Научная статья на тему 'Управление устойчивым развитием предприятия с использованием инструментов социального инвестирования и «зелёных» финансов при реализации концепции социально-этического маркетинга'

Управление устойчивым развитием предприятия с использованием инструментов социального инвестирования и «зелёных» финансов при реализации концепции социально-этического маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / управление устойчивым развитием / финансы устойчивого развития / финансовые инновации / «зелёные» финансы / инвестиции / социальные инвестиции / финансовые результаты / прогнозирование финансовых результатов / корреляция показателей / эффективность деятельности / sustainable development / sustainability management / sustainable development finance / financial innovation / green finance / investments / social investment / financial results / forecasting financial results / correlation of indicators / operational efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светлана Михайловна Осадчая

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы реализации коммерческими предприятиями и организациями концепции устойчивого развития, столь актуальной в настоящее время, с помощью таких инновационных финансовых инструментов, как «зелёное» финансирование и социальное инвестирование; обоснована возможность и эффективность их использования в практике управления коммерческой организацией. Целью исследования является определение возможности и экономической целесообразности использования в практике управления коммерческой организацией таких финансовых инструментов, как «зелёные» финансы и социальное инвестирование. Объектом исследования выступает группа компаний «ЭФКО» (РФ, Белгородская область) – одна из крупнейших продуктовых компаний Российской Федерации, предметом – «зелёные» финансы и социальные инвестиции как инновационные финансовые инструменты, обеспечивающие устойчивое развитие коммерческой организации и показатель её эффективного управления. По результатам исследования установлено, что на протяжении 30 лет исследуемая компания занимается эффективной коммерческой деятельностью, осуществляя при этом активные социальные инвестирования, объектом которых выступает как внутренняя среда организации (персонал, внутренняя инфраструктура и пр.), так и внешняя среда (активный экологический менеджмент, развитие территории, благотворительность и пр.), обеспечивая реализацию концепции устойчивого развития. Установлено, что на фоне увеличения объёма инвестиций на реализацию социальных целей и задач отмечается положительная динамика основных показателей хозяйственной деятельности и базовых финансовых показателей. Прогноз основных показателей деятельности ГК также позволяет сделать вывод о целесообразности реализации социального инвестирования в целом и «зелёного» финансирования в частности, поскольку на фоне роста вложений в их реализацию прогноз является положительным. Несомненно, практика «зелёного» финансирования и социального инвестирования является инструментом формирования и поддержания положительного имиджа и деловой репутации компании, что подтверждается высокими результатами независимой рейтинговой оценки, а это сказывается положительным образом на инвестиционной привлекательности компании и её конкурентоспособности, позволяет перманентно увеличивать эффективность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing Sustainable Development of the Enterprise Using Social Investment Instruments and Green Finance in Implementing the Concept of Social аnd Ethical Marketing

This work examines the implementation by commercial enterprises and organizations of the concept of sustainable development, which is so relevant at present, with the help of such innovative financial instruments as “green” financing and social investment; the possibility and effectiveness of their use in the practice of managing a commercial organization is substantiated. The purpose of the presented research is to determine the possibility and economic feasibility of using such financial instruments as “green” finance and social investment in the practice of managing a commercial organization. The object of the study is the EFKO group of companies (RF, Belgorod region) – one of the largest food companies in the Russian Federation, the subject is “green” finance and social investments as innovative financial instruments that ensure the sustainable development of a commercial organization and an indicator of its effective management. According to the results of the study, it was established that for 30 years the company under study has been carrying out effective commercial activities, while carrying out active social investment, the object of which is both the internal environment of the organization (personnel, internal infrastructure, etc.) and the external environment (active environmental management, development territories, charity, etc.), ensuring the implementation of the concept of sustainable development. At the same time, it has been established that against the backdrop of an increase in the volume of investments for the implementation of social goals and objectives, there is a positive trend in the main indicators of economic activity and basic financial indicators. The forecast of the main performance indicators of the Group of Companies also allows us to draw a conclusion about the feasibility of implementing social investment, in general, and “green” financing, in particular, since against the backdrop of growing investments in their implementation, the forecast is positive. Undoubtedly, the practice of “green” financing and social investment is a tool for creating and maintaining a positive image and business reputation of the company, which is confirmed by the high results of an independent rating assessment, which has a positive effect on the investment attractiveness of the company and its competitiveness, and allows for a permanent increase in operational efficiency.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивым развитием предприятия с использованием инструментов социального инвестирования и «зелёных» финансов при реализации концепции социально-этического маркетинга»

Научная статья УДК 336.671

DOI: 10.2109/2227-9245-2024-30-1-109-118

Управление устойчивым развитием предприятия с использованием инструментов социального инвестирования и «зелёных» финансов при реализации концепции социально-этического маркетинга

Светлана Михайловна Осадчая

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

osad_star@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1413-4072

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы реализации коммерческими предприятиями и организациями концепции устойчивого развития, столь актуальной в настоящее время, с помощью таких инновационных финансовых инструментов, как «зелёное» финансирование и социальное инвестирование; обоснована возможность и эффективность их использования в практике управления коммерческой организацией. Целью исследования является определение возможности и экономической целесообразности использования в практике управления коммерческой организацией таких финансовых инструментов, как «зелёные» финансы и социальное инвестирование. Объектом исследования выступает группа компаний «ЭФКО» (РФ, Белгородская область) - одна из крупнейших продуктовых компаний Российской Федерации, предметом - «зелёные» финансы и социальные инвестиции как инновационные финансовые инструменты, обеспечивающие устойчивое развитие коммерческой организации и показатель её эффективного управления. По результатам исследования установлено, что на протяжении 30 лет исследуемая компания занимается эффективной коммерческой деятельностью, осуществляя при этом активные социальные инвестирования, объектом которых выступает как внутренняя среда организации (персонал, внутренняя инфраструктура и пр.), так и внешняя среда (активный экологический менеджмент, развитие территории, благотворительность и пр.), обеспечивая реализацию концепции устойчивого развития. Установлено, что на фоне увеличения объёма инвестиций на реализацию социальных целей и задач отмечается положительная динамика основных показателей хозяйственной деятельности и базовых финансовых показателей. Прогноз основных показателей деятельности ГК также позволяет сделать вывод о целесообразности реализации социального инвестирования в целом и «зелёного» финансирования в частности, поскольку на фоне роста вложений в их реализацию прогноз является положительным. Несомненно, практика «зелёного» финансирования и социального инвестирования является инструментом формирования и поддержания положительного имиджа и деловой репутации компании, что подтверждается высокими результатами независимой рейтинговой оценки, а это сказывается положительным образом на инвестиционной привлекательности компании и её конкурентоспособности, позволяет перманентно увеличивать эффективность деятельности.

Информация о статье

Поступила в редакцию

08.12.2023

Одобрена после рецензирования 28.01.2024

Принята к публикации

30.01.2024

Ключевые слова:

устойчивое развитие, управление устойчивым развитием, финансы устойчивого развития, финансовые инновации, «зелёные» финансы, инвестиции, социальные инвестиции, финансовые результаты, прогнозирование финансовых результатов, корреляция показателей, эффективность деятельности

Original article

Managing Sustainable Development of the Enterprise Using Social Investment Instruments and Green Finance in Implementing the Concept of Social аnd Ethical Marketing

Svetlana M. Osadchaya

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia osad_star@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1413-4072

Information about the article

Received 8 December, 2023

Approved after review 28 January, 2024

Accepted for publication 30 January, 2024

Keywords:

sustainable development, sustainability management, sustainable development finance, financial innovation, green finance, investments, social investment, financial results, forecasting financial results, correlation of indicators, operational efficiency

This work examines the implementation by commercial enterprises and organizations of the concept of sustainable development, which is so relevant at present, with the help of such innovative financial instruments as "green" financing and social investment; the possibility and effectiveness of their use in the practice of managing a commercial organization is substantiated. The purpose of the presented research is to determine the possibility and economic feasibility of using such financial instruments as "green" finance and social investment in the practice of managing a commercial organization. The object of the study is the EFKO group of companies (RF, Belgorod region) - one of the largest food companies in the Russian Federation, the subject is "green" finance and social investments as innovative financial instruments that ensure the sustainable development of a commercial organization and an indicator of its effective management. According to the results of the study, it was established that for 30 years the company under study has been carrying out effective commercial activities, while carrying out active social investment, the object of which is both the internal environment of the organization (personnel, internal infrastructure, etc.) and the external environment (active environmental management, development territories, charity, etc.), ensuring the implementation of the concept of sustainable development. At the same time, it has been established that against the backdrop of an increase in the volume of investments for the implementation of social goals and objectives, there is a positive trend in the main indicators of economic activity and basic financial indicators. The forecast of the main performance indicators of the Group of Companies also allows us to draw a conclusion about the feasibility of implementing social investment, in general, and "green" financing, in particular, since against the backdrop of growing investments in their implementation, the forecast is positive. Undoubtedly, the practice of "green" financing and social investment is a tool for creating and maintaining a positive image and business reputation of the company, which is confirmed by the high results of an independent rating assessment, which has a positive effect on the investment attractiveness of the company and its competitiveness, and allows for a permanent increase in operational efficiency.

Введение. Актуальность исследования.

Вопросы развития социально ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации имеют приоритетное значение. Потому социальный этап преобразований экономических отношений в России актуализирует вопросы формирования и функционирования рыночного механизма, ориентированного на гармоничное сочетание социальной направленности с требованиями коммерческой выгодности, что предопределяет объективную необходимость ориентации и использования в практике управления хозяйствующих субъектов принципов социальной ответственности, заложенных, в частности, в концепции маркетинга устойчивого развития и его инструментария, в частности, инновационных финансовых инструментов,

таких как «зелёные» финансы - инвестиции в экоменеджмент и экологическую ответственность и социальное инвестирование.

Однако в теории и практике управления имеются кардинально противоположные взгляды на возможность использования данной концепции современными коммерческими организациями. Потому нам представляется интересным провести эмпирическое исследование, позволяющее сделать выводы о возможности и целесообразности использования данных «зелёного» финансирования и социального инвестирования с позиции влияния таковых на экономические результаты деятельности организации [2; 4; 5; 11].

Поскольку использование в практике управления таких инновационных финансо-

вых инструментов, как «зелёные» финансы и социальное инвестирование, не только способствует формированию положительных имиджевых характеристик организации, но и является одним из факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности, перманентный рост и улучшение экономического и финансового состояния, инвестиционную привлекательность, представленное исследование является своевременным и актуальным.

Объектом исследования выступает группа компаний «ЭФКО» (ГК «ЭФКО») (РФ, Белгородская область) - одна из крупнейших продуктовых компаний РФ. Предметом исследования - «зелёные» финансы и социальные инвестиции как инновационные финансовые инструменты, обеспечивающие устойчивое развитие коммерческой организации и показатель эффективного её управления с точки зрения содержательной и стоимостной составляющей во взаимосвязи с экономическими результатами деятельности.

Цель исследования: определить возможность и экономическую целесообразность (обоснованность) использования в практике управления коммерческой организацией «зелёных» финансов и социального инвестирования.

Задачи исследования: рассмотреть опыт использования в практике управления коммерческой организацией «зелёных» финансов и социального инвестирования для обеспечения её устойчивого развития; выявить и систематизировать объект «зелёных» финансов и социальных инвестиций в деятельности коммерческой организации; составить прогноз основных показателей деятельности компании, использующей в практике управления «зелёные» финансы и социальные инвестиции, определив зависимость (корреляцию) показателей экономической выгоды и социальных расходов.

Методология и методы исследования. При проведении исследования использовались методы абстрактного мышления, социологического и монографического подходов, декомпозиции, методы системного и сравнительного анализа, а также регрессионно-корреляционный анализ, как статистический метод, позволяющий исследовать взаимосвязь между представляющими интерес переменными и осуществить прогнозирование.

Для оценки зависимости (корреляции) показателей экономической выгоды и социальных расходов в практике управления коммерческой организацией на основе исполь-

зования «зелёных» финансов и социального инвестирования, а также прогнозирования таковых нами проведён анализ панельных данных ГК «ЭФКО» (РФ, Белгородская область) - одной из крупнейших продуктовых компаний Российской Федерации. В качестве источника аналитических данных при формировании выборки использовались информационные ресурсы ГК «Эфко» [6].

Разработанность темы. Вопросы актуализации концепции устойчивого развития, повышения эффективности деятельности коммерческой организации с использованием «зелёных» финансов и социального инвестирования как инструмента реализации таковых поднимались и рассматривались рядом следующих зарубежных и отечественных авторов: А. Х. Абашидзе, А. Р. Ахметши-ной, М. А. Буланаковой, Х. А. Барлыбаева, Е. Н. Бекетовой, М. М. Бринчук, М. А. Вебер, Х. Н. Гизатуллина, В. Г. Горохова, Т. А. Журавлевой, В. М. Захарова, М. В. Мажарова, И. Р. Ляпина, И. В. Скоблякова и др.

Базовые аспекты финансирования устойчивого развития нашли отражение в работах таких учёных, как Д. Стиглиц, Д. Макей, П. А. Виктор, М. Фридман, С. Кеткар, Л. Эмер-тон, М. Портер, П. Роджерс и др.

Современная теория и практика управления накопила набор подходов, функциональных и финансовых моделей, использование которых возможно после определённой адаптации под возможности и особенности конкретной коммерческой организации. В то же время в некоторой степени открытым остаётся вопрос экономической целесообразности и возможности использования в практике управления хозяйствующими субъектами концепции устойчивого развития, сопряжённой с «зелёным» финансированием и социальными инвестициями для обеспечения эффективного управления деятельностью компании.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопросы развития социально ориентированной рыночной экономики в РФ в настоящее время имеют приоритетное значение, что предопределяет объективную необходимость ориентации и использования в практике управления хозяйствующих субъектов «зелёных» финансов и социального инвестирования, заложенных, в частности, в концепции устойчивого развития и его инструментария.

Концепция устойчивого развития «Экология, социальная ответственность и управ-

ление» (ESG) является основой для оценки устойчивости компаний и мотивации социально ответственной деловой практики и инструментом достижения перманентного устойчивого развития [3].

Эта концепция исходит из того, что хозяйствующие субъекты при осуществлении предпринимательской деятельности должны не только руководствоваться основным принципом ориентации на запросы и требования потребителей, но и осуществлять деятельность по улучшению благосостояния как отдельных потребителей, так и общества в целом, принимая участие в решении или решая соответствующие социальные проблемы [5, с. 42-65].

Концепция устойчивого развития выходит за рамки традиционного финансового анализа, включая экологические и социальные проблемы, а также корпоративное управление в процессы принятия решений в организациях [3]. Потому дефиниция «устойчивое развитие» тесно коррелирует с социальным инвестированием в практике управления коммерческой организацией, актуализируя такой вид ведения бизнеса, который ориентирован не только на получение экономического результата, но и на реализацию социальных, экологических и этических целевых ориентиров [6, с. 68-82]. Эта концепция исходит из того, что хозяйствующие субъекты при осуществлении предпринимательской деятельности должны не только руководствоваться принципом ориентации на запросы и требования потребителей для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности и получения желаемого финансового результата [8, с. 37-45], но и осуществлять деятельность по улучшению благосостояния как отдельных потребителей, так и общества в целом, принимая участие в решении или решая соответствующие социальные проблемы.

То есть данная концепция предполагает обязательную увязку таких факторов, как прибыль организации, уровень удовлетворения требований потребителей и учёт общественных и потребительских интересов [3], что позволит не только обеспечить вклад бизнес-сообщества в решение социальных проблем, но и станет источником пролонгированных во времени конкурентных преимуществ организации за счёт формирования и укрепления положительного имиджа в глазах потребителей, партнёров, органов местного самоуправления, СМИ, общественных организаций и других стейкхолдеров [7, с. 133-

147], обеспечит высокий уровень доверия, лояльность со стороны работников, покупателей и общества в целом [9, с. 37-42]; обеспечит рост инвестиционной привлекательности организации [1, с. 50-52]. И потому филан-тропичные по своей природе идеи социальной ответственности, заложенные в качестве базовых принципов в концепцию устойчивого развития, в стратегической перспективе становятся источником конкурентных преимуществ «высокого порядка» и слагаемым интегрального показателя экономической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

При этом существует и противоположный взгляд на социальные инвестиции как «зелёное» финансирование, как эффективный финансовый инструментарий в управлении коммерческой организацией. Изначально противником данной концепции принято считать М. Фридмана, который говорил о том, что расходы на социальную ответственность противоречат принципу максимизации прибыли, - ведущему принципу, свойственному коммерческой организации [12].

Сторонником М. Фридмана являлся Т. Левит, отмечавший: «Функция бизнеса - это производство устойчиво высокой прибыли. Сущность свободного предприятия - идти за прибылью любым способом. Благосостояние и общество не являются делом корпорации. Её дело делать деньги, а не нежную музыку» [15]. Ф. Хайек, будучи основоположником и сторонником теории конкуренции, поддерживает взгляды М. Фридмана [13]. Г. В. Колодко определяет социальные инвестиции «модной дымовой завесой в мире бизнеса» [14].

Интересна позиция отечественных учёных на «зелёные» финансы и социальные инвестиции в рамках реализации коммерческой деятельности хозяйствующими субъектами. С. Перегудов указывает на нецелесообразность социальных инвестиций, поскольку это расходы, увеличивающие затраты организации, что «приводит к снижению конкурентоспособности компаний» [9, с. 144148]. И. Семененко поддерживает данную точку зрения, указывая на важность оценки экономической выгоды социальных расходов [10, с. 126].

В связи с этим вызывают интерес вопросы возможности наращивания показателей хозяйственной деятельности, обеспечения их положительной динамики, укрепления финансового состояния наряду с перманентными вложениями в реализацию концепции

устойчивого развития хозяйствующими субъектами с использованием социальных инвестиций и «зелёных» финансов.

Проведено эмпирическое исследование на материалах группы компаний «ЭФКО» (ГК «ЭФКО») - одной из системообразующих предприятий пищепрома и производителей продукции, влияющих на продовольственную безопасность РФ. В 2021 г. Компания заняла 72-е место в рейтинге 200 крупнейших частных компаний России. Её выручка составила 146 млрд р. Основными направлениями бизнеса, отличающими данную группу компаний от конкурентов, выступают брендовый бизнес; биотехнологии; переработка масличных культур; производство яичной продукции (пастеризованные жидкие и сухие яичные продукты), необходимой для реализации производственной деятельности в кондитерской, хлебобулочной, мясной и масложировой отраслях, и EFKO FOOD Professional (специализированная линейка продуктов для рынка HoReCa).

Объекты социального инвестирования ГК «ЭФКО»: социальная поддержка персонала; использование в практике управления инструментов экологического менеджмента; эффективное использование интегрированной системы менеджмента качества (СМК), основанной на стандартах ИСО серии 9000 и 14000; развитие местного сообщества в форме природоохранной деятельности, развитие инфраструктуры территории, благотворительность и спонсорство. Особое значение в рамках реализации концепции социально-этического маркетинга отводится группе проектов HEALTHY INNOVATION (здоровые инновации) - это семейство проектов, отвечающих на глобальные социальные проблемы человечества: голод, ухудшение экологической обстановки и снижение качества жизни людей.

Одним из социально ориентированных проектов группы компаний выступает проект «Белая Вежа». Это жизненное пространство, включающее в себя Инновационный и Научно-образовательный центр «Бирюч» и инфраструктуру для работы, жизни и отдыха их сотрудников. В Белгородской области в Белой Веже, создаются технологии, имеющие важное прикладное стратегическое значение: разработка и производство Hi-Bio -биотехнологических продуктов, позволяющих существенно улучшить качество еды и кардинально изменить процесс её производства; Hi-Food - растительные альтернативы мясу

и молоку, не вредящие экологии планеты и здоровью людей; Hi-Tech - технологии, предлагающие новое представление о жизненном пространстве людей, «зелёной» энергии и городской мобильности.

Проект "Hi-Bio" направлен на производство инновационных ингредиентов и продуктов, полученных в результате развития инновационных биотехнологий, - сладкие белки, редкие сахара, биосинтезирован-ные жиры и клеточное питание. Так, учёными компании идентифицированы белковые молекулы, которые в природе содержатся в небольшом количестве в некоторых фруктах экваториального пояса. Они слаще сахара в 800-3 000 раз, но при этом не приводят к повышению уровня глюкозы в крови.

Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает проект Hi-Food, ориентированный на разработку и производство линейки растительных альтернатив мясу и молоку, в основе которых лежат следующие принципы: польза для здоровья; экологическая ответственность. Так, по мнению специалистов компании, животноводство наносит ущерб экологии планеты, являясь одним из основных глобальных источников парниковых газов (СО2). На животноводство приходится почти 20 % от всех выбросов. Для производства одного килограмма растительных альтернатив требуется в девять раз меньше воды и в десять раз меньше площади земельных угодий, чем при производстве «традиционного» мяса и молока.

В 2021 г. ГК «ЭФКО» как единственный представитель из отечественных компаний АПК стало серебряным призёром в рейтинге лучших работодателей России, организаторами которой являлись Forbes и KPMG. Определяющими факторами при проведении рейтинга являлись ESG-практики, согласно которым методика проекта учитывала результаты деятельности исследуемых компаний по трём основным направлениям: сотрудники и общество, экология и корпоративное управление. Соответственно, все базовые направления устойчивого развития (персонал, потребители, общество в целом) компанией реализуются. При реализации социально ответственной деятельности ГК «ЭФКО» опирается на ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности».

За период 2017-2021 гг. в организации на фоне роста объёма социальных инвестиций отмечена положительная динамика основных показателей хозяйственной деятельности; основных финансовых показателей (рис. 1).

Структура и объём социальных инвестиций ГК «ЭФКО» за период 2017-2021 гг. представлены на рис. 2.

Исследование структуры социальных инвестиций ГК «ЭФКО» за период 2017-2021 гг. определяет в качестве основных социальных инвестиций в рамках реализации концепции устойчивого развития следующие: затраты на реализацию программ обучения и повы-

шения квалификации персонала; защита и охрана окружающей среды, экологический менеджмент; развитие инфраструктуры территории; пропаганда ЗОЖ, оздоровления персонала; программы по обеспечению промышленной безопасности, совершенствование системы охраны труда, улучшение условий труда; целевая материальная помощь сотрудникам и пр.

а б

Рис. 1. Динамика основных показателей хозяйственной (а) и финансовой (б) деятельности ГК «ЭФКО» за период 2017-2021 гг. / Fig. 1. Dynamics of the main indicators of economic (а) and financial (b) activities of the

EFKO Group of Companies for the period 2017-2021

7000 6000 5000 4000 3000 2000

1 1 | I

1.1. rfcn н 1.1 И L А 1л ■

2017

2018

2020

I Образование и наука | Адресная помощь сотрудникам I Развитие инфраструктуры территории I Прочее

2019

год

■ Здравоохранение

■ Благотворительность

■ Экологический менеджмент

2021

Рис. 2. Объём социальных инвестиций ГК «ЭФКО» за период 2017-2021 гг. / Fig. 2. The volume of social investments of EFKO Group for the period 2017-2021

Наибольший удельный вес в структуре расходов на социальные инвестиции, ориентированные на внутреннюю среду организации, приходится на персонал и обучение сотрудников, обеспечение комфортных условий труда, его охрану и промышленную безопасность (порядка 55 %). К основным направлениям

социальных инвестиций, ориентированных на внешнюю среду и решение социальных проблем общества, относятся затраты на экологический менеджмент; адресная материальная помощь в поддержку социально незащищённых категорий общества (дети, инвалиды и т. д.); развитие инфраструктуры территории.

Образование и наука - стратегическое направление для ГК «ЭФКО», предполагающее профориентационную работу, взаимодействие с учебными заведениями области. С 2004 г. в компании создан и успешно функционирует научно-образовательный центр «Бирюч», в котором ежегодно проходят обучение и повышение квалификации 400-500 сотрудников компании. Обучение проводится по программам менеджмента, промышленного, финансового менеджмента, бренд-менеджмента, маркетинга, коммерческой деятельности. Значимую роль в процессе обучения и повышения квалификации играет психология, посредством инструментов которой в центре реализуются программы по социальному конструированию и управлению персоналом.

В рамках представленного исследования проведена оценка влияния социальных инвестиций ГК «ЭФКО» на выручку компании -ключевой показатель деятельности бизнеса,

являющийся отправной точкой для расчёта прибыли, и коэффициент финансовой устойчивости как показатель, характеризующий зависимость организации от внешнего финансирования. В противовес негативным представлениям отдельных учёных и менеджеров о влиянии социальных инвестиций на эффективность деятельности организации нами была идентифицирована на фоне положительной динамики показателей деятельности тесная связь между показателями (рис. 3).

При этом выявлена тесная связь между объёмом продаж (выручкой) компании и социальными инвестициями (коэффициент корреляции составил 0,81803) в рамках реализации концепции устойчивого развития.

Также положительная динамика и тесная зависимость прослеживается между показателями величины социальных инвестиций и коэффициента финансовой устойчивости (коэффициент корреляции составил 0,7799) (рис. 4).

45000 40000 а, 35000 3 30000

II 25000 «i

§. 20000 с

I 15000 fi

g 10000 5000 О

у = 7 538,4x + 20274 4

t2 = 0,8183........

.................

• .............

0,5

1 1,5 2

Социальные инвестиции, тыс. р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,5

Рис. 3. Корреляция величины социальных инвестиций и величины объёма продаж (выручки) ГК «ЭФКО» за период 2017-2021гг. / Fig. 3. Correlation of the amount of social investments and the amount of sales (revenue) of EFKO Group for the period 2017-2021

0,9

0,8

0,7

s 0,6 i-

8 0,5 s

1 0-4

и

>■ 0,3 0,2 0,1 0

у = 0,144: Sx +0,4493

R2 = С ¿7.59-"" 1

.............

......

0,5 1 1,5 2

Социальные инвестиции, тыс. p.

2,5

Рис. 4. Корреляция величины социальных инвестиций и коэффициента финансовой устойчивости ГК «ЭФКО» за период 2017-2021 гг. / Fig. 4. Correlation of the value of social investments and the financial stability

ratio of EFKO Group for the period 2017-2021

Важным является факт, что в течение отчётного периода при увеличении социальных инвестиций значение данного коэффициента приближалось к оптимальному значению (от 0,31 до 0,79). Также отчётный период характеризуется снижением зависимости компании от внешних инвесторов.

Моделирование прогнозных значений таких показателей, как объём продаж (выручка),

прибыль от продаж, чистая прибыль в условиях реализации социально ответственных действий, посредством использования при этом для большей достоверности полиномиальной зависимости со степенью полинома, равной 3, которая даёт нам адекватность 97-98 %, позволяет говорить о исключительно положительной динамике прогнозируемых показателей (рис. 5).

180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000

о

2

-20000

у - 183 6< }х3 -1 F+Ofi Л + ?F+nq> -2Е+12

R2 = 0, 9845

...У-« г-ё,1152хэ + 37045х2 R2 = 0,85 -7Е+07х + 78 5Е+10

< ►...........' 1........ Т 1152х3 + Ч7П45*2 - 7 F+07xi5F

1 1 1 1 1 1 | |-----------J -у - -1 i............ 2 = 0,8578

16 20 17 20 18 20 19 20 20 20 21 20 22 20 23 20 24 20

+10

Выручка Чистая прибыль

Полиномиальная (чистая прибыль)

• Прибыльот продаж

....... Полиномиальная (выручка)

■...... Полиномиальная (чистая прибыль)

Рис. 5. Прогнозирование показателей деятельности ГК «ЭФКО» на период 2023-2024 гг. / Fig. 5. Forecasting performance indicators of EFKO Group of Companies for the period 2023-2024

Полученные трендовые уравнения статистически значимы для каждого показателя ^ 2 = 0,9854; 0,8578; 0,8578) соответственно. Экономическая интерпретация параметров Ь1 означает, что ежегодно будут возрастать показатели объёма продаж (выручки), прибыли от продаж и чистой прибыли.

Выводы. Инновационные финансовые инструменты («зелёные» финансы и социальные инвестиции как инструмент реализации концепции устойчивого развития современной организации) выступают ведущем инструментом обеспечения конкурентоспособности компании, что может выражаться в повышении лояльности к ней со стороны работников, потребителей, органов местного самоуправления, партнёров, общественности и пр., повышении инвестиционной привлекательности [3], трудовой мотивации, в формировании и укреплении положительного имиджа и деловой репутации.

В рамках исследования, проведённого на материалах ГК «ЭФКО», можно сделать вывод, что такие инновационные финансовые инструменты, как «зелёные» финансы и со-

циальные инвестиции, в рамках реализации в практике управления концепции устойчивого развития являются эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности современной организации. Так, в течение длительного времени исследуемая компания осуществляет эффективную коммерческую деятельность, реализуя при этом активную социальную политику, направленную как на внутреннюю среду организации (персонал, внутренняя инфраструктура и пр.), так и на внешнюю среду (развитие территории, благотворительность, активный экоменеджмент и пр.), руководствуясь ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности». Основные элементы организационной системы социального пакета и объекты социальных инвестиций ГК «ЭФКО» позволяют реализовать стратегический и комплексный подход к реализации концепции устойчивого развития. Установлено, что на фоне увеличения объёма инвестиций на реализацию социальных целей и задач отмечается положительная динамика основных показателей хозяйственной деятельности и базовых фи-

нансовых показателей. Также отмечена корреляция между величиной социальных инвестиций и объёмом продаж, а также между величиной социальных инвестиций и коэффициентом финансовой устойчивости. Прогноз основных показателей деятельности ГК также позволяет сделать вывод о целесообразности реализации социально ответственных действий, поскольку на фоне роста вложений в их реализацию прогноз является положительным. Несомненно, практика «зелёного» финансирования и социального инвестирования является инструментом формирования и поддержания положительного имиджа и деловой репутации компании, что подтверждается высокими результатами независимой рейтинговой оценки (лидерство в рейтинге лучших работодателей России), что непременно скажется положительным образом на инвестиционной привлекательности компании и её конкурентоспособности, позволит увеличить эффективность деятельности.

Список литературы_

Результаты исследования показали, что социальные инвестиции, затраты коммерческой организации, которые она осуществляет на реализацию социальных целей и программ в рамках реализуемой концепции устойчивого развития, направленные как на внутрифирменную среду (персонал, наука, условия труда и пр.), так и на внешних стейкхолдеров (экологический менеджмент, благотворительность, развитие инфраструктуры), не только положительно сказываются на имиджевых характеристиках компании, обеспечивая ей признание и достойные позиции в национальных и международных рейтингах, но и положительно отражаются на финансовых результатах её хозяйственной деятельности. Этот факт актуализирует и подтверждает значимость вопросов использования в практике управления «зелёного» финансирования и социального инвестирования, указывая на взаимосвязь и взаимозависимость экономических и социальных показателей деятельности организации.

1. Абызова Е. В., Ищенко О. В. Финансовая политика как основа успешной деятельности организации // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2019. № 1. С. 50-52.

2. Гумба К. В. Обеспечение социально-этичных параметров как элемента развития современного маркетинга // Экономика устойчивого развития. 2020. № 3. С. 37-42.

3. Доклад Генерального секретаря ООН «План осуществления Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций». 6 сентября 2001 г URL: https://digitallibrary.un.org/record/448375 (дата обращения: 11.09.2023). Текст: электронный.

4. Доклад о социальных инвестициях в России - 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития / под ред. Ю. Е. Благова. М.: Ассоциация менеджеров, 2020. URL: https://amr.ru/ projects/1111 (дата обращения: 11.09.2023). Текст: электронный.

5. Ендовицкий Д. А., Любушкин Н. Э., Бабичева Н. Э., Купрюшина О. М. От оценки финансового состояния организации к интегрированной методике анализа устойчивого развития // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 12. С. 42-65.

6. Жукова Е. В. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 6. С. 68-82.

7. Ляпина И. Р., Журавлева Т. А., Скоблякова И. В. Социальные институты и их влияние на цикличность развития экономики // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16, № 4. С. 133-147.

8. Назаренко О. В. Особенности формирования эффективной финансовой политики организации как формы реализации финансовой стратегии // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2020. № 1. С. 37-45.

9. Перегудов С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений. М.: Наука, 2003. 159 с.

10. Семененко И. С. Идентичность. Личность, общество, политика. М.: Весь Мир, 2017. 992 с.

11. Freeman I., Hasnaoui A. The Meaning of Corporate Social Responsibility: The Vision of Four Nations // Journal of Business Ethics. 2011. No. 100. P. 419-443.

12. Friedman M. A Friedman Doctrine - the Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits. New York: NY Times, 1970.

13. Hayek F. A. Law, Legislation, and Liberty. Chicago: University of Chicago Press, 2021. Vol. 19.

14. Kolodko G. W. Cold War II, Blog - Volatile World, post 2506, November 10, 2014. URL: http://www. wedrujacyswiat.pl/blog/gwk_BLOG.pdf (дата обращения: 01.04.2023). Текст: электронный.

15. Levitt T. The Globalization of Markets. URL: https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets (дата обращения: 01.04.2023). Текст: электронный.

References_

1. Abyzova E. V., Ischenko O. V. Financial policy as the basis of successful activity of the organization. Economy. Right. Print. Bulletin of the CSEI, no. 1, pp. 50-52, 2019. (In Rus.)

2. Gumba K. V. Ensuring the social and ethical parameters of advertising as an element of the development of modern marketing. Economics of sustainable development, no. 3, pp. 37-42, 2020. (In Rus.)

3. Report of the UN Secretary-General "Plan for the Implementation of the United Nations Millennium Declaration". September 6, 2001. Web. 09.11.2023. https://digitallibrary.un.org/record/448375. (In Rus.)

4. Report on social investments in Russia - 2019: towards business transformation in the interests of sustainable development. Moscow: Association of Managers, 2020. Web. 09.11.2023. https://amr.ru/ projects/1111. (In Rus.)

5. Endovitsky D. A., Lyubushkin N. E., Babicheva N. E., Kupryushina O. M. From assessing the financial condition of an organization to an integrated methodology for analyzing sustainable development. Economic analysis: theory and practice, no. 12, pp. 42-65, 2016. (In Rus.)

6. Zhukova E. V. The main trends in the development of the ESG agenda: an overview in Russia and in the world. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, vol. 18, no. 6, pp. 68-82, 2021. (In Rus.)

7. Lyapina I. R., Zhuravleva T. A., Skoblyakova I. V. Social institutions and their influence on the cyclical development of the economy. Central Russian Bulletin of Social Sciences, vol. 16, no. 4, pp. 133-147, 2021. (In Rus.)

8. Nazarenko O. V. Features of the formation of effective financial organization policies as a form of financial strategy implementation. Bulletin of the S. Y. Witte Moscow University. Series 1. Economics and management, no. 1, pp. 37-45, 2020. (In Rus.)

9. Peregudov S. Corporations, society, the state. Evolution of relations. Moscow: Nauka, 2003. (In Rus.)

10. Semenenko I. S. Identity. Personality, society, politics. Moscow: The Whole World, 2017. (In Rus.)

11. Freeman I., Hasnaoui A. The Meaning of Corporate Social Responsibility: The Vision of Four Nations. Journal of Business Ethics, no. 100, pp. 419-443, 2011. (In Eng.)

12. Friedman M. A Friedman Doctrine - the Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits. New York: NY Times, 1970. (In Eng.)

13. Hayek F. A. Law, Legislation, and Liberty. Chicago: University of Chicago Press, vol. 19, 2021. (In Eng.)

14. Kolodko G. W. Cold War II, Blog - Volatile World, post 2506, November 10, 2014. Web. 01.04.2023. http://www.wedrujacyswiat.pl/blog/gwk_BLOG.pdf. (In Eng.)

15. Levitt T. The Globalization of Markets. Web. 01.04.2023. https://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets. (In Eng.)

Информация об авторе_

Осадчая Светлана Михайловна, канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия; osad_star@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-1413-4072. Область научных интересов: экономические науки, менеджмент, финансовый менеджмент, маркетинг, социальная ответственность.

Information about the author

Osadchaya Svetlana M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Management and Marketing Department, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia; osad_star@inbox.ru, https:// orcid.org/0000-0002-1413-4072. Area of scientific interests: economic sciences, management, financial management, marketing, social responsibility.

Для цитирования_

Осадчая С. М. Управление устойчивым развитием предприятия с использованием инструментов социального инвестирования и «зелёных» финансов при реализации концепции социально-этического маркетинга // Вестник Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 109-118. DOI: 10.2109/2227-9245-2024-30-1-109-118.

For citation

Osadchaya S. M. Managing Sustainable Development of the Enterprise Using Social Investment Instruments and Green Finance in Implementing the Concept of Social And Ethical Marketing // Transbaikal State University Journal. 2024. Vol. 30, no. 1. P. 109-118. DOI: 10.2109/2227-9245-2024-30-1-109-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.