УДК 911.3(47) И.В. Голубченко
УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ: МЕСТО В РАЙОНИРОВАНИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ
Введение. В России на протяжении последних 7—8 лет идет реформа административно-территориального устройства, оцениваемая неоднозначно, но отражающая назревшую необходимость как минимум в коррекции границ, сложившихся в стране к 1990 г. Это обстоятельство обеспечивает актуальность вопросов районирования в общественной географии, тем более важных в свете динамичности территориальных связей.
Урало-Поволжье занимает ключевое положение в России, разделяя и одновременно объединяя ее западные и восточные территории. Этот макрорегион во многом соответствует понятию "историческая область". Географически Урало-Поволжье весьма своеобразно, что делает необходимым поиск места макрорегиона в российском районировании.
Постановка проблемы. В статье предпринята попытка ответить на ряд вопросов, связанных с территориальной организацией "срединной оси" России — макрорегиона Урало-Поволжье, не имеющего определенного статуса и относительно малоиспользуемого географами в качестве района исследования. Отметим, что название "Урало-Поволжье" используется в разных науках и направлениях практической деятельности, что является аргументом в пользу более пристального внимания к нему со стороны географов. В статье рассматривается особое место Урало-Поволжского макрорегиона в России, обоснованность его выделения.
Материалы и методы. В основу исследования легли данные о районировании России за период с конца XIX в. до настоящего времени, материалы Всероссийской переписи населения 2002 г., другие сведения. Автор сделал картографическую и статистическую обработку информации с применением наложения карт, структурирования картографических данных, элементов пространственно-временного анализа района исследования.
В Российской Федерации в соответствии с сеткой экономических районов Госплана (1963) выделяются Западная и Восточная зоны. Их общая граница близка к европейско-азиатскому рубежу, четко выражена, совпадает с границами 7 регионов страны: Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской, Тюменской и Курганской областей. Перечисленные регионы входят в состав Северного, Уральского и ЗападноСибирского экономических районов, а также Северо-Западного и Уральского федеральных округов. На практике и в некоторых теоретических работах (кроме указанных территорий) используется выделе-
ние Урало-Поволжского макрорегиона (Волго-Урал), не имеющего общепринятых рубежей, но, как правило, включающего Средний и Южный Урал, Среднее Поволжье. В географии район Урало-Поволжье редко исследуется, но макрорегион довольно популярен в других научных направлениях: археологии, истории, этнографии, лингвистике, фольклористике, геологии, технике. Среди прикладных направлений общественной деятельности, использующих Урало-Повол-жье в качестве обособленной территории, укажем оборону, гражданскую оборону (Приволжско-Ураль-ский округ), образование (проведение российских и международных олимпиад по школьным дисциплинам) и спорт (Урало-Поволжская зона проведения соревнований). В универсальной литературе нет дефиниции "Урало-Поволжье" или "Волго-Урал" [2, 3, 7, 13, 14, 16].
Можно констатировать, таким образом, большой интерес к данной территории со стороны многих специалистов при относительно слабом внимании географов [4, 6, 9, 12, 17]. В то же время этот макрорегион представляется весьма перспективным для изучения общественной географией. Ему присущи свои особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства. Есть у этой территории и историко-географическая общность, неоднократно отмечавшаяся в литературе. Известны высказывания некоторых видных географов об особой роли Урало-Поволжья в организации территории России [12, 15].
Можно говорить об Урало-Поволжье в широком и узком смысле. Расширенная его территория включает три экономических района России (Уральский, Поволжский и Волго-Вятский), а также области западной части Казахстана: Западно-Казахстанскую, Атыраускую, Актюбинскую, Кустанайскую. Кроме того, в некоторых аспектах к макрорегиону относится также Тюменская область. В узком смысле территория Урало-Поволжья охватывает Уральский экономический район и северную часть Поволжского (рис. 1). Севернее Урало-Поволжья расположена территория, названная нами Урало-Печорской зоной. Мы можем говорить о Приуральско-Уральской зоне, которая разделяется на северную Уральско-Печорскую и южную Уральско-Поволжскую подзоны, представляющие собой слабо связанные между собой территории. Разделяющую роль в данном случае сыграл климатический фактор — северная граница Урало-Поволжья близка к северному пределу распространения больших земледельческих площадей, а также к южным границам подзолистых почв и средней тайги, к изолинии плотности населения 1 чел./ км,
к северной границе зоны климатического комфорта для человека [14].
Урало-Поволжье — относительно молодой макрорегион. Его территория вошла в состав России в основном во второй половине XVI в., а начало формирования связей между входящими в него земля-
/ Н. Новгород
Казань
Ижевск/
Саратов
Пермь;
Екатеринбург
Самара / I У"
Челябинск
■Оренбург
ми относится к периоду становления Уральского промышленного района. В конце XIX в. Д.И. Менделеев отмечал, что две поволжские губернии — Казанская и Самарская — могут быть объединены в рамках экономико-географического районирования с уральскими (Вятская, Уфимская, Оренбургская, Пермская губернии) в Восточный край (рис. 1), поскольку Урал тесно связан с речной системой Волги и ее притока Камы [10, 11]. Водный путь использовался для вывоза продукции заводов в Центральную Россию и на экспорт в Европу. В 1912 г. П.И. Лященко (возможно, под влиянием районирования Д.И. Менделеева) объединил Казанскую, Симбирскую, Уфимскую (кроме Златоустовского уезда), Вятскую губернии и прикам-ские уезды Пермской губернии в Северо-Восточный район (рис. 1) [11]. К.И. Зубков отмечает, что в конце Х1Х—начале XX в. предпосылки формирования Урало-Поволжского укрупненного экономического района [12].
Годы военных и революционных потрясений XX в. вызвали нарушения в протекавших интеграционных процессах на рассматриваемой территории, а с начала 1920-х гг. государственная политика освоения восточных районов сместила главный фактор развития экономических связей Урала в направлении Сибири. Это проявилось в государственной статистике и научной литературе: Урал исследователи часто относили к восточным районам [4, 5, 18].
Картина стала меняться с середины 1930-х гг., когда освоение Волго-Уральской нефтегазоносной провинции привело к появлению предприятий не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности, и между поволжскими и уральскими реги-
Москва
Волгоград /I и -(_Г
Рис. 1. Урало-Поволжье в конце XIX—начале XXI в. Границы территорий Восточного края (по Д.И. Менделееву) (1) и Северо-Восточного района (по П.И. Лященко) (2): 3 — современное ядро Урало-Поволжья; 4 — современное Урало-Поволжье (в широком смысле)
онами вновь стали усиливаться производственные и социальные связи. Стимулировала эти процессы массовая эвакуация в военные годы десятков предприятий из прифронтовых городов. Заводы и фабрики, размещенные в Урало-Поволжье, способствовали формированию здесь мощной промышленной базы, уровень развития которой стал приближаться к таоквому в Центральной России. Индустриализация продолжилась и после войны, что уже к середине 1960-х гг. позволило говорить о формировании Волго-Урала как крупного района, находящегося на одном иерархическом уровне с Восточной и Юго-Восточной экономическими зонами бывшего СССР, в это время фактически впервые появляются упоминания об этом макрорегионе в специальной географической литературе [9].
За последнюю треть XX в. и начало XXI в. не произошло принципиальных изменений в развитии и
Урало-Поволжского макрорегиона, выходящего (или уже вышедшего) на уровень экономической зоны по масштабам производства, а также и по его разнообразию. В то же время происходили важные процессы, нарушившие многие внешние связи как с российскими регионами, так и с Казахстаном. В середине 1980-х гг. для Уральского экономического района важнейшими районами по ввозу грузов были Казахстан, Западная Сибирь и Поволжье, а по вывозу — Западная Сибирь, Казахстан и Поволжье [19].
Таким образом, Урало-Поволжье — объективно существующий макрорегион (укрупненный район), который складывался с XVIII в., процессы интеграции в его пределах ослабевали лишь в первой половине ХХ в. Помимо отмеченного транспортного единства территории Урало-Поволжья, обусловленного судоходством по рекам Каме и Волге, а с конца XIX в. — и железными дорогами, существуют и другие объединяющие черты.
Уже упоминавшаяся Волго-Уральская нефтегазоносная провинция находится на юго-восточной окраине Восточно-Европейской платформы, в пред-уральском прогибе, особенно заметном в рельефе фундамента, но прослеживающемся и на поверхности. В общем плане этот макрорегион можно представить как чередование меридиональных геоморфологических структур: 1) невысокий гребень Приволжской возвышенности; 2) ложбина, маркированная р. Вятка — нижним течением Камы — средним течением Волги; 3) невысокий гребень, состоящий из Верхнекамской и Бугульминско-Белебеевской возвышенностей и восточной части Общего Сырта; 4) ложбина вдоль среднего течения р. Кама, среднего и нижнего течения р. Белая, нижнего течения р. Сакмара; 5) система Уральских хребтов (преимущественно Средний и Южный Урал); 6) зауральская окраина Запад-но-Сибирской равнины (переходящая на юге в Тур-гайскую ложбину). Вторая и четвертая структуры (ложбины), соответствующие мощным толщам осадочных пород, и являются местом залегания скоплений нефти и газа.
В климатическом отношении восточную границу Урало-Поволжья можно трактовать как западный рубеж области континентального климата умеренного пояса. Прочие природные компоненты территории — внутренние воды, почвы, растительность, животный мир — автор не рассматривал.
Социально-экономическая география района исследования позволяет сделать заключение о следую -щих его особенностях.
1. Многонациональность и многоконфессиональ-ностъ. Исторически Урало-Поволжье — перекресток путей миграции народов и идей, место их взаимодействия. Перепись населения 2002 г. зафиксировала в России два ареала с повышенной долей домохо-зяйств, сочетающих в своем составе два и более этносов: обширный, но слабозаселенный Север (от Карелии до Чукотки), и компактное, относительно густонаселенное Урало-Поволжье. Отметим, что еще
более многонациональный и многолюдный Северный Кавказ заметно отстает от Урало-Поволжья по доле смешанных (в этническом отношении) домохо-зяйств. Помимо отмеченных ареалов высокой долей многонациональных домохозяйств в России отличаются две столицы и Калининградская область. Подчеркну, что в литературе отмечается относительное благополучие межнациональных и межконфессиональных отношений в Урало-Поволжье [4], что хорошо согласуется со статистическими данными об интенсивном взаимодействии этносов в рамках домохо-зяйств (семей).
2. Высокая степень концентрации населения, проявляющаяся прежде всего в самой развитой по сравнению с другими макрорегионами России сети городов при отсутствии явного города-лидера. В Урало-Поволжье расположены 8 крупнейших городов России из первых 16, а также 14 из первых 33 (более 500 тыс. жителей каждый), 25% больших городов страны (более 100 тыс. жителей) [22].
3. Рисунок расселения района исследования отличается проявлением как концентрационных, так и деконцентрационных процессов. Наряду с наличием большого числа крупных городов характерно существование своеобразного Уфимского колеса (в противовес Московской звезде), выраженной кольцом крупных центров вокруг ареала с относительно низкой плотностью освоения и заселения, в центре которого расположена Уфа (рис. 2). "Обод" кольцевой структуры, сформировавшейся вокруг Уфы с крупными городами, находящимися в среднем на расстоянии 350 км от "оси" (Уфа — Стерлитамак), состоит из центров расселения с большой людностью (11 городов с более чем 500 тыс. жителей), являющихся в большинстве своем также и крупнейшими транспортными узлами. На карте железных дорог бывшего СССР в БСЭ [16, с. 240] к узлам первого порядка отнесены Киров, Свердловск, Нижний Тагил, Пермь, Челябинск, Орск, бывш. Куйбышев, Сызрань, Ульяновск, Казань, Саратов, Омск, в то время как Уфа — к второстепенным. Основной ход Транссиба — дорога, следующая через Киров, Пермь, Екатеринбург и далее на восток, в то время как линия через Ульяновск, Уфу, Челябинск уступает северному пути. Возможно, на транспортное положение Уфы, а также на освоенность ареала непосредственно вокруг столицы Башкортостана негативно повлияли историко-культурные особенности региона (этнополитическая нестабильность).
Необходимо обратить внимание и на наличие природных предпосылок к формирования "Башкирской лакуны" — она частично расположена на территориях с условиями, относительно неблагоприятными для освоения. Речь идет прежде всего о Горном Урале и Бугульминско-Белебеевской возвышенности, имеющих сложный рельеф и преимущественно низкоплодородные почвы.
Центробежные силы на карте населения Башкортостана проявляются в том, что многие города
размещены на периферии республики. Так, Нефтекамск с Янаулом и Агиде-лью, образуя северо-западную группу городов Башкирии, расположены поблизости от границ с Татарстаном, Удмуртией и Пермским краем и имеют тесные связи с этими регионами. Две восточные группы городов — Бело-рецк с Межгорьем и Учалами, Сибай с Баймаком находятся у границы с Челябинской областью и зачастую име ют больше отношений с Челябинском и Магнитогорском, чем с Уфой; западные города Октябрьский и Туймазы фактически граничат с Татарстаном, осуществляя межрегиональные связи с Альметьевском, Нижнекамском, Набережными Челнами; южные Мелеуз и особенно Кумертау гораздо ближе к Оренбургу, чем к Уфе, что проявляется в экономических связях, поездках населения. Многие сельские районы Башкирии также сильно зависят от центров, расположенных в соседних регионах: весь северо-восток (5 административных районов, не имеющих собственных городов) социально и экономически тяготеет не только к Уфе, но и к Екатеринбургу, Челябинску, Златоусту; юго-восток — к Магнитогорску1 и Орску; север — к Пермскому краю (к городам Чернушка, Добрянка и др.).
Кроме того, налицо симметричность рисунка расселения. Симметрична часть каркаса территории, включающая 4 города-миллионера, 6 городов с населением от 300 тыс. до 1000 тыс. человек и еще не менее 6 городов с более чем 100 тыс. жителей (рис. 3). "Парность" расположения уральских городов отмечена давно, это прежде всего касалось связок Пермь—Екатеринбург и Уфа—Челябинск (симметрия относительно субмеридиональной оси). Мы предлагаем обратить внимание на субширотную ось симметрии, которая примерно совпадает с северной границей Башкортостана, продолжаясь затем еще на сотни километров восточнее. Наблюдаются следующие пары городов: Уфа (1) — Пермь (1а), Стерлита-мак (2) — Березники (2а), Салават (3) — Соликамск (3а), Челябинск (4) — Екатеринбург (4а), Магнитогорск (5) — Нижний Тагил (5а), Орск (6) — Серов (6а), Курган (7) — Тюмень (7а), Набережные Челны (8) — Ижевск (8а). Такая ситуация начала складываться в XVIII в. (к концу этого столетия появились три пары городов из указанных восьми). Как представляется автору, характер симметричности был во
Рис. 2. Рисунок сети расселения в европейской части России: (1) и "Уфимское колесо" (2)
'Московская звезда"
многом определен рисунком речной сети. Значительные участки рек как и города образуют пары, относительно той же оси: Белая — Кама, Уфа — Чусовая, Миасс — Пышма, Урал — Тагил.
4. Положение на границе Европы и Азии как культурно-географическом рубеже. Европа и Азия имеют относительно нечеткую, преимущественно сухопутную границу, значительная часть которой приходится на Урало-Поволжье. В древности и Средневековье Европу ограничивали Доном, Волгой, а с XVIII в. самый распространенный вариант — линия Уральского водораздела [21]. Это, во-первых, демонстрирует динамичность и расплывчатость рубежа двух частей света, что подтверждается многовариантностью проведения границы на современных картах. Например, в 1 и 9-м томах 3-го издания БСЭ граница Европы и Азии проводится по-разному на картах тектоники, геологии, почв, растительности, народов; особенно велики расхождения около Югорского п-ова и устья Оби (±500 км), бывш. Свердловска (±300 км), к северо-востоку от Каспийского моря (более 500 км), в районе Кавказа (от Кумо-Манычской ложбины до Большого Кавказа). Во-вторых, указанные факты
1 Аэропорт Магнитогорска находится в Абзелиловском районе Республики Башкортостан; подсобные хозяйства, базы отдыха Магнитогорского металлургического комбината расположены не только в Челябинской области, но и в Башкортостане (оз. Банное — в Абзелиловском районе, Абзаково — в Белорецком районе и др.).
Казань
Иелньг
^Самара
Екатеринбург
Челябинск»
Оренбург:
Рис. 3. Широтная симметрия в сети расселения Урало-Поволжья: 1 — линии каркаса расселения; 2 — перспективные линии каркаса расселения; 3 — линии симметрии речной сети; 4 — широтная ось симметрии
свидетельствуют о нечеткой границе Урало-Поволжского макрорегиона в плане отношения к Европе или Азии.
Заключение. Таким образом, выявлены факты, подтверждающие природно- и общественно-географическое единство Урало-Поволжья. Анализ пространственно-временной организации населения Урало-Поволжья позволяет сделать вывод о возможности выделения этой территории в регион, стоящий в районировании на одном уровне с европейской и азиатской частями 65° России и являющийся переходной зоной между ними, но в то же время отличающийся от них. Можно говорить о третьей (наряду с Западной и Восточной) Урало-Поволжской социально-экономической зоне России.
На территории Урало-Поволжья издавна взаимодействуют этносы, расы, религии, культуры, государства. Макрорегион отличается также достаточно плотным заселением, повышенной долей смешанных браков, высокой степенью поляризации деятельности человека. На современном этапе сложился своеобразный рисунок каркаса расселения в Урало-Поволжье, выявлены особенности, отличающие регион от западных и восточных территорий России. В пределах достаточно широкой основной полосы расселения в этом макрорегионе сложились явные признаки мощных структур, в том числе "Уфимское колесо" и симметричный каркас расселения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В.В. и др. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI—XX вв. М., 2004.
2. Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. В.М. Котляков. М., 2003.
3. География России: Энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. М., 1998.
4. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001.
5. Давидович В.Г. О развитии сети городов в СССР за 40 лет // География городских и сельских поселений / Вопр. географии. Сб. 45. М., 1959. С. 37—71.
6. Зырянов А.И. Ландшафтные рубежи контрастности и территориальные социально-экономические системы. Пермь, 1995.
7. Краткая географическая энциклопедия: В 5 т. М., 1960—1966.
8. Лаппо Г.М. Территориальная структура России в начале XXI века // География. 2002. № 33.
9. Лаппо Г.М. Формирование сети городских поселений СССР и сдвиги в размещении населения страны // Территориальная организация производительных сил СССР / Вопр. географии. Вып. 75. М., 1968. С. 107—128.
10. Менделеев Д.И. К познанию России. М., 1907.
11. Неизвестные и малоизвестные страницы отечественного районирования / Отв. ре д. В.Л. Бабурин. М., 2006.
12. Проблемные регионы ресурсного типа: Экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири / Под ред. В.В. Алексеева и др. Новосибирск, 2002.
13. Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. М., 1968.
14. Россия: Большая Российская энциклопедия. М.,
2004.
15. Семенов-Тян-Шанский П.П. О могущественном территориальном владении применительно к России // Изв. РГО. 1915. Т. 51. Вып. 8.
16. СССР: Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.,
1977.
17. Территориальная структура хозяйства староосвоен-ных районов. М., 1995.
18. Хрущев А.Т. Важнейшие сдвиги в территориальной организации промышленности СССР (мето дология и практика) // Территориал ьная организация производительных сил СССР / Вопр. географии. Вып. 75. М., 1968. С. 38-61.
19. Шарыгин М.Д. Социально-экономическая география Урала. Пермь, 1988.
20. www.edu.ru/maps (Российское образование: Интерактивные карты).
21. www.europa-asia.ural.org (Граница Европа — Азия (Екатеринбург).
22. www.tur.samara.ru (Территориальное устройство России (Самара).
Башкирский госпедуниверситет
Поступила в редакцию
25.03.2008
I.V. Golubchenko
THE URALS-VOLGA REGION AND ITS PLACE IN THE REGIONALIZATION
AND TERRITORIAL ORGANIZATION OF RUSSIA
The article argues for the identification of the Urals-Volga region as a third economic (socio-economic) zone of Russia. The author synthesizes information about the social geography of the macroregion, suggests its boundaries and describes specific features of its history and evolution. The integrity of the Urals-Volga region is based, in particular, on the pattern of its territorial carcass which bears obvious signs of symmetry, both longitudinal and latitudinal.