Научная статья на тему 'УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ МЕДИАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ'

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ МЕДИАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
медиация / альтернативное разрешение споров / перспективы унификации / Союзное государство / Российская Федерация / Беларусь / урегулирование споров / разрешение конфликтов / медиатор / внесудебные механизмы разрешения споров / mediation / alternative dispute resolution / prospects for unification / Union State / Russian Federation / Belarus / dispute resolution / conflict resolution / mediator / extrajudicial dispute resolution mechanisms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куришева О.А.

В данной статье рассмотрены общие признаки и отличительные особенности медиации в рамках Союзного государства, а также предложены перспективы унификации и стандартизации процедуры медиации на законодательном и методологическом уровне. Подчёркивается актуальность создания единого специализированного координационного межведомственного органа и принятия унифицированных и стандартизированных нормативных правовых актов и условий проведения процедуры медиации с обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT RESOLUTION: PROSPECTS FOR UNIFICATION OF MEDIATION WITHIN THE UNION STATES

This article discusses the common features and distinctive features of mediation within the Union State, and also offers prospects for the unification and standardization of mediation procedures at the legislative and methodological level. The article emphasizes the urgency of creating a single specialized interdepartmental coordination center and the adoption of unified and standardized legislative acts and conditions for conducting mediation procedures on both sides.

Текст научной работы на тему «УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ МЕДИАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ»

Столыпинский вестник №11/2023

Научная статья Original article УДК 347.9

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ МЕДИАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ

CONFLICT RESOLUTION: PROSPECTS FOR UNIFICATION OF MEDIATION WITHIN THE UNION STATES

Куришева О. А., Старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «РОСБИОТЕХ», Россия, г. Москва

Kurisheva O.A., Senior lecturer at the department of "Social and Humanitarian Disciplines", Federal State Budgetary Institution of Higher Education "ROSBIOTEKH", Russia, Moscow

Аннотация: В данной статье рассмотрены общие признаки и отличительные особенности медиации в рамках Союзного государства, а также предложены перспективы унификации и стандартизации процедуры медиации на законодательном и методологическом уровне. Подчёркивается актуальность создания единого специализированного координационного межведомственного органа и принятия унифицированных и стандартизированных нормативных правовых актов и условий проведения процедуры медиации с обеих сторон.

Столыпинский вестник

5074

Annotations: This article discusses the common features and distinctive features of mediation within the Union State, and also offers prospects for the unification and standardization of mediation procedures at the legislative and methodological level. The article emphasizes the urgency of creating a single specialized interdepartmental coordination center and the adoption of unified and standardized legislative acts and conditions for conducting mediation procedures on both sides.

Ключевые слова: медиация, альтернативное разрешение споров, перспективы унификации, Союзное государство, Российская Федерация, Беларусь, урегулирование споров, разрешение конфликтов, медиатор, внесудебные механизмы разрешения споров.

Keywords: mediation, alternative dispute resolution, prospects for unification, Union State, Russian Federation, Belarus, dispute resolution, conflict resolution, mediator, extrajudicial dispute resolution mechanisms.

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества, скреплённого дипломатическими отношениями 25 июня 1992 года. Исторически Россия и Беларусь развиваются в совместном политическом, экономическом, социальном и культурном аспектах. Такое положение вещей прочно связывает как юридических, так и физических лиц обоих союзных партнёров достаточно тесными деловыми, семейными, родственными и иными социальными связями, в связи с чем нередко наблюдаются случаи возникновения различного рода споров, как например, имущественного характера, когда или имущество, или стороны этих споров находятся под юрисдикцией государств-участников Союзного государства.

Примечательно, что в сравнении с национальными правовыми механизмами в сфере урегулирования указанных споров сложно переоценить потенциал медиации, позволяющей в социокультурном аспекте содействовать совершенствованию общественных отношений и развитию

5075

менталитета взаимного сотрудничества в обществе. При этом важно отметить, что использование процедуры медиации помогает сэкономить не только деньги и время, но эмоциональные силы участников спора, поскольку она проводится в свободное и удобное для сторон время, в подходящем месте, причём правовое регулирование медиации осуществлено как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. В мировом масштабе медиация законодательно зафиксирована в роли варианта урегулирования конфликтов, цель которого заключается в досудебном разбирательстве участников спора посредством переговоров, включая Россию и Беларусь.[3, 4]

С точки зрения хронологии рассматриваемый юридический инструмент вступил в силу в России и Беларуси поступательно, друг за другом в один и тот же временной отрезок. Так, в Российской Федерации в 2010 году вступил в действие Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1], а в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь «О медиации» [2] начал действовать, начиная с 2013 года. Возникает актуальный вопрос: в чём сходство и различие рассматриваемых нормативных правовых актов? Отвечая на поставленный вопрос появляется одновременная возможность разобраться в актуальности обозначенной темы, а именно, в перспективах унификации и стандартизации использования процедуры медиации в Союзном государстве для достижения содержательного формального единообразия однотипных процедур и удобства реализации самого процесса.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо обратиться к основам правового регулирования процедуры медиации в Российской Федерации и Республике Беларусь. Касательно предмета правового регулирования и сферы действия обоих законов, следует выделить идентичные правовые аспекты с применением медиации, куда входят: урегулирование отношений гражданско-правового характера, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности,

5076

а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений. Здесь прослеживаются общие начала медиативной деятельности, основывающиеся на беспристрастности и независимости медиатора при соблюдении принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон. Очевидны условия применения процедуры медиации и общность основных понятий и терминов, а также требования, предъявляемые к медиаторам.

С методологической точки зрения наблюдается общность правовой природы соглашений, заключаемых в процессе подготовки и проведения процедуры медиации, а также порядок их исполнения сторонами.

Что касается различий, то они довольно легко преодолимы за счёт обеспечения единства терминологии нормативных правовых актов, устранению разницы в подходах к понятию медиации в Российской Федерации и Республике Беларусь. В первую очередь нужно обратить внимание, что в качестве основного в российском законодательстве используется понятие «процедура медиации», белорусский же законодатель ввёл понятие «медиация». Во- вторых, в России под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. В Беларуси медиация определяется как переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.[5]

Как видно, различия не столь существенны, чтобы в случае унификации правовых норм требовать системных изменений в законодательстве двух стран. Из сути двух дефиниций видно, что действия медиатора заключаются в управлении переговорами, поддерживании их конструктивного характера, предоставляя каждой стороне возможность высказать своё мнение относительно причин возникновения спора и целей, которые стороны намерены достичь посредством проведения медиации. Медиатор

5077

контролирует культуру ведения переговорного процесса, способствует снижению уровня агрессивности сторон друг к другу, не допускает некорректности в высказываниях сторон, создавая благоприятную и эмоционально комфортную обстановку для успешных переговоров.[6] Как видится, с целью создания общего института медиации для Российской Федерации и Республики Беларусь, процесс формирования единого правового пространства, должен основываться на полной вовлечённости соответствующих структур Союзного государства. Наиболее оптимальным видится учреждение специализированного координационного межведомственного органа в составе представителей профильных министерств, судов, иных государственных контролирующих органов, а также медиаторов и адвокатов Российской Федерации и Республики Беларусь.

Основной целью такого ведомства должно стать утверждение такой модели медиации, которая позволит регулировать правовые споры, возникающие у резидентов Союзного государства как в случае внесудебной, так и с помощью судебной медиации. Для достижения поставленной цели специализированный координационный межведомственный орган должен обозначить структуру системы правового регулирования медиации в Союзном государстве. Для этого необходимо разработать и принять единые нормативные правовые акты и внести изменения и дополнения в национальные законодательства. Также в ходе работы специализированного координирующего органа требуется решить некоторые нижеперечисленные задачи, в частности:

• создать методологическую, научную, обучающую и практическую основу школы медиации Союзного государства;

• выработать чёткий механизм принудительного исполнения достигнутых в медиации договоренностей на территории России и Беларуси;

• признать деятельность медиатора профессией в Союзном государстве;

5078

• выработать механизм взаимодействия судей и медиаторов обеих стран в процессе организации медиации;

• проводить регулярный мониторинг практики применения медиации в Союзном государстве;

• обеспечивать материальные, организационно-правовые и иные условия осуществления проведения медиации;

• информировать граждан и деловое сообщество о возможностях и особенностях применения медиации в Союзном государстве, обеспечивая их равные права на её использование и прочее.

На основании вышесказанного, считаю, своевременным и актуальным в рамках международной научно-практической конференции «Гуманитарная безопасность как фактор стабильного развития общества» говорить о перспективах формирования единого медиативного пространства в Российской Федерации и Республике Беларусь, что безусловно будет способствовать повышению уровня разрешения споров, когда или имущество, или стороны этих споров одновременно находятся в этих двух государствах.

Список источников

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193 -ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изменениями и дополнениями) [Internet]. Garant.ru. 2010 [cited 2023 Oct 9]. Available from: https://base. garant.ru/12177508/?ysclid=lmkr0tz0vx696911843

2. «О медиации» [Internet]. Pravo.by. 2013 [cited 2023 Oct 9]. Available from: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300058

3. Владимирович Ф.А. Медиация как способ урегулирования конфликтов. КОНЦЕПТ [Internet]. 2014 [cited 2023 Sep 10];(27):51 -5. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n7mediatsiya-kak-sposob-uregulirovaniya-konfliktov/viewer

5079

4. Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов) [Internet]. Изд -во Казан. ун -та; 2014 [cited 2023 Sep 10]. Available from: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21950/000850.pdf

5. Сергеевна Х.О. Медиативная деятельность: методологические подходы, виды и функции. Известия вузов Северо-Кавказский регион Серия: Общественные науки [Internet]. 2014 [cited 2023 Sep 10];5(183):76-80. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/mediativnaya-deyatelnost-metodologicheskie-podhody-vidy-i-funktsii/viewer

6. Худойкина Т.В, Сайфетдинова А.Ф.. vol. 4, no. Требования, предъявляемые к медиаторам в России и за рубежом. Бюллетень науки и практики [Internet]. 2018 [cited 2023 Sep 10];4(6):324-7. Available from: https: //cyberleninka. ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye -k-mediatoram-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer

List of sources

1. Federal Law No. 193-FZ of July 27, 2010 "About an alternative dispute settlement procedure with the participation of an intermediary (mediation procedure)" (with amendments and additions) [Internet]. Garant.ru. 2010 [cited 2023 Oct 9]. Available from: https://base.garant.ru/12177508/7ysclid4mkr0tz0vx696911843

2. "On Mediation" [Internet]. Pravo.by. 2013 [cited 2023 Oct 9]. Available from: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=H11300058

3. Vladimirovich F.A. Mediation as a way of conflict resolution. CONCEPT [Internet]. 2014 [cited 2023 Sep 10];(27):51-5. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-sposob-uregulirovaniya-konfliktov/viewer

4. Mavrin O.V. Technologies of conflict resolution (mediation as an effective method of conflict resolution) [Internet]. Kazan Publishing House. un-ta; 2014 [cited 2023 Sep 10]. Available from:

5080

https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/21950/000850.pdf

5. Sergeevna H.O. Mediation activity: methodological approaches, types and functions. Proceedings of universities of the North Caucasus region Series: Social Sciences [Internet]. 2014 [cited 2023 Sep 10];5(183):76-80. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/mediativnaya-deyatelnost-metodologicheskie-podhody-vidy-i-funktsii/viewer

6. Khudoykina T.V., Saifetdinova A.F. vol. 4, no. Requirements for mediators in Russia and abroad. Bulletin of Science and Practice [Internet]. 2018 [cited 2023 Sep 10];4(6):324-7. Available from: https: //cyberleninka. ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye -k-mediatoram-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer

© Куришева О. А. Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

Для цитирования: Куришева О. А. УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ МЕДИАЦИИ В РАМКАХ СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №11/2023

5081

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.