Научная статья на тему 'УрГПУ: этапы развития международного сотрудничества'

УрГПУ: этапы развития международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL PROJECTS / PARTNERSHIP / STRATEGY / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Галина Николаевна

Описывается становление международной деятельности университета, излагается опыт по развитию международной деятельности в 1993—2013 гг., анализируются трудности, обсуждаются пути их преодоления для организации эффективного международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USPU: STAGES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION

The article describes the development of international activities of the university, its experience in realization of international projects in the years of 1993–2013. The article also deals with the problems and the ways to overcome them to create effective international cooperation.

Текст научной работы на тему «УрГПУ: этапы развития международного сотрудничества»

УДК 378.4(470.5) ББК Ч448.94

ГСНТИ 14.01.17

Код ВАК 13.00.01

Бабич Галина Николаевна,

начальник отдела развития международных образовательных программ, кандидат филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: iro@uspu.ru.

УРГПУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международные проекты; партнерство; стратегия; мобильность.

АННОТАЦ ИЯ. Описывается становление международной деятельности университета, излагается опыт по развитию международной деятельности в 1993—2013 гг., анализируются трудности, обсуждаются пути их преодоления для организации эффективного международного сотрудничества.

Babich Galina Niekolaevna,

Director of Department of International Educational Programs, Candidate of Philology, Professor, the Chair of the English Language, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

USPU: STAGES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION

KEY WORDS: international projects; partnership; strategy; mobility.

ABSTRACT. The article describes the development of international activities of the university, its experience in realization of international projects in the years of 1993-2013. The article also deals with the problems and the ways to overcome them to create effective international cooperation.

Хорошо известно, что международное сотрудничество играет важную роль в достижении высокого качества образования, стабильности университетских структур.

Становление международной деятельности в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) в области образования и науки связано с присвоением вузу статуса университета и соответственно с постановкой новых задач, в том числе в области международной деятельности. Большая заслуга в этом принадлежит Б. А. Сутырину, В. Д. Жаворонкову и Б. М. Игошеву, который в 1993 г. был назначен проректором по международному сотрудничеству. До этого времени, к сожалению, университет не имел цельной программы действий и концепции развития международных проектов в вузе. Объективная оценка потенциала университета позволила разработать стратегию развития партнерских связей, участвовать в значимых университетских международных проектах и грантах, которые успешно реализовались и реализуются в УрГПУ под руководством ректора профессора Б. М. Игошева.

90-е годы прошлого века связаны с реформой высшего профессионального образования в России (и в США). Реформа предполагала инновационные изменения в структурировании и содержании процесса обучения. Нам хотелось сохранить лучшие традиции российского образования и ис-

пользовать опыт мирового университетского образования. Включение магистерской ступени в модель высшего профессионального образования явилось дополнительной мотивацией для изучения опыта подготовки магистров в американских и европейских университетах. Образовательные гранты Американского информационного агентства в 1993-1996 гг., программы Фонда Сороса, «АЙРЕКС», «РНСР», «ДААД», совместный европейский проект «URAL» по повышению регионального академического уровня и студенческой мобильности (TEMPUS, TACIS, 1995-2001) - всё это создало благоприятные условия для изучения международного опыта университетов по академической подготовке специалистов и послужило основанием разработки и организации собственной деятельности по сближению принципов обучения в университетах разных стран. Это стало предпосылкой создания глобального образовательного пространства, многомерного диалога, перехода к двухуровневой системе, введения системы зачетных единиц трудоемкости, содействующей мобильности студентов.

За короткий срок в УрГПУ сложилась продуманная система научно-исследовательской, инновационной международной деятельности. В настоящее время успешно реализуется 21 международное соглашение о сотрудничестве с зарубежными вузами в сфере образования и науки (см. диаг. 1).

© Бабич Г. Н., 2014

Диаг. 1. Договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами

Диаг. 2. Иностранные специалисты в УрГПУ

Подписаны международные договоры и соглашения с Академией повышения квалификации учителей и школьных кадров г. Бад-Вильдбад в Германии (2009), Цзилиньским институтом русского языка г. Чанчунь в Китае (2009), Белорусским государственным педагогическим университетом им. Максима Танка в Беларуси (2010), Восточно-Каролинским университетом в США (2011), Посольством Франции в РФ (2013), Государственной Высшей школой им. Станислова Пигоня г. Кросно в Польше (2013), Барановичским государственным университетом в Беларуси (2013), институтом «Гуанхуа» при Чанчуньском университете в Китае (2013), Прешовским университетом в Словакии (2013) и др.

Одним из основных направлений стратегического развития УрГПУ является расширение программ международного сотрудничества с целью презентации собственного опыта и преодоления «синдрома провинциализма» (1, с. 24, п. 9). Уральский государственный педагогический университет достаточно активно участвует в международном исследовательском и образовательном пространстве, ориентируясь при этом на осо-

бенности своего научного потенциала и международные связи Свердловской области.

Значительные результаты достигнуты в области гуманитарного образования, иностранных языков, психологии, информатики, физики, социологии и менеджмента. Наиболее значимые совместные научноисследовательские и образовательные программы УрГПУ осуществляются с США, Германией и Китаем. Успешно реализуются обменные программы с Израилем, Францией, Японией и другими странами.

Не менее важным направлением международного сотрудничества является прием специалистов зарубежных вузов и организаций (см. диаг. 2). Это создает предпосылки для заключения новых договоров и соглашений.

Реальным результатом работы университета по развитию международного сотрудничества стало увеличение количества совместных научных исследований и числа научных работников, аспирантов, преподавателей, которые повысили квалификацию, прошли стажировку и выполнили научные работы за рубежом. В 2009-2013 гг. 441 преподаватель и сотрудник УрГПУ прошли стажировку за рубежом (см. диаг. 3).

Диаг. 3. Зарубежные стажировки

Преподаватели, сотрудники и студенты получают международные гранты и стипендии (в рамках таких проектов, как «Фулбрайт», «ДААД», Австрийская служба обменов и др.). В последние годы появились специалисты, длительно работающие по международным проектам: преподаватели английского, немецкого, французского и китайского языков, бизнеса и экономики. В 2010 г. создано Уральское отделение Ассоциации учителей английского языка, в рамках которого проводятся семинары, коллоквиумы, лекции и встречи с выдающимися учеными, политическими и общественными деятелями, поэтами, музыкантами, писателями США.

В результате целенаправленной работы по международному сотрудничеству университет стал активным участником многих программ, связанных с подготовкой и переподготовкой наших преподавателей и студентов как в стенах УрГПУ, так и в ведущих университетах и учебных центрах Европы и США: Е. П. Антипова - «Международные обмены администраторов учебных заведений и университетов» (2011), С. М. Ска-раева, Е. С. Надточева - «Представление американской культуры и ценностей средствами массовой информации в практике преподавания английского языка» (20092012) и др. В мае 2012 г. пять преподавателей УрГПУ приняли участие в ежегодной конференции «Глобальные партнеры в образовании» (г. Гринвилл, штат Северная Каролина, США).

С 1994 г. и по настоящее время УрГПУ сотрудничает с Германией: проводятся научно-практические конференции, семинары, олимпиады и выставки. Эти партнерские связи создали возможности для академического и научного обмена ученых двух стран. В апреле 2012 г. в рамках празднования 20-летнего юбилея сотрудничества делегацию УрГПУ во главе с ректором Б. М. Игошевым принимала Академия по-

вышения квалификации учителей и школьных кадров в г. Бад-Вильдбад в сотрудничестве с Академией «Международный форум Бург Либенцелль» г. Бад-Либенцелль; в октябре 2012 г. делегация Германии участвовала в юбилейных мероприятиях в УрГПУ. В 2013 г. делегация во главе с министром образования Свердловской области Ю. И. Биктугановым и ректором Б. М. Игошевым участвовала в юбилейных мероприятиях Академии «Международный форум Бург Либенцелль» г. Бад-Либенцелль.

В сентябре 2011 г. кафедра художественного образования совместно с немецким культурным центром им. Гете провела дни немецкой культуры, в рамках которых состоялись курсы повышения квалификации для преподавателей хореографии Свердловской области по программе дополнительного профессионального образования «Технологии обучения танцу модерн».

В 2011 г. Институт специального образования УрГПУ подписал «Протокол о намерении о сотрудничестве» с Университетом им. Гумбольдта г. Берлина. В мае 2013 г. состоялся визит делегации УрГПУ в Университет г. Хиросима (Япония). Делегация посетила университет, специальные коррекционные школы, центр по трудоустройству инвалидов.

С 2005 г. по инициативе проф. Б. Е. Ста-риченко развиваются научные связи с Ари-эльским университетским центром Самарии (Израиль): на ежегодных научных конференциях с докладами выступали Е. В. Пря-микова (2010, 2011), Е. В. Лобова (2012), М. В. Лапенок (2013), Г. Н. Бабич (2013) и другие с последующими публикациями в зарубежных изданиях.

Сделан шаг и на Восток: в марте 2012 г. профессора Н. И. Коновалова и Т. А. Гридина прочитали лекции, провели консультации для студентов, аспирантов и преподавателей отделения русского языка фа-

культета европейских языков и культур Гу-андунского университета иностранных языков и торговли (КНР, Гуанчжоу). Под руководством проф. Н. Б. Руженцевой преподавателем Цзилинского института русского языка Ли Минь подготовлена и успешно защищена в 2011 г. кандидатская диссертация. В августе 2013 г. УрГПУ принимал делегацию Байчэнского педагогического института КНР во главе с ректором Жэнь Фэнчунь; проведены переговоры о двустороннем сотрудничестве в области дошкольного и музыкально-художественного образования.

Со многими национальными физическими школами (Франции, США, Китая, Нидерландов, Словакии, Польши, Англии и других стран) успешно сотрудничает кафедра общей физики, имеющая в своем багаже фундаментальные научные результаты и технологические разработки.

Преподаватели кафедры экологии в течение многих лет представляют результаты научных исследований в области анализа флоры Урала на конференциях в Китае, США, Швеции, Австрии, Германии и других странах.

Активно продолжается обмен специалистами с Францией: французские специалисты участвуют в международных конференциях, конкурсах, фестивалях и мастер-классах «Весна поэтов» и других мероприятиях.

Еще одним показателем международного сотрудничества, создающим качественный профессиональный имидж университета, является наличие обучающихся иностранных студентов: в 2009-2013 гг. в УрГПУ обучался в аспирантуре, магистратуре и специалитете 141 человек. Увеличилось не только число иностранных студентов, но и число представляемых ими стран: Китай, Израиль, Вьетнам, Казахстан, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.

Необходимо сохранить установленные связи. Возможна разработка новых программ, соучастие в сертификации конкретных образовательных программ. Это позволит применять различные модели обучения, выйти на качественно новый уровень образования, обеспечит мобильность на

рынке труда и академический рост участникам международных программ.

Подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что международное сотрудничество является одним из важнейших направлений деятельности УрГПУ. УрГПУ осуществляет многоплановое научное и учебно-методическое сотрудничество в области организации академических обменов, проведения совместных научных исследований и публикации их результатов, обмена опытом по организации учебного процесса, написания и издания учебных пособий, организации международных конференций и семинаров и участия в них, организации и проведения выставок и т. д.

Основные цели и задачи международной деятельности определены Стратегией развития университета. Международные контакты осуществляются на различных уровнях - университета, кафедр, отдельных преподавателей и студентов. Философией международной деятельности УрГПУ является укрепление взаимовыгодных отношений с учебными, научными и общественными организациями других стран, способствующих повышению международного авторитета университета, а также интеграции университета в международную систему высшего педагогического образования и подготовки педагогических кадров.

Система международной деятельности в университете является частью общей системы организации различных видов деятельности (учебной, инновационной, научной, финансовой и т. д.). Реализация эффективной международной деятельности в УрГПУ в настоящее время связана с преодолением ряда трудностей, а именно:

- языкового барьера;

- дефицита ресурсов;

- культурных различий;

- отсутствием мотивации.

Преодолению этих трудностей может

способствовать приоритетность международного сотрудничества в ряду других задач, предсказуемость обязательств, системность планирования, мониторинг результатов, ответственность всех участников совместных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубина Л. Я., Игошев Б. М. Стратегия развития Уральского государственного педагогического университета. 2011-2015 гг. Екатеринбург, 2011.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. Л. Я. Рубина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.