УДК 332
Бегимова Д.К.
Ташкентский финансовый институт Ассистент кафедры «Бизнес и предпринимательство» Ташкент, Узбекистан
УРБАНИЗАЦИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития урабанизационных процессов в Узбекистане, анализируются причины сложившихся проблем, предлагаются пути их решения, рассматриваются основные приоритетные направления государственной урабанизационной политики, планированной для ближайшего будущего.
Ключевые слова: урбанизация, миграция, многопрофильные и моно профильные города, населённый пункт.
Урбанизация означает на латинском языке городской и измеряется определением доли численности городского населения страны и регионов. Научные исследования подтвердили, что повышение уровня урбанизации на 1% обеспечило рост валового внутреннего продукта на душу населения в Китае на 10%, в Индии - на 13%. Согласно прогнозным оценкам ООН, к 2030 году доля городского населения в мире достигнет 60,4% против 55,3% в 2019 году. Относительно высокие темпы прироста городского населения будут наблюдаться и в развивающихся странах, где опережающий рост уровня урбанизации будет обусловлен, в основном, миграцией населения из села в город, естественным приростом городского населения.
За годы независимости в Узбекистане проделана определённая работа по развитию городов. Доля городского населения возросла с 40,3% в 1991 году до 50,6% в 2019 году, увеличившаяся, в основном, за счёт административных преобразований сельских населённых пунктов в городские посёлки (2009 год). Вместе с тем в процессе урбанизации в республике наблюдается ряд проблем. Согласно международному
рейтингу ООН, данный показатель составил в среднем: в мире - 55,3%, странах СНГ -66%, России - 74,4%, Турции - 75,1%, Казахстане - 57,4%, Туркменистане - 51,6%.
За последние 10 лет (2009-2018) в стране наблюдается тенденция к снижению уровня урбанизации (с 51,7% до 50,6%) в 10 регионах из 13. Достаточно низкой остаётся урбанизация в Хорезмской (33,3%), Сурхандарьинской (35,5%), Бухарской (37,4%) и Самаркандской (37,4%) областях. С 2012 года по настоящее время численность городов (119 единиц) не изменилась, в них проживает 10,1 млн. человек. Основу городской сети страны составляют малые города (68,1% от общей численности городов), на долю которых приходится 20,5% всего городского населения. Характерной чертой развития городов также является то, что почти четвертая часть городского населения (24,2%) проживает в столице - Ташкенте. Численность городских поселков, где проживают 6,4 млн. (38,7%), за рассматриваемый период возросла с 1065 до 1071 единицы. Достаточно большое количество городских поселков также можно отнести к особенностям структуры городских поселений республики. По существу, население малых городов и поселений, занимаясь в основном сельскохозяйственным трудом, ведёт типичный сельский образ жизни. Для этих категорий городов характерными являются их монопрофильность, высокий уровень безработицы, изношенность объектов производственной и социальной инфраструктур, неудовлетворительное состояние транспортной коммуникации и сферы услуг, нехватка финансовых средств и квалифицированных кадров.
Основными причинами сложившегося уровня урбанизации являются: реализация преимущественно крупных инвестиционных проектов в добывающей промышленности, что не способствовало индустриализации городов. Отмечена низкая мобильность сельского населения и высокий уровень внешней миграции, а также отсутствие целенаправленной политики урбанизации, направленной на комплексное и устойчивое развитие городов.
Для преодоления имеющихся диспропорций и системных проблем Президентом
Узбекистана в январе 2019 года принят Указ «О мерах по коренному
совершенствованию процессов урбанизации», предусматривающий основные
направления и комплекс мер по целенаправленному государственному регулированию
урбанизации и комплексному развитию городов страны. В нем, в частности, предусмотрена приватизация земельных участков юридическими и физическими лицами на правах частной собственности. Учитывая социально-политическую значимость и определённую сложность организации процессов приватизации земельных участков до 1 июня 2019 года, предусмотрена разработка пакета нормативно-правовых актов, регулирующих данный процесс, всенародное их обсуждение до утверждения правительством. При этом, целесообразно, как говорится, семь раз отмерить. Важным также представляется разработка конкретного механизма налогообложения частных земельных участков.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. www.lex.uz
2. www.mineconomy.uz
3. www.norma.uz
4. www.stat.uz