Научная статья на тему 'Управляющие подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме с 1919 по 1951 годы'

Управляющие подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме с 1919 по 1951 годы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иерусалим / Императорское православное палестинское общество / Израиль / Палестина / Британский мандат / Сергиевское подворье / Jerusalem / Imperial Orthodox Palestinian Society / Israel / Palestine / Jerusalem / British Mandate / Sergius Compound

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урясов Михаил Николаевич

В настоящей статье рассказывается о руководителях управления подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме Н.Р. Селезневе, В.К. Антипове и В.А. Самарском, которые управляли имуществом зарубежного ППО в период с 1919 по 1951 гг. Данная статья публикуется на основании выступления, которое прозвучало на XI Круглом столе «Святая Земля в славяно-русской традиции», который прошел 22 мая 2021 г. и был организован молодежной секцией Императорского православного палестинского общества и Институтом славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Урясов Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managers of the Orthodox Palestine Society’s podvorye’s in Jerusalem from 1919 to 1951

This article tells about the leaders of the administration of the courtyards of the Orthodox Palestinian Society in Jerusalem N.R. Seleznev, V.K. Antipov and V.A. Samara, who managed the property of foreign PPO in the period from 1919 to 1951. This article is published on the basis of a speech that was made at the XI Round Table «The Holy Land in the Slavic-Russian Tradition», which took place on May 22, 2021 and was organized by the youth section of the Imperial Orthodox Palestinian Society and the Institute of Slavic Culture of the Russian State University named after A.N. Kosygin.

Текст научной работы на тему «Управляющие подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме с 1919 по 1951 годы»

Урясов Михаил Николаевич

соискатель, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: [email protected]

Управляющие подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме с 1919 по 1951 годы

DOI: 10.24411/2587-9316-2021-10013

В настоящей статье рассказывается о руководителях управления подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме Н.Р. Селезневе, В.К. Антипове и В.А. Самарском, которые управляли имуществом зарубежного ППО в период с 1919 по 1951 гг. Данная статья публикуется на основании выступления, которое прозвучало на XI Круглом столе «Святая Земля в славяно-русской традиции», который прошел 22 мая 2021 г. и был организован молодежной секцией Императорского православного палестинского общества и Институтом славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина.

Ключевые слова: Иерусалим, Императорское православное палестинское общество, Израиль, Палестина, Британский мандат, Сергиевское подворье.

Для цитирования: Урясов М.Н. Управляющие подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме с 1919 по 1951 годы // Христианство на Ближнем Востоке. 2021. Т. 5. № 2. С. 145-154.

Michail N. Uryasov

PhD student, Saints Cyril and Methodius School for Postgraduate Studies

Address: bldg. 1, 4/2 Pyatnitskaya St., 115035, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

Managers of the Orthodox Palestine Society's podvorye's in Jerusalem from 1919 to 1951

DOI: 10.24411/2587-9316-2021-10013

This article tells about the leaders of the administration of the courtyards of the Orthodox Palestinian Society in Jerusalem N.R. Seleznev, V.K. Antipov and V.A. Samara, who managed the property of foreign PPO in the period from 1919 to 1951. This article is published on the basis of a speech that was made at the XI Round Table «The Holy Land in the Slavic-Russian Tradition», which took place on May 22, 2021 and was organized by the youth section of the Imperial Orthodox Palestinian Society and the Institute of Slavic Culture of the Russian State University named after A.N. Kosygin.

Keywords: Jerusalem, Imperial Orthodox Palestinian Society, Israel, Palestine, Jerusalem, British Mandate, Sergius Compound.

For citation: Uryasov M.N. Managers of the Orthodox Palestine Society's podvorye's in Jerusalem from 1919 to 1951. Christianity in the Middle East, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 145-154.

История управления подворьями Императорского православного палестинского общества (ИППО) в Иерусалиме хорошо изучена применительно к периоду до начала Первой мировой войны. В 1914 г. управляющий подворьями Павел Иванович Ряжский и администрация подворий покинула Святую Землю, поскольку она принадлежала вступившей в войну против России Турции. В 1919 г. вернулся новый управляющий подворьями Православного палестинского общества Николай Романович Селезнев (1871-1925). В 1925 г. его сменил Василий Константинович Антипов (1868-1948), который в апреле 1948 г. в ходе событий смещения властей английского мандата покинул управление подворьями. Сменивший его «секретарь Русского Православного Палестинского Общества», так он подписывался в своих письмах, например, в докладе от 8 февраля 1950 г. [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 728. Л. 75-80]1, Владимир Алексеевич Самарский (?-1956) с этого времени до 1951 г. руководил управлением подворьями.

Эти люди внесли свой важный вклад в русское дело в Святой Земле. По причине того, что они принадлежали к «эмигрантскому Палестинскому обществу», связанному с Русской Православной Церковью за рубежом их жизнь и дела не получили должного освещения в трудах российских ученых, а сами их имена известны только специалистам по Святой Земле. Первым обратился в своих трудах к их деятельности почивший два с половиной года назад заместитель председателя ИППО Николай Николаевич Лисовой [Лисовой, 2011]. Сегодня, в день памяти его небесного покровителя святителя Николая хочется особо вспомнить этого выдающегося ученого столь много сделавшего для изучения русского присутствия в Святой Земле. Целый ряд важных документов, связанных с деятельностью в Иерусалиме указанных трех управляющих подворьями, были введены в научный священником Димитрием Сафоновым [Сафонов, 2013]. Немного хочу рассказать о каждом из трех указанных деятелей Русской Палестины.

Николай Романович Селезнев родился почти 150 лет назад 19 ноября (2 декабря по новому стилю) 1871 г. С 24 ноября 1913 г. он являлся заведующим хозяйством подворий ИППО в Иерусалиме. После вступления Турции в войну с Россией именно Селезнев обеспечивал эвакуацию служащих русских подворий в Святой Земле и паломников, которая завершилась к концу августа 1914 г. Н.Р. Селезнев в октябре 1919 г. писал: «Еще в августе 1914 года я лично обошел все комнаты Мариинского подворья, сделал перепись проживающих и уговаривал

1 Копия документа предоставлена священником Димитрием Сафоновым.

уезжать, но многие остались, надеясь, что войны с турками не будет или продолжится недолго» [Сафонов, 2017. С. 13]2. Некоторые члены администрации подворий и паломники выехали в Египет, где русский консул А.М. Петров помог им пережить тяжелые времена. За это в 1917 г. он был награжден Почетным знаком ИППО [Горячкин, 2010. С. 160]. По оценкам исследователей, общее количество русских бежавших из Палестины в Егпиет доходило до 4000 человек [там же. С. 163]. Среди эвакуировавшихся в Египет были почти все члены администрации подворий ИППО.

Однако, не все пожелали выехать, судьба оставшихся в Иерусалиме была незавидной. Как писал осенью 1919 года вернувшийся в Иерусалим Николай Романович: «За время войны русские женщины перенесли в Иерусалиме массу всяких невзгод: голодали, зябли, распродали последние вещи, одежду, белье, работали каменщиками на шоссейных дорогах, в рабочих артелях американского Красного Креста. В доме Сирианского монастыря из 70 женщин в один год умерло 20 и много скончалось в греческих монастырях и на частных квартирах, главным образом вследствие истощения как результат хронического недоедания» [Сафонов, 2017. С. 13].

Селезнев в письме в управление иностранных дел Добровольческой армии в ноябре 1919 г. упоминал, что его выезд в Иерусалим планировался еще в марте 1918 г., т.е. сразу после заключения мира с Германией в Брест-Литовске. 14 июля 1919 г. Селезнев прибыл в Константинополь на английском пароходе из Одессы [ISA. Д. 837/2 - а]. В Константинополе в Русской больнице он встретил «освободившихся из турецкого плена служащих Палестинского Общества», среди которых находились инспектор Северо-Сирийских школ Иван Иванович Спасский. До Иерусалима Н.Р. Селезнев добирался через Сирию. «В Дамаске появление мое было встречено, как признак возрождения России, как показатель скорого восстановления деятельности русских учреждений в Сирии», — писал он в Россию.

В Сирии Палестинское Общество до Первой мировой войны имело около 80 школ, многие находились в глухих и малодоступных местах Ливана. «В начале войны наши учителя пытались продолжать занятия в школах, но турецкие власти закрыли школы, а имущество захватило мусульманское население, как для своих школ, так и для личного

2 Отпуск письма Н.Р. Селезнева Директору Управления Иностранных дел при Добровольческой

армии генерала А.И. Деникина А.А. Нератову 06.10.1919 // Государственный архив Израиля (ISA). Д. 837/2 - а .

употребления. Все же на Ливане некоторые школы функционировали более года, а в Дамасской школе занятия шли все время войны», — докладывал Николай Романович. Из Сирии он направился в Палестину, где его встретил управляющий местными подворьями ППО Александр Гаврилович Кезма. Здесь находилась знаменитая Назаретская учительская семинария, но она была занята турками, наравне с Назаретским подворьем.

На долю Селезнева выпала задача решения труднейших материальных проблем учителей русских школ. Он писал:

«Положение многих было отчаянное и ныне остается крайне затруднительным. В Сирии иные учителя получили за 3 года содержание, а здесь не получили даже полностью за 1914 год. Есть люди, обремененные многочисленной семьей, иные потеряли трудоспособность. Нужна безотлагательная помощь, а я не имею денег на неотложный ремонт зданий, остерегаюсь сделать расход на вторую поездку в Галилею. Между тем эти люди удивительно преданы России и некоторые из них пострадали во время войны за свою любовь ко всему русскому, за защиту интересов ППО».

В Иерусалиме он встретил начальницу Бет-Джайльской семинарии Марию Трапезникову, все время войны прожившую в Палестине, он предложил ей занятия в конторе Управления подворьями, где и работала до своей кончины в 1944 г. Селезнев застал в Иерусалиме проживающих здесь русских женщин в Иерусалиме, которых, по его данным, насчитывалось около 450 человек, все они нуждались в материальной помощи, которую управляющие подворьями ППО по мере возможности оказывали.

Все подворья ППО были разграблены турками и заняты англичанами, кроме Александровского. Везде, где было можно, усилиями Селезнева был сделан ремонт, о чем он докладывал в Россию: «Таким образом, самые неотложные нужды по охране зданий, находящихся в нашем распоряжении, справлены. Многое еще нужно бы сделать, но совершенно нет средств. Я занял для ремонта деньги на срок, не считая возможным оставлять имущество Общества на дальнейшее разрушение и обесценение».

Сохранилась его переписка с чиновником мандатной администрации Ковелем, который возглавлял комиссию, ведавшую русским имуществом. Николай Романович последовательно

отстаивал интересы русских людей в Палестине. Так 18 июня 1923 г. в письме на имя Ковеля Н.Р. Селезнев просил указать, когда будет освобождено Елизаветинское подворье [Исх. № 153 от 18.06.1923. ISA. Д. 837/3 - а.]. Для Селезнева была возмутительна ситуация, когда ППО, имея в собственности просторное Елизаветинское подворье, рассчитанное на 605 паломниц, специально предназначенное для проживания паломниц из России, вынуждено было снимать у Сиро-Яковитского епископа дом для размещения женщин, приехавших в Святую Землю паломницами еще до начала Первой мировой войны.

В конце августа 1923 г. Н.Р. Селезнев выехал в Европу, где посетил Берлин, Лондон и Париж. Целью визита была защита прав на русское имущество в условиях претензий на него со стороны советского правительства, для чего требовались переговоры с европейскими дипломатами и влиятельными представителями русской эмиграции. В начале ноября 1923 г. опасные для статуса русского имущества действия английских властей вынудили его срочно вернуться в Иерусалим.

13/26 мая 1925 г. на 55-м году жизни Н.Р. Селезнев скончался. Его похоронили возле храма св. Марии Магдалины в Гефсимании. Вдова Николая Романовича Александра Селезнева умерла в Иерусалиме в 1932 г.3 и была погребена рядом с мужем.

Таким образом, Н.Р. Селезнёву принадлежит заслуга возрождения управления подворьями и сохранения русской собственности в первые годы Британского мандата по управлению Палестиной.

Секретарем и заместителем Н.Р. Селезнева был бывший царский консул в Персии Василий Константинович Антипов. Он родился в 1868 г. С 1906 г. находился на службе МИД Российской Империи. В 1906-1910 гг. он был драгоманом, секретарём и вице-консулом русского консульства в г. Решт (Персия). В 1910-1914 гг. В.К. Антипов был секретарём генерального консульства России в Иерусалиме. В ноябре 1914 г., после вступлении Османской империи в Первую мировую войну, он покинул Палестину и вернулся в Россию. В 1919 г. он приехал в Иерусалим и стал заместителем Н.Р. Селезнёва. В мае 1925 г. В.К. Антипов, после смерти Н.Р. Селезнёва, возглавил управление русскими подворьями Общества.

В.К. Антипов регулярно лично обходил объекты ППО в Иерусалиме и, если замечал, посягательства на имущество немедленно рассылал письма с протестом в различные английские учреждения.

3 «Царский вестник» 25 сентября 1932 г. Приводится по: Незабытые могилы. Российское

зарубежье: некрологи 1917-1997. / Сост. В.Н. Чуваков. Т. 6. Кн.1. М., 2005. С. 482.

Он встречал Великого князя Кирилла Владимировича Романова во время его паломничества в Иерусалим в 1931 г. Он вместе с другими членами Управления подворьями Яковом Николаевичем Фарраджем и Иваном Ивановичем Спасским посетил великого князя в отеле «Кинг Дейвид» («Царь Давид»). Он рассказал ему о деятельности Управления и об отношениях в нынешних условиях английских властей и сопровождал в ходе осмотра владений ППО, в том числе Александровского подворья. В.К. Антипов также поднес великому князю Кириллу экземпляр написанной им брошюры о Пороге Судных Врат.

В.К. Антипов приложил много усилий по сохранению прав на русские участки, инициируя судебные процессы по спорным случаям, так многолетний суд имел место по Приморскому участку в Хайфе, участку в Афуле. Управление во главе с В.К. Антиповым поддерживало зарубежную русскую духовную миссию в Иерусалиме, так в 1939 г. был заключен договор между ППО и Русской духовной миссией миссии о беспроцентном займе на 15 лет в размере 700 палестинских фунтов.

В марте 1948 г. в условиях начавшейся войны между арабами и евреями В.К. Антипов и члены управления покинули Сергиевское подворье в Иерусалиме и переехали в Александровское подворье.

Покидая Палестину, 28 апреля 1948 г. британские власти попытались издать закон, согласно которому фактическое и юридическое управление всеми имуществами ППО должно было принадлежать «Дирекции Администраторов имуществ Православного Палестинского Общества». В состав Дирекции согласно документу должны были войти члены управления подворьями ППО: Василий Антипов, Сергей Староскольский, Ассаф Уахбе. Текст Указа должен был появиться 28 апреля 1948 г. в газете «Official Gazette», однако деятели Хаганы приняли меры по изъятию документа из уже напечатанного тиража газеты.

Израильские власти не признали этого указа и взяли контроль над собственностью ППО на территории новообразованного государства Израиль в свои руки. 24 сентября 1948 г. МИД в своем письме сообщал в Совет по делам Русской Православной Церкви, что, по сообщениям израильской прессы, Антипов выехал из Св. Земли вместе с документами на участки на территории Израиля [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 415. Л. 44]. Василий Антипов, по данным иерусалимского исследователя иерея Романа Гультяева, умер в 1959 г. [Гультяев, 2014. С. 141].

Перед выездом Антипова Александровское подворье, расположенное в арабской части Иерусалима, Сергиевское подворье, оказавшееся в израильской части города, поручались члену Совета ППО, исполняющему обязанности секретаря Управления подворьями Общества, Владимиру Алексеевичу Самарскому, по некоторым сведениям, бывшему полковнику царской армии. Из Сергиевского подворья Самарский писал донесения В.К. Антипову о положении на подворье. В своем рапорте от 12 апреля 1948 г. В.А. Самарский сообщает об ультиматуме еврейских вооруженных формирований: «...Доношу, что общая ситуация на Сергиевском подворье делается все невыносимее и опаснее: Организация, которая в настоящее время ведет переговоры и хозяйничает на Сергиевском подворье повидимому коммунистическая и ко мне относится крайне враждебно и нетерпимо, хотя очень много русских евреев и среди них недавно прибывшие из Советской России...».

Представители еврейской охраны подворья пытались препятствовать попытке эвакуации архива ППО. Как жаловался В.К. Антипов 16 апреля 1948 г. секретарю Администратора над Русскими Имуществами Марруму, евреи «не позволяют нам перевезти наши деловые папки, находящиеся все еще в нашем офисе». Несмотря на строжайшие меры и проверки, женщины, старожилы подворий, единственным источником существования для которых годами было получаемое от Палестинского общества пособие, вынесли по указанию Самарского с территории Сергиевского подворья царские портреты, знаменитый «сергиевский флаг» ИППО и большое количество папок с документами текущего архива. В.К. Антипов переправил это имущество на хранение в Иерихон. Какие-то документы и ценные вещи Самарский перенес в Вениаминовское подворье.

11 мая 1948 г., В.А. Самарский направляет письмо в Бейрут, «Посланнику СССР в Сирии и Ливане», пытаясь заручиться поддержкой властей СССР в деле сохранения русских подворий. 14 мая 1948 г. Национальный совет еврейского государства провозгласил образование Государства Израиль. Советское правительство первым официально признало Израиль и его Временное правительство.

2 июня 1948 г. Самарский передал на хранение в сейф британского Барклейс Банка 49 папок с документами, включая 22 папки с владельческими документами на участки земли, подворья и другие объекты русской недвижимости в Святой Земле (в том числе 82 листа документов и 1 план по Сергиевскому подворью) и 27 папок с контрактами на аренду объектов ИППО, заключенными в годы Британского мандата.

В настоящее время эти документы хранятся в Государственном архиве Израиля. Выявлена переписка Самарского с представителями советской дипломатии в Израиле.

Таким образом, до 1951 г. Управление подворьями ППО располагалось в восточной части здания Сергиевского подворья. В 1951 г. Самарский покинул подворье, передав дела представителю Российского палестинского общества, прибывшему из СССР А.А. Зайцеву. До приезда представителей Российского палестинского общества В.А. Самарский получал у еврейского чиновника, опекавшего русскую собственность, Исаака Рабиновича жалованье, но после увольнения из общества И.Л. Рабинович прекратил ему выплату денег. После передачи дел В.А. Самарский переехал на жительство во французский католический монастырь в Иерусалиме, а позже уехал во Францию, как сообщается в письме одного из русских клириков из Иерусалима [ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 852. Л. 108-111]4.

В письме схиигуменьи Евгении (Митрофановой) митрополиту Николаю (Ярушевичу) из Иерусалима от 10 июля 1954 г. сказано:

«Вы спрашиваете, дорогой Владыко, про Самарского. Я его хорошо знаю, но не с положительной стороны, его выгнали из Палестинского о[бщест]ва и хотели отдать под суд за продажу евреям важных документов, подтверждавших право на владение Пал[естинского] о[бщест]ва имуществом в Израиле. При содействии католиков Самарскому удалось бежать во Францию. Его прошлое тоже темно и неизвестно» [Паламаренко, 2020. С. 54].

Вероятно, В. Самарский умер и похоронен в Париже. «САМАРСКИЙ Владимир» с датой смерти 15.09.1956 [Алфавитный список русских захоронений на кладбище Сент-Женевьев-де-буа] упомянут в списках захороненных в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-буа. Хотел бы еще раз сказать, что жизнь и деятельность в Святой Земле всех троих управляющий подворьями ППО требует дальнейшего изучения.

Литература

Алфавитный список русских захоронений на кладбище

Сент-Женевьев-де-буа // Режим доступа: https://forum.vgd.ru/395/74191/ (дата обращения: 01.05.2021).

4 Копия документа предоставлена священником Димитрием Сафоновым.

Урясов Михаил Николаевич

154-

Горячкин Г.В. Русская Александрия: Судьбы эмиграции в Египте. М., 2010.

Гультяев Р. Александровское подворье: исторический анализ прав собственника. Часть 1. 1859-1947 // Иерусалимский православный семинар. 2014. № 5. С. 125-146.

Лисовой Н.Н. Сергиевское подворье — судьба, история, перспективы // Православный палестинский сборник. 2011. № 107. С. 15-53.

Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997. Сост. В.Н. Чуваков. Т. 6. Кн. 1. М., 2005.

Паламаренко Е.В. Письма русских монахинь из Иерусалима в 1945-1967 годах // Христианство на Ближнем Востоке. № 5. 2020. С. 4-186.

Сафонов Д.В. Русские люди и русское имущество на Святой земле в документах управляющего подворьями Православного палестинского общества в Иерусалиме (1919-1925 гг.) // Христианство на Ближнем Востоке. 2017. № 4. С. 4-84.

Сафонов Димитрий, священник. Деятельность Н.Р. Селезнёва в документах Государственного архива Израиля (1919-1925 гг.) // Иерусалимский вестник. 2013. № 3-4. С. 113-216.

References

Alphabetical list of Russian burials in the Sainte-Genevieve-des-Bois cemetery. URL: https://forum.vgd.ru/395/74191/ (date of access: 05/01/2021).

Dimitri Safonov, priest. Activity of N. R. Seleznev in the documents of the State Archive of Israel (1919-1925). Jerusalem Bulletin, 2013, no. 3-4, pp. 113-216.

Goryachkin G.V. Russian Alexandria: The fate of emigration in Egypt. Moscow, 2010.

Gultyaev R. Alexandrovskoe podvorye: historical analysis of the rights of the owner. Part 1. 1859-1947. Jerusalem Orthodox Seminar, 2014, no. 5, pp. 125-146.

Lisovoy N.N. Sergievskoe podvorye-fate, history, prospects. Orthodox Palestinian Collection, 2011, no. 107, pp. 15-53.

Palamarenko E.V. Letters of Russian nuns from Jerusalem in 1945-1967. Christianity in the Middle East, 2020, no. 5, pp. 4-186.

Safonov D.V. Russian People and Russian Property in the Holy Land in the Documents of the Manager of the Metochion of the Orthodox Palestinian Society in Jerusalem (1919-1925). Christianity in the Middle East, 2017, no. 4, pp. 4-84.

Unforgotten graves. Russian Diaspora: Obituaries 1917-1997. Comp. V.N. Dude. T. 6. Book. 1. Moscow, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.