Научная статья на тему 'Урал как остров сокровищ. Стратегии массовой литературы в романах С. Алексеева, А. Иванова, О. Славниковой'

Урал как остров сокровищ. Стратегии массовой литературы в романах С. Алексеева, А. Иванова, О. Славниковой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМУЛА / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН / ЛИТЕРАТУРА ОБ УРАЛЕ / ЛОКАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ / LITERARY FORMULA / MASS LITERATURE / ADVENTURE NOVEL / LITERATURE ABOUT THE URALS / LOCAL MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быкова М. А.

В статье рассматривается мотив поиска сокровищ как часть повествовательного нарратива в романах современных прозаиков об Урале (А. Иванова, О. Славниковой, С. Алексеева). Писатели, как показал анализ, легко сопрягают традиционные приемы приключенческого романа с локальной мифологией и апологией национальной и региональной позитивной автоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Urals as a Treasure Island. Mass literature strategies in the novels by A. Ivanov, O. Slavnikova, S. Alexeyev

The article explores the motive of a search for treasures as a part of narrative in the novels by contemporary authors about the Urals (A. Ivanov, O. Slavnikova, S. Alexeyev). According to the results of the analysis conducted, the writers combine traditional adventure novel forms with local mythology and apology of national and regional positive auto-identification.

Текст научной работы на тему «Урал как остров сокровищ. Стратегии массовой литературы в романах С. Алексеева, А. Иванова, О. Славниковой»

Драфт: молодая наука

М.А. БЫКОВА

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, Россия)

УДК 821.16 (Урал) ББК Ш5(235.55)6

УРАЛ КАК ОСТРОВ СОКРОВИЩ.

СТРАТЕГИИ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОМАНАХ С. АЛЕКСЕЕВА, А. ИВАНОВА, О. СЛАВНИКОВОЙ1

Аннотация: В статье рассматривается мотив поиска сокровищ как часть повествовательного нарратива в романах современных прозаиков об Урале (А. Иванова, О. Славниковой, С. Алексеева). Писатели, как показал анализ, легко сопрягают традиционные приемы приключенческого романа с локальной мифологией и апологией национальной и региональной позитивной автоидентификации.

Ключевые слова: литературная формула, массовая литература, приключенческий роман, литература об Урале, локальная мифология.

Приключенческий роман, зародившись в первую половину XIX века, прошел свой путь от «высокой» литературы до массовой. Став носителем особого сочетания архетипических образов, он приобрел черты литературной формулы. Если взглянуть на приключенческий роман с точки зрения теории формульной литературы Дж. Кавел-ти, в качестве черт формульности можно назвать следующие: создание идеального мира, стереотипизированность сюжетных ситуаций и характеров, ориентация на уход от действительности (интенсивность переживания вместо анализа сложных характеров и мотиваций), напряжение (страх и переживания за героя при сознании того, что все в любом случае окончится благополучно), идентификация читателя с главным героем2. Постепенно эта формула стала достоянием массовой литературы, что позволяет говорить о схождении приключенческой литературы в «низ» литературной ценностной иерархии. Из-за этого неугасающий интерес к приключенческой литературе часто объясняется неразвитым вкусом читателей (а это, как правило, молодой читатель) и неумением разбираться в литературе. Тем не менее, приключенческий роман до сих пор остается широко востребованным у раз-

1 Статья выполнена в рамках проекта № 005-П Программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Министерства науки и образования РФ.

2 Подробнее см.: Кавелти Дж. Формула, жанры и архетипы // Новое литературное обозрение. - 1996. - N° 22. - С. 33-64.

Драфт: молодая наука

ных категорий читателей, его стратегии охотно используют авторы не только массовых «жанровых» произведений.

Приключенческий роман можно охарактеризовать следующим образом: острота фабульных или сюжетных действий, необычность характера действующего лица, которое совершает героические или противозаконные поступки, словесная и антуражная экзотика, резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки»3. Функциями приключенческого романа можно назвать эскапизм, компенсацию лишенного сильных эмоций образа жизни читателя, стремление к развлечению.

Существует множество различных типов приключенческого романа, но заметную роль играет роман, сюжетом которого становится поиск сокровищ. Наиболее яркие и сильные примеры такой литературы представляют, конечно, такие романы, как «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона, «Золотой жук» Э. По, «Копи царя Соломона» Г.Р. Хаггарда, «За десятью миллионами к рыжему опоссуму» Л. Бус-сенара и другие произведения. Для романа о поисках сокровищ, помимо общих характеристик приключенческой прозы, характерно наличие ведущей тайны (т.е. такой, которая держит на себе весь сюжет романа), связанной со спрятанными сокровищами - это может быть рассказанная кем-либо история или карта (сюжетная формула); сокровища добываются в отдаленном, экзотическом уголке мира; до самой развязки сохраняется напряжение действия и таинственность, связанные с сокровищами.

Тема сокровищ часто встречается в литературе об Урале. Для то-поса Уральских гор вообще характерна тема подземных сокровищ, богатства, драгоценных «полезных ископаемых». Образ гор в литературе об Урале - это не вершины, а глубины, «камень, пещера, гора», древний и таинственный пейзаж4. Характерно, что никакие другие горы, кроме Уральских, в мифологии не содержат семантики глубины, обычно гора является вертикальной моделью мира, гора означает центр мира, вершина горы - место жительства богов (таков образ древнегреческого Олимпа). Все, что находится под горой, - мир мерт-

3 Муравьев В. С. Приключенческая литература // БСЭ. - 1986. - С. 1056.

4 Абашева М.П. Урал в современной историко-приключенческой прозе // Литература Урала: история и современность. Национальные образы мира в

региональной проекции. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2010. С. 230-237.

Драфт: молодая наука

вых, все, что между ними, - мир живых людей. Невертикальный образ Уральских гор порожден историей региона как горнопромышленного центра, подземной кладовой России, связанными с этим мифы о немыслимых уральских сокровищах, Великом Полозе, Золотой бабе, сказами П. Бажова о Хозяйке Медной горы. С глубинами гор тесно связан мотив сокровищ и мифы о них.

Темы уральских сокровищ касались многие авторы: от П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка до современных. Учитывая этот негаснущий веками интерес к теме, можно, наверное, говорить о существовании в литературе об Урале своей традиции романа о сокровищах, в чем-то сходной, в чем-то отличной от романа о поисках сокровищ в мировой литературе. В настоящей работе мы обращаемся к трем наиболее заметным на этом поле романам последних двадцати лет: это романы С. Алексеева «Сокровища валькирии. Стоящий у солнца» (1993), А. Иванова «Золото бунта» (2005), О. Славниковой «2017» (2006). Эти произведения располагаются на разных уровнях литературного поля: роман С. Алексеева - массовый, клишированный текст, формульная литература в чистом виде; А. Иванов активно пользуется приемами массовой литературы, в том числе и элементами приключенческого романа, как и О. Славникова, которая, однако, очень сдержанно использует эти элементы.

Перейдем к более детальному анализу этих произведений.

Герои трех этих романов разыскивают различные клады. Русинов, главный герой цикла романов С. Алексеева, отправляется на Урал, желая разобраться с загадками сокровищ Вар-Вар - мифических ценностей, оберегаемых ариями где-то на северном Урале. Русинов получает доступ в уральские подземелья, видит девять залов, заполненных всеми сокровищами мира - от янтарной комнаты до золота нацисткой Германии, но понимает, что все это - ненастоящие сокровища. Настоящими сокровищами оказывается Веста, книга книг, библиотека мировой мудрости5.

Осташа, герой «Золота бунта», пытается не только найти спрятанную казну Пугачева, но и очистить от клеветы доброе имя отца. Уже само название романа - «Золото бунта» - сразу обращает читателя к теме золота, кладоискательства, поиска сокровищ6. Байки о спрятанной пугачевской казне ходят едва ли не во всех регионах, где бушевало крестьянское восстание, даже и отдаленных от Урала. Легенды о пугачев-

5 Алексеев С. Сокровища валькирии. Стоящий у солнца. - М., 2008. - 410 с.

6 Подробнее см.: Абашев В.В., Абашева М.П. Поэзия пространства в прозе Алексея Иванова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск, 2010. - N° 2. - С. 81-91.

Драфт: молодая наука

ском кладе встречаются в разных вариантах даже в пределах одной территории. Есть как правдоподобные рассказы, так и явно вымышленные, где замешана нечистая сила, золотые лодочки, болотные огни и т.п.7 Алексей Иванов создает свой вариант «байки» о пугачевской казне, основываясь на многочисленных легендах и историях об этом кладе, бытующих в народе, а конкретно на одной из них, связанной с легендой о камне Четыре Брата8 - по легенде, именно здесь в небольшой пещере и спрятана сторонниками Емельяна Пугачева золотая казна.

В романе О. Славниковой за сокровищами - драгоценными камнями корундами, которые должно отобрать у природы и на которые выводит не кто иная, как сама Хозяйка Медной горы, отправляется хитник профессор Анфилогов, который только во время второго похода обретает желаемое. Но настоящий клад - дар мастерства и любовь женщины - получает другой герой - Крылов9.

Таким образом, клад имеет двойственную природу: это и конкретные богатства (золото, драгоценные камни), и нематериальные ценности (мудрость, правда, любовь). Герои в итоге своих приключений приобретают нематериальный клад, а не сокровища в буквальном смысле этого слова. Кроме того, стоит отметить, что природа сокровищ не одинакова: кладом является не только золото, спрятанное человеком, но и природные ресурсы, которые человек считает своим долгом забрать, присвоить. Но даже несмотря на это, сокровища являются принадлежностью, «свойством» уральского региона, и обойтись без них представляется мало возможным. Ведь неслучайно клад располагается всегда внутри горы, в пещере, под землей. Это связано с мифологическим образом Уральских гор. В «Сокровищах Валькирии» клад располагается в глубокой соляной пещере на севере Уральских гор, добраться до которой можно только через разветвленную систему подземных ходов. В «Золоте бунта» клад - пугачевская казна - спрятан под камнем Гусельным на Чусовой. В «2017» красные драгоценные камни можно найти в «корундовой яме» на берегу «порожистой речки, чье название впоследствии не сообщалось никому»10, но только в том случае, если это позволит сделать Хозяйка Медной горы.

У каждого из героев свой путь к обретению клада, однако, в общих чертах он всегда повторяется: истинные сокровища обретаются

7 Зайцев Г. Развенчание легенды // Уральский рабочий. - 03.07.1990.

8 Иванов А. Вниз по реке теснин. Чусовая: очерк истории и природы. - Пермь, 2004. С. 155.

9 Славникова О. 2017. - М., 2007. - 544 с.

10 Там же. С. 122.

Драфт: молодая наука

только через тяжелые испытания. Русинов претерпевает все беды, которые должны стоять на пути героя приключенческого романа, но в итоге его ожидает мудрость и истина. Осташа Переход также претерпевает множество несчастий, но в конце своего пути он обретает истину, правду о непогрешимости своего отца, житейскую мудрость. Погони, слежка, невероятные события и т. п. ждут Крылова, который в результате всего обретает опять же не материальные богатства, а любовь и истину. Никто из героев не получает материального богатства, но все обретают нечто большее: духовные сокровища.

Рассматриваемые нами романы не собственно приключенческие, однако элементы приключенческого романа содержатся в разной степени во всех трех. Тема сокровищ, лежащая в основе этих произведений, роднит их с жанром романа о поиске сокровищ. Однако есть один - и очень существенный - момент, который отличает рассматриваемые произведения от собственно романа о поиске сокровищ: герои либо не берут найденное сокровище, либо у них не оказывается возможности его использовать. Мало того, истинный клад, разыскиваемый героем, оказывается нематериален. Русинов отказывается от золота - потому что это не те сокровища, что он ищет, для Осташи важнее Пугачевской казны доброе имя отца, Анфилогов гибнет, и о корундах так никто и не узнает, а Крылов получает любовь и дар мастерства. Мотив поиска сокровищ здесь использован с целью «воспитания» героя: проходя через испытания, он всегда обретает истину.

Клад в романе выполняет особую, можно сказать, идейную функцию, влияющую на весь роман. У Алексеева существование такого клада на Урале обосновывает становящуюся модной в массовой мифологии идею происхождения славян от ариев. Именно они оказываются живущими и сегодня хранителями тайного знания11. Роман Алексеева среди рассматриваемых - самый массовый и самый идеологический, несущий в себе идею «позитивной национальной идентичности»12. У Иванова клад и путешествие за ним - форма подачи идеологии «местного романа», средство самоидентификации жителей уральского региона, неотъемлемой части историко-этнографического романа, знакомящего широкого читателя с этими местами. У Славниковой «2017»

11 Подобные теории поддерживаются в настоящее время многими. См., например: Демин В.Н. Уральская Гиперборея. - М., 2012. - 288 с.; Климов Г. Русские веды. - Тверь, 2011. - 288 с.; Клёсов А. Откуда появились славяне и «индоевропейцы»? Ответ дает ДНК-генеалогия // Независимый альманах «Лебедь». - 2008. - № 574 / [Электронный ресурс]: http://www.lebed.com/2008/art5375.htm.

12 Подробнее см.: Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского «национализма» // «Pro et Contra». - 2005. - N° 2(29).

Драфт: молодая наука

- это антиутопия с одной стороны и роман об экологии с другой. Поэтому профессор Анфилогов находит большой клад, но гибнет, отравленный ядовитой водой - продуктом человеческой деятельности. Реальность и мистика смешиваются в этом романе, и каждый получает по заслугам за свои поступки.

Основу этих повествований и мотив сокровищ авторы берут из разных источников. Для Алексеева это мифология и политика, для Иванова - предания и легенды конкретного места - реки Чусовой, для Славниковой источником мистики и мотива клада служит литература предшественника - сказы Павла Бажова.

Подведем итоги.

1. Оживление интереса к локальной мифологии, истории, происходящее в культурном сознании 1990-2000-х годов, в литературе активизирует тенденцию к сближению со стратегиями массовой литературы, что позволяет сделать образ территории загадочным и привлекательным.

2. Тексты современных писателей, сознательно использующих формулы приключенческого романа, ориентированы на региональную мифологию - фольклорную (Иванов использует местные, пермские предания), литературную (Славникова ориентируется на сказы Бажова), а также на мифологию национальной идентификации (Алексеев).

3. Реальная география и природный ландшафт влияют на особенности нарратива и семантику текстов (в частности, на интерпретацию темы сокровищ): глубины гор и богатые недра характерны именно для Урала.

4. В прагматическом аспекте эти особенности современной литературы можно использовать в формировании имиджа Пермского края, для развития туризма и популярности территории у широких слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.