Научная статья на тему 'Урбанизация в Индии: социологический анализ'

Урбанизация в Индии: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4506
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА / УРБАНИЗАЦИЯ / ПСЕВДОУРБАНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОРОД / НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СРЕДНИЙ КЛАСС / ТРУЩОБЫ / URBAN SOCIOLOGY / URBANISATION / PSEUDO-URBANISATION / GLOBALISATION / CITY / INEQUALITY / SOCIAL STRUCTURE / MIDDLE CLASS / SLUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Инна Альфредовна

В статье рассматривается процесс урбанизации в Индии в контексте либерализации экономики в новом тысячелетии. Города современной Индии меняются вследствие трансформации капиталистической системы. Анализируются новые социальные образования, режимы потребления, устремления и способы бытия в городах современной Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urbanisation of India: sociological analysis

This article examines the process of urbanisation in India in the context of economic liberalisation in the new millennium. The cities of modern India are being transformed under the impact of a restructuring of the capitalist system. New social formations, modes of consumption, aspirations and ways of being in contemporary urban India are analysed.

Текст научной работы на тему «Урбанизация в Индии: социологический анализ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 3

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА

И.А. Вершинина, канд. социол. наук, доцент. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

УРБАНИЗАЦИЯ В ИНДИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассматривается процесс урбанизации в Индии в контексте либерализации экономики в новом тысячелетии. Города современной Индии меняются вследствие трансформации капиталистической системы. Анализируются новые социальные образования, режимы потребления, устремления и способы бытия в городах современной Индии.

Ключевые слова: социология города, урбанизация, псевдоурбанизация, глобализация, город, неравенство, социальная структура, средний класс, трущобы.

This article examines the process of urbanisation in India in the context of economic liberalisation in the new millennium. The cities of modern India are being transformed under the impact of a restructuring of the capitalist system. New social formations, modes of consumption, aspirations and ways of being in contemporary urban India are analysed.

Key words: urban sociology, urbanisation, pseudo-urbanisation, globalisation, city, inequality, social structure, middle class, slums.

Индия, седьмая в мире по территории и вторая — по численности населения, является одной из самых быстроразвивающихся стран. Согласно данным Всемирного банка, опубликованным в 2011 г. (по состоянию на 2010 г.), Индия занимает девятое место в мире по объему валового внутреннего продукта1, а по объему ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности, — четвертое место2. Однако по индексу человеческого потенциала, по данным 2011 г., страна находится лишь на 134-м месте3, по индексу гендерного равенства — на 145-м4. Эти цифры свидетельствуют о том, что развитие идет неравномерно. Несмотря на впечатляю-

* Вершинина Инна Альфредовна, e-mail: inna_ver@rambler.ru

1 World development indicators, 2011. Gross domestic product 2010 // Сайт Всемирного банка. URL:http://siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/ GDP.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

2 Ibid.

3 Доклад о человеческом развитии. 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. С. 126 // Сайт Организации Объединенных Наций. URL:http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_RU_Tables.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

4 Measuring inequity: the 2012 gender equity index // Сайт организации "Social Watch". URL:http://www.socialwatch.org/node/14367 (дата обращения: 30.03.2012).

щие данные по стране в целом, значительная часть индусов пока не ощутила серьезных изменений в лучшую сторону.

Индия — страна, население которой проживает преимущественно в сельской местности. К началу XXI в. только 28% индусов жили в городах5. Поэтому можно сказать, что процесс урбанизации в этой стране только начинает набирать обороты. Однако несмотря на небольшую долю городского населения, в абсолютных цифрах оно огромно: в Индии живет около 350 млн горожан, что сопоставимо с городским населением США, Франции и Италии вместе взятых6. Урбанизация в Индии имеет свои особенности. Несмотря на очевидный рост больших городов, население некоторых средних и малых городов сокращается7. Крупные города, по мнению индусов, предлагают больше возможностей. Именно они в первую очередь притягивают потенциальных горожан. По-прежнему высок процент сельского населения, которое в поисках лучшей жизни перебирается в города, говорит о большом потенциале развития, которым обладает Индия. Безусловно, в настоящее время Индия — страна больших возможностей, однако нельзя забывать и о серьезных социальных проблемах.

Правительство Индии озабочено высоким уровнем бедности и неграмотности населения, преодоление которых по-прежнему продолжает оставаться приоритетной задачей. Бедность — проблема, в большей степени затрагивающая сельские районы. По данным на 2005 г., за чертой бедности проживало 42% сельских жителей и 26% горожан8. В деревне многие ведут натуральное хозяйство, не имея источников денежных поступлений. Только 36% мужчин и 13% женщин работоспособного возраста имеют оплачиваемую работу9. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в индийской экономике существует довольно большой неформальный сектор, а число налогоплательщиков не превышает трети от численности трудоспособного населения. Оплата женского труда значительно ниже и при постоянной занятости составляет 71% от тех сумм, которые получают мужчины, а при временной занятости — 56%.

5 Datta P. Urbanisation in India. Paper presented at the European population conference, Bratislava, Slovak Republic, 21—24 June 2006. URL:http://www.infostat.sk/ vdc/epc2006/papers/epc2006s60134.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

6 Tewari V. Managing urban infrastructure and services in India // Global Urbanization / Ed. by E.L. Birch, S.M. Wachter. Philadelphia, 2011. P. 255.

7 Datta P. Op. cit.

8 India country overview. September 2011 // Сайт Всемирного банка. URL:http:// www.worldbank.org.in/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/SOUTHASIAEXT/IND IAEXTN/0,,contentMDK:20195738~pagePK:141137~piPK:141127~theSitePK: 295584,00.html (дата обращения: 30.03.2012).

9 Poverty and social exclusion in India. Status of women. New Delhi, 12.10.2011 // Сайт Всемирного банка. URL: http://siteresources.worldbank.org/INDIAEXTN/Re-sources/295583-1298351570365/WDR2012-Launch-Social-Exclusion-Gender-Das.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

В этой сфере, как и во многих других, совершенно отчетливо прослеживается гендерная дискриминация. Число женщин, имеющих оплачиваемую работу, значительно меньше, чем число работающих мужчин.

Причина многих проблем — низкий уровень образования. Правительство Индии прекрасно это осознает и пытается улучшить ситуацию. По данным Всемирного банка, только 73% мужчин и 48% женщин старше 15 лет являются грамотными10. Грамотность значительно шире распространена среди мужчин, чем среди женщин, и, в частности поэтому Индия и находится на одном из последних мест по индексу гендерного равенства.

Однако изменения происходят, хотя, возможно, не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее сегодня около 90% детей родители записывают в начальную школу. К началу 1980-х гг. лишь половина детей посещали школу, так что прогресс в этой области очевиден. Начальное образование в Индии является бесплатным и обязательным и предполагает обучение всех детей в возрасте от 6 до 14 лет. Детский труд в Индии запрещен, чтобы обеспечить всеобщее хотя бы начальное образование. Однако некоторые родители полагают, что если ребенок будет трудиться вместо посещения школы, то это принесет большую пользу семье, и не видят смысла в обучении. Для того чтобы сделать школу более привлекательной, индийские власти начиная с 2001 г. предоставляют всем ученикам бесплатные завтраки. Для страны, в которой 46% детей младше 5 лет имеют дефицит массы тела11, это имеет немаловажное значение и становится для некоторых родителей стимулом к тому, чтобы отправлять своих детей в школу.

В сфере образования отчетливо прослеживаются различия между городом и селом. Доля детей, получающих образование в городе, значительно выше, хотя за последние десятилетия ситуация по всей стране существенно изменилась в лучшую сторону. Если в середине 1980-х гг. 23% детей в городе и 47% детей в сельской местности не посещали школу, то к 2004/2005 учебному году эти цифры снизились до 8 и 14% соответственно12. Таким образом, прогресс в сфере начального и среднего образования очевиден.

10 India country overview. September 2011 // Сайт Всемирного банка. URL: http:// www.worldbank.org.in/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/SOUTHASIAEXT/IND IAEXTN/0,,contentMDK:20195738~pagePK:141137~piPK:141127~theSiteP K:295584,00.html (дата обращения: 30.03.2012).

11 Ibid.

12 Sankar D. What is the progress in elementary education participation in India during the last two decades? Р. 6—7 // Сайт Всемирного банка. URL: http://siteresources. worldbank.org/INTINDIA/2132853-1191444019328/21497941/SankarProgressinEle-mentaryEducationusingNSS.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

Высшее образование в Индии является преимущественно платным, поэтому для многих по-прежнему остается недостижимым. Если начальное обучение проводится на официальном языке штата, в котором расположена школа, то обучение в большинстве вузов Индии ведется на английском языке.

В университетах Индии обучаются около 6,5 млн студентов, что вполне сопоставимо со статистикой в нашей стране. Если учесть разницу в численности населения, то получится, что доля молодых людей, получающих высшее образование в Индии, несравнимо меньше, чем в России. Хотя количество высших учебных заведений Индии растет и за последние полвека увеличилось более чем в 18 раз: с 27 — в 1950 г. до 504 — в 2009 г.13 Наиболее крупными являются Калькуттский университет, Университет Мумбаи, Раджаст-ханский университет и Делийский университет. Основанный в 1985 г. Национальный открытый университет имени Индиры Ганди специализируется сейчас на дистанционном образовании, благодаря чему стал крупнейшим университетом в мире по числу студентов: в нем обучаются более четырех миллионов молодых людей из Индии и 36 других стран14. Однако ни один из них пока не входит в число 500 лучших университетов мира, включенных в Шанхайский рейтинг. Единственное высшее учебное заведение Индии, которое представлено в этом списке, — Индийский научно-исследовательский институт (Indian institute of science) в Бангалоре, который занимает место в четвертой сотне. Это одно из старейших учебных заведений Индии, однако этот институт специализируется на поствузовском обучении и только недавно предложил образовательные программы для бакалавров. Поэтому по такому критерию, как число студентов, этот вуз пока уступает многим другим, но имеет большой потенциал для дальнейшего роста.

Таким образом, государственные программы в сфере образования приносят свои плоды. Далеко не все проблемы пока решены, но многие индусы уже получили возможность реализации своих способностей. Большинство из них пытаются это сделать в городах.

Город для многих индусов — это место, где сбываются мечты. Города манят своими возможностями и издалека кажутся воплощением комфорта и процветания. Однако при переселении из сельской местности новые горожане, как правило, начинают свой путь к мечте из района трущоб. Индия находится на втором месте в мире по числу жителей трущоб: их обитателями являются более

13 Официальный сайт Министерства развития человеческих ресурсов Индии. URL:http://mhrd.gov.in/overviewh (дата обращения 30.03.2012).

14 Официальный сайт Национального открытого университета имени Индиры Ганди. URL:http://www.ignou.ac.in/ignou/aboutignou/profile/2 (дата обращения: 30.03.2012).

158 миллионов человек15. На первом месте по числу жителей, обитающих в трущобах, находится Китай — около 194 миллионов, все остальные страны — далеко позади, что объясняется значительно меньшей численностью их населения.

Однако есть еще один показатель — доля населения трущоб в городском населении в целом. Индия по этому показателю существенно уступает Китаю (55,5% и 37,8% соответственно), хотя опережает многие африканские страны и часть азиатских, в частности своего недружелюбного соседа — Пакистан (73,6%)16. Таким образом, более половины городского населения Индии — жители трущоб. Это способствует соответствующему восприятию городов, которые выглядят бедными, грязными и запущенными.

Необходимо отметить тот факт, что Российская Федерация и некоторые другие страны на постсоветском пространстве сейчас называются теми государствами, в которых темпы роста трущоб одни из самых высоких в мире. В абсолютных цифрах число жителей трущоб не так велико, но тенденция весьма тревожная. Любопытно, что западные исследователи считают, что в русском языке есть два слова, которые характеризуют трущобы, — это "бараки" и "хрущобы"17. Необходимо внести ясность в то, что понимает под трущобами большинство исследователей.

Неблагоприятные жилищные условиях, которые позволяют назвать жилище трущобами, предполагают отсутствие одного или более коммунальных удобств из числа следующих: 1) прочное жилье (капитальное сооружение, обеспечивающее защиту от экстремальных погодных условий); 2) достаточная по размеру жилая площадь (не более трех человек на одну комнату); 3) доступ к чистой питьевой воде (доступная и поступающая в достаточном объеме вода без затраты особых усилий); 4) доступ к улучшенным санитарным условиям (отдельный или совместный туалет на несколько человек в умеренном количестве); 5) право собственности на жилье и гарантия защиты от принудительного выселения18. В связи с тем, что информация по вопросам права собственности на жилье в отношении большинства стран отсутствует, как правило, учитываются лишь первые четыре показателя.

Среди городов мировым лидером по абсолютной численности жителей трущоб является Мумбаи (Индия) — 10—12 млн человек, затем следуют Мехико (Мексика) и Дакка (Бангладеш) — по 9—10 млн каждый, Лагос (Нигерия), Каир (Египет), Карачи (Паки-

15 DavisM. Planet of slums. L.; N.Y., 2007. Р. 24.

16 Ibid.

17 Slums of the world: the face of urban poverty in the new millennium? Nairobi, 2003. Р. 30.

18 См.: Мичел М. В новом докладе отмечается прогресс в достижении целей развития тысячелетия // Мир городов. Декабрь 2009 — январь 2010. № 5. С. 29.

стан), Киншаса-Браззавиль (Демократическая Республика Конго), Сан-Пауло (Бразилия), Шанхай (Китай) и Дели (Индия) замыкают десятку — 6—8 миллионов19. Из десяти городов, лидирующих по численности населения трущоб, два находятся в Индии, а один из них — на первом месте в этот списке.

Столь сложная ситуация с трущобами в Индии и некоторых других странах объясняется американским ученым М. Дэвисом их колониальным прошлым. По его мнению, британцы — главные создатели трущоб в истории человечества20. Они не считали необходимым бороться с антисанитарией за пределами метрополии и не обеспечили окраины Британской империи даже минимальной инфраструктурой, которая позволила бы снизить смертность среди местного населения во время эпидемий чумы, холеры и гриппа в начале ХХ в. Высокая смертность замедляла экономический рост и способствовала значительно более медленному росту численности населения, чем в метрополии. Население Бомбея (с 1995 г. — Мумбаи), бывшего одним из центров текстильной промышленности, за период с 1891 г. по 1941 не смогло даже удвоиться21. Однако после обретения Индией независимости в 1947 г. начался стремительный рост. Менее чем за десять лет, с конца 1940-х до середины 1950-х гг., количество жителей Бомбея увеличилось почти в два раза22. Однако трущобы имеются не только в странах с колониальным прошлым, поэтому винить исключительно британцев в тех проблемах, которые существуют в Индии не совсем корректно. Главная причина существования трущоб, безусловно, отсутствие развитой инфраструктуры, однако это является следствием целого комплекса причин.

Наличие трущоб свидетельствует в первую очередь о том, что города далеко не всегда готовы к встрече новых жителей. Поскольку это совершенно справедливо для Индии, то некоторые исследователи характеризуют ситуацию как псевдоурбанизацию. Псевдоурбанизация понимается как процесс роста городов, который не сопровождается развитием необходимой инфраструктуры. Перенаселение, вызванное слишком быстрым притоком людей из сельской местности, приводит к тому, что большая часть новых горожан оказывается лишена возможности проживать в благоустроенных жилищах и не имеет доступа ко многим удобствам из-за ограниченности имеющихся ресурсов. Этот процесс характерен для многих быст-роразвивающихся стран, и Индия в данном случае не является исключением.

19 Davis M. Op. cit. Р. 23.

20 Ibid. Р. 52.

21 Ibid.

22 Ibid. Р. 56.

Отсутствие необходимой инфраструктуры часто создает проблемы управляемости городом и тем, что происходит на его территории. Один из примеров неуправляемости — дорожная ситуация в Индии. Для большинства городов Индии характерно хаотичное движение транспорта на дорогах. Множество видов транспорта, передвигающихся с разной скоростью, делают дорожную ситуацию непредсказуемой. Правила дорожного движения воспринимаются многими участниками как рекомендательные. Поэтому Индия занимает одно из первых мест в мире по числу погибших в дорожно-транспортных происшествиях23. Подавляющее большинство из них приходится на самых уязвимых участников дорожного движения — пешеходов и велосипедистов. Зачастую причиной этих несчастных случаев становится то, что отсутствуют не только специально отведенные дорожки для велосипедистов, но даже тротуары. Главная задача индийских властей в области улучшения дорожной ситуации — разведение движения моторизированного и немотори-зированного транспорта, а также повсеместное обеспечение пешеходов тротуарами. Однако эта задача еще далека от своего решения.

Несмотря на все существующие проблемы, жители многочисленных индийских трущоб полны оптимизма и веры в лучшее будущее. Это небезосновательно, так как обычно жизнь в трущобах носит временный характер. Этот этап необходим для того, чтобы найти свое место в городском пространстве. В трущобах новые горожане, лишенные многих возможностей, получают очень важное для них право — право на оплачиваемую работу и реализацию своих способностей. Это основная функция трущоб во всех крупных городах Индии. Они носят транзитный характер и становятся непродолжительной остановкой на пути из сельской местности в город.

Выражение "американская мечта" сегодня довольно широко распространено и отражает ту ситуацию, когда Америка была страной больших возможностей, а для кого-то она продолжает оставаться таковой и поныне. Экономическая либерализация создала схожую ситуацию в Индии, поэтому начиная с 1990-х гг. довольно часто можно услышать об "индийской мечте", которая у многих сбывается и становится реальностью. Индия в начале XXI в. — страна неограниченных возможностей, где каждый сам является хозяином своей судьбы. Недаром во время предвыборной компании 2004 г. одним из главных лозунгов бывшего заместителя премьер-министра Индии Л.К. Адвани была фраза: "Нет лучшего времени для того, чтобы быть индусом"24. Этот лозунг прекрасно отражает те настроения, которые характеризуют сегодня индий-

23 Tewari V. Op. cit. P. 257.

24 Brosius С. India's middle class: new forms of urban leisure, consumption and prosperity (cities and the urban imperative). New Delhi, 2010. Р. 1.

ское общество: оно полно надежд и мечтаний о новых свершениях и покорении новых вершин. Индусы гордятся тем, что живут в стране, которая, как они верят, должна в недалеком будущем стать супердержавой в глобальном масштабе.

Чаяния индийских граждан связаны, в частности с примерами успешной реализации "индийской мечты", которые они регулярно наблюдают. Некоторые сферы занятости, действительно, могут стать трамплином для быстрого взлета. Многие из них связаны с высокими технологиями и индустрией знаний, столицей которой в Индии является Бангалор, что вполне естественно и закономерно для современного мира. Однако есть еще одна ниша в индийской экономике, которая пока занята не полностью и развивается очень интенсивно, — сфера услуг, которые пользуются высоким спросом у неоднородных средних слоев населения. Новый средний класс, состоящий из гетерогенных социальных групп, характеризуется высокой мобильностью и гибкостью; он обосновался в городах и способствует быстрому росту третичного сектора. Одной из самых востребованных и соответственно быстрорастущих оказалась сфера религиозных практик25. Высоким спросом пользуются услуги по сопровождению паломников в святые места и организации свадебных торжеств. "Индийскую мечту" также можно превратить в реальность, работая на рынке недвижимости, в сфере телевидения, мобильной связи, IT-технологий, рекламы, туризма, в индустрии красоты и здоровья и т.п. Значительный рост заработной платы сделал многие услуги, которыми раньше пользовалась элита общества, доступными для большего числа людей. Скачок заработной платы произошел в самом начале XXI в. В 2006 г. стажеры в транснациональных корпорациях стали получать около 180 евро, а квалифицированные специалисты в сфере консалтинга или риелторских услуг — около 1800 евро в месяц26. Учитывая, что, по данным 2005 г., около 30% населения проживали за чертой бедности, которая была зафиксирована индийским правительством на уровне 10 евро в месяц на человека, это действительно огромные деньги. Зачастую кроме заработной платы квалифицированным сотрудникам предоставляется личная машина с водителем, а при необходимости также оплачиваются услуги по аренде жилья. Именно эти квалифицированные специалисты в первую очередь способствуют интенсивному развитию третичного сектора, оставляя в нем значительную часть своих доходов.

Организация востребованного бизнеса может помочь стремительно взлететь на вершину общества и пополнить ряды долларо-

25 Ibid. Р. 2.

26 Ibid. Р. 5—6.

вых миллионеров, которых в Индии насчитывается уже более 200 000. Конечно, это ничтожно мало по сравнению с США, где число миллионеров уже составляет несколько миллионов, но необходимо учитывать и тот факт, что в разных странах ряды новых миллионеров пополняются с разной скоростью. Индия — одна из стран, в которых количество миллионеров стремительно растет наряду с Китаем, Аргентиной и некоторыми другими быстроразвивающи-мися странами. Только в 2011 г. в Индии появилось 34 000 новых долларовых миллионеров27. Таким образом, прирост миллионеров за 2011 г. составил более 20%.

Однако "индийская мечта" сбывается не у всех. Реальность часто оказывается далека от воображаемого. Индия — страна резких контрастов. Несмотря на рост многих экономических показателей, 43% трудоспособного населения получают менее 1000 долл. в год28. Как и во многих других странах, в Индии усиливается социальная поляризация. Разница в доходах населения растет из-за существенного улучшения жизни некоторых слоев населения. Большинство исследователей сходятся в том, что главная причина изменений в социальной структуре общества — стремительное формирование многочисленных гетерогенных средних слоев. Численность среднего класса всеми исследователями оценивается по-разному, несмотря на то что, как правило, средний класс выделяется только по одному критерию — экономическому. В частности, П. Варма пишет о более чем полумиллиарде потребителей на рынке, которых он относит к среднему классу29. По более скромным оценкам, численность среднего класса в Индии составляет от 50 до 300 млн человек30. В любом случае, средние слои в Индии существуют, причем концентрируются преимущественно в городах. Средние слои часто рассматриваются как главный агент тех изменений, которые происходят не только в индийских городах, но и в обществе в целом.

Изменения в социальной структуре способствуют тому, что с начала 1990-х гг. индийские города переживают серьезные трансформации. В частности, они становятся более глобально ориентированными, как говорят некоторые ученые, идет процесс формирования гибкой, транснациональной гражданственности31. Однако

27 Keating G. et al. Global wealth report 2011. Zürich, 2011. P. 41. URL: https://info-cus.credit-suisse.com/data/_product_documents/_shop/323525/2011_global_wealth_ report.pdf (дата обращения: 30.03.2012).

28 Ibid.

29 Varma P.K. The great Indian middle class. Delhi, 2007. Р. 7.

30 Mawdsley E. India's middle classes and the environment // Development and Change. 2004. Jan. Vol. 35. N 1. Р. 84.

31 Desai R., Sanyal R. Urbanizing citizenship. Contested spaces in Indian cities // Urbanizing Citizenship. Contested Spaces in Indian Cities / Ed. by R. Desai, R. Sanyal. Los Angeles; L.; New Delhi; Singapore; Washington, 2012. P. 8.

это воспринимается как положительное явление далеко не всеми индусами. Современный индийский город не соответствует тем, идеалам, которые пропагандировал один из влиятельнейших общественно-политических деятелей этой страны М. Ганди.

С точки зрения М. Ганди, идеальной моделью индийского общества является сельская республика32. Он крайне негативно относился к городам, считая, что они способствуют моральной деградации. Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется до сих пор низкая урбанизированность страны. Хотя М. Ганди признавал, что города предоставляют более широкие возможности для получения образования и свободомыслия. Однако само основание города уже деструктивно, так как, по его мнению, каждый город основан на деревенской крови33. Идеи М. Ганди до сих пор пользуются в Индии большой популярностью и уважением. Как следствие многие представители индийского общества, в том числе и некоторые ученые, воспринимают город как глубоко порочного дикого зверя, абсолютно несовместимого с истинно религиозным индусом34. Город представляется как грязный, отвратительный, криминогенный, а его жители — нерелигиозные, бескультурные индивидуалисты. Однако те возможности, которые предоставляет город, заставляют многих индусов пытаться "договориться с глобализацией", пожертвовав традиционными ценностями ради выгоды35. Многие представители средних слоев воспринимают неолиберальные реформы как зло, но зло неизбежное. Глобализация меняет их идеалы, культуру, традиции, мораль, но дает в обмен на это новые рабочие места и рост уровня жизни. И эта цена многим кажется вполне разумной и обоснованной. Однако даже те индусы, которые не готовы платить за приобретение материальных благ утратой традиционных ценностей, не могут изолироваться ни от глобализации, ни от города как ее воплощения. Индия может оставаться в мечтах и в реальности страной деревень, но ни один индус не может сегодня избежать города36.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех // Сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_RU_Tables. pdf

32 Brosius C. Op. cit. P. 63—64.

33 Khilnani S. The idea of India. N.Y., 1999. P. 127.

34 Brosius C. Op. cit. P. 63.

35 Ganguly-Scrase R., Scrase T. Globalisation and the middle classes in India: the social and cultural impact of neoliberal reforms. N.Y., 2009. P. 176—177.

36 Khilnani S. Op. cit. P. 109.

Мичел М. В новом докладе отмечается прогресс в достижении целей развития тысячелетия // Мир городов. 2009, дек. — 2010, янв. № 5.

Официальный сайт Министерства развития человеческих ресурсов Индии. URL: http://mhrd.gov.in/overviewh

Официальный сайт Национального открытого университета имени Индиры Ганди. URL: http://www.ignou.ac.in/ignou/aboutignou/profile/2

Datta P. Urbanisation in India. Paper presented at the European population conference, Bratislava, Slovak Republic, 21—24 June 2006. URL: http://www. infostat.sk/vdc/epc2006/papers/epc2006s60134.pdf Davis M. Planet of slums. L.; N.Y, 2007.

Desai R., Sanyal R. Urbanizing citizenship. Contested spaces in Indian cities // Urbanizing Citizenship. Contested Spaces in Indian Cities / Ed. by R. Desai, R. Sanyal. Los Angeles; L.; New Delhi; Singapore; Washington; 2012.

Ganguly-Scrase R., Scrase T. Globalisation and the middle classes in India: the social and cultural impact of neoliberal reforms. N.Y, 2009.

India country overview. September 2011 // Сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org.in/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ S0UTHASIAEXT/INDIAEXTN/0,,contentMDK:20195738~pagePK:141137 ~piPK:141127~theSitePK:295584,00.html

Keating G. et al. Global wealth report 2011. Zürich, 2011. URL: https:// infocus.credit-suisse.com/data/_product_documents/_shop/323525/2011_ global_wealth_report.pdf

Khilnani S. The idea of India. N.Y, 1999.

Mawdsley E. India's middle classes and the environment // Development and Change. 2004. Jan. Vol. 35. N 1.

Measuring inequity: the 2012 gender equity index // Сайт организации "Social Watch". URL: http://www.socialwatch.org/node/14367

Poverty and social exclusion in India. Status of women. New Delhi, 12.10.2011 // Сайт Всемирного банка. URL: http://siteresources.worldbank. org/INDIAEXTN/Resources/295583-1298351570365/WDR2012-Launch-Social-Exclusion-Gender-Das.pdf

Sankar D. What is the progress in elementary education participation in India during the last two decades? // Сайт Всемирного банка. URL: http:// siteresources.worldbank.org/INTINDIA/2132853-1191444019328/21497941/S ankarProgressinElementaryEducationusingNSS.pdf

Slums of the World: the face of urban poverty in the new millennium? Nairobi, 2003.

Tewari V. Managing urban infrastructure and services in India // Global Urbanization / Ed. by E.L. Birch, S.M. Wachter. Philadelphia, 2011. Varma P.K. The great Indian middle class. Delhi, 2007. World development indicators, 2011. Gross domestic product 2010, РРР // Сайт Всемирного банка. URL: http://siteresources.worldbank.org/DATA-STATISTICS/Resources/GDP_PPP.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.