Научная статья на тему 'Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России'

Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROACTIVE BUDGETING / MANAGEMENT COUNCILS / EDUCATIONAL PROCESS / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураколов Михаил Владимирович, Асирян Михаил Армаисович

В статье актуализированы вопросы затрагивающие возможности эффективного управления образовательной организацией посредством имеющихся механизмов государственно-общественного управления и инструментов инициативного бюджетирования. Также определена роль Управляющего Совета в эффективном использование финансовых средств образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кураколов Михаил Владимирович, Асирян Михаил Армаисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing Councils and their role in the development of proactive budgeting in the Russian education system

The article updates the issues affecting the possibilities of effective management of the educational organization by means of existing mechanisms of public administration and instruments of proactive budgeting, the role of the Governing Council in the effective use of funds in the management of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Управляющие советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России»

Управляющие Советы и их роль в развитии инициативного бюджетирования в системе образования России.

Managing Councils and their role in the development of proactive budgeting in the Russian education system.

Кураколов М.В., Асирян М.А.

M. Kurakolov, M. Asiryan

В статье актуализированы вопросы затрагивающие возможности эффективного управления образовательной организацией посредством имеющихся механизмов государственно-общественного управления и инструментов инициативного бюджетирования. Также определена роль Управляющего Совета в эффективном использование финансовых средств образовательной организации.

The article updates the issues affecting the possibilities of effective management of the educational organization by means of existing mechanisms of public administration and instruments of proactive budgeting, the role of the Governing Council in the effective use of funds in the management of the educational organization.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, управляющие советы, образовательный процесс, общественно-государственное управление. Key words: proactive budgeting, management councils, educational process, public administration.

Введение

Уже не первый год как в нашу жизнь вошло и закрепилось понятие «Инициативное бюджетирование». Если раньше это словосочетание у кого-то могло вызывать недопонимание или попросту отрицание, то в настоящий момент оно стало не только брендом, но и действенным механизмом для решения приоритетных задач волнующих граждан.

С 2015 года, развитию практик инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, в рамках направления повышения открытости управления

государственными и муниципальными финансами, оказывается поддержка. В 2017 году разработана Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации, одобренная Правительственной комиссией, а в 2018 году мероприятия, включённые в данную программу, отразились в государственной программе Минфина России «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».[8] Инициативное бюджетирование входит в ключевой документ стратегического планирования - Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. На сегодняшний день инициативное бюджетирование активно развивающийся проект Минфина России. Так в последние годы новацией среди практик инициативного бюджетирования можно отметить школьное инициативное бюджетирование.

[9]

Вопросы наиболее полного использования потенциала школьного сообщества с использованием инструментов инициативного бюджетирования и уже существующих механизмов государственно-общественного управления образовательным процессом и его обеспечения, опираясь на законодательную базу, рассмотрим в основной части исследования.

Основная часть

Как известно, в Федеральном законе от № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (статья 26) определены основные положения и нормы управления образовательной организацией. В нем, в частности, говорится о том, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Исполнительным органом, единоличным, в образовательной организации является её руководитель, он же и осуществляет руководство текущей деятельностью образовательной организации. [1] Вместе с тем, в образовательной организации, как правило, формируются коллегиальные

органы управления. Это общее собрание, педагогический совет, а также может быть сформирован попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации. Внутренняя структура, порядок их формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. [1,2]

В этой связи особо следует отметить тот факт, что Управляющий Совет общеобразовательной организации - это исключительно новый орган государственно-общественного управления, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно: субъекты государственной и общественной природы с целью их содействия в реализации на практике принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием и всем тем, что обеспечивает данный процесс. Именно такая форма взаимодействия позволяет Управляющему совету активно участвовать в процессах жизнедеятельности образовательной организации с использованием механизмов, инструментов инициативного бюджетирования. При этом важнейшей особенностью Управляющих советов образовательных учреждений является принцип их формирования. Так кто же входит в состав Управляющего совета исходя из практики?

Директор - по занимаемой должности, представители учредителя, родители, педагогические работники, учащиеся, которые избираются общим собранием, а также выпускники школы и общественность микрорайона. Как видим, состав управляющего совета формируется таким образом, чтобы в нём присутствовали все заинтересованные участники образовательного процесса и это само по себе даёт возможность учёта мнения каждого участника при

решении тех или иных задач, которые, как правило, обозначены в нормативных документах Управляющих советов. [4]

Назовем лишь главные из них. Это - определение основных направлений развития учреждения и особенностей его образовательной программы; содействие созданию оптимальных (безопасных и комфортных) условий обучения и пребывания детей в школе; улучшение качества питания и форм организации образовательного процесса; контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении и повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения. Таким образом, все эти задачи, на наш взгляд, могут быть, так или иначе, успешно реализованы при активном использовании механизмов инициативного бюджетирования и особенно те, касающиеся повышения эффективности использования общественных финансов. [3]

В этой связи следует отметить, что компетенции Управляющего совета достаточно широки и в них так же входят вопросы, не только связанные с привлечением внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, но и право принимать участие в планировании и расходовании бюджетных и внебюджетных средств за отчетные периоды.[1,2,3] Процесс внедрения в работу Управляющего совета механизма инициативного бюджетирования способен также поднять компетенции совета на качественно новый уровень. Закрепление за управляющим советом возможности участия в предложении, выборе, реализации и контроле реализации значимых общешкольных проектов способна не только оптимизировать расходы, связанные с процессом жизнедеятельности образовательной организации, но и повысить их эффективность. [3] Все эти задачи могут быть успешно решены в каждом образовательном учреждении при грамотной организации деятельности Управляющих советов и их структур. В этой связи, наряду с другими комиссиями, особая роль в формировании механизмов инициативного

бюджетирования принадлежит финансово-хозяйственной комиссии, которая создается из числа наиболее грамотных в финансовой сфере членов Управляющего совета. Данная комиссия в соответствии со своими правами и обязанностями рассматривает и выносит для голосования на совет бюджетную заявку образовательной организации, участвует в планировании расходов из внебюджетных средств, в соответствии с намеченными целями и задачами, ведет мониторинг расходов бюджетных и внебюджетных средств, информирует совет об итогах финансовых проверок, готовит предложение по распределению работникам учреждения стимулирующих надбавок к зарплате из внебюджетных средств, осуществляет поиск источников внебюджетного финансирования, контролирует выполнение норм ТБ и СанПиНа в школе, участвует в смотре - конкурсе учебных кабинетов и выделяет средства для поощрения победителей, выделяет своего представителя для работы с комиссией по приемке школы к новому учебному году, прорабатывает вопросы взимания платы за дополнительные образовательные услуги. Как видно из перечисленного, эффективный Управляющий совет практически обладает полной информацией о потребностях и первоочередных нуждах образовательного учреждения, информацией о финансовом состоянии образовательного учреждения и может быть органично встроен в механизм инициативного бюджетирования. [4,5,6] Все эти события и мероприятия, так или иначе, активно влияют на формирование финансовой и управленческой компетентности участников воспитательно - образовательного процесса учреждения.

Для учащихся общеобразовательных учреждений это - формирование и развитие основных социальных компетенций через участие в системе самоуправления школы; формирование активной гражданской позиции. Для педагогических работников - формирование и развитие основных управленческих компетенций, активной гражданской позиции через участие в работе выборных органов; укрепление связей с коллегами, учащимися,

родительской общественностью; возможность самореализации вне основной профессиональной деятельности.

Для руководителей общеобразовательных учреждений - развитие управленческих компетенций, связанных с формированием системы государственно-общественного управления в сфере образования; укрепление имиджа образовательного учреждения; улучшение качественных и, как следствие, количественных показателей деятельности учреждения. Для родительской общественности - расширение возможностей участия в управлении школой; укрепление связей с детьми, педагогическим коллективом, администрацией учреждения; формирование активной гражданской позиции; возможность самореализации в общественной работе. Для органов власти - обретение нового управленческого опыта, связанного с формированием системы государственно-общественного управления; формирование нормативной базы государственно - общественного управления в сфере образования; возможность переноса полученного опыта в другие сферы, повышение рейтинга администрации среди жителей района, активизация межведомственного взаимодействия. Для социума в целом -активизация и сплочение различных слоев населения в достижении единых целей; превращения общественности в реальную силу влияния на происходящие процессы; ускорение процесса становления гражданского общества. [3,6,7]

Убедительным доказательством всего выше сказанного может служить практический опыт работы столичных образовательных организации, где в соответствии с уставом образовательных организаций, наряду с другими обязанностями, одной из функций Управляющих советов становится управление финансами, планирование и контроль бюджета образовательной организации, а инструментом для решения этих задач в полной мере может быть инициативное бюджетирование. Именно такой подход к решению тех или иных задач эффективно реализовывается во всех столичных

образовательных учреждениях при активной поддержке Департамента

образования и науки города Москвы. [2] Таким образом, очевиден тот факт, что одним их действенных способов и важнейшим инструментом управления образовательными процессом и новыми вызовами в его реализации, на современном этапе развития нашей страны, может служить механизм инициативного бюджетирования посредством Управляющих советов. А результатом такой деятельности - общественно-государственное управление, взаимодействие общества и государственных структур ради согласия и доверия, совместного решения задач, нужных социуму, каждому человеку и обществу в целом. Все это и есть задача инициативного бюджетирования и не только в системе образования, но и в других сферах общественной жизни России.

Заключение

По итогам 2019 года в Российской Федерации в нескольких субъектах, успешно реализующих проекты инициативного бюджетирования, были запущены проекты молодёжного, школьного инициативного бюджетирования. Так активно внедряются проекты школьного инициативного бюджетирования в Сахалинской области, Республики Коми, Санкт-Петербурге, ЯНАО, Алтайском крае, Московской области (город Балашиха). У каждого субъекта есть свои особые черты подхода к реализации школьных проектов или в некоторых случаях проектов с участием школьников, но не в одном из них, на сегодняшний день, не определена роль Управляющего совета школы в этом процессе. Опираясь на вышеизложенное, хочется обратить внимание на ещё не использованный мощный ресурс органа государственно-общественного управления - Управляющий Совет общеобразовательной организации, способного по нашему мнению придать новый вектор развитию школьных проектов инициативного бюджетирования. Литература

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) Статья 26. Управление образовательной организацией.

2. Приказ Департамента образования г. Москвы от 25 января 2013 г. N 13 "Об утверждении Примерного положения об управляющем совете образовательного учреждения, подведомственного Департаменту образования города Москвы".

3. Кураколов М.В. Инициативное бюджетирование как элемент внеклассной работы школьников // Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений / Инновационные проекты и программы в образовании № 1(61) 2019. С. 35-39.

4. Школа и право. Задачи и полномочия Управляющего совета. Отличие Управляющего совета от других форм самоуправления. Особенности европейского опыта участия общества в управлении школой. Электронный ресурс: https://usperm.ru

5. Кочева О.Н. Управляющие советы: что это, зачем это, кто это? // Библиотека школьного управляющего. Пермь 2011/ АНО «Пермский городской родительский совет».

6. Шкуров А.Ю., Пономорёва О.Н. Совершенствование институциональных механизмов функционирования управляющего совета в образовательной организации // Вестник ПАГС / 2014. С.71-77.

7. Шобонов Н.А. Управляющий совет в общеобразовательной организации. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2017. - 58 с.

8. Доклад о лучшей практике инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Министерство финансов Российской Федерации. Москва. - 2018. - 56 с.

9. Доклад о лучшей практике инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Министерство финансов Российской Федерации. Москва. - 2019. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.