Научная статья на тему 'Упрощенный порядок регистрации объектов недвижимости'

Упрощенный порядок регистрации объектов недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИСТРАЦИЯ / REAL ESTATE OBJECTS / OWNERSHIP / CIVIL LAW / LAND LEGISLATION / CHECK IN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баширина Е.Н., Фирсова Н.В.

В статье рассматриваются вопросы упрощенного порядка регистрации объектов недвижимости. Проводится сравнительный анализ гражданского и земельного законодательства, в части приобретения права собственности на объекты недвижимости. Дан анализ актуальному вопросу существующих условий приобретения права собственности по давности владения. Также приводится сравнение действующих положений гражданского законодательства и обсуждаемой Концепции развития гражданского законодательства; уточняются теоретические аспекты указанного вопроса и приводится анализ материалов судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLIFIED REAL ESTATE REGISTRATION PROCEDURE

The article discusses the simplified procedure for registering real estate. A comparative analysis of civil and land legislation, in terms of the acquisition of ownership of real estate. The analysis of the current issue of the existing conditions for the acquisition of ownership by prescription is given. It also compares the current provisions of civil law and the discussed Concept for the development of civil law; the theoretical aspects of this issue are clarified and the analysis of judicial practice materials is provided.

Текст научной работы на тему «Упрощенный порядок регистрации объектов недвижимости»

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Е.Н. Баширина, канд. полит. наук, доцент Н.В. Фирсова, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10902

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы упрощенного порядка регистрации объектов недвижимости. Проводится сравнительный анализ гражданского и земельного законодательства, в части приобретения права собственности на объекты недвижимости. Дан анализ актуальному вопросу существующих условий приобретения права собственности по давности владения. Также приводится сравнение действующих положений гражданского законодательства и обсуждаемой Концепции развития гражданского законодательства; уточняются теоретические аспекты указанного вопроса и приводится анализ материалов судебной практики.

Ключевые слова: объекты недвижимости; право собственности; гражданское законодательство; земельное законодательство; регистрация.

Законодательство РФ стоящим на месте и никуда «недвижимым» назвать трудно, вспомним не так давно подписанное распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений» [1].

Предстояло в сроки указанные в Распоряжении Правительства РФ (1 января 2020 г.) определить правовой режим земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с регламентами использования земель и документацией по планировке территорий.

Владельцы земельных участков и строений, зарегистрировавшие свое право собственности, обязаны платить налог на недвижимость (за исключением льготных категорий граждан) [2]. Нежелание уплачивать налоги удерживает некоторых собственников от регистрации.

Государство предупреждает несознательных граждан о штрафах, опасности признания незарегистрированных строений самовольными и их сноса, особенно при отсутствии регистрации собственности на землю. Однако на практике происходит это достаточно редко. Поэтому люди продолжают занимать выжидательную позицию.

Чтобы стимулировать граждан, была объявлена «дачная амнистия» [3]. Государственным органам легче заинтересовать население в оформлении недвижимости с целью получения новых налогоплательщиков, чем иметь дело с судами, создавать комиссии и комитеты по сносу самостроя. В самом законе нет, и никогда не было, понятия «дачная амнистия». Это условный термин, которым стали называть отсрочку, предоставленную государством для регистрации объектов недвижимости без дополнительных разрешений и уведомлений. Началась дачная амнистия с принятием ФЗ № 93. Целью его разработки было как облегчение условий пользования землей для граждан, так и привлечение в государственную казну средств от налогообложения вновь зарегистрированных объектов.

Земельные участки, полученные в далекие времена еще бабушками и дедушками, сначала предназначались под огороды. Но со временем на них были построены дачные дома, бани, сараи и другие необходимые объекты. При этом строительство осуществлялось без получения разрешения. В результате постройки остались незарегистрированными.

Начала действовать поправка к закону, которая практически завершила действие упрощенных правил регистрации. Было

введено обязательное уведомление государственных органов, о строительстве или расширении дачного домика, возведении бани и др., стало необходимо уведомлять местный орган строительного надзора. Он контролирует параметры объекта, возможность строительства в данном месте, процесс и качество строительства. Оформить право на владение стало возможно только на основании уведомления.

Всем, кто возвел постройки до 4 августа 2018 г. или начал строительство до этой даты, зарегистрировать свои права стало возможно только через суд.

Для этого нужно подать в судебные органы документы, доказывающие, что:

- строения не нарушают границ соседних участков земли;

- строения не опасны для окружающих;

- возведенные объекты соответствуют нормативам;

- строительство не является самовольным.

Согласно данным статистики, за время действия амнистии было зарегистрировано около 13 млн. объектов недвижимости, включая 6 млн. участков земли, дачи, садовые дома, гаражи, бани и др. Однако около 5 млн. объектов еще остались неоформленными. Поэтому было решено продлить дачную амнистию [4].

Продление дачной амнистии выгодно и населению, и государству. Владельцы земельных участков и строений на них получили возможность без подготовки большого пакета документов и значительных расходов узаконить свои права на них, что позволит в полной мере распоряжаться объектами недвижимости - дарить, продавать, обменивать, страховать, передавать по наследству. Государство сможет пополнить доходы бюджетов за счет поступлений земельного и имущественного налога от вновь зарегистрированных земельных наделов и построек на них [5, с. 55].

Дачная амнистия предоставляет гражданам возможность в упрощенном порядке, быстро и с меньшими затратами зарегистрировать земельные участки и постройки на них. Для регистрации строений потребуется лишь документ о собственности на землю, подготовленный кадастро-

вым инженером технический план и декларация, составленная самим собственником земли.

Новый закон обязывает органы местного самоуправления информировать население об особенностях строительства на соответствующих земельных участках, государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов. За последние годы в данной области было очень много изменений, и разобраться в них гражданам без разъяснений крайне сложно.

Дачная амнистия по новому закону позволяет членам СНТ в период до 1 марта 2022 г. бесплатно, без проведения торгов, приобрести свой участок, который находится в публичной собственности. Раньше это можно было сделать только до 31 декабря 2020 г. [6].

Новый закон распространяет свое действие на земли под многоквартирными домами. Для многоквартирных домов, построенных до 1 марта 2005 г., когда был введен Жилищный кодекс РФ [7], оставался нерешенным вопрос установления границ придомовой территории. Решение данного вопроса необходимо в разрешении земельных споров, при оценке продаваемого помещения в многоквартирном доме, которая осуществляется с учетом стоимости земельного участка [8, с. 320]. Последний закон о продлении дачной амнистии обязал органы власти заниматься межеванием и постановкой земли на кадастровый учет независимо от того, просят ли об этом собственники помещений многоквартирного дома или нет.

Новый закон разрешил гражданам оформлять право собственности на самовольно используемую землю. Многие садоводы и огородники наряду с законно принадлежащим им земельным участком пользуются расположенной рядом «ничейной» землей [9, с. 531; 10, с. 16].

Теперь право на эту земельную площадь можно узаконить при соблюдении некоторых требований. К их числу относятся следующие:

- гражданин должен пользоваться земельным участком более 15 лет (по анало-

гии с нормами гражданского законода- - не должно быть претензий со стороны

тельства (статья 234 ГК РФ) [11]); органов власти и споров с соседями.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений» от 8 ноября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 12.11.2018 г. № 46. Ст. 7112.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.

3. Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. 03.07.2006. № 27. Ст. 2881.

4. Павлова Е.Г. Продление дачной амнистии в 2020 году. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://center-yf.ru/data/nedvizhimost/prodlenie-dachnoy-amnistii-v-2020-godu.php

5. Баширина Е.Н. Гражданско-правовой режим земельных участков // Актуальные вопросы университетской науки. Сборник научных трудов. - Уфа, 2016. - С. 50-55.

6. Федеральный закон от 02.08.2019 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.08.2019. № 31. Ст. 4426.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

8. Баширина Е.Н., Фирсова Н.В. Проблемы признания права собственности на объекты незавершенного строительства // Актуальные вопросы университетской науки. Сборник научных трудов. - Уфа, 2016. - С. 320-325.

9. Баширина Е.Н., Фирсова Н.В. Прекращение права общей долевой собственности на незначительную долю в праве собственности на жилое помещение: проблемы практики // Доклады Башкирского университета. 2017. Т. 2. № 3. С. 531-534.

10. Богомолова Н.А, Фирсова Н.В. Условия приобретения права собственности по давности фактического владения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56-9. С. 16-19.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

SIMPLIFIED REAL ESTATE REGISTRATION PROCEDURE

E.N. Bashirina, Candidate of Political Sciences, Associate Professor N.V. Firsova, Candidate of Law Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the simplified procedure for registering real estate. A comparative analysis of civil and land legislation, in terms of the acquisition of ownership of real estate. The analysis of the current issue of the existing conditions for the acquisition of ownership by prescription is given. It also compares the current provisions of civil law and the discussed Concept for the development of civil law; the theoretical aspects of this issue are clarified and the analysis of judicial practice materials is provided.

Keywords: real estate objects; ownership; civil law; land legislation; check in.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.