Научная статья на тему 'УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЕЛИЧИНЫ «ДЛИНА»'

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЕЛИЧИНЫ «ДЛИНА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ОСНОВНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ / ВЕЛИЧИНА «ДЛИНА» / ЭКСКУРСИИ / LENGTH / PRIMARY SCHOOL / JUXTAPOSITION / COMPRESSION / EXCURSIONS / STUDENTS / YOUNGER STUDENTS / TEACHER / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Н. Л., Газизова А. Ю., Назарова В.Р., Тихонова О.С.

В представленной статье рассматривается особенность изучения в начальных классах основных величин, в частности длины. Рассматриваются основные методы, средства, применяемые в процессе обучения, а также обосновывается эффективность уроков-экскурсий при изучении младшими школьниками величины «длина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЕЛИЧИНЫ «ДЛИНА»»

УДК 372.8:51

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЕЛИЧИНЫ «ДЛИНА»

Гребенникова Н. Л.

Кандидат педагогических наук, доцент Газизова А. Ю., Назарова В.Р., Тихонова О. С.

Студентки факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»

г. Стерлитамак

Аннотация. В представленной статье рассматривается особенность изучения в начальных классах основных величин, в частности длины. Рассматриваются основные методы, средства, применяемые в процессе обучения, а также обосновывается эффективность уроков-экскурсий при изучении младшими школьниками величины «длина».

Annotation. Thus, the process of learning the value of "length" is long and continuous. In the presented article, the peculiarity of studying basic quantities, in particular length, is considered in the elementary grades. The main methods, means used in the learning process are considered, and the effectiveness of lessons-excursions in the study of the "length" value by younger students is substantiated.

Ключевые слова: младшие школьники, обучение математике, основные величины, величина «длина», экскурсии.

Key words: length, primary school, juxtaposition, compression, excursions, students, primary school, younger students, teacher, educator._

В математике под величиной подразумеваются такие свойства предметов, по которым можно устанавливать отношения «больше - меньше» или «равно» и которым в результате измерения можно дать количественную оценку. В основном процесс измерения подразумевает сравнение соответствующей величины с определенной мерой, которая была принята за единицу при измерении величин данного рода. Длина представляет собой характеристику линейных размеров предмета, его протяженности (длинный -короткий), высоты (высокий - низкий) и т.п..

Важно заметить, что изучение величины «длина» осуществляется уже на дошкольном этапе образования. В последующем, при поступлении в школу первоклассники продолжают учиться сравнивать между собой предметы по данному параметру, затем осуществляется расширение представлений учеников о длине, например, они учатся измерять длину отрезка и чертить отрезок заданной длины, находить длину ломаной линии, во 2-м классе узнают, что сумма длин всех сторон многоугольника - это его периметр или длина границы, в 4-м классе, назвав длину пути расстоянием, решают задачи с тремя величинами: скорость, время и расстояние.

Если в дошкольный период обучения дети сравнивая протяженные предметы (полоски, шнурки, ленты и т.п.) непосредственно наложением или приложением, составляли сериационные ряды, а старшие дошкольники измеряли длину условными мерками, то в школе изучаются общепринятые единицы измерения длины, входящие в метрическую систему мер, которые вводятся параллельно с расширением области изучаемых чисел: 1 см, 1 дм, 1 м, 1 мм и 1 км. При этом ставится задача формировать у младших школьников реальные представления о единицах измерения длины. Тем самым, процесс изучения величины «длина» является продолжительным и непрерывным с постепенным расширением знаний об этой величине, формированием умения измерять длину и применять это умение при решении усложняющихся геометрических и арифметических задач.

Для выстраивания наиболее эффективного образовательного процесса при изучении младшими школьниками величины «длина» необходимо:

- систематическое и целенаправленное применение методов и приемов, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся;

- постоянная организация практических работ, реализация принципа наглядности;

- выполнение системы упражнений, которые непосредственно связаны с переводом однородных величин одних наименований в другие.

Рассмотрим поэтапность образовательного процесса при изучении младшими школьниками величины «длина».

В первом классе необходимо выполнять такие задания, которые направлены на уточнение представлений о размере предметов: какой карандаш длиннее, какой отрезок короче. При этом, наиболее эффективными средствами образовательного процесса при изучении данной темы является наглядный материал. При помощи использования наглядного материала, обучающиеся сравнивают длину различных предметов, учатся определять какой из представленных предметов длиннее, а какой короче.

Изучив в 1-м классе единицы измерения длины: сантиметр и дециметр, во 2-м классе младшие школьники знакомятся еще с двумя единицами: миллиметр и метр, обучающиеся получают наглядное представление об этих единицах, обсуждают, что удобно измерять в метрах, а, когда нужно измерить и в

миллиметрах, и знакомятся с основными соотношениями: 10 мм=1 см, 10 см =1 дм, 10 дм = 1 м, 100 см = 1 м. [3, с. 16].

В 4-м классе знания обучающихся значительно расширяются. На данном этапе образовательного процесса младшие школьники изучают километры. Выполняются задания для преобразования и сравнения величин, вводится новая единица - миллиметр. Так, основное значение при изучении данной единицы имеет работа с линейками, младшие школьники учатся вычерчивать отрезки разной длины, ознакамливаются с процессом преобразования величин [4, с. 79].

Особая роль при изучении величины «Длина» имеет экскурсионная форма проведения уроков. Учебные экскурсии являются наиболее эффективной формой организации процесса обучения, поскольку позволяют сделать образовательный процесс намного интереснее, активизируют мышление, любознательность обучающихся, дают возможность осознать им практическую значимость изучаемого на уроках математики. При проведении экскурсий основным методом обучения является наблюдение, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. При организации такой формы образовательного процесса представляется возможным наилучшим образом освоить специфику сравнения предметов и объектов по длине. Таким образом, учитель должен организовывать математические экскурсии при изучении нового учебного материала, в частности, изучения величины «длина» [2].

Главным результатом проведения математических экскурсий станет приобретение обучающимися практических навыков по вопросам сравнивания предметов между собой по длине, приобретение практических навыков работы вне класса, направленных на глубокое понимание и осмысление изучаемого материала о величине «Длина»; обучающиеся научатся важнейшим умственным действиям - смотреть и наблюдать, говорить, что длиннее, что короче, рассуждать и договариваться. Кроме этого, уроки-экскурсии способствуют повышению мотивации, интереса к изучению математики. Так, можно организовать математическую экскурсию на пришкольном участке. Учитель выстраивает беседу с учениками, подбирает необходимые задания.

Так, к примеру, при ознакомлении младших школьников с километром важно организовывать математические экскурсии, проводить практические занятия на школьной территории и за ее пределами, что является наиболее эффективным средством при формировании представления у обучающихся о данной единице измерения длины. На уроке-экскурсии вместе с учениками можно пройти расстояние равное в один километр, также необходимо устанавливать время, которое было затрачено на прохождение данного отрезка спортивной дорожки, отдельные отрезках дорожки, например в 100 м или 200 м можно измерить, отсчитывая шаги. А затем вычислить, сколько шагов содержится в 1 километре, т.е. - сколько шагов надо сделать, чтобы пройти расстояние в 1 км.

Целесообразно также организовать экскурсию для того, чтобы узнать расстояние до ближайшего объекта, расположенного недалеко от школы. Полученные знания в ходе проведения экскурсии можно будет активно применять в последующем при проведении уроков по математике и составления задач. В данном случае можно использовать часы, секундомер, к примеру, во время прогулки можно решить такую задачу: «ученики за 15 минут прошли 1 км. Какое расстояние мы пройдем за один час, если будем двигаться в таком же темпе». Здесь же на уроке можно использовать современный прибор для определения расстояния, которое ученики прошли в шагах - шагомер. Так, при помощи шагомера и секундомера можно определить, сколько шагов было сделано от школы по школьной площадке и за какое время. Данные результаты могут быть использованы при решении задач: «За три минуты ученик сделал 180 шагов. Сколько шагов он сделает за 20 минут? Какое расстояние в километрах и метрах он пройдет за это время? Сколько минут ученику потребуется, чтобы сделать 1800 шагов?». В качестве домашнего задания можно предложить ученикам определить расстояние от школы до дома, посчитав шаги.

Для закрепления результата важно провести еще одну математическую экскурсию. При организации следующего урока-экскурсии ученики должны вспомнить, какое расстояние они прошли на прошлом уроке, сколько времени им понадобилось для того, чтобы пройти 1 км. Учитель также может перечислить некоторые объекты, которые находятся на расстоянии 1 км от школы. На уроке также можно отсчитывать количество шагов, используя шагомер и секундомер. Так, можно определить расстояние следующим образом: длину шага умножать на количество шагов, при этом длину одного шага можно принять за 50 см, а затем полученное число сантиметров, разделив на 100 перевести в метры. Если при этом получится более 1000 м, то можно выделить 1 км. Сколько метров прошли ученики можно подсчитывать и по-другому, разделив число шагов на 2, так как каждые 2 шага составляют 1 м (50 см • 2 = 100 см = 1 м).

При организации и проведении экскурсии учитель должен уделять повышенное внимание пройденному расстоянию [1, с. 46]. При этом, важно также обращать внимание на затраченное время и познакомить с понятием «скорость движения», определив в метрах расстояние, которое прошли за 1 минуту. На завершающем этапе данного урока необходимо пройти другой отрезок, сопоставив время его прохождения со временем прохождения на начальном этапе уроке. Данный прием позволит сформировать представление младших школьников о длине, сформирует у них знания о том, что пройденное расстояние можно характеризовать временем, потраченным на прохождение данного отрезка пути.

Таким образом, математические уроки-экскурсии при изучении младшими школьниками величины «длина» помогают значительно разнообразить образовательный процесс. В условиях естественной среды

ученики учатся самостоятельно определять расстояние, а при помощи современной техники рассчитывать время, за которое необходимо пройти определенное расстояние, определять какое расстояние возможно пройти за определенный промежуток времени. Таким уроки-экскурсии способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, младшие школьники имеют уникальную возможность получить представления о длине в естественных условиях, посредством наблюдения, исследования, сравнения предметов. Уроки экскурсии при изучении величины «длина» способствуют совершенствованию мышления, речи; приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности, в частности помогают наилучшим образом усвоить такую категорию, как расстояние; дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала; помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать своим, прочно запомнить; способствуют формированию исследовательских умений; поддерживают и углубляют интерес к учению, улучшают мотивацию.

Библиографический список

1. Боякинова Г.Н. Освоение способа измерения длины // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 23. - С. 46-59.

2. Зайцева Г.И. Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений // Образовательная социальная сеть [сайт]. URL.: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/08/21/ekskursii-na-urokah-matematiki-kak-sredstvo-formirovaniya-u (дата обращения: 26.12.2020).

3. Тагиева Самира Джамиль-Джахид Изучение понятия «Длина» в начальных классах // Colloquium-journal. - 2019. - № 65. - С. 16-26.

4. Трофименко, Ю. В. Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. -С. 79-83.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ КОНСТРУИРОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Едренкина Марина Валерьевна

Шадринский государственный педагогический университет

к.п.н., доцент

доцент кафедры профессионально-технологического образования

POSSIBILITIES OF USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING TECHNICAL DESIGN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Edrenkina Marina

Department of vocational and technological education Shadrinsk State Pedagogical University Russia

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы перевода образовательных программ дополнительного образования на дистанционное обучение. На основе анализа состояния практики онлайн обучения автор описывает возможности адаптации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения на занятиях по конструированию с использованием конструктора «Cuboro», рассматривает возможности применения различных инструментов для хранения и передачи информации, организации практической работы и взаимодействия обучающихся.

Abstract. The article deals with the problems of transferring educational programs of additional education to distance learning. Based on the analysis of the state of online learning practice, the author describes the possibilities of adapting the educational process in the conditions of distance learning in technical design classes using the Cuboro constructor, considers the possibilities of using various tools for storing and transmitting information, organizing practical work and interaction of students.

Ключевые слова: конструирование, дополнительное образование, онлайн обучение, дистанционные образовательные технологии, конструктор Cuboro.

Keywords: technical design, additional education, online learning, distance learning technologies, Cuboro constructor.

В современных условиях перехода на дистанционное обучение популярность различных онлайн курсов стремительно возрастает. Наряду с образовательными программами общего и профессионального образования повышается интерес к дополнительному образованию.

Стремительные перемены происходят и в самом содержании дополнительного образования. На первое место по популярности выходят кружки и секции технологической и инженерной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.