Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ'

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОЦЕСС / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Елена Евгеньевна

В статье рассматривается проблема оценки устойчивости функционирования Особых экономических зон с позиции внутрикластерного и межорганизационного взаимодействия. Предложен перечень ключевых направлений, требующих разработки методологической базы для установления ключевых показателей, определяющих степень устойчивости системы. Выявлен набор методов научного исследования для оценки степени надежности функционирования системы управления Особыми экономическими зонами в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE STABILITY OF THE SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN ORGANIZATIONS IN SPECIAL ECONOMIC ZONES

The article deals with the problem of assessing the sustainability of functioning of Special Economic Zones from the standpoint of intra-cluster and interaction between organizations. A list of key directions requiring the development of a methodological framework for establishing key indicators that determine the degree of stability of the system is proposed. A set of scientific research methods has been identified to assess the degree of reliability of the functioning of the management system for special economic zones in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ»

Научная статья Original article УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_465 УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ СИСТЕМЫ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ MANAGING THE STABILITY OF THE SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN ORGANIZATIONS IN SPECIAL ECONOMIC ZONES

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Панфилова Елена Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление организацией в машиностроении», Государственный университет управления, г. Москва

Panfilova Elena, PhD (Economy), associate professor of the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки устойчивости функционирования Особых экономических зон с позиции внутрикластерного и межорганизационного взаимодействия. Предложен перечень ключевых направлений, требующих разработки методологической базы для установления ключевых показателей, определяющих степень устойчивости системы. Выявлен набор методов научного исследования для оценки степени надежности функционирования системы управления Особыми экономическими зонами в условиях цифровизации.

Abstract. The article deals with the problem of assessing the sustainability of functioning of Special Economic Zones from the standpoint of intra-cluster and interaction between organizations. A list of key directions requiring the development of a methodological framework for establishing key indicators that determine the degree of stability of the system is proposed. A set of scientific research methods has been identified to assess the degree of reliability of the functioning of the management system for special economic zones in the context of digitalization.

Ключевые слова: инновационный бизнес, кластер, модель межорганизационного взаимодействия, особая экономическая зона, процесс, управляющая компания, устойчивость, цифровизация, экосистема

Keywords: cluster, digitalization, ecosystem, innovative business, management company, model of interaction, process, special economic zone, sustainability

Введение

Ключевым вызовом становления и развития цифровой экономики как в России, так и за рубежом является необходимость трансформации моделей ведения бизнеса. Тенденции к формированию экосистем вокруг крупного бизнеса, инновационных точек роста, к числу которых относятся Особые экономические зоны (ОЭЗ), требуют детального изучения направлений перестройки процессов управления при взаимодействии Управляющей компании с инвесторами, резидентами и государственными органами. На конец 2021 года, по данным Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ, в РФ функционировало порядка 27 Особых экономических зон, суммарный объем инвестиций резидентов которых составил 600 млрд.рублей. По данным исследователей Высшей школы экономики, к 2030 году цифровизацией будет охвачено как минимум около 30 % промышленных предприятий и в перспективе данная тенденция будет только усиливаться. В свете вышеизложенного, изучение теоретических и практических аспектов управления устойчивостью экосистем в экономике в условиях цифровизации является актуальным и значимым.

Научная проблема - поиск путей повышения устойчивости функционирования экосистемы бизнеса, складывающейся в Особых экономических зонах промышленно-производственного типа, в целях улучшения инвестиционной привлекательности российской экономики для стран Евразийского экономического союза и Азии в условиях действия антироссийских санкций и цифровизации экономики. Научная новизна исследования заключается в разработке авторского подхода к управлению устойчивостью экосистем бизнеса Особых экономических зон, формируемых на принципах платформенного похода, интеграции цифровых сервисов и инструментов в процессы взаимодействия Управляющей компании, с финансово-заинтересованными сторонами для достижения внутрикластерных и межкластерных сетевых эффектов.

Объектом исследования являются Особые экономические зоны промышленно-производственного типа, выступающие в качестве сложных социально-экономических систем и играющих ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики

посредством концентрации инновационных, перспективных проектов различной отраслевой направленности. Предмет исследования - процессы управления и связанные с ними информационные, организационные, методические аспекты, возникающие при взаимодействии Управляющей компании Особой экономической зоны с компаниями-резидентами при осуществлении координации между кластерами однородной и разнородной отраслевой направленности, инвесторами и органами государственной власти в условиях реализации платформенного подхода при формировании экосистемы бизнеса и введения антироссийских санкций.

Цель проведения исследования - повышение устойчивости развития Особых экономических зон в РФ в условиях действия антироссийских санкций и объективной необходимости цифровой трансформации экосистемы бизнеса посредством разработки теоретико-методических положений концепции межорганизационного кластерного взаимодействия, а также практических рекомендаций по их реализации Управляющими компаниями. Теоретическая значимость работы состоит в углублении и уточнении теории управления Особыми экономическими зонами с учетом выбранной Управляющей компанией модели функционирования (университетская, инфраструктурная, кооперационная, инновационная). Практическая значимость исследования заключается в возможности применения Управляющими компаниями Особых экономических зон разработанных методических рекомендаций при принятии стратегических решений о расширении специализации технопарка, изменении инфраструктуры, по обеспечению выполнения показателей по налоговым отчислениям резидентов в бюджет и увеличению экспорта продукции резидентов на альтернативные зарубежные рынки.

Полученные по итогам выполнения проекта результаты могут быть использованы руководством управляющей компании технополисов, технопарков, индустриальных парков, кластеров и Особых экономических зон при выстраивании взаимоотношений между компаниями-резидентами различных кластеров в целях повышения устойчивости сформированной экосистемы бизнеса в рамках цифровых платформ и сервисов для получения синергетических эффектов в условиях действия антироссийских санкций. Способ использования результатов проекта - при организации взаимодействия персонального менеджера управляющей компании с резидентами, группами резидентов кластеров по предоставлению услуг сопровождения строительной и проектной документации, услуг в сфере информационных технологий, транспортных услуг, услуг по

рекламе, ремонтных и клининговых услуг и синхронизации взаимодействия на территориально разобщенных площадках Особой экономической зоны.

Прогнозируемые к получению результаты проекта позволят оптимизировать сервисы (в том числе предоставляемые на платформе i.moscow), включая создание межотраслевых и внутриотраслевых кластеров при реализации совместных кооперационных проектов, технологический брокеридж, биржу контрактного производства и привлечение инвестиций под инновационные разработки (в том числе в сфере энергосбережения). Предлагаемая модель межорганизационного взаимодействия резидентов с управляющей компанией, государственными органами и финансовыми структурами позволит увеличить поступления денежных средств в бюджеты соответствующих субъектов РФ, обеспечить устойчивое развитие региона, количество созданных рабочих мест. Методические рекомендации, разработки по итогам осуществления проекта будут предложены для рассмотрения на предмет внедрения руководству Особой экономической зоны (Научно-техническому совету) «Технополис «Москва»» (площадки Печатники, Руднево, Алабушево, Микрон, Ангстрем, МИЭТ), Московского инновационного кластера, руководству Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ РФ).

Поиск путей повышения устойчивости функционирования экосистемы бизнеса, складывающейся в Особых экономических зонах промышленно-производственного типа, в целях повышения инвестиционной привлекательности российской экономики для стран Евразийского экономического союза и Азии в условиях действия антироссийских санкций и цифровизации экономики. Ряд отечественных авторов изучали вопросы устойчивости экосистем в привязке к рассмотрению вопросов государственно-частного партнерства [1]. Но решение вопроса эффективного межфирменного взаимодействия (именно внутрисетевого, а не с государственными структурами) не предлагалось. Зарубежные исследователи концентрируются на рассмотрении путей достижения целей устойчивого развития экономических агентов, но не в условиях действия антироссийских санкций и не учитывая особый характер взаимодействия Управляющей компании и резидентов в Особой экономической зоне в условиях цифровизации российской экономики [2]. Поэтому предлагаемая тематика исследования является новой, актуальной и недостаточно изученной с позиции управления сложными социально-экономическими процессами.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении и уточнении теории управления Особыми экономическими зонами с учетом выбранной Управляющей компанией модели функционирования (университетская, инфраструктурная,

кооперационная, инновационная). Практическая значимость исследования заключается в возможности применения Управляющей компанией Особой экономической зоны разработанных методических рекомендаций при принятии стратегических решений о расширении специализации технопарка, изменении инфраструктуры, по обеспечению выполнения показателей по налоговым отчислениям резидентов в бюджет и увеличению экспорта продукции резидентов на альтернативные зарубежные рынки.

Актуальность проводимого научного исследования объясняется необходимостью разработки новых и адаптации существующих методов, механизмов и инструментов управления деятельностью компаний-резидентов и их кластеров в Особых экономических зонах в рамках единой экосистемы бизнеса на основе платформенного подхода; формирования механизмов для обеспечения управления устойчивостью системы межорганизационного взаимодействия при трансферте результатов интеллектуальной деятельности; разработки теоретических и методологических основ оценки эффективности развития Особых экономических зон (ОЭЗ), позволяющих дополнить методику Национального рейтинга инвестиционной привлекательности. Задачи, которые должны быть выполнены в ходе исследования:

— уточнить понятие «устойчивость межорганизационного взаимодействия» применительно к Особым экономическим зонам, включающим в себя кластеры компаний различной отраслевой направленности;

— выявить факторы, влияющие на формирование инфраструктуры и перечня участников Особой экономической зоны;

— исследовать проблемы управления устойчивостью Особых экономических зон с учетом ESG-принципов ключевых показателей эффективности;

— разработать классификацию инвестиционных проектов, реализуемых резидентами в рамках государственной поддержки;

— усовершенствовать существующие методики оценки цифровой зрелости процессов управления применительно к услугам, предоставляемым Управляющей компанией Особой экономической зоны;

— выявить «узкие места» в процессах управления взаимодействием с резидентами и кластерами с использованием концепции бережливого производства»;

— проанализировать взаимосвязь между формальными, финансовыми показателями компании-резидента и рейтингом привлекательности Особой экономической зоны для инвестора и малого/среднего бизнеса;

— предложить концепцию информационного взаимодействия участников различных ОЭЗ на единой цифровой платформе при использовании цифровых двойников и цифровых теней при производстве продукции;

— разработать алгоритм участия Управляющей компании в тендерной деятельности на электронных торговых площадках с минимальными транзакционными издержками при проведении закупок для компаний-резидентов.

Комплексное решение глобальной проблемы для российской экономики поиска путей повышения устойчивости функционирования экосистемы бизнеса, складывающейся в Особых экономических зонах промышленно-производственного типа, позволит улучшить ее инвестиционную привлекательность для представителей стран Евразийского экономического союза, Азии в условиях действия антироссийских санкций и усиливающихся процессов цифровизации. Научная новизна исследования заключается в подходе к рассмотрению Особых экономических зон (ОЭЗ) как экосистемы, интегрирующей усилия участников инновационной деятельности, государства и научных организаций. Экосистема ОЭЗ анализируется с точки зрения системных свойств, принципов, характеристик как хозяйствующий объект среднего уровня, включающий экосистемы отдельных отраслевых и межотраслевых кластеров, а также самостоятельно являющийся элементом для построения экосистем более высокого уровня при взаимодействии с другими экономическими зонами, кластерами и технопарками.

Исследование расширяет научное знание об управлении сложными социально-экономическими системами, к числу которых относятся Особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Сложившейся научный коллектив углубляет свои исследования привлекательности инновационных точек роста, учитывая влияние информационных технологий, систем, процессов цифровизации экономики на параметры устойчивости системы в целом. Поставленные в исследовании задачи акцентируют внимание исследователей на изучении влияния на устойчивость межфирменного взаимодействия цифровых активов, результатов интеллектуальной деятельности компаний-резидентов, уровня цифровой зрелости бизнес-процессов Управляющей компании, методов государственного регулирования.

Рассмотрение рыночной силы цифровых платформ и сервисов, характера конкуренции на инновационные товары и услуги предопределяет новизну исследования в части выбора методов, ориентированных на оценку сетевых эффектов при межорганизационном взаимодействии, определении экономической добавленной

стоимости при реализации совместных кооперационных проектов участниками ОЭЗ [6,7]. Новизна исследования заключается в подходе к анализу системы менеджмента Управляющей компании Особой экономической зоны как источника для разработки наилучших практик корпоративного управления в условиях платформенности экономики, новых экономических вызовов и информационных рисков национальной безопасности. Предмет исследования связан с изучением трансформации цепочки «цифровой сервис -платформа - экосистема — рынок экосистем».

1. Ключевые направления исследования устойчивости экосистем

Особые экономические зоны традиционно рассматривались отечественными и зарубежными исследователями в качестве драйверов промышленного развития [3,4]. Основной упор на инновационную составляющую в деятельности особых экономических зон, технополисов и индустриальных парков делали такие ученые, как Анисимов Ю.П., Макаров В.Л., Туровец О.Г., Кастельс М., Ромер П. (2020). Идею платформизации, формирования единых цифровых платформ для устойчивого развития Особых экономических зон развивают такие ученые, как: Чуркина Н.С., Шевченко Е.И., Ролланд К.Х., Нельсон Дж.Л. М. (2021). Некоторые исследователи, такие как Гусев А.А., Шелехов А.М., рассматривают промышленно-производственные зоны как источник регионального развития. Зарубежные ученые Энрайт М., Лоренц М., Шмитц Х. изучают организацию промышленного производства с позиции кластерного подхода (2020).

В работах Максимцева И.А., Дорошенко С.В. прослеживается акцент на рассмотрении интеграционных и сетевых эффектов при межфирменном взаимодействии участников (2019). Теоретическими и методологическими основами для проведения исследования послужили труды отечественных ученых Колычева А.М., Кущенко В.В., Некучаевой М.Ю., Шумиловой В.М., рассматривающих вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности на территориях опережающего развития (2021). Принимались во внимание научные труды Игнатова В.Г., Данько Т.П., Зименкова Р.И., в которых оценивалась степень влияния инновационных точек роста в виде Особых экономических зон на межфирменную и глобальную конкуренцию (2020). В трудах Поповой Н.Н., Арутюнова Д.Р., Комлева Ю.В. функционирование Особых экономических зон связывается с разработкой регламентов межорганизационного взаимодействия с органами государственной власти (2019).

Зарубежные исследователи, такие как Gobillion L., Magnac T., Laurent H. рассматривают особые экономические зоны с позиции максимизации возникающих

синергетических эффектов при взаимодействии его участников. Европейские ученые Jensen C, Winiarczyk M., Hendra R. изучают технопарки через призму трансферта технологий, знаний и внутрифирменного интрапренерства (2021). Ряд подходов, представленных в работах Стрежневой М.В., Клейнера Г.Б., связывают устойчивость экосистемы бизнеса особой экономической зоны с применением кластерного и платформенного подходов (2020).

Признавая научную значимость имеющихся работ, следует отметить, что многие вопросы управления взаимодействием Управляющей компании Особой экономической зоны с резидентами, осуществления межорганизационной интеграции для получения синергетических эффектов в условиях цифровизации и устойчивого развития экосистем требуют дальнейшего комплексного изучения и исследования [2,5]. 2. Инструменты, методы исследования

Методологической основой исследования является комплексный подход, объединяющий качественные и количественные методы экономических исследований. Собранные материалы позволяют выдвинуть научные гипотезы, выделить перспективные тренды, которые предполагается использовать для обоснования и тестирования с помощью количественных методов. В ходе исследования планируется применять методы кластерного анализа, регрессионного анализа, что обеспечит высокую степень обоснованности и достоверности основных выводов и результатов исследования. Ряд предполагаемых к использованию инструментов и способов их применения представлены ниже [1].

Определение инструмента. Метод «Развертывание политики» — применяется для определения стратегических направлений деятельности или развития. Развертывание политики — это методология, применяемая для планирования, установления и доведения до Исполнителей и иных заинтересованных сторон поставленных целей и задач, которая обеспечивает координацию всех действий, направленных на достижение правильно сформулированных стратегических целей. Применение указанного метода повышает качество работ, поскольку метод позволяет унифицировать ресурсы и разработать четкие измеримые показатели, по которым регулярно отслеживается достижение ключевых целей, обозначенных интедаторов.

Способ применения. Использование при разработке и доведении Управляющей компанией до резидентов кластеров стандартов корпоративной регламентной отчетности, межорганизационного взаимодействия при использовании процедур брокериджа, ревер-

инжиниринга, совмещенной разработки изделий, 3D-прототипировании, упрощения выхода компаний на маркетплейсы и электронные площадки.

Определение инструмента. Критерий согласия Пирсона — наиболее универсальный из всех используемых в статистике. Его можно применять к одномерным и многомерным данным, количественным и качественным признакам. Применение данного метода позволяет провести анализ данных, полученных в результате реализации Проекта, в том числе мониторинга.

Способ применения. При обработке результатов анкетирования мнения экспертов относительно факторов, влияющих на размещение производственных площадках типа гринфилд или браундфилд.

Определение инструмента. Экстраполяция данных - метод прогноза, позволяющий на основе ретроспективных данных спрогнозировать значение технико-экономического показателя в будущем.

Способ применения. Применение при прогнозировании показателя «отношение объема инвестиций резидента Особой экономической зоны к занятой арендопригодной площади», а также среднегодового количества созданных резидентами объектов интеллектуальной собственности.

Определение инструмента. Метод CIP (Constant Improvement Process) — является одним из методов непрерывного улучшения, способствующий повышению качества повторяющихся или продолжительных работ, заключающийся в итеративном совершенствовании различных видов деятельности, выполняемых в рамках этих работ. Метод подразумевает многократное последовательное прохождение цикла Деминга-Шухарта: планирование улучшений, внедрение полученного плана улучшений, получение измеримых результатов проведенных улучшений и анализ полученных измерений. По результатам анализа составляется план улучшений следующей итерации. Планомерное применение данного метода позволяет оптимизировать деятельность, выполняемую в рамках повторяющихся или продолжительных работ, в результате чего снизить временные и стоимостные издержки, повысить качество выполнения работ.

Способ применения. Использование при формировании и развитии цифровых компетенций сотрудников управляющей компании при выстраивании межорганизационного взаимодействия между резидентами кластеров через систему личных кабинетов, цифровых сервисов и платформ.

Определение инструмента. Балансовый метод — служит важным инструментом выявления хозяйственных резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное экономическое развитие; тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отдельных диспропорций в хозяйстве.

Способ применения. Предполагается использование при определении кластеров «потребляющих» определенный тип услуг и сервисов, предлагаемых Управляющей компанией, включая услуги Центра обработки данных, инжиниринговые услуги, а также кластеров, «генерирующих» и осуществляющих трансферт инноваций в смежные кластеры технопарков и технополисов.

Определение инструмента. Метод картирования рисков - графическая схема, позволяющая отобразить материальные и информационные потоки при предоставлении услуги (товара) конечному потребителю, а также сопровождающие их потенциальные риски.

Способ применения. Использование при оценке рисков, сопровождающих цифровизацию процессов Управляющей компании по методикам модели цифровой зрелости (Digital Maturity Model) компании Deloitte, расчета индекса цифровой трансформации, модели оценки цифровых способностей (Digital Business Aptitude — DBA), методу «Цифровое пианино» (Digital Piano), расчета индекса зрелости Индустрии 4.0 Acatech, методике Organizational Digital Manufacturing Maturity Model - ODM3 (Модель цифровой производственной компании),

Определение инструмента. Портфельные методы стратегического анализа -позволяют выявить направление развития хозяйствующих субъектов в нестабильной внешней среде.

Способ применения. Применение матрицы Мак Кинзи и Бостонской консультационной группы при формировании технологических цепочек из участников-резидентов однотипных и разноотраслевых кластеров Особой экономической зоны.

Определение инструмента. Сегментация стратегической зоны хозяйствования -позволяет по качественным характеристикам выявить распределение потенциальных потребителей между конкурирующими фирмами.

Способ применения. Использование при выборе Управляющей компанией бесплатной или коммерческой электронной торговой площадки для осуществления закупок, способа

закупки, определении начальной максимальной цены контракта, способа обеспечения заявки и контракта для закрытия потребностей компаний-резидентов.

Определение инструмента.«Решетка информационного менеджмента» — метод, позволяющий руководству организации выделить «рутинную» петлю, петлю «мощности» и «стратегическую» петлю при выстраивании информационных потоков как внутри компании, так и в рамках межорганизационного взаимодействия.

Способ применения. Применение при оптимизации информационных потоков резидентов внутри кластера при оказании услуг в рамках свободной таможенной зоны, использования беспилотного транспорта при доставке грузов между резидентами на территории одной площадки технополиса, выстраивании взаимодействия с территориально удаленными площадками одной Особой экономической зоны.

Определение инструмента. Метод критической точки - позволяет определить количество производимых товаров, при которых организация покрывает все свои постоянные и переменные издержки, но не получает прибыль.

Способ применения. Использование для расчета показателя устойчивости компаний-резидентов к спаду спроса на производимую высокотехнологичную продукцию в условиях действия антироссийских санкций. 3. Ключевые этапы научного исследования

Программа научного исследования предполагает следующую этапность реализации:

1. Сбор, анализ, систематизация материалов по основным показателям функционирования Особых экономических зон в РФ.

2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и развитие Особых экономических зон.

3. Консолидация информации, документов, отчетов, характеризующих деятельность компаний-резидентов и Управляющей компании Особых экономических зон.

4. Обработка данных рейтинга привлекательности Особых экономических зон в РФ.

5. Анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам межорганизационного взаимодействия, формирования экосистем и использования цифровых платформ и сервисов.

6. Изучение возможностей применения существующих методик оценки цифровой зрелости процессов управления Управляющей компании при трансформации моделей ведения бизнеса в Особых экономических зонах.

7. Классификация спектра услуг, оказываемых Управляющей компанией для резидентов, в зависимости от отраслевой направленности кластера и особенностей организации производственных процессов.

8. Проведение оценки используемых цифровых платформ и сервисов в Особой экономической зоне для выявления наилучших практик управления и координации в производственных технологических цепочках в рамках концепции «Индустрия 4.0».

9. Анализ тендерной деятельности Управляющих компаний Особых экономических зон при проведении закупок на электронных торговых площадках https://zakupki.gov.ru/.

К ожидаемым результатам можно отнести следующее:

1. Определение оптимальной для экосистемы бизнеса Особой экономической зоны структуры участников высокотехнологичных кластеров, их характеристик, технико-экономических показателей с учетом соблюдения целей устойчивого развития (ЦУР) и ESG-принципов (экологическое, социальное и корпоративное управление).

Полученные научные результаты позволят уточнить положения концепции устойчивого развития промышленных организаций малого и среднего бизнеса в инновационных точках роста, основываясь на теории транзакционных издержек и сетевого межфирменного взаимодействия.

2. Будет разработана методика оценки степени цифровой зрелости процессов Управляющей компании при оказании услуг по интеграции новых компаний-резидентов в экосистему бизнеса Особой экономической зоны и поддержанию межорганизационного взаимодействия с финансовыми структурами, государственными органами власти, инвесторами при реализации совместных проектов. Предполагаемый результат исследования расширит представления о возможности и целесообразности трансформации процессов управления экономическими объектами в условиях сетевого взаимодействия в рамках единой экосистемы при цифровизации экономики, сопровождающейся появлением новых платформ и сервисов.

3. Будут даны методические рекомендации по использованию концепции «бережливого производства» под оптимизацию Перечня услуг, оказываемых Управляющей компанией для организаций-резидентов Особой экономической зоны. Прогнозируемый к получению научный результат позволит уточнить возможность использования и области применения «диаграммы Ямадзуми» для устранения основных видов потерь при оказании услуг Управляющей компанией резидентам Особой экономической зоны.

4. Будет определен механизм оценки «ценности» компании-резидента для устойчивого развития конкретной Особой экономической зоны. Научный результат позволит уточнить положения теории интеграционного менеджмента в части применения методического подхода к расчету показателя взаимовлияния резидента на устойчивость функционирования технологических цепочек внутри и между кластерами Особой экономической зоны.

5. Будет разработана модель межорганизационного взаимодействия Управляющей компании с резидентами технополисов на основе единой цифровой платформы с учетом специфики контрактного производства и возможности кооперирования участников однотипных кластеров, кластеров различной отраслевой направленности при использовании цифровых двойников при производстве наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Планируемый научный результат позволит дополнить положения цифровой стратегии развития компаний в условиях высокой нестабильности внешней среды, кризисных ситуаций и асимметричности информации при реализации проектов с иностранными инвесторами.

3. Будут разработаны методические рекомендации по выбору способа осуществления закупки Управляющей компанией на электронных торговых площадках для нужд компаний-резидентов различных кластеров Особых экономических зон.

Прогнозируемый научный результат позволит усовершенствовать алгоритм участия Управляющей компании Особой экономической зоны в тендерной деятельности в рамках системы закупок в условиях действия антироссийских санкций.

Информационная база исследования представлена: нормативно-правовыми документами РФ (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны», Постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 года «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон», Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 года № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта РФ, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом РФ бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры»); статистическими и

аналитическими материалами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ и субъектов РФ, Министерства экономического развития РФ; Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации»; годовыми отчетами Управляющих компаний Особых экономических зон; ежегодными обзорами «Технопарки России», подготовленными Ассоциацией кластеров и технопарков России, данными сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru).

На первых этапах исследования устойчивости экосистемы особых экономических зон представляется целесообразным осуществление следующих работ:

1. Анализ влияния предоставляемых государством для Особых экономических зон налоговых льгот (включая региональные) на численность компаний-резидентов, в т.ч. иностранных.

2. Сбор, систематизация и анализ данных по среднегодовому количеству созданных объектов интеллектуальной собственности компаниями-резидентами Особых экономических зон и их влиянию на инновационную активность других участников кластера.

3. Обработка отчетов Управляющих компаний Особых экономических зон для выявления влияния крупных сделок и сделок с заинтересованностью на устойчивость экосистемы бизнеса.

4. Аналитическая обработка данных отчетов Управляющих компаний для выявления влияния количества созданных рабочих мест, производительности труда, выручки резидентов, трудового потенциала региона и плотности населения на социальную устойчивость экосистемы ОЭЗ.

5. Анализ Постановления Правительства РФ от 19 октября 2020 г. № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта РФ, высвобожденные в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед РФ по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществлению субъектом РФ бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры» для выработки рекомендаций по совершенствованию политики устойчивого развития Особой экономической зоны и инвестиционной стратегии Управляющей компании.

6. Построение фазовых портретов кластеров и компаний-резидентов, выявление простых, хаотических аттракторов, определяющих устойчивое и неустойчивое состояние Особых экономических зон.

7. Проведение корреляционного-регрессионного анализа для оценки влияния технико-экономических показателей компаний-резидентов на привлекательность Особой экономической зоны для инвесторов и устойчивость деятельности Управляющей компании.

8. Анализ влияния внебюджетных инвестиций резидентов, инвестиций Управляющей компании, средств федерального и регионального бюджетов на оценку инвестиционной привлекательности Особой экономической зоны.

9. Систематизация, обработка и изучение данных по влиянию политик энергоменеджмента Управляющей компании при оказании услуг по энергоснабжению компаний-резидентов Особой экономической зоны.

10. Группировка, анализ данных из отчетов Управляющих компаний Особых экономических зон по структуре имущественного комплекса, включая влияние производственных помещений, земельных участков, арендованных помещений и имущества, находящегося в залоге на финансовую устойчивость экосистемы.

11. Сбор, обработка и анализ данных по влиянию бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, инжинирингового центра, центра прототипирования, центра коллективного пользования оборудованием, на устойчивость экосистемы технопарков и формирование технологических цепочек между участниками разноотраслевых и однородных отраслевых кластеров.

12. Анализ положений Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56425-2021 «ТЕХНОПАРКИ.Требования», утвержденного Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии, для подготовки рекомендаций по выстраиванию Управляющей компанией эффективных процессов межорганизационного взаимодействия со всеми финансово-заинтересованными сторонами.

13. Выявление направлений влияния цифровизации экономики на устойчивость межорганизационного взаимодействия резидентов однотипных и разноотраслевых кластеров Особой экономической зоны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Разработка методического подхода к обоснованию границ допустимых отклонений устойчивости функционирования компаний-резидентов и их кластеров в Особых экономических зонах в условиях реализации стратегии импортозамещения.

Таким образом, осуществление планируемого исследования позволит получить следующие научные результаты:

1. Определение оптимальной для экосистемы бизнеса Особой экономической зоны структуры участников высокотехнологичных кластеров, их характеристик, технико-экономических показателей с учетом соблюдения целей устойчивого развития (ЦУР) и ESG-принципов (экологическое, социальное и корпоративное управление).

2. Методика оценки степени цифровой зрелости процессов Управляющей компании при оказании услуг по интеграции новых компаний-резидентов в экосистему бизнеса Особой экономической зоны и поддержанию межорганизационного взаимодействия с финансовыми структурами, государственными органами власти, инвесторами при реализации совместных проектов.

3. Методические рекомендации по использованию концепции «бережливого производства» под оптимизацию перечня оказываемых услуг Управляющей компанией для организаций-резидентов Особой экономической зоны.

Список источников

1. Прохоров В.В. Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации экологических проектов. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2020. № 4. С.3-14.

2. Vartiak L. (2017). Global sustainable and responsible investment activities and strategies of companies. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. N 04. pp. 77-87.

3. Gobillion L., Magnac T. and Laurent H. Do Unemployed Workes Benefit From Enterprise Zones ? The French experience// Jornal of Public Economics.-2012.-pp.881-892.

4. Jensen C., Winiarczyk M. Special Economic Zones - Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses.-2014.-№ 467. Centrum Analiz Spoleczno-Ekonomicznych Warszawa.

5. Sciеncе, ТеЛпо^у аnd Highеr Еducаtiоn [Тех^ : mаtеriаls оf Ше ^етайопа1 rеsеаrch аnd ргасйсе со^егепсе / Есопот^, Vо 1, Wеstwооd, Cаnаdа, Dеcеmbеr, 2012 / 115 - 128 p. Wеstwооd, Dеcеmbеr 11th-12th, 2012 / publishing оfficе АссеП Graphics соттитсайо^ - Wеstwооd - Cаnаdа, 2012.-608 p.

6. Sciеntific еnquiry in Ше cоntеmpоrаry wоrld: Шеогейса1 bаsiсs аnd innоvаtivе аpprоа Vоl. 5, Еcоnоmics, L&L Publishing ^^vil^, FL, USA, 2012.-p.

7. The challenge of FEZ in Central and Eastern Europe. UN, 1991. P.417.

References

1. Prokhorov V. V. implementation of mechanisms of state-honorary partnership in the implementation of environmental projects. Socio-Economic and Humanistic Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University, 2020. No. 4. pp. 3-14.

2. Vartiak L. (2017). Global sustainable and responsible investment activities and strategies of companies. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. N 04. pp. 77-87.

3. Gobillion L., Magnac T. and Laurent H. Do Unemployed Workes Benefit From Enterprise Zones ? The French experience// Jornal of Public Economics.-2012.-pp.881-892.

4. Jensen C., Winiarczyk M. Special Economic Zones - Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses.-2014.-№ 467. Centrum Analiz Spoleczno-Ekonomicznych Warszawa.

5. Science, ТеЛпо^у аnd Highеr Еducаtiоn [Тех^ : mаtеriаls оf the ^етайопа1 rеsеаrch аnd ргасйсе со^еге^е / Economic, Vоl. 1, Wеstwооd, Cаnаdа, Dеcеmbеr, 2012 / 115 - 128 p. Wеstwооd, Dеcеmbеr 11th-12th, 2012 / publishing оfficе Атее^ Graphics cоmmunicаtiоns - Wеstwооd - Cаnаdа, 2012.-608 p.

6. Scientic inquiry in the contemporary world: theotical baisis and innotivearrgoash. Wall. 5, Aesopomiss, L&L Publi Publishing Tit Titusville, FL, USA, 2012.- p

7. The challenge of Fez in Central and Eastern Europe. UN, 1991. P. 417.

Для цитирования: Панфилова Е.Е. Управление устойчивостью системы межорганизационного взаимодействия в особых экономических зонах // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-8-2022-15/

© Панфилова Е.Е, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.