УДК 325.111 (470.42)
А. А. МУРАВЬЁВ, С. Б. ПОЗМОГОВА
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА ОТ УРБАНИЗАЦИИ К СУБУРБАНИЗАЦИИ
Рассматриваются проблемы, связанные с урбанизацией, повышением роли города в жизни людей, притоком населения в города, а также с последующим процессом оттока городских жителей на окраины и в пригород. Рассматриваются данные из Всероссийской переписи населения 2010 г. по Ульяновской области. Приводятся примеры из мирового опыта стран Европы и Америки.
Ключевые слова: урбанизация, субурбанизация, автомобилизация, город, малоэтажное строительство.
Современные процессы роста, состава и размещения населения вызывают много сложных проблем. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации.
Урбанизация - (англ. urbanization, от латинских слов urbanus - городской, urbs - город) -всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т. д. В более узком, статистико-демографическом понимании урбанизация — это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.
Предпосылками урбанизации можно считать рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.
Процесс урбанизации идёт за счёт:
- естественного прироста городского населения;
- преобразования сельских населённых пунктов в городские;
- формирования широких пригородных зон;
- миграции из сельской местности в городскую.
Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).
XX век стал веком быстрой урбанизации мира. В 2008 году, по оценкам экспертов ООН,
© Муравьёв А. А., Позмогова С. Б., 2012
была преодолена важная историческая веха: впервые за всю историю человечества численность городского населения превзошла численность сельского, и с этого момента большая часть мирового населения, по прогнозным расчётам, будет представлена горожанами [5].
В России эта веха развития была пройдена ещё в конце 1950-х годов. И хотя в целом завершившийся XX век стал для неё веком стремительной урбанизации, уже в 1980-е годы при сохранении тенденций, сложившихся в предшествующие десятилетия, скорость процессов урбанизации существенно замедлилась, а в 1990— 2000-е годы некоторые казавшиеся ранее устойчивыми тенденции менялись на противоположные.
Начавшаяся в 1992 году естественная убыль городского населения стала основным долговременным фактором уменьшения числа горожан. Миграционный отток из городских поселений, наблюдавшийся, по данным текущего учёта, в 1991-1992 годах, усугубил сокращение городского населения России.
Сокращение городского населения происходит прежде всего из-за естественной убыли населения, а .также административно-территориальных преобразований.
Из-за столь изменчивых тенденций динамики городского и сельского населения доля горожан в общем населении страны, достигнув наибольшего значения, по данным текущего учёта, в 1991 году - 73,8%, перестала расти и, колеблясь, снизилась до 73%. Тенденции снижения удельного веса городского населения в России раньше не наблюдалось. Однако этот показатель, хотя и является важной и наиболее часто используемой характеристикой процесса урбанизации, далеко не полностью отражает его существо [1].
Статистический обзор урбанизации в России
Таблица 1
Показа- тели Й87 т *5*7 И „-V !3?0 ’973 253} Ж 2053 т ¿305 205? 2337 гак 2®
Яр&Жг 5.$ *5.7 1*с 36,3 •30,5 34,* 4 *) + Ш 105,4 ш (зм Щ4 ОД т т- Ш 102,3 &5,»
57.6 74.2 т ?£ С ш & 1 433 42,5 К V« 33,5 40 35,2 38.8 т 35.4 38,7 54.4 35.2 Л Г АЛ ^ ;с.с
160
140
120
100
80
60
40
20
0
Рис. 1. Рост городского населения (1 - сельское население, 2 - городское население)
Таблица 2
Статистические данные переписи населения Ульяновской области
Показатели Всё население, тыс. человек в том числе
мужчины женщины
Всего учтено 1292,2 592,1 700,1
в том числе:
городское население 949,4 432.2 0 517,2
сельское население 342,8 159,9 182,9
общей численности составила 73,5%, сельского
- 26,5%.
Население Ульяновской области проживает в 6 городах, 29 поселках городского типа и 909 сельских населённых пунктах.
В городах проживает более 80% городского населения, остальное городское население живёт в поселках городского типа.
Отток и естественная убыль населения повлияли и на увеличение числа мелких населённых пунктов с числом жителей 10 человек и менее. Их стало 87 против 66 в 2002 году [4].
Современный тип урбанизации - это уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм
По предварительным итогам Всероссийской переписи населения, проведённой в октябре 2010 года, в Ульяновской области постоянно проживает 1292,2 тыс. человек (таблица 2)
Процесс урбанизации (рост численности городского населения), прежде проходивший в области интенсивными темпами, за последний межпереписной период замедлился. Соотношение городского и сельского населения практически не изменилось. Это связано в основном с преобразованием поселков городского типа в сельские населённые пункты (Канадей Николаевского района, Никольское-на-Черемшане Ме-лекесского района, Новочеремшанск Новома-лыклинского района, Октябрьский Чердаклин-ского района). Доля городского населения в
городского населения - городских агломераций, мегалополисов.
Субурбанизация - развитие пригородов (от лат. suburbs - пригород). Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений (прежде всего городские), объединённые различными видами связей (трудовые, производственные, рекреационные, инфраструктурные и др.) в динамичные системы. Затем начинается более быстрое развитие пригородов (прежде всего демографическое) по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счёт центрального города: идёт интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных городах постепенно сокращается.
Причины процесса субурбанизации многочисленны. В качестве основных обычно указывают высокую стоимость качественной недвижимости в городе, перенаселённость и моральный износ жилья, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем [3].
Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемые проблемы второго жилища, индустрия массового отдыха, «эпидемия» садовых участков - всё это разные аспекты «антиурбанистской» тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле.
Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе,
имеющеи развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной, чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется [1].
В Ульяновске, при стабилизации экономической ситуации, ожидается постепенное развитие процесса субурбанизации. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой
части населения, но и для людей со средним достатком.
Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах, как правило, плохо развит.
Поэтому необходимым условием субурбанизации становится развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе (в центральном деловом районе). Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения (уже в конце XIX в.). Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы [3].
Вероятным сценарием развития Ульяновска, как и других крупных городов России, в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения города и отток населения в пригород. Такие тенденции уже можно наблюдать как в обычной жизни, так и по статистическим данным.
При этом будут развиваться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых можно успешно внедрять новые архитектурные и градостроительные методы. Происходящие сегодня субурбанистские процессы в значительной мере способствуют развитию методов архитектурной экологии, которые призваны сделать места проживания более экологичными и приближенными к природе.
Итогом субурбанизации в Ульяновске, как можно предполагать, станет постепенная замена города как точечного пункта концентрации производства и населения районами с обширной, интенсивно освоенной территорией, сочетающей городские функции с сельским хозяйством и ор-
%
ганизацией отдыха.
На наш взгляд процесс субурбанизации имеет положительный результат, в пользу этого приведём следующие аргументы :
1) Экономия территории. В связи со сложной экономической ситуацией в стране, негативно сказывающейся на экономике сельской местности, наблюдается активный отток сельского населения (рисунок 1) в города. Как показали в 80-е годы обследования К. К. Карташовой (ЦНИИЭП жилища) в Набережных Челнах, одна и та же семья имела, чаще всего, и городскую квартиру, и садовый участок, и (в другом месте)
картофельный огород, и (в третьем месте) гараж. Всё это вместе требует гораздо больше земли, чем один благоустроенный коттедж с приусадебным участком и гаражом. Так что при высокоплотной застройке малоэтажное пригородное строительство позволяет сэкономить территорию.
2) Необходимость реструктуризации строительной базы. От советского периода наша страна унаследовала крупнопанельное домостроение, которое практически по всем показателям - энерго-, металло- и цементоёмкости, капиталоёмкости, суммарным трудовым затратам, архитектурному облику и комфортности зданий уступает другим видам строительств: из монолитного бетона, многопустотной керамики, мелкоблочных материалов, деревянных конструкций. В этих условиях (в нашем случае - расширение границ города) субурбанизация, стимулируя строительство малоэтажного жилья, становится важным фактором модернизации стройба-зы. Не нужны лифты, не нужна сложная строительная техника, экономится много металла и цемента.
3) Массовое владение земельными участками. По данным выборочного 5-процентного обследования населения 2011 года, их имели 58,3% домохозяйств (семей и одиночек). Из них почти 3/4 приходится на садовые и дачные участки, до которых (в отличие от приусадебных) приходится добираться на личном или общественном транспорте. Это, безусловно, стимулирует субурбанизацию.
4) Автомобилизация. Действие этого фактора может проявиться весьма резко. Ведь в советский период в генеральные планы наших городов закладывалась как «потолок» норма автомобилизации: 150 автомашин на 1000 жителей. Москва перешла этот рубеж уже в 1995 году, а сейчас число личных автомобилей на 1000 жителей перевалило в ней уже за 250. В результате возник своеобразный «избыток населения, обусловленный транспортом», который с течением времени будет постепенно «выдавливаться» за пределы города. А ведь автомобилизация - классический пример процесса с положительной обратной связью в том смысле, что, чем больше в
городе автомобилей: а) тем хуже условия для работы общественного транспорта; б) тем дешевле машины на вторичном рынке. Поэтому даже противодействующие ей факторы, такие как перегрузка улично-дорожной сети и отсутствие стоянок, могут стать стимулами субурбанизации, если в число рассматриваемых альтернатив включена возможность переезда в пригород [2].
На сегодняшний день мы наблюдаем сложную ситуацию. Нельзя утверждать однозначно, что происходит - урбанизация или субурбанизация. Наблюдается смешанный процесс, который в перспективе положительно скажется на экономике Ульяновской области.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Субурбанизация за рубежом и в России
http://ecodelo.org/9072- 7 1 suburbanizatsiva za rubezhom i v rossii-3 ekol ozizats i va zorodo v
' .1,1 ..... — — 1 ■ — ■■■.—mif—НИ".■ — . . — — .|| .■ .
sibiri predposvlki vozmo (дата обращения 21.06.2012).
2. Пчелинцев О.С. Переход от урбанизации к субурбанизации http://demoscope.ru/week/v /2005 /0219/analit04.php (дата обращения 21.06.2012).
3. Субурбанизация - закономерный этап развития процесса урбанизации http.VAvww . arzproect. narod. ru/proecty/ugroza /urbanizaciy/ jprivatenew_page_7.htm (дата обращения 21.06.2012).
4. О предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Ульяновской области. Справка http://uln.gks. ru/defau¡t.aspx (дата обращения 21.06.2012).
5. Городское и сельское население. Урбанизация http://myunivercity.ru
/География/Городское_и_сельское_население Урбанизация/ 13928 602837_страница1. html
(дата обращения 21.06.2012).
Муравьёв Андрей Андреевич, студент строительного факультета УлГТУ, группа ДАСд-41. Позмоговп Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Строительное производство и материалы» УлГТУ.