группа - 1-3 абзацы рассказа;

2 группа - 4-5 абзацы рассказа;

3 группа - 6-9 абзацы;

4 группа - 10-13 абзацы.

Основание деления - художественная структура рассказа предполагает подобное композиционное членение; четыре части пред-

ставляют различные жизненные ситуации, в которых оказывается главная героиня рассказа.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами открываем еще одну страничку современной литературы. Современной... Литературы, которая берет свое начало в конце прошедшего, двадцатого века, и продолжает жить сейчас, в двадцать первом веке. Литературы, которая берет свое начало в середине восьмидесятых, когда очень много поэзии, прозы и драматургии печаталось в очень популярных на тот момент журналах: «Новый мир», «Аврора», «Огонек», многие имена незаслуженно забытых поэтов и писателей возвращались со страниц журнала «Наше наследие» и «Литературной газеты».

Автор, с произведением которого мы сегодня знакомимся, тоже открыл себя для российского читателя в это время. Что же за человек Татьяна Никитична Толстая?

Индивидуальное сообщение учащегося1:

Татьяна Толстая родилась в семье, отмеченной значительными литературными дарованиями. Алексей Николаевич Толстой - дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая - поэтесса. Дед по мате-

Сергей Юрьевич Балабанов — учитель высшей категории МОУ СОШ№ 131 (г. Екатеринбург).

1 Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В.Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2007. - С. 162.

ринской линии Михаил Леонидович Лозинский - переводчик. Родная сестра Наталия Толстая - писательница. В семье было семеро детей. Все дружили между собой, очень любили чтение и литературное творчество. По воспоминаниям Т. Толстой, «все писали, ставили спектакли».

Сама Татьяна Толстая - филолог по образованию и один из самых ярких современных российских писателей. Первый рассказ «На золотом крыльце сидели.» был опубликован в журнале «Аврора» (1983). Вот как она вспоминает о своем творческом порыве: «Я села писать, как сейчас помню, это был январь 1983-го - просто потому, что мне настолько нечего было прочесть, что захотелось написать самой. Понимание «как», формы пришло само собой, в ту же минуту. Это естественно! Груз слов, мыслей, образов давит на тебя, заставляет что-то делать. А в голове идет постоянная работа: ты внутри текста, или ты вне. Причем все это очень быстро - это такая система зеркал. И твой внутренний критик такой, что все остальные могут отдыхать». Рассказ сразу же заметили читатели и критики, а дебют автора признан одним из лучших в 80-е гг. Этот рассказ представляет собой калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами.

Затем у Толстой вышли сборники рассказов «На золотом крыльце сидели.» (1987), «Любишь - не любишь» (1997), «Река Оккер-виль» (1999).

В 2000 году вышел первый роман писательницы «Кысь», который вызвал много откликов и стал очень популярен. Прозу Толстой отличает присутствие высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного.

Татьяна Толстая известна не только как писатель, но и как журналист. Ее эссе, очерки, статьи, печатавшиеся в 1990 - 1998 годах в газетах «Московские новости» и «Русский Телеграф», впервые собраны в сборнике «Сестры» (1998). Сейчас Т. Толстая ведет с Авдотьей Смирновой публицистическую программу «Школа злословия» на телеканале НТВ, постоянно принимает участие в различных телевизионных передачах.

Учитель. Как и почему Т. Толстая стала писательницей?

- Скорее всего, это было обусловлено семейными традициями, особенной атмосферой, царившей в семье писательницы. Стала творить тогда, когда поняла, что ей просто нечего читать, а за первым удачным произведением по-

следовали и другие не менее интересные. Стала «живым классиком» современной литературы, ее произведения включены в хрестоматии по литературе для выпускников школ.

Учитель. Сегодня мы обращаемся к одному из рассказов Т.Н. Толстой «Женский день».

Какие впечатления, ощущения возникли у вас после прочтения этого небольшого текста? Какие вопросыг у вас возникли после прочтения рассказа?

- Это особенное произведение. После прочтения рассказа осталось двоякое впечатление. С одной стороны, речь идет о государстве как системе, а с другой стороны, речь идет об одном из самых светлых праздников - дне 8-е марта, который праздновался и при застойных временах, празднуется и сейчас.

Учитель. Анализируя рассказ, мы попробуем ответить на один из ключевых вопросов: каким предстает в нем образ Государства?

Анализ эпизодов произведения.2

Класс делится на 4 группы. Каждая из четырех групп получает карточку и в течение двадцати минут проводит анализ одной из частей рассказа. В группе коллективно обсуждают вопросы и задания, а затем двое учеников заполняют таблицу. В конце работы каждая группа представляет свое сообщение о результатах анализа по материалам своей части таблицы и по плану работы, который записан на доске.

План работы.

1. Герои рассказа. Два мира и их взаимодействие.

2. Тема, идея, авторская позиция.

3. Открытия, сделанные в ходе анализа эпизода.

Другие группы, слушая ответы, делают записи, задают вопросы, комментируют, поясняют свою позицию.

Анализ 1-й части рассказа (1-3 абзацыг).

1. Почему праздник в семье героини вызывает презрение?

Проанализируйте синтаксис первого абзаца рассказа. В чем его особенность?

Какие цвета, звуки, запахи присутствуют в первых трех абзацах рассказа?

Каким предстает герой-рассказчик в рассказе?

2 Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В.Г. Маранцмана. С. 162.

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие героев рассказа и выражающие авторскую позицию.

3. Какой мир противопоставлен миру героини?

4. Сделайте выводы, каковы главные мысли первой части произведения.

Примерный (краткий) вариант заполнения таблицы (по 1-й части рассказа)

С самого начала мы воспринимаем мир глазами героя, который не желает жить в мире лжи и неправды. Государство в семье героини вызывает отвращение, потому что оно ненастоящее, фальшивое. С точки зрения синтаксиса первый абзац представляет собой «подборку» обобщенно-личных односоставных предложений, что усугубляет образ государства как безличной машины. Оно персонифицируется и в Валентине Тимофеевне, стучащей костяшками пальцев по столу, и в безымянном завуче, которая даже не человек, а слипшиеся комья с

подбитым сталью ртом, и в Ильиче, блестящем масляной краской.

Главной мыслью начала рассказа является то, что героиня живет в настоящем, домашнем, теплом, уютном мире, которому резко противопоставлен мир государства, тоже реальный, но не настоящий, потому что строится на насилии, неправде, лжи.

Из звуков можно выделить «дудение» в духовые инструменты, крик, песни про мертвых орлят и партизан, пение ангельского хора провокаторов, музыка и пение из громкоговорителей, смех подбитого сталью рта завуча. Этому официозному миру противостоим мир ребенка, читающего не так, как другие, медленно, а быстро, не так, КАК ВСЕ.

Цветовая гамма мрачная: черная зима, красная мастика, багровые щеки завуча, коричневые, тоскливые стены школы, одежда форменная, школьная, чтобы она не отличалась от стен. Ключевыми цветами являются черный, коричневый и белый - цвет банта, с которым девочкам можно ходить в школу. Вонь чернильниц-непроливаек, запах мастики - отталкивающие запахи, которые усиливают отрицательное отношение к государству.

Анализ второй части рассказа (4-5 абзацы).

1. Какой предстает героиня-рассказчица?

2. Какие цвета, звуки, запахи присутствуют в прочитанном отрывке?

3. Выпишите ключевые слова и словосочетания, характеризующие героев рассказа.

4. Сделайте выводы, каковы главные мысли второй части рассказа.

Примерный (краткий) вариант заполнения таблицы (по 2-й части рассказа)

Герой- рассказчик «Я бы хотела ходить за руку», «я должна держать», «меня спаривают», «что-то бунтует во мне», «я страдаю», «я не хочу», «стою в позорном ряду», «не слышу, не помню, не понимаю слов»

Г осударство «Должны ходит парами», «потная лавка, усыпанная бородавками», «Государство давит фикусами в оконных проемах», «кто-то большой накатывается потной волной», «тащит, волочит, выкрикивает, хватает, отрывает, выталкивает», «растерзают в клочья»

Герой- рассказчик «Все теплое, домашнее, хорошее и уютное вытащено на мороз»; «я умею быстро читать и не хочу читать медленно, по слогам, не хочу притворяться, что справляюсь с трудным текстом»

Государство «Принудительно-фальшивое», «хождение строем», «школа, первая примерка тюрьмой», «в школе учат дурному и противоречивому», «поешь с отвращением, по государственной, холодной обязанности», «ангельский хор провокаторов», «пробегающим табуном хулиганов»

Главные мысли и открытия Сама атмосфера в рассказе страшна. С самого начала понимаешь, что государство - фальшь, зло, неправда. Эта «неправда» строится по принципу антитезы: ангельский хор - песню исполняют провокаторы; надо помогать - списывать запрещают; «Надо мечтать!» - «Размечталась тут!» Семилетний ребенок противостоит этому государству, этой машине, даже хулиганы здесь бегают табунами, словно они не люди, а животные.

Главные мысли и открытия

Атмосфера в рассказе все более и более накаляется. У героини уже появляется собственное мнение: «Не хочу, не слышу», - но государство тоже изменилось - оно все больше звереет, становясь еще более безликим. К учителю и завучу добавляется Володя, с бородавками на руке, убийцы, плюющие жеваной бумагой, террористы, забывшие дома учебники. Героиня, пришедшая по маминой оплошности в школу с красным бантом, теперь тоже является преступником._______

Героиня рассказа несколько меняется, она уже хочет ходить парой за руку, как это делают все, но ей не оставляют права выбора - ходить только за руку с Володей, карликовым веснушчатым мальчиком, но никак не с девочкой Розой или со смуглым мальчиком Даниловым.

У героини уже появляются собственные чувства, она «хотела бы», что-то в ней «бунтует», она «страдает» - это уже не просто частица семьи, а семилетний ребенок, у которого есть свое собственное «Я».

Государство все более и более начинает напоминать зверя, он уже «давит», «накатывается», «тащит», «волочит». Обвинение, которое доходит до абсурда, изображается гротескно -убийцы, террористы, совершившие детские шалости, девочка с красной лентой - олицетворение женственности и разврата, по мнению Государства.

Цвет, в основном, красный - это цвет мастики, цвет ленты, заплетенной в косу героини, цвет лиц рассерженной толпы.

Звуки - это звуки озверевшей толпы. Крик, шум, через десятилетия героиня не может расслышать и вспомнить, что ей кричит Государство.

Анализ третьей части рассказа (6-9 абзацы).

1. Какой предстает героиня-рассказчица?

2. Какие цвета, звуки, запахи присутствуют в прочитанном отрывке?

3. Какие «светлые стороны» появляются в рассказе?

4. Выпишите ключевые слова, словосочетания, характеризующие героев рассказа.

5. Сделайте выводы, каковы главные мысли третьей части рассказа.

Примерный (краткий) вариант заполнения таблицы (по 3-й части рассказа)

Герой- рассказчик «Своих слов у меня еще нет», «я не понимаю», «откуда я знаю!»

Государство «Они собирают», «краснолицые толстые надсмотрщики», «все должны быть как один», «Ильич, задыхающийся от гладиолусов».

Главные мысли и открытия Это один из самых светлых эпизодов рассказа - появляется светлый образ отца, который занимается с девочкой. Но при этом государство продолжает давить на личность ребенка - он должен быть как все.

Г ероиня рассказа не меняется, но у нее появляются светлые воспоминания - образ отца, который показывает ей фокус с петлей Мёбиуса. С одной стороны, это светлое воспоминание, а с другой - та же петля Мёбиуса изображена на государственной открытке. К светлым воспоминаниям добавляются и грустные -ОНА НЕ ПОНИМАЕТ. От этого непонимания взрослого мира семилетний ребенок вынужден писать крупными буквами в открытке чужие слова, потому что своих пока не знает. Ребенок буквально загнан в угол страхом того, что она могла опять надеть красную ленту, милую домашнюю метку, за которой последует новое унижение.

Образ государства становится все более гротескным, теперь это не безликая звериная толпа, но еще и зараза, передающаяся от ученика к ученику, чтобы все были как один. Об этом говорят безликие краснолицые представители государства, к которым добавляется и ни в чем не виноватый мальчик Володя, бородавки которого переходят от одного ученика к другому.

В рассказе появляются уже новые цвета: белый (открытка, которую ребенок должен подписать чужими словами, под диктовку) и желтый, цвет мимозы, растения, который появляется только один раз в году.

Анализ четвертой части рассказа (10-13 абзацы).

1. Какой предстает героиня-рассказчица?

2. Какие цвета, звуки, запахи присутствуют в прочитанном отрывке?

3. Выпишите ключевые слова, словосочетания, характеризующие героев рассказа.

4. Сделайте выводы, каковы главные мысли четвертой части рассказа.

Примерный (краткий) вариант заполнения таблицы (по 4-й части рассказа)

В финале рассказа мы впервые узнаем имя героини - Таня. Скорее всего, рассказ автобиографичен, хотя, может быть, и нет. Героиня оказывается проглочена государством, она не может противостоять «стае женщин», которые вынуждают ее отнести открытку с лживыми словами домой, маме. Маме, которая тоже останется зараженной бородавками, станет частью государственной системы, не будет выделяться.

В финале рассказа появляется пейзаж, в котором на уровне антитезы представлены черный цвет сугробов и темные тени, которые противопоставлены желтому цвету зари, сопровождающемуся желтым же южным запахом, запахом вечным, невыразимым, без слов.

Желтый цвет в конце концов становится густым, он «створаживается», поглощенный тьмой - героиня идет домой, неся «чумной билет» - государственную открытку, на которой изображена красная восьмерка со стальными зубами.

Выводы по уроку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель. На доске вывешено определение слова «государство», взятое из словаря С.И. Ожегова.

ГОСУДАРСТВО, -а, ср. 1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической

и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства.

Государство в государстве - 1) маленькое самостоятельное государство внутри большого; 2) организация, существующая внутри другой, но полностью самостоятельная (книжн.).

прил. государственный, - ая, - ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственная граница. Государственная собственность. Государственная тайна (сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного строя). Г. язык (официальный язык государства).

♦ Государственная машина (книжн.) -вся система аппарата государственного управления.

Мы с вами познакомились с рассказом Т. Толстой «Женский день». Как вы1 думаете, в каком значении употребляется в этом рассказе слово «Государство»?

- Скорее всего, в значении «государственной машины», которая подавляет маленького семилетнего человека, у которого уже есть собственное «Я», но он пока еще не готов противостоять государству, он еще многого не знает.

Какова идея произведения?

- Идея произведения в том, чтобы показать суть тоталитарного режима, как он может раздавить маленького человека, лишенного права свободы и права выбора. Толстая в своем рассказе показывает, как духовный мир ребенка, в котором уже есть собственное, пусть несфор-мировавшееся до конца, «Я» может быть подавлен государственной машиной.

Каким предстает государство в рассказе?

- Государство представлено как безликая машина, в которой нет ничего человеческого. Оно сравнивается с табуном, у него стальные зубы, оно заражает своих жителей, чтобы они не выделялись, были похожи друг на друга.

Стилистические особенности произведения.

Выявляются стилистические особенности произведения с помощью заполненной таблицы

Герой- рассказчик «Я думаю без слов», «я беззвучно ей кричу вслед», «я заражу дом», «я не знаю», «подбираю ранец, потом подбираю себя», «решившись, я шагаю в кошачью тьму парадной»

Государство «Страшную государственную карточку», «неправильные, лживые слова», «стальные, государственные зубы», «чумной билет»

Главные мысли и открытия Герой-рассказчик все-таки подавлен Государством, он несет домой открытку, в которой лживые слова. Изображение государства остается все таким же фантастическим, гротесковым.

в процессе беседы с учениками. По ходу беседы делаются записи в тетради:

1. Многоголосие. Внутренний голос ребенка и голос государственной машины.

2. Характеристика Государства через восприятие главной героини рассказа.

3. Метафоричность, гротескность изображения государства в рассказе.

4. Особенности синтаксиса.

Домашнее задание

1. Группа учащихся готовит сообщение «Исторические реалии в рассказе Т. Толстой «Женский день».

2. Для остальных. Составить словарную статью о творчестве Т. Толстой для биографического словаря «Современные русские писатели».

Литература

1. Толстая Т. Женский день: Сборник рассказов. - М.: Эксмо, Олимп, 2006.

2. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007. - С. 162.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (люб. изд.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.