ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРА
Тетиор Александр Никанорович
докт. техн. наук, профессор, РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
АННОТАЦИЯ
Весь окружающий мир, все его предметы и явления, по своим параметрам множественны, причем не односторонне множественны, а многосторонне - и позитивны, и негативны, и нейтральны, и с множеством промежуточных ка-честв. Бинарно множественное пространство нашего бытия - между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и безобразием, смыслом и бес-смысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Лучше, если бы пространство бытия было ближе к позитивному полюсу, чтобы люди были в большинстве добродетельными, умными, красивыми, с глубоким смыслом своей неповторимой жизни. Но односторонне позитивного человека (за ред-кими исключениями), и мира нигде нет, кроме сказок. Существует предлага-емый нами всеобщий закон бинарной множественности мира. Возможно, би-нар-ная множественность мира, природы и человека - это их диалектическое (то есть отражающее наиболее общие закономерности) свойство.
ABSTRACT
The whole World, all of its objects and phenomena, its parameters are multiple, not one-way manifold, and multi-and positive, and negative, and neutral, with many intermediate qualities. The space of our exigence lies between good and evil, virtue and sins, beauty and disgrace, meaning and meaninglessness, lability and volatility of development. A person would like to see the space being closer to the positive pole, that people were mo& virtuous, intelligent, and beautiful, with a deep sense of their unique life. However, one-sidedly positive man (with rare exceptions) and World are not exi&, except for fairy tales. There is the uni-versal law of binary plurality of the World. Perhaps the binary plurality of World, nature and man is their dialectical (i.e. reflecting the mo& general pat-terns) property.
Ключевые слова: бинарная множественность; закон множественности; древо множественности; бинарные черты человека; бинарные оппозиции
Keywords:binary plurality; law of binary plurality; tree of binary plurality; binary human qualities; binary oppositio
ns
В работе, посвященной философии человеческих ценностей (аксиоло-гии), утверждается триединство Истины, Добра и Красоты как «приоритет человеческих ценностей», причем этичны, обладают ценностью лишь поло-жительные качества бытия - истина, красота, добро и т.д. [2]. Допустимо ли помещать за непроницаемую ширму все остальные, негативные и нейтраль-ные, качества? Нет, иначе исчезнет возможность оценки истинной красоты, настоящего добра и безусловной истины, если не будет объекта для сравне-ния («все познается в сравнении»). Отделение «триады «красоты, добра, ис-тины» от всего множества качеств (когда, как обычно, красота, добро и исти-на рассматриваются в отрыве от органично связанных с ними безобразия, зла, лжи, и прочих негативных категорий), приводит к выводам о «ис-тинно-сти добра и красоты, доброты истины и красоты, красоты истины и добра». Однако зло, ложь и безобразие не менее истинны, зло часто бывает красиво, а красота далеко не всегда добра. Все эти качества, будучи органичной ча-стью более крупных явлений природы, находятся в развитии, границы меж-ду ними постоянно смещаются. Истина - это процесс, как, вероятно, и добро, и красота, и безобразие, и зло. В то же время стремление к красоте, добру и истине - это духовная основа человеческого существования. Но правомерно ли во имя этой большой цели - стремления к истине, добру, красоте - отде-лять эту триаду от органично связан-
ного с ней мощного негативного пласта жизни? Именно в органическом единстве всех свойств и качеств предметов и явлений проявляются объективные данные о реальном мире (рис. 1). Прак-тически каждому явлению и предмету мира свойственна бинарная множе-ственность, проявляющаяся как их разделение по свойствам и качествам на дуальные подмножества, имеющие и минимальные, и максимальные, иногда полностью противоположные полярные значения. Часто крайние значения параметров в этих подмножествах полностью противоположны по количе-ству или качеству, и их можно назвать противоположностями. Эти противо-по-ложности, бинарные оппозиции - необходимые качества мира, взаимодей-ствующие и взаимодополняющие друг друга. Вероятно, множества бинар-ных признаков распределены по одному из известных законов, скорее всего, по нормальному, являющемуся, как известно, моделью для многих физиче-ских явлений. Но эти значения не всегда полностью (симметрично, равновес-но) противоположны: например, дуальность высоких и низких температур: для низких температур есть абсолютный нуль, тогда как для высоких тем-пе-ратур возможный предел намного больше. Между этими противоположно-стями предельных температур расположено множество промежуточных зна-чений, которые далеко не всегда равновесно противоположны.
Рис. 1. Древо бинарной множественности мира - правда и ложь, добро и зло, жизнь и смерть, красота и безобразие, и др.
Все предметы и явления мира органично взаимосвязаны, как элементы единой «сети эволюции», независимо от их приятия или неприятия человеком (степень приятия или неприятия меняется по мере роста культуры). Любое искусственное отделение одного - двух качеств от их органичного соедине-ния во множестве и их изолированный анализ могут привести к необъектив-ной оценке явления.
Переходя от более упрощенной триады (хорошей стороны) к множе-ственности органично связанных позитивных, негативных и нейтральных свойств, мы не получим простых и понятных решений типа «Истина добра и красоты», но попытаемся принять и понять всю сложность и неодно-знач-ность бытия. Не уменьшая важности общечеловеческих ценностей, мы суще-ственно углубим наши представления о сложном и множественном мире и придем к более объективному взаимодействию с ним. Особенно актуален этот вопрос для дуализма человеческих качеств. Если бы множество всех по-зитивных и негативных качеств человека было равновесно, неизменяемо, то стремление к улучшению человека было бы неосуществимо. С одной сторо-ны, пока надежды на всеобщее улучшение человечества не оправдываются: в мире продолжаются войны, конфликты, процветают неравенство, пороки, преступность, люди в своей массе не стремятся выполнять библейские запо-веди. С другой стороны, человечество культурно эволюционирует, и уже есть достаточно устойчивые сообщества, воспитавшие в целом (в массе) по-ложительных граждан и обеспечивающие им высокое качество жизни. Сти-хийно поставленные человеком эксперименты на себе (развитие Австралии, бывшей местом ссылки преступников; эволюция некото-
рых замкнутых не-больших сообществ людей, живших на небольших территориях, и пр.) пока-зали, что, возможно, имеется «канализованный» путь к позитивному разви-тию. Вместе с тем и в устойчивых сообществах постоянно возрождаются группы преступников, лиц с негативными отклонениями в идеологии, пове-дении.
Так, проявляется стремление к снижению качества жизни в высокораз-витых странах путем эмиграции масс людей из слаборазвитых стран и со-здания сообществ (как в странах Западной Европы - сообществ, угрожаю-щих институтам приютивших их стран), внедрения нового «менталитета» в развитые общества, опережающей рождаемости новых эмигрантов, ведущей к росту обременительной социальной помощи, и пр.
Возможно, что все бинарное множество (многообразие) людей подчи-няется нормальному гауссову распределению по степени их интегральной позитивности, нейтральности или негативности. Тогда все человечество в этом распределении можно разделить на две (может быть, равновесные) по-ловины. Основной объем будут составлять люди с «массовыми» комплекс-ными качествами. В правом «хвосте» распределения будет находиться, оче-видно, небольшое число самых лучших, бескорыстных людей, полностью отдавших себя служению человечеству - таких, как мать Тереза, Махатма Ганди, и, наконец, Иисус Христос. В другом «хвосте» распределения постав-лены самые негативные по интегральному признаку люди (интегральный признак предполагает, что у каждого человека есть и определенные позитив-ные свойства), - Иуда, Чингисхан, Гитлер, и пр. (рис. 2).
Рис. 2. Возможная изменчивость интегрального признака в зависимо-сти от давления эволюции, отбора, воспитания, культурного развития, и пр.
Очевидно, нормальное распределение интегрального признака, отно-сящегося к человеку как части живой природы, подвержено тем же измене-ниям, которые характерны для всего эволюционного процесса. В процессе эволюции давление естественного отбора приводит к сдвигу вдоль оси кри-вой нормального распределения (при движущей форме) или к росту макси-мума (при стабилизирующем отборе). Если распространить это обстоятель-ство на другие процессы (например, духовное совершенствование человека, и пр.), то можно предположить, что вследствие (под давлением) эволюции, культурного развития, привития этики, образования и воспитания могут происходить процессы роста максимума, или несимметричного изменения формы кривой в сторону положительных качеств, или сдвига всей кривой в сторону положительных признаков. В то же время, аналогично дегенерации в эволюции, может происходить и обратное изменение формы и положения кривой нормаль-
ного распределения - в сторону ухудшения интегрального признака человеческих качеств.
Очевидно, множественность и двойственность как ее свойство, - объек-тивные качества мира, появившиеся в результате его эволюции и пронизы-вающие в настоящее время всю его структуру. Эволюция мира порождает бинарную множественность предметов, явлений и их свойств, и множествен-ность обеспечивает существование и развитие мира (рис. 3). Роль двойствен-ности всех предметов и явлений поэтому очень велика, и при стремлении к исключению множественности или ее двойственности, в той или иной степени неприятных, неудобных для человека, нужно помнить о диалектичности этих свойств. Множественность и ее двойственность порождены эволюцией мира и являются диалектическим средством для ее обеспечения, для существования мира. Без бинарной множественности мир, видимо, не сможет существовать и эволюционировать. Бинарная множественность предметов и явлений не-устранима [3, 4].
Рис. 3. Поле бинарной множественности всех предметов и явлений
Нужны ли активные вмешательства с целью исключения негативных признаков, быстрого совершенствования человечества? В связи с этим инте-ресны положения древней религии - даосизма, рекомендующие невмеша-тельство, «мягкое» взаимодействие. Видимо, реальные средства медленного изменения кривой множественности, улучшения человеческих качеств - это естественное, экологическое воспитание и устойчивая, «здоровая» среда жизни, включающая экологически обоснованное удовлетворение потреб-но-стей.
Интересно соотношение множественности, двойственности, противопо-ложностей и противоречий - что из этого перечня является определяющим, что в действительности влияет на развитие. В литературе обычно анализи-руют крайние, минимальные и максимальные значения, и поэтому чаще го-ворится о противоречивости как всеобщей форме бытия, о единстве и борьбе противоположностей. Наиболее общими законами диалектики являются за-кон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Не все эти законы полностью применимы к природным явлениям, эволюция природы носит го-раздо более многогранный, множественный характер. В природе нет всеоб-щей формы бытия как противоречивости, есть множество форм - от гармо-нии до борьбы, включая и нейтральное взаимодействие, и взаимопомощь. Взаимоотношения носят иногда очень сложный, не вписывающийся в про-стые дуальные определения (гармония, борьба) характер. Иногда даже вредные виды паразитов оказывают некоторую помощь хозяину, и без пара-зитов организм не может существовать, а некоторые виды животных объеди-няются в один организм для обеспечения совместной жизни. Не всегда дей-ствует закон отрицания отрицания: последующие формы могут де-генериро-вать по сравнению с предыдущими, то есть не порождать высшие формы. Иногда формы просто не изменяются, не отрицая сами себя и не переходя к высшим формам. В поле множественности форм бытия, форм существования материи, связей и отношений, большинство параметров может принимать множество значений. Так, притяжение и отталкивание могут находиться в разнообразных соотношениях, как и положительные и отрицательные тем-пературы, свет и тьма, любовь и нелюбовь, красота и безобразие, война и мир, радость и горе, и пр. Между крайними оппозициями располагается множество промежуточных параметров. Если полагать, что поле взаимодей-ствия факторов множественности настолько широко, то возникает вопрос о роли противоречий, противоположностей, двойственности, в жизни, в разви-тии, в эволюции. Все ли противоречия -источник движения и развития? Все-гда ли противоречивость - единство и борьба противоположных сторон - является основным законом объективной действительности? Что понимать под развитием? Видимо, множественность и ее двойственность - это диалек-тические свойства мира. Согласно диалектике, внутренние истоки развития находятся в единстве и борьбе противоположностей. Взаимодействие проти-воположностей проявляется в противоречии. Гегелю принадлежит яркое и совершенно нереальное выражение «Противоречие - вот что правит ми-ром». Если принять этот тезис, то придется уйти от дуальности и множе-ственности. Только ли в противоречии проявляется взаимодействие про-тиво-положностей? Множественность характерна для взаимодействия не только противоположностей, но и остальной
множественности параметров предме-тов и явлений. Миром «правит» не только противоречие, но и огромный набор параметров и состояний - от противоречия и борьбы противоречий до гармонии [3, 4]. Можно поправить классика: «миром правит бинарная множественность всех предметов и явлений» [3, 4].
Обычно утверждается, что «противоречие - источник развития и все-общая форма бытия». Но далеко не всегда в основе бытия лежат противоре-чия как борьба противоположностей. Мир не двойственен с двумя взаимно противоречивыми полюсами, а множествен с множеством взаимоотношений. Почему мир множествен, для чего необходима множественность предметов и явлений, почему мир неорганической природы Земли был множественным, затем мир живой природы развивался в направлении роста биоразнообра-зия, а теперь и мир техники становится все более разнообразным? Рост био-разнообразия объясним с точки зрения естественной эволюции, основываю-щей-ся в первую очередь на наследственной изменчивости и естественном от-боре. Чем больше биоразнообразие, - тем больше возможностей для целесо-образного естественного отбора. Но почему неорганический (первичный по отношению к органическому) мир также разнообразен: в его создании при-нимает участие очень много элементов, причем с самыми разными, часто - с противоположными свойствами. Многие предметы и явления мира неживой природы разнообразны: виды и состояния звезд, виды и состояния галактик, количество элементов и их соединений, их разнообразные свойства, множе-ство взаимодействий, и т.д. «Свойства химических элементов были пред-определены задолго до появления живых существ, и между будущим и про-шлым не могло быть обратной связи. Без сомнения, кто-нибудь вроде услов-ного «Сократа» из платоновских диалогов мог бы увидеть во всем этом ука-зание на то, что углерод, водород и кислород были специально созданы для будущей жизни» [1]. Есть понятие о «биофильных» элементах, составля-ю-щих все живое.
Бинарная множественность предметов и явлений мира, - это всеобщее свойство, всеобщий закон действительности (который, кажется, мог бы заме-нить предложенное ранее в качестве закона признание противоречивости, единства и борьбы противоположностей), служащий для обеспечения не только существования и эволюции Универсума, но и для его циклического, бесконечно повторяющегося развития. Интересно, что большинство важ-нейших явлений в масштабе Вселенной, отдельных галактик, звезд, Солнеч-ной системы и Земли не могло бы происходить, если бы не была заранее за-дана эволюция к бинарной множественности элементов и их свойств. В про-цессе эволюции звезд и галактик структура Вселенной эволюционировала к разнообразным формам.
Интересно также, что все живое построено в основном из легких «био-фильных» элементов, тяжелые же элементы содержатся в нем в чрезвычайно малых количествах. В то же время на Земле все тяжелые элементы были рас-по-ложены на некоторой глубине под поверхностью Земли, и, как правило, в виде соединений (то есть, отдалены от живой материи, так как они вредны для нее). Почему все живое построено из легких (биофильных) элементов? Единственный ответ - чтобы собственная масса, которую должны выдержи-вать живые организмы, была бы минимальна, чтобы они могли восприни-мать дополнительные нагрузки
(от ветра и пр.), чтобы живые организмы не были бы существенно ограничены в размерах, животные могли бы эф-фек-тивно передвигаться. Кажется, в этом проявляется одна из взаимоприспособ-ленностей Вселенной. Бинарная множественность химических элементов и их свойств (легкие - тяжелые, активные - неактивные, и пр.) позволила создать многообразие неживого и живого.
Каждый человек стремится к упрощенному и чаще всего односторон-нему восприятию действительности. В основе этого лежат этологические ис-токи упрощенного мышления и сознания человека. При реагировании на действующий стимул человек запоминает ограниченное число единиц ин-формации, не сопоставимое с ее действительным большим объемом, он не склонен и иногда не способен анализировать всю сложность мира. Человек «живет» в кратковременной памяти, частями которой являются наиболее кратковременная иконическая память емкостью 3 элемента и сенсорная па-мять только что действовавшего стимула с максимальной емкостью 7-9 эле-ментов. Дуальность восприятия и реагирования была сформирована в про-цессе эволюции человека как представителя животного мира, для обеспече-ния естественного гомеостаза. Дуальный анализ реальности (плохие - хоро-шие релизеры, гештальты,
ситуации и стимулы, особенно если они имеют высокую биологическую цену) протекает намного быстрее, чем мно-жествен-ный. Отсюда - упрощенное мышление, неприятие реальной бинарной мно-жественности мира, сложности взаимодействия с ним. Но бинарная множе-ственность мира реальна, ее надо понять и принять.
Итак, всеобщий закон бинарной множественности мира гласит: все предметы и явления окружающего мира по своим параметрам бинарно мно-жественны, с множеством промежуточных качеств [3, 4]. Этот закон правит миром.
Библиографический список:
1. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. -М.: Мир, 1994. - 496с.
2. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. - М.: Республика, 1994. - 464 с.
3. Тетиор А.Н. Философия бинарной множественности разветвляющегося и сходящегося мира. - Saarbrucken: Palmarium, 2013. - 698 с.
4. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность мира множествен-ной природы. - Тверь: тверское издательство, 2003. - 423 с.
КАТЕГОРИЯ АДАПТИВНОСТИ В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ
Чибисов Василий Васильевич
Москва, МФТИ, член ЕКПП,
АННОТАЦИЯ
Показано диалектическое самодвижение категорий от элемента к сложному свойству адаптивности. В процессе получены точные определения таких категорий, как система, динамика, структура, паттерн. Основным методом рассуждений является диалектическая логика. Также активно используются заимствования из современного научного дискурса. Результатом является универсальное и точное определение адаптивности.
ABSTRACT
Dialectical categorical movement from a single item to adaptivity is exposed. Precise definitions of categories such as sy&em dynamics, Sructure, pattern are obtained. The main method of reasoning is dialectical logic. References to modern scientific discourse are also widely used. The result is a multipurpose and accurate definition of adaptivity.
Ключевые слова: философия науки, диалектика, адаптивность, системный анализ, динамические системы, нелинейная динамика, структура, паттерн.
Keywords:philosophy of science, dialectics, adaptability, sy&em analysis, dynamical sy^ems, nonlinear dynamics, Sructure. pattern.
Введение
Развитие науки последнего столетия можно охарактеризовать как успешную попытку преодоления картезианского механицизма. Пандетерминизм и буквально патологическая потребность в дискурсивной истине отступают на второй план, освобождая место для феноменологии, герменевтики, постструктурализма, методологической эклектики.
Особую роль в становлении современного научного дискурса сыграли концепция структурного сопряжения [5, 6] и синергетика [1, 2, 5]. Динамика ансамбля связанных элементов оказалась на порядки сложнее суммарной динамики всей совокупности элементов по отдельности. Изучение систем в рамках системного анализа привело к универсализации методов математического моделирования, к появлению таких важных категорий, как модель и прототип. Дальней-
шее самодвижение научной мысли привело от конкретных систем к универсальным структурам.
Следующим важным шагом явилось снятие (буквально -диалектическое отрицание с удержанием) структуры как феномена. Произошел окончательный переход от системных элементов к связям между ними. В философии Фуко такой революционный подход скромно именуется "отказом от ин-ституционализма" [10]. В нелинейной динамики Фритьоф Капра по-новому ввел понятия структуру, паттерна и структурного сопряжения, стряхнул с современной науки ошметки картезианского пандетерминизма и механицизма [5, 6].
Финальным аккордом явилось появление в научном дискурсе новой категории, а именно адаптивности. Адаптивность является краеугольным камнем нелинейной динами-