Научная статья на тему 'Упротестантская религиозность: диалектика интерпретаций фундаментализма и либерализма*'

Упротестантская религиозность: диалектика интерпретаций фундаментализма и либерализма* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ / RELIGIOUSNESS / PROTESTANT RELIGIOUSNESS / RELIGIOUS FUNDAMENTALISM AND LIBERALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кильдяшова Т. А., Голтвина А. С.

В статье представлена попытка рассмотреть особенности проявления протестантской религиозности через анализ диалектики интерпретаций фундаментализма и либерализма. Развитие протестантизма в целом, начиная c времен Реформации, характеризуется переходом от стремления к основам веры к попытке адаптировать религиозные ценности к социально-культурным условиям и вновь возвращение к фундаменталистским идеям. Это находит отражение в развитии и распространении современного протестантизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTANT RELIGIOUSNESS: DIALECTICS OF INTERPRETATION OF FUNDAMENTALISM AND LIBERALISM

In the article there is an attempt to consider main features of manifestation of Protestant religiousness through the analysis of dialectics of interpretations of fundamentalism and liberalism. Protestantism development as a whole, from the times of the Reformation is characterized by transition from aspiration for belief fundamentals to attempt to adapt religious values to modern conditions and again return to fundamentalistic ideas. This tendency refl ects in development and distribution of modern Protestantism.

Текст научной работы на тему «Упротестантская религиозность: диалектика интерпретаций фундаментализма и либерализма*»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 265.39

UDC 265.39

Т.А. КИЛЬДЯШОВА

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова E-mail: kildashovat@rambler.ru А.С. ГОЛТВИНА

студент института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова E-mail: gold-aleksandra@yandex.ru

T.A. KILDYASHOVA

PhD in Philosophy, Associate Professor of Culture and Religious Studies Department of the Institute of Social and Political Studies, M.V. Lomonosov Northern (Arctic)

Federal University. E-mail: kildashovat@rambler.ru A.S. GOLTVINA

student of the Institute of Social and Political Studies, M.V Lomonosov Northern (Arctic) Federal University E-mail: gold-aleksandra@yandex.ru

УПРОТЕСТАНТСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И ЛИБЕРАЛИЗМА*

PROTESTANT RELIGIOUSNESS: DIALECTICS OF INTERPRETATION OF FUNDAMENTALISM AND LIBERALISM

В статье представлена попытка рассмотреть особенности проявления протестантской религиозности через анализ диалектики интерпретаций фундаментализма и либерализма. Развитие протестантизма в целом, начиная c времен Реформации, характеризуется переходом от стремления к основам веры к попытке адаптировать религиозные ценности к социально-культурным условиям и вновь возвращение к фундаменталистским идеям. Это находит отражение в развитии и распространении современного протестантизма.

Ключевые слова: религиозность, протестантская религиозность, религиозный фундаментализм и либерализм.

In the article there is an attempt to consider main features of manifestation of Protestant religiousness through the analysis of dialectics of interpretations of fundamentalism and liberalism. Protestantism development as a whole, from the times of the Reformation is characterized by transition from aspiration for belief fundamentals to attempt to adapt religious values to modern conditions and again return to fundamentalistic ideas. This tendency reflects in development and distribution of modern Protestantism.

Keywords: religiousness, protestant religiousness, religious fundamentalism and liberalism.

На сегодняшний день протестантизм представляет собой одну из самых быстро развивающихся конфессий. Причем в процессы глобализации и модернизации современного общества легко вписываются как представители либеральных направлений протестантизма, так и представители фундаменталистских протестантских течений. Многие ученые отмечают также и еще одну тенденцию, характерную для современного протестантизма. Именно фундаменталистские направления расширяют географию своего распространения и прежде всего за счет тех территорий, которые исторически были областями господства других религиозных традиций. Например, широкое распространение пя-тидесятничества в Индонезии, где традиционно сильные позиции занимает ислам, или страны Латинской Америки, в которых всегда доминирующей была Римско-католическая церковь.

Эти тенденции в развитии современного протестантизма можно объяснить рядом сущностных черт, изначально характерных для протестантской религиоз-

ности. И прежде всего это то, что с момента появления протестантизма как одного из направлений христианства в него была заложена возможность перехода от фундаменталистских воззрений к либеральным и вновь возвращение к фундаментализму.

Ключевой чертой любого фундаменталистского религиозного направления является провозглашение возвращения к основам. И действительно, главными идеями Реформации было провозглашение идеала не в будущем, а в раннехристианском прошлом. Для религиозных фундаменталистов характерно также особое отношение к Священному тексту. Что касается протестантского фундаментализма, то он выступает за возвращение к Библии и отрицает особую роль Предания. Отцы-реформаторы признавали только один источник слова Божьего - Библию, именно в ней и только в ней содержится истина христианской веры. Лютер отмечает, что «имея дело со Святой Библией, вы должны думать, что это сказал сам Бог» и еще «Святое Писание выросло не на земле» [3, с.23]. Согласно лютеровской

* Статья публикуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2120

© Т. А. Кильдяшова, А. С. Голтвина © T.A. Kildyashova, A.S. Goltvina

концепции Святое Писание - это единственный источник и норма веры и жизни.

Ж. Кальвин в «Наставлении о христианской вере» пишет: «Никто не может хотя бы в малейшей степени приобщится к знанию о Боге, пока не будет научен Святым Писанием» [2, с.69]. Только в нем по мысли Ж. Кальвина берет начало правильное понимание того, что Бог засвидетельствовал о Себе людям. Человеческий дух слаб, и он постоянно склонен забывать Бога, впадая в различного рода заблуждения. Именно поэтому «бог посчитал необходимым собственной рукой дать людям Святое Писание и заключить в нем Божественную истину» [2, с.83].

В своем отстаивании приоритета Библии реформаторы доходят до того, что отвергают любой другой авторитет в делах веры. Церковь с ее суждениями отходит на задний план. В Формуле согласия говорится: «Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому надлежит судить обо всех учителях, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов... Другие же писания древних или современных учителей, кем бы они ни были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им и не могут приниматься иначе или более чем свидетельства показывающее, как и где это истинное пророческое и апостольское учение сохранялось после апостольских времен» [7]. В своем труде «О свободе воли» М. Лютер, обращаясь к Эразму Роттердамскому, пишет «Что ты говоришь Эразм? Что недостаточно подчинить свой разум Писанию? Что ты подчиняешься еще и установлениям церкви? Что это не установленное в Писании может их установить? Что это у тебя за новый вид благочестия и смирения, при которых ты своим примером отнимаешь у нас возможность обсуждать установления людей и подчиняешь нас людям без всякого обсуждения? Где это нам повелевает Божье писание?» [4, с.183]. Ж. Кальвин пишет, что существует общепринятое мнение, что Св. Писание авторитетно только в той степени, в какой это признает за ним коллективное мнение Церкви, «как будто вечная и нерушимая божественная истина опирается на людские домыслы» [2, с.86]. Все, кто осмеливается подобное утверждать, по словам самого Ж. Кальвина, это «гнусные нечестивцы», целью которых является непомерное возвеличивание церкви.

Отцы-основатели протестантизма трактовали свои богословские идеи лишь как постижение подлинного содержания изначального христианского послания. Именно эта сущностная характеристика непосредственно повлияла на относительную легкость возникновения внутри протестантизма самых разнообразных движении, зовущих к «основам».

И М. Лютер, и Ж.Кальвин, и У Цвингли настаивали на том, что не привносят в истинное христианское учение ничего нового, а лишь очищают его от всего ему чуждого, то есть возвращаются к основам. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что церковные реформы XVI в. и учение реформаторов представляют

собой попытку вернуть христианскую церковь к «апостольским временам», «к самому Христу», которого, по представлению отцов Реформации, почти вытеснили из христианского католического вероучения за пятнадцать веков существования церкви.

Таким образом, фундаменталистский тип религиозности, который выражается, прежде всего, в стремлении очистить веру от культурных и политических наслоений, чуждых христианству заимствований» и, тем самым, «вернуться к основам», тесно связан с сущностью самого протестантского движения.

Однако при всем том, что в реформаторском движении были сильны мотивы «возвращения к основам», Реформацию можно назвать «фундаменталистским движением», а Лютера - «фундаменталистом», только беря этот термин в самом широком его значении. Стремление Лютера воскресить исконные начала веры в противовес распространяемым католиками, действительно, как нам представляется, носит фундаменталистский характер. Но в отличие от современных протестантских фундаменталистов, реформаторы проводили различие между «Словом Бога», с одной стороны, и «словами Библии», с другой. Для реформаторов «Слово Бога» лежало за «словами Библии», они, как впоследствии либеральные теологи, проводили разграничение между значением вечного сакрального содержания текста и культурно-историческим смыслом, который ему придается той или иной вероисповедальной группой.

Фундаменталисты считают, что провести подобное различие невозможно: «значение и послание тождественны» [11, с.52].

М. Лютер же в делах авторитета Библии, скорее опирался на интуитивную веру, чем на буквальное истолкование текста.

Конечно, реформаторы настаивали на том, что они не принесли ничего нового, но несмотря на то, что учение реформаторов принципиально неотделимо от учения раннехристианской церкви, его особенность заключается в том, что оно состоит из двух компонентов: своеобразия раннего христианства, как оно зафиксировано в Библии, и особого прочтения Библии реформаторами. Библию может и должен изучать и толковать каждый человек, согласно протестантской концепции, а это в свою очередь ведет к тому, что называют способностью к «внутренней секуляризации» протестантизма [9, с.161].

В силу отсутствия в протестантизме каких-либо средств сохранения церковной традиции, таких как, например, в католицизме и православии, это направление изначально оказывается открытым для возникновения в нем как фундаменталистских, так и либеральных течений. Для протестантизма нет непогрешимых внешних авторитетов, он требует от верующего чтения Библии и самостоятельного размышления о ее смысле. Все это способствовало сравнительно легкой и быстрой либерализации и модернизации протестантского сознания, вероучения, церковной жизни, взаимоотношений между церковью и обществом, что позднее привело к возникновению фундаменталистских течений внутри

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

самого протестантизма.

Такая исходная позиция протестантизма приводит к тому, что называют «обратно поступательным движением» [8, с.18]. Этот процесс условно можно описать так: с течением времени в протестантской общине начинает формироваться вероучительная традиция, появляются авторитеты помимо библейского текста, чем больше становится этот культурно-религиозный слой, чем глубже он проникает в различные аспекты жизни общины, тем в большей степени происходит уход от того, что изначально определялось как «основы веры». Это становится очевидным для части верующих, обычно при помощи харизматичной личности, которая открывает общине глаза на возникшие заблуждения и ложное исповедание. В силу того, что в протестантизме очень ярко и эмоционально представлена идея «обращения», или «второго рождения», верующего, в данной общине возникает движение к истокам, к истинной религиозности.

Можно отметить, что уже во времена самой Реформации появлялись течения, настаивающие на том, что именно они отстаивают и защищают подлинную веру от разного рода примесей. Это анабаптизм, в котором придавалось большое значение исследованию Библии, что характерно для всего периода Реформации, однако в своей попытке вернуться к основам они были более радикальны, считая учение Лютера и Кальвина «новым папизмом». Еще одним примером возникновения движений «за очищение веры» внутри протестантизма можно назвать движение пуритан в Англии. Библия почиталась ими, как «единственное основание для учения, церковного устройства и личного хождения перед Богом» [13, с.112]. Одним из основополагающих для них был принцип отделения от отступничества, то есть сепаратизм - характерная черта религиозного фундаментализма.

С явлением фундаментализма в протестантизме тесно связан такой феномен, как ривайвелизм. Это христианское движение, придающее такое же значение чувственно-эмоциональной стороне, как и стороне интеллектуально рациональной. Последователи движения полагают, что христианская вера начинается с того, что человек всем своим существом отвечает на евангельский призыв к покаянию и духовному возрождению через веру в Иисуса Христа. Но любая община теряет эмоциональную остроту первоначальной веры, церковь обмирщается, происходит модернизация вероучения.

Эта тенденция в протестантизме тесно связана с либеральным отношением к истолкованию библейского текста и доктрине спасения. Основная отличительная черта либерализма - это стремление адаптировать религиозные идеи к современной культуре и мировоззрению. С точки зрения религиозного либерализма мир претерпел серьезные изменения со времен первых христианских общин, поэтому многие библейские понятия, как и библейские верования, в определенной степени утратили свое прямое значение. Либералы убеждены, что христианство всегда принимало те формы, которые соответствовали конкретной культурной и историче-

ской ситуации, а «модернистами» в любом веке называли тех, кто осуществлял это наиболее творчески и успешно [6, с.286].

Второй важной характеристикой либерализма является принцип отрицания религиозной веры, основанной только на авторитете. Вера в либеральных концепциях рассматривается как глубоко интимное и личное переживание, и человек, признавая ценность такой уникальной особенности веры каждого или целой региональной традиции, должен быть открытым для диалога и обогащения через знакомство с иными образами Истинного, Сакрального, независимо от их исторической или конфессиональной формы. Ни один вопрос нельзя считать «закрытым», и религия не должна ограждать себя от критического исследования. Библия как текст для либерализма - это творение авторов, ограниченных языком и представлениями своего времени.

Таким образом, в либеральном истолковании не существует какого-либо противоречия между верой и законами природы, откровением и наукой, священным и профанным, религией и культурой.

Под влиянием подобного рода идей происходит изменение интерпретации основ вероучения, оно секуляризуется, в нем появляются социокультурные наслоения.

Но в какой-то момент верующим открывается истина необходимости «возврата к Богу», они испытывают внутреннее «перерождение», обращаясь к «основам», то есть становятся носителями подлинной религиозности в фундаменталистском понимании. Подобные «перерождения» могут затронуть одну или несколько общин, а на протяжении истории протестантизма они иногда охватывали целые страны [12, с.152]. В Европе подобный «ривайвел» обычно связывают с таким движением, как пиетизм. Это было противостоявшее ортодоксальному лютеранству течение, всерьез озабоченное святостью жизни.

Особую активность ривайвелистское движение приобрело в США. В истории Америки было два крупных ривайвелистских события: Первое и Второе Великие пробуждения Х^П-Х1Х вв. [6, с.989]. Упор делался на религиозные эмоции, которые сопровождали обращение среди прихожан и на надлежащее настроение истинно верующих. Многие идеи, возникшие на волне этих двух ривайвелов, были восприняты и получили свое развитие в фундаменталистском движении: твердые убеждения в достоверности и авторитете Св. Писания, составившие основу для прямой проповеди и призывов; вера во всеобщую необходимость духовного возрождения, служащую базисом для прямого призыва к покаянию и к вере во Христа; убеждение в «Великом поручении Христа» ученикам мандата на персональное свидетельство и миссию в мире.

Один из лидеров ривайвелистского движения XIX в. Дуайт Л. Мооди целью своего служения видел «спасение страждущих с тонущего корабля мира, который осужден погибнуть за грехи и неправды» [10, с.138]. Это отчуждение от современных тенденций культуры до настоящего времени характерно для протестантско-

го фундаментализма. Ривайвелизм имеет прямое отношение к деятельности фундаменталистов-евангеликов и Билли Грэма не только в США, но и по всему миру.

Таким образом, в протестантской традиции имеется тенденции как к либерализации и упрощению вероучения, так и возвращению к основам этого вероучения, что можно уже выявить в эпоху Реформации. То есть, для протестантского движения характерны следующие основные этапы развития: либерализация - фундаментализм, а между этими двумя тенденциями краткий

период «ривайвела», возрождения истинной религиозности верующих. Это особенно ярко проявляется в современных культурных условиях, когда смена этих тенденций происходит ускоренными темпами и те направления протестантизма, которые еще недавно характеризовались либеральными взглядами на вероучение, мораль и социальную действительность, начинают противопоставлять себя миру, практикуют принцип сепаратизма и отстаивают основы веры и религиозной морали.

Библиографический список

1. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат,1991.

2. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Изд-во Российского Государственного Гуманитарного университета, 1997. Т.1.

3. ЛютерМ. 95 тезисов. Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. СПб.: Роза мира, 2002.

4. ЛютерМ. Избранные произведения. СПб.: «Фонд Лютеранского наследия», 1997.

5. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А.Малашенко и С. Филатова; Московский Центр Карнеги. М.: Неостром, 2005.

6. Теологический энциклопедический словарь. Под ред. Уолтера Элвелла. М.: «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003.

7. Формула согласия // http://www. skatarina.narod.ru

8. Фундаментализм. М.: Институт востоковедения РАН - Издательство «Крафт+», 2003.

9. Философия эпохи ранних буржуазных революций/ Т.И. Ойзерман, Д.Е. Фурман, В.В.Лазарев и др. М.:Наука,1983.

10. Lawrence B. B. Defenders of God. The fundamentalist revolt against the modern age/ Bruce B. Lawrence. San Francisco.: Harper&Row, 1989. Р.138

11. Sandeen E.R The Roots of Fundamentalism/ Ernest R. Sandeen. Chicago: The University of Chicago Press, 1970.

12. Thomas G. M. Revivalism and cultural change: Christianity, nation building, and the market in the nineteenth-century United States/ G. M. Thomas. Chicago: University of Chicago Press. 1989

13. Williams G.H. The Radical Reformation/ George H. Williams. Philadelphia: The Westminster Press, 1962.

References

1. Isaev S.A. Theology of Death: Protestant Modernism Essays / S.A. Isaev. M.: Politizdat, 1991.

2. Calvin J. Christian Faith Teaching. M., Russian State Humanities University, 1997. V. - 1.

3. LutherM. 95 Theses/ Introd. and Comments by I. Fokin. SPb.: Roza mira, 2002.

4. LutherM. Selected Writings / M. Luther. SPb.: Lutheran Heritage Foundation, 1997.

5. Religion and Globalization on the Territory of Eurasia/ Ed. by A. Malashenko and S. Filatov. M.: Neostrom, 2005.

6. Theological Encyclopaedia / Ed. by Walter Elwell. M.: Dukhovnoye vozrozhdeniye, 2003.

7. Formula of Agreement: http://www. skatarina.narod.ru

8. Fundamentalism. M.: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences - "Craft+", 2003

9. Philosophy of the Epoch of Early Bourgeois Revolutions / T.I. Oyserman, D.Ye. Furman, V.V. Lazarev and others. M.: Nauka, 1983.

10. Lawrence B. B. Defenders of God. The fundamentalist revolt against the modern age/ Bruce B. Lawrence. - San Francisco.: Harper&Row, 1989.-Р.138

11. Sandeen E.R The Roots of Fundamentalism/ Ernest R. Sandeen.- Chicago: The University of Chicago Press, 1970.

12. Thomas G. M. Revivalism and cultural change: Christianity, nation building, and the market in the nineteenth-century United States/ G. M. Thomas. Chicago: University of Chicago Press. 1989

13. Williams G.H. The Radical Reformation/ George H. Williams. Philadelphia: The Westminster Press, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.