Научная статья на тему 'Российская Духовная миссия в Иерусалиме и императорское Православное палестинское общество'

Российская Духовная миссия в Иерусалиме и императорское Православное палестинское общество Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
979
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РОССИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАЛЕСТИНА / ИЗРАИЛЬ / MISSION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN SPIRITUAL MISSION / IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY / PALESTINE / ISRAEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бирюкова К.В.

В исследовании рассмотрены основные этапы истории Российской Духовной Миссии в Палестине и Императорского Православного Палестинского Общества, от открытия Российского Консульства в Яффе в 1820 году до их современного положения в Палестине. Прослеживаются такие направления их деятельности, как помощь паломникам, просветительская, научно-исследовательская, археологические раскопки, приобретение земельной собственности и строительство, благотворительная, дипломатическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бирюкова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN JERUSALEM AND IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY

In the research the main stages of history of the Russian Spiritual Mission in Palestine and Imperial Orthodox Palestinian Society, from opening of the Russian Consulate in Jaffa in 1820 to their modern provision in Palestine are considered. Such directions of their activities as the help to pilgrims, educational, research, archeological excavations, acquisition of an agricultural property and a construction, charitable, diplomatic are traced.

Текст научной работы на тему «Российская Духовная миссия в Иерусалиме и императорское Православное палестинское общество»

УДК 271.21-764 БИРЮКОВА К.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра теологии Российский государственный социальный университет

E-mail: kristina_ biryuko@mail. ru

UDC271.21-764 BIRYUKOVA K.V.

Candidate of historical sciences, associate professor, Department of theology Russian state social university E-mail: kristina_ biryuko@mail. ru

РОССИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ И ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN JERUSALEM AND IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY

В исследовании рассмотрены основные этапы истории Российской Духовной Миссии в Палестине и Императорского Правоачавного Палестинского Общества, от открытия Российского Консульства в Яффе в 1820 году до их современного положения в Палестине. Прослеживаются такие направления их деятельности, как помощь паломникам, просветительская, научно-исследовательская, археологические раскопки, приобретение земельной собственности и строительство, благотворительная, дипломатическая.

Ключевые сюва.Миссия. Русская Православная Церковь, Российская Духовная Миссия, Императорское Православное Палестинское Общество, Палестина, Израиль.

In the research the main stages of history of the Russian Spiritual Mission in Palestine and Imperial Orthodox Palestinian Society, from opening of the Russian Consulate in Jaffa in 1820 to their modern provision in Palestine are considered. Such directions of their activities as the help to pilgrims, educational, research, archeological excavations, acquisition of an agricultural property and a construction, charitable, diplomatic are traced.

Keywords:Mission. Russian Orthodox Church, Russian Spiritual Mission, Imperial Orthodox Palestinian Society, Palestine, Israel.

В 1920 г. в городе Яффа было открыто Российское Консульство, основной задачей которого заявлялась поддержка русских паломников в Святой Земле. Необходимо было решать вопрос обеспечения безопасности паломников, транспорта и гостиниц. Акту альной задачей было обеспечить присутствие русского духовенства. поскольку русские паломники окормлялись греческим духовенством |4. с.232].

После учреждения Иерусалиме и Сирии ино-славных представительств в противовес их влиянию Восточные Патриархаты стали искать поддержку в России. Российским же сотрудникам здесь приходилось выстраивать взаимоотношения с турецкими властями и соблюдать канонические нормы взаимодействия с Восточными Патриархатам |7. с.85]. Православные в Палестине были представлены в основном бедняками арабами и находились в меньшинстве. Они почти не имели школ и образованного духовенства |8. с. 157].

В 1840-х встал вопрос о создании Российской Духовной Миссии для поддержки русских паломников в Палестине. В апреле 1842 г. в Палестину был направлен настоятель русской посольской церкви в Вене архимандрит. а впоследствии епископ Порфирий (Успенский). Не официально, формально он ехал в качестве паломник) и прибыл в Иеру салим 23 февраля 1847 г. Владыка Порфирий был известен как увлеченный исследователь истории раннего христианства и коллекционер древних

памятников и реликвий.

Указом Св. Синода от 31 августа 1847 г. была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме в составе начальника (архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (Говорова) и нескольких выпускников Санкт-Петербургской духовной семинарии. Они приехали в Иерусалим в качестве паломников в феврале 1848 г. |4. с.327] Обосновались в Архангельском монастыре и стали проводить богослужения на церковнославянском языке.

С благословения Патриарха Иерусалимского Кирилла русская миссия взяла опеку над православными арабами Палестины. В июне 1849 г. было открыто задуманное о. Порфирием греческо-арабское училище в Святогробском монастыре. В 1852 г. школу решено было расширить и перенести в Крестный монастырь. Тогда же Порфирий (Успенский) был назначен попечителем всех православных учебных заведений на Святой Земле [7. с. 98].

Архимандрит Порфирий добился открытия в Иерусалиме духовного училища для подготовки сельских священников и преподавателей, где учились и арабы, также была открыта школа для девочек-арабок, подобные школы были в Лидде. Рамле и Яффе. В 1852 году в типографии Иерусалимской Патриархии были напечатаны на арабском языке Апостол и Катехизис. Миссия взяла на себя заботу о паломниках, для них

© Бирюкова К.В. © Biryukova K.V.

устраивались специальные приюты на купленных участках и в зданиях, организовывала паломнические поездки [4. с.334].

Иерусалимский патриархат отнесся к миссионерам снисходительно, и не оказывал ощутимой поддержки. Отношения осложнялись тем. что в церковной канонической традиции Иерусалимский патриархат занимает первенствующее положение по отношению к Русской Православной Церкви.

С началом Крымской войны в 1854 г. члены миссии выну ждены были оставить Иеру салим. В итоге войны Россия у тратила право покровительствовать православным христианам в Палестине.

В 1858 г. миссия была вновь открыта.«Отправка новой миссии была связана со стремлением восстановить утраченные позиции. По согласованию с Портой новый начальник миссии Кирилл (Наумов) был возведен в сан епископа. Это обстоятельство вызвало трения с местным духовенством, поскольку высокий сан посланца нарушал канонические взаимоотношения двух Церквей - Ру сской и Иеру салимской, как бы ограничивал прерогативы последней. Епископ Кирилл прибыл в Иерусалим в 1858 г.. имея при себе 10 человек (под началом у Порфирия (Успенского) было всего трое). Последующие миссии были также немногочисленны, причем начальники, по примеру первой миссии, были в сане архимандрита» [10|. Начальник Миссии, епископ Кирилл (Наумов), установил дружеские отношения с Иерусалимским Патриархом Кириллом. Но осложнилось взаимодействие с Русским Консульством, перенесенным в 1858 г. в Иерусалим. Предположительно, Консульство опасалось утратить контроль над деятельностью Миссии.

Положение осложнялось тем. что заведывание строительством храмов и странноприимных домов в Иеру салиме было возложено в 1859 г. в обход Миссии и Синода на светский институт - Палестинский Комитет. Интересы же Палестинского Комитета во многом совпадали здесь с интересами «Ру сского общества пароходства и торговли» (РОПИТ) |7; С. 102].

Идеологом этого нового палестинского проекта был Борис Павлович Мансуров, близкий к РОПИТу и к окру жению великого князя Константина Николаевича. Он утверждал, что интересы правительства на Ближнем Востоке совпадают с выгодами РОПИТа. Пароходство будет стремиться извлекать выгоду из русских паломников и развивать паломничество, а паломничество будет служить и дипломатическим интересам России в регионе [7. с. 110].

Палестинский Комитет купил несколько земельных участков в Святой земле и осуществил масштабное строительство, и на том исчерпал свои функции. Вместо него в 1864 г. была создана Палестинская Комиссия при Азиатском департаменте МИДа в составе Б.П. Мансурова и директора департамента графа Н.П. Игнатьева |7. с. 119]. Деятельность Комиссии заключалась в у правлении русскими учреждениями в Палестине [7. с. 121].

В 1864 Синод отстранил от должности начальника миссии Епископа Кирилла, назначив вместо него его помощника. архимандрита Леонида (Кавелина), через год отозванного по просьбе Патриарха Кирилла[9. с.47|.

После архимандрита Леонидаво главе миссии был архимандрит Антонин(Капустин). Его руководство Миссией было длительным и успешным. Дтя укрепления положения миссиион активно приобретает земельную собственность в Палестине, строитгости-ницы. храмы и монастыри |8. с. 161]. На многих приобретённых землях о. Антонин производил раскопки. На двух участках, купленных в селении Бет-Джата, разместилась школа для арабских девочек. Всего же насчитывается около 40 приобретений, совершённых архимандритом Антонином |7. с.61|.

В 1889 г. он оформил шесть наиболее крупных своих приобретений в вакуф - понятие шариатского законодательства. предполагающее передачу собственности в вечное пользование храму, монастырю или религиозной общине. Вакуф Антонина стал собственностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а через нее и собственностью Русской Православной Церкви |7. с. 156].

После владыки Антонина Миссию возглавляли-архимандрит Рафаил (Трухин). епископ Александр (Головин), архимандрит Леонид (Сенцов).

Владыка Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин) говорили об организации общества. задачей которого была бы поддержка паломников и содействие научно-археологическим исследованиям в Святой Земле. Но привлечь внимание общества и властей к этому было очень непросто |7. с.63].

После Русско-ту рецкой войны 1878 г.Россия усиливает свое влияние на Ближнем Востоке и обретает возможность оказывать существенную поддержку христианскому населению Османской империи, в том числе в Палестине[7, .64].Это. наряду с ростом религиозно-патриотических настроений, актуализировало вопрос. Повлияло и назначение обер-прокурором Св. Синода в 1880 г. государственно и православно мыслившего К.П. Победоносцева, имевшего большое влияние на будущего императора Александра III. и его братьев |7. с.64]. Еще одним фактором стала активизация церковной жизни в России, создание церковных братств, сестричеств и иных обществ^, с. 163]. Кроме того, отношения между Миссией и Палестинской Комиссией были конфликтны.

Решающее значение в истории основания ИППО сыграло паломничество в Святу ю Землю в 1881 г. братьев императора Александра III великих князей Сергия и Павла Александровичей с их двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем. Православное Палестинское Общество было основано в 1882 году, в Санкт-Петербурге. Инициатором создания общества стал Великий Князь, московский генерал-губернатор. Сергей Александрович, он же его и возглавил. Тогда же Палестинская Комиссия была упразднена и все капиталы, и земельные участки, при-

надлсжавшие ей. были переданы в собственность общества [7. с.65].

Высочайше утвержденный Устав Палестинского Общества был написан В.Н. Хитрово. Согласно ему «Православное Палестинское Общество учреждается с исключительно ученой и благотворительной целями» [7. с.69|. В.Н. Хитрово оставался секретарем Обществ;! до самой смерти (в 1903 г.). Он не только управлял деятельностью Палестинского Общества, но и пу бликовал ценные исследовательские статьи |8. с. 167]. Присвоение Обществу в 1889 году статуса Императорского придало ему характер официального у чреждения [4. с.341].

Палестинское Общество разделялось на три отделения: 1) научно-издательское, призванное распространять сведения о Святой Земле: 2) паломническое и 3) «поддержание Православия в Святой Земле».

С 1893 г. проходят епархиальные отделы ИППО. с целью распространения информации и привлечения пожертвований.

К началу деятельности ИППО католические и протестантские школы на Ближнем Востоке обосновались почти на всей его территории. Большинство выходцев из арабской православной общины получали образование в инославных школах с западной системой обучения. что. конечно, способствовало возрастающему переходу молодежи и их семей из православия в католичество и протестантство. Палестинское Общество выступило инициатором образовательной программы для православных арабов.

По турецкому законодательству, вопросами образования и религиозного просвещения арабской православной общины ведала Иерусалимская Патриархия, которая и несла номинальную ответственность за состояние образовательной системы. На деле Патриархи и Святогробское Братство мало заботились об этом, а попытки русских встречали противодействие с их стороны. Во избежание конфликтов, первые школы были открыты не в Иудее, а подальше от Патриархии, в Галилее |8. с. 170]. Там. по благословению митрополита Назаретского Нифонта, в 1882-1884 гг. были созданы четыре начальные школы ППО ]1. с.721]. К 1889 г. действовало 7 школ и у чительская семинария.

Под опеку ИППО были переданы действующие русские школы.«Оно было озабочено, прежде всего, тем. чтобы распространять начатки знаний, простой грамотности среди местных арабов-христиан, бедных, забитых, невежественных. Начальным школам общество уделяло особое внимание. В первый же год своего существования общество открыло школу в селении Муджедил. на следующий год школы в Кафр-Ясифе. Рамэ и Шеджаре. Эти школы посещало 120 мальчиков. В 1897 г. действовало уже 50 школ с общим количеством у чащихся 4000 человек. В 1907 г. в Палестине. Сирии, Ливане имелась 101 школа, число учащихся 11 246. в 1908/09 учебном год>г - 102 школы, число учащихся - 11 536. Накану не первой мировой войны школы Палестинского общества посещало 10 594 ученика - 5526 мальчиков и 5068 девочек. В ведение Палестинского общества перешли также

школы, основанные (под эгидой России) до его учреждения» [10].

Общество сумело создать сеть учебных заведений. количественно и качественно, конку рентоспособных с инославными. В конце Х1Хвека русские школы в Святой Земле оставались не признанными законно Патриархами Иерусалимскими и турецкими властями, они их терпели, но не оформляли юридически |7. с.75]. ИППО построило православные храмы в Иерусалиме. Гефсимании. Хевроне и других местах, а также поддерживала действующие православные церкви, построенные Русской Духовной Миссией. В 1882 году в результате раскопок около Храма Гроба Господня, на участке, приобретённом в 1859 году для постройки здания консульства, были найдены остатки Порога Судных Врат, через которые Христос шёл на Голгофу ] 1. с.563].

В 1885 г. стало ясно, что построенные Палестинским Комитетом вначале 1860-х гг. здания уже не вмещают растущего числа паломников. Палестинское Общество ставит вопрос о строительстве нового подворья.

Общество заботилось о духовном просвещении паломников, улучшении их быта на Святой Земле. Железнодорожные общества и Русское общество пароходства и торговли согласились снизить цены для богомольцев. совершающих паломничество из России в Иерусалим. ИППО устраивало странноприимные дома и подворья не только в Святой Земле, но и вгоро-дах. расположенных возле моря, например в Одессе и Таганроге.

В больницах открытых Палестинским Обществом в Назарете. Вифлееме, Иерусалиме и в других городах. оказывали помощь всем нуждающимся не зависимо от их вероисповедания. В 1884 году Обществом была открыта амбулатория для местного населения с бесплатной выдачей лекарств. Число прошедших лечение в больницах доходило до 60.000 человек в год. В Иерусалиме функционировал русский госпиталь, основанный в 1862-1863 гг.. на 40 коек с бесплатным лечением и содержанием! 1()|.

Русская Духовная Миссия активно сотрудничала с ИППО. Их деятельность и укрепление положения Ру сской Православной Церкви в Иерусалиме способствовали притоку паломников из России. С 1881 по 1894 годы Святу ю Землю посетило свыше 15.000 русских паломников |8. с. 175].

На подворьях была организована продажа издаваемых Обществом недорогих брошюр духовного содержания и икон, устраивались ежедневно религиозно-нравственные чтения. Общество издавало также научные периодические издания «Православный Палестинский сборник» и «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества» |4. с.345].

Деятельность ИППО много способствовала развитию отечественного востоковедения. Вскоре после создания ИППО. осенью 1882 г.. Советом Общества ставится вопрос об археологических раскопках на Русском месте, в Старом Городе, возле храма Гроба Господня |7. с.82]. Руководство раскопками и контроль над расходом

денег принял на себя архимандрит Антонин(Капустин). По рекомендации архимандрита Антонина к раскопкам был привлечен шаток иерусалимских древностей немецкий археолог и архитектор Конрад Шик. Находки стали экспонатами музея, основанного о. Антонином при Русской Духовной миссии в Иерусалиме |7. с.83].

В 1891-1892 годах совместно с РДМ была организована экспедиция Н.М. Кондакова, общество помогало ученым, проводящим исследования на Ближнем Востоке |7. с.84|.

После гибели мужа, обязанности председателя ИППО приняла на себя Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая была председателем Общества до 1917 года.

В мае 1907 г. в Санкт-Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. Император Николай II почтил председателя Общества рескриптом. в котором быт подведен итог четверги века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине ценностью почти в два миллиона рублей. ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 у чебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению» [4. с.348|.

Перед началом первой мировой войны деятельность Общества пошла на убыль. На регулярных научных диску ссиях, проводившихся ИППО. все чаще раздавались призывы к реорганизации Палестинского общества и превращению его в сугубо научную организацию |7. с.86]. Первая Мировая война существенным образом изменила деятельность Палестинского общества. Здание Русской Духовной Миссии было опечатано. богослу жения прекратились.

В связи с революционными событиями в России в 1917 г. Вел. кн. Елизавета Федоровна, не желая подвергать опасности членов Общества, отказалась от председательства. Общество перестало называться Императорским, так гак это потеряло смысл. В апреле 1917 года на общем собрании председателем Палестинского общества был избран князь A.A. Ширинский-Шихматов. который и возглавлял его до своей эмиграции в Германию, в 1918 году.где стал руководителем Совета Зарубежного ППО. За Палестинским обществом осталась лишь одна научная функция, оно превратилось в сугубо научное учреждение. Сами ученые энергично добивались его утверждения. Именно благодаря им Палестинское Общество смогло выжить в новых условиях 110|.

В 1919 году Святу ю землю заняли англичане, и некоторые члены Общества верну лись в Иерусалим, были возобновлены богослужения.

Первая мировая война и британское управление в Палестине «неблагоприятно отразились на деятельности ИППО и его имуществе в странах Восточного Средиземноморья. Значительная часть строений на территории российских подворий была либо уничтожена турецкими солдатами, либо переоборудована в различные административные учреждения. Англия и Франция.

распределившие после окончания войны между собой колониальные мандаты Лиги Наций на значительну ю часть бывших арабских владений Османской Империи, сохранили в отношении российской недвижимости то положение, которое су ществовало при ту рецких властях. При этом признанные Великобританией в 1925 г. Российское палестинское общество в изгнании со штаб-квартирой в Париже и Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, действующая от имени Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за рубежом, получали мизерные средства за аренду российских площадей и помещений. Практику принудительно-убыточной аренды российского имущества в Палестине после ее раздела по резолюции ООН №181/11 от ноября 1947 г. по наследству от англичан переняли израильские власти» [5; с. 158-159].

Связи России с Палестиной были надолго прерваны. В 1921 году Русская Духовная Миссия и Православное Палестинское Общество в Иерусалиме перешли под управление Русской Зарубежной Православной Церкви. Под действием Британского мандата Английская администрация признаёт существование Общества и становится опекуном зарубежного ППО и Ру сской Духовной Миссии. Одновременно с этим колониальные власти начинают арендовать иму щество зарубежного ППО и Миссии. Вырученные деньги от аренды были основным источником существования для русских монахов, священников и паломников, оказавшихся в Палестине в результате войны и революции [6, с. 13].

Связь с Академией наук не помогла влиться послереволюционному Палестинскому Обществу в какую-либо научно-организационную структуру.полностью узаконенную в условиях советской власти, это поставило Общество под угрозу закрытия. В июне 1921 года, когда председателем Палестинского Общества был выбран незадолго до этого академик Ф.И. Успенский, были опечатаны помещения Общества, арестован заведующий домом и делами В.Д. Юшманов. Благодаря ходатайствам членов Академии Наук и самого председателя Палестинского Общества его деятельность удалось возобновить в 1922 году [4. с.3511.

Вначале 1930-х гг.. в период кризиса исторической науки в СССР.вопросы. решаемые Палестинским обществом.оказались не актуальными. Тем не менее, его научная деятельность продолжалась [10].

Жизнь Российского Палестинского Общества возобновилась после окончания второй мировой войны, когда были установлены дипломатические отношения СССР со многими странами Ближнего Востока. Отечественные исследователи заинтересовались теми направлениями востоковедения, которыми занимались русские ученые до 1917 г. Отделения РПО в Москве, Ленинграде. Ереване, Тбилиси. Баку. Ярославле, Горьком активизировали научно-исследовательскую и научно-издательскую деятельность, ставшую основной в работе членов Общества [5. с. 161].

В 1948 году, после провозглашения государства Израиль.Русская Православная Церковь возобновила

своё управление той частью владений миссии, которая находилась на территории Израиля. Были проведены восстановительные работы в иерусалимском соборном храме во имя Святой Троицы, в Горней Обители отремонтирован храм в честь Казанской иконы Божией Матери.В ведении Зару бежного ППО на Святой Земле остаются только те строения и земли, которые находились в Старом городе. Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу, то есть на территориях присоединенных после арабо-израильской войны к Иордании [6. с.18].

В январе 1951 года состоялось общее собрание РПО.на котором присутствовали видные ученые Москвы и Ленинграда. Председательствовал главный ученый секретарь Академии наук академик A.B. Топчиев. В начале 1950-х годов усилился интерес советских ученых к странам Ближнего Востока.Президиум Академии наук СССР признал необходимым активизировать деятельность Общества как организации, помогающей советским ученым заниматься изучением этих стран. Председателем РПО был избран исследователь Средней Азии С. П. Толстов. Тогда же был утвержден представитель Общества в Израиле М П. Калугин. В марте 1951 г. он прибыл в Иерусалим как официальный представитель РПО и разместился в штаб-квартире Общества, в Сергиевском подворье [3, с.77-78|.

В 1954 г. вышел первый выпуск новой серии «Палестинского сборника».с 1954 по 1971 г. вышло 23 выпуска этого издания (10]. Наряду с изданием «Палестинского сборника», учеными-членами РПО были подготовлены монографии. В советский период, отечественные востоковеды занимались анализом древних и средневековых источников. Вместе с тем появилось немало публикаций, посвященных актуальным вопросам современности, в частности анализу арабо-израильских отношений, палестинской проблемы и других проблем ближневосточного урегулирования. Важной формой работы РПО стало проведение научных заседаний, сессий, чтений, дискуссий и других подобных мероприятий с привлечением ведущих специалистов по истории, экономике, литературе и искусству стран Северной Африки. Ближнего и Среднего Востока 16. с.20].

В 1964 г. советские власти продали Израилю большую часть принадлежавшей Русской Православной Церкви недвижимости в Палестине. В ведении Московского Патриархата остался Троицкий собор и здание Ру сской духовной миссии, часть которого арендовано Израилем под иерусалимский «мировой суд».После Шестидневной войны в июне 1967 г. весь Иерусалим и Западный Берег переходят под контроль Израиля, в итоге СССР разрывает отношений с Израилем, советские представители, в том числе представитель РПО. покидают страну.

«Сейчас часть здания Русской Духовной Миссии занята чиновниками израильского суда: помещениями русской больницы в Иерусалиме распоряжается израильский мировой суд. на территории Елизаветинского

подворья находится тюрьма временного содержания, а в стенах русской гимназии в Назарете - полицейских участок. Правда, в отличии от держав-мандариев. израильское правительство в 1948 г. признало за Российским Палестинским Обществом при Академии Наук СССР и РПЦ преемственность права распоряжаться сохранившимся имуществом ИППО и РДМ на территории государства Израиль» |5: 158-159].

В 1969 году Совет Зарубежного ППО принимает решение. что попечение об Обществе будет осуществлять Архиерейский Синод РПЦЗ.В апреле 1970 года структура Зарубежного ППО реорганизуется, и возникают три независимые секции: американская, европейская и в Святой Земле, каждая из которых могла самостоятельно вести финансовые дела, а также приобретать и продавать земельные участки в своей географической зоне |7. с.18|.

Восстановление дипломатических отношений СССР с государством Израиль и изменение традиционной для советского периода внешнеполитической концепции в 1980-1990-х гг. позволили РПО работать по-другому. В 1988-2000 годах Общество возглавлял ректор Дипломатической академии О.Г. Пересыпкин. в 2000-2003 годах А.Ф. Чистяков.|5. с.162|.

События, произошедшие в СССР в 1980-1990 гг., и восстановление отношений с Израилем, позволили РПО почувствовать себя свободней в своей деятельности. по сравнению с послереволюционным периодом, в котором учёные боролись за право существования Общества.

Что касается Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, то на ее судьбу повлияло создание 14 мая 1948 г. Государств;! Израиль. Сразу после обмена посланниками российской стороной были приняты меры по возрождению деятельности Ру сской духовной миссии в Иерусалиме. В письме заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов;) от 10 сентября 1948 г. указывалось: «Учитывая сложившуюся в Иеру салиме обстановку , посланник т. Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской духовной миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского палестинского обществ;), выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом. 2. В целях сохранен™ оставшихся архивов Духовной миссии и Палестинского обществ;) от возможного уничтожения или расхищения передать все документы на хранение в Англо-Палестинский банк или вывезти их под охраной еврейских властей в Тель-Авив на хранение в нашей миссии» 11. с.518].

В октябре 1948 г. И В. Сталин подписал распоряжение Совета Министров СССР «дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в Государство Израиль для постоянной работы архимандрита Леонида (Лобачева Ильи Христофоровича)

в качестве начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и Елховского Владимира Евгеньевича в качестве священника миссии». В ноябре назначенные члены миссии были уже в Иерусалиме. В одном из первых сообщений архимандрит Леонид рассказал, что «церковь и здания в Иерусалиме, не говоря уже о других местах. находятся в запущенном состоянии и нуждаются в ремонте, который необходимо сделать также и для поднятия авторитета Духовной миссии и престижа Русской Церкви в Палестине. Доходы, получаемые от арендаторов. являются незначительными, так как главная часть имущества в Иерусалиме принадлежит Палестинскому' обществу, и поэтому они не будут покрывать расходов миссии. С получением имущества Палестинского общества положение изменится, будут покрываться не только расходы обеих организаций, но и значительные суммы посту пят в доходы государства» |1. с.522].

После того, как завершилась первая арабо-израильская война, храмы и участки, оказавшиеся на территории Государства Израиль, были возвращены в собственность советского правительства^ монастыри, храмы и земельные участки Миссии на территории, отошедшей Иордании, остались у Ру сской Православной Церкви за границей|5. с. 159].

Начальнику Миссии в 1949-1951 гг. епископу' Владимир (Кобец) пришлось приведению в порядок иму щества миссии.

В сентябре 1951 года начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен архимандрит Поли карп (Приймак), где и пробыл до апреля 1955 года. С мая 1955 года по 1956 год исполнял обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Протоиерей Михаил (Зёрнов).С февраля 1956 года по 1957 год начальником Миссии был Архимандрит Пимен (Хмелевский) |4. с.358].

Несмотря на многие трудности, жизнь Миссии продолжалась. Совершались богослужения, воздвигались новые храмы. В 1962 году на русском участке на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. Этот участок, расположенный близ старинного рыбацкого селения Магдала, считался одним из самых живописных на всем побережье Галилейского озера, вследствие чего давно вызывал интерес местных торговцев, которые обвиняли Ру сску ю Духовную Миссию в неэффективном использовании этой земли |8. с. 183].

С конца 1950-х гг. до начала 1990-х гг. начальниками Миссии были: Архимандрит Никодим (Ротов)с сентября 1957 г. по март 1959г.: Архимандрит Никодим (Руснак) с ноября 1958 г. по февраль 1961 г.. он только исполнял обязанности;Архимандрит Августин (Судоплатов) с октября 1959 г. по 1961г.; Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) с октября 1961 г. по зиму 1963 г.; Архимандрит Ювеналий (Поярков) с февраля 1963 г. по декабрь 1964 г.: Архимандрит Гермоген (Орехов) с декабря 1964 г. по ноябрь 1966 г.; Архимандрит Антоний (Завгородний) с марта 1967 г. по 1970 г.: Архимандрит Иероним (Зиновьев) с марта 1970 г. по авгу ст 1972 г.;

Архимандрит Климент (Толстихин) с августа 1972 г. по апрель 1974 г.; Архимандрит Серафим (Тихонов)с апре.ля 1974 г. по декабрь 1976 г.; Архимандрит Николай (Шкрумко) с июля 1977 г. по 1982 г.: Архимандрит Пантелеймон (Долганов) с июля 1982 г. по 1986 г.; Архимандрит Павел (Пономарёв) с июля 1986 г. по июль 1988 г. [8. с.186|

С 1990-х годов, число желающих поклониться святыням увеличилось во много раз по сравнению с советским периодом. Сейчас РДМ принимает еженедельно православных христиан из России. Украины и Белоруссии, а также других стран. Кроме заботы о паломниках Миссия занимается реставрацией хра-мови монастырей.В настоящее время в ведении РДМ Московского Патриархата находится семь храмов. Сегодня в них возносится молитва, совершаются богослужения и активно продолжаются восстановительные работы [4. с.349].

В XXI веке возвращение участков Миссии активно продолжается.

В начале 2007 года Российской Федерации, для устройства русского паломнического подворья. Иорданским Королевством был передан участок земли у места Крещения Господня на реке Иордан. Церемония передачи состоялась во время визита Президента России В В. Путина в Иорданию. От лица Ру сской Православной Церкви в этом историческом событии участвовал начальник Миссии архимандрит Тихон (Зайцев).В июне этого года состоялось еще одно знаменательное событие, представители двух объединившихся частей Русской Церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле. Русскую Церковь представлял начальник Русской Миссии в Иерусалиме, а Русскую Зарубежную Церковь, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт). Девятого июня всенощное бдение было совершено в храме Ру сской Зарубежной Церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании, а 10 июня, в день Всех русских святых. Божественная литу ргия совершалась в Горненском монастыре, в достроенном соборе Всех святых в земле Российской просиявших |4. с.350].

С кон. 1980-х г. г. начальниками Миссии были: Архимандрит Никита (Лату шко) с ию.ля 1988 г. по апрель 1993 г.: Архимандрит Феодосий (Васнев)с апреля 1993 г. по 2002 г.; Архимандрит Елисей (Ганаба) с марта 2002 г. по 2006 г.: Архимандрит Тихон (Зайцев)с октября 2006 г. по 2009 г.

В марте 2009 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме назначен архимандрит Исидор (Минаев) |8. с. 185].

На протяжении всей истории Русской Духовной Миссии ее цели и задачи менялись. Сегодня Миссия является. в первую очередь, представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структу рах Израиля. Палестинской Автономии и Иордании. Кроме этого. Миссия выполняет функцию центра пастырского попечения о рус-

скоговорящих православных верующих, проживающих на территории этих трех государств! 5. с.163|. Также РДМ ведущая паломническая служба Русской Церкви, организующая поездки по территории четырех стран: Израиля. Палестинской Автономии. Египта и Иордании.

Сейчас в Иерусалиме функционируют две параллельные структуры Русской Духовной Миссии: Русская Духовная Миссия Московского Патриархата и Русская Духовная Миссия Русской Православной Церкви за рубежом.

Биб. 11IOI раф| I ческ11 ii tin icok

1. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. T.I. Под ред. Н.Н. Лисового. М. Международные отношения. 2000. 741 с.

2. Воробьёва И А. Русские миссии в Святой Земле в 1848-1917 гг. М.Институт Востоковедения РАН. 2001. 174 с.

3. Гасратян С.М.Русская Духовная Миссия в Израиле в 40 - 60-ые гг. XX в.//Восток. 1998. №5. С.76-87.

4. Ефимов Л. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. ПС 11 У. 2007. 688 с.

5. Крылов А.В., Сорокина Н.М. Русская Палестина. К 125-летию Императорского Православного Палестинского Общес тва и 160-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.//© кн.: Аналитические записки. Сб. ст. Марг 2007 г. С. 141-164.

6. Лисовст Н.Н. Императорское Православное Патестинское Общество: XIX-XX-XXI века/Ютечественная история.№ 1.2007. С. 3-22

7. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на ближнем Востоке в XIX - начале XX в. М. Иидрик. 2006. 510 с.

8. Миссиология: Учебное пособие. Под ред. Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского. Белгород, 11равославная Духовная Семинария, 2009.464 с.

9. Церпицкая О.Л. Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. № 21-22. 2000. С.47-62.

10. ЮзбашянК.Н. Палестинское общество. Страницы истории. [Электронный ресурс]. http://ros-vos.net/history/ippo/obz/9/

References

1. Russia in the Holy Land. Documents and materials. Under N. N. Lisovy's edition. M. International relations, 2000. V. 1. 741 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vombyyova I. A. Hie Russian missions in the I loly Land in 1848-1917gg. M. Institut Oriental studies of RAS. 2001.174 p.

3. Gasralyan MP. The Russian Spiritual Mission in Israel in the 40 - 60th of the 20th century//East. 1998. № 5. Pp. 77-78.

4. YefimovA. ^.Sketches on history of missionary work of Russian Orthodox Church. PSTGU.2007.688 p.

5. Kiylov A. V., Sorokina N.M. Russian Palestine. To the 125 anniversary of Imperial Orthodox Palestinian Society and the 160 anniversary of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem.//In the book: Analytical notes. Collection of articles. March. 2007. Pp. 141 -164.

6. LisovoyN. N. Imperial Orthodox Palestinian Society: XIX-XX-XXI centuries.//National history.№1.2007.Pp.3-22.

7. Lisovoy N.N. The Russian spiritual and political presence in the Holy Land and in the Middle East in XIX - the beginning of the 20th century M„ Indrik.2006.510 p.

8. Missiology: manual //Under the editorship of Ioann, the archbishop Belgorod and Stars' Oskol. Belgorod, Orthodox Theological Seminary. 2009. 464 p.

9. Tserpitskaya O. L. The archimandrite Antonin Capoustin and the Russian shrines on the Holy Land//fhe St. Petersburg diocesan sheets. №. 21-22. 2000. Pp. 47-62

10. l'uzbashyan K. N. Palestinian society. Pages of history. |Electronic resource], http://ros-vos.net/liistory/ippo/obz/9/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.