ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.С. КАНИХОВ
ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия», соискатель Нальчик, ул. Л. Толстого, 185 З.А. АЛОЕВА
ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия», соискатель г. Нальчик, ул. Л. Толстого, 185
В статье рассмотрены методические аспекты управления затратами как подсистемы управления сельскохозяйственным предприятием. Проанализированы основные факторы, влияющие на выбор подсистемы управленческого учета и основные признаки классификации этих подсистем, а также их структура.
Ключевые слова: управление; затраты; факторы; предприятия; оптимизация.
Коды классификатора ^БЬ: 013, 014.
Управление — сложный социально-экономический процесс, он в широком смысле слова обозначает воздействие на предмет, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Основная цель управления состоит в получении наибольшего результата от хозяйственной деятельности при наименьших совокупных затратах живого и овеществленного труда. Прибыль, как конечный результат, формируется как разность между доходами и совокупными затратами, а рост уровня доходов в условиях рынка при высокой степени конкуренции достаточно проблематичен. Очевидно, что основные управленческие решения должны быть связаны с затратами предприятия и направлены на их минимизацию [1, 5].
Основными факторами, на основе которых формируются условия для эффективного управления экономическими процессами, являются: форма собственности, форма государственного устройства, степень государственного вмешательства в экономические процессы, зрелость рыночных отношений.
Процесс управления — это функционирование принятой организационной структуры, которая отражает ход выполнения функций управления и характеризует его динамику. Этот процесс имеет свое (специфическое) содержание, обусловленное его сущностью; свои стадии и внутренние этапы осуществления, предполагающие определенную последовательность действий в пространстве и во времени [2, 6].
Управление — понятие многогранное и поэтому рассматривать его надо с нескольких точек зрения: как процесс; как организацию этого процесса; как стиль управления, т.е. позиции личности руководителя.
Наибольший интерес представляет в рамках нашего исследования управление как процесс, фазы которого представлены на рис. 1.
Главными функциями управления являются: планирование; координация; контроль; мотивация; принятие решений (рис. 1). Искусство управления состоит в том, чтобы гарантировать существование предприятия и приспосабливать его к развитию рынков и внешней среды.
Рис. 1. Алгоритм процесса управления
Возникающие в этой связи проблемы состоят в своевременном получении и переработке информации, которая сигнализирует об изменениях в развитии. Важность информации (внут-
© Канихов А.С. , Алоева З.А., 2009
ренней и внешней) как производственного фактора возрастает, но на сельскохозяйственных предприятиях часто недооценивают ее значение для управления.
Для обеспечения управления затратами и финансовыми результатами в целом необходимо иметь правильное представление как о внешней среде, так и о состоянии производственнохозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия, реально оценивать перспективы и реализовать их.
Анализ затрат осуществляется на всех стадиях управления.
Планирование включает в себя выбор долговременных и ближайших целей и разработку стратегических планов для их достижения.
Координация — определение наилучших направлений использования ресурсов предприятия для выполнения намеченных планов.
Контроль обеспечивает исполнение решений и обратную связь, для того чтобы цели фирмы и ее стратегические планы реализовались оптимальным образом.
Мотивация — формирование системы мотивов, побуждающих к выполнению принятых решений.
Принятие решений — выбор наилучшего варианта достижения целей хозяйствующего субъекта.
На всех этапах управления необходимо концентрировать и грамотно использовать данные о затратах как факторе, играющем важную роль в выработке окончательного решения и в конечном счете определяющем конкурентоспособность предприятия.
Информация о затратах является существенным фактором для всех стадий управления. Предметом анализа затрат являются различные виды расходов предприятия или его сегментов. С помощью анализа определяется целесообразность затрат по каждому направлению хозяйственной деятельности и определяется, что в перспективе в отношении их следовало бы предпринять.
К экономическим методам менеджмента относятся следующие [4]:
1. Методы, регулируемые федеральными и региональными органами: налоговая система страны; налоговая система региона; кредитно-финансовый механизм страны; кредитнофинансовый механизм региона; законодательная база страны.
2. Методы, регулируемые фирмой: экономические нормативы функционирования фирмы; система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; применение научных подходов и современных методов менеджмента (системного анализа, прогнозирования, оптимизации).
Первая группа методов относится к факторам внешней среды системы менеджмента, параметры ее не определяются фирмой. Вторая группа методов формируется непосредственно фирмой. Наибольший интерес представляют экономические нормативы функционирования фирмы, среди которых важнейшими являются: норма рентабельности; уровень доходов; уровень издержек обращения; производительность труда; оборачиваемость оборотных средств; фондоотдача; ресурсоотдача; затратоотдача; фондовооруженность труда и т.д.
Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента [1, 3]. Информация о затратах и всех факторах, их определяющих, — основа процесса управления. Без нее невозможно сформулировать цели управления, оценить ситуацию, определить проблему, подготовить и принять решение, проконтролировать его выполнение.
При управлении затратами используется большое количество информации (первичной, вторичной, документальной и недокументальной). Оценка количества информации определяется характером процесса управления и оценивается различными показателями (символ, байт, бит, слово и т.д.). По нашему мнению, вся аккумулируемая информация должна соответствовать общепринятым качественным требованиям (достоверность, точность, полнота, актуальность, ценность, полезность) и принципам разумной достаточности. Структура источников информации и форм ее сбора регламентируются системой управленческого учета, принятого на конкретном предприятии.
Учет — это установление чего-либо, измерение количественной и качественной сторон явления или процесса. Количественная выражается числами, а качественная — восприятием. Существуют три вида учетной информации: оперативная, управленческая и финансовая.
Под управленческим учетом понимается систематизация информации, используемой специалистами и службами внутри предприятия для принятия управленческих решений. Управленческий учет имеет следующие основные функции:
• регистрация затрат по видам и местам возникновения, их классификация, обобщение и экономическая интерпретация для принятия управленческих решений;
• оценка затрат по конкретным видам реализованных товаров или услуг;
• управление стоимостью, получение точных данных о себестоимости товаров для использования управленческим персоналом при принятии решений о цене, составе товарооборота, технологии продажи и т.д.;
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
♦ анализ затрат, исследование их структуры и динамики, предоставление информации, пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.
По нашему мнению, управленческий учет должен аккумулировать информацию, способствующую оценке целесообразности и экономической эффективности конкретных видов затрат по отдельным видам товаров и конкретным предприятиям. При этом необходимо регистрировать конкретные причины (внутреннего или внешнего характера), под воздействием которых имели место существенные отклонения затрат. Анализ хозяйственной деятельности на основе широкого круга информации расширяет и дополняет традиционные системы учета .
В современных условиях в отечественной практике наметилось деление анализа на финансовый и управленческий, что обусловлено сложившимся делением бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Такое разделение несколько условно, так как внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего. Все формы тесно взаимосвязаны между собой и представляют в совокупности единый информационный поток.
Однако в отечественной экономической практике в настоящее время не сложилась единая система формирования управленческого учета. Он составляется в соответствии с потребностями руководителя и поэтому может выполнять функцию управленческих расчетов и информационно-экономического инструментария для менеджера. Наряду с информационной функцией он выполняет также функции координации и коммуникации (связи, общения, понимания).
Информацию и расчеты, используемые в управленческом цикле, можно классифицировать по следующим критериям:
♦ направленность информации: внутренняя; внешняя;
♦ повторяемость: текущая; случайная;
♦ объекты: предприятия; отделы (подразделения); товары;
♦ временной аспект: за период времени; на момент времени;
♦ стоимостные категории: поступления / выплаты; приход / расход; доходы / затраты; объем товарооборота / издержки обращения; фактические / плановые.
Такие расчеты не самоцель, а средство достижения цели, поэтому они носят инструментальный характер. Эта целеобусловленность расчетов на практике реализуется в их организационном построении.
Систематический учет и анализ издержек, как основного элемента затрат, служит для управления технологическими процессами соединения ресурсов в соответствии с основной целью — прибылью. Предметом принятия решений во внутренней сфере является объем деятельности и его структура с учетом конкретной рыночной ситуация, а на этой основе определяется величина издержек и их структура. Процесс трансформации ресурсов в продукты и услуги можно детально представить в таких понятиях, как преимущества и недостатки, а в денежной форме в виде поступлений — выплат, затрат — доходов, издержек обращения — объема товарооборота и так далее. При таком подходе возможны рациональные с точки зрения «цель — средства», решения относительно процесса хозяйственной деятельности. Это относится как к уже реализованным решениям, так и к готовящимся к принятию. В первом случае анализируются ошибочные решения с целью их предотвращения в будущем, а во втором случае речь идет о попытках расчетов возможных последствий принимаемых решений.
Управление затратами и, в частности, издержками обращения в связи с этим является важным этапом экономической работы на предприятии и направлено на достижение основной цели — максимизации прибыли.
Управление стоимостью отличается от производственного учета тем, что под этим подразумевается регулирование уровня затрат независимо от того, имеют ли они непосредственное влияние на товарно-материальные запасы или финансовую отчетность или нет. Наиболее эффективно оно может быть реализовано при организации системы своевременного производства (ССП), которое, в самом упрошенном понимании, означает систему обеспечения процесса обращения «точно к моменту», получившей название «канбан» [2]. Данная система управления зародилась на промышленных предприятиях Японии и является следствием высокой концентрации производства и дефицита собственных ресурсов.
ССП рассматривает наличие товарно-материальных запасов с философской точки зрения как зло, существование которого затрудняет решение важных вопросов.
Большие материальные запасы, как утверждают сторонники ССП, не дают возможности компании стать такой конкурентоспособной, какой она могла бы быть. С практической точки зрения главной целью ССП является устранение любых лишних расходов, а основной причиной их возникновения являются чрезмерные запасы. Поэтому все, что касается нормализации товарных запасов, должно находиться под постоянным наблюдением в системе управления результатами деятельности хозяйственного субъекта.
Система менеджмента включает планирование как один из важнейших инструментов управления.
Общая финансовая смета представляет собой строгое изложение ожиданий руководства относительно продаж, доходов и затрат на предстоящий период.
Смета расходов (издержек обращения) является инструментом как планирования, так и контроля. Методы прогнозирования затрат чрезвычайно разнообразны, поэтому при их выборе необходимо руководствоваться уровнем подготовки специалистов, характером собранной информации, степенью необходимой точности и т. д.
Управление затратами связано и с прошлыми затратами, и с обоснованием их величины на перспективу. Этот процесс делится на следующие стадии:
1. Планирование затрат. Представляет собой определение целей предприятия и его подразделений в форме постановки задачи и выбора средств для ее решения.
2. Контроль затрат. На этой стадии устанавливаются исходные стандарты (нормативные затраты, запасы и т.д.), на основе которых определяются показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет своевременно выявить и по возможности оперативно устранить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат способствует установлению причин отклонения от плана и выявлению направлений их устранения.
3. Управление стоимостью для принятия решений. На этой стадии происходит оценка точных и значимых показателей о затратах для принятия управленческих решений; функциональный учет затрат (АВС), метод директ-костинг представляют собой новые способы, повышающие точность калькуляции себестоимости. В сфере обращения эти методы имеют специфику реализации.
В международной практике управленческий учет определяется как процесс опознавания, оценки, анализа, подготовки, истолкования и обобщения финансовой информации, используемой управленческим аппаратом для планирования, определения стоимости и контроля в рамках предприятия (Национальная федерация бухгалтеров США).
В отличие от анализа затрат в управленческом учете используется дополнительная документация (финансовые отчеты, отчеты о движении денежных средств), а также данные в натурально-вещественном выражении.
Организация управленческого учета — внутреннее дело конкретного предприятия. Администрация самостоятельно принимает решение, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности, вести ли учет фактических либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
Многообразие предприятий, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, организационными, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обусловливает разнообразие конкретных форм организации производственного (управленческого) учета.
В экономической литературе достаточно широко представлены основные факторы, влияющие на выбор подсистемы управленческого учета и основные признаки классификации этих подсистем, а также их структура.
В практике западного учета применяются различные варианты связи между управленческой и финансовой бухгалтериями. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии.
Важнейшей характеристикой управленческого учета является его оперативность. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет фактических затрат и учет затрат по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает в себя разработку норм и стандартов по видам затрат и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм) [4].
В теории отечественного учета существует разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «стандарт-кост». Данная система включает в себя методы разработки и установления норм расхода производственных ресурсов, систематический учет изменения норм, оперативный учет и документирование отклонений от них, с указанием факторов, вызвавших эти отклонения [6].
Проблема заключалась в том, что в условиях жестко планировавшейся и централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования у предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими, эффективным средством которого является нормативный учет. В отечественной практике в настоящее время раздельный учет, анализ постоянных и переменных расходов и система директ-костинг практически не применяются.
По мере развития процессов приватизации государственных предприятий, формирования механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования хозяйственной деятельности, развития других сторон рыночной экономики постепенно возрастает потребность в формировании системы управления затратами, использовании метода «директ-костинг». От этого будет зависеть эффективность управленческих решений и в конечном счете эффективность хозяйственной деятельности предприятий.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И.Х. Стратегическое управление : сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
2. Васильева Ю.В. Теория управления. М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.
4. Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления. Режим доступа: http://www.dis.ru/manag/arhiv/ 1998/l/2.html.
5. Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.
6. УколовВ.Ф., МасА.М. Теория управления. М.: Экономика, 2006.