Научная статья на тему 'Управления затратами как фактор повышения качества продукции птицеводческих предприятий'

Управления затратами как фактор повышения качества продукции птицеводческих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SYSTEM / MANAGEMENT / EXPENDITURE / QUALITY / PRODUCTION / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Р. Г.

Экономический подход к качеству, как объекту управления, инструмент, позволяющий предприятию оценивать усилия в области качества с позиции хозяйственной выгоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPENSES MANAGEMENT AS A FACTOR OF INCREASING PRODUCT QUALITY ON POULTRY BREEDING FARMS

The given material in the article opens questions of expenditures effectiveness in a system of quality s rise products of poultry enterprises, its exploitations, inculcations and evaluation of functioning's efficacy.

Текст научной работы на тему «Управления затратами как фактор повышения качества продукции птицеводческих предприятий»

УДК 658.12+658.516.3:658.562 УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прокофьева Р.Г.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: система, управление, затраты, качество,

продукция, эффективность.

Key words: system, management, expenditure, quality, production, effectiveness.

Исследование птицеводческих предприятий Холдинговой компании «Ак Барс» Республики Татарстан показало, что организационнотехнологические методы управления качеством используются на высоком уровне. Экономические методы только формируются.

Экономический подход к проблемам управления качеством производимой продукции основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при организационнотехнологическом, однако, в данном случае расчётный уровень качества не задаётся неизменным, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, необходимой для его достижения. Таким образом, при экономическом подходе качество, как объект управления, рассматривается не как неизменный норматив, а, скорее, как инструмент, позволяющий предприятию достигать целей своего функционирования с учётом специфики деятельности предприятия.

В хозяйственной практике предприятий организационнотехнологический и экономический подходы в решении проблемы управления качеством продукции не реализуются изолированно один от другого, а тесно между собой интегрированы, в результате чего качество рассматривается как обязательный атрибут работы любой организации, но при этом политика качества характеризуется большей или меньшей степенью экономической рациональности.

В настоящее время в системе управления качеством продукции птицеводческих предприятий отсутствует системное отражение влияния повышения качества на величину прибыли. Не представляется возможным службе качества, экономистам измерить выполнение плана по прибыли в результате проведения мероприятий по повышению качества, точно исчислить фактический срок окупаемости затрат на качество, эффективность проводимых мероприятий по повышению качества как по объектам, направлениям и времени, так и по структурным подразделениям

предприятия. Это обусловливает необходимость разработки и внедрения такой системы управления качеством продукции, которая давала бы возможность анализировать эффективность затрат на организационнотехнологические мероприятия по обеспечению и повышению качества с позиции их влияния на результаты производства и величину хозяйственной выгоды.

Методика формирования и внедрения такой системы была апробирована на птицеводческом предприятии ОАО «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы» Республики Татарстан.

Исследования показали, что всю совокупность затрат на производство продукции в сельскохозяйственных организациях, в том числе на птицеводческих предприятиях, в зависимости от их влияния на качество можно представить в виде классификации, разделив их на четыре группы:

- затраты на предупреждение и профилактику заразных заболеваний и гибели птицы,

- затраты на оценку и контроль качества продукции,

- внутренние потери вследствие падежа, санитарного убоя и снижения сортности и группу затрат;

- внешние потери вследствие возвратов продукции, рекламаций и судебных издержек.

Первые две группы затрат - выгодные инвестиции, от которых ожидается положительный эффект, следующие две - потери предприятия. Как показывают исследования, предприятия, тратящие мало средств на профилактику и предупреждение низкого качества продукции, несут больше потерь от снижения сортности и выбраковки птицы. В итоге происходит увеличение суммарных затрат на качество. И наоборот, с увеличением инвестиций в профилактику, снижаются потери от брака, впоследствии вложения в контроль и оценку, что приводит к существенному уменьшению суммарных затрат.

Таким образом, данная классификация затрат образует систему, в которой группы затрат взаимосвязаны между собой: их изменение влияет на изменение суммарной величины данных затрат и на их долю в структуре себестоимости производимой продукции.

Реальные изменения указанных групп затрат целесообразнее анализировать через относительные величины, измеряемые по отношению к выбранным базовым показателям, в числе которых может быть взят показатель объема продаж.

Анализ суммарных затрат, связанных с качеством, ОАО «Агрофирмы «Ак Барс-Пестрецы» за 2008-2010 годы показал, что в 2008 году их доля в объеме продаж уменьшилась с 8,2% до 4,3%. Величины затрат на профилактику и контроль также снизились с 2,2 до 1,1 и с 4,5 до 2,2% соответственно. В то же время доля потерь внутренних вследствие

падежа, санитарного убоя и снижения сортности увеличилась с 0,4% до

0,6%.

В 2009 году доля суммарных затрат, связанных с качеством, в объеме продаж увеличилась с 5,6% до 16,3%, в том числе, инвестиции на профилактику и контроль - с 3,3% до 16%. При этом доля потерь внутренних также увеличилась (с 0,7% до 2,4%). Это свидетельствует о том, что увеличение инвестиций в профилактику и контроль не обеспечило ожидаемого уменьшения убытков от падежа, санитарного убоя и снижения сортности.

В 2010 году из состава ОАО «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы» было выделено предприятие ООО «Птицеводческий комплекс Ак Барс» с более узкой специализацией - производством бройлерной продукции. Анализ относительных показателей затрат, связанных с качеством, за 9 месяцев 2010 года данной организации показал, что их доля в объеме продаж на начало года составляла 18,1%, а концу периода - 12,2%. Удельный вес затрат на профилактику и контроль также снизился - с 2,4 до 1,9 и с 12,5 до 8,2% соответственно. Доля потерь от падежа, санитарного убоя и снижения сортности в объеме продаж в этом периоде находилась на уровне 0,6%. Это свидетельствует о том, что инвестиции в профилактику и контроль за этот период были более эффективными и оказали существенное влияние не только на уменьшение суммарных затрат, связанных с качеством, но на величину себестоимости продукции. Анализ публикаций и исследований в этой области показывает, что снижение себестоимости продукции даже на 1% дает существенный экономический эффект.

Сравнительный анализ величин категорий, рассматриваемых затрат, выявил, что наибольшая доля приходится на группу затрат на мероприятия по оценке и контролю показателей качества (рис.1).

2003 он

і 2000 оіі

I 9 моснцоо 2010 ода

Доля всех Допяз&тра? Доля затрет Допяпстерь Доля потерь Доля затрат

затрат, на на оцекку внутреннее энешюк не пэвыхденив

связыяъх прэфипакгиху кіче ста а

1. Влияние изменения структуры затрат, связанных с качеством, на величину их доли в объеме продаж ОАО «Агрофирма «Ак Барс-Пестрецы» в 2008-2009 годах и предприятия ООО «Птицеводческий

комплекс Ак Барс» в 2010 году

Средний показатель доли данной категории затрат в объеме продаж за 2008-2010 гг. составлял 3,5, 8,2 и 7,7% соответственно. Это свидетельствует о том, что затраты на контроль последствий после завершения производственного процесса превосходят затраты на мероприятия по предупреждению потерь. Кроме того, больший акцент на оценку и контроль, нежели на профилактику и предупреждение потерь может свидетельствовать об упущениях в области управления и организации производства, а также о недостатке инвестиций в профилактические мероприятия.

Особое внимание вызвала тенденция роста группы затрат, относящихся к убыткам - потерь вследствие падежа, выбраковки и снижения сортности. Анализ элементов данной группы затрат за рассматриваемый период выявил, что основную долю в их составе образуют потери вследствие падежа, на которые приходится 89,2% и 97,4% соответственно.

Исследование показало, что основными источниками данных потерь являются два производственных подразделения - птичники для выращивания ремонтного молодняка и бройлерные цеха. Изучение факторов, влияющих на результаты выращивания птицы, показал, что наиболее существенной причиной падежа является чрезмерная плотность посадки птицы.

Анализ причин чрезмерной плотности посадки птицы с использованием причинно-следственной диаграммы позволил

сформировать план предупредительных мероприятий. Аналогичный анализ был произведен относительно потерь вследствие снижения сортности бройлерной продукции. В результате выявлено, что наибольший вклад в эту категорию потерь вносит убойный цех (в среднем 7,5-8% в сумме годовых внутренних потерь). Исследование основных причин снижения сортности продукции в данном производственном подразделении также позволил определить перечень предупредительных мероприятий.

Таким образом, в качестве первоочередного объекта для осуществления корректирующих мероприятий были выбраны бройлерные цеха (откорм бройлеров от 1 до 42 дней до живого веса 1850 гр.), так как наибольшая доля потерь в общей сумме потерь вследствие падежа (1758400 руб. - 47,2%) приходится на это подразделение.

Реализация запланированных предупредительных мероприятий позволит получить экономию в размере потерь вследствие падежа за вычетом расходов на осуществление разработанных профилактических мероприятий.

Сравнение факторов и экономических оценок прибыли на вложенные средства и сроков окупаемости от мероприятий по их устранению даст возможность устранить проблемы, разрешаемые в самые

короткие сроки и дающие наибольшую окупаемость затрат. Оценка результативности инвестиций позволит вернее выявлять те области, где они могут создать наибольший экономический эффект и существенно влиять не только на уменьшение доли этих затрат в структуре себестоимости, и соответственно на величину себестоимости, прибыли и рентабельности продаж.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Управление качеством / Е.И. Семенова В.Д. Коротнев А.В. Пошатаев и др.; Под ред. Е.И.Семеновой. - М.: КолосС, 2005. - 184 с. 2. Басовский, Л.Г. Управление качеством. / Басовский Л.Г. Протасьев В.Б. - М.: Инфра-М, 2004. - 212 с. 3. Гиссин, В.И. Управление качеством. Серия «Экономика и управление» / Гиссин В.И. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. - 276 с.

УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прокофьева Р.Г.

Резюме

Экономический подход к качеству, как объекту управления, инструмент, позволяющий предприятию оценивать усилия в области качества с позиции хозяйственной выгоды.

EXPENSES MANAGEMENT AS A FACTOR OF INCREASING PRODUCT QUALITY

ON POULTRY BREEDING FARMS

Prokofiyeva R.G.

Summary

The given material in the article opens questions of expenditures effectiveness in a system of quality s rise products of poultry enterprises, its exploitations, inculcations and evaluation of functioning's efficacy.

УДК 658.12+658.516.3:658.562

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА ЭФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прокофьева Р.Г.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: качество, резервы, продукция, эффективность, затраты, себестоимость, рентабельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.