УДК 339.994.2 JEL Q48 DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-4-46-54 Получено: 04.08.2022 Статья доработана после рецензирования: 30.09.2022 Принято: 20.10.2022
Управление в сфере топливно-энергетического комплекса Турецкой Республики: структура и правовое регулирование
Нуриев Булат Дамирович
Канд. филос. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления1, доц. каф. мировой экономики и международных экономических отношений1 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8434-2419, e-mail: [email protected]
Поспелов Сергей Валерьевич
Канд. экон. наук, доц. каф. мировой экономики и международных экономических отношений1, доц. каф. регионального управления и национальной политики2 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7255-000X, e-mail: [email protected]
1 Государственный университет управления, 109542, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Россия
2Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, 119454, пр-т Вернадского, 76, г. Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается структура управления топливно-энергетического комплекса Турции как оформившаяся в течение последних двух десятилетий система координирования деятельности государственных организаций, обладающих определенной степенью автономности. Авторы подчеркивают, что данная система управления характеризуется признаком децентрализованности, что проявляется в делегировании и распределении ряда полномочий между подведомственными структурами. Предполагается, что сложившаяся традиция в управлении придает системе гибкость в принятии значимых решений, что крайне важно в условиях неопределенности на мировом рынке углеводородного сырья. В статье также анализируется оформившаяся нормативно-правовая база по регламентированию деятельности органов управления в топливно-энергетическом комплексе Турции. Авторы акцентируют внимание на двух основных документах - указе президента страны Р.Т. Эрдогана, определившем общие принципы деятельности ключевого управленческого органа -Министерства энергетики и природных ресурсов, а также плане развития энергетики на период 2019-2023 гг., в котором обозначены основные задачи и цели деятельности органов управления. Особое внимание уделяется вопросам международного сотрудничества. Авторы полагают, что в сложившихся условиях более активное налаживание взаимодействия между российским и турецким бизнесом будет способствовать укреплению позиций российских нефтегазовых компаний на рынке энергоносителей в регионе Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Европейского союза. В ходе проведения исследования практическое применение нашли как общетеоретические методы научного познания, свойственные большинству отраслей науки, так и специальные методы, используемые в таких отраслях знания, как теория управления, права и экономики.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, Турция, Россия, органы управления, структура управления, нормативно-правовое обеспечение, энергетическое право, стратегическое планирование
Цитирование: Нуриев Б.Д., Поспелов С.В. Управление в сфере топливно-энергетического комплекса Турецкой Республики: структура и правовое регулирование // Управление. 2022. Т. 10, № 4. С. 46-54. Б01: 10.26425/23093633-2022-10-4-46-54
© Нуриев Б.Д., Поспелов С.В., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Received: 04.08.2022 Revised: 30.09.2022 Accepted: 20.10.2022
Management of the Republic of Turkey fuel and energy complex: structure and legal regulation
Bulat D. Nuriev
Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. at the State and Municipal Administration Department1 Assoc. Prof. at the World Economy and International Economic Relations Department1 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8434-2419, e-mail: [email protected]
Sergey V. Pospelov
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the World Economy and International Economic Relations Department1 Assoc. Prof. at the Regional Management and National Policy Department2 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7255-000X, e-mail: [email protected]
1State University of Management, 99, Ryazansky prospekt, Moscow 109542, Russia
2Moscow State Institute of International Relations, 76, prospekt Vernadskogo, Moscow 119454, Russia
Abstract
The article examines the management structure of the fuel and energy complex of Turkey as a system of coordinating the activities of state organisations with a certain degree of autonomy that has taken shape over the past two decades. The authors emphasise that this management system is characterised by a sign of decentralisation, which is manifested by the delegation and distribution of a number of powers between subordinate structures. It is assumed that the established tradition in management gives the system flexibility in making significant decisions, which is extremely necessary in conditions of uncertainty in the global hydrocarbon market. The article also analyses the established regulatory framework in the field of regulating the activities of management bodies in the fuel and energy complex of Turkey. The authors focus on two main documents - the president R.T. Erdogan decree, which defined the general principles of the key management body - the Ministry of Energy and Natural Resources, and the energy development plan for the period 2019-2023, which outlines the main tasks and objectives of the management bodies. Special attention is paid to issues of international cooperation. The authors believe that under the current conditions, more active cooperation between Russian and Turkish businesses will help strengthen the positions of Russian oil and gas companies in the energy market in the Eastern Mediterranean, the Middle East and the European Union. In the course of the research, both general theoretical methods of scientific cognition characteristic of most branches of science and special methods used in such branches of knowledge as management theory, law and economics found practical application.
Keywords: fuel and energy complex, Turkey, Russia, management bodies, management structure, regulatory support, energy law, strategic planning
For citation: Nuriev B.D., Pospelov S.V. (2022) Management of the Republic of Turkey fuel and energy complex: structure and legal regulation. Upravlenie/Management (Russia), 10 (4), pp. 46-54. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-4-46-54
© Nuriev B.D., Pospelov S.V., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Введение / Introduction
Весной и в начале лета 2022 г. с повестки дня российского экспертного сообщества практически не сходил один крайне важный вопрос: сможет ли Россия избежать сползания в режим автаркии. По последним статистическим и аналитическим данным, которые опубликовал Центр макроэкономического анализа и краткосрочного срочного прогнозирования, вероятность подобного сценария составляет не более 13—15 %х. Образно говоря, российская экономика ближайшего будущего, по всей видимости, будет представлять собой не «остров», а «полуостров», подразумевающий интенсификацию внешнеэкономического взаимодействия с ограниченным количеством стран. Как следствие, так называемый параллельный импорт если и останется актуальным для российского бизнеса, то его практическое применение не будет столь всеохватывающим и системным, как предполагалось ранее.
Подобные трансформации подразумевают смену не только внешнеэкономического курса развития страны. Перестройка уклада хозяйственной жизни потребует от российского академического сообщества пересмотра наработанного годами интеллектуального багажа, который на протяжении последних лет позволял бизнесу быть конкурентоспособным и успешным за рубежом. Как известно, в свете последних событий российский предприниматель находится в поисках новых решений и моделей построения своей дальнейшей деятельности. Для налаживания взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами необходима полная информация не только о рынках сбыта продукции и услуг, но и о структуре управления отдельных секторов экономики и ее правовом обеспечении. При этом, безусловно, особую важность приобретают и вопросы регламентирования внешнеэкономической деятельности. Исходя из этого, основной нашей задачей станет рассмотрение и анализ механизма управления турецкого топливно-энергетического комплекса с учетом того, что сектор энергетики этой страны, особенно ее нефтегазовая часть, достаточно успешно развивается в течение последних двух десятилетий и открыт для зарубежного, в том числе и российского, инвестора.
1 Башкатова А. (Четверг 21 июл. 2022) Российской экономической моделью станет не «остров», а «полуостров» // Независимая газета -Федеральный выпуск: 152. Режим доступа: https://www.ng.ru/ есопот^/2022-07-21/4_8493_тоёе1.Мт1 (дата обращения: 27.07.2022).
Постановка проблемы / Problem statement
В ходе многолетнего изучения топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК) Турции и иных стран Ближнего Востока постепенно оформилось понимание, что некоторые важные аспекты зарубежного опыта не исследуются или же рассматриваются как аналитический материал не основного, а вспомогательного характера. Так почти незатронутыми остаются вопросы управления ТЭК в Турции. Актуальность исследовательской работы заключается, прежде всего, в том, что авторами представлена общая картина управления турецкого ТЭК, которая может послужить неким ориентиром для российского государственного и частного бизнеса с учетом того, что официальная Анкара проводит достаточно комфортную для зарубежного инвестора политику привлечения иностранного капитала. Помимо этого, в работе затронут второй не менее важный аспект, непосредственно связанный с вопросами управления и правового регулирования. Структура управления турецкого ТЭК, на первый взгляд, достаточно запутана и переполнена бюрократическими препонами для зарубежного инвестора. Однако, как показывает практика, относительная автономность отдельных организаций в принятии управленческих решений, в целом, придает системе гибкость, что позволяет ей эффективно справляться с вызовами так называемой энергетической турбулентности, которая в настоящее время приобретает общемировой характер. Авторы выражают уверенность, что в сложившихся условиях этот факт не должен уйти от внимания российских специалистов.
Теория и методы / Theory and methods
Объект исследования носит междисциплинарный характер, в виду чего, помимо общетеоретических методов научного познания, авторами были активно задействованы и узкопрофильные методы, то есть свойственные определенной отрасли научного знания — теории управления, права и экономики. Из методов первой группы стоит выделить абстракцию и индукцию, которые во многом, исходя из объекта исследования, пересекаются и дополняют друг друга. Применяя данные методы исследования, авторы исходили из того, что общее представление о системе управления в турецком ТЭК дают отдельные ведомства, учреждения и корпорации, которые имеют собственный предмет регулирования, преследуют свои цели, в том числе отчасти и коммерческие. Таким образом, собирая воедино эту, образно говоря, мозаику из различных управленческих
единиц, авторы дают общую характеристику структуре управления в ТЭК Турции, а также ее правовому регламентированию.
Из узкопрофильных специально-юридических и специально-экономических методов особого внимания заслуживают:
• сравнительно-правовой метод: подразумевает сравнение юридических категорий, которые оформились в различных системах права. Авторы применили этот метод при выявлении особенностей администрирования в сфере ТЭК в Турции на фоне тех норм, которые применяются в системах управления в России и Европейском союзе (далее — ЕС);
• историко-правовой метод: этот метод апеллирует к прошлому, к сложившимся положениям и нормам, которые со временем утеряли былую актуальность. В исследовании этот метод был задействован при анализе трансформаций, происходивших в системе управления турецкого ТЭК на протяжении последних трех десятилетий, начиная с периода неолиберальных реформ премьер-министра Т. Озала, ставших поворотными для страны;
• метод экономического моделирования: подразумевает воспроизведение экономических объектов с позиции их возможного возникновения в будущем. Авторы исходили из того, что система управления ТЭК в Турции, а также актуальная на сегодняшний день нормативно-правовая база, создают благоприятные возможности для усиления позиций российского бизнеса не только в регионе Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока, но и в ЕС.
Литературный обзор / Literature review
Тему энергетики Турции нельзя назвать новой для российской науки, что вполне объяснимо. Турция, занимая крайне выгодное географическое положение, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, привлекала внимание российских специалистов в сфере экономики нефтегазового комплекса. Среди наиболее значимых монографических трудов хотелось бы выделить работы Г.И. Старченкова [2003] и П.Е. Калугина [2012]. Заслуживают особого внимания исследования, выполненные в формате научных статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях. Так, например, авторами были учтены результаты ученых К. Гумбатова [2021], И.В. Пашаева и И.А. Гулиева [2021]. Отметим, что обозначенная нами тема привлекает специалистов, готовящих свои научные изыскания для получения ученых степеней. Из изученных диссертационных исследований стоит выделить труды Д.А. Пономарева [2018] и Е.В. Гниломедова [2015]. Тем не менее, заметим, что вопросы управления в сфере турецкого
ТЭК и его правового регулирования до настоящего времени не занимали центральное место в российском гуманитарном знании.
Безусловно, обозначенная тема активно исследуется и в других странах, прежде всего, в самой Турции. При проведении исследования авторы изучили не только нормативно-правовые акты Турецкой Республики, но и отчетную и проектную документацию органов государственной власти — Министерства энергетики и природных ресурсов и Министерства иностранных дел. Особое внимание было уделено статистическим данным и аналитическим работам, представленным государственными исследовательскими центрами, в частности, основанным в марте 2020 г. Турецким обществом изучения проблем ядерной энергетики и природных ископаемых (Turkiye enerji, nukleer ve maden ara§tirma kurumu), подотчетным напрямую администрации президента. В настоящее время активную научно-исследовательскую работу ведут университетские лаборатории Турции, например, Центр изучения проблем нефти при Средневосточном университете (Orta Dogu teknik universitesi Petrol ara§tirma merkezi), результаты исследований которого также были учтены в этой статье.
Основные результаты / Main results
С точки зрения наличия собственных природных ресурсов Турецкая Республика считается одной из наиболее благополучных стран мира. Она не только полностью обеспечивает себя целым рядом полезных ископаемых, но и является важным экспортером некоторых видов, таких как бораты, цветные металлы, мрамор и других2. Однако совершенно иная ситуация сложилась в секторе энергетических ресурсов. Из года в год растущая экономика Турции нуждается во все большем объеме невозобновляе-мых видов источников, прежде всего, в нефти и природном газе. Отсутствие собственных запасов ископаемого топлива вынуждает органы публичной власти страны использовать все имеющиеся рычаги для обеспечения энергетической безопасности, в том числе и оптимизировать процесс управления нефтегазовым сектором, а также налаживать сотрудничество с зарубежными партнерами.
О том, что растущая экономика Турции нуждается в таком объеме углеводородного сырья, которого у этой страны нет, свидетельствуют аналитические
2 Anadolu жттиея = Университет Анадолу (2019). ТШяуе екопош181 = Экономика Турции. Режим доступа: https://ets.anadolu.edu.tr/storage/ п1к/1КТ402и/еЬоокДКТ402и-13\^1-8-0-1^У1-еЬоок^1' (дата обращения: 27.07.2022).
данные многих авторитетных источников. Согласно ежегодному отчету British Petroleum за 2009—2019 гг., опубликованному в 2021 г., рост энергопотребления турецкой экономики составил 4,3 %3. Примечательно, что на евразийском пространстве примерно такие же показатели за этот же отрезок времени демонстрируют только Казахстан (4,2 %) и Туркменистан (5,5 %)4. Однако в отличие от этих стран, Турция из года в год увеличивает зависимость национальной экономики от импорта углеводородного сырья, это констатирует, в частности, Управление энергетической информацией при Министерстве энергетики США5. Агентство обращает вникание и на тот факт, что Турция «является важной страной транзита природного газа, добываемого в Азербайджане и России с большими перспективами развития поставок энергоносителей из других стран»6. Российские эксперты также утверждают, что экономика Турции, несмотря на рост потреблении энергии, крайне зависима от зарубежных партнеров. В частности, они предполагают, что «разведанными запасами нефти Турция обеспечена формально на 15—19 лет, а запасы газа будут израсходованы уже через 10-12 лет» [Прищепа, Нефедов, 2019]. Думается, в сложившихся условиях для укрепления собственной энергетической безопасности правительство Турции будет вынуждено продолжить политику, направленную на установление взаимовыгодных долгосрочных отношений с крупными поставщиками углеводородного сырья, в том числе и с Россией. Выработка сбалансированной модели управления национальным ТЭК, которая бы позволила учесть все риски для зависимой от импорта энергоносителей национальной экономики, по всей видимости, является одной из стратегических задач руководства Турции на современном этапе.
Основные результаты проведенного исследования будут изложены в следующем порядке. Сначала авторы представят структуру управления ТЭК Турции. Далее последует анализ правового регламентирования деятельности столь непривычно рассре-
3 British Petroleum Reports (2022). Statistical review of world energy. Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/ global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
4 Там же.
5 International Energy Agency (2022). TUrkiye. Режим доступа: https://www.iea.org/countries/turkiye (дата обращения: 27.07.2022).
6 International Trade Administration (2022). Energy resource guide. Turkey - oil and gas. Режим доступа: https://www.trade. gov/energy-resource-guide-turkey-oil-and-gas (дата обращения: 27.07.2022).
доточенной и, как кажется на первый взгляд, раз-балансированной системы управления.
Структура управления ТЭК
Ключевую роль в формировании института государственного регулирования топливной промышленности Турции играет Министерство энергетики и природных ресурсов (далее - МЭПР), образованное в 1963 г. В последующие годы функции Министерства неоднократно пересматривались и корректировались. Пожалуй, наиболее важная реформа МЭПР была осуществлена в ноябре 2011 г. уже при Р.Т. Эрдогане, который в то время возглавлял правительство. Согласно положениям принятого правительством страны постановления, роль министерства в структуре государственного управления была пересмотрена в пользу предоставлений большей автономии подведомственным организациям, часть которых, в свою очередь, получили возможность вести коммерческую деятельность в рамках своих полномочий. Подобная правоспособность в российской правовой традиции именуется специальной. По итогам реформы штат работников в этих структурах несколько увеличился. Вместе с тем структура МЭПР получила более четкую определенность, дублирование функций было практически сведено к нулю. В настоящее время в структуре МЭПР предусмотрены следующее управления и дирекции: энергетической безопасности, природных ископаемых, стратегического планирования, возобновляемых источников энергии, добычи нефти, международного сотрудничества, атомной энергетики, координации работы с профильными организациями, транспортировки углеводородного сырья, финансов и аудита.
Думается, что интерес для российского бизнеса может представлять краткая характеристика тех организаций, которые в совокупности формируют управленческую структуру турецкого ТЭК. Все эти образования подотчетны МЭПР, и большинство из них играют важную роль в принятии управленческих решений на национальном и международном уровне в рамках своих полномочий. В статье не будет затронут вопрос их правового статуса, так как это потребует более подробного анализа организационно-правовых форм государственных организаций. Следует лишь обратить внимание, что юридическое оформление ведомств, подотчетных МЭПР, достаточно разнообразно. В структуру управления, которая представлена в таблице 1, включены различные виды государственных организаций Турции, которые в той или иной степени соответствуют
российским государственным корпорациям, унитарным предприятиям, учреждениям, фондам и т.д.
Как следует из таблицы 1, для структуры управления ТЭК в Турции не характерна чрезмерная
Органы управления в топливно-энерге
централизация, что предполагает предоставление подведомственным организациям достаточно широкого круга полномочий, включая налаживание международного сотрудничества.
Таблица 1
гском комплексе Турецкой Республики
Наименование организации, год образования Основные сферы деятельности Международное сотрудничество
Анонимное партнерство «Турецкая нефть», 1954 г. • геологоразведка нефти и газа; • добыча нефти; • транспортировка нефти; • нефтепереработка • взаимодействие с международными профильными организациями; • реализация двухсторонних и многосторонних профильных проектов с зарубежными партнерами
Компания производства электроэнергии, 2001 г. Сооружение и эксплуатация электростанций (кроме атомных) Реализация двухсторонних и многосторонних профильных проектов с зарубежными партнерами
Турецкая элетропередаточная компания, 2003 г. Поставка электроэнергии от производителя к электрораспределительным компаниям (формат В2В - «бизнес для бизнеса») -
Турецкая электрораспределительная корпорация, 1994 г. Координация поставки электроэнергии конечному потребителю (формат В2С - «бизнес для потребителя») -
Компания «Транспортировка нефти по трубопроводам», 1974 г. • проектирование, строительство и эксплуатация межгосударственных и внутренних нефтегазопроводов; • эксплуатация терминалов-хранилищ; • эксплуатация морских терминалов-портов; • продажа углеводородного сырья на внутреннем и международном рынках; • обеспечение экологической безопасности Реализация двухсторонних и многосторонних проектов с зарубежными партнерами
Турецкая организация производителей угля, 1957 г. • организация добычи и транспортировки антрацита; • лабораторная экспертиза добываемого угля; • продажа угля на внутреннем и международном рынке Реализация двухсторонних и многосторонних профильных проектов с зарубежными партнерами
Учреждение «Уголь Турции», 1983 г. Добыча, транспортировка, переработка и продажа каменного угля -
Предприятие по добыче бората, 2004 г. Добыча, переработка и экспорт минеральной формы бора - бората Добыча, переработка и экспорт боратов
Предприятие «Электромеханическая промышленность Турции», 1977 г. • производство оборудования и техническое обеспечение предприятий; • цифровизация топливно-энергетического комплекса • импорт готового оборудования; • экспорт произведенного оборудования
Турецкое общество изучения проблем ядерной энергетики и природных ископаемых, 2020 г. • организация исследовательских работ в сфере энергетики; • координация и поддержка профильного высшего образования; • производство оборудования по контролю уровня радиации, обеспечение радиационной безопасности • сотрудничество с зарубежными исследовательскими центрами; • межвузовское взаимодействие
Учреждение по регулированию энергетического рынка, 2001 г. • выдача лицензий на осуществление предпринимательской деятельности; • контроль качества услуг и ценовой политики -
Агентство по развитию атомной энергетики, 2018 г. • возведение атомных электростанций; • производство электроэнергии; • координация научно-исследовательской деятельности Взаимодействие с зарубежными партнерами по возведению и эксплуатации атомных электростанций
Составлено авторами по материалам исследования
Table 1. Management bodies in the fuel and energy sector of the Republic of Turkey
Organization name (Turkish / English) year of foundation Main areas of activity International cooperation
Türkiye petrolleri anonim §irketi / Turkey oil Joint stock company, 1954 • oil and gas exploration; • oil production; • transportation; • refining • interaction with international professional organisations; • implementation of bilateral and multilateral sectoral projects with foreign partners
Elektrik üretim A.§. / Electric power generation company, 2001 Construction and operation of power plants (excluding nuclear power plants) Implementation of bilateral and multilateral sectoral projects with foreign partners
Türkiye elektrik iletim A.§. / Turkish electric transmission company, 2003 Supply of electricity from the producer to the electricity distribution companies (B2B format)
Окончание табл. 1
Organization name (Turkish / English) year of foundation Main areas of activity International cooperation
Türkiye elektrik dagitim A.Ç. / Turkish electricity distribution corporation, 1994 Coordination of electricity supply to the end user (B2C format)
Boru hatlari ile petrol taçima A.Ç. / Transportation of oil by pipelines corporation, 1974 • design, construction and operation of interstate and domestic oil and gas pipelines; • operation of storage terminals; • operation of sea port terminals; • domestic and international hydrocarbon sales; • ensuring environmental safety Implementation of bilateral and multilateral projects with foreign partners
Türkiye kömür içletmeleri kurumu (TKi) / Organisation of turkish coal producers, 1957 • organisation of anthracite mining and transportation; • laboratory expertise of extracted coal; • coal sales on the domestic and international markets Implementation of bilateral and multilateral sectoral projects with foreign partners
Türkiye ta§kömürü Kurumu / Turkish coal authority, 1983 Extraction, transport, processing and sale of hard coal
Eti maden içletmeleri / Borate mining enterprise, 2004 Extraction, processing and export of the mineral form of boron - borate Borate mining, processing and export
Türkiye Elektromekanik sanayi / Turkey electromechanical industry A.§.,1977 • equipment manufacturing and technical support; • digitalisation of the fuel and energy sector • import of finished equipment; • export of manufactured equipment
Türkiye enerji, nükleer ve maden araçtirma kurumu / Turkish society for the study of nuclear energy and natural resources, 2020 • organisation of research in the energy sector; • coordination and support for higher education in the energy sector; • production of radiation monitoring equipment, ensuring radiation safety • cooperation with foreign research centres; • inter-university cooperation
Enerji piyasasi düzenleme kurumu / Energy market regulatory authority 2001 • issuance of business licences; • monitoring the quality of services and pricing policy
Nürleer düzenleme kurumu / Nuclear regulatory authority, 2018 • construction of nuclear power plants; • power generation; • coordination of research and development activities Interaction with foreign partners in the construction and operation of nuclear power plants
Compiled by the authors on the materials of the study
Сегодня трудно ответить на вопрос, насколько эффективен подобный формат администрирования в столь важной отрасли экономики. Тем не менее нельзя не согласиться, что роль этой страны в мировой энергетике из года в год становится все более значимой [Нуриев, Зулькарнаева, 2018].
Нормативно-правовое обеспечение
Структура управления в сфере турецкого ТЭК регламентирована соответствующим законодательством. Заметим, что энергетическое право, которое в России уже считается самостоятельной отраслью [Городов, 2015], в Турции, скорее, соотносится с правовым институтом, находящимся на стыке административного, финансового и гражданского права. Безусловно, отдельные положения регулируются в рамках коммерческого и экологического законодательства, но их вес в общей структуре несколько меньше.
Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим систему управления топливно-энергетического комплекса Турции, является, по мнению авторов, указ президента страны «О президентском управлении», пятый раздел которого посвящен во-
просам деятельности МЭПР7. Документ был принят в июле 2018 г. Согласно положениям указа, основными функциями министерства являются:
• определение уровня краткосрочной и долгосрочной потребности страны в энергоресурсах, формирование основных принципов энергетической политики страны;
• организация геологоразведки на территории страны, строительство и эксплуатация объектов добычи и производства энергоресурсов;
• формирование внутренней ценовой политики;
• координация деятельности подотчетных ведомств, взаимодействие с частным бизнесом;
• координирование лицензионной деятельности, контрольные и надзорные функции.
Также в документе определены основные департаменты и дирекции создаваемого министерства с перечислением их сфер деятельности. Примечательно, что указ предусматривает создание внешнеэкономического департамента, основными
7 ТйгЫуе СияйигЬа§кап1щ1 te§ki1atl ЫЫяМа сит1шгЬа§кап11Й1 kararnamesi. 10.07.2018. 5.Ьб1йт [Указ президента об организации президентства Турции от 10.07.2018. Ст. 5]. Режим доступа: https://mevzuat.gov.tr/ Меу2иаШе1т/19.5.1.р^ (дата обращения: 27.07.2022).
функциями которого обозначены взаимодействие с международными профильными организациями, изучение конъюнктуры мирового энергетического рынка, определение национальных приоритетов в двухсторонних отношениях, налаживание контактов с профильными зарубежными энергетическими ведомствами.
Из всех других наиболее значимых источников энергетического права Турции стоит особое внимание уделить нормативно-правовым актам, регламентирующим сферу стратегического планирования. Это связано с тем, что функционирование системы управления в топливно-энергетическом комплексе во многом определяется теми задачами, которые в подобных актах обозначаются как целевые показатели. Иначе говоря, документы стратегического планирования, прогнозирования и целеполагания формируют содержательную часть деятельности административных органов.
Важным событием стало принятие в 2015 г. первого в стране документа подобного рода — «Стратегического плана развития национального ТЭК на период 2015—2020 гг.», который недавно был пересмотрен и дополнен. Однако впервые о необходимости разработки плана, который бы регулировал поэтапную модернизацию всех отраслей ТЭК с учетом международной конъюнктуры и особенностей внутреннего спроса, начали говорить несколько ранее. В феврале 2014 г. Р.Т. Эрдоган, будучи еще премьер-министром, сформировал рабочую группу в количестве сорока пяти человек из числа авторитетных специалистов в сфере энергетики для подготовки окончательного варианта Плана. После этого опубликованный документ стал широко обсуждаться в СМИ и, получив одобрение экспертного сообщества, был утвержден правительством.
Сегодняшняя Турция реализует свою энергетическую политику согласно положениям нового документа — «Стратегического плана развития энергетики на период 2019—2023 гг.»8. Его основной отличительной чертой можно назвать то, что он составлен строго с учетом интересов и ожидаемых показателей по развитию других секторов экономики. Примечательно также, что одно из основных мест в документе занимает вопрос освоения возобновляемых источников энергии, который отсутствовал в предыдущей редакции.
8 ТйгШуе. Епег/1 \е tabii каупак1аг Ьакап1ф [Турция. Министерство энергетики и природных ресурсов] (2020). 2019—2023 Stratejik р1ап1 [Стратегический план на 2019-2023 гг.]. Режим доступа: Ш^://епещ. шшo.org.tr/wp-content/up1oads/2020/05/ETKB-2019-2023_Stratejik_ Р1ап%С4%Б1^ (дата обращения: 27.07.2022).
Безусловно, регламентирование деятельности тех организаций и учреждений, которые входят в структуру управления ТЭК в Турции не огранивается только этими двумя нормативно-правовыми актами. В течение последних нескольких лет в стране были приняты и утверждены и другие важные документы на уровне правительства, МЭПР и подведомственных структур. Однако анализ их основных положений отчетливо продемонстрировал, что именно два рассмотренных источника энергетического права Турции, в целом, определяют тот вектор, по которому развивается ТЭК этой страны.
Заключение / Conclusion
Для структуры управления в сфере турецкого ТЭК характерно отсутствие чрезмерной централизации, что подразумевает делегирование целого ряда административных полномочий подведомственным организациям, имеющим право и на осуществление коммерческой деятельности. Подобная структура максимально охватывает весь спектр деятельности энергического сектора от импорта углеводородного сырья до доставки готового продукта конечному потребителю. Думается, что вопрос об эффективности такой схемы управления может представлять особый интерес и для российской науки, учитывая, что в отечественном топливно-энергетическом комплексе оформилась намного более централизованная система. Заметим, что модель развития турецкого ТЭК во многом копируется с европейского лекала, так как страна на протяжении десятилетий стремилась стать частью объединенной Европы. Несмотря на некоторую переоценку стратегии в вопросе евроинтег-рации, проведенной при нынешней администрации, курс официальной Анкары на сближение с Брюсселем и сегодня во многом остается приоритетным.
Как было отмечено во введении, турецкий ТЭК открыт для иностранного инвестора, в том числе и для российского предпринимателя. Актуальность затрагиваемой проблемы заключается и в том, что российскому бизнесу необходимо уметь выделять из всей совокупности субъектов административно-правовых отношений те ведомства и организации, которые обладают управленческими функциями в сфере межгосударственной торговли и международной инвестиционной деятельности. Безусловно, основное место в этой структуре занимает турецкое Министерство энергетики и природных ресурсов, деятельность которого направлена, в том числе, на привлечение зарубежного инвестора в национальный ТЭК. Это учреждение разрабатывает и принимает соответствующие профильные нормативно-правовые акты, а также предлагает законопроекты
общенационального уровня. Подготовлена и внедрена система дистанционной подачи заявки как непосредственно от зарубежного предпринимателя, так и от созданного им юридического лица, например, дочерней компании на территории Турции. При этом важную роль в деле налаживания международного сотрудничества играют и подведомственные органи-
зации. Поскольку мировой энергетический рынок находится в фазе глобальной неопределенности и переформатирования, о чем констатируют многие российские исследователи [Халова, 2021; Томберг, 2020], активная инвестиционная политика Турецкой Республики, думается, не должна уйти от внимания российского бизнеса и экспертного сообщества.
Список литературы
Гниломедов Е.В. (2015). Особенности энергетического сотрудничества России и Турции в условиях изменения энергосистемы Европейского Союза: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М.: Из-во РАНХиГС. 27 с.
Городов О.А. (2015). Введение в энергетическое право: учебник. М.: Проспект. 222 с.
ГумбатовК.А. (2021). Особенности сотрудничества России и Турции в сфере энергетики // Московский экономический журнал. № 4. С. 471-478.
Калугин П.Е. (2012). Отношения Российской Федерации с Турцией в сфере энергетики: построение стратегического сотрудничества: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ. 135 с.
Нуриев Б.Д., Зулькарнаева Е.З. (2018). Энергетическая дипломатия Турции: китайское направление // Евразийский юридический журнал. № 2. С. 41-44.
ПашаевИ.В., ГулиевИ.А. (2021). Топливно-энергетический комплекс Турции в контексте устойчивого развития // Дискуссия. № 4. С. 59-66.
Пономарев Д.А. (2018). Внешнеэкономические интересы России на рынках сжиженного природного газа: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М.: Из-во РУДН. 30 с.
Прищепа О.М., Нефедов Ю.В. (2019). Минерально-сырьевая база нефти и газа Турции: состояние, перспективы развития, новые проекты // Нефтегазовая геология. Теория и практика. Т. 14, № 3. https://doi.org/10.17353/2070-5379/31_2019
Старченков Г.И. (2003). Нефть и газ в экономике и политике Турции (Х1Х-начало XXI вв.): монография. М.: ИВ РАН. 200 с.
Томберг И.Р. (2020). Трубопроводная инфраструктура в энергетической политике Китая и интересы России // Восточная аналитика. № 3. С. 131-153.
Халова Г.О., Иллерицкий Н.И. (2021). Евразийское пространство в пост-кризисной мировой экономике и энергетике // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. № 2. С. 126-134. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2021-2-126-134
References
Gnilomedov E.V. (2015), Features of energy cooperation between Russia and Turkey in the context of changes in the energy system of the European Union. Abstract. Diss.... Dr.Sci. (Econ.): 08.00.14, Russian Presidental Academy of National Economy and State Services, Moscow, Russia (in Russian).
Gorodov O.A. (2015), Introduction to Energy Law: textbook, Prospekt, Moscow, Russia (in Russian).
Gumbatov K.A. (2021), "Features of cooperation between Russia and Turkey in the field of energy", Moscow Economic Journal, no. 4, pp. 471-478.
Halova G.O., Illeritsky N.I. (2021), "The Eurasian space in the post-crisis world economy and energy", RSUH/RGGU Bulletin. Series Economics. Management. Law, no. 2, pp. 126-134.
Kalugin P.E. (2012), Relations of the Russian Federation with Turkey in the energy sector: building strategic cooperation: monograph, ISU Publ. House, Irkutsk, Russia (in Russian).
Nuriev B.D., Zulkarnayeva E.Z. (2018), "Energy diplomacy ofTurkey: the Chinese direction", Eurasian Law Journal, no. 2, pp. 41-44.
Pashaev I.V., Guliyev I.A. (2021), "Fuel and energy complex of Turkey in the context of sustainable development", Discussion, no. 4, pp. 9-66.
Ponomarev D.A. (2018), Russia's foreign economic interests in the liquefied natural gas markets. Abstr. Diss. ... Dr. Sci. (Econ.): 08.00.14, Peoples' Friendship University of Russia Publ. House, Moscow, Russia (in Russian).
Prishchepa O.M., Nefedov Yu.V. (2019), "Mineral resource base of oil and gas of Turkey: state, development prospects, new projects", Oil and gas geology. Theory andpractice, vol. 14, no. 3, https://doi.org/10.17353/2070-5379/31_2019
Starchenkov G.I. (2003), Oil and gas in the economy and politics ofTurkey (XIX-early XXI centuries): monograph, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia (in Russian).
Tomberg I.R. (2020), "Pipeline infrastructure in China's energy policy and Russia's interests", Eastern analytics, no. 3, pp. 131-153.