СЛОВО ■ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ■
УДК 37.01 ББК 74.00
«УРАВНОВЕШЕННАЯ ОБЩНОСТЬ» -СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА И ОБРАЗОВАНИЕ1
Е. Б. Куркин
Аннотация. Наследие основателя философии образования Джона Дьюи до сих пор удивляет своей злободневностью. Образование и общение, сущность и смысл социальной среды, школа как особая социальная среда, социальные аспекты учебного предмета и т. д. Многое мы обсуждаем до сих пор. Дьюи настолько далеко ушел от традиционной и для него школы, что задача понять все и до конца именно сегодня, когда угрозой жизни человечества стал сам человек, нам просто необходимо.
Ключевые слова: сообщество, общение, социальная жизнь, окружающая среда, социальная среда, сетевая социальная группа, однородная, сбалансированная среда, функции школы, уравновешенная общность, сложный мир, демократия и образование.
BALANCED COMMUNITY - SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT AND EDUCATION
E. B. Kurkin
Abstract. The legacy of the founder of the philosophy of education John Dewey still surprises with its relevance. Education and communication, the essence and meaning of the social environment, the school as a special social environment, the social aspects of the subject, etc. Much is still being discussed. Dewey has gone so far from the traditional school that the task of understanding everything to the end today, when the man himself has become a threat to human life, is simply necessary for us.
Keywords: community, communication, social life, environment, social environment, network social group, homogeneous, balanced environment, school functions, balanced community, complex world, democracy and education.
1 Статья подготовлена по проекту: «Социокультурная модернизация и развитие образования в России: методология, инструментарий, механизмы и опыт реализации» в рамках задания РАНХ и ГС».
Вызовы сложного мира
Выступление основателя и президента Всемирного Экономического Форума в Давосе Клауса Мартина Шваба в январе 2016 г. породило волну откликов и обсуждений. Четвертая промышленная революция, по его мнению, в ближайшем будущем несет перемены такого масштаба и такой сложности, каких человечеству еще никогда не приходилось испытывать.
Речь идет об автоматизации, роботизации и цифровизации производства, в результате которых в ближайшее время могут исчезнуть целые отрасли.
Вторя Клаусу, все в том же Давосе со своими прогнозами для XXI в. выступил известный израильский историк Юваль Ной Харари, автор нашумевшего издания «Homo Deus. Краткая история будущего».
• Ненужность. Вот с чем придется столкнуться миллионам людей, и это страшнее, чем эксплуатация одного человека другим. К середине столетия сформируется бесполезный класс.
• В XXI в. неравенство достигнет исторического максимума. Технологии позволят усиливать способности, а вскоре смогут ликвидировать старение и даже смерть. Небольшая группа - мировая элита сможет воспользоваться сверхдорогими услугами, человечество расколется на касты: сверхлюдей (Homo Deus) и бесполезный класс.
• К 2100 г. богатые действительно могут стать талантливее и умнее бедняков. Как только возникнет этот разрыв, уже ничего нельзя будет изменить [1].
В чем-то повторяясь, обсуждение этих выступлений вывело на свет целый ряд проблем, о которых все знали, но предпочитали молчать.
• Сохраняются риски, связанные с ростом населения планеты и ее экологическим состоянием. Между 1970 и 2020 гг. с лица Земли исчезли 2/3 популяций диких животных. Ускорение становится свойством эволюции. Каждая новая популяция существует 1/3 времени по сравнению с той, которая ей предшествовала.
• Загрязнение среды принимает катастрофические масштабы. Весь процесс
производства на самом деле - гигантская машина по производству отходов. Американские исследования показали, что в отходы уходит в 10 раз больше ресурсов, чем на производство продуктов. В то же время для удовлетворения потребностей населения планеты на уровне развитых стран необходимы ресурсы двух таких планет, как Земля.
• Метатрендом становится ускорение всех процессов, явлений, событий, а также возрастающая скорость изменений.
• Каждый новый участник экономического процесса будет существовать в мире, который окажется на порядок сложнее, чем тот, к которому мы привыкли. Это приведет к появлению нового класса задач, которые придется решать человечеству и каждому его представителю.
• Мы существуем в мире сложных систем и с каждым днем увеличиваем их сложность. Каждый успех наших знаний приносит больше проблем, чем решает. Развитие технологий все больше направлено на вызовы, порождаемые самим человеком.
• Человек решает свои проблемы, и каждое такое решение уменьшает внешнюю угрозу за счет усиления сложности искусственной техносреды, усложняет общество, делает существование человечества все более непредсказуемым. В начале XXI в. главной угрозой жизни человечества стал сам человек [2].
Главная цивилизационная проблема - «Человек»
Если технический прогресс движется семимильными шагами, то социальное развитие и сам человек, как субъект мировых процессов, продвигается - меняется существенно медленнее, что и создает те угрозы, о которых говорилось выше.
Зададимся вопросом: в чем причина этого явления? Человек всегда был носителем прогресса по своей сути, он нацелен на прогресс.
Он единственный из существ на Земле приобретает и накапливает опыт, мало того, он использует чужой опыт, а также опыт предшествующих поколений, ради этого он создавал и развивал средства ком-
муникаций, средства сохранения и накопления информации.
Наконец, он создал школу, специальный институт, где знания, накопленные предыдущими поколениями, становились достоянием молодых.
Человек в принципе создан для прогресса.
И вдруг на каком-то этапе он становится главной угрозой человечества!
И это не пустые слова, это стало понятным с наступлением эры массового потребления, когда человек в массовом порядке стал использовать свои преимущества для целей личного потребления и обогащения, не заботясь о последствиях. Когда в эти процессы включились миллионы и миллиарды неспособных к рефлексии, недоученных сограждан, появились те риски для цивилизации и окружающей среды, о которых говорилось выше.
Технический прогресс сам по себе не имеет отношения к этим процессам, разве только усугубляет их. Он вооружает этого несовершенного человека дополнительными возможностями неограниченного потребления.
Трагичность ситуации в том и заключается, что страны и правящие элиты в погоне за техническими достижениями и технологическим лидерством, боясь отстать в этой гонке, превращающейся в один из основных рычагов преобладания и руководства в мире, готовят новые поколения к тому, чтобы интеллектуальный потенциал наций направить на интересы этой гонки. Противостояние элит - движущая сила этих перекосов, в том числе и в массовом сознании.
Борьба за мировое господство продолжается, и на этот раз заложником в этой борьбе становится человечество, имя которому - электорат. Это кризис, даже не кризис - крах мифа о демократии, под знаменами которой ведется борьба за мировое господство.
В этих условиях направленность образования на конкретные цели политических элит искажает гуманные и гуманитарные начала образовательного процесса, его социокультурную, ценностную ориентацию, позитивную социализацию.
Школа насаждает индивидуализм: практикуя индивидуализированные методики, индивидуальные способы и приемы учебной деятельности, индивидуальные траектории в образовании, индивидуальные достижения и т. д. В таких условиях ученик теряет социальную опору, характерное для человека состояние группового поведения, групповой деятельности, формирования группового мнения и позиции. Не в этом ли причина несовершенства человека, его неспособности противостоять вызовам цивилизации в одиночку?
Современный город и школа
Современный город, пишет Дьюи, заключает в себе больше сообществ и различных обычаев, традиций, устремлений, чем можно было ранее насчитать на целом континенте: компания, клуб, банда, воровская шайка, тюремная камера - это среды, оказывающие не меньшее влияние, чем церковь, профсоюзы или политические партии. «Школа сводит вместе молодых людей, принадлежащих к разным расам и религиям, имеющих непохожие обычаи, создавая для них новую более широкую среду. Общее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду, открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри любой из них» [3, с. 26].
Школа призвана согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ, в которые он входит. В семье - одни нормы, на улице - другие, в цеху и в магазине - третьи, а в религиозной общине - четвертые. Это возлагает на школу стабилизирующие и интегрирующие функции.
1. «Приучение» членов всех групп к единому взгляду.
2. Согласование в мировосприятии каждого позиций и влияний различных сообществ.
3. Интеграция этих различий в формируемом школой мировоззрении ученика.
Для реализации перечисленных функций школа вынуждена создавать собствен-
ную, специальную, внутреннюю социальную среду, относительно однородную и сбалансированную. Для чего это нужно? Дело в том, что только социальная среда формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения у индивидуумов путем вовлечения их в деятельность. Поэтому школа сама по себе является специальной социальной средой, формирующей уравновешенную общность: общность учащихся, понимающих друг друга.
Уравновешенная общность как вну-тришкольная социальная среда, в которой индивид живет и развивается, есть постоянно действующий и весьма эффективный фактор управления его деятельностью, который возникает в результате подражания, игрового воспроизведения, потребности в совместной работе.
В то же время уравновешенная общность состоит из социальных групп: «Иметь общие с окружающими представления о вещах и думать о них примерно то же - вот что означает на деле быть членом социальной группы. Если мы не придаем предметам и действиям те же смыслы, какие придают им другие, не может быть ни взаимопонимания, ни совместной жизни» [3, с. 34].
Уравновешенная общность
Философию вообще трудно переводить, а такую - тем более. С первых же страниц понятие «уравновешенная общность» встречается и несет в себе смыслы, о которых мы никогда не задумывались.
Начнем сначала. Ребенок пришел в школу. Он уже имеет определенный социальный опыт. Что мы делаем с этим опытом? Ничего! Единственное, что нас интересует: читает ли ребенок или не читает, как читает, чтобы немедленно начать «впаривать» «свое» содержание.
Общее для всех содержание образования - это как раз то, чем школа заполняет образовавшуюся пустоту от социальных ниш, из которых только что выдернули ребенка. Это содержание: письмо, чтение, счет, искусство, технологии, но где же место
перечисленным Дьюи функциям? Их ведь и не вспоминают. Вообще сам ребенок, его мир никого не интересует. Он - заготовка в технократическом образовании, нацеленном на подготовку к участию в индустриальном или постиндустриальном производстве: человеческий капитал.
А что же все-таки значит «приучение» членов всех групп к единому взгляду»? Это первая функция школы, по Дьюи, - основа уравновешенной общности. Наверняка то и значит, что для формирования социальной группы как результата такого формирования, необходим этот самый единый взгляд. Единый взгляд - это ценностное отношение к окружающему миру, целостная его картина, формирующееся мировоззрение, определение места человека в этом мире.
Можно сказать, что недемократично, ведь у детей должны быть разные, собственные взгляды на окружающую среду и мир в целом. А Дьюи говорит «нет!». В основе сообщества, на котором держится весь социум, мир и цивилизация, лежит именно этот единый взгляд, без которого никакого понимания, взаимопонимания, да и самого сообщества нет!
Мы должны помочь ребенку согласовать в его мировосприятии позиции и влияния различных сообществ. Интегрировать эти различия в формируемом школой мировоззрении ученика. Не отрицать, порицать и навязывать, а интегрировать и на основе этой интеграции формировать картину современного мира и мировоззрения человека в этом мире, его позицию по отношению к нему.
И эту общность, основанную на непротиворечивых взглядах, на взаимопонимании, взаимопомощи и доверии, Дьюи и называет уравновешенной общностью: особой социальной, школьной средой.
Формируется такая среда, утверждает Дьюи, в совместной деятельности социальных групп и формирований учащихся. «Наиболее фундаментальными средствами управления (этими процессами) являются не прямые личные указания со стороны других людей, не нравоучения, а влияния
на разум, проявляющийся в привычках понимания, которые складываются в процессе согласованного с другими людьми использования разнообразных предметов. Это происходит посредством либо сотрудничества и содействия, либо соперничества и соревнования» [3, с. 37].
Уравновешенная общность располагает примерно одинаковым запасом понятий, смыслов, речевых приемов, что создает условия для активного общения - социальной жизни. Социальная жизнь протекает в общении, «и это общение (и следовательно, подлинно социальная жизнь) имеет образовательную направленность. Общение обеспечивает соучастие в общем мировосприятии, оно и есть то, что создает сходные эмоциональные и интеллектуальные установки, способы реакции на ожидания и требования социальной среды.
Быть субъектом общения означает иметь постоянно расширяющийся и изменяющийся опыт. «Когда один человек разделяет мысли и чувства другого, это всегда меняет его собственную позицию. Нет человека, на которого общение никак не влияет» [3, с. 11].
В традиционных системах только часть учеников активно участвует в процессе. Учебный процесс в условиях уравновешенной общности - это активная дискуссия, диалог и взаимообогащение, которые вовлекают весь класс.
«Уравновешенная общность» растет и совершенствуется вместе со школьниками и к подростковому возрасту превращается в «личностно образующую общность» (В. Громыко), решающую задачи формирования личности и ее мировоззрения. В основе самоформирующейся новой общности лежат все те же принципы: единомыслия, согласования позиций, интеграция различий, формируемого мировоззрения личности.
Проблемы, связанные с уравновешенной общностью, - это проблемы выживания цивилизации. Если мы не поймем Дьюи, не отладим технологии, не перешагнем через пропагандируемый всеми системами образования индивидуализм, мы не смо-
жем выжить. Цивилизация закладывает такой вираж, когда все должны понимать друг друга, иначе хаос и гибель.
Уравновешенная общность -педагогический результат
Уравновешенная общность, как и вся социокультурная перестройка школы, -сложнейшая педагогическая работа. В класс приходят дети, различающиеся по своим склонностям, умственному возрасту, уровню подготовленности. Некоторые из них ведут себя излишне скромно, стесняясь публичности, другие, наоборот, стремятся к доминированию. Они приходят из различных сообществ и приносят с собой отличительные качества этих сообществ.
В отношении способности к обучению традиционно дети делятся на три группы: группа превышающей нормы, группа риска, группа неуверенной нормы. Нужно отметить, что лет десять назад в ФЦПРО проходила тема серии проектов, посвященных проблемам «предшкольной» подготовки. Кажется, именно с тех пор будущих первоклассников собирают на подготовительные занятия. Эффективность этой подготовки не отличается качеством, потому нерегулярные занятия больше вредят, чем готовят к школе.
Цель всякой предшкольной подготовки заключается именно в том, чтобы хоть немного уравновесить пестрый состав набираемых по принципу случайности группы первоклассников.
На самом деле, подготовить ребенка к школе сложно, можно, например, научить читать, но не на таких сборах.
А самое главное - нечитающие дети, составляющие группу риска, пока не научатся читать, нормальной и планомерной работы в классе не организовать. Учатся читать дети риска порою до третьего класса. За это время хорошо читающие дети снижают свои показатели.
Мы рассказываем об этом с одной лишь целью: показать, что уравновешенная общность - кропотливая каждодневная работа с использованием специальных технологий.
О технологиях
Казалось бы, в век технологий в школе должен существовать культ педагогических технологий. Но нет! Официально технологии, даже те, которые существуют, не принимаются экспертным сообществом, возлагающим надежды на педагогическое творчество. Хотя одно не отрицает другого, ведь хороший, творческий учитель в процессе своей многолетней практики как раз и создает собственную технологию. Но настоящая «безотходная» качественная технология сегодня - результат труда целого коллектива. Как у Шаталова, который на это дело положил всю свою жизнь и деятельность лаборатории своих сотрудников.
Так вот, формирование уравновешенной общности - результат применения технологии. Основные моменты школьного обучения так или иначе связаны с текстом. Чтобы сократить время усвоения навыков чтения, письменной и устной речи и выровнять возможности класса в этих первичных школьных умениях, необходимо применять ряд тренингов, технических приемов, которые давно известны и доказали свою эффективность на практике. Только сегодня нигде этому не учат, а пожилые учителя с трудом это вспоминают.
Благодаря систематическим тренингам с разными группами в классе, а также в параллели классов эффект приходит уже в первом классе. Тренинги продолжаются до тех пор, пока все учащиеся достигнут уровня, намеченного учителем.
Такой подход создает условия своевременного перехода к следующему этапу -работе по групповой организации класса. Это не просто приучение детей к коллективным способам работы, это возвращение человека к социальному образу совместного существования. Кроме того, групповая организация сообразна природе детства. Дети сами сбиваются в группы, но это в основном диффузные группы совместных увлечений.
Навыки групповой совместной деятельности, а в этом возрасте всякая деятельность учебная, приобретаются в классе
и в школе. Этому нужно учить, и нужно сказать, что эффект от такой учебы - это не дальняя перспектива, а прямой результат успешной учебы.
Здесь тоже существуют комплекты тренингов совместной работы и в паре, и в группе, а учитель с того момента, когда дети начинают читать, переходит к групповой организации обучения. Класс в этих условиях становится первичной педагогической системой. При этом «эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах размера группы, оптимального для данного типа учебной задачи». В этой работе рождается «групповой эффект» - «чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека в отдельности», - отмечает академик А. В. Петровский [4, с. 80]. Совместная деятельность в группе активизирует интерес, дети как бы заражаются им друг от друга.
Групповые отношения структурно представляют собой ряд действий, которые лежат в основе этих отношений, а именно: межличностный выбор и его мотивация, ценностная ориентация, организация, коммуникация, групповая идентификация, самооценка и самоопределение.
В процессе группового и межгруппового общения в коллективной деятельности и в условиях уравновешенной общности и личностно образующего сообщества формируются общие для социальной группы школьников взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, в совокупности составляющие менталитет личности.
Универсальные способности личности
Все, что связано с формированием личности, отличается отсутствием технологических установок, так как зависит от подготовленности педагога. Поэтому, хотим того или нет, мы должны начать с тех качеств личности, которые заставляют нас настаивать на серьезных изменениях в содержании и организации общего образования. Это те качества, отсутствие которых являет-
ся препятствием на пути прогресса всего человечества, развития и становления мировой цивилизации.
И первой, пожалуй, самой важной способностью личности в постиндустриальном мире является способность к общению, пониманию и взаимопониманию. Общение в процессе деятельности сродни искусству - это технология общения, в результате которой возникает взаимопонимание и взаимодействие единомышленников.
Не менее важными являются универсальные способности кооперации деятель-ностей, группового и межгруппового сотрудничества, соревнования и соперничества и на базе всего этого формирование конкурентной личности.
Кроме этого, специалисты выделяют как наиболее важные универсальные способности:
• способность к концептуальному мышлению (целостному видению мира сквозь призму самореализации);
• способность к проживанию в обществе себе подобных, выстраивание взаимоотношений с позиции сопереживания общему благу;
• способность воплощать целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности (Г. И. Герасимов) [5].
Человек, не обладающий перечисленными способностями, составляет категорию риска человечества. Развитие и совершенствование современных форм социальной организации человечества целиком зависит от способности образования обеспечивать эти процессы, формируя необходимые качества в человеке - субъекте этих изменений.
Демократия и образование
Дж. Дьюи связывал проблемы школьного обучения с тем, что происходит в большом социуме. Его беспокоили проблемы кризиса демократии, признаки которого, по его мнению, существовали и сто лет назад.
Демократия, утверждал Дьюи, это общество, которое не просто изменяется, но
и считает изменения одним из своих идеалов, будет иметь другие стандарты образования, чем то, которое стремится к упрочению своих обычаев [3, с. 80].
Сегодня мы говорим о кризисе, связанном с ускорением изменений и возрастанием сложности мира в условиях этих тенденций. Другими словами, системный кризис, надвигающийся на цивилизацию, есть кризис демократии как способа мироустройства.
Демократия на самом деле не обеспечивает равенство возможностей, необходимых для того, чтобы решать современные проблемы цивилизации.
Объявляя образование социальной функцией, обеспечивающей руководство молодыми и их развитие посредством участия в жизни группы (корпорации), к которой они принадлежат, мы, по существу, утверждаем, что оно будет отличаться в зависимости от качества жизни, характерного для группы, а следовательно, такое образование будет разным, и не все члены общества пройдут через уравновешенную общность, дающую способность понимать друг друга [3, с. 80].
Строители Вавилонской башни не смогли решить проблему ее строительства потому, что стали говорить на разных языках. Современники надвигающегося цивилиза-ционного кризиса знают языки, но не понимают друг друга. Отсутствие взаимопонимания становится причиной новой катастрофы в современном мире.
Всенародно избираемая власть при демократии может успешно работать только в том случае, если те, кто избирает своих правителей и подчиняется им, образованны. «Демократия - нечто большее, чем просто определенная форма правления. Прежде всего, это форма совместной жизни, форма взаимообмена опытом. При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных» [3, с. 85].
Все это способствует разрушению барьеров класса, расы и сложившейся национальной территории и традиции, которые не дают
людям осознать до конца смыслы своих действий. Когда этого не происходит, то это общество нельзя назвать демократией.
Общество мобильное, имеющее в своем распоряжении механизмы широкого распространения возникших повсеместных изменений, следит за тем, чтобы его члены воспитывались инициативными и приспособленными. Иначе они будут сбиты с толку происходящими с ними и вокруг них изменениями, не понимая их смысла и назначения. «В итоге возникнет сумятица, в которой мало кто сумеет извлечь для себя пользу из действия других людей - слепцов, ведомых безумцами» [3, с. 86].
Пришло законодательно определенное время обновления образовательных стандартов. В новом их поколении необходимо учесть все допущенные ошибки и необдуманности, в том числе и возрастающую востребованность формирования «уравновешенного общества» посредством образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.
2. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: концепции необходимые для успеха. М.: Изд. группа «Точка», 2018.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
4. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
5. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества: дис. д-ра филос. наук. М., 2013.
6. Куркин Е. Б. Самотворение личности в условиях социокультурной среды и педагогического стимулирования // Наука и школа. 2016. № 2. C. 164-172.
7. Куркин Е. Б. Методологические аспекты социокультурной модернизации системы общего образования России. М.: ФИРО, 2017.
8. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М., 2000.
REFERENCES
1. Harari Yu. N. Homo Deus. Kratkaya istori-ya budushchego. Moscow: Sindbad, 2018.
2. Fadel Ch., Bialik M., Trilling B. Che-tyrekhmernoe obrazovanie: kontseptsii neobkhodimye dlya uspekha. Moscow: Izd. gruppa "Tochka", 2018.
3. Dewey J. Demokratiya i obrazovanie. Moscow: Pedagogika-Press, 2000.
4. Petrovskiy A. V. Lichnost, deyatelnost, kollektiv. Moscow, 1982.
5. Gerasimov G. I. Transformatsiya obra-zovaniya - sotsiokulturnyy potentsial razvitiya rossiyskogo obshchestva. ScD dissertation (Filosophy). Moscow, 2013.
6. Kurkin E. B. Samotvorenie lichnosti v usloviyakh sotsiokulturnoy sredy i peda-gogicheskogo stimulirovaniya. Nauka i shkola. 2016, No. 2, pp. 164-172.
7. Kurkin E. B. Metodologicheskie aspekty sotsiokulturnoy modernizatsii sistemy obshchego obrazovaniya Rossii. Moscow: FIRO, 2017.
8. Gusinskiy E. N., Turchaninova Yu. I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. Moscow, 2000.
Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХ и ГС
e-mail: [email protected]
Kurkin Evgeny B., PhD in Education, Chief researcher, Federal Institute of education development RANEPA e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2019 The article was received on 26.03.2019