УДК 37
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК Ural State Agricultural University in the training of specialists for agriculture
И. М. Донник, доктор биологических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Рецензент: В. Д. Ширшов, доктор педагогических наук, профессор
Аннотация
В статье на примере Уральского государственного аграрного университета рассматривается проблема подготовки кадров для сельских территорий. Она может обостриться, поскольку является одним из реальных рисков для устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО. Также стимулирует к решению этого вопроса пенсионный или предпенсионный возраст большинства руководителей и главных специалистов предприятий АПК.
Решение проблемы трудоустройства и закрепления выпускников учебных учреждений в организациях АПК зависит от многих факторов. Среди них особое место занимает жилищный вопрос, состояние социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов, возможность стабильно зарабатывать средства на достойные условия жизни в сельском социуме. Особо следует отметить проблему эффективной координации и государственной поддержки системы аграрного образования, поскольку отдельные общественные формирования не имеют возможности материальной поддержки системы аграрного образования, особенно высшего. Необходимо принять соответствующий законодательный или иной нормативный правовой акт, который бы давал юридические основания для расходования средств из областного и местного бюджетов на подготовку кадров для АПК.
Ключевые слова: аграрный вуз, АПК, подготовка кадров, государственные программы, трудовая занятость в сельских территориях.
Summary
The article on the example of the Ural State Agricultural University examines the problem of training for rural areas. It could get worse, as it is one of the real risks for the sustainable development of agriculture in the conditions of Russia's membership in the WTO. Retirement or pre-retirement age of the majority of managers and senior specialists of agricultural enterprises also stimulates to decide this issue.
Deciding the problem of the employment and retention of graduates of educational institutions in the agricultural organizations depends on many factors. Among them are the issue of housing, the state of the social infrastructure of rural communities, the ability to consistently earn money for a decent living in rural society. Of particular note is the problem of effective coordination and state support of agricultural education system, as individual social formations have no way of financial support system of agricultural education. It is necessary to take appropriate legislative or other normative legal act, which would give the legal basis for disbursement of funds from the regional and local budgets for training for the agricultural sector.
Keywords: agricultural university, agriculture, training, government programs, employment in rural areas.
Уральский государственный аграрный университет является правопреемником Уральской государственной сельскохозяйственной академии (Свердловского сельскохозяйственного института).
Вуз готовит высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса Свердловской области и Уральского региона с 1940 г.
Подготовка ведется по 78 образовательным программам:
- 050000 «Образование и педагогика (профессиональное обучение)»;
- 080000 «Экономика и управление» (бухучет, экономика предприятий, управление персоналом, антикризисное управление, производственный менеджмент, финансы и кредит, мировая экономика);
- 100000 «Сфера обслуживания» (товароведение в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, агротуризм, гостиничное дело);
- 110000 «Сельское и рыбное хозяйство»:
ветеринария; ветсанэкспертиза;
агрономия (агрохимия, защита растений); садоводство (ландшафтный дизайн); зоотехния (селекционная работа);
технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; агроинженерия (техсервис, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта);
- 120000 «Геодезия и землеустройство» (землеустройство);
- 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка (процессы и аппараты) пищевых производств»;
- 190000 «Транспортные средства (сервис транспортных и транспортно-технологичес-ких машин)»;
- 280000 «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды (техносферная безопасность)».
Распределение контингента студентов очной формы обучения по направлениям высшего образования представлено на рис. 1.
■050000 Образование и педагогика
■080000 Экономика и управление
□ 100000 Сфера обслуживания (товароведение, агротуризм)
■ 110000 Сельское и рыбное хозяйство (агрономия, ветеринария, агроннженерия. зоотехния, технолоия производства и переработки с х продукции)
■ 120000 Геодезия и землеустройство
0150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка (процессы и аппараты пищевых производств)
■ 190000 Транспортные средства (эксплуатация транспортно-технологическнх машин и комплексов)
□ 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и зашита окружающей среды (техносферная безопасность)
Рис. 1. Распределение контингента студентов очной формы обучения по направлениям высшего образования
Численность обучающихся из районов Свердловской области в 2012-2013 учебном году представлена на рис. 2.
Рис. 2. Численность обучающихся из районов Свердловской области в 2012-2013 учебном году
(% от общего числа студентов)
Мерой кадрового обеспечения села является ранняя профориентация школьников.
На сегодняшний день при участии УрГАУ организованы и действуют 30 специализированных классов в школах Свердловской области.
Наиболее эффективными являются:
- МОУ СОШ № 7 г. Ревды - 126 студентов;
- Ощепковская (Камышловский район) - 156 студентов;
- Октябрьская (Сысертский район) - 103 студента;
- Студенческая СОШ № 12 - 96 студентов;
- МОУ СОШ № 32 г. Первоуральска - 171 студент.
За 15 лет работы сельскохозяйственных классов получило высшее аграрное образование более 2 600 выпускников специализированных классов школ области.
Одним из главных показателей эффективности современного аграрного вуза является количество выпускников, трудоустроившихся в сельскохозяйственные, мелиоративные, землеустроительные, лесохозяйственные и иные организации, связанные с аграрной сферой.
Вместе с тем не учитываются направления трудовой занятости, существующие в сельских территориях, обеспечивающие социальное развитие сельских населенных пунктов, а также несельскохозяйственных видов экономической деятельности, направленных на повышение благосостояния и качества жизни сельского населения.
Например, в Свердловской области в сельской местности проживает около 700 тысяч человек, но непосредственно в сельскохозяйственных организациях трудятся лишь 34 тысячи, а чем занять оставшиеся почти 300 тысяч человек потенциально трудоспособного населения?
Понимая эту ситуацию, ректорат УрГАУ старается расширить перечень направлений подготовки специалистов с высшим образованием, которые могли бы найти работу в сельской местности. Однако пока статистика не учитывает выпускников с таким образованием как профильных для аграрного вуза. А кто же тогда будет выполнять показатели федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» или областную программу «Уральская деревня», которые имеют
комплексный характер и ориентированы на формирование трудового потенциала села, в первую очередь для системы агропромышленного комплекса?
Решение проблемы трудоустройства и закрепления выпускников учебных учреждений в организациях АПК зависит от многих факторов. Среди них особое место занимает жилищный вопрос, состояние социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов, возможность стабильно зарабатывать средства на достойные условия жизни в сельском социуме.
Особо следует отметить проблему эффективной координации и государственной поддержки системы аграрного образования.
В настоящее время на базе Уральского государственного аграрного университета функционирует ассоциация «Уральский агропромышленный университетский комплекс». Членами этой некоммерческой организации являются отраслевые союзы и ассоциации АПК, учреждения среднего профессионального образования, сельские школы, научные учреждения РАСХН и др.
Основная задача ассоциации - оказание взаимопомощи в организации качественного высшего образования и подготовки специалистов, обладающих современными профессиональными знаниями и компетенциями для аграрной сферы региона.
Подобная организация создана также при областном Министерстве общего и профессионального образования, но она ориентирована на подготовку специалистов с начальным и средним профессиональным образованием.
Однако эти общественные формирования не имеют возможности материальной поддержки системы аграрного образования, особенно высшего.
В настоящее время в Свердловской области имеется отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 годы», но она фактически не работает из-за отсутствия у Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия необходимых финансовых средств.
Вместе с тем проблема кадров в АПК может стать еще более острой, поскольку является одним из реальных рисков для устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО.
Ведь не секрет, что сегодня в Свердловской области почти все успешно работающие организации и предприятия АПК возглавляют руководители и главные специалисты пенсионного или предпенсионного возраста, и в связи с этим в ближайшие годы областные органы государственной власти будут вынуждены принимать экстренные меры по кадровым вопросам.
Промышленные предприятия, осознав остроту проблемы, уже реально стали участвовать в подготовке кадров всех категорий, от рабочих до специалистов с высшим образованием, и на эти цели не жалеют сил и средств (например, УГМК-холдинг, нижнетагильские, перво-уральские промпредприятия и др.).
Сельскохозяйственные организации в силу малой доходности не могут финансировать подготовку кадров и решение социальных задач в сельских территориях. Значит, эти задачи должны решать органы государственной власти, местного самоуправления вместе с субъектами агробизнеса. Необходимо принять соответствующий законодательный или иной нормативный правовой акт, который бы давал юридические основания для расходования средств из областного и местного бюджетов на подготовку кадров для АПК.
Важно, будет это областная целевая программа или самостоятельный раздел в программе социально-экономического развития сельских территорий «Уральская деревня».
Появление в современных условиях в Свердловской области реальной программы подготовки квалифицированных кадров для организаций агропромышленного комплекса, их закрепления и развития сельской экономики через несельскохозяйственные виды деятельности возможно.