Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (АО "ТЕХНОПОЛИС "МОСКВА")'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (АО "ТЕХНОПОЛИС "МОСКВА") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗИДЕНТ / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / СЕРВИТУТ / СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Елена Евгеньевна

В условиях действия антироссийских санкций вопросы перспективного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ выходят на первый план. Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса связывается с размещением в технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зонах, предоставляющих таможенные, налоговые льготы и иные преференции. В статье определены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях функционирования Особых экономических зон, выявлена специфика создания и функционирования особых экономических зон в РФ. Автором представлены правовые формы реализации предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны в рамках заключаемых Соглашений, проанализирован характер государственного регулирования промышленно-производственной / технико-внедренческой / логистической деятельности с позиции налогового и таможенного режимов. Предложены рекомендации по совершенствованию правовых механизмов регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в части формируемых взаимоотношений в цепочке «управляющая компания - резидент - органы государственной власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN A SPECIAL ECONOMIC ZONE (TECHNOPOLIS MOSCOW, JSC)

Under the conditions of the anti-Russian sanctions, issues of the future development of high-tech and high-tech sectors of the Russian economy come to the fore. Improving the competitiveness of small and medium-sized businesses is associated with placement in technology-innovative and industrial-production special economic zones that provide customs, tax incentives and other preferences. The article identifies the features of the legal regulation of entrepreneurial activity in the conditions of functioning of Special Economic Zones, identifies the specifics of the creation and functioning of special economic zones in the Russian Federation. The author presents the legal forms of implementation of business activities on the territory of a special economic zone within the framework of concluded Agreements, analyzed the nature of state regulation of industrial production / technology innovation / logistics activities from the standpoint of tax and customs regimes. Recommendations are offered for improving the legal mechanisms for regulating business activities in special economic zones in terms of the relationship being formed in the chain “management company - resident - government bodies”.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (АО "ТЕХНОПОЛИС "МОСКВА")»

Панфилова Елена Евгеньевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление организацией в машиностроении» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва helena_panfilova@mail.ru

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особой экономической зоне (АО «Технополис «Москва»)

Аннотация

В условиях действия антироссийских санкций вопросы перспективного развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ выходят на первый план. Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса связывается с размещением в технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зонах, предоставляющих таможенные, налоговые льготы и иные преференции. В статье определены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях функционирования Особых экономических зон, выявлена специфика создания и функционирования особых экономических зон в РФ. Автором представлены правовые формы реализации предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны в рамках заключаемых Соглашений, проанализирован характер государственного регулирования промышленно-производственной / технико-внедренческой / логистической деятельности с позиции налогового и таможенного режимов. Предложены рекомендации по совершенствованию правовых механизмов регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в части формируемых взаимоотношений в цепочке «управляющая компания - резидент - органы государственной власти».

Ключевые слова

бизнес-план, государственный контроль, налог, особая экономическая зона, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, резидент, свободная таможенная зона, сервитут, соглашение

Elena E. Panfilova

PhD (Economy), Associate Professor, associate professor of the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow, Russia helena_panfilova@mail.ru

Legal regulation of business activities in a special economic zone (Technopolis Moscow, JSC)

Abstract

Under the conditions of the anti-Russian sanctions, issues of the future development of high-tech and high-tech sectors of the Russian economy come to the fore. Improving the competitiveness of small and medium-sized businesses is associated with placement in technology-innovative and industrial-production special economic zones that provide customs, tax incentives and other preferences. The article identifies the features of the legal regulation of entrepreneurial activity in the conditions of functioning of Special Economic Zones, identifies the specifics of the creation and functioning of special economic zones in the Russian Federation. The author presents the legal forms of implementation of business activities on the territory of a special economic zone within the framework of concluded Agreements, analyzed the nature of state regulation of industrial production / technology innovation / logistics activities from the standpoint of tax and customs regimes. Recommendations are offered for improving the legal mechanisms for regulating business activities in special economic zones in terms of the relationship being formed in the chain "management company - resident - government bodies".

Keywords

business plan, state control, tax, special economic zone, legal regulation, entrepreneurial activity, resident, free customs zone, servitude, agreement

Введение. В рамках настоящей статьи обобщен практический опыт формирования правового поля, определяющего взаимодействие между управляющей компанией АО «Технополис «Москва» и компаниями-резидентами при осуществле-

© Е.Е. Панфилова, 2019

нии инновационной деятельности в различных кластерах в рамках особой экономической зоны; а также при взаимодействии с регулирующими органами государственной власти и иностранными инвесторами.

Использование общелогического, системного методов, а также частных специально-юридических методов

(толкования права, функционального и логического) позволило вычленить ключевые проблемы развития

предпринимательской деятельности в особых экономических зонах в условиях глобальной конкуренции, совершенствования нормативно-правовой базы в условиях становления цифровой экономики.

1. Понятие особой экономической зоны и специфика осуществления предпринимательской деятельности

В международной практике достаточно давно уже существует понятие «свободная экономическая зона» и в правовом аспекте оно закреплено в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в 1973 году [1]. В настоящей статье отправной точкой для формирования понятийного аппарата, касающегося определения сущности особых экономических зон (ОЭЗ) и содержания правового регулирования осуществляемой в них предпринимательской деятельности,ислужит нормативная база, сформировавшаяся на момент 2005 года - Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об ОЭЗ в РФ»).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об ОЭЗ в РФ», особая экономическая зона трактуется как «часть территории РФ, которая определяется Правительством и в рамках которой действует особый режим осуществления предпринимательской

деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [2]. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕЭС)

(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕЭС) гл. 27, ст. 201 дает понятие таможенной процедуры свободной таможенной зоны как «... процедуры, применяемой в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой товары размещаются и используются на территории экономической зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, компенсационных

пошлин, при условии соблюдения условий помещения товаров под данную процедуру» [2].

Гражданский кодекс (ГК) РФ гл. 1, ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как «.самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на

систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [1].

Налоговый кодекс (НК) в статье 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» очерчивает ключевые понятия,

задействованные в налоговом праве [3]. Поскольку понятие предпринимательской деятельности в нем не отражено, то применяется его трактовка, зафиксированная в ГК.

Кодекс РФ об административных правонарушениях лишь устанавливает в ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» размер налагаемого штрафа на должностных и юридических лиц с конфискацией изготовленной продукции, сырья или орудий производства

В качестве основных целей создания ОЭЗ обычно рассматриваются такие, как привлечение иностранных инвестиций, увеличение числа совместных научно-технических разработок, производство конкурентоспособной импортозамещающей продукции для высокотехнологичных секторов экономики, а также создание новых высокопроизводительных рабочих мест и центров развития компетенций для профессий будущего.

В статье внимание сосредоточено на двух видах особых экономических зон: технико-внедренческих и промышленно-производственных. В ФЗ «Об ОЭЗ в РФ» в статье 10 «Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны» определены понятия промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике, а также представлена трактовка технико-внедренческой деятельности.

Соответственно, под промышленно-производственной деятельностью

понимается «.производство и/или переработка товаров и их реализация», под деятельностью по логистике -«.оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров», а под технико-внедренческой деятельностью -«.инновационную деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также представление резидентам услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для

осуществления ими предпринимательской деятельности» [5].

ФЗ «Об ОЭЗ в РФ» гл. 9 «Гарантии, предоставляемые резидентам особых экономических зон» предусмотрено предоставление организациям, ведущим свою предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров. Указанные виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон, а также судебную защиту их прав и интересов.

Основные виды налоговых преференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ, представлены в таблице 1.

К субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим промыш-ленно-производственную или технико-внедренческую деятельность, на

территории особой экономической зоны АО «Технополис «Москва» предъявляется два вида требований: формальные и экономические. В рамках формальных требований определены следующие:

1. Регистрация организаций в Москве в границах муниципального образования, на территории которого размещается особая экономическая зона.

2. Отсутствие у организации филиалов, представительств, а также обособленных подразделений за пределами особой экономической зоны.

В соответствии с ГК ст. 55 «Представительства и филиалы», под филиалом понимается «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или

часть, в том числе функции представительства» [2].

Представительство трактуется как «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту». При этом филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавших их юридическим лицом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Таблица 1 - Налоговые льготы субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне

Вид налоговых льгот1

1.НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

(с 2018 года в течение 10 лет налог на прибыль, подлежащий зачислению в региональный бюджет составляет 0%)

2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО (срок предоставления на 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества)

3. ТРАНСПОРТНЫЙ

НАЛОГ

(льгота

предоставляется на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства)

Установленные значения на соответствующий период

2%

(вместо 20%)

Федеральный бюджет

2%

Региональный бюджет:

0% - до

31.12.2027 г.

5% - с

01.01.2028 до

31.12.2032 г.

12,5% - с

01.01.2033 г.

0% (вместо 2%)

0%

1 Письмо Министерства финансов РФ от 28.04.2018 г. № 03-03-03/29615 «О льготах по налогу на прибыль и страховым взносам для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ»

4. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

(льгота

предоставляется

только при

осуществлении

предпринимательской

деятельности

технико-

внедренческого

характера)

5. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, ВВОЗНОЙ НДС, РЕЖИМ СТЗ (товары и оборудование, ввозимые на спецтерриторию, освобождаются от уплаты таможенных налогов и сборов)

21% - до 2019 г. 28% - до 2020 г. (вместо 30 %)

- Фонд социального страхования - 2,9%;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%;

- Пенсионный фонд РФ 13% (вместо 22%) - с

01.01.2018 г. по

31.12.2018 г.; 20% (вместо 22%) - с

01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.;

22% - с 01.01.2020 г.

0%

Налоговый кодекс РФ в ст. 11 п. 2 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» определяет обособленное подразделение как «.. .любое территориальное

обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (создаются на срок более одного месяца) независимо от того, отражено ли их создание в уставных/организационно-распорядительных документах и независимо от полномочий, которыми они наделяются».

3. Организации, ведущие предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, не вправе передавать свои права и обязанности по Соглашению об осуществлении деятельности другому лицу (гл. 5, ст. 12 «Предмет и условия соглашения об осуществлении

промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне», п. 10 ФЗ «Об ОЭЗ»).

4. Заключение Соглашения об осуществлении промышленно-произ-водственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 14 ФЗ «Об ОЭЗ»).

5. Ведение деятельности на территории ОЭЗ в соответствии с Соглашением (ст. 13 ФЗ «Об ОЭЗ»).

Экономические требования для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны, относятся следующие:

1. Суммарный объем инвестиций, связанных с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов заявителя (на планируемых к аренде объектах капитального строительства), определенный к осуществлению в течение не более 5 календарных лет с даты подписания соглашения и приходящийся на один квадратный метр общей площади планируемых к аренде объектов капитального строительства, составляет не менее 50 000 рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

2. Планируемый среднемесячный размер заработной платы работников, занятых на планируемых к аренде объектах капитального строительства, составляет не менее размера среднемесячного дохода от трудовой деятельности по городу Москве (по данным Росстата), определяемого за год, в котором планируется окончание осуществления инвестиций (справочно -59 823 рубля).

3. Объем выручки от планируемой деятельности заявителя, приходящийся на один квадратный метр общей площади планируемых к аренде объектов капитального строительства, составляет не менее 200 000 рублей (без учета налога на добавленную стоимость) за второй календарный год с планируемой даты окончания осуществления инвестиций.

В настоящее время в РФ действует около 22 ОЭЗ, в том числе 10 промышленно-производственных и 6 технико-внедренческих в рамках которых издержки инвесторов при реализации проектов в среднем ниже на 30 % по сравнению с общероссийскими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(среднеотраслевыми) показателями2. ФЗ «Об ОЭЗ», гл. 7, ст. 35 «Распоряжение земельным участком в границах особой экономической зоны» определяет специфику осуществления предпринимательской деятельности при аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности в части запрета на «.сдачу в субаренду, внесения в качестве вклада в уставной капитал обществ, а также передачи в залог».

Осуществление предпринимательской деятельности в рамках особой экономической зоны предполагает отнесение организации в один из кластеров для оптимизации управления и правового регулирования со стороны Управляющей компании. Так, ФЗ «Об ОЭЗ» гл. 1, ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе» определяет кластер как «. совокупность особых экономических зон одного или нескольких типов, определяемых Правительством РФ и управление которой

2 Источник: www.russez.ru - проект «Россия. Особые экономические зоны» (дата обращения: 12.11.2018 г.)

осуществляется одной управляющей компанией».

Так, в особой экономической зоне АО «Технополис «Москва» представлены шесть кластеров: «Микроэлектроника, оптика и электронная аппаратура», «Энергоэффективные технологии»,

«Медицинские технологии, оборудование и биофарма», «Информационно-коммуникационные технологии», «Современные материалы и нанотехнологии», а также «Высокотехнологичные производства».

Отметим, что существует точка зрения (высказываемая Усмановой Р.М.), согласно которой особая экономическая зона рассматривается как частный случай государственно-частного партнерства

(ГЧП) [28]. Тогда предпринимательская деятельность регулируется уже

Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ основывается на использовании специальных налоговых, таможенных, земельных режимов и ее эффективность напрямую связана с совершенствованием механизмов

правового регулирования межотраслевого взаимодействия (при участии

Минэкономразвития и иных органов государственной власти, управляющей компании, стратегических инвесторов и представителей малого и среднего бизнеса).

2. Правовые основы создания и функционирования особых экономических зон в РФ

ФЗ «Об ОЭЗ» гл. 1 ст. 4 «Типы особых экономических зон» предусматривает ограничение территории, на которых

создаются технико-внедренческие

(площадь не более 4 квадратных километров) и промышленно-

производственные зоны (площадь не более 40 квадратных километров). Следует отметить, что по решению Правительства РФ выделенная под ОЭЗ территория может быть расширена. Достаточно интересный факт связан с тем, что особая экономическая зона территориально может быть разобщена и располагаться на территории нескольких субъектов РФ.

Особая экономическая зона технополис «Москва» была создана Постановлением Правительства

Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [16]. Впоследствии площадь ОЭЗ была расширена Постановлением Правительства РФ от 25.04.2017 г. № 489 «Об особой экономической зоне технико-

внедренческого типа, созданной на территории города Москвы» путем присоединения земельных участков, располагающихся в Печатниках, Силино и Старом Крюково [13].

Первоначально критерии создания ОЭЗ были утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания ОЭЗ» и касались преимущественно конкурентных преимуществ с точки зрения географического расположения, наличия инфраструктуры и обеспечения кадровыми ресурсами.

В дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 552 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны» были внесены корректировки, связанные с оценкой экономической эффективности их

функционирования «. по показателям рентабельности, доходности и срока окупаемости» [13] (таблица 2). Кроме этого, законодательно устанавливаются требования по обоснованию экологической эффективности создания ОЭЗ, размеру затрат средств бюджетов на квадратный метр общей площади ОЭЗ. На управляющую компанию ОЭЗ возлагается ответственность по привлечению 50 % объема планируемых внебюджетных инвестиций.

Табли ца 2 - Оценка эффективности особой э показателям

Гл. 2 п. 4.2. «Создание и прекращение существования особых экономических зон» ФЗ «Об ОЭЗ» определяет законодательно время создания ОЭЗ на период времени равный 49 годам. Срок, на который заключается Соглашение об осуществлении резидентом технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности, не может превышать «.срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ». Решение о создании особой экономической зоны принимается

мической зоны по экономическим

Используемый экономический показатель Способ расчета Норм ативное значение показателя Примечание

Рентабельность отношение суммарного объема инвестиций резидентов, налоговых отчислений резидентов и управляющей компании в бюджеты всех уровней, таможенных платежей к величине средств федерального бюджета, бюджета субъектов и местного бюджета не менее 2 для промышленно-производственной зоны

не менее 1 (на конец десятого года реализации проектов накопленным итогом) для технико-внедренческой зоны

Доходность отношение размера выручки резидентов и управляющей компании к суммарной величине средств федерального бюджета, бюджета субъектов и местного бюджета не менее 1,2 для промышленно-производственной зоны

не менее 1 (на конец десятого года реализации проектов накопленным итогом) для технико-внедренческой зоны

Срок окупаемости учитывается разница между размером выручки резидентов, УК и средствами различных бюджетов при создании инфраструктуры РФ не более 8 лет для промышленно-производственной зоны

не бол ее 15 лет для технико-внедренческой зоны

Правительством РФ, а внешний исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вместе с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования формируют заявку на создание ОЭЗ.

Если особая экономическая зона прекращает функционировать, то, в соответствии со ст. 37 п. 25 ФЗ «Об ОЭЗ», оборудование, помещенное под процедуру свободной таможенной зоны или введенное в эксплуатацию признается «.товаром Таможенного союза, не находящимся под таможенным контролем» [6]. Важным представляется тот факт, что исключительно резидент особой экономической зоны может выступать декларантом товаров, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны.

Законодатель предусматривает

возможности досрочного прекращения существования ОЭЗ, если «. в течение трех лет не заключались Соглашения об осуществлении технико-внедренческой, промышленно-производственной деятельности; не осуществлялась подобного рода деятельность, а также существует угроза жизни людей или безопасности страны» [12].

С точки зрения осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны обратимся к главе 3 ст. 7 «Органы управления ОЭЗ» ФЗ № 116, в которой указано, что «.управление ОЭЗ может осуществляться органом исполнительной власти или передано по соглашению управляющей компании». Для организации эффективного взаимодействия между органами государственной власти, управляющей компанией, резидентами, инвесторами на практике создается наблюдательный совет особой

экономической зоны. Таким образом, можно провести аналогию с формированием системы корпоративных отношений в акционерном обществе.

Интересен тот факт, что в наблюдательный совет могут входить «.представители образовательных и научно-исследовательских организаций, расположенных в границах того же муниципального образования, что и особая экономическая зона». При осуществлении предпринимательской деятельности в рамках ОЭЗ организация получает статус резидента, реестр ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

На законодательном уровне предпринимаются попытки обеспечить транспарентность бизнеса путем обязывания федерального органа исполнительной власти «размещать информацию не реже одного раза в квартал о земельных участках, находящихся на территории ОЭЗ, но не сданных в аренду». В соответствии со ст 5. ФЗ «Об ОЭЗ» особая экономическая зона может создаваться на «.земельных участках, находящихся в государственной / муниципальной собственности, а также в собственности граждан или юридических лиц».

Государственный / муниципальный контроль на территории особой экономической зоны определяется ст. 11 ФЗ «Об ОЭЗ» и осуществляется в виде совместных плановых проверок (за исключением случаев планового налогового / таможенного контроля). Плановые проверки на территории особой экономической зоны не должны превышать пятнадцати рабочих дней, а внеплановые -5 рабочих дней, в соответствии с пп. 4,7 гл. 11.

Осуществление предпринимательской деятельности в особой экономической зоне связано с риском потери статуса резидента. Лишение статуса возможно только в судебном порядке при «.двух нарушениях налогового и / или таможенного законодательства».

Ст. 32 «Режим землепользования в особой экономической зоне» ФЗ «Об ОЭЗ» ориентирует субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на возможность использования земельных участков на основании договора аренды. При этом арендаторы, являющиеся собственниками созданных объектов недвижимости, имеют право покупки земельных участков, расположенных под ними. Ст. 32.1 ФЗ «Об ОЭЗ» вводится понятие сервитута для особой экономической зоны «.при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры». Соответственно, если «.установление сервитута приводит к невозможности использования части земельного участка, то землевладелец моет потребовать возмещения убытков». Лицо, в интересах которого установлен постоянный или срочный сервитут, обязан возместить убытки, связанные с его установлением (таблица 3).

Ст. 8 «Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (ред. от 11.04.2017 г.)» подчеркивается, что на территории ОЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской деятельности,

«.заключающийся в создании более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена таможенного союза, условий для ведения деятельности» [19].

Правительством РФ определены виды деятельности, которые запрещены на территории особой экономической зоны, в частности сюда относится «.разработка месторождений полезных ископаемых, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов)».

Как свидетельствует практика, осуществление предпринимательской

деятельности в особых экономических зонах предполагает использование преференций в части налоговых / таможенных льгот, субсидий при оплате коммунальных услуг, услуг по управлению

Таблица 3 - Плата за сервитут в рамках особой экономической зоны

Вид сервитута Размер платы Примечание

Постоянный - устанавливается в размере, меньшем рыночной стоимости земельного участка из-за обременения сервитутом; - определяется Соглашением об установлении сервитута Сервитут может быть прекращен по решению суда, если лицо, в отношении которого установлен сервитут, не осуществляет деятельность в течении года

Срочный - определяется в размере 1 % кадастровой стоимости земельного участка за единицу площади, умноженного на площадь части земельного участка (в отношении которой установлен сервитут); - определяется Соглашением об установлении сервитута

информационной инфраструктурой, а также снижение административных барьеров для доступа к инженерно-транспортной инфраструктуре за счет бюджетных средств [32]. Предоставляемые льготные условия для компаний-резидентов, располагающихся в технико-внедренческих и промышленно-

производственных особых экономических зонах, позволяют сократить издержки при разработке и производстве продукции в среднем на 30 %.

В промышленно-производственных особых экономических зонах управляющая компания предлагает потенциальным компаниям-резидентам услуги по аренде земельных участков (гринфилд) и долгосрочной аренде производственных площадей (браунфилд). При этом разрешение на осуществление

промышленно-производственной или

технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне получается резидентом от соответствующего экспертного совета ОЭЗ. Ст. 6.1. ФЗ «Об ОЭЗ» раскрывает особенности

финансирования всей инфраструктуры особой экономической зоны в части использования бюджетных средств различного уровня. При этом обязательства могут исполняться путем «.внесения взноса в уставный капитал управляющей организации особой экономической зоны».

3. Правовое положение субъектов особых экономических зон

Под правовым положением будем понимать совокупность прав и обязанностей в конкретной правовой ситуации. ФЗ «Об ОЭЗ» не приводит определение субъекта особой

экономической зоны. Однако ст.2 п.1 Гражданского кодекса указывает, что в качестве субъектов правоотношений

(регулируемых гражданским

законодательством) могут выступать юридические лица (коммерческие организации), физические лица

(индивидуальный предприниматель), а также муниципальные образования, субъекты РФ, непосредственно РФ. Законодательство, определяя правовой статус субъекта права, рассматривает его правовое положение в плоскости взаимоотношений «государство - третьи лица - государственные органы».

Гл. 4 ст. 9 «Резидент особой экономической зоны» ФЗ «Об ОЭЗ» разграничивает понятие резидента для различного типа особых экономических зон (таблица 4). Интегрируя базовые определения уточним, что субъектом ОЭЗ будет являться: индивидуальный предприниматель, коммерческая

организация (кроме унитарного

предприятия), государство, муниципальное образование расположенные на территории государства с особым правовым режимом и обладающие правосубъектностью.

Взаимосвязь правоотношений,

возникающих в особой экономической зоне, с основными действующими субъектами представлена в таблице 5.

Обобщая практику, можно говорить о том, что этапы получения статуса резидента в особой экономической зоне располагаются в следующей

последовательности:

Этап 1 - предварительный

1. Заключение договора на оказание услуг по разработке бизнес-плана между технополисом «Москва» и претендентом на получение статуса резидента.

2. Представление претендентом исходных данных для подготовки бизнес-плана, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ

Таблица 4 - Определение понятия «резидент» в особой экономической зоне

Вид особой экономической зоны Определение Характер заключаемого Соглашения

Промышленно-производственная «... коммерческая организация /за исключением унитарного предприятия/, зарегистрированная на территории муниципально го образования, где расположена ОЭЗ» 1. Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности. 2. Соглашение об осуществлении деятельности по логистике. 3. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ.

Технико-внедренческая «.индивидуальный предприниматель или коммерческая организация /за исключением унитарного предприятия/, зарегистрированная на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ» 1. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности. 2. Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ.

Таблица 5 - Взаимосвязь основных групп правоотношений с субъектами в ОЭЗ

Виды правоотношений в ОЭЗ

правоотношения правоотношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ

Субъекты ОЭЗ правоотношения в сфере создания в сфере управления

и ликвидации текущей

ОЭЗ деятельностью ОЭЗ

1 2 3 4

Резидент промышленно-производственной/технико- _ _ да

внедренческой ОЭЗ

Наблюдательный Совет ОЭЗ — да —

Министерство да да —

экономического развития РФ

Правительство РФ да — —

Высший исполнительный — —

орган государственной власти субъекта РФ да

Исполнительно- — —

распорядительный орган муниципального образования да

от 31.08.2016 г. № 560 «Об утверждении критериев и методики оценки бизнес-плана экспертным советом по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым ОЭЗ или в случае, предусмотренным пунктом 2 части 6 статьи 13 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2006 г. № 75 (ред. от 05.04.2018 г.) «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) Соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (в среднем процедура занимает около 30 дней).

3. Разработка Исполнителем,

определенным АО «Технополис Москва», бизнес-плана (в среднем процедура занимает около 30 дней).

Этап 2 - подача заявки и пакета документов в Департамент науки, промышленной политики и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпринимательства города Москвы (ДНПП)

1. Рассмотрение ДНПП пакета документов на предмет комплектности.

2. Проведение совместной оценки пакета документов со стороны управляющей компании технополиса и Департамента экономической политики и развития города Москвы (ДЭПР).

3. При отсутствии оснований для отказа ДНПП направляет уведомление о передаче заявки на Межведомственную

комиссию по предоставлению

имущественной поддержки субъектам малого бизнеса (МВК).

Общая продолжительность работ в рамках пунктов 1-3 составляет около 15 рабочих дней.

4. МВК в лице заместителя Мэра Москвы Н.А. Сергуниной рассматривает и принимает решение; параллельно собирается наблюдательный совет, возглавляемый руководителем Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы А.А Фурсиным (до 40 рабочих дней).

5. ДНПП направляет Заявителю выписку с решением МВК (5 дней от даты принятия решения МВК).

6. ДНПП направляет согласованный с ДЭПР и управляющей компание технополиса проект Соглашения Заявителю (в течение 15 дней с момента принятия решения МВК).

7. Заявитель - претендент на получение статуса резидента особой экономической зоны подписывает Соглашение (срок - 10 рабочих дней).

Этап 3 - Заключение трехстороннего Соглашения (ОЭЗ «Технополис Москва», резидент, ДНПП) (2 рабочих д н я)

1. Внесение в реестр ДНПП записи о регистрации Соглашения.

Этап 4 - Направление ДНПП Соглашения в Минэкономразвития России для включения в реестр резидентов и выдачи свидетельства (3 дня).

Получение статуса резидента особой экономической зоны в общей сложности занимает до 85 рабочих дней, что составляет около 4,5 месяцев (не учитывая 7 рабочих дней на выдачу

Минэкономразвития России свидетельства и включение в реестр резидентов).

Для коммерческой организации / индивидуального предпринимателя

характерны следующие обязательства:

1. Ведение исключительно той деятельности, которая предусмотрена 3-х сторонним Соглашением. Нарушение данного существенного условия, которое является основанием к отзыву статуса резидента особой экономической зоны, является следующая деятельность:

- сдачу в субаренду площадей;

- торговля продукцией, которую коммерческая организация / индивидуальный предприниматель не производят;

- консалтинговые и образовательные услуги, которые не указаны в бизнес-плане как обязательные и сопутствующие основной промышленно-производственной / технико-внедренческой деятельности и, соответственно, не зафиксированы в Соглашении;

- иная промышленно-производственная / технико-внедренческая деятельность (например, разработка и/или производство принципиально другого инновационного продукта требует корректировки бизнес-плана, подачи вновь заявления в ДНПП на изменение условий Соглашения, а также подписание Дополнительного Соглашения).

2. Соответствие коммерческой организации / индивидуального предпринимателя тем основным технико-экономическим показателям, которые определены трёхсторонним Соглашением, включая:

- осуществление требуемых инвестиций по объему и срокам, заявленным в бизнес-плане;

- достижение показателей по величине выручки, среднемесячной заработной плате (в соответствии с установленным графиком достижений в бизнес-плане).

3. Предоставление ежеквартальных отчетов о ходе реализации проекта в управляющую компанию технополиса «Москва».

4. Прохождение проверок. Порядок осуществления контроля за

исполнением Соглашения резидентом особой экономической зоны

осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 23.08.2016 г. № 530 «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидента особой экономической зоны Соглашения об осуществлении промышленно-

производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне».

В отношении резидента первая проверка проводится «.не ранее, чем через 24 месяца с даты заключения с ним Соглашения об осуществлении

деятельности в особой экономической зоне». Минэкономразвития РФ оформляет приказ на проведение проверки и уведомляет по почте заказным письмом резидента о предстоящей проверке за 14 календарных дней. Срок проверки не может быть больше 14 дней. Перечень основных действий резидента в ходе проведения проверок представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Перечень действий резидента ОЭЗ в ходе проведения проверок

№ пп Действие Обязан Вправе

1 Подготовить и представить проверяющим документы: бухгалтерская отчетность, документы о качестве продукции (сертификаты, лицензии), декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество/землю, книга покупок/продаж, платежные документы, договора с контрагентами да —

2 Обеспечить беспрепятственный доступ на территорию, служебные и производственные помещения да —

3 Присутствовать при проведении проверки — да

4 Давать объяснения по вопросам, касающимся предмета проверки — да

5 Знакомиться с актом проверки, давать мотивированные возражения — да

6 Обжаловать действия проверяющих в течение 7 календарных дней со дня получения акта в Министерство или иной орган исполнительной власти — да

Пункт 2 статьи 11

«Государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны» ФЗ «Об ОЭЗ» определяет, что к проверкам резидентов особой экономической зоны применяются положения Федерального закона от 26.12.2004 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указывающего, что плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в три года (ст. 9 «Организация и проведение плановых проверок» п.2).

Говоря о действии режима свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ, следует отметить, что федеральным законом от 03.08.2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные нормативные акты» (далее - ФЗ «О таможенном регулировании») предусмотрена для

досудебного урегулирования споров в области таможенного дела. К преимуществам досудебного урегулирования следует отнести сжатый срок принятия решения по жалобе (один месяц), отсутствие затрат на оплату государственной пошлины, а также отсутствие необходимости лично присутствовать при рассмотрении жалобы.

Резидентом подается жалоба через тот таможенный орган решение, действие / бездействие которого обжалуется. Соответственно, таможенный орган направляет в вышестоящий таможенный орган жалобу со своим заключением в течение 5 рабочих дней. Интересен тот факт, что подача резидентом жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа.

ФЗ «О таможенном регулировании» с 1 января 2022 года предусматривается возможность подачи резидентом жалобы в электронной форме с подписанием квалифицированной цифровой подписью. Новеллой в законодательстве является

необходимость указания ИНН, а также «.основания, по которым лицо, подавшее жалобу, считает, что его права нарушены». Также в ходатайстве резидент может при предоставлении обеспечения обязательств по уплате таможенных пошлин приложить банковскую гарантию в виде электронного документа.

4. Соглашение как основа взаимодействия субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности в особой экономической зоне

Правоотношения между субъектами особых экономических зон

регламентируются двумя типами Соглашений. Внешние Соглашения касаются создания и прекращения существования промышленно-

производственных и технико-

внедренческих ОЭЗ как таковых, в соответствии со ст. 6 гл. 2 ФЗ «Об ОЭЗ». Внутренние Соглашения затрагивают права / обязанности сторон в процессе осуществления текущей

предпринимательской деятельности в конкретно взятой ОЭЗ на основании ст. 7 и ст. 8 гл. 3. Перечень основных видов Соглашений представлен в таблице 7.

При заключении Соглашения об осуществлении промышленно-

производственной деятельности заявителем подаются копии учредительных

документов, свидетельства о

государственной регистрации,

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, бизнес-план.

Потенциальный резидент может предоставить указанный пакет документов по собственной инициативе или документы могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия. Орган исполнительной власти субъекта РФ в

течение 15 дней принимает решение об отклонении заявки, передаче в экспертный совет по промышленно-производственным / технико-внедренческим особым экономическим зонам или принятии заявки в случае, если речь идет об осуществлении технико-внедренческой деятельности (без предоставления земельного участка и осуществлении инвестиций в размере менее 30 млн. рублей). В соответствии с п. 7 ст. 13 гл. 5 «Документы, необходимые для заключения Соглашения об осуществлении деятельности» ФЗ «Об ОЭЗ», основные причины отказа в рассмотрении заявки могут быть связаны: с отсутствием в особой экономической зоне

запрашиваемого земельного участка; муниципального имущества, которое могло бы быть передано в пользование/владение; несоответствием предполагаемой к осуществлению предпринимательской деятельности «профилю» ОЭЗ, а также объема планируемых потенциальным резидентом капитальных вложений.

Интересен тот факт, что гл. 5 ст. 15 «Форма Соглашения об осуществлении деятельности» ФЗ «Об ОЭЗ» указывает на необходимость заключения Соглашения «. в письменной форме путем составления одного документа, подписанного Сторонами». Гл. 5 ст. 16 «Срок действия Соглашения об осуществлении

деятельности» ФЗ «Об ОЭЗ» установлено, что «. Соглашение заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ». Для АО «Технополис Москва» таким крайним сроком является 2055 год. Гл. 5 ст. 18 «Изменение условий Соглашения об осуществлении деятельности» ФЗ «Об ОЭЗ» определяет возможность внесения резидентом корректировок в ранее заключенное Соглашение, если изменились

Таблица 7 - Перечень основных видов Соглашений в особой экономической зоне

Вид Соглашения Содержание Соглашения Стороны Соглашения Метод правового регулирования Лицо, принимающее решение

1 2 3 4 5

I. Внешние Соглашения в технико-внедренческой и промышленно-производственной особой эконом ической зоне

1. Соглашение о создании особой экономической зоны 1. Перспективный план развития ОЭЗ, финансирование мероприятий. 2. Обязательства исполнительного органа государственной власти по передаче уполномоченному Правительству РФ органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, объектами недвижимости на территории ОЭЗ. 3. Порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ. 4. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ. 5. Объем и сроки финансирования объектов инженерной/транспортной инфраструктуры за счет средств бюджетов. 6. Границы ОЭЗ. 7. План материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающих территорий. Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования императивный (субъекты правоотношений не имеют возможности выбирать подчиняться властному субъекту или нет) Правительство РФ

2. Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта РФ 1. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ в период передачи полномочий. 2. Порядок предоставления ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ. 3. Основания и порядок расторжения Соглашения. 4. Ответственность сторон. 5. Порядок осуществления контроля за деятельностью органа исполнительной власти субъекта РФ со стороны федеральных органов исполнительной власти. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъе кта РФ императивный (субъекты правоотношений не имеют возможности выбирать подчиняться властному субъекту или нет) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ

Продолжение таблицы 7

1 2 3 4 5

3. Соглашение об управлении особой экономической зоной 1. Функции управляющей компании, включая: - создание объектов инфраструктуры ОЭЗ для обеспечения функционирования; - обеспечение функционирования; - привлечение резидентов / инвесторов в ОЭЗ; - разработка проекта планировки ОЭЗ. 2. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ в период действия Соглашения. 3. Порядок предоставления ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ. 4. Основания и порядок расторжения Соглашения. 5. Ответственность сторон. Федеральный орган исполнительной власти, управляющая компания императивный (субъекты правоотношений не имеют возможности выбирать, подчиняться властному субъекту или нет) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ

II. Внутренние Соглашения в особой экономической зоне

1. Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности 1. Предмет соглашения (специфика вида деятельности в соответствии с бизнес-планом), срок и условия прекращения действия Соглашения. 2. Взаимодействие сторон (договор аренды земельного участка, договор аренды государственного недвижимого имущества). 3. Выдача свидетельства резидента ОЭЗ, ответственность сторон. 4. Вопросы информирования налоговых и таможенных органов о статусе резидента у организации. 5. Выдача технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. 6. Объемы КВ резидента не менее 120 млн. руб. (за исключением нематериальных активов) , в том числе 40 млн. руб. в течение 3-х лет со дня заключения Соглашения. коммерческая организация (кроме унитарного предприятия), расположенная на территории муниципального образования, где находится ОЭЗ диспозитивный (правоотношения выстраиваются на гражданско-правовой основе, стороны могут самостоятельно принимать решения) Руководитель коммерческой организации

Окончание таблицы 7

1 2 3 4 5

1. Кадастровый номер Лица, в инте-

участка, в отношении ресах которых диспозитивный (правоотношения выстраиваются на гражданско-правовой основе, стороны могут самостоятельно принимать решения)

2. Соглашение об установлении сервитута (срочного / постоянного) которого устанавливается сервитут. 2. Сведения о сторонах Соглашения. 3. Основания и цели устанавливается сервитут, и о рган по управлению ОЭЗ либо юридическое Лица, в отношении которых

установления сервитута. 4. Срок действия сервитута. 5. Размер платы за сервитут. 6. Права/обязанности лица, в лицо / гражданин - собственники земельного участка, располо- устанавливаетс я сервитут

интересах которого женного в

установлен сервитут. границах ОЭЗ

условия ведения бизнеса. Для этого в орган исполнительной власти субъекта РФ направляется заявление и откорректированный вариант бизнес-плана.

В течение 15 рабочих дней документы передаются в экспертный совет на рассмотрение, далее в течение 40 рабочих дней экспертным советом принимается решение о поддержке откорректированного бизнес-плана или отказе. Процедура внесения изменений в бизнес-план предполагает, что в течение 10 рабочих дней после получения решения экспертного совета орган исполнительной власти субъекта РФ направляет резиденту письменное уведомление об отказе во внесении изменений в Соглашение об осуществлении деятельности в связи с принятым отрицательным решением по бизнес-плану; изменении условий Соглашения при 100 % поддержке предоставленного бизнес-плана; изменении условий при соблюдении внесения резидентом ряда корректировок во вновь предоставленный бизнес-план.

При ведении резидентом предпринимательской деятельности в особой экономической зоне возможен еще один формат Соглашения - Дополнительное Соглашение об осуществлении

деятельности (п. 7 ст.18 ФЗ «Об ОЭЗ»). Он характерен для варианта, когда корректировки минуют экспертный совет, поскольку не затрагивают существенных условий ранее заключенного соглашения о промышленно-производственной или

технико-внедренческой деятельности. В рамках предпринимательской

деятельности, осуществляемой в особой экономической зоне, к существенным условиям относится - установленный вид деятельности, отсутствие требуемого уровня капитальных вложений (по объемам и срокам), уклонение от предоставления в орган исполнительной власти субъекта РФ проектной документации и результатов инженерных изысканий для государственной экспертизы.

Ст. 19 «Прекращение действия Соглашения об осуществлении

деятельности» гл. 5 ФЗ «Об ОЭЗ» четко определяет 4 основания: «...расторжение; досрочное прекращение существования ОЭЗ; окончание срока, на которой было заключено; прекращение деятельности юридического лица (для промышленно-производственной деятельности) / индивидуального предпринимателя (для технико-внедренческой деятельности)». При досрочном расторжении Соглашения

об осуществлении деятельности резидент обязан заплатить штраф. Ст. 20 «Расторжение Соглашения об

осуществлении деятельности» гл. 5 ФЗ «Об ОЭЗ» предусматривает два варианта расторжения: как по взаимной договоренности сторон, так и в одностороннем порядке (по инициативе одной из сторон) через суд.

5. Правовые аспекты совершенствования механизмов регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах

В статье автор придерживается точки зрения Бандорина А.Е., согласно которой под механизмом регулирования предпринимательской деятельности понимается «...совокупность частноправовых и публично-правовых средств, обеспечивающих целенаправленное

воздействие государства на предпринимательские отношения» [28]. Механизмы регулирования предпринимательской

деятельности в ОЭЗ затрагивают прежде всего вопросы реализации таможенного, налогового режимов на территории конкретного субъекта РФ/муниципального образования.

Рассматривая правоприменительную практику и комментарии судебно-арбитражной практики рассмотрения экономических споров, можно выделить следующие правовые аспекты

совершенствования механизмов

регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах [29]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внесение резидентом ОЭЗ изменений в бизнес-план и их влияние на Соглашение об предпринимательской деятельности.

Основания и порядок внесения изменений резидентом в Соглашение об

осуществлении деятельности в связи с изменяющимися условиями хозяйствования определены Законом. Корректировка Соглашения возможна в случае изменений бизнес-плана (в соответствии с п. 1 ст. 18 «Изменение условий Соглашения об осуществлении деятельности») и внесения корректировок, не связанных с изменениями существенных условий (в соответствии с п. 7 ст. 18). Согласование резидентом с Минэкономразвития производится только в первом случае. Однако в Законе не отражены действия резидента при внесении корректировок в бизнес-план, не меняя условия Соглашения об осуществлении деятельности.

За отправную точку рассуждения можно принять следующее: резидентом обязанности по Соглашению выполняются, основываясь на разработанном бизнес-плане, поэтому его корректировка как прямо, так и косвенно влияет на исполнение Соглашения. При

инициативной корректировке резидентом особой экономической зоны бизнес-плана возможно нарушение условий Соглашения и прав взаимосвязанных контрагентов. Представляется целесообразным внести изменения в ФЗ «Об ОЭЗ», представленные в таблице 8.

Правомерно все корректировки бизнес-плана, осуществляемые резидентом, согласовываться Сторонами

предпринимательской деятельности (пункт 1 таблицы 8). Закон рассматривает резидента ОЭЗ в качестве единственного инициатора изменения условий

Соглашения об осуществлении

деятельности, что противоречит принципу равенства сторон в договорных отношениях. В связи с этим целесообразно расширить ст. 18 ФЗ «Об ОЭЗ» дополнительной статьей (пункт 2 таблицы 8).

Таблица 8 - Предложения о внесении изменений в нормативно-законодательную базу, регулирующую предпринимательскую деятельность в ОЭЗ

№ пп Часть, статья ФЗ «Об ОЭЗ»

Федерального закона Действующая редакция Предлагаемый вариант

1 Статья 18 «Изменение условий Соглашения об осуществлении предпринимательс кой деятельности» (часть 1) «В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес- плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, заявление, а также бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». «В случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, или же внести изменения в бизнес-план, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющую компанию заявление, а также бизнес-план».

Статья 18

2 «Изменение условий Соглашения об осуществлении предпринимательс кой деятельности» (часть 9) отсутствует дополнить ст. 18 Закона об ОЭЗ частью 9 содержанием: «Соглашение об осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны может быть изменено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

2. Государственный контроль за утратой статуса резидента особой экономической зоны (оплата штрафа).

Статьей 11 «Государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны» п. 9 ФЗ «Об ОЭЗ» предусмотрена возможность лишения в судебном порядке статуса резидента при существенных нарушениях таможенного / налогового законодательства.

Однако Закон не указывает, каким образом при расторжении Соглашения об осуществлении деятельности с резидента, потерявшего статус в ОЭЗ, реализуется процедура взыскания штрафов. В этой связи предлагается внести дополнительно п.10 в статью 11 следующего содержания: «Взыскание штрафов, определенных Соглашением об осуществлении промышленно-производственной и/или технико-внедренческой деятельности, с коммерческой организации, индивидуального предпринимателя при потере статуса

резидента производится по заявлению Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление ОЭЗ, в судебном порядке».

3. Уточнения в части правового режима земельных участков, используемых в особой экономической зоне.

Анализ гл. 7 «Порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах особенной экономической зоны, и порядок пользования указанными земельными участками» ФЗ «Об ОЭЗ» свидетельствует о том, что в Законе не содержится указания на механизм и основания, по которым осуществляется передача

Минэкономразвития прав на земельные участки, принадлежащие юридическим лицам и гражданам.

4. Учет при заключении Соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ тенденций в области формирующейся цифровой экономики.

Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» меняет модель ведения предпринимательской

деятельности в особых экономических зонах:

- резиденты ориентируются в перспективе на использование в практике деятельности самоисполняющихся Соглашений (смарт-контрактов),

представляющих из себя электронные формы (с прописанным кодом для использования в сети блокчейн) Соглашений об осуществлении

промышленно-производственной деятельности, Соглашений об установлении сервитута, Соглашений об управлении особой экономической зоной со стороны управляющей компании;

- государственные органы определяют требования к порядку выдачи

электронных дубликатов документов, а также их уничтожению;

- Минэкономразвития РФ внедряет технологии распределенного реестра резидентов особых экономических зон;

- резиденты предоставляют в управляющую компанию ОЭЗ ежеквартальный отчет, а органы управления особыми экономическими зонами, в свою очередь, в Правительство РФ ежегодный отчет о результатах функционирования ОЭЗ с использованием программного доступа API, позволяющего оптимизировать подготовку отчетности.

Предлагается статью 13

«Документы, необходимые для заключения Соглашения об осуществлении

деятельности» п. 5 ФЗ «Об ОЭЗ» дополнить формулировкой следующего вида: «Заявка может быть подана уполномоченному Правительством

Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий в виде электронного документа».

Статью 13 «Документы,

необходимые для заключения Соглашения об осуществлении деятельности» п. 3 ФЗ «Об ОЭЗ» предлагается расширить следующей формулировкой: «Документы, прилагаемые к заявке, поданной в электронном виде, должны быть

представлены в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий, в виде электронного документа и заверены заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью (для коммерческой организации) или неквалифицированной электронной подписью для индивидуального предпринимателя».

Предлагается статью 15 «Форма Соглашения об осуществлении

деятельности» ФЗ «Об ОЭЗ» дополнить п.2 следующего содержания: «Соглашение об осуществлении деятельности виде электронного документа должно быть подписано усиленной неквалифицированной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, если заявитель является индивидуальным предпринимателем, и усиленной квалифицированной подписью, если потенциальный резидент является коммерческой организацией».

Заключение. Таким образом, перспективы развития высокотехнологичных секторов экономики РФ в условиях действия антироссийских санкций связываются с созданием и эффективным функционированием особых

экономических зон, предоставляющих определенного рода преференции предпринимателям. В этой связи вопросы совершенствования правового регулирования взаимоотношений между государством, инвесторами, резидентами и управляющей компанией выходят на первый план, становятся чрезвычайно актуальными и значимыми.

На примере особой экономической зоны АО «Технополис «Москва» сформулированы формальные и экономические к субъектам

предпринимательской деятельности,

осуществляемым промышленно-

производственную или технико-

внедренческую деятельность, на

территории ОЭЗ. Правовые основы создания и функционирования ОЭЗ в РФ базируются прежде всего на Федеральном законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Опираясь на проведенный анализ нормативно-законодательной базы, включающей Постановления

Правительства, кодексы и

правоприменительную практику, были установлены критерии для оценки

эффективности функционирования ОЭЗ, структура органов управления, а также характер государственного /

муниципального контроля, режима землепользования с установлением платы за постоянный и срочный сервитут.

Правовое положение субъектов особых экономических зон рассмотрено через этапы получения статуса резидента, обязательства, характер правоотношений между субъектами ОЭЗ, существенные условия заключаемых трехсторонних Соглашений и правовые действия субъектов ОЭЗ при проведении плановых и внеплановых проверок со стороны государственных органов власти. Анализ специфики осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ и ее государственного регулирования с позиции таможенного / налогового режимов производится на основе внутренних / внешних Соглашений, включая:

Соглашение о создании особой экономической зоны, Соглашение о передаче полномочий по управлению ОЭЗ органу исполнительной власти РФ, Соглашение об управлении ОЭЗ, Соглашение об осуществлении

промышленно-производственной деятельности, Соглашение об установлении срочного/постоянного сервитута.

В статье выявлены особенности создания и функционирования ОЭЗ, правовые формы реализации предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ в рамках заключаемых Соглашений, включая определение существенности условий, оснований для расторжения Соглашений и причин отказа в удовлетворении государственными

органами заявки на получение статуса резидента особой экономической зоны. Основные предложения по совершенствованию правового механизма регулирования предпринимательской деятельности в Особых экономических зонах связаны с внесением изменений в ст. 18 ФЗ «Об

ОЭЗ», касающуюся корректировок бизнес-плана и их влияние на процесс согласования с Минэкономравития. Предлагается также ввести штрафы в пользу управляющей компании ОЭЗ при утрате коммерческой организацией / индивидуальным предпринимателем

статуса резидента. Требуется в гл. 7 ФЗ «Об ОЭЗ» конкретизировать основания и механизм передачи земельных участков Минэкономразвитию, а также учитывать тенденции развития цифровой экономики при осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ (самоисполняющиеся Соглашения, распределенный реестр резидентов, использование усиленной квалифицированной подписи).

Сформулированные рекомендации могут быть использованы при совершенствовании механизмов правового регулирования предпринимательской

деятельности в особых экономических зонах в рамках разрабатываемой промышленной политики города Москвы, а также выявленные пробелы в российском законодательстве в части регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах и выработки рекомендаций по их устранению позволят создать благоприятный инвестиционный климат в РФ.

Литература

Нормативные правовые акты и иные источники права

1. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Приложение 1: относительно свободных экономических зон // Право и экономика.1995. N 8. С. 125 - 129.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2018 года.-Москва: Эксмо, 2018.-576 с.-(Законы и кодексы).

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1

к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018 г.).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.).

6. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 04.03.2013 г., 03.07.2016 г., 03.07.2018 г.).

8. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные нормативные акты РФ».

9. Комментарий к Федеральному закону от

03.12.2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Постатейный комментарий к Федеральному закону (Белицкая А.В.).

10. Приказ Минэкономразвития РФ от

06.04.2012 г. № 187 «О Порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами управляющей компании» (с изм. на 25.05.2017 г.).

11. Приказ Минэкономразвития России от 13.04.2012 г. № 209 «Об утверждении типовых форм Соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреацион-ной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне» (зарег. в Минюсте России 31.05.2012 г. № 24405).

12. Приказ Минэкономразвития РФ от 23.08.2016 г. № 530 «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны Соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренчес-

кой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне» (ред. от 25.05.2017 г.).

13. Приложение № 1 к Приказу Минэкономразвития РФ от 10.05.2016 г. № 290 «Примерная форма Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне».

14. Постановление Правительства РФ от

26.04.2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны».

15. Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 г. № 552 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны».

16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2017 г. № 489 «Об особой экономической зоне технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы».

17. Постановление Правительства РФ от

21.06.2013 г. № 524 (ред. от 25.05.2016 г.) «О порядке предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям особых экономических зон, а также резидентам туристско-рекреаци-онных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер».

18. Постановление Правительства РФ от 16.04.2015 г. № 367 (ред. от 08.12.2016 г.) «Об особой экономической зоне промышленно-производственного типа, созданной на территории Калужской области».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа».

20. Постановление Правительства Москвы от 11.02.2016 г. № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве» (в ред. Постановления Правительства Москвы от 03.04.2018 г. № 248-ПП).

21. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной

процедуры свободной таможенной зоны (ред. от 11.04.2017 г.).

22. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Правоприменительная практика

23. Определение Верховного Суда РФ от

08.11.2016 г. № 307-КГ16-7941 по делу № А21-7635/2014.

24. Определение Верховного Суда РФ от

28.07.2017 г. по делу № 305-ЭС15-20073, А40-188599/2014.

25. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 г. № 13-АП-2147/15 (ключевые темы: производственные мощности - рыночная стоимость-плата за пользование - особая экономическая зона - участники ООО).

26. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 г. № 09-13017/2016-ГК (вопросы расторжения Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2016 г. № Ф01-4196/2016 по делу № А79-8895/2015.

28. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 г. № Ф04-27053/2015.

29. Письмо ФНС России от 25.03.2016 г. № СД-4-3/5153.

30. Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 23, отв. ред. В.Ф. Яковлев.

Литература

31. Бандорин А.Е. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в России (вопросы теории и практики): автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н.: 12.00.01. -Саратов, 2010.

32. Друева А.А. Правовое положение резидентов особых экономических зон в Российской Федерации // Юрист. 2013. № 22.

33. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. -М.: Юнити-Дана, 2012.-224 с.

34. Колычев А.М. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебник. -М.: Изд. НОРМА ИНФРА-М., 2015, с. 402-429.

35. Колычев А.М., Рассолов И.М. Правовое обеспечение экономики. Учебник.-М.: Изд. ЮРАЙТ, 2014, с. 7-450.

36. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Тютин Д.В., Худы-Хыски Д., Якунина М.В. Особые экономические зоны. Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд-во: Стрельцов И.А., 2016.-180 с.

37. Кузьмин Д.В. Проблемные вопросы оценки инновационного развития Российской Федерации // Государственный аудит. Право. Экономика. 2013. N2. С. 73 - 79.

38. Надежин Н.Н. Предпринимательская деятельность - как сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов и средств регулирования // Научные ведомости, серия «Философия. Социология. Право». -2010.№ 20 (91). Выпуск 14, с. 168-172.

39. Некучаева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России: монография. -М.: МАКС Пресс, 2011. -153 с.

40. Пеклеванная М.В., Варламов Б.А. Меры государственного регулирования деятельности территорий особого статуса как инструмент развития оптических производств // FUNDAMENTAL RESEARCH. -2017. -№5.С. 184-188.

41. Усманова Р.М. Создание «особых зон» как мера по улучшению уровня жизни населения муниципального образования / Р.М. Усманова, А.К. Усманов // Право и практика. 2017. N 3. С. 13 - 20.

42. Нормативно-законодательная база КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2018).

43. Gobillion L., Magnac T. and Laurent H. Do Unemployed Workes Benefit From Enterprise Zones ? The French experience// Jornal of Public Economics.-2012.-pp.881-892.

44. Jensen C., Winiarczyk M. Special Economic Zones - Twenty Years Later, CASE Network Studies and Analyses.-2014.-№ 467. Centrum Analiz Spoleczno-Ekonomicznych Warszawa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.