Научная статья на тему 'Управление земельным фондом Украины'

Управление земельным фондом Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домашенко М. Д., Школа В. Ю., Костенко В. В.

В статье рассмотрена структура земельного фонда Украины, система управления земельными ресурсами, выделены экономико-правовые проблемы управления землепользованием. Сформулированы концептуальные положения процедуры выбора методов управления земельными ресурсами. Обоснованы направления рационального использования земельного фонда территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT BY THE LAND FUND OF THE UKRAINE

The structure of land fund of the Ukraine, system of management by land resources is viewed in the article; economic and legal issues of management of land tenure were also highlighted in it. Conceptual theses of procedure of selection of methods of management by land resources were formulated in the article. Directions of rational utilization of land fund of the area were justified in it.

Текст научной работы на тему «Управление земельным фондом Украины»

УДК 332.64:338.516.2:338.48-53

М.Д. Домашенко, В.Ю. Школа, В.В. Костенко* УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ УКРАИНЫ

В статье рассмотрена структура земельного фонда Украины, система управления земельными ресурсами, выделены экономико-правовые проблемы управления землепользованием. Сформулированы концептуальные положения процедуры выбора методов управления земельными ресурсами. Обоснованы направления рационального использования земельного фонда территории

Ключевые слова: земельные ресурсы, земельный фонд, категории земель, государственное управление, рациональное землепользование.

Украина обладает чрезвычайно мощным земельно-ресурсным потенциалом, но уровень и эффективность его использования значительно ниже, чем в среднем по Европе. В связи с этим создание рациональной системы землепользования, основанной на эффективном государственном регулировании земельного фонда Украины, является одной из основных задач государства при решении проблем в сфере земельных ресурсов и рационального природопользования.

Целью данной статьи является усовершенствование научных основ управления земельным фондом Украины, для выполнения которой были поставлены следующие задачи: проанализировать современное состояние и структуру земельного фонда Украины; исследовать методы и формы управления земельным фондом; обосновать возможные направления рационального использования земельного фонда Украины.

Земельный фонд Украины охватывает все земли в пределах ее территории, независимо от целевого использования, видов хозяйствования и форм собственности. Состав и целевое назначение земель Украины определены в Земельном кодексе Украины. Особый правовой режим имеют все категории земель. По основному целевому назначению земли Украины делятся на следующие категории [2]: сельскохозяйственного назначения; жилой и общественной застройки; природно-за-поведного и другого природоохранного назначения; оздоровительного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Важное экономическое значение имеют земли, предоставляемые для потребностей сельского хозяйства. Их главная часть состоит из угодий,

в число которых входят пашня, пастбища, сады, сенокосы.

Земли населенных пунктов имеют правовой режим, при котором происходит развитие базы для коммунального, культурно-бытового и жилищного строительства, что способствует развитию сферы обслуживания.

В состав категории земель промышленности, транспорта, связи, обороны относятся территории в пользовании промышленных производств, предприятий различных видов транспорта; земли, предоставленные для деятельности и размещения воинских частей, и другие. На данный момент в этой категории также относятся земли, предназначенные для функционирования космической инфраструктуры нашего государства.

Большое рекреационное и природоохранное значение имеют земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В последние годы наблюдается тенденция увеличения площадей земель этой категории, что является положительным фактором при определении экологической и оздоровительной роли этих территорий.

Следует отметить, что под влиянием экологических, экономических, антропогенных и других факторов структура земельного фонда постоянно меняется. Динамика изменений земельного фонда по данным Управления государственного земельного кадастра показана в табл.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что существуют определенные правовые проблемы разделения земель на категории, которые требуют решения, а именно:

— трудности идентификации категории земельных участков по их целевому назначению, при этом разделение происходит за субъектом хозяйствования;

* © Домашенко М.Д., Школа В.Ю., Костенко В.В., 2014

Домашенко Марина Дмитриевна ([email protected]), Школа Виктория Юрьевна ([email protected]), кафедра экономической теории, Костенко Виктория Васильевна ([email protected]), студент факультета экономики и менеджмента, Сумский государственный университет, 40007, Украина, г. Сумы, ул. Римского-Корсакова, 2.

46

Основы экономики, управления и права № 6 (18)

Таблица

Земельный фонд Украины [3]

Площадь земель

2013 г. 2012 г.

Основные виды земельных угодий и экономической деятельности всего, % к общей площади всего, % к общей площади территории Украины

тыс. га территории Украины тыс. га

Сельскохозяйственные земли, в т.ч. 42744,5 70,8 42756,0 70,9

сельскохозяйственные угодья 41525,8 68,8 41536,3 68,9

из них: пашни 32525,5 53,9 32518,4 53,8

залежи 251,2 0,4 253,5 0,5

многолетние насаждения 893,5 1,5 894,3 1,5

сенокосы 2408,8 4,0 2410,5 4,0

пастбища 5446,8 9,0 5474,5 9,1

прочие сельскохозяйственные земли 1218,7 2,0 1219,7 2,0

Леса и другие лесопокрытые площади, в т.ч. 10624,4 17,6 10621,4 17,6

покрытые лесной растительностью 9691,0 16,1 9689,8 16,0

не покрытые лесной растительностью 217,8 0,4 218,2 0,4

прочие лесные земли 310,7 0,5 310,0 0,5

кустарники 404,9 0,7 403,4 0,7

Застроенные земли, в т.ч. 2542,6 4,2 2535,2 4,2

под жилой застройкой 483,5 0,8 479,7 0,8

земли промышленности 223,4 0,4 222,9 0,4

земли под открытыми разработками,

шахтами и соответствующими 155,1 0,3 153,5 0,3

сооружениями

земли коммерческого и другого использования 55,1 0,1 55,2 0,1

земли общественного назначения 280,8 0,5 282,1 0,5

земли смешанного использования 29,7 0,0 29,5 0,1

земли, используемые для транспорта и связи 496,0 0,8 495,5 0,8

земли, используемые для технической инфраструктуры 73,5 0,1 71,3 0,1

земли, используемые для отдыха, и другие открытые земли 745,9 1,2 745,5 1,2

Открытые заболоченные земли 981,6 1,6 980,1 1,6

Сухие открытые земли с особым растительным покровом 17,9 0,0 17,7

Открытые земли без растительного

покрова или с незначительным растительным покровом (каменистые 1021, 0 1,7 1021,5 1,7

места, пески, овраги и другие)

Всего земель (суша) 57932,0 96,0 57931,9 96,0

Воды (территории, покрытые поверхностными водами) 2422,9 4,0 2423,0 4,0

Всего (территория Украины) 60354,9 100,0 60354,9 100,0

— несовершенство действующего законодательства — правовой статус некоторых категорий земель не подкреплен нормативным содержанием;

— отсутствие единой законодательно закрепленной методики определения целевого назначения земельных участков, что, в свою очередь, дает разные результаты;

— проблема принадлежности земли до нескольких категорий.

Главным направлением решения данных проблем является совершенствование действующей нормативно-правовой базы и регламентация отношений между землепользователями и землевладельцами, что позволит повысить эффективность управления земельным фондом Украины.

Учитывая распределение земельного фонда по категориям землепользователям и собственникам земли на Украине, сложилась структура управления земельного фонда, представленная на рисунке.

Обеспечение рационального использования и охраны земельного фонда

Рис. Государственное управление земельным фондом

Все методы государственного управления зе-мельныши ресурсами делятся на такие группы: экономические, административные, организационные и воспитательные. К общим методам относятся административные и экономические, которые непосредственно направлены на земельные отношения и реализуются с учетом всех условий государственного управления.

В современных условиях наиболее эффективными являются экономические методы, при использовании которых создаются условия, стимулирующие пользователей и землевладельцев вести свою деятельность в требуемом направлении, удовлетворяющем личные и общественные интересы. Процедура выбора методов управления осуществляется в рамках научных принципов регулирования земельных отношений, обусловленных правовыми нормами, с учетом характера регулируемых отношений; важности вопроса, требующего урегулирования; специфики объектов и компетенции субъектов деятельности, которые подлежат регулированию.

На основе интеграции экономических и административных методов предложена система управления земельными ресурсами и отношениями, связанными с их использованием, которая включает:

— метод обязательных предписаний — беспрекословное вытолнение управленческих решений);

— метод рекомендаций — учет местных условий и особенностей при принятии управленческих решений;

— метод санкционирования — принятие управленческого решения соответствующим государственным органом, юридическая сила которого наступает только после процедуры его утверждения компетентным органом;

— метод разрешений — полное самоуправление соответствующих государственных органов, не требующее дальнейшего утверждения принятыгх ими решений.

В работе [1] определено, что с помощью новыгх методов управления земельными ресурсами, основанными на рациональном природопользовании и охране земельных ресурсов, государство может

создавать необходимые условия для удовлетворения интересов всех субъектов землепользования .

На сегодняшний день государственное управление земельными ресурсами осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, которые регулируют земельные отношения. Работа данных органов власти заключается в прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов, а также в установлении норм и порядка землепользования.

Государственное регулирование использования земельных ресурсов является системой взаимосвязанных экономических, экологических, технических, хозяйственно-правовыгх мер, направленных на упорядочение земельных отношений и организацию рационального использования земельных ресурсов и их охрану.

Согласно ст. 162 Земельного кодекса Украины [2], охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленный на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначений, защиту от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв, повышение продуктивности земель лесного фонда, обеспечение особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Охрана земельныгх ресурсов предполагает сохранение и восстановление полезных свойств почв; уменьшение экодеструктивного антропогенного влияния и рост экоконструктивного влияния на земельные и природные ресурсы; содействие рациональному использованию земельных ресурсов; сохранение природно-заповедных и рекреационных территорий; предотвращение экологических проблем и своевременная ликвидация их последствий.

Основными мероприятиями, направленными на охрану земель, являются строительство противо-эрозионных сооружений, проведение мелиоративных работ, создание защитных насаждений на земле, внедрение в производство новой техники и технологии, повышение качественных характерис-

48

Основы экономики, управления и права № б (18)

тик низкопродуктивных земельных угодий. Следует отметить, что эффективность данных мероприятий напрямую связана с процессом рационализации использования земельных ресурсов, предполагающего внедрение обоснованных эколого-правовых норм, применение ресурсосберегающих технологий, планирование хозяйственной деятельности и эколого-экономическое обоснование размещения производств, установление очистных сооружений. Кроме того, рациональное использование земельных ресурсов должно соответствовать их целевому назначению и обеспечивать рентабельность производства, что будет способствовать развитию отраслей, для которых земля является основным средством производства.

К основным направлениям рационального использования земли относятся правильная организация производства и его рациональное размещение; оптимальное распределение земельных ресурсов между отраслями национальной экономики; разработка и внедрение новой системы земледелия, направленной на сохранение и улучшение природных свойств земельных угодий; специализация производства; совершенствование нормативно-правовой базы; введение жесткой системы штрафных санкций; четкое планирование объема государственных закупок, ведение эффективной ценовой политики; своевременное проведение хозяйственного землеустройства; установление четких требований по точности и своевременности представления земельно-кадастровых данных; мониторинг деятельности органов охраны земель; внедрение системы мотивации рационального землепользования на разных уровнях; развитие экологически безопасного производства.

Современная система рационального использования земельных ресурсов должна быть направ-

лена на сохранение и воспроизводство земельно-ресурсного потенциала; введение эффективных технологий землепользования; оптимизацию использования сельскохозяйственных угодий; создание эффективного рынка земли; формирование государственной и региональной системы управления и мониторинга использования земельных ресурсов; урегулирование отношений собственности на землю; консолидацию земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, данные стратегические направления по повышению эффективности использования земель могут быть осуществлены при условии учета региональных особенностей каждой отдельной территории, экономических и правовых условий хозяйствования. Реализация указанных стратегических направлений является основой успешного развития рационального использования земельно-ресурсного потенциала национальной экономики, поможет улучшить благосостояние населения и укрепить экономический потенциал страны.

Библиографический список

1. Управлшня земельными ресурсами: навчальний поабник / В.В. Горлачук, А.Я. Сохнич [та шшь]. Ки!в: Дстара, 2002.

2. Земельний кодекс Украши вщ 25.10.2001. № 2768-III (3i змшами та доповненнями). URL: http:// zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2768-14.

3. Земельний фонд Украши станом на 1 ачня 2014 року та динамжа його змш в порiвняннi з даними на 1 ачня 2013 року // Державне агентство земельних ресурив Украши. URL: http://dazru.gov.ua/zvitnist/ statystyka/107551 -zemelnyi-fond-ukrainy-stanom-na-1 -sichnia-2014-roku-ta-dynamika-ioho-zmin-v-porivnianni-z-danymy-na-1-sichnia-2013-roku.html.

M.D. Domashenko, V.V. Shkola, V.V. Kostenko* MANAGEMENT BY THE LAND FUND OF THE UKRAINE

The structure of land fund of the Ukraine, system of management by land resources is viewed in the article; economic and legal issues of management of land tenure were also highlighted in it. Conceptual theses of procedure of selection of methods of management by land resources were formulated in the article. Directions of rational utilization of land fund of the area were justified in it.

Key words: land resources, land fund, categories of land, public administration, reasonable land use.

* Domashenko Marina Dmitrievna ([email protected]), Shkola Viktoria Yurievna ([email protected]), the Dept. of Economic Theory, Kostenko Viktoria Vasilievna ([email protected]), student at the faculty of Economics and Management, Sumy State University, Sumy, 40007, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.