УДК 332.1 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.28.172
Л. М. Колесникова, Башкирский государственный университет, г. Уфа
УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТИСИПАТОРНЫХ ПРАКТИК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
В настоящее время в связи с отрицательными темпами развития российской экономики, сокращением доходного потенциала субъекты Российской Федерации испытывают значительные затруднения с обеспечением социальных обязательств, поставленных перед ними задач руководством страны, развитием собственных территорий. Новой государственной технологией по повышению эффективности региональной политики становится расширение практики вовлечённости граждан в вопросы государственного и муниципального управления и вовлечение в эти процессы бизнеса. Целью статьи является анализ социальных проектов и программ Республики Башкортостан, инициируемых органами государственной власти, реализация которых осуществляется с участием бизнес-сообществ, определить роль бизнеса в проектах с участием населения и перспективных механизмов взаимодействия граждан, бизнеса и власти, выработать рекомендации по повышению участия бизнеса в проектах инициативного бюджетирования. Использованные в процессе анализа инструменты позволяют выделить особенности реализации партисипаторных практик в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, заключающиеся в разнообразии по уровню и формату поддержки проектов бизнесом, а также обосновать необходимость дифференцированного подхода к технологиям реализации местных инициатив.
Ключевые слова: региональная политика, инициативное бюджетирование, программа поддержки местных инициатив, проекты инициативного бюджетирования, социальное предпринимательство, социальная ответственность бизнеса, софинансирование, партисипаторные механизмы, Всемирный банк.
В 2016 году произошли глобальные перемены в региональной политике России. Весь год активно муссировались вопросы региональной политики, бюджетного федерализма, и, как следствие, в январе 2017 года был принят новый указ главы государства об основах региональной политики -ранее действовавший был 1996 года [1]. Основной целью документа является раскрытие потенциала саморазвития регионов, снятие инфраструктурных ограничений и ускоренное пространственное развитие России. Отдельной позицией определено и участие граждан в вопросах региональной политики. Придаётся большое значение мнению граждан как одному из результатов реализации государственной политики регионального развития, вследствие которого будет повышение уровня удовлетворённости населения деятельностью органов региональной власти и местного самоуправления.
Применение механизмов гражданского участия в мировой практике звучит как применение партисипаторных механизмов (от participate - «принимать участие»). Партисипаторные механизмы в различных странах мира имеют многообразные формы гражданского участия, наиболее распространённые: «партисипаторная демократия», «демократия сближения», «партисипаторная модернизация», «мульти-стейкхолдерная демократия», «нео-корпоративизм» и «развитие сообщества» [2].
Нужно сказать, что термины «партисипаторные механизмы», «партисипаторное бюджетирование», распространенные во всем мире, в России не прижились - наиболее употребляемым является термин «инициативное бюджетирование». Исследователи Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации В. В. Вагин, Н. В. Гаврилова и Н. А. Шаповалова дают определение инициативному бюджетированию: «Инициативное бюджетирование (ИБ) подразумевает совокупность разнообразных основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за реализацией отобранных проектов» [3].
Участие бизнес-сообщества в региональной социальной политике становится всё более ожидаемым и трансформируется в своих направлениях. Совсем недавно бизнес существовал несколько абстрагированно в социальных функциях, которые были сведены к уплате налогов и надлежащему социальному обеспечению сотрудников. С развитием механизмов концессии, аутсорсинга, государственно- и муниципально-частного партнёрства в настоящее время бизнес становится полноценным
участником многих государственных и муниципальных социальных программ и социальных проектов. Одновременно растут и общественные требования к бизнесу, причём значительно быстрее, чем бизнес успевает на это реагировать. Встаёт вопрос социальной ответственности и социального участия бизнеса в жизни общества, а также формирования среды, в которой будет найден взаимовыгодный и для бизнеса компромисс. Социальную ответственность бизнеса условно можно разделить на три уровня. Первый уровень связан с прямыми обязанностями работодателя - предоставлением основных социальных гарантий сотруднику, таких как своевременная выплата заработной платы, уплата налогов и платежей во внебюджетные фонды в целях возможности получения сотруднику оплачиваемых больничных, пенсионного обеспечения. Ответственность второго уровня заключается в стремлении улучшить своему сотруднику условия не только жизни, но и работы - повышение его квалификации, организация профилактических осмотров состояния здоровья сотрудников, наличие «соцпакетов», включающих расширение возможности организации отдыха сотрудников и его семей, обеспечение сотрудников жильём, необходимой социальной и жилищно-коммунальной инфраструктурой. Социальная ответственность бизнеса третьего уровня может выражается в формате благотворительности, спонсорства, патронажа.
Социальная ответственность бизнеса первых двух уровней реализуется внутри деятельности компаний. Вместе с тем, сегодня уместно говорить о том, что основное число крупных коммерческих организаций принимает участие в социальных проектах и программах, причём в ряде случаев привлекаемых властью, так, и напротив инициируя эти проекты. В основном проекты связаны с необходимостью привлечения довольно крупных по своему объёму инвестиций, содержанием инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, поддержкой проектов, основанных на местных инициативах. Бизнес активно идёт на поддержку государства в части патронажа незащищённых категорий граждан, проявляет инициативу бизнес-сообщество в проведении праздников и фестивалей.
Говоря об участии бизнеса в партисипаторных практиках необходимо сказать несколько слов об эволюции этого явления в Российской Федерации. Наиболее широкое системное распространение эти механизмы получили в процессе реализации программы поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемых при методологической поддержке Всемирного Банка. Общая цель проектов инициативного бюджетирования - формирование рабочего механизма, позволяющего выявить реальные приоритеты населения, оперативно решать наиболее актуальные социальные проблемы местного уровня [4].
На уровне Российской Федерации ППМИ работали в 2015 году в семи субъектах: Ставропольском и Хабаровском крае, Кировской, Тверской областях, Республиках Башкортостан и Северная Осетия-Алания [5]. Источниками программы являются региональные субсидии, средства местных бюджетов, вклад населения и бизнеса. Участие бизнеса во всех субъектах неоднородное, различия в уровне вклада бизнеса на 1 рубль субсидии в различных субъектах отличается в разы. Лидером является Хабаровский край, Республика Башкортостан также занимает неплохие позиции. Относительные показатели эффективности привлечения бизнеса к софинансированию проектов, реализуемых через партисипаторные механизмы в 2015 году, сгруппированы в таблице [6].
Формирование системы ИБ в настоящее время занимает важное место в экономике страны и потенциал этого направления, без сомнения, значительный. В первую очередь, это экономические эффекты - софинансирование как дополнительный источник ресурсов для развития, поскольку реализация государственных полномочий другими механизмами не привлечет такого уровня софинан-сирования. Системно, с учётом канонов партисипаторных механизмов опыт Республики Башкортостан необходимо отсчитывать со старта ППМИ в 2014 году. Правовой основой ППМИ является постановление Правительства Республики Башкортостан «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» [7]. Указанным постановлением утверждены порядки проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан. Условия ППМИ стимулируют инициаторов проекта на участие в нём бизнеса, поскольку критериями программы являются уровень софинансирования проекта со стороны организаций и других внебюджетных источников, вклад организаций и других внебюджетных источников в реализацию проекта в неденежной форме (материалы и другие формы), количество созданных и (или) сохранённых рабочих мест в рамках реализации проекта. В целях укрепления институциональной среды распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2016 года № 261-р
организацией, уполномоченной на реализацию механизмов инициативного бюджетирования в республике, определено ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан». В целях координации реализации проектов инициативного бюджетирования создан Центр изучения гражданских инициатив на базе ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан» подведомственного Академии наук [8]. Уполномоченной организацией по проведению конкурсного отбора является Академия наук. В результате проведённого конкурсного отбора ППМИ 2016 года сложилась статистика (рисунок 1 - составлен автором) такая, что привлечённые средства составили по городам 23 %, по муниципальным образованиям - 31 %.
Показатели эффективности привлечения бизнеса к софинансированию проектов, реализуемых через
партисипаторные механизмы
Источники финансирования Ставропольский край Кировская область Тверская область Нижегородская область Хабаровский край Республика Северная Осетия-Алания Республика Башкортостан
Вклад местного бизнеса на 1 рубль субсидии, % 7,8 10,7 16,6 15,2 24,0 7,3 16,6
Процент финансирования общей стоимости проекта 6,0 6,8 9,1 7,8 14,1 5,5 10,0
Рис. 1. Результаты конкурсного отбора ППМИ 2016 года в Республике Башкортостан
Технология ППМИ ориентирована на поддержку в основном проектов, расположенных в небольших населённых пунктах, поэтому вопрос инициативного бюджетирования в городах достаточно сложен в принципе, сложен он и в части бизнеса. Статистика этого года достаточно иллюстрирует: доля средств бизнеса по городам в три раза меньше, чем в сельских населенных пунктах, и в примерах наиболее активного участия бизнеса городов практически нет. Всего в кампании 2016 года (рисунок 2 - составлен автором) в качестве спонсоров выступило 1007 бизнес-единиц, из которых: 582 (58 %) индивидуальных предпринимателей, 319 (32 %) обществ с ограниченной ответственностью, 43 (4 %) сельскохозяйственных производственных кооператива, 63 (6 %) других бизнес-единицы.
■ tero-юи.
■ Асцлонеэ. общестза
■ Г:с Сккк.^чжсщ;.
■ Г:с. i»n. оепькм.
■ Заеэьггыеэецлонеэ. оСщ&стза И ндиеид. п рэдп рин имагали
■ №ыпч. ютаеб. вмпеянтле
■ M^-UL/I. f-игг. селыюз. -кчдто.
■ MfUL/l. 7Ч(ПЗЗЧ. "Bet"B.
■ Наос. те-с. фо-g;
■ Отга. ЗЕЦ.ОСЩ. ООщ. е огран нч. отвзт.
■ ПотоеС. кспер.
■ ПотоеС. оСщ. Садовые тов. Сапьмв. п itр-5Г- коопер. СвПЬМВ. ПрОВЗВ. коопер.
Tt'J3[MlL|. -a E?J?
Теяьпки. оВщиггз. cabBjnn. '-йстч. "ККДТЭ.
'-ЙСТН. 03535 ]ЧЖЭ
Рис. 2. Структура бизнес-единиц, участвующих в ППМИ 2016
Наибольшее количество представителей бизнес-сообщества, выступивших в качестве спонсоров, было в Салаватском районе - 65 ед., в Давлекановском районе - 45 ед., в Илишевском районе -40 ед., в Уфимском районе - 38 ед., в Дуванском и Миякинском районах - по 36 ед.
Интересна структура проектов, поддерживаемых бизнес-сообществом. Наибольшую поддержку представителей бизнеса получили проекты по ремонту дорог - 156 проектов (15,38 %), ремонту зданий образовательных учреждений - 155 проектов (15,29 %), ремонту домов культуры - 145 проектов (14,3 %), спортивных площадкок - 129 проектов (12,7 %). Общий вклад спонсоров в денежной и неденежной форме составил 55 млн. рублей, в том числе: в денежной форме - 29 млн рублей и в неденежной форме - 26 млн рублей.
На карте (рисунок 3 - составлен автором) представлена география проектов. Как ни странно, география объёма вклада бизнеса несколько отличается от географии активности в целом и в принципе достаточно рассредоточена. Суммарно наибольший вклад в ППМИ внесли спонсоры Илишев-ского района - более 2 млн рублей, Мелеузовского района - 1,8 млн рублей, Учалинского, Давлека-новского и Краснокамского районов - 1,5 млн рублей.
Неденежный вклад спонсоров в рамках финансирования в 2016 году проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, состоит из неоплачиваемой работы на сумму 10 млн рублей, безвозмездной аренды техники на сумму 8,8 млн рублей, бесплатного предоставления материалов на сумму 6,7 млн рублей. Наибольший вклад спонсоров материалами демонстрируют представители бизнеса Краснокамского района - 770 тыс. рублей, Бирского района - 590 тыс. рублей, Уфимского района - 560 тыс. рублей, Зилаирского района - 510 тыс. рублей. Наибольший вклад неоплачиваемым трудом внесли представители бизнеса Давлекановского и Иг-линского районов - 1,1 млн рублей, Абзелиловского, Белорецкого Караидельского районов - по 500 тыс. рублей. Наибольший вклад безвозмездной арендой техники демонстрируют представители бизнеса Илишевского района - 760 тыс. рублей, Чишминского района - 720 тыс. рублей, Уфимского района - 710 тыс. рублей.
Показателен пример села Родниковское Ставропольского края, где в течение десяти лет участия в ППМИ и финансовой поддержки проектов ИБ предприниматели активно развивают социальную инфраструктуру села, а также формулируют инициативы по софинансированию строительства жилья для привлечения молодых специалистов. Дизайн ППМИ позволяет реализовывать мотиваци-онную схему вовлечения бизнеса, когда привлечение внебюджетных средств обеспечивает больше баллов и увеличивает шансы проекта на победу. Тезис был подкреплён результатами анализа шкал критериев денежного и неденежного вклада в региональные ППМИ, среди которых самый высокий мотивационный фактор принадлежит ставропольской программе [9]. Однако бизнес может выступать не только спонсором, но и подрядчиком проектов ППМИ. Вовлечение в проекты бизнеса
может стать важнейшим ресурсом для развития ППМИ, но достигнуть этого можно только системной работой по формированию мотивации предпринимателей к участию в программах ИБ, а именно через минимизацию барьеров и рисков, а также путём изменения дизайна программ [10].
Исследователи Р. М. Сафуанов, И. Р. Кашипова [11] выделяют три модели вовлечения бизнеса в процесс софинансирования проектов, реализуемых на принципах инициативного бюджетирования:
- социальное партнёрство с элементами благотворительности;
- добровольно-принудительная благотворительность;
- патронаж.
Модель «Социальное партнёрство с элементами благотворительности» подразумевает согласование интересов всех участников инициативного бюджетирования: бизнеса, власти и общества, критериями оценки которого являются повышение уровня и качества жизни населения, устойчивый экономический рост и пр. В модели партнёрства между субъектами происходит обмен ресурсами (экономические, административные и информационные ресурсы государства и финансовые, экспертные и инновационные ресурсы бизнеса).
Модель «Добровольно-принудительная благотворительность» подразумевает диктат со стороны власти, что снижает эффективность реализации проектов инициативного бюджетирования, так как изначально не соблюдается принцип сбалансированности интересов взаимодействующих сторон, растёт недовольство со стороны бизнес-структур и снижается уровень доверия к власти.
Модель «Патронаж» подразумевает создание партнёрских (равноправных) отношений на длительной и постоянной основе с целью социально-экономического развития территории, повышения инвестиционной привлекательности, формирования благоприятных условий для сохранения и развития объектов социальной инфраструктуры. Данная модель по своей сути повторяет модель социального партнёрства, единственным её отличием является то, что представители бизнес-сообщества берут «шефство» над отдельными объектами социальной инфраструктуры задолго до участия в проектах, основанных на местных инициативах.
Д. В. Котов, Э. Р. Нуртдинов [12] (рисунок 4) предлагают интегративную модель инициативного бюджетирования путём слияния практик корпоративной социальной ответственности, реализуемыми Компаниями с ППМИ. Как оказалось, между этими практиками много общего, в обоих случаях речь идёт об улучшении качества жизни граждан. В первом случае имиджевые дивиденды получает Компания на территории своего присутствия, во втором - местная и региональная власть.
Рис. 3. География проектов ППМИ 2016 с участием представителей бизнеса
Предполагается, что, объединив данные проекты, возможно получить синергетический эффект -кооперацию населения с местной властью и бизнесом. Такая кооперация может обладать большим потенциалом для дальнейшего развития территории.
Рис. 4. Интегративная модель участия бизнеса в проектах инициативного бюджетирования
При внедрении интегративной модели участия бизнеса в проектах инициативного бюджетирования компания получает эффективный инструмент по реализации социальной корпоративной ответственности. Во-первых, достигается прозрачность распределения финансовых средств, исключаются коррупционные проявления, во-вторых, создаётся положительное отношение населения и органов местного самоуправления к компании, усиливается имидж и бренд компании, в-третьих улучшается качество жизни населения сельских поселений в результате реализации проектов, выбранных на собраниях самими гражданами.
Учитывая значительное разнообразие в уровне и формате поддержки проектов бизнесом, необходима системная работа по поиску интересных моделей участия бизнеса в социальных проектах и тиражирование опыта в регионе, необходимо определение места предпринимателей в процессе реализации партисипаторных механизмов, а также механизмов и возможностей участия бизнеса в проектах при участии населения. В результате привлечения бизнеса в социальные программы возможно значительно решить отдельные проблемы в экономической структуре региона, такие как о благоустройство дворовых территорий при многоквартирных домах, замена в многоэтажных домах лифтового оборудования, переход на поквартирные системы отопления, в том числе путём реализации доходогенерирующих проектов. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса.
Необходимо обеспечить такие условия, чтобы это участие было выгодным, безопасным и удобным. Спонсорство является неотъемлемой частью современного бизнеса, поэтому при создании соответствующих условий социально ответственный бизнес охотно будет инвестировать в проекты ИБ на территории его локализации. В связи с необходимостью популяризации проектов ИБ среди предпринимателей важным становится всестороннее информирование представителей бизнеса.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16.01.2017 N 13. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Sintomer Y., Herzberg C., Rocke A., Allegretti G. Transnational models of citizen participation: the case of participatory budgeting, in: Journal of Public Deliberation, Vol. 8, No. 2.
3. Вагин, В. В. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти / В. В. Вагин, Н. В. Гаврилова, Н. А. Шаповалова // Власть. - 2015. - № 12. - С. 42-46.
4. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения : монография ; под общ. ред. Н. М. Римашевской, Н. Н. Ивашиненко. - Нижний Новгород - Москва : Изд-во Нижегородского госуниверситета. - 2013. - 268 с.
5. Шульга, И. Е. Программа поддержки местных инициатив: совершенствование местного самоуправления и развитие инициативного бюджетирования [Электронный ресурс] / И. Е. Шульга, А. Сухова, Г. Хачат-рян // Материалы Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию. - Москва, 2015. - 215 с. Режим доступа: http://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/21- 221015_PB_conf/info_1.pdf
6. Кашипова, И. Р. Роль и возможности участия бизнеса в инициативном бюджетировании. Уфа - 2016.
7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 08 июня 2016г. № 230 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.npa.bashkortostan.ru/?show=1&seed=14082
8. Официальный сайт ГАНУ ИСИ РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http ://isirb. ru/tsentr-izucheniya-grazhdanskih-initsiativ/#status
9. Официальный сайт Министерства финансов Ставропольского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: URL: http://www.mfsk.ru
10. Шаповалова, Н. А. Всероссийский семинар-совещание «Роль, возможности и механизмы участия бизнеса в проектах инициативного бюджетирования» / Н. А. Шаповалова // Финансовый журнал. - 2016. -№ 5(33).
11. Сафуанов, Р. М. Программы инициативного бюджетирования: направления взаимодействия с бизнес-сообществом / Р. М. Сафуанов, И. Р. Кашипова // Финансы Башкортостана. - 2016. - № 4. - С. 82-86.
12. Котов, Д. В. Механизм реализации корпоративной социальной ответственности, основанный на гражданских инициативах / Д. В. Котов, Э. Р. Нуртдинов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2017. - № 1. - С. 82-85.
L. M. Kolesnikova, Postgraduate, e-mail: [email protected] Bashkir state University, 32, Zaki Walidi street, Ufa, 450076, Russian Federation
BUSINESS PARTICIPATION IN REGIONAL SOCIAL POLICY THROUGH THE IMPLEMENTATION OF PARTICIPATORY PRACTICES (ON THE EXAMPLE
OF REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)
Currently, due to the negative growth rates of Russian economy reducing the revenue potential, the Russian regions are experiencing significant difficulties with the maintenance of the social obligations, of the tasks given by the government and their own territories development. The new state technology to improve the effectiveness of regional policy is the increasing involvement of citizens in the issues of state and municipal control and business involvement in these processes. The aim of the article is the analysis of social projects and programmes of the Republic of Bashkortostan initiated by the public authorities, the implementation of those is carried out with the participation of the business community; it is also to identify the business role in projects with a participatory and forward-looking mechanisms for interaction between citizens, business and government, to develop recommendations for increasing participation in the business projects of the initiative of the budgeting. The tools used in the process of analysis allow to highlight
features of the implementation of participatory practices in municipal entities of the Republic of Bashkortostan, which have diversity in the level and format of project support and justify the need for a differentiated approach to technology of local initiatives.
Keywords: regional policy, budgeting initiative, a program to support local initiatives, projects, proactive budgeting, social entrepreneurship, social responsibility of business, co-financing, participatory mechanisms, world Bank.
References
1. Ukaz Prezidenta RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Approving the Fundamentals of state policy of regional development of the Russian Federation for the period until 2025] ot 16.01.2017 N 13- Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant plyus» URL: http://www.consultant.ru
2. Perevod stat'i Sintomer Y., Herzberg C., Rocke A., Allegretti G. Transnational models of citizen participation: the case of participatory budgeting, in: Journal of Public Deliberation, Vol. 8, No. 2.
3. Vagin V.V., Gavrilova N.V., SHapovalova N.A. Proactive budgeting practices in the activities of the municipal authorities. Vlast'. 2015. no. 12. pp. 42-46.
4. Partisipatornyj podhod v povyshenii kachestva zhizni naseleniya. Monografiya [Participatory approach in improving the quality of life of the population]:. Nizhny Novgorod - Moscow, Publ. Nizhegorodskogo gosuniversiteta. 2013. P. 268.
5. Shulga I.E., Suhova A., Hachatryan G. Program to support local initiatives: improving local governance and development initiative budgeting. Materialy Vserossijskoj konferencii po iniciativnomu byudzhetirovaniyu. Moscow, 2015. 215 p. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/21- 221015_PB_conf/info_1.pdf
6. Kashipova I. R. Rol' i vozmozhnosti uchastija biznesa v iniciativnom bjudzhetirovanii [Conference materials: the Role and potential of business engagement in proactive budgeting]. Ufa, 2016.
7. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan ot 08 iyunya 2016g. № 230 «O realizacii na territorii Respubliki Bashkortostan proektov razvitiya obshchestvennoj infrastruktury, osnovannyh na mestnyh iniciativah». [Resolution of the government of the Republic of Bashkortostan from 08 June 2016. No. 230 "About realization in the territory of the Republic of Bashkortostan development projects of public infrastructure based on local initiatives"]. Rezhim dostupa: URL: http://www.npa.bashkortostan.ru/?show=1&seed=14082
8. Oficial'nyj sajt GANUISIRB [The official website of the GHANA ISI RB]. URL: http://isirb.ru/tsentr-izucheniya-grazhdanskih-initsiativ/#status
9. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Stavropol'skogo kraya [Official website of the Ministry of Finance of Stavropol region]. URL: http://www.mfsk.ru
10. SHapovalova N. A. All-Russia seminar-meeting "the Role, opportunities and mechanisms of participation of business in the projects of the initiative budgeting. Finansovyj zhurnal. no. 5(33), 2016.
11. Safuanov R.M., Kashipova I.R., Program budgeting initiative: areas of cooperation with the business community. Finansy Bashkortostana. 2016. no. 4. pp. 82-86.
12. Kotov D.V., Nurtdinov EH. R. The mechanism of realization of corporate social responsibility based on civic initiatives. EHkonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal, 2017. no. 1. pp. 82-85
Поступила в редакцию 23.03.2017 © Л. М. Колесникова, 2017
Автор статьи: Людмила Михайловна Колесникова, аспирант, e-mail: [email protected] Башкирский государственный университет, 450076, Уфа, Заки Валиди, 32. Рецензенты:
Л. С. Валлинурова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой инновационной экономики, Башкирский государственный университет, г. Уфа.
К. А. Кузьминых, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, Уфимский государственный нефтяной технический университет.