МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 339.54
А. И. ЗАЙНАГУТДИНОВА, аспирант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МНОГОСТОРОННИХ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ДОХИЙСКОГО РАУНДА
Цель: на основе изучения многосторонних торговых переговоров Дохийского раунда в единстве их исторического развития выявить противоречия, проблемы, возможные итоги переговорного процесса.
Методы: анализа и синтеза, диалектический, исторический, логический, системного анализа.
Результаты: рассмотрены основные этапы, состояние и развитие Дохийского раунда переговоров. Определены основные проблемы и помехи экономически выгодного завершения Дохийского раунда переговоров, положительный опыт и негативные аспекты международных переговоров. Построена хронология и структура международных переговоров Дохийского раунда.
Научная новизна: выявлены экономические условия адаптации России к развитию в Международной торговой системе (далее - МТС) и проблемы переговорного процесса в разрезе структуры Дохийского раунда, которые создают теоретическую базу исследования по формированию программы адаптации российской экономики в условиях интеграции во Всемирной торговой организации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть положены в основу документов при разработке и реализации органами государственной власти стратегии адаптации российской экономики во Всемирной торговой организации.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; Дохийский раунд переговоров; разногласия; сельское хозяйство; обязательства; Соглашение о содействии торговле; хронология международных переговоров; «Балийский пакет» соглашений; Международное торговое сообщество; рынки товаров и услуг.
Введение
Процесс интеграции экономики России в мировую экономическую систему активно идет с начала 90-х годов прошлого столетия. Полноценное раскрытие масштабного потенциала современной российской экономики возможно при активном взаимодействии с мировой системой хозяйствования. Совокупность правил, условий, режимов функционирования на мировом рынке в условиях глобализационных изменений формируется совместно правительствами стран-участниц при решающей роли Всемирной торговой организации (далее - ВТО), объединяющей 160 стран, на которые приходится 97 % мировой торговли. С августа 2012 г. Россия также является членом ВТО. Наряду с Российской Федерацией к ВТО присоединились Черногория, Самоа и Вануату, Йемен [1].
Всемирная торговая организация создает для российских экономических субъектов равно
благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции. Для этого Россия принимает «входные условия» в рамках торгового пространства ВТО в форме ставок импортных тарифов и условий поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признает правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.
Каждый раунд переговоров представляет собой сложный переговорный процесс из переплетения различных экономических, торговых, геополитических целей, носящих различные векторы направленности по достижению целей сотрудничества, нормативной прозрачности, единых правил на конкурентных рынках единого торгового пространства.
Изучение положительного опыта, проблем и результатов международных торговых переговоров позволяют расширить и углубить теорию и практику формирования системы адаптации российской экономики в условиях полноценной интеграции в ВТО.
Результаты исследования
Деятельность Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) и ВТО осуществляется посредством многосторонних переговоров, каждый раунд которых представляет собой сложный переговорный процесс из переплетения различных экономических, торговых, геополитических целей, носящих различные векторы направленности по достижению целей сотрудничества, нормативной прозрачности, единых правил функционирования компаний на конкурентных рынках единого торгового пространства.
Состоявшаяся в ноябре 2001 г. 4-я Министерская конференция ВТО в Дохе (Катар) положила начало новому раунду многосторонних торговых переговоров (первый раунд в рамках ВТО -«Раунд развития»). Целью этого раунда многосторонних торговых переговоров как наиболее важного и сложного, являлось урегулирование торговых взаимоотношений стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы
субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО.
Ключевой особенностью переговоров Доха раунда является их проведение в неопределенных временных рамках. Несмотря на этот факт, международные торговые переговоры в рамках Дохийского раунда длились уже 12 лет. По мнению генерального директора ВТО Р. Азеведо, участники переговоров единодушно стремились добиться прорыва на 9-й Конференции министров, которая прошла в декабре 2013 г на острове Бали (Индонезия). Этому способствовал прагматичный подход заинтересованных стран и достижение консенсуса по отдельным вопросам. В то же время достижение частичных договоренностей не означало окончания переговоров, а служило лишь одним из этапов на пути к успешному завершению всего Дохийского раунда [1].
Последовательность и структура проведения Министерских конференций в рамках Дохийского раунда международных торговых переговоров приведена в табл. 1.
Несмотря на то, что Россия является членом ВТО только с августа 2012 г (после 18 лет переговорного процесса), уже начиная с 90-х гг. XX в. в стране формируются предпосылки интеграции к условиям международной торговли в рамках ВТО с позиции институционального оформления активного участника многосторонней торговой системы (табл. 2).
Таблица 1
Последовательность и структура Дохийского раунда международных торговых переговоров* (The sequence and structure of Doha Round of international trade negotiations)
Этапы переговоров Содержание переговоров Результативность
Четвертая Министерская конференция (9-13 ноября 2001 г., г. Доха (Катар)) Вопросы развития, уточнения и дополнения действующих соглашений ВТО, снижение торговых барьеров. Вопросы «встроенной повестки», снижение поддержки сельского хозяйства в развитых странах Принята Министерская декларация, открывающая раунд
Пятая Министерская конференция (10-14 сентября 2003 г., г. Канкун (Мексика)) Предполагалось подвести промежуточные итоги Международной торговой палаты (далее - МТП) и определить формат их дальнейшего продолжения. Наличие глубоких разногласий между различными группами государств по проблемам сельского хозяйства и «сингапурским вопросам» (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) Конференция закончилась практически безрезультатно
Специальное заседание Генерального Совета ВТО (27-31 июля 2004 г., г. Женева (Швейцария)) Генеральный совет ВТО принял «рамочную договоренность» о повестке переговоров Доха раунда Общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве
Продолжение табл. 1
Этапы переговоров Содержание переговоров Результативность
Шестая Министерская конференция (13-18 декабря 2005 г., г. Гонконг (КНР)) Промежуточный этап на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе нее Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. Экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г. Хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г. К 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный доступ на свои рынки для 97 % товаров из 32 наименее развитых стран
Мини-конференция стран-членов ВТО (21-30 июля 2008 г., г. Женева (Швейцария)) Участникам удалось значительно сблизить позиции по наиболее сложным и чувствительным вопросам повестки Дохийского раунда (сельскохозяйственные субсидии и тарифы, промышленные тарифы) Общая договоренность о путях завершения раунда в связи с начавшимся глобальным кризисом достигнута не была
Седьмая Министерская конференция (ноябрь 2009 г., г. Женева (Швейцария)) Не обсуждался ход переговоров по Дохийскому раунду -
Восьмая Министерская конференция (15-17 декабря 2011 г., г. Женева (Швейцария)) Показала наличие между странами серьезных и растущих разногласий относительно круга ведения ВТО, расширения ее компетенции и включения в сферу деятельности ВТО новых вопросов, с развитием правовой структуры ВТО и, будущего многосторонних торговых переговоров Дохийского раунда Принятие «Основ политических руководящих принципов» деятельности ВТО
Девятая Министерская конференция (9 декабря 2013 г., Индонезия (о. Бали)) Принятие решения по регулярной повестке дня, «Балийскому пакету» договоренностей из 10 соглашений Завершены переговоры по Соглашению о содействии торговле (упрощение процедур таможенного оформления товаров), блоку из пяти соглашений по сельскому хозяйству и четырем - по помощи наименее развитым странам
Десятая Министерская конференция (2015 г.) Включение в повестку дня вопросов «нового поколения»: продовольственная безопасность, энергетика, изменение климата и международная торговля, торговля и обменные курсы валют, конкуренция и инвестиции -
Одиннадцатая Министерская конференция (2017 г.) Вопросы продовольственной безопасности (вопросы субсидирования сельского хозяйства) -
* Источник: составлено автором на основе [2; 3, с. 3-4; 4].
Экономические условия адаптации России к развитию в Многосторонней торговой системе с 1991 г. по настоящее время*
(Economic conditions of the Russia's adaptation to development within Multilateral World Trading System from 1991 till present)
Периоды Экономическая характеристика Этап интеграции в ВТО
1991-1994 гг. Наиболее тяжелая фаза трансформационного спада российской экономики, характеризующаяся сокращением промышленного производства, ростом реального эффективного обменного курса рубля, высокими экспортными ограничениями при относительно низких барьерах на пути импорта Россия унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в ГАТТ, предоставленный ему в мае 1990 г. (янв. 1992 г.) Начался процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена на основании правительственного постановления от 18 мая .№ 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле» (май 1992 г.) Президент Б. Ельцин вручает руководству ГАТТ официальное заявление правительства о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Тогда же Советом представителей ГАТТ образована рабочая группа для проведения переговоров по присоединению (июнь 1993 г.). Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ (октябрь 1993 г.) В секретариат ГАТТ Россией был передан меморандум о внешнеторговом режиме (февраль 1994 г.) России официально передали консолидированный вопросник договаривающихся сторон ГАТТ (август 1994 г.) Россия подтверждает свои намерения и официально заявляет о своем намерении вступить во Всемирную торговую организацию - наследницу ГАТТ (декабрь 1994 г.)
Таблица 2
Продолжение табл. 2
Периоды Экономическая характеристика Этап интеграции в ВТО
1995-1998 гг. Замедление трансформационного спада на фоне продолжающегося роста реального эффективного обменного курса рубля. Почти полная отмена экспортных ограничений; усиление государственной политики ограничения импорта В Государственной Думе были проведены слушания по вопросу присоединения РФ к ВТО, получено одобрение законодательного органа. В целях координации деятельности образована межведомственная комиссия по ГАТТ (апрель 1995 г.) РФ передала в ГАТТ/ВТО ответы на вопросник (май 1995 г.) Начало деятельности рабочей группы по присоединению РФ к ВТО (июль 1995 г.) Начало двусторонних переговоров-консультаций РФ и государств-членов ВТО (март 1998 г.). Российская делегация участвовала во второй Министерской конференции ВТО (г. Женева) (май 1998 г.)
1998-2008 гг. Период экономического роста после кризиса 1998 г.: рост объема промышленного производства; рост реального эффективного обменного курса рубля после резкой девальвации национальной валюты в 1998 г.; улучшение условий торговли (более высокий темп роста мировых цен экспортных товаров по сравнению с ценами импорта) К началу 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов Рабочей группы тарифные предложения России были переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Российская делегация участвовала на заседании ВТО в США (г. Сиэтл) (декабрь 1999 г.) Первый раунд обсуждения был завершен к 2000 г. Далее переговоры приняли полномасштабный характер, т. е. стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство. К 2004 г., после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Российские политики с оптимизмом смотрели на ситуацию: ожидалось, что не позднее 2007 г. все формальности будут завершены и Россия вступит в ВТО. Однако все последующие годы ушли на поиск компромиссов в двусторонних переговорах с США (по вопросам открытия рынков продовольствия, обеспечения в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытия финансовых рынков) и Грузией (политические вопросы). В ноябре 2006 г. США согласились на вступление России в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле», так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью
2008 г. Мировой финансовый кризис, повлекший сокращение промышленного производства, девальвацию рубля, ухудшение условий торговли для России (значительное снижение мировых цен экспортных товаров по сравнению с ценами импорта) Грузия после прихода к власти М. Саакашвили резко ужесточила свои позиции в переговорном процессе и привязала согласие на вступление к решению политических проблем, связанных с Южной Осетией и Абхазией. После конфликта августа 2008 г. и запретов России на импорт грузинской минеральной воды и вина Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировании вступления России в ВТО
2009-2010 гг. Восстановление экономики после кризиса 2008 г.: достижение предкризисного объема промышленного производства; рост реального эффективного обменного курса рубля; улучшение условий торговли
2011-2013 гг. Изменение конъюнктуры на мировых рынках оказывает на экономику России гораздо большее влияние, чем вступление в ВТО. Негативные последствия для АПК, в частности свиноводства, рисоводства. Выгоды - снижение цен, рост потребления граждан, возможности модернизации производств за счет снижения стоимости оборудования. 16 декабря 2011 г. - подписание протокола о присоединении России к ВТО. 22 августа 2012 г. - Россия официально вступила в ВТО. Пересмотр импортных и экспортных пошлин. Реализация мер правительства РФ по адаптации экономики к условиям членства в ВТО.
* Источник: составлено автором на основе [5, 6].
«Переговорный пакет» вопросов Дохийского раунда включает в себя следующие направления переговоров: услуги и развитие, сельское хозяйство, доступ на рынки промышленных товаров, правила ВТО в отношении субсидий и антидемпинга, реги-
ональные торговые соглашения, а также упрощение административных и таможенных процедур) [7].
С начала переговоров в 2001 г. обозначились существенные разногласия в позициях ключевых игроков, в первую очередь по сельскохозяйствен-
ному вопросу. Основные усилия стран-участниц на протяжении всего переговорного процесса направлены на поиски взаимоприемлемых решений по сельскому хозяйству и доступу на рынки несельскохозяйственных товаров. В рамках ВТО существует понимание, что от достижения конкретных договоренностей по этим ключевым направлениям переговоров зависит судьба раунда.
Развивающиеся страны видят одной из ключевых задач раунда снижение поддержки сельскому хозяйству развитыми странами. Кроме того, существуют острые противоречия по этому вопросу и между самими развитыми странами. Так, основной причиной приостановки переговоров в 2006 г. стало противостояние ЕС и США по вопросам снижения тарифов на сельскохозяйственные товары и уровня внутренней поддержки сельского хозяйства.
В свою очередь развитые страны стремятся улучшить до ступ на рынки товаров и услуг развивающихся стран, в первую очередь наиболее развитых из них (Бразилия, Индия, Китай и др.). Прогресс на переговорах по сельскому хозяйству они увязывают с продвижением на переговорах по услугам и доступу на рынки промышленных товаров.
На переговорах по доступу на рынки несельскохозяйственных товаров один из острых вопросов - это разрешение проблемы пиковых тарифов в развитых странах, при этом развивающимся странам остается значительный уровень гибкости для применения тарифной политики, позволяющей им развивать свою промышленность, создавать новые рабочие места, бороться с бедностью и голодом. Подобный подход мог бы включать выравнивание пиковых тарифов развитых стран, которые распространяются на продукцию, представляющую экспортный интерес для развивающихся и наименее развитых стран. Режимы сокращения тарифов должны соответствовать принципу «меньше, чем на условиях полной взаимности» для доступа к рынкам развивающихся стран [8, с. 5].
Переговоры по правилам ВТО нацелены на совершенствование и уточнение действующих соглашений ВТО. Речь идет о Соглашении по применению статьи VI ГАТТ-94 (Соглашение по антидемпингу) и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах, а также о группе правовых норм ВТО, относящихся к региональным торговым соглашениям.
Переговоры по доступу на рынок услуг направлены на постепенное достижение более высокого уровня либерализации через сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, с целью обеспечения эффективного доступа на рынок. Большинство предложений связаны с ограничением протекционистских тенденций в применении 1-го способа поставки, что проявляется в привлечении внешних исполнителей рядом развитых стран (аутсорсинг). Развитым странам следует также согласиться на существенное расширение своих предложений в рамках 4-го способа поставки, независимо от межкорпоративного перемещения физических лиц и также сократить ограничения и другие барьеры для перемещения физических лиц для отдачи в повышении эффективности и благосостояния [8, с. 6].
Сложный характер восьмого раунда объясняется рядом причин.
Среди основных - несовпадение подходов западных и развивающихся стран в отношении концепции восьмого раунда переговоров. Для западников этот раунд оставался инструментом для осуществления новой волны либерализации мировых рынков, в особенности рынков ведущих развивающихся стран. Развивающиеся страны стремились использовать раунд для изменения в свою пользу баланса сил в системе международных торгово-экономических отношений, упразднения дискриминационных ограничений для своих товаров, защиты национальной промышленности.
По сравнению с Уругвайским раундом резко возросла активность развивающихся стран, консолидировались их позиции по основным вопросам. Эти страны стали более отчетливо сознавать свои интересы и отстаивать свое право проводить независимую политику, причем зачастую занимая достаточно жесткие позиции. Часто требования развивающихся стран о предоставлении им «особых условий» неприемлемы для развитых стран. Однако анализ переговоров говорит о том, что по ряду вопросов развитые страны вынуждены идти на серьезные уступки [9, с. 189].
Кроме того, среди самих развитых стран нет единства по многим ключевым вопросам переговоров. Самый яркий пример - вопросы сельского хозяйства, по которым кардинально расходятся позиции ЕС и Японии, США, Канады и Австралии. В результате члены ВТО оказались в
определенном смысле «заложниками» принципа консенсуса - основополагающего принципа ВТО. Хотя явно виден выход: развитые страны могли бы пойти на понижение степени аграрного протекционизма, а развивающиеся - на облечение доступа на рынки несельскохозяйственных товаров. В настоящее время в странах, играющих ключевую роль в международной торговле, ставки тарифов на промышленные товары различаются в несколько раз, на аграрную продукцию - до 10 раз (табл. 3) [10, с. 7].
Таблица 3
Среднеарифметические тарифы по странам мирового сообщества (по ставкам режима наибольшего благоприятствования), %*
(Average tariffs in the countries of the world (by most favored nation rates), %)
Участие каждого государства в переговорном процессе ВТО несет в себе экономические, геополитические, национальные правовые особенности с учетом специфики развития, стратегических ориентиров и внутренних проблем функционирования стран.
Проблемы переговорного процесса применительно к России в разрезе структуры Дохийского раунда международных торговых переговоров представлены в табл. 4.
Таким образом, формирование единого рынка зависит от множества факторов - географической близости и размеров стран-членов интеграционных объединений, уровня экономического развития, барьеров интеграции и ряда других факторов и решения существующих проблем - барьеров интеграции.
Переговорный процесс сконцентрирован вокруг трех основных блоков вопросов регулирования аграрно-продовольственного сектора. Первый блок вопросов включает возможности
доступа на отечественный рынок импортных товаров (уровень таможенных пошлин, возможности использования тарифных квот и специальных защитных мер). Договоренности по таможенным пошлинам охватывают начальный и конечный уровни связывания таможенного тарифа, а также имплементационный период, в течение которого происходит снижение таможенных пошлин от начального до конечного уровня.
Второй блок вопросов, который получил широкое публичное обсуждение - это внутренняя поддержка сельского хозяйства, которая подразделяется, по устоявшейся международной терминологии, на меры «зеленого, янтарного и голубого ящиков».
Третий блок вопросов - это экспортное субсидирование, которое включает в себя обоснование размеров предоставления субсидий по физическому объему экспорта конкретных товаров и его стоимости.
В силу того, что многие темы переговоров восьмого раунда направлены на устранение неопределенностей в действующих соглашениях ВТО (к примеру, по вопросам защитных мер, по региональным соглашениям и пр.) - зачастую страны больше устраивает существующая неопределенность, позволяющая обходить правила ВТО в своих интересах1.
Восьмая Министерская конференция ВТО (декабрь 2011 г.) признала, что членам организации в условиях отсутствия прогресса на переговорах необходимо более полно рассмотреть различные переговорные подходы с учетом принципа транспарентности и охвата всех направлений. Министры договорились продвигать переговоры в тех областях, где прогресс может быть достигнут, и, по возможности, добиваться достижения договоренностей путем консенсуса еще до согласования полного пакета Дохийского раунда. По мнению многих участников раунда, устранение разногласий на переговорах по сельскому хозяйству и промышленным товарам могло бы дать импульс
1 Изучение договоренности по разрешению споров. Информационный бюллетень Раунда Доха. Международный Центр Торговли и Устойчивого Развития и Международный Институт Устойчивого Развития. URL: http://kms1.isn.ethz. ch/serviceengine/Files/ISN/46481/ipublicationdocument_ singledocument/80b76ee3 -e741-4303-a064-3c1139e05a3 8/ru/ V2_06_singapore_ru.pdf (дата обращения: 13.10.2014)
Страны Все товары Сельскохозяйственные товары Несельскохозяйственные товары
Бразилия 10,0 11,0 9,9
Китай 9,8 15,6 8,7
Индия 13,0 31,8 10,1
Россия 9,5 13,5 8,9
ЕС 5,1 12,8 4,0
США 3,5 4,9 3,3
Япония 4,4 17,3 2,5
Корея 12,1 48,5 6,6
Таблица 4
Структуризация проблем в разрезе международных торговых переговоров Дохийского раунда* (Structure of the problems in Doha Round of international trade negotiations)
Уровни и типы проблем Состав и характеристика проблем Результативность
Мотивационные За отнесение присоединения России к ВТО на отдаленную перспективу выступали представители деловых кругов, политических сил, ученых России и зарубежья При переговорах были пролоббированы интересы энергетического, металлургического и банковского секторов. Автопром и гражданский авиапром как социально значимые отрасли получили 7-летний переходный период
Поведенческие Реализация переговорщиками философии «Generation me» Жесткая ориентация делегации на получение уступок, минимальный учет пожеланий партнеров при переговорах
Внешние политические Российско-грузинский конфликт Позиция Грузии являлась одним из главных барьеров на пути достижения соглашения
Стратегии интеграции Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Июнь 2009 г. - по заявлению В. В. Путина прекращение переговоров в индивидуальном формате, намерение вступить в ВТО совместно как таможенный союз
Слухи, домыслы Определяются наличием определенных экономических, политических и идеологических угроз интересам представителям бизнеса, групп населения
Кризисные явления Экономический кризис 2008-2009 гг. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры страны прибегают к мерам протекционистской политики для поддержки отечественных производителей. Нормы и правила ВТО ограничивают применение таких мер
Образовательные, квалификационные Отсутствие или острая нехватка кадров для работы в ВТО (юристы, экономисты международного уровня со знанием зарубежной специфики) Решение данной проблемы позволит повысить компетентность, оперативность и эффективность решений на государственном уровне
Правовые Приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО (таможенное администрирование, стандартизация, сертификация и подтверждение соответствия, применение санитарных и фитосанитар-ных мер, валютное регулирование и контроль, а также защита прав интеллектуальной собственности)
Региональные Необходимо обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим ВТО Сегодня система федеральных трансфертов этому не соответствует. Необходимо переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства
* Источник: составлено автором на основе [2, 11].
переговорам в других сегментах раунда, что позволило бы вывести переговорный процесс на финишную прямую. Сельское хозяйство - один из наиболее чувствительных секторов экономики для развитых и развивающихся стран - стало ключевым направлением переговоров, основным «перекрестком» для продвижения переговоров на других направлениях2.
Во многом определила дальнейшую судьбу ВТО, ее авторитет в мире и интерес к ней основных стран-участниц, успешность 9-й Министерской конференции ВТО, прошедшей на о. Бали (Индонезия) в декабре 2013 г.
2 О новом раунде многосторонних торговых переговоров ВТО. URL: http://mdb.economy.gov.ru (дата обращения: 13.10.2014)
Завершение переговоров по Соглашению о содействии торговле, предусматривающему упрощение процедур таможенного оформления товаров, по оценкам ВТО, приведет к росту мировой торговли на триллион долларов по пакету договоренностей в области сельского хозяйства. Пункты соглашения предусматривают, в частности, повышение транспарентности при применении тарифных квот на импорт продовольствия, определяют конкретные шаги по сокращению мер, нарушающих конкуренцию на продовольственных рынках, а также по пакету договоренностей, поддерживающих развивающиеся и наименее развитые страны.
Упрощение торговых процедур означает существенное улучшение условий экспорта для российских компаний, в том числе экспортеров товаров с высокой степенью добавленной стоимости (химия и нефтехимия, целлюлозно-
бумажная промышленность, машиностроение, металлообработка).
Блок соглашений по сельскому хозяйству позволяет ориентироваться на дальнейшее улучшение параметров международной торговли сельхозпродукцией в рамках Дохийского раунда, в том числе связанного с отменой экспортных субсидий, которые применяются, прежде всего, в США и ЕС.
Анализ переговоров говорит о том, что по ряду вопросов страны вынуждены идти на серьезные уступки. Так, подписание соглашения на о. Бали находилось под угрозой срыва, так как при поддержке Индии Группа-33, представляющая развивающиеся страны, настаивала на смягчении правил, регулирующих предоставление субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Индия рассматривает вопрос продовольственной безопасности как не подлежащий обсуждению, поскольку предписанный соглашением лимит субсидирования сельского хозяйства в 10 % слишком низкий.
После многочисленных неофициальных встреч страны-участники договорились установить временный механизм и продолжать переговоры по нахождению постоянного решения по вопросам продовольственной безопасности, которое будет приниматься на 11-й Министерской конференции в 2017 г. Текст соглашения обязывает страны, использующие программы создания запасов продовольствия, обеспечить, чтобы эти меры не оказывали «негативного влияния на продовольственную безопасность других стран-членов» [12].
Несмотря на перспективность и важность процессов интенсификации и углубления региональных интеграционных процессов, очевидно, что альтернативы механизму многосторонних правил ВТО на сегодняшний день нет. Этот механизм, несмотря на всю критику в его адрес, успешно уравновешивает противоречивые интересы различных стран и интеграционных группировок.
Девятая Министерская конференция ВТО стала важным событием в плане реорганизации переговорного процесса и усиления многосторонней торговой системы. Для России наиболее важным
является принятие так называемого соглашения о торговых процедурах - Соглашения о либерализации торгового и таможенного регулирования.
ВТО становится все более универсальной организацией, привлекая к себе новые страны-участники, завоевывая новые сферы влияния, распространяя общие правила не только на группы товаров, на инвестиции, интеллектуальную собственность, но и на государственные закупки. В перспективе ВТО - это саморегулируемая организация со своими правилами, но с совершенно иными уровнями влияния, по сравнению с периодом 2000-2013 гг.
Список литературы
1. Сафронов С. Всемирная торговая организация докладывает. URL: http://www.ng.ru/ideas/2013-08-07/5_wto. html (дата обращения: 13.10.2014)
2. Россия и ВТО. URL: www.wto.ru (дата обращения: 13.10.2014).
3. Дюмулен И.И. Восьмая министерская конференция Всемирной торговой организации (15-17 декабря 2011 г) и концептуальные проблемы дальнейшей деятельности ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2. С. 3-4.
4. Проект декларации по итогам 9-й министерской конференции (о. Бали): центр документации ВТО. URL: http:// wto.hse.ru (дата обращения: 13.10.2014).
5. История переговорного процесса СССР - России с ВТО. URL: http://www.rgwto.com. (дата обращения: 13.10.2014).
6. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010. 656 с.
7. Доха-раунд: настало время для действительно решающего момента? URL: http://trade.ecoaccord.org/bridges/1/ RUSSIAN_1.pdf (дата обращения: 13.10.2014)
8. Кумар Н. Создание ориентированной на развитие мировой торговой системы. URL: http://ictsd.org (дата обращения: 13.10.2014)
9. Кошелева Т.Ю. О новом раунде торговых переговоров в рамках ВТО. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/ FS-16/III/Kosheleva.pdf (дата обращения: 13.10.2014)
10. Оболенский В.П. Мировое развитие и проблемы ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 11. С. 7.
11. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик / под ред. С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008. 395 c.
12. Воловик Н.П. Успешно завершилась 9-я Министерская конференция ВТО. URL: www.iep.ru (дата обращения: 13.10.2014)
В редакцию материал поступил 25.07.14 © Зайнагутдинова А. И., 2014
Информация об авторе
Зайнагутдинова Анелия Игоревна, аспирант кафедры внешнеэкономической деятельности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Адрес: 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, тел.: (495) 958-25-56 E-mail: aneliyamakarova@mail.ru
л
Как цитировать статью: Зайнагутдинова А. И. Современное состояние и перспективы многосторонних торговых переговоров дохийского раунда // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 206-214.
A. I. ZAINAGUTDINOVA,
Post-graduate student
Russian Economics University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia
MODERN STATE AND PROSPECTS OF MULTILATERAL TRADE NEGOTIATIONS OF DOHA ROUND
Objective: basing on the study of multilateral trade negotiations of Doha Round in the integrity of their historical development, to reveal the contradictions, problems, and possible result of the negotiation process.
Methods: analysis and synthesis, dialectic method, historical method, logical method, systemic analysis.
Results: The main stages, condition and development of Doha Round of negotiations are viewed. The main problems are defined, as well as obstacles to economically beneficial outcome of the Doha Round, the positive and negative practice of international negotiations. The chronology and structure of Doha Round of international negotiations are presented.
Scientific novelty: Economic conditions are revealed for the Russia's adaptation to development within World Trading System (WTS), as well as the problems of negotiation process in the structure of Doha Round,, which make up the theoretical basis for forming the program of the Russian economy adaptation for the integration into WTO.
Practical value: The research results can be used by the state authority bodies as a basis for elaborating and implementation of the strategy of the Russian economy adaptation for the integration into WTO.
Key words: World Trade Organization; Doha Round of negotiations; contradictions; agriculture; liabilities; Agreement on Trade Promotion; chronology of international negotiations; "Bali package" of agreement; International Trade Organization; goods and services markets.
References
1. Safronov, S. Vsemirnaya torgovaya organizatsiya dokladyvaet (World Trade Organization reports), available at: http://www.ng.ru/ ideas/2013-08-07/5_wto.html (accessed: 13.10.2014)
2. Rossiya i VTO, available at: www.wto.ru (accessed: 13.10.2014).
3. Dyumulen, I.I. Vos'maya ministerskaya konferentsiya Vsemirnoi torgovoi organizatsii (15-17 dekabrya 2011 g.) i kontseptual'nye problemy dal'neishei deyatel'nosti VTO (8th Ministers' Conference of the World Trade Organization (15-17 December 2011) and conceptual problems of the further WTO activity). Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, 2012, no. 2, pp. 3-4.
4. Proekt deklaratsii po itogam 9-i ministerskoi konferentsii (o. Bali): tsentr dokumentatsii VTO (Draft Declaration on the results of the 9th Ministers' conference (Bali): WTO Documentation center), available at: http://wto.hse.ru (accessed: 13.10.2014).
5. Istoriyaperegovornogoprotsessa SSSR -Rossii s VTO (History of negotiation process of the USSR-Russia and WTO), available at: http:// www.rgwto.com. (accessed: 13.10.2014).
6. Krizisnaya ekonomika sovremennoi Rossii: tendentsii i perspektivy (Crisis economy of modern Russia: trends and prospects) / A. Abramov, E. Apevalova, E. Astafeva i dr. M.: Prospekt, 2010, 656 p.
7. Dokha-raund: nastalo vremya dlya deistvitel'no reshayushchego momenta? (Doha round: time for actually decisive moment?), available at: http://trade.ecoaccord.org/bridges/1/RUSSIAN_1.pdf (accessed: 13.10.2014)
8. Kumar, N. Sozdanie orientirovannoi na razvitie mirovoi torgovoi sistemy (Creating of a development-oriented world trade system), available at: http://ictsd.org (accessed: 13.10.2014)
9. Kosheleva, T.Yu. O novom raunde torgovykh peregovorov v ramkakh VTO (On the new round of WTO trade negotiations), available at: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-16/III/Kosheleva.pdf (accessed: 13.10.2014)
10. Obolenskii, V.P. Mirovoe razvitie i problemy VTO (World development and the problems of WTO). Rossiiskiivneshneekonomicheski-ivestnik, 2012, no. 11, pp. 7.
11. Sutyrin, S.F. VTO: ugrozyivozmozhnostivusloviyakhvykhodanamezhdunarodnyirynok. Mekhanizm vzaimodeistviyanatsional'nykh ekonomik (WTO: threats and opportunities under international market. Mechanism of national economies\'92 interaction).Moscow: Eksmo, 2008, 395 p.
12. Volovik, N.P. Uspeshno zavershilas' 9-ya Ministerskaya konferentsiya VTO (The 9th Ministers' conference is successfully completed), available at: www.iep.ru (accessed: 13.10.2014)
Received 25.07.14
Information about the author
Zainagutdinova Aneliya Igorevna, Post-graduate student of the Chair of foreign economic activity, Russian Economics University named after G.V. Plekhanov
Address: 36 Stremyanniy pereulok, 117997, Moscow, tel.: (495) 958-25-56
E-mail: aneliyamakarova@mail.ru
f . . . . г . 'N
How to cite the article: Zainagutdinova A.I. Modern state and prospects of multilateral trade negotiations of Doha round. Aktual'niye I problemy ekonomiki iprava, 2014, no. 4 (32), pp. 206-214.
^__У
© Zainagutdinova A. I., 2014