Научная статья на тему 'Упрощение процедур в международной торговле -перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России'

Упрощение процедур в международной торговле -перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / РОССИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ О МЕРАХ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР В ТОРГОВЛЕ / ПЕРЕГОВОРНАЯ ГРУППА / THE WTO / RUSSIA / CONFERENCE OF MINISTERS OF FOREIGN AFFAIRS / THE DRAFT AGREEMENT ON MEASURES ON TRADE PROCEDURES FACILITATION / TRUNK-CALL GROUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюмулен Ипполит Ипполитович

Автор рассматривает итоги восьмой конференции министров ВТО (декабрь 2011 г.), и возможные пути продолжения переговоров в рамках Комитета по торговым переговорам ВТО. Подробно рассматриваются основные положения Проекта Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле. Сделаны выводы в отношении России, присоединившейся к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facilitation of international trade procedures - a perspective direction of trade negotiations in the WTO in 2012: Russia’s interests

The author considers the results of the eighth Conference of the WTO Ministers (December, 2011), and the results of the discussion of possible ways of continuing negotiations under the WTO Trade Negotiations Committee. The article also focuses on basic provisions of the Draft agreement on measures on trade procedures facilitation. Some conclusions on Russia’s membership in the WTO were provided.

Текст научной работы на тему «Упрощение процедур в международной торговле -перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России»

Упрощение процедур в международной торговле - перспективное направление торговых переговоров в рамках ВТО в 2012 году: интересы России

Восьмая конференция министров ВТО (15 - 17 декабря 2011 года) констатировала, что открытые в 2001 году многосторонние торговые переговоры Доха-раунд зашли в тупик. Однако Конференция рекомендовала продолжить их, прежде всего в более продвинутых направлениях. Министры согласились сконцентрировать усилия на тех направлениях переговоров, где могут быть достигнуты предварительные или окончательные решения, основанные на консенсусе ранее, чем будут завершены все переговоры в виде единого пакета.1

В феврале 2012 года Комитет по торговым переговорам ВТО и переговорные группы обсудили возможные пути, формы и методы продолжения переговоров в рамках действующей программы Доха-раунда. Председатель Комитета по торговым переговорам (он же Генеральный директор ВТО) П. Лами, выступая на заседании Генерального совета ВТО (14 февраля 2012 года) обратил внимание на то, что переговоры Доха-раунд должны продолжаться в 2012 году, продвигаясь небольшими шагами в первую очередь по тем направлениям переговоров, где уже обозначились возможности достижения соглашений. В качестве приоритетных направлений он обозначил переговоры по упрощению процедур в торговле, а также по проблемам участия наименее развитых стран в действующих соглашениях ВТО.2

П. Лами подчеркнул, что Переговорная группа по упрощению процедур в торговле разработала детализированную программу переговоров на 2012 год, имеет продвинутый текст Соглашения по упрощению процедур в торговле и мо-

И.И. Дюмулен

УДК 339.5 ББК 65.428 Д - 962

1 WT/MIN(11)11. Часть первая, переговоры Доха-раунд

2 14 and February 2012 General Council. WTO: 2012 News Items 14.02.12. Доклад Председателя Комитета по торговым переговорам

жет рассматриваться как наиболее продвинутая переговорная группа среди других направлений многосторонних переговоров.

На начало 2012 года был подготовлен текст Соглашения о мерах по упрощению процедур в торговле.3 Проект этого соглашения представляет собой консолидированный текст, содержащий 15 статей и развернутую вторую часть, в которой определяются дифференцированные и более льготные условия участия развивающихся и наименее развитых стран в этом Соглашении. Концептуальная работа по этому тексту завершена. Перечень статей их названия и содержание определены. Переговоры приобретают все более технический характер. Они направлены на создание компромиссных формулировок и снятие пока еще многочисленных квадратных скобок, содержащих несогласованные формулировки. Текст Проекта соглашения будет подробно рассмотрен ниже, однако в предварительном порядке необходимо сказать несколько слов о месте всей проблемы упрощения процедур в международной торговле в переговорах ВТО и в международной торговой системе.

Упрощение процедур в торговле - это многоплановая и сложная проблема, решение которой способно дать существенные выгоды, как предпринимателям, так и органам государственного управления. По оценкам ОЭСР, цена усложненных процедур в международной торговле приближается к 15% стоимости обращающихся товаров.4

Эта проблема требует решения на многостороннем уровне политических, административных, коммерческих, технических и финансовых вопросов. Ее обсуждение в рамках ВТО направлено на развитие, уточнение и улучшение положений следующих статей ГАТТ -1994: статья V - Свобода транзита; статья VIII - Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом, статья Х - Публикация и транспарентность торговых законов и нормативных актов. Эти три статьи занимают ключевое положение в ГАТТ, поскольку их содержание прямо определяет объем и характер использования процедур, связанных с экспортом, импортом и транзитом товаров, включая таможенные формальности. Однако многие страны отмечали, что эти статьи, сформулированные еще в 1946 году, не оказывают существенного влияния на устранение устаревших, изживших себя бюрократических барьеров в международной торговле5.

Предмет переговоров был определен в рамках ВТО как упрощение и гармонизация процедур международной торговли, охватывающих практику и формальности, связанные со сбором, передачей и обработкой данных, требуемых для обеспечения движения товаров и саму деятельность по обеспечению быстрого и бесперебойного движения товаров через таможенные границы, включая таможенные процедуры.

3 TN/TF/W/165/Rev.11. Draft Consolidated Negotiating Text

4 OECD Observer. The Costs and Benefits of Trade Facilitation. October 2005

5 Более подробно см. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация, второе издание, дополненное. 2012 г., глава XII

Переговоры по упрощению процедур в торговле проходят в рамках переговорной группы ВТО. Они отличаются от переговоров по снижению барьеров в торговле. Их цель - не обмен уступками и обязательствами, как это происходит со стороны участников переговоров по снижению тарифных и нетарифных барьеров. Их цель - подготовка общего, обязывающего всех соглашения о правилах, которые должны упрощать процедуры по перемещению товаров и услуг во внешней торговле стран членов-ВТО и в сфере международной торговли.

Конкретные переговоры в этой области начались в 2004 году. Они охватили большинство стран-членов ВТО. Уже в 2008 году определились основные параметры будущего соглашения. В 2010 году началась активная работа по созданию приемлемого для всех участников текста Соглашения. В настоящее время переговоры идут по тексту одиннадцатого варианта Проекта соглашения. Как уже отмечалось выше переговоры перешли в стадию редакционной работы над текстом Соглашения.

Россия не участвовала в подготовке Проекта соглашения, однако положения и конкретные формулировки текста Соглашения непосредственно затрагивают интересы многих ведомств России, особенно Федеральной таможенной службы России. Как только Россия станет членом ВТО, она сможет принять участие в конкретных переговорах. Российские переговорщики должны быть готовы к анализу Проекта соглашения с позиции интересов нашей страны и должны быть готовы к активному участию в работе над созданием консенсусного текста Соглашения. Кроме того, принятие Соглашения может потребовать правовой корректировки отдельных законов России на федеральном и местном уровнях. К этому надо готовиться. Под этим углом зрения далее рассмотрены основные положения Проекта Соглашения по состоянию на начало 2012 года.6

Первая статья Проекта соглашения (далее Соглашения) содержит обязательства каждого участника немедленно публиковать подробную информацию о процедурах импорта, экспорта и транзита, формах документов, ставках пошлин и сборов, правилах классификации и таможенной оценки, о соглашениях с другими странами, касающихся импорта, экспорта и транзита и правилах обжалования принятых решений. При этом рекомендуется публиковать эту информацию на национальном языке, а также на одном из официальных языков ВТО. Информация также должна быть доступна через Интернет. Стоимость получения такой информации должна соответствовать стоимости оказанных услуг.

Очевидно, что реализация этого положения будет связана со значительным улучшением информационной службы в Российской Федерации по этой группе вопросов и с созданием системы центров, где такая информация может быть полу-

6 Здесь и далее комментарии, основаны на тексте Проекта соглашения. (Draft Consolidated Negotiating Text. TN/TF/W/165/Rev.11. 2011)

чена. Это потребует дополнительного финансирования, административных решений и подготовки необходимых кадров.

Вторая статья Соглашения содержит обязательства каждого члена ВТО предоставлять возможность участникам внешнеторговой деятельности заранее ознакомиться с готовящимися законодательными актами в области регулирования торговли и передавать свои замечания компетентным органам до их вступления в силу. Реализация этого положения будет связана в России с принятием нормативных актов, определяющих организацию этого процесса.

Третья статья Соглашения содержит очень важное положение о том, что участники Соглашения (компетентные органы стран-членов ВТО) будут обязаны издавать предварительные решения по запросам участников внешней торговли. Предварительное решение должно касаться, в частности, таких вопросов, как тарифная классификация, применяемая ставка таможенной пошлины, метод определения таможенной стоимости и страна происхождения товаров. Это важное положение. Оно поможет ускорить таможенное оформление товаров и устранит ошибки и конфликтные ситуации. Однако его реализация - не простая задача. Ее решение будет связано со значительным повышением квалификации сотрудников российской таможенной службы и таможенных органов Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана.

Четвертая статья Соглашения четко определяет процедуру, касающуюся права апелляции по вопросам, входящим в Соглашение. Эта система, возможно, потребует в нашей стране организации специализированных судебных заседаний (таможенные суды).

Шестая статья Соглашения устанавливает, что размер сборов и платежей, связанных с импортом и экспортом (кроме таможенных пошлин и налогов) должен соответствовать примерной стоимости оказанных услуг. Этот вопрос был в свое время предметом разбирательства в рамках ГАТТ в связи с тем, что правительство США установило размер таких сборов в виде адвалорной ставки к цене импортных товаров. Третейская группа, рассматривавшая этот спор, рекомендовала правительству США установить фиксированные размеры сборов, определив их размер по стоимости их взимания. Правительство США выполнило эту рекомендацию, однако с тех пор в рамках ВТО было немало разбирательств, связанных с тем, что оплата таких сборов в ряде стран превышала стоимость оказанных услуг. В этой статье содержится более четкое определение того, что должно быть включено в стоимость оказанных услуг.

Как представляется, этот вопрос может возникнуть как перед таможенными властями России, так и в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, в плане уточнения таможенного законодательства.

Седьмая статья Соглашения касается выпуска товаров и процедур таможенной очистки. Прежде всего, она рекомендует участникам внешней торговли представлять документы в электронной форме до прибытия грузов на таможню с тем,

чтобы ускорить процесс выпуска товаров по их прибытию. В этой статье рекомендуется разделить процесс выпуска товаров и процесс уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов при решении вопроса о выпуске товаров. Предлагается каждому участнику Соглашения установить процедуру выпуска товаров под залог до окончательного определения и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. В ней содержится два варианта подобной практики. Один вариант делает эту систему обычной практикой таможенной службы, а другой вариант предусматривает ее только в том случае, если окончательное определение размера таможенных платежей задерживается. Для России это будет связано, прежде всего, с последовательным переходом на электронные методы ведения таможенных операций - область, в которой мы еще далеко отстаем от многих стран мира.

Параграф 3 статьи Соглашения подробно регламентирует систему управления рисками. В нем содержатся рекомендации участникам Соглашения сконцентрировать таможенный контроль на партиях груза с высоким уровнем риска с тем, чтобы ускорить пропуск товаров с низким уровнем риска. При определении степени риска рекомендуется использовать такие критерии, как код товара, страна происхождения, стоимость товара, средства транспорта, добросовестность участников торговли, характер товара. Система управления рисками предусмотрена таможенным законодательством Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Однако ее необходимо совершенствовать.

Параграф 4 этой статьи рекомендует использовать аудит после выпуска товаров как один из возможных методов ускорения выпуска товаров. Очевидно, что в этом случае Соглашение рекомендует проводить ускоренный выпуск товаров с низким уровнем риска, перенося проверку соблюдения таможенных и других правил на выборочную проверку после выпуска. России предстоит существенно сблизить свою практику с правилами, могущими появиться в рамках ВТО.

Важное новшество содержится в параграфе 5 этой же статьи. Участники Соглашения должны определить и опубликовать данные о средних сроках выпуска товаров. В случае задержки выпуска товаров сверх этих средних величин рекомендуется информировать участников внешнеторговой деятельности в письменной форме о причинах такой задержки.

Как представляется скорость пропуска товаров - это важный критерий эффективности работы таможенных органов. Поэтому названная выше рекомендация Соглашения позволит установить очень важный метод оценки эффективности деятельности таможенных служб стран-членов ВТО, сравнивать их между собой и создавать стимул к повышению эффективности работы. Очевидно, что такой критерий должен найти место в таможенном законодательстве нашей страны.

Параграф 6 седьмой статьи вводит понятие уполномоченного оператора. Упол-номоченными операторами признаются участники внешнеторговой деятельности, зарекомендовавшие себя в течение длительного времени в качестве добросовест-

ных участников внешнеторговой деятельности, соблюдающих таможенные и финансовые правила. При этом уполномоченные операторы могут быть как физическими и юридическими лицами данной страны, так и иностранными лицами. Предусматривается, что уполномоченные операторы будут пользоваться целым рядом преимуществ, которые облегчат прохождение таможни. В частности, они должны пользоваться правом предоставления единой таможенной декларации на импортные и экспортные операции за установленный период времени. Для них должны быть сокращены требования по предоставлению документов и данных. Они могут пользоваться отсрочкой уплаты пошлин, налогов и сборов. Время выпуска товаров должно быть уменьшено. России предстоит существенно укрепить законодательство и практику в этой области.

Параграф 7 этой статьи устанавливает систему ускоренной процедуры пропуска товаров доставленных воздушным путем для лиц, которые претендуют на это. Для этого участник внешнеторговой деятельности должен использовать необходимую инфраструктуру; представить требуемые документы до прибытия груза; уплатить сборы за таможенные процедуры; принять обязательства уплаты всех пошлин, налогов и сборов; выполнить другие требования, связанные с пропуском грузов. Эта система имеет большое значение для определенной категории товаров: (медикаменты, органы для трансплантации, цветы, свежие фрукты и овощи, детали для срочного критического ремонта и т.д.). России предстоит создать необходимую для этого правовую структуру и обеспечить административные условия для ускоренного пропуска грузов.

Статья восемь Соглашения предусматривает отмену консульских формальностей при пропуске груза. В России эти формальности не применяются.

Статья девять Соглашения определяет правила взаимодействия и кооперации пограничных учреждений, ответственных за пропуск грузов. В этой статье подробно регламентированы направления, по которым таможенные органы и другие учреждения, контролирующие пропуск грузов через границу должны унифицировать или объединить методы своей работы. В частности, предусматривается установление общего временного режима их работы, установление одинаковых процедур и формальностей, использование общих помещений и технических устройств, создание условий для ускоренной обработки и пропуска грузов, идущих транзитом. России предстоит значительно улучшить условия для кооперации приграничных таможенных учреждений. Это может потребовать создания на отдельных участках российской таможенной границы совместных пунктов пропуска, необходимой технической инфраструктуры, а также подготовки кадров, могущих такую работу выполнять, включая и языковую подготовку.

Статья девять bis Соглашения касается вопросов внутреннего таможенного транзита. Следует отметить, что Таможенный кодекс России 2004 года использовал термины «внутренний таможенный транзит» и «международный таможенный

транзит». В Таможенном кодексе таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана это различие стерлось. Между тем внутренний транзит - это таможенная операция по перемещению груза между таможенными учреждениями в рамках одной таможенной территории. Эта операция не приносит дохода. Международный транзит - это внешнеэкономическая операция. Она предусматривает перемещение по таможенной территории страны иностранного груза от границы и до границы. Как всякая внешнеэкономическая операция она приносит доход, иногда очень значительный. Выполнение условий этой статьи потребует от России восстановить категории внутреннего и международного транзита.

Статья десятая Соглашения определяет правила в отношении формальностей применяемых при экспортных и импортных операциях. Эта статья требует регулярного пересмотра действующих формальностей в отношении экспорта, импорта и транзита с целью их упрощения и сокращения требований в отношении необходимых документов.

Параграф 2.1 этой статьи говорит о том, что «страны-члены ВТО должны обеспечить, чтобы формальности и требования к документам применялись таким образом, чтобы они не создавали ненужные препятствия в торговле. Члены ВТО должны рассмотреть возможность достижения законных целей путем применения менее ограничительных для торговли формальностей и требований».7

Параграф 3 этой статьи рекомендует использовать международные стандарты, как основу для установления национальных формальностей и требований.8 Реализация этого положения потребует перехода, прежде всего российской таможенной службы на общепринятые международные формы документов, включая электронные документы. Это касается также и деятельности таможенных служб Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана.

Параграф 4 этой статьи требует создания «единого окна». Система «единого окна» открывает возможность однократного представления одному учреждению всей документации и данных, необходимых для оформления экспортной, импортной или транзитной операции. Эта система позволяет сосредоточить в одном центре обмен информацией и документами между различными сторонами, участвующими в торговой операции. России предстоит существенно модернизировать действующие правила подачи и обмена информацией. Создание единого окна потребует кадровых решений (подготовка персонала), административных решений

7 TN/TF/W/165/Rev. 11. Draft Consolidated Negotiating Text Section I, Article 10. p.17

8 Более подробно см. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика, 2010 г., глава VII.

Такие международные стандарты содержат, прежде всего: Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), Правила ООН для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН), Руководящие принципы для применения формуляра-образца ООН.

(определение учреждения, которое возьмет на себя функции единого окна) и соответствующих финансовых решений. Создание единого окна в конечном итоге будет означать сокращение времени и расходов на оформление внешнеторговых операций.

Параграф пять этой статьи содержит обязательства по отмене предотгрузочной инспекции. Для России это будет означать внесение поправки в Федеральный закон о государственном регулировании внешней торговли.

Параграф шестой этой статьи касается использования таможенных брокеров. Их обязательное использование запрещается, и их права уравниваются с другими формами брокерских услуг. Реализация этого положения в России и в рамках Таможенного союза, очевидно, потребует уточнения действующего законодательства.

Статья одиннадцатая Соглашения провозглашает свободу транзита так, как это определено в статье V ГАТТ -1994. Статья устанавливает режим наибольшего благоприятствования в отношении формальностей, сборов, правил и экологических требований в отношении товаров, перемещаемых по международным транзитным путям. Устанавливается, что расходы, правила и формальности в отношении транзитных перевозок не должны быть более ограничительными, чем это требуется для нормального осуществления транзитных перевозок. Применение каких-либо дискриминационных мер запрещено. Устанавливается, что транзитные перевозки не будут облагаться таможенными пошлинами. Транзитные сборы должны будут устанавливаться только для покрытия непосредственных услуг, связанных с транзитом. При этом они не должны устанавливаться на адвалорной основе. Положения статьи значительно облегчают требования к формальностям и документам, относящимся к транзитным операциям.

Параграф девятый этой статьи устанавливает, что «формальности, требования к документам и таможенный контроль транзитных операций не будет более обременительным, чем это необходимо для того, чтобы идентифицировать товары и обеспечить выполнение требований, касающихся транзита».9 Важное значение имеет рекомендация производить обработку транзитных документов до прибытия товаров, следующих транзитом.

Параграфы двенадцатый и тринадцатый этой статьи устанавливают, что товары, следующие транзитом, будут подвергаться таможенной инспекции, облагаться необходимыми сборами только в момент пересечения таможенной границы в пункте начала транзитной операции. По достижению пункта завершения транзитной операции необходимые формальности, фиксирующие окончание транзитной операции, должны быть выполнены в короткий срок. Важное значение имеет положение о том, что участники Соглашения не будут требовать организации таможенных конвоев для товаров, следующих транзитом, исключая товары с высокой степенью

9 TN/TF/W/165/Rev. 11. Draft Consolidated Negotiating Text Section I, Article 10. p.22

риска. Правила в этой области должны быть обязательно опубликованы.10 Проблемы внутреннего и международного транзита недостаточно развиты как в российском таможенном законодательстве, так и в законодательстве Таможенного союза. В то же время широко развитые в пределах Европы транзитные операции привели к созданию точных, но вместе с тем простых правил и формальностей для транзитных операций. Очевидно, что России предстоит серьезно доработать пограничное и таможенное законодательства, регламентирующие транзитные операции. Россия, в силу своего географического положения, обладает большими возможностями для развития водного транзитного пути (Балтийское и Черное моря - Каспийское море), для развития наземных транзитных перевозок между Европой и странами Дальнего Востока и Центральной Азии. Не говоря уже о транзитных воздушных путях и возможных транзитных перевозках морским путем по Северному морскому пути. Российские правовые нормы в отношении транзитных перевозок и особенно правоприменительная практика отстают от международных стандартов. В случае появления Соглашения ВТО по этой проблематике в России, как известно, будут действовать правила ВТО. К этому нужно готовить соответствующие службы, кадры и их финансирование.

Статья двенадцать Соглашения определяет условия взаимодействия между таможенными органами различных стран. Прежде всего, устанавливается, что в тех случаях, когда власти одной страны Соглашения сомневаются в точности информации, которая предоставляется участниками внешней торговли в отношении декларированной таможенной стоимости, другая сторона Соглашения должна оказать содействие в предоставлении необходимой информации. Статья содержит детальные правила обращения за такой помощью, а также перечисляет данные, по которым может быть запрошена подобная информация. Запрос о такой информации должен быть сделан на одном из официальных языков ВТО или же на языке приемлемом конкретным участникам Соглашения. Реализация положений, содержащихся в этой статье, потребует подготовки кадров, создание необходимых систем передачи и обработки данных между учреждениями, регулирующими внешнюю торговлю и соответствующей корректировки законодательства в этой области.

Тринадцатая и четырнадцатая статьи Соглашения касаются организационных моментов и предлагают создание Комитета по упрощению процедур в торговле в рамках ВТО и национальных комитетов по упрощению процедур в торговле в странах-членах ВТО. Комитет по упрощению процедур в торговле ВТО должен-быть открыт для участия стран-членов ВТО, должен собираться не реже чем один раз в год и обсуждать вопросы, которые могут возникнуть в рамках Соглашения по упрощению процедур в торговле. Предусматривается, что Комитет будет тесно

10 Ibid, Article 10 , р. 23

сотрудничать с другими международными организациями, действующими в сфере упрощения процедур в торговле. Национальный комитет по упрощению процедур в торговле должен содействовать реализации положений Соглашения в национальных рамках стран-членов ВТО.

Вторая часть Соглашения содержит развернутые положения по применению специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее развитых стран-членов ВТО. Это часть объемом в семь страниц содержит очень детальные условия применения положений Соглашения об упрощении процедур в торговле к этой группе государств, определяет их обязанности и их пределы, а также льготные сроки, которые могут быть установлены для развивающихся стран по принятию ими положений Соглашения. Развивающиеся страны разделены на три категории, для каждой из которых установлены различные сроки реализации положений Соглашения. Предоставление технической помощи со стороны более развитых стран и международных учреждений определено как предварительное условие имплементации Соглашения развивающимися и наименее развитыми странами. Однако в целом часть вторая Соглашения пока еще менее разработана и почти все ее формулировки находятся в квадратных скобках, т.е. не согласованы между членами Переговорной группы. Недоработанность второй части Соглашения по сравнению с первой частью может задержать работу над текстом Соглашения.

Краткий анализ Проекта соглашения об упрощении процедур в торговле говорит о том, что работа над Соглашением будет продолжаться в 2012 году и по всей вероятности в 2013 году. Пока не ясен окончательный формат Соглашения и его статус в рамках соглашений ВТО. Дело в том, что в ВТО действуют соглашения Уругвайского раунда, обязательные для всех участников ВТО. Соглашения Уругвайского раунда с ограниченным кругом участников, создающие обязательства только для подписавших их стран (Соглашение по правительственным закупкам, Соглашение по гражданской авиатехнике). Позже в рамках ВТО появилось соглашение третьего типа - Соглашение по информационным технологиям. Это Соглашение создает обязательства для подписавших его участников. Однако его положения открыты для других стран-членов ВТО. Нельзя исключать, что Соглашение по упрощению процедур в торговле может пойти по этому третьему пути, но это только предположение. Работа в Переговорной группе Доха-раунда по упрощению процедур в торговле направлена на создание общего для всех стран-членов ВТО соглашения. Ближайший год, возможно, покажет, по какому пути пойдут переговоры по созданию Соглашения.

Россия, став членом ВТО, должна будет участвовать в переговорах Доха-раунд и в работе Переговорной группы по упрощению процедур в торговле. Проблема упрощения процедур в торговле имеет большое значение для нашей страны. Пре-

жде всего, по той причине, что таможенные процедуры и формальности в России еще далеки от совершенства. Они не полностью соответствуют не только правилам ВТО, но и другим международным обязательствам нашей страны: Россия - член Всемирной таможенной организации, Россия два года тому назад ратифицировала Конвенцию Киото, наша страна - активный участник работы, идущей в Европейской комиссии ООН по упрощению процедур в торговле. Эта проблема неоднократно поднималась в числе важных направлений, обсуждавшихся на саммитах АТЭС. Поэтому Россия должна определить свою позицию по отношению к существующему Проекту соглашения по упрощению процедур в торговле ВТО.

Как уже отмечалось в начале статьи, работа по подготовке этого Соглашения - наиболее перспективное направление продолжения многосторонних торговых переговоров Доха-раунд. Здесь реально вырисовывается возможность создания Соглашения. Появление такого Соглашения приведет к снятию или к уменьшению целого ряда скрытых барьеров в международной торговле. Это, несомненно, улучшит положение России на мировом рынке и повысит конкурентоспособность ее экспортеров. Поэтому и с этой точки зрения активное участие России в этих переговорах будет способствовать развитию внешней торговли нашей страны.

ВТО - это инструмент многосторонней торговой дипломатии, а упрощение процедур в торговле - это многосторонняя проблема, где эта дипломатия может дать позитивный результат. Участие России в переговорах по упрощению процедур в торговле затрагивает интересы многих ведомств. Очевидно, по этому вопросу должна быть создана межведомственная комиссия, включающая представителей федеральных ведомств, деловых кругов, а также ученых, занимающихся этой проблематикой. Ближайшая задача такой комиссии - разработать переговорную позицию России. При этом необходимо учитывать накопленный опыт только что завершившихся переговоров о присоединении России к ВТО. Времени для подготовки остается совсем мало. Поэтому важно стараться увидеть будущее и быть готовыми к нему.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Дюмулен И.И.Всемирная торговая организация: экономика, политика, право. - М.: Издательство «Монография». 2008. - 346 с.

2. Халевинская Е. Д., Вавилова Е. В. Всемирная торговая организация и российские интересы. - М.: Издательство: Магистр, 2009. - 368 с.

3. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. - М.: Издательство «Феникс» 2008. - 344 с.

4. Россия станет полноправным членом ВТО в августе 2012 года // http://news.vdv-s.ru/ business/?news=222789

5. Всемирный банк оценил выгоды России от вступления в ВТО // http://lenta.ru/ news/2012/03/27/wto/

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.