Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РОССИИ'

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Свиридова Ольга Ивановна

В условиях современной мировой экономики одной из наиболее значимых характеристик сельского хозяйства является способность обеспечить потребности населения страны в продовольственных товарах и сельскохозяйственном сырье определённого уровня качества. В сравнении с США, Бразилией, Россией и Японией Европейский союз имеет высокие показатели продовольственной безопасности, учитывая увеличивающийся объём потребительского спроса. Нами проанализировано управление устойчивым развитием сельского хозяйства Европы в разрезе всеобщей сельскохозяйственной политики. При проведении анализа учитывались такие критерии, как источники финансирования, инструменты вовлечения молодёжи, порядок модернизации сельхозтехники и обновления сооружений соответствующего назначения, экологичность, развитие социальной инфраструктуры, доступность сельхозпродукции для потребителя. На основании изученного опыта в качестве предложения по развитию сельскохозяйственных территорий в России предложено создание программы рационального использования не возделываемых земель сельскохозяйственного назначения. В качестве основных этапов её реализации выделены следующие: бесплатное предоставление земли крестьянскофермерским хозяйствам - физическим лицам с последующим переходом в собственность; продажа (по наиболее высокому уровню стоимости) или сдачи в долгосрочную аренду земель крестьянско-фермерским хозяйствам - юридическим лицам; создание социальной инфраструктуры за счёт вырученных от продажи средств; разработка интегрированной программы обучения фермеров, в том числе организация работы консультационных центров местных производителей, владеющих наилучшими сельскохозяйственными практиками.In conditions of current world economy one of the most important characteristics of agriculture is the ability to provide all population of a country by quality food products and agricultural raw materials. In comparing with USA, Brazil, Russia and Japan the European Union has high level of food safety, including rising volume of consumption. We analyzed management of agricultural sustainable development in Europe according to Common agricultural policy. In the process of analyzing financial resources, instruments of youth involving, modernization of farm buildings and machinery, environmental friendliness, developing of countryside, closeness of farmer’s markets were included. According to studied experience we proposed to create a programmer of efficient use of uncultivated agricultural lands like a solution for development of agricultural territories in Russia. There are essential stages of this programmer: free providing farmers with agricultural lands, including next passing into the ownership; selling or leasing agricultural lands for peasant farm enterprises; social infrastructure forming; creation of integrated educational modules and organizing of consulting centers by local producers, who manage best agricultural practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РОССИИ»

УДК 338.43:631.1(470+571)

:№ 1(21), 2016

Свиридова О. И.

Sviridova O. I.

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РОССИИ

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE: EUROPEAN EXPERIENCE, SOLUTIONS FOR RUSSIA

В условиях современной мировой экономики одной из наиболее значимых характеристик сельского хозяйства является способность обеспечить потребности населения страны в продовольственных товарах и сельскохозяйственном сырье определённого уровня качества. В сравнении с США, Бразилией, Россией и Японией Европейский союз имеет высокие показатели продовольственной безопасности, учитывая увеличивающийся объём потребительского спроса. Нами проанализировано управление устойчивым развитием сельского хозяйства Европы в разрезе всеобщей сельскохозяйственной политики. При проведении анализа учитывались такие критерии, как источники финансирования, инструменты вовлечения молодёжи, порядок модернизации сельхозтехники и обновления сооружений соответствующего назначения, экологичность, развитие социальной инфраструктуры, доступность сельхозпродукции для потребителя.

На основании изученного опыта в качестве предложения по развитию сельскохозяйственных территорий в России предложено создание программы рационального использования не возделываемых земель сельскохозяйственного назначения. В качестве основных этапов её реализации выделены следующие: бесплатное предоставление земли крестьянско-фермерским хозяйствам - физическим лицам с последующим переходом в собственность; продажа (по наиболее высокому уровню стоимости) или сдачи в долгосрочную аренду земель крестьянско-фермерским хозяйствам - юридическим лицам; создание социальной инфраструктуры за счёт вырученных от продажи средств; разработка интегрированной программы обучения фермеров, в том числе организация работы консультационных центров местных производителей, владеющих наилучшими сельскохозяйственными практиками.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, крестьянско-фермерские хозяйства, не возделываемая пашня.

In conditions of current world economy one of the most important characteristics of agriculture is the ability to provide all population of a country by quality food products and agricultural raw materials. In comparing with USA, Brazil, Russia and Japan the European Union has high level of food safety, including rising volume of consumption. We analyzed management of agricultural sustainable development in Europe according to Common agricultural policy. In the process of analyzing financial resources, instruments of youth involving, modernization of farm buildings and machinery, environmental friendliness, developing of countryside, closeness of farmer's markets were included.

According to studied experience we proposed to create a programmer of efficient use of uncultivated agricultural lands like a solution for development of agricultural territories in Russia. There are essential stages of this programmer: free providing farmers with agricultural lands, including next passing into the ownership; selling or leasing agricultural lands for peasant farm enterprises; social infrastructure forming; creation of integrated educational modules and organizing of consulting centers by local producers, who manage best agricultural practices.

Key words: sustainable development, agriculture, safety, farmers, uncultivated agricultural lands.

food

Свиридова Ольга Ивановна -

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Мировая экономика и экономическая теория» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ г. Орёл

Тел.: +7-910-748-33-56 E-mail: sviridova.o@list.ru

Sviridova Olga Ivanovna -

Ph.D in Economics,

senior lector of World economy

and economical theory Chair

FSBEI HE Orel SAU

Orel

Tel.: +7-910-748-33-56 E-mail: sviridova.o@list.ru

Одной из наиболее значимых характеристик сельского хозяйства для страны является способность удовлетворять потребности населения в продуктах питания. Высокий уровень данного индикатора наряду с соответствующим качеством продовольственных товаров обеспечивает продовольственную безопасность государства.

Для оценки сельского хозяйства (с/х) с точки зрения продовольственной и, как следствие, национальной безопасности Европейского союза (ЕС) сравним его с такими субъектами мировой

экономики, как Соединённые Штаты Америки (США), Бразилия, Российская Федерация (РФ) и Япония. Выбранные агенты являются крупнейшими участниками международных экономических отношений и имеют сходные характеристики в части количества населения и уровня ВВП, см. таблицу 1.

Относительно продовольственной безопасности в части оценки зависимости страны от импорта практически все страны из выборки имеют значения ниже мирового уровня. Исключение составляют Европейский союз, Россия

128

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

и Япония по уровню ввоза продуктов питания в общей товарной структуре импорта (таблица 2). Это, на наш взгляд, может быть объяснимо как ограниченными для производства некоторых видов продукции климатическими ресурса-

ми, в случае России, положительной динамикой потребления, связанной с ростом общего количества населения, в случае ЕС, так и недостатком земельных ресурсов в сравнении с количеством потребителей, в случае Японии.

Таблица 1 - Сравнительная таблица ВВП и количества населения ЕС, США, Бразилии, России

и Японии за 2014 год

ВВП, в млрд. долл. США Прирост ВВП, в % к прошлому году Население, млн. чел ВВП на душу населения, в тыс. долл. США Прирост ВВП на душу населения, в % к прошлому году

Мир, всего 77868,77 2,47 7260,65 10,72 1,26

ЕС, всего 18460,65 1,29 508,31 36,32 0,94

США 17419,00 2,39 318,86 54,63 1,63

Бразилия 2346,12 0,14 206,08 11,38 -0,74

Россия 1860,60 0,64 143,82 12,74 1,1*

Япония 4601,46 -0,10 127,13 36,19 0,06

* данные 2013 года.

Примечание: по данным Всемирного банка на 11.12.2015 г, составлено автором.

Таблица 2 - Сравнительная таблица с/х производства, импорта с/х сырья и продуктов питания

ЕС, США, Бразилии, России и Японии за 2014 год

Сельское хозяйство в структуре ВВП, в %* Импорт сельскохозяйственного сырья в общей товарной структуре импорта, в % Импорт продуктов питания в общей товарной структуре импорта, в %

Мир, всего 3,08* 1,41 8,12

ЕС, всего 1,52 1,49 10,14

США 1,45* 0,93 5,55

Бразилия 5,56 0,99 4,90

Россия 3,95* 0,92* 13,25*

Япония 1,21* 1,30 8,36

* данные 2013 года.

Примечание: по данным Всемирного банка на 11.12.2015 г, составлено автором.

По уровню сельскохозяйственного производства в структуре ВВП Япония более других стран из выборки отстаёт от мирового уровня. Ограниченность сельского хозяйства восполняется импортом продуктов питания и продукцией совместного с представителями развивающихся стран производства.

Европейский союз, также отстающий от мирового уровня сельского хозяйства в структуре ВВП, постепенно увеличивает ввоз готовых продовольственных товаров (8,75 % и 10,14 % в 2010 г. и 2014 г. соответственно). Не смотря на то что уровень сельскохозяйственного производства в структуре ВВП США ниже мирового, наиболее высокая в выборке конечная стоимость производства на душу населения покрывает потребности населения в 318 млн. человек.

Исследуем европейский подход к управлению сельскохозяйственным развитием. Европейский союз, как крупнейший из выборки потребитель сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, с 1962 года формирует и поддерживает всеобщую сельскохозяйственную политику (CAP, от англ. Common agricultural policy).

Политика формируется в трёх направлениях: поддержка рынка, поддержка соответствующего уровня доходов и развитие сельскохозяйственных территорий. Относительно первой сферы сельское хозяйство более прочих зависит от климатического фактора. Более того, в с/х сфере присутствует временной разрыв между запросом потребителя на определённый вид продукции и изменением уже сформированного предложения, также как и значительное влияние на цены небольших изменений в объёме производимой сельскохозяйственной продукции в силу неэластичности спроса. Для стабилизации положения фермеров используются различные рыночные механизмы.

Что касается второго направления, поддержки доходов, то в данном случае используется прямое финансирование фермеров. Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных товаров и денежная помощь фермерам обеспечиваются за счёт средств бюджетных средств Европейского союза в целом.

По данным Европейской комиссии реализация САР занимает 40 % сметы расходов ЕС. Все-

:№ 1(21), 2016

общая сельскохозяйственная политика - одна из немногочисленных сфер многонационального взаимодействия стран-членов ЕС, которые финансируются из агрегированного бюджета. Однако, в сравнении с общим объёмом затрат на общественные нужды Европы, данная сумма составила лишь 1 % или 58 млрд. евро в 2014 году. [3]

Более того, 30 лет назад доля затрат на реализацию с/х политики составляла 75 % интегрированного европейского бюджета. А если оценивать размер поддержки на одного фермера в 80-х годах в сравнении с современным периодом, то ситуация значительно ухудшилась по причине значительного увеличения количества стран-членов Европейского сообщества.

Финансирование улучшения функционирования сельских поселений, в свою очередь осуществляется за счёт средств стран-членов ЕС. Развитие сельскохозяйственных территорий обеспечивается посредством формирования государственных программ развития на общенациональном, а иногда и региональном уровнях с целью удовлетворения специфических нужд и решения проблем, с которыми они сталкиваются.

Заслуживающим особого внимания среди всех программ с/х развития является подход Лидера, вовлекающий местное население в выявление основных критичных вопросов жизнедеятельности в сельской местности и реализующий точечные социально-экономические проекты. Данный метод имеет следующие отличия от традиционных методов управления сельскохозяйственными территориями: [2, с. 138]

- вовлечение местных заинтересованных лиц в разработку стратегии развития территории через формы партнёрства между частными и государственными субъектами (ГАЛ);

- интегрированное проектирование мер поддержки в нескольких экономических и социальных секторах (многоотраслевой подход), отказ от классических мер структурного вмешательства в аграрный сектор в рамках местного плана развития; вычленение территорий ограниченных размеров и децентрализованное управление планами, передаваемыми гАл, которые создаются для разработки и реализации планов;

- осуществление главным образом мелкомасштабных, но в тоже время имеющих высокую добавленную стоимость мер поддержки, поскольку они выбираются с учётом привнесения инноваций и возможности передачи опыта;

- открытие сельских районов в отношении других территорий с помощью проектов международной кооперации и формирование сетей связей между местными целевыми группами и другими субъектами, работающими в сфере сельского развития.

Как результат всеобщей сельскохозяйственной политики обновляются кадры, занятые в аграрном секторе экономики. Молодым людям предоставляются средства на покупку земли, техники и оборудования. Они обеспечиваются грантами на обучение с использованием наилучших сельскохозяйственных практик.

Ещё одним приоритетом CAP Европейского союза является модернизация сельхозстро-ений и техники. Грантовая система позволяет фермерам улучшить качество процесса возделывания и условий хранения производимых продуктов. Однако, если в 60-х годах с помощью использования современного оборудования и активного применения химических удобрений необходимо было увеличить уровень производительности сельского хозяйства в целом, то в настоящее время приоритеты смещены на «производство большего из меньшего».

Дружественное по отношению к окружающей среде сельское хозяйство Европы обязует местных фермеров использовать некоторую часть пашни для засевания травой, что положительно влияет на изменение климата с точки зрения поглощения растениями углекислого газа. Хозяйства, применяющие более экологичные практики возделывания с/х сырья, получают дополнительную государственную поддержку.

В рамках CAP селу предоставляется финансовая поддержка с целью создания дополнительных рабочих мест при проведении строительных работ, мероприятий по сохранению сформированных ландшафтов, организации культурных мероприятий в деревнях и проч. Кроме того, расширяется сеть фермерских рынков, где можно купить свежие продукты местного производства по цене производителя. Единая система маркирования продукции облегчает процесс принятие решения о покупке потребителя.

Таким образом, основными целями сельскохозяйственной линии государственного управления Европейского союза являются:

- увеличить производительность сельского хозяйства в целом;

- сформировать стабильное предложение с/х продукции по доступной цене;

- обеспечить приемлемый уровень жизни для фермеров Европейского союза.

На основании изученного опыта в качестве предложения по развитию сельскохозяйственных территорий в России можно рассмотреть разработку и реализацию государственной программы «Моя земля». Для реализации потенциала землеобеспеченности Российской Федерации необходимо максимизировать эффективное использование земельных территорий. 3 декабря 2015 года президент РФ В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию подчеркнул необходимость введения в оборот не возделываемой пашни страны и поручил к 01.06.2016 г. создать проекты нормативно-правовых актов, регулирующих процесс изымания не обрабатываемых земель государством. Сформирован-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ный государством резерв земельных ресурсов важно рационально распределить среди населения, проживающего на территории России.

Механизм предлагаемой программы может включать в себя: во-первых, бесплатное предоставление земли (от 1 га и более) крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ)-физическим лицам с последующим (через 10 лет использования в целях растениеводства) переходом в собственность фермерам. Важно подчеркнуть возможность получения не возделываемой пашни на безвоздмездной основе лишь физическими лицами, что обусловлено более высоким уровнем ответственности данного правового статуса; во-вторых, создание социальной инфраструктуры за счёт средств, вырученных от продажи (наиболее высокий уровень стоимости) или сдачи в долгосрочную аренду земель юридическим лицам (от 10 га и более). В данном случае объектами социальной инфраструктуры будут являться: дома для фер-

меров (физических лиц), детские сады, школы, культурно-развлекательные центры, спортивные учреждения и т.п.

Дома для КФХ - индивидуальных предпринимателей могут передаваться в личную собственность спустя 15 лет непрерывного проживания и одновременного использования земли в рамках одного населённого пункта РФ; в-третьих, разработку интегрированной программы обучения КФХ, включающей образовательные модули как для начинающих, так и для опытных хозяйств с привлечением региональных сельскохозяйственных ВУЗ-ов, в том числе организацию работы на постоянной основе консультационных центров, где будут предоставлять консалтинговые услуги местные производители сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, владеющие наилучшими сельскохозяйственными практиками.

На рисунке 1 схематично представлены основные составляющие программы «Моя земля».

Разработка интегрированной программы обучения КФХ, в том числе организация работы консультационных центров.

Создание социальной инфраструктуры

Рисунок 1 - Упрощённая схема авторской программы по развитию сельскохозяйственных

территорий «Моя земля».

_I_

Бесплатное предоставление земли КФХ - физическим лицам с последующим переходом в собственность фермерам.

-2-

_I_

Продажа (наиболее высокий уровень стоимости) или сдачи в долгосрочную аренду земель КФХ - юридическим лицам.

Таким образом, подводя итог текущего исследования, можно отметить, что Европейский союз, как крупнейший потребитель продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья среди США, Бразилии, России и Японии, имеет довольно высокий уровень продовольственной безопасности. Что обеспечивается, кроме прочего, всеобщей сельскохозяйственной политикой, направленной на формирование стабильного предложения с/х продукции по доступной цене, а также на обеспечение высокого уровня жизни европейских фермеров.

В качестве меры по достижению устойчивого развития сельского хозяйства России предложено создание программы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения с параллельным формированием социальной инфраструктуры и реализацией образовательной программы для КФХ.

В рамках НИР на тему: «Пути решения проблемы импортозамещения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка» по заказу Минсельхоза России.

Вестник АПК

Ставрополья

:№ 1(21), 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org/

2. Франческо Матино. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. Совместное издание Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Business Media of the Sole 24 Ore / перевод с итальянского Ирины Храмовой. 2010. 272 с.

3. The EU explained: Agriculture. European Commission. Directorate-General for Communication Publications. 1049 Brussels, Belgium. April 2014, 16 p.

References

1. World Bank official website. URL: http://www. worldbank.org/

2. Franchesco Matino. Rural development in Russia. Policy, institutes and figures since 1970 till our days. Joint publication of Food and Agriculture Organization of the United Nations and Business Media of the Sole 24 Ore, 2010, 272 p.

3. The EU explained: Agriculture. European Commission. Directorate-General for Communication Publications. 1049 Brussels, Belgium. April 2014, 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.