Научная статья на тему 'Упрощенные законы диалектики г. Гегеля'

Упрощенные законы диалектики г. Гегеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8163
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / УПРОЩЕННЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / МНОЖЕСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРИРОДЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Эволюционно закрепленное упрощенное восприятие мира человеком как наследие животных предков, необходимое для выживания, привело к созданию трех упрощенных законов диалектики. В действительности они только часть законов реального множественного мира. Вместо законов, не учитывающих множественность мира, предлагается ввести: закон бинарной множественности предметов и явлений мира и их взаимодействий; закон циклического разветвляющегося развития мира с уравновешиванием ветвей и последующим схождением; закон динамичной целостности бинарно множественного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLIFIED LAWS OF DIALECTICS G. HEGEL

Evolutionarily enshrined simplified perception of the world by man as a legacy of ancestral animals necessary for survival, resulted in the creation of three simplified laws of dialectics. They are only part of the real multiple laws of world. Instead of these laws, do not take into account the multiplicity of the world are invited to enter: the law of plurality of binary objects and phenomena of the world and their interactions; the law of branching cyclic development of world with balancing branches and further convergence; the law of dynamic integrity of binary plural world.

Текст научной работы на тему «Упрощенные законы диалектики г. Гегеля»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

УПРОЩЕННЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Г. ГЕГЕЛЯ

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор. Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

SIMPLIFIED LAWS OF DIALECTICS G. HEGEL

Tetior A.N.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Эволюционно закрепленное упрощенное восприятие мира человеком как наследие животных - предков, необходимое для выживания, привело к созданию трех упрощенных законов диалектики. В действительности они - только часть законов реального множественного мира. Вместо законов, не учитывающих множественность мира, предлагается ввести: закон бинарной множественности предметов и явлений мира и их взаимодействий; закон циклического разветвляющегося развития мира с уравновешиванием ветвей и последующим схождением; закон динамичной целостности бинарно множественного мира.

ABSTRACT

Evolutionary enshrined simplified perception of the world by man as a legacy of ancestral animals necessary for survival, resulted in the creation of three simplified laws of dialectics. They are only part of the real multiple laws of world. Instead of these laws, do not take into account the multiplicity of the world are invited to enter: the law of plurality of binary objects and phenomena of the world and their interactions; the law of branching cyclic development of world with balancing branches and further convergence; the law of dynamic integrity of binary plural world.

Ключевые слова: упрощенное мышление; законы диалектики; упрощенные законы диалектики; множественные законы диалектики; множество взаимоотношений в природе

Keywords: simplified thinking; laws of dialectics; simplified laws of dialectics; multiple laws of dialectics; many relationships in nature

Упрощенное восприятие внешнего мира мозгом человека - наследие животного мира, необходимое для выживания. Оно привело к созданию выдающимся философом Г. Гегелем трех упрощенных законов диалектики: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Эти законы подтверждаются примерами, показывающими их реальность в рамках упрощенного восприятия мира; но эти законы и реальные примеры -только части общих закономерностей развития множественного мира.

Эти законы созданы в результате унаследованной от животных-предков склонности человека к упрощенному мышлению как к средству выжива-

ния. Сложность структуры и процесса деятельности мозга является следствием его создания в процессе естественного отбора путем закрепления и накопления положительных сдвигов, как результата случайных мутаций. При случайных мутациях организмы и органы с негативными для них результатами элиминируются, тогда как положительные мутации (на длину одного шага) поддерживаются (рис. 1). Естественный отбор «пропускает» мутации, не носящие явно негативного, недопустимого для развития, характера. Это обеспечивает выживание широкого круга положительных, нейтральных, и негативных (но допустимых для бытия) признаков, и ведет к существованию в живой природе многочисленных «нецелесообразностей» наряду с целесообразностями.

Поддержка понежит

ьных и «про ным

к» неитр ором

[естествен-

мутрнии I —

Естественный отоор со случайными мутациями

а^ом

Элиминаций отрицатель ньфс мутаций! естественном ¡отб<

Рис. 1. Схема действия естественного отбора

Поэтому необычайно сложна структура мозга емые как некоторые преимущества развития и слу-человека [2, 3, 5, 6]. Случайные мутации, закрепля- жащие адаптации, без предварительного плана

формирования важнейшего органа будущего «высшего создания» природы, привели в итоге к необычайно сложной структуре мозга. Филогенез мозга и наличие в нем множества древнейших, древних и старых структур (иногда параллельно действующих) - подтверждение такого хода естественного отбора. Для мышления человека характерны существенная роль древних структур мозга и связанных с ними эмоций и чувств, ограниченность объема кратковременной памяти, и др. [2, 5, 6]. Целиком «животная» часть мозга играет важнейшую роль в процессе исторического развития человечества. Это суждение основано на особенностях восприятия внешнего мира человеком (большая роль древних «целиком животных» структур мозга на пути

прохождения импульсов от рецепторов к отделам мозга и к эффекторам, малый объем кратковременной памяти, в которой «живет» человек, упрощенное мышление, неспособность к предвидению отдаленных последствий своих действий, стремление к быстрому удовлетворению потребностей как к присвоению, окраска мыслей чувствами и пр.). Древний лимбический «эмоциональный» мозг и другие, еще более древние структуры, обусловливают в большинстве случаев особенности восприятия, мышления, действий, и в итоге - историю, включая материальную и духовную культуру. Древняя ретикулярная формация контролирует работу неокор-текса через древние отделы мозга (рис. 2).

Спиноталамический тракт

Рис. 2. Ретикулярная формация - сеть, накрывающая кору, и связанная с древнейшими отделами мозга

(«древний контролер высшей коры»)

Можно предполагать, что упрощенная дуальность была естественной и необходимой для выживания особенностью мышления и реагирования человека как представителя животного мира. Но после выделения социального человека из мира природы и расположения его над этим миром в качестве определителя его судеб, эта дуальность привела к невозможности анализа сложных явлений и связей в окружающем мире, к упрощенному восприятию действительности, и как итог - к созданию упрощенных и потому понятных законов природы. Истоки упрощенного мышления лежат в филогенезе сложного, многослойного мозга, в его строении и функционировании. Человек стремится к упрощенному и чаще всего к одностороннему восприятию действительности.

При реагировании на действующий стимул человек запоминает ограниченное число единиц информации, он «живет» в кратковременной памяти,

частями которой являются наиболее кратковременная иконическая память емкостью 3 элемента и сенсорная память только что действовавшего стимула с емкостью 7-9 элементов. Дуальное восприятие реальности является одним из необходимых механизмов выживания в живой природе: животное должно быстро реагировать на опасность, чтобы убежать или отразить нападение; оно должно быстро определить объект питания, чтобы выжить. Поэтому в процессе естественной эволюции было закреплено упрощенное бинарное и даже однополярное мышление. Окружающий мир быстро оценивался человеком как «полезный - вредный», «хороший - плохой». Именно таков способ мышления у всех живых организмов в природе, если они выжили в процессе эволюции (рис. 3).

Рис. 3. Генезис быстрого и упрощенного дуального реагирования

С использованием такого мышления были созданы три упрощенных закона диалектики. Все законы содержат всего по 2 определяющих параметра (единство и борьба, количество и качество, отрицание отрицания; проще быть не может) [1]. Это -

свидетельство упрощенного мышления создателя законов. Упрощенные законы не применимы к сложным природным явлениям множественного мира; эволюция носит множественный характер (рис. 4).

Рис. 4. Структура бинарной множественности предметов и явлений

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на этом учении метод познания. Это - теория развития всего сущего. Основные законы диалектики должны выражать общие закономерности развития мира и познания. Г. Гегель -немецкий философ 19 века - представлял развитие в виде спирали: виток спирали - цикл развития: структура исходной ступени развития после двух отрицаний воспроизводится на более высоком

уровне, с ее обогащением новым. В действительности более реально развитие с разветвлениями и уравновешиванием ветвей [7-9]. Плоская и пространственная спирали как формы эволюции не несут информации о дивергенции, росте биоразнообразия, конвергенции. Основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей: в основе всего лежат два противоположных начала; они находятся между собой в постоянном

конфликте. Их природа едина, каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции; взаимно дополняя и отрицая друг друга, они составляют противоречие, которое служит причиной развития объекта. Варианты развития противоречия: гармония: противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие ее свойств; дисгармония: одна из противоположностей пытается усилиться за счет другой; конфликт: борьба между противоположностями. Разрешение противоречия возможно: уничтожением одной из противоположностей с ее последующим восстановлением; расколом системы либо взаимоуничтожением противоположностей; временным возвращением к гармонии; снятием противоречия, при котором старое противоречие теряет значение.

Этот закон не выдерживает критики: в природе нет всеобщей формы бытия как единства и борьбы противоположностей, есть гигантское бинарное множество промежуточных форм - от гармонии до борьбы, включая и нейтральное взаимодействие, и взаимопомощь. В результате эволюции возникла бинарная множественность взаимодействий в природе - от антибиоза до симбиоза. Она подчиняется всеобщему закону бинарной множественности, состоящей из двух подмножеств. В них входят все множества взаимодействий и состояний, хороших и плохих с точки зрения человека. Множество организмов живой природы находится во множестве взаимоотношений, в «глобальной сети жизни», что является одним из определяющих факторов естественной эволюции и дивергенции видов. Все многообразие этих взаимоотношений условно сводится в биологии к неантагонистическим отношениям (совместной жизни особей разных систематических групп, когда один или оба партнера получают определенные преимущества в пище или среде обитания), и антагонистическим (одна или несколько взаимодействующих популяций испытывают вредное влияние на свою жизнедеятельность). Иногда говорят о нейтрализме (когда совместно обитающие популяции вообще никак не влияют друг на друга), хотя в литературе подчеркивается, что «невзаимодействующих популяций и видов в природе нет» [4]. Видимо, так обстоит дело в действительности, все живое находится в «глобальной сети жизни» [4]. Взаимоотношения носят иногда очень сложный, не вписывающийся в простые дуальные определения (гармония, борьба) характер. Иногда вредные виды паразитов оказывают некоторую помощь хозяину, и без паразитов организм вообще не может существовать; некоторые виды животных объединяются в один организм для обеспечения совместной жизни. Это - только объединение противоположностей для совместной жизни, без какой-либо борьбы.

Неантагонистические взаимоотношения (иногда называемые симбиозом) могут проявляться как мутуализм, - форма обязательного сожительства, при которой организмы получают пользу друг от друга; комменсализм, - когда один из организмов питается остатками пищи или продуктами выделения другого без причинения вреда (комменсализм

иногда отделяют от симбиоза); синойкия, - почти безразличное сожительство организмов, «кварти-рантство». При симбиозе возможно использование одного вида другим как источника пищи без нанесения ему вреда, переноса одного организма другим (форезия), убежища для развития потомства, постоянного или временного места обитания, защиты от врагов, и пр. Взаимодействие может проявляться как протокооперация, - совместное гнездование для защиты от хищников.

Антагонистические отношения (антибиоз) в природе также многообразны - от взаимного конкурентного подавления, непреднамеренного подавления (интерференции), одностороннего подавления одной популяции другой (аменсализма), конкуренции из-за пищи, и до хищничества (когда хищник использует других животных как источник пищи, убивая их), и паразитизма (использования паразитом другого животного - хозяина как источника долговременного обеспечения жизни и иногда места обитания с нанесением вреда, но без быстрого умерщвления). Между этими взаимоотношениями располагается нейтрализм, может быть, и «нахлебничество» (питание диких животных на антропогенных свалках). Как и любое разделение сложных естественных процессов, это деление условно. Формы взаимодействий не отграничены полностью друг от друга [4]. В процессе эволюции происходит постоянный рост многообразия взаимоотношений живых организмов, сопровождающийся как их усложнением, так и уравновешивающим его упрощением. На этот естественный процесс накладываются изменения взаимоотношений, вызванные техногенным вмешательством человека, сокращением естественных территорий (мест действия естественной эволюции), загрязнением среды, вытеснением живых организмов из их ниш и их гибелью.

Этот закон также является только частью общих множественных закономерностей развития мира. Закон можно было бы переименовать в «закон бинарного множества форм взаимоотношений в природе», но при этом он теряет первоначальный смысл. Его надо заменить законом всеобщей бинарной множественности мира.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета - это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. Свойства проявляются в отношении между предметами и явлениями.

Качество - это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Вводится понятие меры -единства качества и количества. Закон основан на том, что при изменении количества непременно изменяется качество. Изменения эти не вечны - рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Установлено, что изменения происходят резко либо незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.

Приведем обоснование упрощенности второго закона и необходимости его углубления или замены. Действительно, есть убедительные примеры перехода количественных изменений в качественные, но не меньше примеров отсутствия такого перехода. Не все количественные изменения приводят к качественным; качественные изменения зачастую зависят от влияния множества внешних факторов, что вызывает множественность взаимоотношений. Переход количества в качество может быть медленным; во многих случаях количественные изменения вообще не переходит в качественные. Например, рост сейсмичности территории не вызывает качественных изменений в механизме колебаний земной коры и в воздействиях на здания: изменения - только количественные; рост высоты зданий не ведет к качественному изменению их напряженно-деформированного состояния; изменение числа жителей поселения не приводит к качественному изменению его взаимодействия с природой; рост высоты гор, глубины океанов, длины рек, площади лесов, пустынь, не приводит к качественным изменениям их состояния; рост популяций животных (например, общественных животных - муравьев, термитов) не приводит к качественным изменениям популяций; резкий рост размеров водных животных не приводит к качественному изменению их функционирования, и т.д. Количественные и качественные изменения сами по себе не могут быть четко разделены; в биологии они часто продолжительны и постепенны, а не резки. Закон является частью множественных закономерностей развития мира. Закон в связи с этим можно было бы назвать «законом бинарного множества форм перехода и не перехода количественных изменений в качественные». Но при этом он теряет первоначальный смысл.

3. Закон отрицания отрицания: новое существует до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. Закон основан на предположении о том, что развитие идет по спирали, повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Закон отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Отрицание представляет собой единство трех основных моментов: преодоление старого; преем-

ственность в развитии; утверждение нового. Отрицание отрицания характеризует цикличность развития. Гегель связывал цикличность с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения - (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Этот закон реален, но в ограниченных рамках, это - также только часть более общего закона, он действует далеко не всегда: последующие формы могут дегенерировать по сравнению с предыдущими, то есть не порождать высшие формы. Иногда формы вообще не изменяются, не отрицая самих себя и не переходя к высшим формам; таким образом, взаимоотношений - множество. Закон можно было бы переименовать в «закон бинарного множества взаимоотношений - от отрицания отрицания до не отрицания». В поле множественности форм бытия, форм существования материи, связей и отношений, большинство параметров может принимать множество значений. Между крайними располагается множество промежуточных параметров (см. рис. 4). Но при изменении наименований три фундаментальных закона диалектики теряют первоначальный смысл.

По мнению Гегеля, развитие мира идет по спирали. В действительности более реально развитие с разветвлениями и уравновешиванием ветвей [7-9]. Эволюция - естественный процесс трансформации, изменения любых систем во Вселенной, тогда как бытие - это все, что существует (общество, природа, планета Земля, Галактики, Вселенная) [4, 9]. Отличие эволюции заключается в трансформации, в том числе в изменении бытия. Формы эволюции, деволюции и бытия предметов и явлений важны для понимания механизмов эволюции и деволю-ции. Эта проблема интересна тем, что некоторые предлагаемые исследователями формы эволюции в действительности являются формами бытия, не имеющими прямого отношения к эволюции (например, спираль, круг, и пр.). Плоская и пространственная спирали как предлагаемые формы эволюции в действительности не несут информации о дивергенции, росте биоразнообразия, конвергенции. Спираль и круг - это формы бытия, имеющие отношение как к предметам, так и к процессам. Наиболее вероятной формой эволюции Вселенной, галактик, звезд, Земли, ее природы является разветвление с ростом бинарной множественности предметов и явлений (подобно дивергенции), а де-волюции - обратное разветвлению схождение ветвей (подобно конвергенции). Число форм бытия предметов и явлений (в ходе эволюции и деволю-ции) бинарно множественно, от жизненных форм живой природы и физических форм объектов неживой природы, до форм атомов, круговоротов веществ, и пр.

Законы диалектики, созданные мозгом человека с его склонностью к упрощенному мышлению, основаны на использовании минимального числа (2) определяющих параметров, что позволило дать

78

простые представления о рассматриваемых предметах. В действительности все предметы и явления в мире отличаются сложностью, они бинарно множественны, что требует учета не только в описании постулатов, но и в реальной практической деятельности. Динамичный целостный мир бинарно множествен: он состоит из бинарного множества предметов и явлений с бинарно множественными свойствами, и развивается с разветвлениями, с последующим схождением ветвей.

Вместо трех упрощенных законов диалектики, не учитывающих множественность мира, нами предлагается ввести множественные законы: закон бинарной множественности предметов и явлений мира и их взаимодействий; закон разветвляющегося циклического развития с уравновешиванием ветвей и последующим их схождением; закон динамичной целостности бинарно множественного мира.

Бинарная множественность предметов и явлений мира, - это всеобщее свойство, всеобщий закон действительности (который может заменить предложенное Г. Гегелем в качестве закона признание противоречивости, единства и борьбы противоположностей), служащий для обеспечения не только существования и эволюции Универсума, но и для его циклического, бесконечно повторяющегося развития. Интересно, что большинство важнейших явлений в масштабе Вселенной, отдельных галактик, звезд, Солнечной системы и Земли не могло бы происходить, если бы не была заранее задана эволюция к бинарной множественности элементов и их свойств. Речь идет и о процессе эволюции звезд и галактик, когда вещество во Вселенной эволюционировало к сложным формам.

О законе динамичной целостности мира: можно считать, что мир постоянно находится в состоянии динамичной целостности. Цикличность этого процесса предполагает, очевидно, возврат к «первичному атому» того же вещества (как в количественном, так и в качественном смысле), которое было в начале взрыва, что позволяет предположить невозможность крупного одностороннего изменения предметов и явлений мира. Бинарная множественность всех предметов и явлений должна сохраниться для возможности снижения разнообразия (деволюции), схождения (схлопывания) в суперадрон, чтобы не остались лишние материалы или не была выявлена их нехватка. Целостность предполагает наличие постоянно меняющихся, разнообразных уравновешивающих, качественно и количественно противоположных, сторон, свойств, связей. То есть бинарная (двойственная) множественность всех предметов и явлений должна быть определяющим фактором их целостности. Значит, все объекты в мире неживой и живой природы должны быть бинарно множественны, чтобы обеспечить целостность. Интересно, что весь мир развивается к бинарному разнообразию, как будто бы специально для обеспечения его множественности и целостности (затем это развитие должно перейти

к деволюции, к схождению, к сокращению разнообразия при сохранении целостности, вплоть до схло-пывания и нового расхождения).

Целостность определяется множественностью уравновешивающих сторон, связей и свойств, находящихся в состоянии внутренней причинно-следственной обусловленности. Поэтому можно полагать, что и однополярный, полностью позитивный мир, и односторонне прекрасный человек как его часть, нереальны. Когда человек пытается односторонне изменить множественность, или исключить один из полюсов биполярности, или хотя бы переместить естественное равновесие в одну из сторон (положительную для человека), - равновесие между полюсами восстанавливается. Очевидно, множественность и двойственность как ее свойство, - объективные качества мира, появившиеся в результате его эволюции и пронизывающие в настоящее время всю его структуру. Эволюция мира порождает бинарную множественность предметов, явлений и их свойств, и эта множественность, ее двойственности и противоположности, обеспечивают существование и развитие мира. Де-волюция уничтожает бинарную множественность, упрощает ее.

Мир постоянно меняется, он находится в непрерывном движении, и его целостность также динамична. С одной стороны, происходит естественное непрерывное перераспределение целостности как внутреннего единства объекта. Миллионы лет эти изменения носили естественный характер, они не были связаны со значительными антропогенными вмешательствами в этот процесс (хотя происходили и природные катастрофические явления, вызывающие цепные реакции приспособления к новым условиям). С другой стороны, начавшиеся интенсивные искусственные антропогенные вмешательства также меняют целостность объектов и явлений, но в какой степени они могут быть допустимы, приемлемы для природы и человека? Включит ли природа эти техногенно преобразованные территории, в том числе и искусственные «протезы», в целостность своих иерархических систем с приспособлением к ним, с созданием каких-то уравновешивающих противоположностей, с целью сохранения целостности?

О законе разветвляющегося развития: миллионы лет живая природа развивалась с разветвлениями и с ростом множественности (рис. 4). Одно важное обстоятельство связано с антропогенным давлением на природу: человек постоянно вытесняет природу из ее ниш, быстро сокращается площадь естественной природы, площадь лесов, места обитания и число крупных животных, исчезают виды, существенно растет экологический след человечества, уже превосходящий потенциальные возможности планеты, и пр. Разветвляющаяся эволюция и рост множественности не могут быть бесконечны: они должны переходить к замедлению, прекращению роста, стабилизации, и к деволюции; деволюция природы инициируется и антропогенными воздействиями. Этот процесс - деволюции

природы, перехода от видообразования к видоис-чезновению, от роста множественности к схождению, должен завершиться новым взрывом и расши-

рением, разветвлением [8, 9]. Только такая эволюция соответствует закону бинарной множественности: развитие не может быть односторонним, тупиковым.

Рис. 5. Древо эволюции и деволюции живой природы, разветвляющееся от общего предка

Процесс усугубляется сокращением территорий и условий для естественной эволюции живых организмов, возможным выходом человека из поля естественного отбора, интенсивным ростом степени искусственности среды и жизни (от которой человека надо спасать). Итогом деволюции может стать схождение развития, сокращение бинарной множественности флоры и фауны до некоторого минимума, замена биоразнообразия на техническое разнообразие, изменение структуры естественного отбора, вплоть до исчезновения естественного отбора вместе с необходимыми для него условиями (экологических ниш для животных, разнообразных

ландшафтов, почвенно-растительного слоя, климата, множества факторов обеспечения жизни, выработанных в течение миллионов лет взаимодействующими на Земле организмами и условиями их жизни).

Действительный мир природы множествен и бинарен, все его предметы и явления представляют собой подмножества с разными свойствами. В ходе эволюции создан бинарно множественный мир природы, включающий организмы с целесообразными и нецелесообразными признаками (рис. 6). В то же время вряд ли схождение при деволюции мо-

жет быть зеркально подобно разветвлению при эволюции, начавшемуся от одного предка. Отметим, что в соответствии с гипотезой о пульсирующей эволюции предполагается продолжение цикла в виде роста нового древа эволюции. Вероятнее всего, этот процесс будет длительным, в целом негативным для Земли и для человека. В период резкого усиления техногенных воздействий целостность и устойчивость экосистем и естественных ландшафтов стала жизненно важной. Ландшафт, подвергшийся антропогенному воздействию, целостен, но это вторичная, измененная целостность, которая вызывает цепные реакции приспособления к изменениям. Природа с исчезнувшими по вине человека видами растений и животных также целостна, но с длительными цепными реакциями приспособления к изменениям. Животный и растительный миры тесно взаимосвязаны в глобальной сети

жизни. Формы эволюции природы - разветвления, ведущие к множественности предметов и явлений, росту разнообразия. Формы деволюции природы -движение к окончанию ее жизни, со схождением ветвей и сокращением множественности, разнообразия. Вероятно, других форм эволюции и деволю-ции природы нет. Закон бинарной множественности всех предметов и явлений - это, видимо, один из наиболее общих законов бытия [9]. Реальная бинарно множественная эволюция природы протекает во множестве направлений, которое к тому же двойственно. В соответствии с этим развитие чаще всего идет с разветвлениями, когда каждый «прогрессивный» шаг затем сопровождается (уравновешивается) «негативным» с точки зрения наблюдателя - человека.

Рис. 6. Древо разветвляющейся бинарно множественной эволюции

Если согласиться с действием всеобщего закона бинарной множественности предметов и явлений и с разветвляющимся развитием, то можно предположить, что полностью прогрессивной эволюции вида не существует, кажущееся отсутствие ее негативной ветви может быть вызвано либо недостаточностью времени наблюдения, либо упрощенным анализом. Каждому «прогрессивному» направлению эволюции соответствует и «регрессивное». Человеческая эмоциональная оценка направленности эволюции природы не правомерна (положительный и отрицательный отбор, и пр.). Только подмножество, значительная часть органического мира, поражает целесообразностью, красотой и гармоничностью. В соответствии с учением о

бинарной множественности, эволюция породила множество других свойств и объектов, безобразных, нецелесообразных с точки зрения человека.

Представление о внутренней целостности мира, состоящего из неустранимых позитивных, негативных и нейтральных (с точки зрения человека) предметов и явлений, противоречит не только большинству ранее созданных и существующих учений, но и потребностям человека, и особенностям его упрощенного мышления. Человек в течение эволюции противился негативной с его точки зрения части мира, бытия, не воспринимал ее объективную необходимость, отрицал возможность ее существования. Сопротивление человечества негативной стороне предметов и явлений вылилось в

многовековую борьбу с ней с применением любых, в том числе и недопустимых, способов. Оно нашло отражение во всех широко распространенных учениях, как в философии, так и в религии. Между тем сокращение или устранение негативной части бытия человеком невозможно, так как она является объективной реальностью, уравновешивающей позитивную часть, и без нее исчезнет движущая сила существования мира.

Человек не склонен к приятию целостной множественности мира. Например, как древние, так и современные философские и религиозные учения поразительно односторонни, они, несмотря на внешнюю привлекательность и кажущуюся «мягкость» и стремление к человечности, к заботе о человеке, отличаются жесткой идеализацией действительности. В древние, средние и новые века эта жесткая идеализация вела к насильственному исключению инакомыслия, к пыткам и страданиям. Жесткая идеализация не только далека от реальности, но и не дает места другим взглядам.

«Жесткая» идеализация мира и отношения к нему человека, неприятие им реальной целостности, продолжаются и в современном мире. В связи с этим можно коснуться некоторых наиболее известных результатов духовных исканий человечества. Так, в учении выдающихся деятелей культуры Рерихов определяющая роль отводится радости - «особой мудрости и непобедимой силе». Если бы «весь мир возрадовался хотя бы на одну минуту, то все Иерихонские силы тьмы пали бы немедленно». «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» (из поэмы Н.К. Рериха). Но известно, что радость - лишь одна из множества эмоций, а другая, например, печаль, -это не менее важная для человека и, возможно, более глубокая эмоция. Даже постоянно улыбаться вредно. Своеобразен взгляд Рерихов на ум человека: ум несовершенен, «он может с одинаковой интенсивностью и напряжением мыслить, как о самом возвышенном, так и о самом низменном». Человек должен заставить его мыслить лишь в направлении, указанном высшим сознанием. Все, что доходит до сознания, должно проходить через цензуру сердца, которое никогда не обманывается. В итоге создана «светлая, несущая добро и веру в будущее философия». «Заставить» свой ум мыслить правильно, подвергать мысли «цензуре» сердца (очевидно, какой-то цензуре этики, воспитания, чувств?) - это жесткие рекомендации, хотя и преследующие благую цель. Созданная авторами учения светлая философия необычайно далека от реальности как односторонняя, не учитывающая

целостность объектов мира. В итоге она жестока по отношению и к природе, и к человеку, так как создает нереальное представление о природе и о месте в ней человека, и ведет к необъективному взаимодействию с природой.

Заключение. Упрощенное мышление, эволю-ционно унаследованное человеком, привело к созданию тривиальных, односторонних законов развития общества, в том числе к созданию трех упрощенных законов диалектики. В действительности они - только часть более общих множественных закономерностей развития мира, продукт упрощенного мышления, унаследованного от животных, и служащего обеспечению выживания. Вместо трех упрощенных законов диалектики, не учитывающих бинарную множественность мира, предлагается ввести законы множественного мира: закон бинарной множественности предметов и явлений мира и их взаимодействий; закон разветвляющегося развития предметов и явлений мира с уравновешиванием ветвей, последующим их схождением и переходом к новому циклу; закон динамичной целостности бинарно множественного мира.

Литература

1. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. - 719 с.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.

3. Оленев С.Н. Конструкция мозга. - Л.: Медицина, 1987. - 208 с.

4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., ИЦ «Россия мол.», 1992. -366 с.

5. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М.: Знание, 1986. - 256 с.

6. Тетиор А.Н. Этологические истоки упрощенного мышления и сознания человека. - М.: Ж-л «Сознание и физическая реальность», №1, 2003, стр.2-14.

7. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность мира множественной природы. - Тверь: Тверское издательство, 2003. - 423 с.

8. Тетиор А.Н. Антропогенная (искусственная) эволюция. - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, 2015. - 444 с.

9. Тетиор А.Н. Бинарно множественная философия разветвляющегося и сходящегося мира. -ФРГ: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 698 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.